3. Закон РФ от 9 июля 1993 г. № 5351-1 «Об авторском праве и смежных правах» [Текст] // Ведомости СНД РФ и ВС РФ. - 1993. - № 25. - Ст. 1517.
4. Федеральный закон от 22 августа 1996 г. № 126-ФЗ «О государственной поддержке кинематографии Российской Федерации» [Текст] // СЗ РФ. - 1996. - № 35. - Ст. 3016.
5. Федеральный закон от 29 декабря 1994 г. № 78-ФЗ «О библиотечном деле» [Текст] // СЗ РФ. -1994. - № 47. - Ст. 3051.
6. Постановление Правительства РФ от 13 мая 2002 г. № 308 «Об утверждении Положения о лицензировании деятельности по публичному показу аудиовизуальных произведений, если указанная деятельность осуществляется в кинозале» [Текст] // СЗ РФ. - 2002. - № 20. - Ст. 1863.
7. Постановление Правительства РФ от 17 ноября 1994 г. № 1264 «Об утверждении Правил по кинообслуживанию населения» [Текст] // СЗ РФ. - 1994. - № 41. - Ст. 2027.
И.С. Кочубей,
соискатель Саратовского государственного социально-экономического университета
КЛАССИФИКАЦИЯ ПРАВОВЫХ ЛЬГОТ В ОБЛАСТИ ТАМОЖЕННОГО ДЕЛА
тратегическая цель таможенных органов, выражающаяся во всемерном содействии развитию внешней торговли, обусловливает возможность получения субъектами международных экономических отношений определенных льгот. Законодательство в области таможенного дела не содержит норм, имеющих указание на основания классификации предоставляемых льгот. Этому вопросу не уделяется должного внимания и в специальных исследованиях, что вносит серьезные трудности в нормотворческий процесс, не способствует упорядочению системы льгот.
Для более полного уяснения сущности правовых льгот в области таможенного дела требуется провести их классификацию по различным критериям.
В соответствии с институтами таможенного законодательства льготы в данной области могут предоставляться по трем направлениям: при осуществлении таможенного оформления; при уплате таможенных платежей; в процессе производства таможенного контроля. Естественно, в первом и последнем случаях субъект заинтересован прежде всего в сокращении временных затрат, тогда как послабления в таможенном обложении отражаются непосредственно на его финансовых ресурсах.
Ярким примером предоставления льгот в процессе таможенного оформления являются специальные упрощенные процедуры таможенного оформления, предусмотренные ст. 68 Таможенного кодекса РФ [1]. Они выражаются в возможности лиц, зарекомендовавших себя как законопослушные участники внешнеэкономической деятельности, производить подачу периодической таможенной декларации, осуществлять выпуск товаров при представлении сведе-
ний, необходимых для идентификации товаров, проходить таможенное оформление, осуществлять хранение товаров на своих складах и другие упрощенные процедуры, предусмотренные Таможенным кодексом РФ.
Льготы при уплате таможенных платежей могут предоставляться в отношении таможенной пошлины, налога на добавленную стоимость, акцизов, а также таможенных сборов. Данная разновидность льгот вполне может быть причислена к категории финансово-правовых льгот, поскольку их регулирование осуществляется посредством норм как таможенного, так и финансового законодательства. В частности, льготы по уплате таможенной пошлины устанавливаются положениями Таможенного кодекса РФ и Закона РФ «О таможенном тарифе» [2], а косвенных налогов - частью второй Налогового кодекса РФ [3].
В процессе производства таможенного контроля большинство льгот распространяется на досмотровые операции. Так, в соответствии со ст. 386 Таможенного кодекса РФ таможенному досмотру не подлежит личный багаж Президента РФ, в том числе прекратившего свои полномочия, и следующих вместе с ним членов его семьи.
Комплексный характер отрасли таможенного законодательства отражается и на таком его институте, как льготы. В качестве примера получения льгот при производстве всех таможенных процедур можно привести предоставление льгот при перемещении через таможенную границу безвозмездной помощи (содействия) [4].
