Научная статья на тему 'Культурно-просветительная работа в подразделениях ОВД, её влияние на адаптацию молодых кадров'

Культурно-просветительная работа в подразделениях ОВД, её влияние на адаптацию молодых кадров Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
777
64
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
Культурно просветительная работа / влияние / адаптация / сотрудник / молодой сотрудник / коллектив / курсант / подразделение / высокий уровень / реформа / стратегия / Cultural and educational work / the impact / adaptation / an employee / a young employee / staff / student / subdivision / a high level / reform / strategy

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Мухаммадиев Набиджон Бободжонович

В статье автором рассматриваются теоретические и практические вопросы культурно -просветительной работы в строевых подразделениях ОВД, адаптация молодых сотрудников к работе в особых условиях и их закрепляемостъ в органах и подразделениях органов внутренних дел, анализируются выводы и рекомендации ученых в области воспитания молодых сотрудников ОВД, предлагаются некоторые обобщающие выводы и предложения по её совершенствованию.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Мухаммадиев Набиджон Бободжонович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

CULTURAL AND EDUCATIONAL WORK IN SUBDIVISIONS OF DEPARTMENT OF INTERNAL AFFAIRS, ITS IMPACT ON THE ADAPTATION OF YOUNG CADRES

The article discusses the theoretical and practical issues of cultural and educational work in combat units of DIA, the adaptation of young employees to work in special conditions and their fixability in bodies and subdivisions of the Department of Internal Affairs. It also analyzes the findings and recommendations of scientists in the field of education of young employees of DIA, and offers some general conclusions and suggestions for its improvement.

Текст научной работы на тему «Культурно-просветительная работа в подразделениях ОВД, её влияние на адаптацию молодых кадров»

НОМАИ ДОНИШГОҲ* УЧЕНЫЕ ЗАПИСКИ* SCIENTIFIC NOTES

№1(42) 2015

УДК 34Т Н.Б.МУХАММАДИЕВ

ББК 67.99(2Т)

КУЛЬТУРНО - ПРОСВЕТИТЕЛЬНАЯ РАБОТА В ПОДРАЗДЕЛЕНИЯХ ОВД, ЕЁ ВЛИЯНИЕ НА АДАПТАЦИЮ МОЛОДЫХ КАДРОВ

Президент Республики Таджикистан Э. Рахмон в своём Послании Парламенту страны 26 апреля 2013 года поставил задачу-«необходимо коренным образом улучшить качественный состав кадров государственной службы путём внедрения новых методов отбора и повышения уровня их подготовки, чтобы формировать профессиональный аппарат управления из таких кадров, для которых преданное служение народу и Родине являлось бы целью их жизни. С целью продвижения эффективной политики отбора руководящих кадров и улучшения выполнения государственных задач сегодня одним из радикальных вопросов является воспитание, отбор и расстановка профессиональных кадров сферы государственного управления» (4).

Действительно, совершенствование деятельности органов внутренних дел непосредственно связывается с профессиональным воспитанием и обучением личного состава. На новый, более высокий, уровень должна быть поднята эта работа в настоящее время, когда в органах внутренних дел c 2009 года осуществляется реформа, связанная с преобразованием милиции в полицию, процессом омоложения кадров.

Обретение государственной независимости и переход Республики Таджикистан на рыночные отношения поставили перед системой образования республики новые цели и задачи, решение которых определяет стратегию ее модернизации. Эти преобразования следует целесообразно представлять в виде двух взаимосвязанных процессов: совершенствование существующей образовательной системы и формирование новых концептуальных подходов и условий ее развития на основе прогнозных оценок стратегических направлений,в соответствии со структурными сдвигами в экономике и социальной политике государства.

Серьёзной проблемой становится закрепление молодых сотрудников в коллективах органов внутренних дел, формирование стабильного профессионального ядра. Текучесть кадров среди молодых сотрудников строевых подразделений отрицательно сказывается также на профессиональном становлении этих коллективов, росте профессионального мастерства кадров органов внутренних дел в целом.

