НОМАИ ДОНИШГОХ» УЧЕНЫЕ ЗАПИСКИ» SCIENTIFIC NOTES»
№ 2(43)2015
УДК 37С Н.Б МУХАММАДИЕВ
ББК 63,3
ЗНАЧЕНИЕ КУЛЬТУРНО - ПРОСВЕТИТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ В ВОСПИТАНИИ ЛИЧНОГО СОСТАВА ОРГАНОВ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ
Правоохранительная практика последних лет показывает, что качественное выполнение оперативно- служебных задач, эффективность деятельности органов и подразделений МВД Республики Таджикистан напрямую зависят от уровня общей и профессиональной культуры сотрудников, состояния морально-психологического климата в служебных коллективах.
В этой связи Президент Республики Таджикистан Э. Рахмон подчеркивает, что «...органам милиции следует уделять постоянное внимание вопросам повышения уровня компетентности, профессиональных навыков, умений, культуры, правовых знаний, а также профессиональной культуры своих сотрудников» (1, 4) .
Действительно, сегодня от каждого сотрудника милиции - от рядового до генерала, от отношения к служебному долгу, профессионализма и высокой гражданской ответственности зависит благополучие, безопасность и спокойствие отдельного человека, общества и государства в целом. В этом контексте личностные качества сотрудников органов внутренних дел становятся фактором национальной безопасности, что предопределяет настоятельную потребность с первых дней службы, обучения создать такую культурную среду, которая максимально стимулировала бы развитие их интеллекта, воли, трудолюбия, ответственности, нравственно - эстетических качеств.
С принятием « Стратегии реформы милиции Министерства внутренних дел Республики Таджикистан на период 2012 - 2020 гг» (2) открыта новая страница в истории органов внутренних дел. В названной Стратегии сформулированы направления деятельности по охране правопорядка, определено основное назначение полиции, заключающееся в защите прав, собственности и обеспечении общественной безопасности граждан. В ней подчеркивается, что в числе основополагающих начал деятельности полиции закреплены ее открытость и публичность, для чего необходимо вести диалог с обществом и средствами массовой информации, взаимодействовать с ними на основе взаимного уважения и социального партнерства. Подобный диалог способен вести сотрудник полиции, имеющий сформированные гражданские и нравственно-эстетические качества, компетентный в вопросах правовых и нравственных норм поведения, обладающий высоким уровнем общей и профессиональной культуры.
Руководством МВД Республики Таджикистан культурно-просветительная работа рассматривается как одно из важных направлений деятельности не только по созданию условий для формирования гармоничной, всесторонне развитой личности сотрудника, возможностей для реализации его потенциала и творчества членов семей, развития духовно- культурных потребностей, а также как возможность для населения увидеть службу и сотрудников ОВД в другом ракурсе.
В последние годы сделан ряд шагов для обеспечения профессиональной направленности и реального позитивного воздействия культурно-просветительной работы на моральнопсихологический климат в служебных коллективах: активизация и координация деятельности культурно-просветительных учреждений, творческих коллективов, привлечения сотрудников к участию в смотрах и конкурсах; использования духовно-нравственного и культурного потенциала традиционных религиозных конфессий.
Важным инструментом информационного и методического обеспечения воспитательной и культурно-просветительной работ стал Интернет-сайт МВД Республики Таджикистан -WWW. ВКД.ТХ Его функционирование позволило сделать доступными для руководителей и сотрудников подразделений по работе с личным составом базы методических материалов, нормативных документов, фотоматериалов и др. Разработана система оперативного доведения до всех органов и подразделений еженедельной иллюстративной газеты “Қонун ва ҷомеа” (Закон и общество). Ранее газета выходила под названием «Сипар», она была учреждена по инициативе бывшего министра внутренних дел генерал - полковника Х.Х. Шарипова (3, 17).
Также еженедельно готовятся к эфиру телепередачи; «Пресс-центр МВД сообщает», «Набз», «Сипар», которые выходят уже более 15 лет и завоевали огромную зрительскую аудиторию, и др.
НОМАИ ДОНИШГОҲ » УЧЕНЫЕ ЗАПИСКИ » SCIENTIFIC NOTES»
№ 2(43) 2015
Периодически публикуются иллюстрированные журналы, рассказывающие о деятельности подразделений МВД. В частности, были изданы иллюстративные журналы: «МВД сегодня», “75 лет милиции Таджикистана”(4, 50) - в 2000 году, в 2005 году -“Милиции Таджикистана 80 лет ”(53), в 2010 году “85 лет милиции Таджикистана”(5), в 2011- году “Министерство внутренних дел - надежная опора независимости”(6) и другие.
