Научная статья на тему 'Совершенствование воспитательной работы с молодыми сотрудниками на этапе их профессионального становления и адаптации к условиям служебной деятельности'

Совершенствование воспитательной работы с молодыми сотрудниками на этапе их профессионального становления и адаптации к условиям служебной деятельности Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
1090
116
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Уразаева Г. И., Кириленко О. И.

Статья посвящена актуальным проблемам совершенствования воспитательной работы с молодыми сотрудниками в органах и подразделениях внутренних дел. Основное внимание уделяется воспитательным возможностям молодежных общественных формирований в системе МВД как наиболее социально-активного и профессионально-мобильного звена правоохранительных структур. Особую роль в этом призваны сыграть общественное объединение, именуемое «Союз молодежи органов внутренних дел Республики Татарстан», а также его районные подразделения «Советы молодых специалистов органов внутренних дел Республики Татарстан».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Совершенствование воспитательной работы с молодыми сотрудниками на этапе их профессионального становления и адаптации к условиям служебной деятельности»

Г.И. Уразаева, О.И.Кириленко

кандидат психологических наук, доцент курсант 5 курса (КЮИ МВД России)

(КЮИ МВД России)

СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ С МОЛОДЫМИ СОТРУДНИКАМИ НА ЭТАПЕ ИХ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО СТАНОВЛЕНИЯ И АДАПТАЦИИ К УСЛОВИЯМ СЛУЖЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ: ПРОБЛЕМЫ,

ВОЗМОЖНОСТИ, ПЕРСПЕКТИВЫ

Статья посвящена актуальным проблемам совершенствования воспитательной работы с молодыми сотрудниками в органах и подразделениях внутренних дел. Основное внимание уделяется воспитательным возможностям молодежных общественных формирований в системе МВД как наиболее социально-активного и профессионально-мобильного звена правоохранительных структур. Особую роль в этом призваны сыграть общественное объединение, именуемое «Союз молодежи органов внутренних дел Республики Татарстан», а также его районные подразделения «Советы молодых специалистов органов внутренних дел Республики Татарстан».

Успешное выполнение органами внутренних дел стоящих перед ними оперативно-служебных задач,

совершенствование работы с кадрами напрямую связано с формированием у сотрудников высоких профессиональнонравственных качеств, укреплением морально-психологического климата, дисциплины и законности в служебных коллективах. Это, в свою очередь, требует повышения уровня воспитательной работы с личным составом, выделения приоритетов в системе воспитания личного состава, совершенствования организационно-штатной структуры

воспитательных аппаратов и обеспечения их оптимального финансирования.

Во исполнение решений вышестоящих органов и в порядке творческой инициативы в ряде территориальных органов ОВД принимаются меры по их реализации с учетом местных условий. Так, в МВД по Республике Татарстан разработаны и изданы приказы министра

№228 от 28.04.2004 года «О совершенствовании работы с молодыми специалистами», №417 от 24.06.2004 года «О совершенствовании деятельности общественных объединений в органах и подразделениях внутренних дел Республики Татарстан», № 235 от

03.04.2009 г. «О дальнейшем совершенствовании работы с молодыми сотрудниками». В апреле 2007 года в ОВР УК МВД по РТ введена должность инспектора по работе с молодежью. 17 августа 2007 года на республиканской конференции молодых сотрудников ОВД принято решение о создании общественной молодежной организации «Совет молодых специалистов органов внутренних дел Республики Татарстан».

Несмотря на все вышесказанное, мы вынуждены констатировать, что многие руководители органов внутренних дел утратили чувство личной

ответственности за состояние,

организацию и эффективность

воспитательной работы с подчиненными, смирились с позорящими милицию нарушениями сотрудниками служебной дисциплины и законности. В отдельных ведомственных образовательных

учреждениях до сих пор не создана эффективная система воспитания

курсантов и слушателей, рассчитанная на весь период их обучения, координацию и объединение усилий участников

воспитательного процесса. В коллективах органов и подразделений внутренних дел отсутствуют должный внутренний

порядок, служебная дисциплина и организованность [1, 2, 10].