Закрепление молодых сотрудников в строевых милицейских подразделениях является результатом их успешной адаптации. Такой подход к проблеме позволяет прогнозировать закрепляемость кадров молодых сотрудников на основе оценки их адаптированное™. Процесс адаптации молодых сотрудников- это такой период в их жизни, в течение которого они активно и сознательно включаются в новую для них сферу правоохранительной деятельности и соответствующую социальную среду, усваивая нормы, правила и навыки профессионального поведения, способствующее успешному решению профессиональных задач и закреплению в органах внутренних дел.

В настоящее время в психиолого -педагогической литературе (5, 200-210), а также в публикациях ведомственных изданий преобладает рассмотрение процесса адаптации как единства трёх взаимосвязанных и взаимообусловленных процессов: профессиональной адаптации,

профессионально - коллективистской адаптации и бытовой адаптации. На успешность протекания адаптации молодых сотрудников влияет множество факторов. К ним прежде всего относятся: условия и содержание деятельности, осуществляемой молодым сотрудником,

отношения, складывающиеся у молодого сотрудника с руководством, наставниками, товарищами по службе, в семье, с гражданами, личностные качества молодого сотрудника, организация политик воспитательной, культурно - просветительной, спортивно-оздоровительной работы и многие другие.

Одним из факторов закрепляемое™ является культурно -просветительная работа с молодыми сотрудниками. Ее значение определяется следующими качествами:

Во - первых, культурно-просветительная работа, расширяя кругозор молодого сотрудника и поднимая общий уровень его культуры, способствует формированию профессионально значимых

254

НОМАИ ДОНИШГОҲ* УЧЕНЫЕ ЗАПИСКИ* SCIENTIFIC NOTES

№1(42) 2015

свойств его личности, что в конечном итоге, обеспечивает успешное выполнение оперативнослужебных задач.

Во - вторых, культурно-просветительная работа, позволяющая включить многих сотрудников в активную общественную работу, способствует формированию здорового морально -психологического климата в коллективе. Она сплачивает людей, поднимает общий настрой коллектива, даёт заряд бодрости;

В - третьих, участие в культурно-просветительной работе предоставляет каждому молодому сотруднику ОВД возможность для наиболее полного самовыражения, реализации своих творческих возможностей. Примером может служит, успешное выступление команды КВН «Менты» факультета № 4 Академии МВД Республики Таджикистан в финальной игре Худжандской лиги КВН, состоявшейся 27 мая 2013 года, в которой курсанты, показав свои таланты, уровень подготовки, находчивость и актерские данные с наилучшей стороны, заняли среди 13 команд вузов республики первое место и стали абсолютными чемпионами (2, 6).

В -четвёртых, включение молодого сотрудника в культурно-просветительную работу способствует устранению дефицита общения и эмоций, который характерен для молодых сотрудников в их службе в строевых подразделениях;

В - пятых, предоставляя более широкие возможности для самовыражения, культурнопросветительная работа позволяет командирам, наставникам, кадровым работникам лучше изучить молодого сотрудника.

При проведении культурно-просветительной работы с молодыми сотрудниками применяются их различные формы и методы, которые используются в коллективах разного уровня развития. При определении эффективности проводимых мероприятий и всей работы в целом применялись различные оригинальные методики исследования. В частности, методом наблюдения за непосредственной реакцией молодых сотрудников даётся оценка уровня эмоционального воздействия и эффективности мероприятия независимым экспертом, в качестве которого, как правило, выступает экспериментатор. Методом опроса организаторов мероприятия, в качестве которых выступают обычно работники кадровых подразделений, а иногда - командиры, молодые сотрудники, принимавшие участие в нем, определяется субъективная оценка качества проведенного мероприятия. Методом беседы с руководителями, наставниками и молодыми сотрудниками выявлялось их мнение об эффективности проведенного мероприятия. Анализ практики показывает, что педагогически неправильно проведенное мероприятие может оказать отрицательное воздействие на молодых сотрудников, Так, наиболее низкий индекс имеют такие мероприятия, как организация диспутов, конференций, посвященных работе милиции.