«В 2014 году по инициативе Министерства внутренних дел,- отмечает министр внутренних дел, генерал-лейтенант милиции Р.Х.Рахимзода, - были подготовлены и подписаны 9 Международных соглашений, проект 41 нормативного акта в правовой отрасли, изданы 58 учебно-методических пособий, монографий, учебных книг и 179 научных статей. Сотрудники органов внутренних дел участвовали в 108 международных научно-практических конференциях, научных, научнопрактических семинарах, круглых столах, которые внесли весомый вклад в профессиональной подготовку, повышение уровня культуры, правосознание работников органов внутренних дел» (7-
2).
В соответствии с требованиями нормативно-правовых актов МВД Республики Таджикистан культурно-просветительную работу обязаны организовывать руководители органов и подразделений внутренних дел, заместители руководителей по работе с личным составом, а при их отсутствии - должностные лица, на которых возложены обязанности по организации культурнопросветительной работы.
Культурно-просветительная работа проводится по следующим основным направлениям:
1) организация художественного самодеятельного творчества сотрудников и членов их семей;
2) культурно - досуговое обслуживание личного состава органов (учреждений);
3) организация работы по повышению общей и профессиональной культуры сотрудников, содействие формированию позитивных традиций и ритуалов в органах (учреждениях);
4) развитие фестивального движения, обеспечение участия самодеятельных творческих коллективов и исполнителей из числа сотрудников в смотрах-конкурсах и концертах;
5) организация взаимодействия с учреждениями культуры, общественными организациями, творческими союзами и средствами массовой информации по вопросам культурно-эстетического воспитания личного состава.
При проведении культурно-просветительной работы должны решаться следующие основные задачи:
■ воспитание у сотрудников уважения к истории, культуре, традициям таджикского народа и других народов посредством приобщения к ценностям и лучшим образцам отечественной и мировой культуры;
■ развитие у сотрудников потребности в личностном совершенствовании и повышении уровня образования и культуры, внедрение эстетических правил в их служебную деятельность и быт;
■ формирование позитивного образа сотрудника органов внутренних дел - защитника правопорядка, повышение на этой основе престижа службы в органах внутренних дел;
■ оказание помощи личному составу в преодолении психологической и физической усталости, компенсация последствий эмоциональных перегрузок в служебной деятельности, организация содержательного досуга сотрудников и членов их семей;
■ создание условий для творческой самореализации сотрудников и членов их семей, развития художественного самодеятельного творчества личного состава;
■ обеспечение функционирования постоянно действующих творческих коллективов в органах (учреждениях), обеспечение их участия в конкурсных мероприятиях, фестивалях и концертных программах МВД Республики Таджикистан;
■ оказание противодействия влиянию криминальной субкультуры на сознание сотрудников, предупреждение профессиональной нравственной деформации личности средствами художественной культуры и искусства.
Основным направлением в решении названных задач является выявление способностей сотрудников, многогранное и духовное обогащение их жизни. Добиваясь радикальных перемен к лучшему и в этой области, важно построить всю культурно - воспитательную работу так, чтобы она всё полнее удовлетворяла духовные запросы сотрудников, шла навстречу их интересам.
В проведении культурно - просветительной работы используются следующие основные формы:
■ концерты, смотры, конкурсы и выставки самодеятельного художественного творчества;
■ спортивно-театрализованные представления, вечера отдыха, детские и семейные
праздники;
■ коллективные посещения учреждений культуры, просмотр театральных спектаклей,
кинофильмов, концертных программ;
259
НОМАИ ДОНИШГОҲ » УЧЁНЫЕ ЗАПИСКИ » SCIENTIFIC NOTES» № 2(43) 2015
■ занятия в клубных любительских объединениях, кружках, студиях по различным отраслям и жанрам художественного и прикладного самодеятельного творчества;
■ экскурсии в музеи, художественные галереи, выставочные залы, по памятным местам, связанным с историей Отечества;
■ занятия в университетах, школах, лекториях и на факультетах культуры (эстетического воспитания);
■ творческие встречи с деятелями искусства и культуры, представителями традиционных религиозных конфессий.
В целях привлечения общественности к проведению мероприятий культурно-просветительной работы с личным составом в органах (учреждениях) используются возможности, ресурсы местных хукуматов, отделов культур регионального уровня и Министерства культуры Республики Таджикистан.
