ПСИХОЛОГИЯ И ПЕДАГОГИКА
главное, реализация концепции и соответственно спроектированной системы позволяет формировать профессионально-педагогическую компетентность преподавателя для повышения его квалификации.
В итоге предоставляется возможным изобразить модель преподавателя профессионального образовательного учреждения.
Библиографический список
1. Стайнов, Г.Н. Основы системного педагогического проектирования. учебное пособие / Г.Н. Стайнов - М.: ФГОУ ВПО МГАУ, 2007. - 107 с.
2. Профессиональная компетентность. Диагностика уровня человековедческой компетентности педагога. Методические рекомендации. Вып. 18 / Отв. ред. Л.Я. Олиференко. - М.: ИПК и ПРНО М.о., 2002. - 23 с.
РЕАЛИЗАЦИЯ КОМПЕТЕНТНОСТНОГО ПОДХОДА К ОБЩЕТЕХНИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКЕ ИНЖЕНЕРА НА ПРИМЕРЕ ИЗУЧЕНИЯ КУРСА «ДЕТАЛИ МАШИН»
Г.Н. СТАЙНОВ, проф. каф. педагогики и психологии МГУЛ, д-р пед.наук
Как известно, к исследованию всех процессов, объектов и явлений в окружающей действительности необходим системный подход. Системному подходу к образовательному процессу посвящен ряд работ автора данной статьи [1-6]. Посредством системного подхода обоснована модель образовательного процесса в виде блок-схемы как совокупности элементов педагогической системы [3]. На основе реализации модели образовательного процесса предложена модель преподавателя в компетентностном формате [4].
Системообразующим фактором является формирование профессионально-педагогической компетентности педагога (ППК). Модель состоит из структурных составляющих ключевых компетенций и субкомпетенций [5,6]. В связи с компетентностным подходом к подготовке специалиста, в том числе инженера, преподаватель каждой дисциплины общетехнического цикла должен сформулировать ключевые компетенции, субкомпетенции и «еще более мелкие» единичные компетенции, которые нужно сформировать у студентов в результате преподавания своей дисциплины. В данном контексте, используя опыт работы автора в течение многих лет на инженерном факультете, посвятим последующий материал курсу «Детали машин», поскольку это весьма актуально.
Цель преподавания курса: формирование общетехнической компетентности как
системообразующего фактора (элемента) системы общетехнической подготовки инженера.
Задачи изучения курса:
1) на базе предыдущих общеинженерных дисциплин основательно изучить «Детали машин», с тем чтобы заложить прочный фундамент для профилирующих дисциплин и дипломного проектирования;
2) овладеть основами теории, методами расчета, конструирования, проектирования посредством современных технологий, в том числе автоматизированных систем (APM WinMachine, Компас и др.);
3) уметь рассчитывать детали машин по всем критериям работоспособности, на все виды деформаций с выполнением общих видов, сборочных и рабочих чертежей;
4) научиться обоснованно выбирать материалы в зависимости от условий работы деталей машин;
5) вырабатывать у студентов объемное, системное мышление, смелый творческий подход к решению нестандартных задач, способность к созданию новых машин и технологий.
Так как целью статьи является обоснование модели студента в результате изучения курса «Детали машин», то сосредоточим внимание на общетехнической подготовке как этапе общепрофессионального обучения, направленного на освоение основ техники и технологии межотраслевого назначения.
ЛЕСНОЙ ВЕСТНИК 5/2013
187
ПСИХОЛОГИЯ И ПЕДАГОГИКА
Полагаем, что в таком случае в качестве системообразующего фактора выступает формирование общетехнической компетентности (ОТК). ОТК - это знания, умения, навыки и готовность их применения специалистом в его профессиональной инженерной деятельности для проектирования, расчета и конструирования деталей машин общего назначения, т.е. деталей, встречающихся и повторяющихся во всех машинах.
