УДК 378; 372.8
Г.Н. Стайнов, доктор пед. наук, профессор
Федеральное государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Московский государственный агроинженерный университет имени В.П. Горячкина»
МОДЕЛЬ МАГИСТРА ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ НА ОСНОВЕ КОМПЕТЕНТНОСТНОГО ПОДХОДА
В связи с переходом высшего профессионального образования на двухуровневую систему (бакалавр, магистр) и разработкой государственных образовательных стандартов (ГОС) на основе компетентно-стного подхода необходимо наполнение основной образовательной программы (ООП) новыми дисциплинами. Актуальность данной проблемы объясняется тем, что традиционные дисциплины учебного плана «Педагогика», «Методика профессионального обучения» и «Педагогические технологии» изучаются на первой ступени при подготовке бакалавра. Для образовательной программы магистра необходимо обновление, дополнение стандарта нового поколения другими дисциплинами, углубляющими и расширяющими кругозор и профессиональнопедагогическую компетентность магистра по сравнению с подготовкой бакалавра.
В качестве одной из таких дисциплин предлагается курс «Основы системного педагогического проектирования» (СПП), который является реализацией концепции системного педагогического проектирования [1, 2]. Одновременно нужно предусмотреть включение в учебный план подготовки магистра курсовой проект по данному предмету, причем темы курсовых проектов должны быть максимально приближены к темам магистерских диссертаций.
Концепция заключается в том, что педагогическое проектирование является приоритетной функцией преподавателя и представляет собой процесс прогностической образовательной деятельности, состоящей в разработке педагогической системы преподавания своего предмета с моделированием и технологизацией учебного процесса.
Системным педагогическое проектирование называется потому, что, во-первых, при разработке применяются системный подход к обучению и системный анализ на его основе, который требует комплексного проектирования всех составляющих элементов образовательного процесса, и, во-вторых, результатом проектирования является педагогическая система преподавания учебного предмета (или темы, раздела, модуля).
Педагогическая система — совокупность взаимосвязанных, взаимообусловленных элементов (цель, принципы дидактики, содержание, формы, методы, средства, субъекты учебного процесса, системообразующий фактор, обратная связь, резуль-
12
тат обучения), предназначенных для достижения образовательной цели с прогнозируемым результатом посредством совместной деятельности преподавателя и студентов. Педагогическая система состоит из модели и педагогической технологии.
Модель педагогической системы — искусственное (условное) изображение педагогической системы в виде блок-схемы, адекватной реальному образовательному процессу, с целью его научного исследования и практической реализации, фактически это модель образовательного процесса.
Педагогическая технология — процесс реализации элементов модели с выполнением научно обоснованных принципов, т. е. это «механизм» реализации системы для достижения гарантированного успеха.
Концепция предусматривает переход от традиционного планирования к системному педагогическому проектированию. Разработанная педагогическая система состоит из 7 компонентов. Логическая интерпретация системы представлена схемой, выступающей в роли концептуальной модели системного педагогического проектирования [1, 2]. Аннотация сущности системного педагогического проектирования состоит в описании процесса алгоритмом построения семикомпонентной конструкции.
Теперь предоставляется возможность сформулировать методологический аппарат предлагаемого курса системного педагогического проектирования (СПП) для внесения в государственный образовательный стандарт и, соответственно, в учебный план подготовки магистра.
СПП — это наука, основанная на концепции системного педагогического проектирования и представляющая собой совокупность теоретических положений и практических рекомендаций для формирования профессионально-педагогической компетентности преподавателя профессионального образовательного учреждения (магистра).
Объект СПП — целостный образовательный процесс, включающий все его элементы, цель, общедидактические принципы, содержание, формы, методы, средства, субъекты процесса обучения, обратная связь).
Предмет СПП — проектирование педагогической системы преподавателя с моделированием и технологизацией процесса обучения.
ППК = СПК + ПОК + ОУК + ЛЧК.
Рис. 1. Профессионально-педагогическая компетентность магистра
Цель курса СПП — научиться проектировать педагогическую систему преподавания учебного предмета, принимая в качестве системообразующего фактора профессионально-педагогическую компетентность магистра.
Задачи изучения курса СПП:
1) уяснить концепцию системного педагогического проектирования и усвоить ее логическую интерпретацию на основе концептуальной модели;
2) обосновать и построить модель образовательного процесса с комментариями всех составляющих ее элементов;
3) научиться разрабатывать технологию обучения с реализацией принципов, предъявляемых к каждому элементу модели системы;
4) применить спроектированную педагогическую систему для обоснования модели преподавателя на основе компетентностного подхода.
Предлагается развитие компетентностного подхода к подготовке магистров. В целом профессионально-педагогическую компетентность магистра можно представить в виде следующей схемы (рис. 1).
Системно-проектировочная компетентность означает, что преподаватель должен овладеть научной и методологической основами педагогического проектирования и уметь спроектировать педагогическую систему преподавания своего курса. Это позволяет педагогу работать на развитие системного мышления, творческих способностей студентов.
Предметно-отраслевая компетентность — это глубокое знание преподаваемого предмета и понимание его роли в подготовке специалиста, т. е. профессионально-ориентированное содержание своего предмета и знание отрасли, в которой будет работать выпускник образовательного учреждения.
Организаторско-управленческая компетентность — преподаватель должен уметь организовать образовательный процесс, грамотно управлять им, быть компетентным в области менеджмента в образовании и в сфере управления в отрасли, для которой готовится специалист.
