НОВЫЕ ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ТЕХНОЛОГИИ
УДК 378.372.8
Г.Н. Стайнов, доктор пед. наук, профессор
ФГОУ ВПО «Московский государственный агроинженерный университет имени В.П. Горячкина»
бинарный культурологический и компетентностный подход к обоснованию модели преподавателя
В настоящее время особенно очевидно противоречие между стремлением, желанием и старанием преподавателя «дать», предъявить, преподнести как можно больше информации студентам и нежеланием, неумением, их незаитересованно-стью «взять», воспринять, уяснить, «пропустить» эту информацию через свое мышление, т. е. трансформировать ее в знания. Самое главное — отсутствие в таком случае способности применить это
на практике в будущей профессиональной деятельности. Эти упущенные возможности студента, несомненно, скажутся, отразятся на его дальнейшей жизни. Поэтому проблема активизации познавательной деятельности в образовательном процессе, мотивации и стимулирования весьма актуальна.
Одним из направлений работы преподавателя в этом отношении является формирование профессиональной компетентности при подготовке любо-
Таблица 1
Структурные составляющие профессионально-педагогической компетентности преподавателя (ППК)
(основные, ключевые компетенции)
1 Системно-проектировочная компетенция (СПК) означает, что преподаватель должен овладеть научной и методологической основами педагогического проектирования и уметь спроектировать педагогическую систему преподавания своего курса. Система позволяет педагогу работать не на запоминание, не на эксплуатацию памяти, а на развитие мышления, творческих способностей студентов
2 Предметно-отраслевая компетенция (ПОК) — это глубокое знание преподаваемого предмета и понимание его роли в подготовке специалиста, т. е. профессионально-ориентированное содержание своего предмета и знание отрасли, в которой будет работать выпускник образовательного учреждения
3 Организаторско-управленческая компетенция (ОУК) — условие, при котором преподаватель должен уметь организовать образовательный процесс, грамотно управлять им, быть компетентным в области менеджмента в образовании и быть информированным в сфере управления в соответствующей отрасли, для которой готовится специалист
4 Личностно-профессиональная компетенция (ЛПК) — это знания, умения, наличие опыта, личностные качества преподавателя в области нравственности и культуры в широком смысле, готовность к сотрудничеству с обучающимися и овладение соответствующими технологиями. С одной стороны, реализация своих способностей, возможностей и желаний человека как личности в педагогической деятельности, а с другой — соответствие требованиям профессии педагога к человеку, претендующему работать в этой сфере. Должен быть баланс: «интересы личности преподавателя — требования профессии педагога», т. е. «гармония личности и профессии»
100
Вестник ФГОУ ВПО МГАУ № 5'2009
Таблица 2
Профессионально-педагогическая компетентность (ППК): ключевые компетенции (К) и их составляющие субкомпетенции (СК)
К1 Системно-проектировочная компетенция К2 Предметно-отраслевая компетенция
СК 1.1 — умение спроектировать цель; СК 1.2 — умение реализовать принципы дидактики; СК 1.3 — умение провести научный отбор содержания; СК 1.4 — умение выбрать формы обучения; СК 1.5 — умение обосновать методы обучения; СК 1.6 — умение подобрать средства обучения; СК 1.7 — умение сформулировать системообразующий фактор и реализовать его принципы; СК 1.8 — умение спроектировать внутреннюю и внешнюю обратную связь и проанализировать результативность образовательного процесса СК 2.1 — дефиниция курса и его значение в профессиональной деятельности; СК 2.2 — объект, предмет, цель и задачи изучения курса; СК 2.3 — профессиональная направленность курса, воспитательные и развивающие возможности; СК 2.4 — структура объекта будущей профессиональной деятельности выпускника; СК 2.5 — техника в отрасли; СК 2.6 — технология в отрасли; СК 2.7 — формы собственности в отрасли; СК 2.8 — основные экономические категории в отрасли, понятие о бизнес-плане и логистике
К3 Организаторско-управленческая компетенция К4 Личностно-профессиональная компетенция
СК 3.1 — основополагающие принципы образования (по ЮНЕСКО); СК 3.2 — структура организации и управления в системе образования; СК 3.3 — система наук, формула прогресса (образование, наука, производство, инновации); СК 3.4 — принципиальные подходы к содержанию образования; СК 3.5 — ступени и уровни образования; СК 3.6 — знание сущности Болонского процесса; СК 3.7 — термины и определения (по ФГОС ВПО); СК 3.8 — структура организации и управления в отрасли, для которой готовится специалист СК 4.1 — мотивация (мотивированное желание работать в профессии педагога); СК 4.2 — стимулирование (моральное удовлетворение и материальная обеспеченность в профессии); СК 4.3 — возможность реализации своих способностей; СК 4.4 — чувство комфортности в профессии; СК 4.5 — креативность и интеллект; СК 4.6 — коммуникабельность и толерантность; СК 4.7 — высокая культура; СК 4.8 — доброжелательность и требовательность
го специалиста. А в частности, для подготовки педагога профессионального образования это будет формирование общей профессионально-педагогической компетентности, ее структурных составляющих ключевых компетенций и их более «мелких» составляющих, фактически функциональных единиц профессиональной деятельности — субкомпетенций.
В основу такого подхода положена концепция системного педагогического проектирования с принятием в качестве системообразующего фактора — формирование профессиональнопедагогической компетентности преподавателя (табл. 1, 2).
Однако не следует забывать и о традиционном перечне учебных предметов общеобразовательного и общенаучного характера в подготовке специалиста, поэтому к отбору содержания образования необходим и культурологический подход.
Только сочетание культурологического (научно-предметного) и ком-петентностного (профессиональнофункционального) подходов даст
эффект как в самом образовательном процессе, так и в качестве подготовки выпускника вуза [1-3]. Это проиллюстрировано схемой 1 (рис. 1).