Длительное время не развивается нормативно-методическая база

воспитательной работы, свернута ведомственная система информационнопропагандистского воздействия на

личный состав, не осуществляются специальная подготовка, переподготовка и повышение квалификации специалистов-воспитателей.

Реализуемые направления

воспитательной работы на местах

зачастую не в полном объеме

соответствуют предъявляемым

требованиям, неадекватны условиям жизни и деятельности сотрудников.

Молодежь в значительной своей части обладает тем уровнем здоровья, интеллектуальной активности,

способности к обучению и мобильности, которая выгодно отличает ее от других групп сотрудников МВД по Республике Татарстан [4].

Актуальность и значимость

воспитательной работы с личным

составом, необходимость ее коренного улучшения в настоящее время вызываются:

¡.Снижением уровня морально-

психологического состояния личного состава, которое проявляется в росте нарушений дисциплины и законности.

2. Утратой профессионализма и

снижением уровня общей культуры сотрудников.

3. Падением в обществе рейтинга и престижа службы в органах внутренних дел, доверия населения к их работе.

4. Возросшими физическими, моральными и психологическими нагрузками, усилившимся давлением на сотрудников со стороны противоправных элементов.

5. Снижением эффективности информационного и психологопедагогического обеспечения оперативнослужебной деятельности сотрудников.

В современных условиях возникает необходимость проведения активной и продуктивной воспитательной работы среди сотрудников органов внутренних дел. Особенно это актуально по отношению к тем квалифицированным молодым специалистам, которые уходят из органов внутренних дел на гражданскую юридическую практику. Именно должным образом организованная воспитательная работа поможет решить один из важнейших вопросов, стоящих перед правоохранительными органами сегодня: сформировать позитивный образ сотрудника органов внутренних дел.

Одним из важнейших направлений воспитательной работы с молодыми сотрудниками на этапе их

профессионального становления и адаптации к условиям служебной деятельности, обеспечивающим

закрепление квалифицированных

специалистов по местам их службы, является использование возможностей общественных молодежных формирований в системе МВД. Следует отметить, что воспитательные возможности молодежных общественных формирований в системе МВД как наиболее социально-активного и профессионально-мобильного звена

правоохранительных структур

используются не в полную меру. В связи с этим актуальной остается задача социально-психологического исследования причин неблагополучия в системе воспитательной работы в органах и подразделениях внутренних дел и анализа основных направлений, путей и методов ее совершенствования.

Особую роль в этом призвано сыграть общественное объединение, именуемое

«Союз молодежи органов внутренних дел Республики Татарстан». Разработана нормативная база его деятельности. Его деятельность строится на основании Концепции молодежной политики МВД по Республике Татарстан, Устава

общественной организации «Союз молодежи органов внутренних дел Республики Татарстан», приказа

Министерства внутренних дел № 235 от 03.04.09 г.[6]

Интерпретация и обобщение

эмпирических данных по оценке деятельности молодых сотрудников и организации Советов молодых

специалистов на местах позволяет сделать ряд выводов:

1. Бессистемность работы с молодежью, ее эпизодический характер, отсутствие информации на местах о ходе реализации молодежной политики. Анализ ситуации на местах свидетельствует о том, что принцип системности и комплексности молодежной политики министерства в некоторых случаях встречает непонимание, такое как «зачем нам нужны дополнительные обязанности, у нас и так работы достаточно».

2. Управленческая и психологопедагогическая безграмотность

руководящего состава на местах [11].

3. Формальный подход в

подразделениях к воспитательной работе с молодежью.

4. Низкая социальная и профессиональная активность молодежи в ОВД.

В результате изучения проблем адаптации молодых сотрудников и роли воспитательной работы на местах по формированию нравственной личности специалиста-профессионала с

использованием возможностей

общественных молодежных формирований в системе МВД по Республике Татарстан были выявлены наиболее значимые факторы адаптации-дезадап-тации

личности сотрудников, обуславливающие текучесть кадров [ 2, 5].

