Таможенные льготы в праве Евразийского экономического союза и законодательстве Российской Федерации
УДК 339.543 ББК 65.428 Х-172
С.В. Халипов,
кандидат юридических наук, доцент, Всероссийская академия внешней торговли, кафедра публичного права - зав. кафедрой
Аннотация
В статье анализируется право Евразийского экономического союза и законодательство Российской Федерации о таможенном деле в части предоставления таможенных льгот. Рассматриваются преимущества по уплате таможенных пошлин, налогов и таможенных сборов, упрощения при совершении таможенных операций, освобождения от таможенного досмотра и неприменения к товарам запретов и ограничений. Исследуются правовые основы нетарифного и технического регулирования в условиях Евразийского экономического союза. Оценивается значимость использования термина таможенные льготы при перемещении товаров через таможенную границу Евразийского экономического союза.
Ключевые слова: Договор о Евразийском экономическом союзе, Таможенный кодекс Таможенного союза, законодательство Российской Федерации о таможенном деле, Налоговый кодекс Российской Федерации, таможенные льготы, льготы по уплате таможенных платежей, запреты и ограничения, меры нетарифного и технического регулирования, таможенные процедуры.
Customs facilities under the law of the Eurasian Economic Union and the Russian Federation legislation
The article analyzes the law of the Eurasian Economic Union and the Russian Federation legislation on customs in terms of granting customs facilities. It deals with the benefits of paying customs duties, taxes and customs charges; of facilitating customs operations; of exemption from customs screening and from applying prohibitions and restrictions to goods. The legal fundamentals of non-tariff and technical regulation under the Eurasian Economic Union conditions are examined. The significance of using the term customs facilities when transferring goods across the customs frontier of the Eurasian Economic Union is evaluated.
Keywords: Treaty on the Eurasian economic union, Customs code of the Customs union, Russian Federation legislation on customs, Tax code of the Russian Federation, customs privileges, privileges on payment of customs payments, bans and restrictions, measures non-tariff and technical regulation, customs procedures.
4 - 2017 Российский внешнеэкономический вестник
S.V. Khalipov,
Candidate of Law Sciences, Associate Professor, Russian Foreign Trade Academy,
Department of Public Law - the Head
Abstract
Таможенные льготы, как выражение, претендующее на правовое происхождение, всегда вызывает практический интерес. Обыденное восприятие льгот, как правило, обусловлено какими-либо преимуществами.1 В таможенной сфере такие преимущества могут иметь достаточно высокую оценку (стоимостную, временную, логистическую). Для комплексного анализа содержания данного понятия обратимся к правовым актам, предоставляющим таможенные льготы в праве Евразийского экономического союза (далее - ЕАЭС) и в законодательстве Российской Федерации.
Целостное использование словосочетания таможенных льгот встречается только в сфере таможенного регулирования, применительно к перемещению товаров отдельными категориями иностранных лиц (дипломатические представительства, консульские учреждения и другие официальные лица, включая их работников).2 При этом общего (единого) определения таможенных льгот нет как в таможенном законодательстве ТС, так и в законодательстве РФ о таможенном деле.
Из содержания главы 45 ТК ТС можно выделить преимущества, предоставляемые дипломатическим представительствам, консульским учреждениям и другим категориям иностранных лиц, пользующимся привилегиями и (или) иммунитетами в контексте таможенных льгот, например:
□ освобождение от уплаты таможенных пошлин, налогов;
□ освобождение от уплаты таможенных сборов за таможенные операции;3
□ неприменение мер нетарифного регулирования;
□ таможенное декларирование товаров путем представления письменного заявления (вместо декларации на товары);4
□ освобождение от таможенного досмотра.
Таким образом, институционально таможенными льготами охвачены таможенные платежи, меры нетарифного регулирования, таможенные операции и таможенный контроль. В отраслевом отношении таможенные льготы встречаются в таких сферах правового (в том числе международно-правового) регулирования как таможенное регулирование, таможенно-тарифное регулирование, нетарифное регулирование, налоговое регулирование.
1 Льгота - преимущественное правило, облегчение, предоставляемое кому-н как исключение из общих правил // Ожегов С.И., Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка / РАН - М.: Азбуковник, 1999, С 335.
2 Глава 45 Таможенного кодекса Таможенного союза (далее - ТК ТС), статья 318 Федерального закона от 27.11. 2010 № 311-ФЗ «О таможенном регулировании в Российской Федерации» (далее - ФЗ «О таможенном регулировании»). В проекте Таможенного кодекса ЕАЭС термин «таможенные льготы» уже не используется (http://www.eurasiancommission. org/ru/act/tam_sotr/dep_tamoj_zak/Pages/hot.aspx) .