Рис. 1. Принципиальные подходы к содержанию образования (схема 1)
-- Вестник ФГОУ ВПО МГАУ № 5'2009 -------- ----------------------101
П — преподаватель X — информация прямой связи К — контроль С — самоконтроль
Y — информация в процессе обучения О — обучающийся
А — «адресат»
Y ± Д Y — информация после усвоения (знания) Z — «помехи»
К
Внешняя обратная связь
Рис. 2. Модель образовательного процесса (табл. 2, СК 1.1-СК 1.8)
Из схемы видно, что профессионально-педагогическая компетентность состоит из четырех ключевых компетенций. Системно-проектировочная компетенция состоит из восьми субкомпетенций, которые вытекают из последовательной реализации элементов модели образовательного процесса (рис. 2). Субкомпетенции ключевой личностнопрофессиональной компетенции представлены схемой 2 (рис. 3).
Примечание. Оба подхода не исключают (по А.М. Новикову), а взаимодополняют друг друга. Культурологическая основа является базой для становления всесторонне развитого, творчески мыслящего специалиста с соответствующей компетентностью в избранной сфере деятельности, а для преподавателя дополнительно — в педагогической.
Сущностью обоих подходов к содержанию подготовки специалиста являются следующие подходы: культурологический подход — это освоение опыта предыдущих поколений в философском, материальном, духовном и интеллектуальном отношениях с целью дальнейшего развития человека как существа разумного. Этот подход можно назвать
научно-предметным, так как отбор содержания образования производится исходя из классификации наук и преобразования научных знаний в учебные предметы, в учебный материал;
компетентностный подход основан на отборе содержания подготовки исходя из будущей конкретной профессиональной деятельности специалиста, это приобретение в процессе образования знаний, умений и навыков, нацеленных на формирование системного профессионального творческого мышления.
Такой двусторонний подход назван бинарным и иллюстративно представлен на рис. 4.
Таким образом, если подытожить изложенное выше, то следует заметить, что компетентностный подход, надо полагать, не что иное, как традиционная концепция, базирующаяся на усвоенных знаниях, умениях, навыках (ЗУНы) с профессионально ориентированным их применением в действии, т. е. с дополнением освоенными ключевыми компетенциями (К) и субкомпетенциями (СК). Интегрально это будет означать профессиональную компетентность (ПК), причем с учетом личностных качеств, требуемых в выбранной человеком профессии. Для наглядности это можно представить схематически (рис. 5).
На современном этапе в образовательные стандарты нового поколения на основе существующих стандартов (по принципу преемственности) специалисты УМО разрабатывают общие профессиональные компетентности и ключевые компетенции (по направлениям, профессиям, специально-
С одной стороны, желание человека как личности реализовать себя в профессии (табл. 2,
СК 4.1—4.4)
Баланс С другой стороны, требования
профессии к человеку, претендующему работать преподавателем (табл. 2, СК 4.5—4.8)
Рис. 3. Субкомпетенции ключевой личностно-профессиональной компетенции (схема 2)
102
Вестник ФГОУ ВПO МГЛУ № 5'2009
КУЛЬТУРОЛОГИЧЕСКИЙ ПОДХОД (НАУЧНО-ПРЕДМЕТНЫЙ)
Науки о творческой, Н4 созидательной деятельности людей
КОМПЕТЕНТНОСТНЫЙ ПОДХОД (ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ФУНКЦИОНАЛЬНЫЙ)
()рі ('П111;('|1орско-\.-----.....^ / Личностноуправленческая ^------------- ------
. компетентность К3 К4 компетентность
(ОУК)
(ЛЧК)
Рис. 4. Бинарный подход к содержанию образования
стям, профилям), а преподаватели конкретных дисциплин (или цикла родственных курсов) должны выявить и сформулировать компетентности, ключевые компетенции и субкомпетенции, ориентированные на вклад своего учебного предмета в соответствующую профессию, специальность и т. д.
Для преподавателя профессионально-педагогическая компетентность, ключевые компетенции и субкомпетенции приведены в данной статье, а для других профессий — можно применить методологический подход, предложенный автором в этой публикации.
Список литературы
1. Стайнов, Г.Н. Основы педагогического проектирования: учебное пособие / Г.Н. Стайнов. — М.: ФГОУ ВПО МГАУ, 2007. — 107 с.
Рис. 5. Профессиональная компетентность
2. Стайнов, Г.Н. Концепция системного педагогического проектирования как инновационная основа формирования профессионально-педагогической компетентности преподавателя: научное издание / Г.Н. Стайнов. — М.: ФГОУ ВПО МГАУ, 2007. — 28 с.
3. Профессиональная компетентность. Диагностика уровня человековедческой компетентности педагога: методические рекомендации. Вып. 18; отв. ред. Л.Я. Олиферен-ко. — М.: ИПК и ПРНО М.о., 2002. -23 с.
УДК 378.147; 37.022
Т.В. Горбунова, канд. пед. наук, доцент
ГОУ ВПО «Калужский государственный педагогический университет им. К.Э. Циолковского»
ПРОЕКТИРОВАНИЕ ТЕХНОЛОГИИ ДИФФЕРЕНЦИРОВАННОГО ОБУЧЕНИЯ КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ СИСТЕМ
Модернизация образования в настоящее время Проблемы проектирования педагогических
тесно связана с таким перспективным и ра- систем сегодня актуальны как в практическом, так
дикальным способом его развития, как системное и в научном плане. Педагогическая наука являет-
проектирование педагогических систем. ся практико- и проектно-ориентированной. Глав---------------------------------------------- Вестник ФГОУ ВПО МГАУ № 5'2009 - ------103