ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ
УДК 378.372.8
Т.Н. Стайнов, доктор пед. наук
Московский государственный агроинженерный университет имени В.П. Горячкина
КУРС «ДИДАКТИКА ВЫСШЕЙ ШКОЛЫ» ДЛЯ АСПИРАНТОВ — ИННОВАЦИОННЫЙ ПРОЕКТ ОБОСНОВАНИЯ МОДЕЛИ ПРЕПОДАВАТЕЛЯ В КОМПЕТЕНТНОСТНОМ ФОРМАТЕ
Одним из важнейших элементов системы подготовки специалистов в учреждениях высшего профессионального образования является преподаватель. От качества подготовки преподавателей вуза зависит и качество не только выпускников-специа-листов, но и качество преподавателей в начальных и средних профессиональных образовательных учреждениях, так как они готовятся в вузах. Тем более это актуально для подготовки педагога профессионального обучения на инженерно-педагогическом факультете МГАУ имени В.П. Горячкина. В этом смысле большое значение имеет аспирантура.
Аспирантура — основная форма подготовки научно-педагогических и научных кадров в системе послевузовского образования. Аспирант (от лат. стремящийся к чему-либо) в данном случае человек с высшим образованием, стремящийся к ученой степени кандидата наук. Подготовка аспирантов осуществляется по отраслям наук и научным специальностям в соответствии с номенклатурой специальностей научных работников.
Как вытекает из предназначения аспирантуры, ее выпускники должны быть готовы к преподавательской деятельности. В связи с этим предлагается в период обучения в аспирантуре ввести
50 ------------------------- ---------- Вестник ФГОУ ВПО
для аспирантов курс «Дидактика высшей школы». Этот курс будет весьма полезен и для молодых преподавателей, оставленных работать в университете и не имеющих педагогического образования (такой опыт есть в МГАУ им. В.П. Горячкина, в МГУ леса и в МГУ природообустройства). С учетом этого аспирант за время обучения в аспирантуре обязан:
1) полностью выполнить индивидуальный учебный план;
2) сдать соответствующие кандидатские экзамены;
3) изучить курс «Дидактика высшей школы»;
4) завершить работу над кандидатской диссертацией.
Далее приведены дефиниции курса «Дидактика высшей школы», объект, предмет, цель и задачи его изучения, а также примерная программа (издана отдельно).
Дидактика высшей школы (ДВШ) — это наука, основанная на концепции системного педагогического проектирования и представляющая собой совокупность теоретических положений и практических рекомендаций для формирования профессионально-педагогической компетентности пре-
МГАУ № 3'2011 ----------------------------------
подавателя высшего профессионального образовательного учреждения (вуза).
Объект ДВШ — целостный образовательный процесс, включающий все его элементы (цель, системообразующий фактор, общедидактические принципы, содержание, формы, методы, средства, субъекты процесса обучения, обратная связь, результат).
Предмет ДВШ — проектирование педагогической системы преподавания с моделированием и технологизацией процесса обучения.
Цель курса ДВШ — научиться проектировать педагогическую систему преподавания учебного предмета, принимая в качестве системообразующего фактора профессионально-педагогическую компетентность преподавателя.