Достаточно высокие индексы имеют церемонии принятия присяги и вручения первого пагона и форменной одежды в коллективе среднего уровня развития. Из других форм культурно -просветительной работы наиболее запоминающимися являются концерты художественной самодеятельности в подразделениях, то есть такие мероприятия, в которых имеют возможность принять непосредственное участие сами молодые сотрудники - курсанты.

Результаты проведенного анализа практики убеждают, что влияние культурно -просветительной работы на формирование таких качеств личности молодых сотрудников, которые необходимы им для успешного выполнения служебных задач и закрепления в трудовых коллективах, эффективно тогда, когда она проводится эмоционально, с учетом интересов тех, на кого она направлена.

Одной из других основных задач, решаемых в ходе проведения культурно-просветительных мероприятий, является не только сообщение новой интересной, познавательной информации, но и формирование потребности в ней, с тем, чтобы на этой основе воспитывать идейно- политические, нравственные, профессионально - деловые качества личности молодых сотрудников строевых подразделений органов внутренних дел. Известно, что значительную часть сотрудников этих подразделений составляют молодые люди (курсанты), ранее проживавшие в сельской местности или в небольших городах. Как правило, данная категория молодых сотрудников обладает рядом положительных качеств, помогающих им адаптироваться к службе на первых порах. Они спокойны, дисциплинированны, аккуратно выполняют указания и распоряжения наставника и командиров, стремятся обязательно и своевременно выполнять свои функциональные обязанности. Эти качества создают положительные предпосылки к адаптации. Однако в учебе, общем развитии, скорости овладения профессиональным мастерством они уступают сверстникам из городов. Этот фактор действует в целом отрицательно и начинает наиболее заметно влиять на адаптацию молодого сотрудника к концу первого и началу второго года обучения, когда он во все

255

НОМАИ ДОНИШГОҲ* УЧЕНЫЕ ЗАПИСКИ* SCIENTIFIC NOTES

№1(42) 2015

большей мере несет службу самостоятельно, а зачастую и старшим группой. Именно в этот момент, наиболее сильно проявляются недостатки его общего развития и профессиональной неподготовленности: неумение наладить общение с гражданами, определенная негибкость поведения, слабо выраженная потребность в повышении своего общекультурного и профессионального уровня.

Показательно, что именно эта категория молодых сотрудников, наиболее нуждающихся в культурно-просветительной работе, весьма неактивно включаются в нее. Культурные блага, которые может предоставить город, особенно большой, они почти не используют. Руководители подразделений, сотрудники отдела кадров по работе с личным составом указывают на большие трудности, с которыми они сталкиваются, организуя различного рода культурно-просветительные мероприятия. Сфера досуга их весьма однообразна и ограниченно.

С учетом изложенных факторов воздействия, в целях совершенствования культурно -просветительной работы и её влияния на адаптацию молодых сотрудников - курсантов в строевых подразделениях (курсантов, слушателей) предлагаются некоторые обобщающие выводы и предложения:

1 .Культурно - просветительная работа является одним из факторов адаптации молодых сотрудников ОВД к условиям профессиональной деятельности. Влияние этого фактора сказывается через морально-психологический климат в коллективе, на который культурнопросветительная работа оказывает непосредственное влияние.

2.Культурно-просветительная работа позволяет решать ряд важных психолого-педагогических задач в работе с молодыми сотрудниками: способствует изучению личностных качеств, успешному вхождению в коллектив, учит общению.

3.Чтобы культурно-просветительная работа способствовала адаптируемости молодых сотрудников ОВД, она должна оказывать влияние не только на их ум и память. Для этого все мероприятия должны быть максимально эмоционально насыщенными.

4. Культурно - просветительная работа способствует развитию коллектива, поэтому обоснованным является развитие таких форм и методов этой работы, которые, в первую очередь, сплачивают коллектив, поднимают уровень его сознания, дисциплины и ответственности: эмоционально окрашенные церемониалы, организация самодеятельности и другие. Необходимо поднять уровень эмоционального воздействия таких форм культурно-просветительной работы, как лекции, диспуты, викторины, КВН, собеседования, вечера вопросов и ответов, конференции.