Подготовка инженера в техническом вузе представляет собой систему. Поэтому подойдем к проектированию системы с точки зрения инженерной педагогики. Это означает, что, сохраняя общепедагогическую сущность, категории инженерной педагогики (цели, принципы, формы, методы, средства и т. д.) должны быть ориентированы на инженерное образование, на практико-познавательное взаимодействие специалиста с техникой, на технические знания, на творчески созидательную деятельность в профессии. В соответствии с этим преподавателю общетехнических дисциплин надо иметь и психолого-педагогическую, и предметно-методическую подготовку, а не только знания своей дисциплины.
Педагогическая система общетехнической подготовки студентов как компонент профессиональной подготовки инженеров может обеспечить более высокий уровень знаний и умений, их диапазон и широту, способность рационально организовать и планировать работу, использовать знания в нестандартных ситуациях, т. е. быстро адаптироваться при изменении техники, технологий, организации и условий труда в их будущей профессиональной деятельности, если в ее основе лежат следующие теоретико-методологические положения.
Главная цель общетехнической подготовки специалиста в инженерном вузе - направленность ее на усиление изучения общетехнических дисциплин, фундамента-лизацию, широкопрофильность, на формирование общетехнической компетентности и готовности выпускника к:
- изучению последующих общепрофессиональных и специальных дисциплин;
- будущей инженерной деятельности в условиях наукоемких высокотехнологичных производств;
- профессиональной мобильности в современных социально-экономических условиях рыночных отношений, что способствует самоактуализации личности.
Проектирование педагогической системы общетехнической подготовки осуществляется на принципах, рекомендованных для реализации образовательного процесса:
- системности (понимая проектируемые системы как подсистемы и надсистемы в иерархической «лестнице» образовательной системы);
- адекватности (соответствия реальному образовательному процессу);
- синергетики (проектирования процесса обучения как совместной, согласованной деятельности преподавателя и студентов);
- поэтапности (последовательности проектирования системы по этапам: организационно-подготовительном, моделирования, технологическом, аналитическом).
Основными методологическими подходами при разработке педагогической системы являются:
- системно-функциональный подход, позволяющий определить структуру, этапы, функции и принципы проектирования педагогической подготовки, которая обеспечивает готовность студентов как к изучению последующих общепрофессиональных и профилирующих дисциплин, так и к профессиональной мобильности специалиста в современных социально-экономических условиях;
- личностно-деятельностный подход, направленный на формирование таких личностных качеств будущего инженера, как гибкость мышления, креативность в профессиональном отношении, а также диалектическое мировоззрение, коммуникабельность и общая культура;
- интегративный подход, предоставляющий возможность сочетать цели общетехнической и профессиональной подготовки через научный отбор содержания общетехни-
188
ЛЕСНОЙ ВЕСТНИК 5/2013
ПСИХОЛОГИЯ И ПЕДАГОГИКА
СУБКОМПЕТЕН ЦИИ (СК1)
Успешное мотивированное восприятие и усвоение основных научных понятий, законов, формул, методов расчета, физической сущности процессов и явлений
общетехнического
профиля
СУБКОМПЕТЕН ЦИИ (СК3)
Наличие интереса к
научным
исследованиям,
гибкость
мышления,
коммуникабельност
ь, культура,
диалектическо е
мировоззрение,
владение методами
анализа, синтеза,
сравнения, т.е.
системным
подходом.