3 Пункт 2 части 1 статьи 131 ФЗ «О таможенном регулировании».
4 Часть 4 статьи 318 ФЗ «О таможенном регулировании».
^ 108
Российский внешнеэкономический вестник
4 - 2017
Принимая во внимание наднациональный и национальный уровни регулирования внешнеторгового товарооборота, получаем достаточно большой массив документов, содержащих определенные таможенные преимущества. Пример с таможенными льготами для отдельных категорий иностранных лиц (глава 45 ТК ТС) удобен своей исключительностью, по причине целого комплекса преимуществ. Большую упрощенность содержит только порядок перемещения товаров физическими лицами для личного пользования при прохождении по «зеленому коридору».
Применительно к торговому обороту таможенные льготы имеют избирательный характер, а в правовом регулировании используется более конкретная терминология, например:
□ льготы по уплате таможенных платежей (статья 74 ТК ТС);
□ тарифные льготы (статья 43 Договора о ЕАЭС, раздел VI Закона РФ «О таможенном тарифе»);
□ льготы по уплате налогов и таможенных сборов (ч. 3 п. 2 статьи 74 ТК ТС).
Спорной является правовая природа тарифных преференций и тарифных квот.
Как элементы таможенно-тарифного регулирования данные институты, с одной стороны предоставляют участникам ВЭД преимущества в виде освобождения от уплаты ввозной таможенной пошлины5 или применения сниженной ставки,6 с другой стороны, по праву ЕАЭС рассматриваются отдельно от тарифных льгот. При этом, в соответствии с подпунктом 1 пункта 1 статьи 74 ТК тарифные преференции отнесены к льготам по уплате таможенных платежей. По мнению Суда ЕАЭС в рамках тарифной квоты также предоставляется право на применение льготной ставки ввозной таможенной пошлины.7
Если не связывать поиск словом льготы, а акцентировать внимание на преимуществах, то можно отметить специальные упрощения, предоставляемые уполномоченному экономическому оператору, например, в виде выпуска товаров до подачи таможенной декларации или временного хранения иностранных товаров на собственной территории (статья 41 ТК ТС, статья 86 ФЗ «О таможенном регулировании»).
5 Например, в отношении товаров, происходящих и ввозимых в ЕАЭС из наименее развитых стран или государств-участников соглашений о свободной торговле.
6 Например, в отношении товаров, происходящих и ввозимых из развивающихся стран или в отношении квотируемых товаров.
7 Консультативное заключение Суда ЕАЭС от 01.11.2016 «О применении ставок таможенных пошлин, предусмотренных для ввоза товаров в пределах установленного объема, при выпуске товаров, в отношении которых была подана предварительная таможенная декларация, осуществляемом после истечения срока действия лицензии на импорт товаров, ввозимых в пределах тарифных квот» // http://courteurasian.org/
4 - 2017
Российский внешнеэкономический вестник
109 ^
Льготы в области таможенного контроля в виде освобождений от таможенного досмотра и (или) иных форм таможенного контроля «уходят» на национальный подзаконный уровень (пункты 1-4 статьи 94 ТК ТС,8 статья 162 ФЗ «О таможенном регулировании», приказ ФТС России от 11.04.2016 № 732 «Об утверждении Порядка действий должностных лиц таможенных органов при сборе и анализе информации для определения категории уровня риска лиц, осуществляющих производственную деятельность»).
Условия и порядок применения (неприменения) мер нетарифного регулирования, а также иных запретов и ограничений устанавливаются решениями Евразийской экономической комиссии (далее ЕЭК) или законодательством государств-членов ЕАЭС.9
Таким образом, освобождения от выполнения определенных требований (полностью либо частично) при перемещении товаров через таможенную границу ЕАЭС возможны применительно к:
□ таможенным платежам;
□ таможенным операциям;
□ таможенному контролю;
□ запретам и ограничениям (в контексте пункта 3 статьи 101 Договора о ЕАЭС).
Вместе с тем применение или неприменение отдельных требований само по
себе еще не является освобождением или исключением из общих правил, то есть льготой. Например, если в отношении, ввозимой в РФ бытовой техники не требуется соблюдение мер ветеринарного контроля, то это не исключение, а правило для товаров, не подлежащих ветеринарному контролю (надзору). Другое дело, когда ввозимый товар требует подтверждения соответствия, но особенности его ввоза (например, количество или заявляемая таможенная процедура) дают право не представлять таможенным органам документы, удостоверяющие соответствие товаров обязательным требованиям.10 Рассмотренные примеры, позволяют отделять преимущества в сфере перемещения через таможенную границу товаров от правил, включая случаи, когда такие преимущества нормативно не называются льготами.