5. Культурно-просветительная работа должна в большой мере формировать потребность молодых сотрудников в самосовершенствовании и самообразовании.

6. Рекомендуется активнее привлекать ветеранские и творческие организации и союзы к работе с молодыми сотрудниками ОВД, полнее использовать их опыт и духовный потенциал в целях сохранения и преемственности славных боевых и трудовых традиций. Определены меры по консолидации и координации деятельности общественных организаций и объединений при подготовке и проведении мероприятий, связанных с памятными событиями воинской славы Республики Таджикистан, а также новые активные формы коллективного воспитательного воздействия, адресного влияния на формирование патриотического сознания.

7. Предлагается создание информационно-аналитических центров, аккумулирующих проблемы формирования и развития личности сотрудника ОВД - патриота Республики Таджикистан.

ЛИТЕРАТУРА:

1. Книга работника по кадрам. Отв. ред. Панкин М. Е.- М.: Юридическая литература, 1983.- 320 с.

2. «Менты»- чемпионы лиги КВН- Азиа - плюс. -№ 40 (825). -С.6

3. Политике - воспитательная работа в ОВД.- М.: Юридическая литература. 1989.- 322 с.

4. Рахмон, Э. Послание Президента Республики Таджикистан Парламенту страны от 26.04 2013г.

5. Сухомлинский, В. А. О воспитании / В.А.Сухомлинский.- М., 1975,- С.200 - 210

REFERENCES:

1. A book of human resources employee. Executive editor Pankin M.E.- M.: Yuridicheskaya Literatura, 1983. -320 p.

2. "Cops", champions of KVN league (Jolly Discoverers Club). Asia-plus. - № 40 (825). -P.6.

3. Political and educational work in DIA (department of internal affairs).- M., Yuridicheskaya Literatura. 1989.-322 p.

256

НОМАИ ДОНИШГОҲ* УЧЕНЫЕ ЗАПИСКИ* SCIENTIFIC NOTES

№1(42) 2015

4. Rahmon, E. The address of the president of the Republic of Tajikistan to the Parliament of the country in 26.04 2013 year.

5.Sukhomlinskiy, V.A. On education / V.A. Sukhomlinskiy.- M., 1975, P. 200 - 210

Культурно - просветительная работа в подразделениях ОВД, её влияние на адаптацию молодых кадров

Ключевые слова: Культурно - просветительная работа, влияние, адаптация, сотрудник, молодой сотрудник, коллектив, курсант, подразделение, высокий уровень, реформа, стратегия.

В статье автором рассматриваются теоретические и практические вопросы культурно -просветительной работы в строевых подразделениях ОВД, адаптация молодых сотрудников к работе в особых условиях и их закрепляемостъ в органах и подразделениях органов внутренних дел, анализируются выводы и рекомендации ученых в области воспитания молодых сотрудников ОВД, предлагаются некоторые обобщающие выводы и предложения по её совершенствованию.

Cultural and educational work in subdivisions of Department of Internal Affairs, its impact on the adaptation of young cadres

Keywords: Cultural and educational work, the impact, adaptation, an employee, a young employee, staff, student, subdivision, a high level, reform, strategy.

The article discusses the theoretical and practical issues of cultural and educational work in combat units of DIA, the adaptation of young employees to work in special conditions and their fixability in bodies and subdivisions of the Department of Internal Affairs. It also analyzes the findings and recommendations of scientists in the field of education of young employees of DIA, and offers some general conclusions and suggestions for its improvement.

Сведения об авторе:

Мухаммадиев Набиджон Бободжонович, заместитель начальника факультета № 4 Академии МВДРТ, полковникмилиции (Республика Таджикистан, г.Xyджанд),E-mail: Nabijon1965@mail.ru

Information about the author:

Muhammadiev Nabijon Bobojonovich, a Deputy Head of the Faculty № 4, the Academy of Ministry of Internal Affairs, Militia Colonel (Republic of Tajikistan, Khujand), E-mail: Nabijon1965@mail.ru

257

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.