Кедрова Е. М. Теоретико-методологические предпосылки становления интеллектуально зрелой личности...
значает переход от этапа руководства поведением личности до самовоспитания, основой которого является способность к самоуправлению и самостоятельному выбору целей, не вступающих в противоречия с общественными интересами, а также сформированность интеллектуальной зрелости личности.
Комплекс критериев и показателей сформированно-сти интеллектуальной зрелости личности, исходя из анализа6 современных исследований, посвященных данной проблеме, включает: познавательный интерес (потребность в обогащении и обновлении знаний, в поиске истины и др.); познавательную самостоятельность (способность сознательно и активно управлять процессом учения, владение рациональными приемами умственной деятельности и др.); интеллектуальную активность (умение отстаивать свою позицию, интеллектуальная инициатива, активное оперирование наличным багажом знаний, умений и др.); интеллектуальную компетентность (ценностное отношение к иной позиции, широта, системность, оперативность, категориальный характер знаний, метапознание и др.); интеллектуальное творчество (беглость и гибкость мышления, оригинальность идей, метафоричность, способность видеть разные варианты решения задач, вариативность и разнообразие субъективных способов осмысления событий и др.); диалогичность индивидуального сознания (вариативность и разнообразие субъективных способов осмысления одного и того же явления, способность синтезировать разные познавательные позиции в условиях диалога с другими людьми и др.); психическую автономность (сформированность оценочных позиций, ответственность, самореф-лексия, саморегуляция и др.).
1 Деркач А. А. Акмеология: личностно-профессиональное развитие человека: Методико-прикладные основы акмеологи-ческих исследований. М., 2000. С. 102.
2 Степанов С. Ю. Рефлексивная практика творческого развития человека и организаций. М., 2000. 174 с.
3 Даниленко И. М. Моральные критерии социальной зрелости личности. М., 1980. С. 7.
4 Анциферова Л. И. К психологии личности как развивающейся системы // Психология формирования и развития личности: учебное пособие. М., 1981. С. 8-9.
5 Ананьев Б. 77 Избранные психологические труды : в 2 т. / под ред. А. А. Бодалева, Б. Ф. Ломова. М., 1980. Т. 1. 232 с.
6 Кедрова Е. М. Психолого-педагогические основы воспитания интеллектуально зрелой личности студента высшей школы в учебно-воспитательном процессе: монография. М., 2005. 139 с.
УДК 159.922
ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ АДАПТАЦИЯ МОЛОДЫХ СПЕЦИАЛИСТОВ ОВД: ПОНЯТИЕ И ПУТИ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ
А. С. Петрова, М. А. Шелепова
Профессиональная адаптация сотрудника ОВД проявляется в формировании у молодых специалистов моделей по-
ведения, адекватных условиям новой для них окружающей среды. В ее структуру входит адаптация к условиям службы, к требованиям профессиональной деятельности и др.
Ключевые слова: специалист, сотрудник, профессиональная адаптация, требования, поведение, критерии.
Профессиональная адаптация - это приспособление человека к новым для него условиям труда, овладение им ценностными ориентациями в рамках профессии, осознание в ней мотивов и целей, сближение внутренних норм человека и профессиональной группы, усвоение компонентов профессиональной деятельности: ее задач, предмета, способов, средств, результатов, условий. Она выражается в приспособлении новичка к социальной жизни сотрудников, коллектива, формировании положительных отношений с товарищами по работе и в достаточно высоком уровне удовлетворенности этими отношениями1. Профессиональная адаптация как один из видов социальной адаптации имеет и предметную, и социально-психологическую сторону. Предметная сторона отражает отношение «подсистема “человек - профессия”», социально-психологическая отражает отношение «подсистема “человек - человек” и “человек - коллектив”»). Эти взаимосвязанные стороны являются двумя моментами единого процесса адаптации, они протекают одновременно, дополняя и интенсифицируя друг друга. При этом каждый аспект адаптации относительно самостоятелен.
Адаптация - процесс динамичный, и время прохождения человеком каждого этапа всегда индивидуально. Главная задача профессиональной адаптации заключается в том, чтобы сократить длительность «взаимоприс-пособления» личности и профессии, сделать его управляемым, расположить каждого сотрудника к службе по профессии, с тем чтобы добиться эффективной профессиональной деятельности. Адаптация, по существу, призвана решить задачу воспитания социально-психологической надежности личности.