На основании выполненных

эмпирических исследований нами были сформулированы ряд практических рекомендаций. Некоторые из них коррелируют с положениями из предыдущих исследований кафедры философии, политологии, социологии и психологии и сохранили свою актуальность и на сегодняшний день [5].

Основные предложения состоят в следующем:

1. Наряду с систематической индексацией окладов по должности и специальному званию аттестованного состава в условиях контролируемой инфляции необходимо обеспечить реальное удвоение денежного содержания сотрудников ОВД.

2. Следует, используя правовые и организационные механизмы, обеспечить фактическое решение жилищного вопроса для семей молодых сотрудников

3. Необходимо дальнейшее

формирование и совершенствование социального пакета для сотрудников МВД России

4. Следует повысить заинтересованность,

в том числе материальную, непосредственных руководителей,

наставников за результаты воспитательной работы и закрепления молодых специалистов в ОВД.

5. Провести ряд встреч, семинаров для

разработки совместными усилиями

реально действующих механизмов стимулирующего подхода к молодым сотрудникам органов внутренних дел Республики Татарстан, например,

разработка критериев отбора молодых сотрудников для предоставления им служебного жилья.

6. Психологической службе Министерства внутренних дел по Республике Татарстан:

а) разработать обновленную методику оценки уровня воспитательной работы с молодыми сотрудниками в органах и подразделениях внутренних дел Республики Татарстан;

б) регулярное проведение

психологической службой Министерства внутренних дел по Республике Татарстан

анонимного тестирования коллективов по вопросам организации и проведения воспитательной работы

13. Управлению кадров Министерства внутренних дел по Республике Татарстан:

а) разработать методику воспитательной

работы с молодыми сотрудниками с использованием возможностей

общественного молодежного движения в МВД по РТ и четких критериев оценки уровня воспитательной работы с молодыми сотрудниками в подразделении;

б) организовать обучение руководителей

различных служб и подразделений внутренних дел республики методике

воспитательной работы с молодыми сотрудниками с использованием

возможностей общественных молодежных объединений в системе МВД по Республике Татарстан;

в) перевод руководителей, получивших низкие оценки при мониторинге уровня воспитательной работы и организации стимулирующего отношения к молодым сотрудникам, на должности, не связанные с выполнением руководящих функций;

г) учитывать результаты итоговой

учебной аттестации по

дифференцированной системе контроля знаний для слушателей группы резерва руководителей при рассмотрении

кандидатов на должность руководителя коллектива;

ж) пересмотр размера должностного оклада грамотно и эффективно работающих молодых сотрудников, членов Советов молодых специалистов (от минимального к среднему и высшему порогу), а также их наставников;

з) систематический контроль за участием

всех руководителей служб и подразделений органов внутренних дел в воспитании подчиненных с использованием

возможностей Советов молодых

специалистов путем определения

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

воспитательных задач как приоритетных на данном временном этапе;

и) проведение внутренних самоотчетов в коллективах внутренних дел по уровню организации воспитательной работы с

молодыми сотрудниками, а также эффективности деятельности наставников;

к) систематический контроль за содержанием самовоспитания

руководителей на местах, их заместителей, начальников различных служб и подразделений с оказанием необходимой методической помощи;

л) изучение, обобщение и распространение передового российского и зарубежного опыта организации и проведения воспитательной работы с молодыми сотрудниками с

использованием возможностей

молодежных общественных объединений в системе МВД по Республике Татарстан, в том числе с созданием и использованием видеофильмов;

м) материальное и моральное стимулирование эффективно работающих наставников, заинтересованных в профессионально-нравственном формировании личности молодого

сотрудника ;

н) особое внимание обратить на повышение эффективности

воспитательного воздействия всех видов занятий по служебной подготовке с использованием современных психологопедагогических технологий.