Системообразующий фактор: формирование общетехнической компетентности компетентности (ОТК)
ЕК4
Иметь навыки: расчета деталей машин по всем критериям работоспособности, пользования стандартами и справочниками
У
(К1)
Технико-технологические знания (К2)
Широкий диапазон и глубина знаний
(К3)
Постоянное стремление к самопознанию, к пополнению знаний
(К4)
Наличие системного и творческого отношения к профессиональной деятельности
Л
Единичные компетенции (ЕК)
СУБКОМПЕТЕНЦ ИИ (СК2)
Сформированость умения применять знания в практической деятельности, уверенность в потенциальных возможностях проявления самостоятельности в области инженерной профессии, мобильность в изменяющихся условиях
СУБКОМПЕТЕНЦ ИИ (СК4)
Способность к смелому принятию решений в нестандартных ситуациях, готовность быстро адаптироваться при изменении техники, технологии, организации и условий труда
ЕК1 ( ЕК2 ' ( ЕК3 '
Понимать: тенденции Знать: основы теории, методы Уметь: выбрать машино-строительные
развитии машиностроения, расчета и конструирования материалы, рассчитывать все виды
перспективы разработки деталей машин общего деформаций по соответствующим
новейших конструкций назначения, владеть условиям прочности и другим
машин, новых материалов, современными IT-технологиями, критериям работоспособности,
современной технологии в т.ч. автоматизированными сконструировать сборочную единицу и
изготовления деталей системами проектирования . деталь, выполнить чертежи
ЕК5
Уметь организовывать: выполнение конструкторской документации в соответствии с проектным заданием, внедрение достижений теории и практики, применение стандартизованных и унифицированных деталей и сборочных единиц
ЕК6
Создавать новое на основе творческой деятельности: вырабатывать масштабное мышление, смелый творческий подход к решению нестандартных задач, способность к созданию конструкций машин, новых принципов действия рабочих органов машин и т.д.
Рисунок. Компетентностная модель студента при изучении курса «Детали машин»
ческих дисциплин с учетом будущей профессиональной деятельности инженера;
- дифференцированный подход, учитывающий индивидуальные образовательные
потребности и способности студентов, уровень их исходной подготовленности и компетентности, характер и степень необходимой для формирования и развития профессио-
ЛЕСНОИ ВЕСТНИК 5/2013
189
ПСИХОЛОГИЯ И ПЕДАГОГИКА
Таблица
Реализация принципов формирования общетехнической компетентности обучающихся
№ Принципы Средства Условия
1. Принцип адаптации к образовательному процессу, заключающийся в мотивации, стимулировании, выявлении меж- и внутрипредметных связей для формирования интереса к изучению предмета (или темы) Актуализация опорных знаний, междисциплинарность, мотивация, стимулирование, эмоциональность, «гармония истины, добра и красоты» (науки, этики и эстетики) Достижение успеха (сочетание мотивов и стимулов обоих субъектов учебного процесса - преподавателя и обучающегося)
2. Принцип соответствия ступени абстракции изучаемого материала уровню интеллекта студентов, предполагающий изложение материала на более высоком уровне, несколько превышающим уровень интеллекта обучающегося Через соотношение коэффициента интеллекта IQ (тезауруса) обучающихся и ступени абстракции изучаемого материала Личностная направленность процесса обучения, индивидуальный подход, демократизация, гуманизация и гуманитаризация образования
3. Принцип единства научной и педагогической деятельности преподавателя, предусматривающий использование преподавателем результатов своей научно-исследовательской работы в учебном процессе Применение результатов своих научных исследований в преподавательской работе, создание учебно-методического комплекса по данной дисциплине Изменение роли преподавателя: от роли «ретранслятора знаний» к роли «генератора идей» и консультанта
4. Принцип непрерывного формирования творческого мышления, направленный на развитие креативной составляющей личности студента и, соответственно, его творческих способностей Поиск проблемных ситуаций, познавательных задач, творческих заданий, проведение олимпиад, эффективная организация самостоятельной работы студентов Открытость процесса познания, свободы пользования различными информационными источниками, условие мультимедиальности
нального творческого мышления личностной мотивации к общетехнической подготовке.