Цель профессиональной адаптации - научить молодых специалистов выполнять профессиональные обязанности. Однако необходимо учитывать, что процесс их адаптации в течение учебы и службы происходит неодинаково, каждый из них различается по общеобразовательному и культурному уровню, нравственно-психологической готовности к труду, уровню профессиональной подготовки.
Профессиональная адаптация сотрудника ОВД проявляется в формировании у молодых специалистов моделей поведения, адекватных условиям новой для них окружающей среды, т. е. структура процесса адаптации соответствует приспособлению к условиям службы, труда в системе органов внутренних дел, к требованиям профессиональной деятельности. Она заключается в определенном уровне овладения профессиональными знаниями, умениями и навыками, формировании необходимых профессиональных качеств личности сотрудника, являющихся условием успешного овладения данной специальностью2.
Соответственно можно выделить три основных направления, в русле которых происходит профессиональная адаптация таких лиц в органах внутренних дел. Моло-
дые специалисты адаптируются к условиям служебной деятельности в органе внутренних дел: уставные отношения, содержание трудовой деятельности; дисциплинарные требования, ответственность, связанная с присягой, определенная форма одежды, несение службы по наряду, подчинение начальникам, требованиям профессиональной деятельности в ее предметном и этическом содержании. Перечисленные группы условий взаимосвязаны между собой, но их значимость меняется на разных этапах вхождения молодого специалиста в профессию.
На основе анализа квалификационных характеристик и содержания деятельности сотрудника выделено три взаимосвязанных группы требований, каждая из которых требует формирования определенных установок и моделей поведения, позволяющих быстрее включиться в условия профессионального труда.
Первая группа связана с освоением новой лексики, понятий, понимания роли закона и права в жизни общества в целом и каждого гражданина в частности. Кроме того, у молодых специалистов должна закладываться необходимость на уровне автоматизма жестко подчинять свою деятельность процессуальным нормам и законам.
Вторая группа требований обусловлена тем, что сотруднику приходится постоянно общаться и взаимодействовать с правонарушителями, преступниками, потерпевшими, пострадавшими. В этих условиях необходимо уметь защищать собственную психику и душевное равновесие от пессимизма, цинизма, подозрительности, высокомерия и других форм профессиональной деформации личности. В каждом органе внутренних дел этому содействуют психологические службы и знания самого сотрудника в области психологии, а также владение приемами психологической защиты и релаксации.
Третья группа требований профессии связана с тем, что нравственность и этичность сотрудника постоянно подвергаются давлению. Необходимо соблюдать нравственные и этические нормы при выполнении властных полномочий и общении с асоциальными элементами. Чрезвычайно трудно оставаться неподкупным, честным в условиях, например, предложений взяткодателя, коррумпированного окружения. Трудно также уважать личность правонарушителя, быть с ним вежливым и выдержанным, особенно в случае встречной агрессии, хамства и др. Формированию необходимых моделей поведения и взаимодействия способствует освоение разнообразных техник общения, уважение к Отечеству, Закону, а также, что особенно важно, стимулирование честолюбия, чувства самоуважения и собственного достоинства будущего специалиста на основе оценки его позитивной мотивации,направленности, способностей и профессионализма.
Особенностями профессиональной адаптации молодых специалистов, будущих профессионалов ОВД, является необходимость включаться в специфическое правовое, социально-психологическое и нравственно-этическое взаимодействие3.
Под процессом профессиональной адаптации следует понимать такой период жизни молодого специалис-
та, когда он активно и сознательно включается в новую для него сферу правоохранительной деятельности и соответствующую социальную (и профессиональную) среду, условия, нормы, правила и привычки профессионального поведения которой ему предстоит усвоить. При этом процессы собственно профессиональной и социальнопсихологической адаптации, обладая относительной самостоятельностью, протекают во взаимодействии и взаимовлиянии.
Рассматривая профессиональную адаптацию как динамическое, комплексное, системное явление, можно выделить следующие взаимосвязанные и взаимообусловленные компоненты процесса: адаптация к содержанию деятельности, к условиям деятельности, к служебному коллективу, к отношениям с руководством; включение в первичную (малую) группу сослуживцев; включение в процессы профессионального саморазвития (развитие мотивации, целеобразование, овладение профессиональными знаниями, становление профессиональных умений, навыков и т. д.).