Практическое решение этой многообразной и сложной задачи осуществляется культурнопросветительными учреждениями преимущественно в формах массовой работы с людьми, в контакте со смешанной аудиторией, а не с однородной в социально-демографическом, профессиональном плане группой, не индивидуально. Такая аудитория отличается, как правило, пестрым спектром довольно противоречивых личностно-ценностных установок, уровнем развития общей культуры, политического сознания и возрастных интересов, сложившейся системой взглядов и убеждений.
Следовательно, работник культурно-просветительного подразделения (или лицо, на которого возложена это обязанность) должен обладать универсальными знаниями и навыками, так как этого требует специфика работы со смешанной массовой аудиторией. Однако, как правило, в реальных условиях добиться разносторонних и глубоких знаний, навыков в большинстве случаев бывает очень сложно.
Владение организацией и методикой подготовки и проведения массовых мероприятий расширяет диапазон творческих и организаторских способностей культурно-просветительных работников, позволяет определить в общих чертах уровень научной организации труда, проверить правильность технологического процесса самых трудоемких и масштабных мероприятий.
Многофункциональный, комплексный характер технологического процесса является основой организации и методики массовых форм культурно-просветительной работы.
Массовые формы могут отчасти видоизменяться, трансформироваться. Сегодня они обретают новое звучание, оттенки, определяемые происходящими переменами в общественной психологии, которая оказывает непосредственное влияние, прежде всего на подготовку и проведение массовых мероприятий.
Массовые формы культурно-просветительной работы, носящие активный преобразовательный характер, выступают как необходимая предпосылка общественного творчества масс.
Сложность и многоплановость массовых культурно-просветительных мероприятий требуют от специалистов глубокого понимания механизма их действия. Исходной точкой организации и методики культурно-просветительной работы является событие, явление, факт, та или иная массовая форма. Это позволяет на основе принципа социальной детерминации понять происходящие в сознании человека процессы.
«В своем практическом выражении вопрос о детерминированности психологических явлений,— писал великий психолог С. Л. Рубинштейн, — это вопрос об их управляемости, о возможности их направленного изменения в желательную для человека сторону. В этом основное значение, основной жизненный смысл вопроса о детерминации психологических явлений. Конкретно постичь детерминированность, закономерную обусловленность психических явлений — психической деятельности и психических свойств человека — это значит найти пути для их формирования, воспитания» (8, 226).
В соответствии с принципом социальной детерминации организация и методика массовой, культурно-просветительной деятельности начинается с изучения состояния социальной среды, которая образует совокупность конкретно-исторических общественных отношений, объективных и субъективных условий и факторов. «Человеческая среда,— отмечает А. Н. Леонтьев, — это уже не только то, к чему должен приспосабливаться человек, в ней кристаллизован опыт человеческих поколений, исторически сложившиеся человеческие способности — способы и средства человеческой деятельности. Среда для человека — это прежде всего то, что создано человеком. Это — человеческое творчество, это культура» (9, 51).
260
НОМАИ ДОНИШГОҲ » УЧЕНЫЕ ЗАПИСКИ » SCIENTIFIC NOTES»
№ 2(43) 2015
Введение в структуру массовых мероприятий различных видов искусства и художественнообразных элементов способствует повышению эффективности их воспитательного воздействия.
Массовые формы по степени мобилизации выразительных средств и масштабам вовлекаемых людей стали специфическим способом самодеятельной организации работников.
Художественность — неотъемлемая черта современной организации и методики культурнопросветительной работы. Образность и выразительность придают ей необыкновенную силу идейно-эмоционального воздействия. Форма художественных явлений определяется способами организации материала, при которых наилучшим образом может быть раскрыто его идейное содержание, а зритель будет эмоционально подготовлен для восприятия происходящего. Поэтому методика подготовки и проведения массовых форм культурно-просветительной деятельности предполагает систему знаний как о самом событии, которому посвящено мероприятие, так и о характере, специфике, приемах идейно-эмоционального воздействия и способах их применения, соответствии содержания и формы данного мероприятия.
Достаточно напомнить, что культурно-просветительные работники готовят программы проведения дней боевых традиций, в которых предусматривается низложение венков к монументам и памятникам государства Саманидов, героям, павшим за восстановление конституционного строя Республики Таджикистан, Великой Отечественной войны, посещение мест, связанных с историческими событиями в жизни таджикского народа, устраивают театрализованные праздники, митинги, тематические вечера, кинопоказы, детские утренники, принимают участие в походах молодежи по местам боевой и трудовой славы таджикского народа.