Цель студента Цель преподавателя
На основе мотивированного желания, стремления и готовности к самосовершенствованию, расширению интеллектуального кругозора, развитию способностей стать образованным человеком. Следовать правилу: не «получить», а посредством своей познавательной деятельности и помощи преподавателей «взять», приобрести знания, умения и навыки в созданных в вузе условиях для формирования профессиональной компетентности будущего специалиста. Задачи (условно, образно ^ 4 «Д»): 1) добывать (новые знания!) 2) добиваться (понимания, усвоения!) 3) думать (развивать мышление!) 4) действовать (применять знания!) Создать организационно-педагогические условия для успеха образовательного процесса и способствовать студентам в познавательной деятельности. Задачи (условно, образно ^ 4 «О»): 1) обеспечить цикл лекций на высоком научном уровне с приоритетом системного, творческого мышления преимущественно методом дедукции 2) обеспечить четкое проведение практических занятий и разработку творческих заданий для самостоятельной работы студентов 3) обеспечить методической литературой и рекомендовать дополнительные научные источники 4) обеспечить консультации и обратную связь
ПРИНЦИП СИНЕРГЕТИКИ: «(1 + 1) > 2»
(совместно, согласованно работать для усиления эффекта познания)
Рис. 1. Дидактические цели и задачи субъектов образовательного процесса
№ п/п Формулы (знаковые модели) Расшифровка формул (описание моделей)
І ОП = О + В + Р Образовательный процесс — комплексное, суммарное, функциональное триединство обучения, воспитания и развития, нацеленное на образованность личности.
2 Э = Р Р ^оп х преп^ студ Эффективность образовательного процесса равна произведению работы преподавателя на самостоятельную работу студента. Следствия: а) если Рпреп ^ max, Рстуд.^- max, то Э ^ max б) если Рстуд = 0, то Э = 0
3 Уоп = МЖУ + ТРП Успех образовательного процесса обеспечивается мотивированным желанием студента учиться и творческой работой преподавателя.
4 Роп = РО + РВ + РР Результативность образовательного процесса интегрально определяется итогами (результатами) обучения, воспитания и развития ^ ^ ^ Успеваемость Поведение Умение мыслить (знания) (поступки) (интеллект) Образованность (в том числе профессиональная компетентность)
ПРИНЦИП ЭЙДЕТИКИ:
(сохранение в памяти ярких, наглядных образов предметов, явлений, процессов после прекращения их воздействия на органы чувств)
Рис. 2. Ключевые понятия (образы, модели) качества образовательного процесса
--------------------------- Вестник ФГОУ ВПО МГАУ № 3'2011 ------------------------------------------- 51
Рис. 3. Сущность образовательного процесса и его триединства
Постоянное пополнение знаний, самообразование, самосовершенствование, в том числе посредством научно-исследовательской работы вообще и в области своего предмета в частности, формирование профессионально-педагогической компетентности
«Передача» знаний, а точнее, создание условий для восприятия, понимания, усвоения, закрепления знаний и приобретения умений и навыков их применения обучающимися. Стремление к достижению педагогического мастерства в образовательном процессе и успеха в формировании профессиональной компетентности будущего выпускника-специалиста
3 Распространение знаний, обмен педагогическим опыт исследований, инновационных подходов как в образе предмета (участие в научных конференциях, издание ций, публикация статей и т. д.). ом с коллегами, апробирование результатов научных вательном процессе, так и в области преподаваемого учебников, учебных пособий, методических рекоменда-
4 Уяснение, понимание и принятие к действию концепции системного педагогическогопроектирования, овладение методологией педагогического проектирования, умение спроектировать педагогическую систему преподавания своего предмета и разрабатывать проект проведения конкретного учебного занятия по соответствующей теме на основе моделирования образовательного процесса и разработки технологии обучения
Рис. 4. Основные дидактические функции преподавателя
4
1
Задачи изучения курса ДВШ следующие:
1) уяснить концепцию системного педагогического проектирования и усвоить ее логическую интерпретацию на основе концептуальной модели;
2) обосновать и построить модель педагогической системы (модель образовательного процесса) с комментариями ко всем составляющим ее элементам;
3) научиться разрабатывать технологию обучения предмету с реализацией принципов (требований), предъявляемых к каждому элементу модели системы;
4) применить спроектированную педагогическую систему для обоснования модели преподавателя на основе компетентностного подхода. Причем под профессионально-педагогической компетентностью понимается интегральная профессионально-квалификационно-личностная характеристика, включающая совокупность ключевых (основных) компетенций и единичных (субкомпетенций), необходимых для преподавательской деятельности.