Решение о подтверждении принадлежности товаров к безвозмездной помощи принимается Комиссией по вопросам международной гуманитарной и технической помощи при Правительстве РФ, которая выдает удостоверение по установленной форме, подаваемое в налоговые и таможенные органы для предоставления льгот. Комиссия является единственным на территории России органом, правомочным выдавать такие удостоверения. Для более оперативного решения вопросов, связанных с выдачей разрешительных документов на перемещение данной категории товаров, представляется целесообразным образовать органы с аналогичными полномочиями в федеральных округах.
Товары, ввозимые на таможенную территорию Российской Федерации в качестве безвозмездной помощи (содействия), освобождаются от обложения ввозной таможенной пошлиной, налогом на добавленную стоимость и взимания таможенных сборов за таможенное оформление товаров. Если внешнеторговым контрактом предусмотрена оплата таких товаров, льготы по уплате таможенных платежей не предоставляются. Помимо льгот в части таможенного обложения, таможенное оформление гуманитарной помощи производится в первоочередном порядке. Таким образом, при перемещении названного вида товаров льготы распространяются как на порядок таможенного оформления, так и на объем таможенных платежей.
По субъектному составу льготы в области таможенного дела предоставляются:
- физическим лицам (при перемещении ими товаров не для коммерческой деятельности либо в связи с их служебным положением или социальным статусом);
- лицам, обладающим статусом беженцев или вынужденных переселенцев;
- дипломатическим, консульским и иным представительствам, а также их сотрудникам;
- субъектам, использующим специальные упрощенные процедуры таможенного оформления (согласно ст. 68 Таможенного кодекса РФ);
- государствам.
В отдельных случаях для получения преимуществ в области таможенного дела достаточно подтвержденного статуса физического лица. Так, льготы по уплате таможенных платежей предоставляются Героям Советского Союза, России, а также полным кавалерам ордена Славы [5]. Для физических лиц, обладающих статусами беженцев или вынужденных переселенцев, предоставляются льготы по уплате таможенных пошлин, налогов в отношении товаров, бывших в употреблении и ввозимых ими на таможенную территорию Российской Федерации [6]. Документы, подтверждающие факт признания лица переселяющимся в Российскую Федерацию на постоянное место жительства, должны быть представлены в таможенный орган при таможенном оформлении товаров.
Льготные правила в отношении товаров, перемещаемых через таможенную границу дипломатическими, консульскими и иными официальными представительствами иностранных государств, международными организациями, персоналом этих представительств и организаций, устанавливаются главой 25 Таможенного кодекса РФ.
В целях установления оптимального баланса между публичными и частными интересами законодатель ввел положение, предоставляющее возможность применения для отдельных лиц специальных упрощенных процедур таможенного оформления. В соответствии со ст. 68 Таможенного кодекса РФ к таким лицам следует отнести субъектов, соответствующих следующим критериям:
- не имеющих на день обращения в таможенный орган вступивших в силу и неисполненных постановлений по делам об административных правонарушениях в области таможенного дела и не считающихся подвергнутыми административному наказанию за совершение административных правонарушений, предусмотренных ст. 16.2, 16.7; ч. 1 ст. 16.9; ч. 3 ст. 16.12; ст. 16.15 Кодекса РФ об административных правонарушениях [7];
- ведущих систему учета в установленном порядке, позволяющем таможенным органам сопоставлять сведения, содержащиеся в коммерческой документации, и сведения, представленные таможенным органам при производстве таможенного оформления товаров;
- осуществляющих внешнеэкономическую деятельность не менее трех лет.
По итогам 2006 г. количество участников внешнеэкономической деятельности, в отношении которых установлены специальные упрощенные таможенные процедуры, составило 196 лиц [8], что, очевидно, недостаточно, поскольку принятие подобного решения единственным органом - Федеральной таможенной службой РФ - создает препятствия для оперативного реагирования на заявления участников внешней торговли. Представляется логичным наделение региональных таможенных управлений и таможен правом принятия такого решения.
Государство или группа стран могут выступать в области таможенного дела в качестве льготополучателей в соответствии с международными соглашениями. Например, 21 мая 1998 г. было заключено соглашение между таможенными службами России, Украины, Белоруссии и Молдавии о предоставлении льгот при таможенном оформлении плодоовощной продукции [9]. Правительством РФ установлен также перечень стран - пользователей схемой преференций Российской Федерации [10]. Данные государства пользуются правами, составляющими содержание принципа наибольшего благоприятствования. Его основное значение состоит не только в запрещении дискриминации в рамках определенного числа государств, но и прежде всего во взаимном предоставлении наиболее льготных условий в области внешнеэкономических отношений.