Отдельный интерес могут представлять преимущества, предусмотренные таможенными процедурами (таможенный транзит, переработка, временный ввоз, таможенный склад и другие процедуры). Например, при перевозке товаров в со-
8 Статья 105 ТК ТС не учитывается, поскольку рассматривается главным образом торговый оборот.
9 Пункт 3 статьи 101 Договора о ЕАЭС.
10 Решение Коллегии Евразийской экономической комиссии от 25.12.2012 № 294 «О Положении о порядке ввоза на таможенную территорию Таможенного союза продукции (товаров), в отношении которой устанавливаются обязательные требования в рамках Таможенного союза».
^ 110
Российский внешнеэкономический вестник
4 - 2017
ответствии с таможенной процедурой таможенного транзита предоставляются освобождения от уплаты таможенных пошлин, налогов, таможенных сборов за таможенные операции, а также не применяются меры нетарифного и технического регулирования.11 При помещении иностранных товаров под таможенные процедуры переработки на таможенной территории или таможенного склада не взимаются таможенные пошлины, налоги, не применяются меры нетарифного12 и технического регулирования13.
В затронутых таможенных процедурах преимущества (за исключением освобождений от уплаты таможенных пошлин) имеют иную, то есть не «таможенную» правовую природу. Так, освобождения от уплаты налога на добавленную стоимость и акцизов предусмотрены в рамках соответствующих таможенных процедур статьями 151 и 185 части 2 Налогового кодекса РФ.
На основании абзаца 3 пункта 3 статьи 101 Договора о ЕАЭС положения ТК ТС, касающиеся применения (неприменения) запретов и ограничений, к которым относятся, в том числе меры нетарифного и технического регулирования14, не применяются. При помещении товаров под таможенные процедуры соблюдение запретов и ограничений (в частности, мер нетарифного и технического регулирования) подтверждается в случаях и порядке, установленных Евразийской экономической комиссией или нормативными правовыми актами государств-членов ЕАЭС в соответствии с Договором о ЕАЭС (абзац 4 пункта 3 статьи 101 Договора о ЕАЭС).
Таким образом, изложенное не позволяет безоговорочно утверждать, что освобождения от уплаты налогов и неприменение отдельных видов ограничений обусловлены особенностями таможенных процедур и не могут быть отнесены к отдельным видам преимуществ, предоставляемых участникам ВЭД в отношении ввозимых ими иностранных товаров. Скорее, преимущества характеризуют и определяют таможенную процедуру, а не наоборот.
Представляется, что все исключения из общих правил, предоставляемые в различных сферах правового регулирования перемещения товаров через таможенную границу ЕАЭС и носящие смягчающий характер могут быть объединены термином «таможенные льготы». При этом не имеет принципиального значения придавать ли данному термину официальный статус и конструировать под него отдельный правовой институт либо продолжать его использовать в деловом общении,
11 Пункт 1 статьи 215 ТК ТС, пункт 7 части 1 статьи 131 ФЗ «О таможенном регулировании».
12 Статья 229 ТК ТС, пункт 1 статьи 239 ТК ТС.
13 Подпункт «б» пункта 5 Положении о порядке ввоза на таможенную территорию Таможенного союза продукции (товаров), в отношении которой устанавливаются обязательные требования в рамках Таможенного союза (утв. решением Коллегии ЕЭК от 25.12.2012 № 294).
14 Абзац 1 пункта 3 статьи 101 Договора о ЕАЭС.
4 - 2017
Российский внешнеэкономический вестник
111 ^
подразумевая различные таможенные преимущества в интересующих таможенно-правовых институтах (таможенные платежи, таможенный контроль, таможенные операции).
С помощью таможенных льгот можно объединить и структурировать все законные дозволения, предоставляющие возможности извлекать определенные выгоды в связи с перемещением товаров через таможенную границу и (или) использованием иностранных товаров на таможенной территории ЕАЭС (за ее пределами). В дальнейшем такая наглядность будет способствовать формированию системного представления о вариантах оптимизации внешнеторговой деятельности, связанной с перемещением товаров через таможенную границу ЕАЭС.