Личностно-человековедческая компетентность [3] — преподаватель должен быть творческой личностью, «генератором идей», а не только «передатчиком» знаний, обязан заниматься научной работой в области своего предмета, считать обучающихся личностями, субъектами образовательного процесса, выстраивать бесконфликтные взаимоотношения с ними, обладать такими личностнопрофессиональными качествами, как коммуникабельность, толерантность, креативность, иметь безупречный внешний вид, правильную речь, быть готовым к свободному ответу на любые вопросы и дискуссии, с уважением относиться к мнению ее
участников, принимая его или аргументированно не соглашаясь.
Образовательный процесс нуждается в препо-давателе-человековеде, педагоге — духовном наставнике, а не в узком профессионале, мыслящем в рамках своего предмета, так как обучающиеся могут «черпать» информацию из различных источников и без преподавателя, а общение «лицом к лицу» возможно только с преподавателем, который готов к сотрудничеству с ними и взаимопониманию. В этом отношении у преподавателя должна быть требовательная доброта и доброжелательная требовательность.
В данной публикации остановимся только на первой составляющей профессиональнопедагогической компетентности магистра — системно-проектировочной. Для формирования проектировочной составляющей необходимо использовать модель образовательного процесса [3].
Предлагаемый подход позволяет овладеть будущим магистром системно-проектировочной компетентностью (СПК). СПК — сформированность совокупности профессионально-педагогических действий, направленных на осуществление реализации концептуальной модели системного педагогического проектирования [1, 2] и модели образовательного процесса [1, 2], обеспечивающих технологичность процесса обучения и достижения предсказуемого результата.
Это определение СПК можно выразить формулой как сумму ее структурных составляющих:
СПК = Х ^.
1
Практические рекомендации для аттестации магистра по сформированности системнопроектировочной компетентности
Системно-проектировочная компетентность
СПК = ]Г
1
где Хг — умение спроектировать цель (компетентность в целеполагании); Х2 — умение реализовать принципы дидактики (компетентность в реализации общедидакти-
13
Системно-проектировочная компетентность (СПК) — системно-проектировочная составляющая означает, что преподаватель должен овладеть научной и методологической основами педагогического про ектирования и уметь спроектировать педагогическую систему преподавания своего курса. Система позволяет педагогу работать не на запоминание, не на эксплуатацию памяти, а на развитие мышления, творческих способностей студентов.
Системнопроектировочная компетентность (СПК)
Предметно-отраслевая компетентность (ПОК) — предметно-отраслевая составляющая — это глубокое
знание преподаваемого предмета и понимание его роли в подготовке специалиста, т. е. профессионально-ориентированное содержание своего предмета и знание отрасли, Предметно- \ в которой будет работать выпускник отраслевая \ образовательного учреждения.
Организаторско-управленческая компетентность (ОУК) — организаторско-управленческая составляющая. Преподаватель должен уметь организовать образовательный процесс, грамотно управлять им, быть компетентным в области менеджмента в образовании и быть информированным в сфере управления в соответствующей отрасли, для которой готовится специалист.
Организаторско управленческая компетентность (ОУК)
Личностно-человековедческая компетентность (ЛЧК) — личностно-человековедческая составляющая — это знания, умения, наличие опыта преподавателя в области нравственности и личного обаяния (имиджело-гии), сбережения здоровья и жизненного оптимизма (ортобиотики), упреждения и разрешения конфликтов (конфликтологии), индивидуальной работы с обучающимися и овладение соответствующими технологиями (педагогики).
Рис. 2. Модель магистра (педагога профессионального образования) на основе компетентностного подхода
ческих принципов); Х3 — умение реализовать научный отбор содержания (компетентность в реализации принципов отбора содержания); — умение выбрать организационные формы обучения (компетентность в выборе форм обучения); Х5 — умение обосновать методы обучения (компетентность в обосновании методов обучения); К6 — умение подобрать соответствующие средства обучения (компетентность в подборе средств обучения); ^ — умение сформулировать системообразующий фактор и реализовать его принципы (компетентность в сущности и принципах реализации системообразующего фактора); — умение спроектировать внутреннюю и внешнюю обратную связь.
В заключение можно изобразить модель магистра (преподавателя профессионального образо-
вательного учреждения) в виде следующей схемы (рис. 2).
Список литературы
1. Стайнов, Г.Н. Основы системного педагогического проектирования: учебное пособие / Г.Н. Стайнов. — М.: ФГОУ ВПО МГАУ, 2007. — 107 с.
2. Стайнов, Г.Н. Концепция системного педагогического проектирования как инновационная основа формирования профессионально-педагогической компетентности преподавателя: научное издание / Г.Н. Стайнов. — М.: ФГОУ ВПО МГАУ, 2007. — 28 с.
3. Профессиональная компетентность. Диагностика уровня человековедческой компетентности педагога: методические рекомендации / Отв. ред. Л.Я. Олиференко. — М.: ИПК и ПРНО М.о., 2002. — Вып. 18. — 23 с.
УДК (378:330)+658.56
Т.В. Горбунова, канд. пед. наук, доцент
Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Калужский государственный педагогический университет имени К.Э. Циолковского»
Т.Н. Субботина, соискатель Негосударственное образовательное учреждение
«Московский гуманитарно-экономический институт» (Калужский филиал)
система управления качеством экономической подготовки специалистов
Эффективность системы экономической подготовки специалистов в значительной степени обусловлена эффективностью управления этой системой. Как известно, управление — это воздействие на
14
управляемую систему с целью обеспечения требуемого ее поведения. В этом контексте управление качеством — это воздействие на систему качества подготовки специалистов в целях удовлетворения