По объектному составу льготы распространяются на отдельные категории товаров, устанавливаемые международными актами, федеральными законами либо постановлениями Правительства РФ. Например, ч. 5 ст. 282 Таможенного кодекса РФ устанавливается полное освобождение от уплаты таможенных платежей в отношении культурных ценностей, ввозимых физическими лицами.
По времени действия льготы могут быть постоянными (бессрочными) и временными (устанавливаемыми на определенный срок). В отношении физических лиц, перемещающих товары для личного пользования в пределах установленных количественных и стоимостных ограничений, льготы применяются на постоянной основе. Установление льгот на определенный период времени характерно, например, для некоторых таможенных режимов. Так, товар может храниться на таможенном складе без уплаты таможенных пошлин, налогов и без применения запретов и ограничений экономического характера, как правило, не более трех лет (ст. 216, 218 Таможенного кодекса РФ). Это значит, что льготы в данном случае будут действовать лишь в течение этого срока.
По характеру нормативной регламентации льготы подразделяются на внутригосударственные и международно-правовые. Если преимущества установлены нормами национального законодательства, они являются внутригосударственными. Однако с учетом трансграничного характера таможенного законодательства ряд льгот регламентирован положениями международных договоров и соглашений. Международно-правовыми нормами также установлены случаи освобождения от уплаты таможенных платежей в отношениях с Китаем, Францией, Норвегией и другими странами.
Согласно требованиям таможенного режима льготы могут касаться уплаты (возврата) таможенных пошлин, налогов; применения запретов и ограничений, установленных законодательством о государственном регулировании внешнеторговой деятельности. Названные льготы составляют содержание большинства таможенных режимов, таких, как международный таможенный транзит, временный ввоз, таможенный склад, беспошлинная торговля, реимпорт, реэкспорт, перемещение припасов и другие.
Проведение классификации правовых льгот в области таможенного дела позволяет выделить различные основания их предоставления. В качестве юридического основания предоставления льгот в области таможенного дела могут выступать международные договоры и соглашения, Таможенный кодекс РФ,
Налоговый кодекс РФ, Закон РФ «О таможенном тарифе», решения Правительства РФ.
Фактическими основаниями предоставления таможенных льгот выступают следующие:
перемещение определенного вида товара;
установление страны происхождения товара для получения соответствующих льгот;
выбор определенного таможенного режима, предусматривающего льготы;
наличие у лица соответствующего правового статуса, наступление события либо совершение в отношении его действий (бездействия), позволяющих воспользоваться таможенными льготами.
Процессуальным основанием предоставления таможенных льгот служит документ, доказывающий такое право. Это может быть сертификат о происхождении товара, грузовая таможенная декларация, свидетельствующая о выборе таможенного режима, аккредитация главы дипломатического представительства и т.д.
Итак, льготы предоставляются по специальному акту таможенных органов, являющемуся основной правовой формой управленческой деятельности.
Классификация правовых льгот в области таможенного дела, а также определение оснований их предоставления позволит не только упорядочить работу законодателя в данном направлении, но и будет способствовать реализации субъектами своих прав и законных интересов.
Библиографический список
1. Таможенный кодекс РФ от 28 мая 2003 г. № 61-ФЗ (в ред. от 24 июля 2007 г.) [Текст] // СЗ РФ. - 2003. - № 22. - Ст. 2066; 2007. - № 31. - Ст. 3995.
2. Закон РФ от 21 мая 1993 г. № 5003-1 (в ред. от 10 ноября 2006 г.) «О таможенном тарифе» [Текст] // Ведомости СНД РФ и ВС РФ. - 1993. - № 23. - Ст. 821; СЗ РФ. - 2006. -№ 47. - Ст. 4819.
3. Налоговый кодекс РФ (часть вторая) от 5 августа 2000 г. № 117-ФЗ (в ред. от 24 июля 2007 г.) [Текст] // СЗ РФ. - 2000. - № 32. - Ст. 3340; 2007. - № 21. - Ст. 4013.