БИБЛИОГРАФИЯ:
1. Таможенный кодекс Таможенного союза. Договор о Таможенном кодексе Таможенного союза (принят Решением Межгосударственного Совета ЕврАзЭС на уровне глав государств от 27 ноября 2009 г. № 17, ратифицирован Федеральным законом от 2 июня 2010 г. № 114-ФЗ «О ратификации Договора о Таможенном кодексе таможенного союза» // Собрание законодательства РФ. 2010, N 23, ст. 2796) (Tamozhennyj kodeks Tamozhennogo sojuza. Dogovor о Tamozhennom kodekse Tamozhennogo sojuza (ргт^ Resheniem Mezhgosшdarstvennogo Soveta EvrAzJeS т ш^ш glav gosшdarstv ot 27 nojabria 2009 g. № 17, ratificirovan Federal'nym zakonom ot 2 ijшnja 2010 g. № 114-Р2 «О ratifikacii Dogovora o Tamozhennom kodekse tamozhennogo sojшza» // Sobranie zakonodateГstva RF. 2010, N 23, st. 2796))
2. Договор о Евразийском экономическом союзе (Подписан в г. Астане 29.05.2014) // http://www.eurasiancommission.org (Dogovor o Evrazijskom jekonomicheskom sojuze (Podpisan V g. Astane 29.05.2014))
3. Проект Таможенного кодекса Евразийского экономического союза // http://www. eurasiancommission.org/rn/act/tam_sotr/dep_tamoj_zak/Pages/hotaspx (Proekt Tamozhennogo kodeksa Evrazijskogo jekonomicheskogo sojшza)
4. Решение Коллегии Евразийской экономической комиссии от 25.12.2012 № 294 «О Положении о порядке ввоза на таможенную территорию Таможенного союза продукции (товаров), в отношении которой устанавливаются обязательные требования в рамках Таможенного союза» // http://www.eurasiancommission.org (Reshenie Kollegii Evrazijskoj jekonomicheskoj komissii ot 25.12.2012 № 294 «О Polozhenii o poriadke vvoza na tamozhennшjш territorijш Tamozhennogo sojuza prodшkcii (tovarov), V otnoshenii kotoroj шstanavlivajшtsja objazatel'nye trebovanija V ramkah Tamozhennogo sojшza»)
5. Налоговый кодекс Российской Федерации (Часть 2) // Собрание законодательства РФ, 07.08.2000, № 32, ст. 3340 (Nalogovyj kodeks Rossijskoj Federacii (Chast' 2) // Sobranie zakonodatel'stva RF, 07.08.2000, № 32, st. 3340)
6. ФЗ от 27.11.2010 № 311-ФЗ «О таможенном регулировании в Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ, 29.11.2010, № 48, ст. 6252 ^ ot 27.11.2010 № 311-Р2 «О tamozhennom regшlirovanii V Rossijskoj Federacii» // Sobranie zakonodateГstva ИЕ 29.11.2010, № 48, st. 6252)
^ 112
Российский внешнеэкономический вестник
4 - 2017
7. Приказ ФТС России от 11.04.2016 № 732 «Об утверждении Порядка действий должностных лиц таможенных органов при сборе и анализе информации для определения категории уровня риска лиц, осуществляющих производственную деятельность» // Таможенные ведомости. 2016. № 6 (Prikaz FTS Rossii ot 11.04.2016 № 732 «Ob utverzhdenii Porjadka dejstvij dolzhnostnyh lic tamozhennyh organov pri sbore i analize informacii dlja opredelenija kategorii urovnja riska lic, osushhestvljajushhih proizvodstvennuju dejatel'nost'» // Tamozhennye vedomosti. 2016. № 6)
8. Консультативное заключение Суда ЕАЭС от 01.11.2016 «О применении ставок таможенных пошлин, предусмотренных для ввоза товаров в пределах установленного объема, при выпуске товаров, в отношении которых была подана предварительная таможенная декларация, осуществляемом после истечения срока действия лицензии на импорт товаров, ввозимых в пределах тарифных квот» // http://courteurasian.org/ (Konsul'tativnoe zakljuchenie Suda EAJeS ot 01.11.2016 «O primenenii stavok tamozhennyh poshlin, predusmotrennyh dlja vvoza tovarov v predelah ustanovlennogo ob#ema, pri vypuske tovarov, v otnoshenii kotoryh byla podana predvaritel'naja tamozhennaja deklaracija, osushhestvljaemom posle istechenija sroka dejstvija licenzii na import tovarov, vvozimyh v predelah tarifnyh kvot»)
9. Ожегов С.И., Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка / РАН - М.: Азбуковник, 1999. - 940 с. (Ozhegov S.I., Shvedova N.Ju. Tolkovyj slovar' russkogo jazyka / RAN - M.: Azbukovnik, 1999. - 940 s.)
4 - 2017
Российский внешнеэкономический вестник
113 Q