Целесообразно предложить начинающему преподавателю (выпускнику аспирантуры) некоторые основополагающие рекомендации к первой лекции для установления контакта с аудиторией и ориен-
52 ---------------------- ---------- Вестник ФГОУ ВПО
тировать студентов на активизацию самостоятельной работы, а не ожидать «получения» знания без особого труда.
Такой педагогический прием сразу обозначит кредо преподавателя, сущность предстоящего образовательного процесса и роли в нем студентов.
К таким материалам (в презентационной форме для мультимедийной демонстрации) относятся:
• дидактические цели и задачи субъектов образовательного процесса (рис. 1);
• наглядные опорные сигналы образовательного процесса (рис. 2);
• сущность образовательного процесса и его триединства (рис. 3);
• основные дидактические функции преподавателя (рис. 4);
• профессионально-педагогическая компетентность преподавателя (рис. 5).
Список литературы
Стайнов, Г.Н. Дидактика высшей школы на основе системного педагогического проектирования: учеб.-ме-тодич. пособие / Г.Н. Стайнов. — М.: ГОУ ВПО МГУЛ, 2010. — 148 с.
МГАУ № 3'2011 ------------------------------------
Субкомпетенции (СК1) (единичные компетенции)
СЮ. 1 - умение спроектировать цель СЮ .2 - умение реализовать принципы дидактики
СЮ .3 - умение провести научный отбор содержания
СЮ .4 - умение выбрать формы обучения СЮ .5 - умение обосновать методы обучения СЮ .6 - умение подобрать средства обучения СЮ .7 - умение сформулировать системообразующий фактор и реализовать его принципы
СЮ .8 - умение спроектировать внутреннюю и внешнюю обратнук связь и проанализировать результативность образовательного процесса
Профессионально-педагогическая компетентность преподавателя (ППК)
3
Субкомпетенции (СКЗ) (единичные компетенции)
Ключевые компетенции (К)
1 Г
К1 / Системно-' проектировочная компетенция К2 Предметно- \ отраслевая \ компетенция
(СПК)
СКЗ. 1 - основополагающие принципы образования (по ЮНЕСКО)
СКЗ.2 - структура организации и управления в системе образования СКЗ.З - система наук, формула прогресса (образование, наука, производство, инновации)
СК 3.4 - принципиальные подходы к содержанию образования СКЗ.5 - ступени и уровни образования СКЗ.б-знание сущности Болонского процесса СК 3.7 - термины и определения (по ФГОС ВПО)
СКЗ.8 - структура организации иуправления в отрасли, для которой готовится специалист
Организаторско-управленческая компетенция (ОУК)
(ПОК)
Личностнопрофессиональная компетенция (ЛИК)
ППК = СПК + ПОК + ОУК + лпк
Субкомпетенции (СК2) (единичные компетенции)
СК 2.1- дефиниция курса
и его значение в профессиональной
деятельности
СК 2.2 - объект, предмет,
цель и задачи изучения курса
СК 2.3 - профессиональная
направленность курса, воспитательные
и развивающие возможности
СК 2.4 - структура объекта будущей
профессиональной деятельности
выпускника
СК 2.5 - техника в отрасли СК 2.6 - технология в отрасли СК 2.7 - формы собственности в отрасли СК 2.8 - основные экономические категории в отрасли, понятие о бизнес-плане и логистике
Субкомпетенции (СК4) (единичные компетенции)
СК 4.1- мотивация (мотивированное желание работать в профессии педагога)
СК 4.2 - стимулирование (моральное удовлетворение и материальная обеспеченность в профессии)
СК 4.3 - возможность реализации своих способностей
СК 4.4 - чувство комфортности в профессии СК 4.5 - креативность и интеллект СК 4.6 - коммуникабельность и толерантность СК 4.7 - высокая культура
СК 4.8 - доброжелательность и требовательность
Рис. 5. Компетентностная модель преподавателя высшей школы
Профессионально-педагогическое образование