4. Федеральный закон от 4 мая 1999 г. № 95-ФЗ (в ред. от 22 августа 2004 г.) «О безвозмездной помощи (содействии) Российской Федерации и внесении изменений и дополнений в отдельные законодательные акты Российской Федерации о налогах и об установлении льгот по платежам в государственные внебюджетные фонды в связи с осуществлением безвозмездной помощи (содействия) Российской Федерации» [Текст] // СЗ РФ. - 1999. - № 18. - Ст. 2221; 2004. - № 35. - Ст. 3607.
5. Закон РФ от 15 января 1993 г. № 4301-1 (в ред. от 26 июня 2007 г.) «О статусе Героев Советского Союза, Героев Российской Федерации и полных кавалеров ордена Славы» [Текст] // Ведомости СНД РФ и ВС РФ. - 1993. - № 7. - Ст. 247; СЗ РФ. - 2007. - № 27. - Ст. 3213.
6. Положение о применении единых ставок таможенных пошлин, налогов в отношении товаров, перемещаемых через таможенную границу Российской Федерации физическими лицами для личного пользования, утв. постановлением Правительства РФ от 29 ноября 2003 г. № 718 (в ред. от 3 марта 2007 г.) [Текст] // СЗ РФ. - 2003. - № 49. - Ст. 4772; 2007. - № 11. - Ст. 1333.
7. Кодекс РФ об административных правонарушениях от 30 декабря 2001 г. № 195-ФЗ (в ред. от 24 июля 2007 г.) [Текст] // СЗ РФ. - 2002. - № 1 (ч. 1). - Ст. 1; 2007. - № 31. - Ст. 4009.
8. www.customs.ru
9. Соглашение между таможенными службами Республики Молдова, Украины, Республики Беларусь и Российской Федерации о предоставлении льгот при таможенном оформлении плодоовощной продукции от 21 мая 1998 г. [Текст] // Таможенный вестник. - 1998. - № 14.
10. Перечень стран - пользователей схемой преференций Российской Федерации, утв. постановлением Правительства РФ от 13 сентября 1994 г. № 1057 (в ред. от 22 марта 2007 г.) [Текст] // СЗ РФ. - 1994. - № 21. - Ст. 2400; 2007. - № 13. - Ст. 1588.
A.B. Фиошин,
аспирант Института права и государственной службы Ульяновского государственного университета
ИПОТЕКА ЗЕМЕЛЬНЫХ УЧАСТКОВ В РОССИИ И ФАКТОРЫ, ОГРАНИЧИВАЮЩИЕ ЕЕ РАЗВИТИЕ
оссийское государство сегодня, равно как и многие столетия назад, славится своими обширными территориями. Земельные участки, являющиеся базисом производственной, хозяйственной и предпринимательской деятельности, представляют значительный интерес еще и с точки зрения их оборотоспособности. Тем не менее вовлечение земельных участков в гражданский оборот сопряжено с определенными препятствиями, вызванными подчас законодательными несовершенствами. Представляется, что связанные с этим трудности в некоторой степени мешают и развитию ипотеки земельных участков.
Так, в соответствии с п. 1 ст. 1 Федерального закона «О крестьянском (фермерском) хозяйстве» крестьянское (фермерское) хозяйство (далее также -фермерское хозяйство) представляет собой объединение граждан, связанных родством и (или) свойством, имеющих в общей собственности имущество и совместно осуществляющих производственную и иную хозяйственную деятельность (производство, переработку, хранение, транспортировку и реализацию сельскохозяйственной продукции), основанную на их личном участии [1]. Пункт 2 ст. 3 этого Закона гласит, что членами фермерского хозяйства могут быть также граждане, не состоящие в родстве с главой фермерского хозяйства, и что максимальное количество таких граждан не может превышать пяти человек. При сопоставлении двух обозначенных норм указанного Закона возникает вопрос: распространяется ли действие п. 2 ст. 3 на граждан, не состоящих в родстве с главой фермерского хозяйства, но являющихся его свойственниками (на зятя или невестку, например). Поставленный вопрос имеет отнюдь не праздное значение, поскольку согласно п. 1 ст. 12 Закона «О крестьянском (фермерском) хозяйстве» граждане, заинтересованные в предоставлении им земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения, находящихся в государственной или муниципальной собственности, для создания фермер-