Для проведения особо крупных мероприятий: праздников, обрядов, фестивалей, спортивных соревнований, - необходимо создание штабов или оргкомитетов, состав которых определяется решением (приказом) руководства органа внутренних дел. Это можно увидеть на примере Факультета №4 Академии МВД Республики Таджикистан, где по случаю празднования дня «Государственной Независимости Республики Таджикистан», «Вахдат», «Навруз», «День Победы» и др., приказом начальника факультета создаётся организационный комитет из числа различных служб, кафедр, курсов факультета, который возглавляет один из заместителей начальника факультета. Оргкомитетом составляется план организационных мероприятий по подготовке и проведению праздника, который утверждается начальником. По мере необходимости оргкомитет созывает своё совещание, где рассматривается ход подготовки намечаемого культурно-массового мероприятия, заслушиваются отчеты ответственных лиц по отдельным направлениям работы и т.д.
Основным принципом работы оргкомитета является оригинальность руководства и личная ответственность каждого члена оргкомитета за порученное дело.
В задачу оргкомитета входит, прежде всего, общее оперативное руководство отделами, комиссиями, организациями, рабочими группами и лицами, ответственными за определенные участки работы.
Методы здесь различны:
- заседания оргкомитета, рабочих групп, оперативные совещания, летучки, индивидуальные беседы руководителей с исполнителями;
- получение срочной информации: указание, отчет;
-организация соревнования между участниками по подготовке и проведению мероприятия;
-развитие самодеятельности и инициативы заинтересованных лиц;
-моральное и материальное стимулирование за высокое качество выполнения порученного дела в ходе подготовки, организации и проведения мероприятия. (Так, сотрудники факультета №4 Академии МВД Республики Таджикистан в количестве 26 человек приказом начальника Академии МВД Республики Таджикистан за № 315 от 03.10.2013 года были поощрены за отличную подготовку и проведение 17 сентября 2013 года воинского обряда - «Принятие присяги» молодыми курсантами первого курса (11).
Таким образом, культурно-просветительная работа - это вид морально-психологического обеспечения, представляющий собой деятельность по формированию у сотрудников органов внутренних дел нравственно-эстетических и морально-психологических качеств средствами художественной культуры и искусства.
Значение культурно-просветительной работы в воспитании личного состава заключается в создании оптимального нравственного микроклимата, способствующего формированию у сотрудников благородных мотивов, нравственно-эстетических и морально-психологических качеств, данная работа обеспечивает общую направленность содержания жизнедеятельности
261
НОМАИ ДОНИШГОҲ » УЧЕНЫЕ ЗАПИСКИ » SCIENTIFIC NOTES»
№ 2(43) 2015
участников коллектива художественной самодеятельности и любительских объединений и инициативных групп, циклов и отдельных мероприятий в объединенный воспитательный процесс.
ЛИТЕРАТУРА:
1. Выступление Президента Республики Таджикистан на торжественном заседании, посвященном «Дню милиции» 10.11.2012 года. www. Prezident.tj./ node/3736. дата обращ. 3.05.15.
2. Стратегия реформы милиции Министерства внутрених дел РТ на период 2013-2020 гг/www .mvd. tj/ index. Php.lrulnauchnye-issledovaniya-konferentsii/1538-utverzhdena
3. Милиции Таджикистана 80 лет. -Душанбе: Типография МВД, 2005. -60 с.
4. 70 лет милиции Таджикистана.- Душанбе. МП “РАХНЭ”, 2000. - 50 с
5. 85 лет милиции Тадикистана.- Душанбе:Типография МВД, 2010. - 216 с.
6. Министерства внутрених дел - надеждная опора независимости.-Душанбе: Контраст, 2011. -228 с.
7. Рахимзода, Р.Х. Доклад по итогам оперативно - служебной деятельности органов и подразделений внутренних дел за 2014 год и о задачах на 2015 год/ Р.Х.Рахимзода. Қонун ва чомеа.- 2015.- № 2 (361). - С.2-10.
8. Рубинштейн, С. Л. Бытие и сознание / С.Л.Рубинштейн.- М., 1957.- 328 с.
9. Леонтьев, А. Н. Культура, поведение и мозг человека/ А.Н.Леонтьев .- Вопросы философии. -1968.- № 7.- С. 50-56.