Обоснование модели педагогической системы как совокупности элементов (цель, содержание, формы, методы, средства и др.) включает общетехническую компетентность в качестве системообразующего фактора и предусматривающей творческое отношение к элементам системы:
- научно обоснованный отбор содержания общетехнической подготовки на методологических принципах (профессиональной направленности, информационной емкости, социальной эффективности, приоритета развивающей функции процесса обучения) и включение дополнительных тем (экономического обоснования технических решений, надежности проектируемых изделий, техники безопасности при их обслуживании, автоматизированного проектирования и др.);
- выбор форм организации обучения общетехническим дисциплинам положена
деятельностная основа (решение комплексных интегративных задач, реальное курсовое и дипломное проектирование по запросам производства и т. д.);
- существенное значение имеет создание и внедрение в учебный процесс современных средств обучения (традиционных технических средств и новейших - на базе компьютерной и телекоммуникационной техники с учетом требований к их выбору: комплексности, необходимости, целесообразности, оптимальности и др.);
- уровень общетехнической подготовки зависит от способов достижения цели, то есть адекватных методов обучения, предусматривающих деятельностный подход в учебно-познавательном процессе (формирование обобщенных способов действий, пригодных в новых сферах труда, системного творческого технического мышления и т.д.) с учетом сторон личности студента, потребностей, интересов, склонностей, способностей.
190
ЛЕСНОЙ ВЕСТНИК 5/2013
ПСИХОЛОГИЯ И ПЕДАГОГИКА
Реализация педагогической системы предусматривает разработку творчески развивающей технологии обучения с методическим наполнением элементов системы (содержание, формы, методы, средства) конкретными материалами общетехнических дисциплин, а также:
- теоретическое обоснование и разработку в рамках педагогической системы подсистемы формирования общетехнической компетентности на основе совокупности принципов, средств и условий ее реализации;
- разработку комплекса задач и заданий проблемного характера, предназначенного для формирования общетехнической компетентности и развития творческого мышления, и его реализацию в основных формах учебного процесса (на лекциях, практических занятиях, при курсовом проектировании и др.)
- внедрение в учебный процесс компьютерных обучающих программ на материале общетехнических дисциплин;
- повышение эффективности реализации обратной связи посредством рейтинговой системы.
В помощь преподавателю предлагается компетентностная модель студента как будущего специалиста для реализации своих знаний и способностей в профессиональной инженерной деятельности.
В заключение следует отметить, для того чтобы сформировать ключевые компетенции, субкомпетенции и единичные компетенции, необходимо руководствоваться
предложенными автором статьи принципами, которые приведены в таблице.
Результатом изучения курса «Детали машин» будет сформированность интегральной общетехнической компетентности, ключевых компетенций, субкомпетенций и единичных компетенций, а способность и готовность к их реализации проверяется разработанными ведущим преподавателем этой дисциплины соответствующими тестами, которые частично имеются в нижеприведенном списке литературы.
Библиографический список
1. Стайнов, Г.Н. Проектирование педагогической системы преподавания курса «Детали машин»: монография / Г.Н. Стайнов. - М.: Педагогика-Пресс. 1999. - 192 с.
2. Стайнов, Г.Н. Педагогическая система преподавания общетехнических дисциплин. Обоснование модели. Разработка технологии: монография / Г.Н. Стайнов. - М.: Педагогика-Пресс. 2002. - 200 с.
3. Стайнов, Г.Н Основы педагогического проектирования: учебное пособие / Г.Н. Стайнов. - М.: ФГОУ ВПО МГАУ 2009. - 136 с.
4. Стайнов, Г.Н Дидактика высшей школы на основе системного педагогического проектирование: учебное издание, учебно-методическое пособие / Г.Н. Стайнов. - М.: ГОУ ВПО МГУЛ, 2011.-150 с.
5. Стайнов, Г.Н. Инновационный проект-система «Дидактика высшей школы» с обоснованием ком-петентностной модели преподавателя. Презентация (в схемах, рисунках и таблицах): учеб. пособие (в виде альбома) / Г.Н. Стайнов. - М.: МГУЛ, 2011. - 122 с.
6. Стайнов, Г.Н. Педагогика для преподавателя высшей школы на основе модели образовательного процесса. Презентация (в схемах, рисунках и таблицах): учебное пособие / Г.Н. Стайнов. - М.: МГУЛ, 2012. - 96 с.
ЛЕСНОЙ ВЕСТНИК 5/2013
191