Очевидно, что молодежь в значительной своей части обладает тем уровнем здоровья, интеллектуальной активности, способности к обучению и мобильности, которая выгодно отличает ее от других групп сотрудников МВД по РТ. Молодые сотрудники должны активно проявлять себя в повседневной служебной

деятельности и в качестве

интеллектуального источника

коллективной деятельности, и в качестве наиболее приспосабливаемой к новым условиям группы сотрудников МВД по РТ. Вместе с тем в ряде органов и подразделений общественные объединения сотрудников существуют практически номинально, что отрицательно сказывается на состоянии работы с личным составом. Основная причина указанных нами выше проблем - наличие объективных факторов, связанных с переходом от

социалистической экономики к рыночной и прекращением идеологической работы с молодежью, в том числе отсутствием целенаправленности в приоритетах

образовательного процесса. Поэтому для сохранения кадрового потенциала

правоохранительных структур необходимо обеспечение условий перехода от традиционной работы с молодежью, осуществляемой по отдельным

направлениям деятельности, к

формированию и реализации молодежной политики, обеспечивающей развитие, реализацию и актуализацию личностных и профессиональных возможностей молодых сотрудников. В работе с личным составом органов внутренних дел сегодня еще много нерешенных проблем, недостатков. Главные из них - это неумение и нежелание руководящего состава заниматься работой с подчиненными.

ЛИТЕРАТУРА

1. Актуальные проблемы подготовки кадров в образовательных учреждениях МВД России: материалы всероссийской научно-практической конференции (Барнаул,29июня 2007г.). Барнаул: Барнаульский юридический институт МВД России,2007].

2.Анализ и прогнозирование текучести кадров молодых специалистов - выпускников образовательных учреждений МВД России: методическое пособие/С.Назаров и др.; отв. ред. Д.Д. Невирко; Сибирский юридический институт МВД России. М.: ДКО МВД России; Красноярск СЮИ МВД России, 2006

3. Шамаров В.М., Лойт Х.Х. Воспитательная работа с личным составом органов внутренних дел. М.: Академия управления МВД России, 2000.

4.Комлев Ю.Ю. и др. Выпускники юридического вуза в органах внутренних дел: проблемы адаптации: учебное пособие. Казань: КЮИ МВД России,2003.

5.Комлев Ю.Ю. Молодые специалисты в ОВД: социологический анализ проблемы текучести кадров: научно-практическое пособие. Казань: КЮИ МВД России, 2008.

6.Концепция молодежной политики МВД по Республике Татарстан: приложение № 1 к приказу МВД по Республике Татарстан от 03.04.09 г. «О дальнейшем совершенствовании работы с молодыми сотрудниками».

7 О дальнейшем совершенствовании работы с молодыми сотрудниками: приказ № 235 от

03.04.2009 г.

8.О комплексном реформировании системы воспитательной работы в органах внутренних дел: приказ № 120 от 1 февраля 2007 г.

9.Организационные основы снижения текучести кадров молодых специалистов - выпускников образовательных учреждений МВД России. Челябинск: Челябинский юридический институт МВД России, 2007. С.3-4.

10.Подготовка выпускников образовательных учреждений МВД России к службе в органах внутренних дел: сборник аналитических и методических материалов. М.: ИМЦ ГУК МВД России,2003. С.6-33.

11.Протоколы семинара-совещания в режиме видеоконференции «Развитие молодежного движения

Министерства внутренних дел по Республике Татарстан от 18 августа 2009 г.

12.Устав общественной организации «Союз молодежи органов внутренних дел Республики Татарстан».

13. Нургалиев Р. Ставка на человека. МВД создало новую систему обучения и воспитания профессионалов // Российская газета. Федеральный выпуск. 2009. 21 августа.

14. Состояние работы с кадрами органов внутренних дел Российской Федерации за 2007 год: сб.аналитических и информационных материалов. М.: ЦОКР МВД России,2008.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.