10. Архив факультета № 4 МВД Республики Таджикистан. Книга учета приказов № 2.
REFERENCES:
1. The address of the president of the republic of Tajikistan in an solemn meeting dedicated to “The Day of Militia” 10.11.2012 year. www.president.tj
2. www.vkd.tj/ index. Php.lrulnauchnye-issledovaniya-konferentsii/1538-utverzhdena
3. The militia of Tajikistan is 80 years old: Dushanbe. Typography of DIA. 2005. -60 p.
4. The militia of Tajikistan is 70 yеrs old.-Dushanbe: SE Rakhne, 2000. -50p.
5. The militia of Tajikistan is 85 y е^ old.-Dushanbe: Typography of DIA, 2005. -216 p.
6. The militia of interior of Tajikistan in reliable support independence. - Dushanbe. Kontrast Ltd. 2011.-228p.
7. Rahimzoda, R.Kh. Report on the results of operative and official activity of bodies and divisions of Internal Affairs in 2014 and on tasks for 2015 year/ R.Kh.Rahimzod // Qonun va Jomea. -2015. -№2, (361). -P.2-10.
8. Rubinstein, S.L. Being and consciousness / S.L. Rubinstein. -M., 1957. -328 p.
9. Leontev, A.N. Culture, Behavior and Brain / A.N.Leontev//Voprosi filosofii.- 1968.-№7.P.50-56
10. The archive of the faculty № 4 of DIA of the republic of Tajikistan. The book of order №2.
Значение культурно - просветительной работы в воспитании личного состава органов внутренних дел
Ключевые слова. Правоохранительная организация, воспитательный процесс, нравственно - эстетические и морально - психологические качества, уровень компетентности, прфессиональная этика.
В статье рассматривается вопрос о значении культурно-просветительной работы в воспитании личного состава органов внутренних дел МВД Республики Таджикистан. Это вид работы по обеспечению устойчивого морально-психологического климата, представляющий собой деятельность по формированию нравственно - эстетических и морально - психологических качеств средствами художественной культуры и искусства. В статье обоснована также значимость вышеизложенных качеств для сотрудников органов внутренних дел Республики Таджикистан. Массовые формы культурно - просветительной работы, носящие активный преобразовательный характер, выступают как необходимая предпосылка общественного творчества масс.
Значение культурно-просветительной работы в воспитании личного состава заключается в создании оптимального нравственного микроклимата, способствующего формированию у сотрудников благородных мотивов, нравственно-эстетических и морально - психологических качеств, обеспечивает общую направленность содержания жизнедеятельности участников
262
НОМАИ ДОНИШГОҲ » УЧЁНЫЕ ЗАПИСКИ » SCIENTIFIC NOTES» № 2(43) 2015
коллектива художественной самодеятельности и любительских объединений и инициативных групп, циклов и отдельных мероприятий в объединенный воспитательный процесс.
The significance of cultural and educational work in education of personal staff of the Departments of Internal Affairs
Keywords: law enforcement, educational process, moral & aesthetic, and moral & psychological qualities, levels of competence, professional ethics.
The article discusses the importance of cultural and educational work in the education of the personnel of DIA, the Ministry of Internal Affairs of the Republic of Tajikistan. This kind of work is to ensure a stable moral and psychological climate, an activity for the development of moral & aesthetic, and moral & psychological qualities by means of artistic culture and the arts. The article justifies the importance of the above qualities for the employees of the Department of Internal Affairs of the Republic of Tajikistan. Mass forms of cultural and educational work having an active reforming character, act as a prerequisite of social creativity of the masses.
The value of cultural and educational work in the education of personnel is to create the best moral micro-climate conducive to the development of noble motives, moral & aesthetic, and moral & psychological qualities of the staff. It will provide the general thrust of the content of life of the members of the personnel with artistic self-activity and amateur associations and action groups, cycles and individual activities in a combined educational process.
Сведения об авторе:
Мухаммадиев Набиджон Бободжонович, заместитель начальника факультета № 4Академии МВД РТ, полковник милиции (Республика Таджикистан, г.Худжанд), E-mail: Nabijon1965@mail. ru
Information about the author:
Muhammadiev Nabijon Bobojonovich, a Deputy Head of the Faculty № 4 the Academy of Ministry of Internal Affairs, Militia Colonel (Republic of Tajikistan, Khujand), E-mail: Nabijon1965@mail.ru
263