Неудовлетворительная адаптация хотя бы к одному из компонентов, нарушение целостности всего процесса не позволяют говорить об успешности всего процесса. Нарушение адаптации может приводить к низким эффективности и качеству оперативно-служебной деятельности, дисциплинарным проступкам, явлениям психической дезадаптации, вплоть до формирования кризисных психологических состояний. Особое внимание должно уделяться психологопедагогическому обеспечению работы с личным составом и особенно с молодыми специалистами4.
Основными субъектами, включенными в процесс профессиональной адаптации молодых специалистов ОВД и в конечном итоге определяющими ее результаты, являются:
- руководители органов внутренних дел;
- работники кадровых аппаратов и отделов по работе с личным составом;
- центры психологической диагностики;
- наставники;
- практические психологи ОВД;
- общественные формирования подразделений ОВД (совет ветеранов ОВД, общие собрания сотрудников, комиссия по служебной дисциплине и профессиональной этике).
Самих молодых специалистов также необходимо рассматривать как наиболее активных субъектов профессиональной и психологической адаптации, соответственно психолого-педагогическое обеспечение необходимо строить дифференцированно, с учетом различных их категорий:
1) вновь поступившие на службу - рядовой, сержантский или офицерский состав, пополняемые из числа гражданских лиц;
2) военнослужащие, уволенные в запас;
3) выпускники образовательных учреждений МВД России.
Специализация перечисленных субъектов, определение функций и ответственности представляют самостоя-
тельную управленческую задачу руководителя, которая может быть решена при разработке и утверждении программы профессиональной адаптации.
Объединение усилий руководителя, наставника, сотрудников отдела по работе с личным составом, психолога и представителей общественных формирований (совет ветеранов, общее собрание сотрудников, комиссия по служебной дисциплине и профессиональной этике) в процессе адаптации молодого специалиста, и их влияние на интенсивность этого процесса, совместное установление критериев и путей целенаправленного, сознательного управления им - это задачи первостепенной важности для ОВД, от решения которых зависит качество службы молодого специалиста и эффективность его включения в оперативно-служебную деятельность подразделения.
Анализ различных подходов к данной проблеме, реализуемых в работах отечественных педагогов и психологов (А. Д. Сазонов, В. П. Давыдов, А. В. Барабанщиков,
В. В. Синявский, В. С. Олейников, В. Я. Слепов, А. Т. Ро-стунов, С. А. Голобородько и др.), позволяет выделить критерии и показатели профессиональной адаптирован-ности сотрудника ОВД:
- профессиональная подготовленность будущих офицеров;
- психологическая готовность к овладению профессией;
- профессиональная направленность будущих сотрудников.
Исходя из содержания выделенных критериев профессиональной адаптированности сотрудников можно определить следующие показатели молодых специалистов ОВД:
- объем знаний по общеюридическим и специальным дисциплинам;
- сформированность профессионально важных умений, навыков и качеств личности;
- способность решать профессиональные задачи;
- уровень представлений о содержании и условиях будущей профессиональной деятельности;
- готовность к преодолению трудностей в процессе будущей профессиональной деятельности;
- уровень адаптивных способностей и нервно-психической устойчивости;
- уровень нравственно-этической воспитанности.
- отношение к профессии офицера ОВД;
- стремление служить в ОВД;
- сформированность представлений о нормах и ценностных ориентациях профессии офицера ОВД;
- готовность руководствоваться нормами, принятие ценностных ориентаций профессии офицера ОВД.
На этой основе можно выделить базовые этапы профессиональной адаптации молодых специалистов в ОВД:
Первый этап - подготовительный, или этап профессиональной ориентации и отбора кандидатов на службу в ОВД. Продолжается до принятия молодого специалиста на службу.
Второй этап - непосредственно профессиональная адаптация, начинается с момента принятия молодого специалиста на службу и заканчивается по мере форми-
рования составляющих интегративного показателя адаптированности, что занимает период примерно до одного года.
Третий этап - профессиональное саморазвитие молодого специалиста в коллективе ОВД, продолжается до 3-5 лет с момента принятия на службу.
Смена этапов характеризуется, во-первых, постепенным уменьшением активности сопровождения молодого специалиста со стороны основных субъектов управления процессами профессиональной адаптации, во-вторых, увеличением его профессиональной самоотдачи и достижением оптимальной результативности в оперативно-служебной деятельности.
На каждом этапе организация работы требует согласованных действий всех субъектов управления процессом профессиональной адаптации под руководством начальника ОВД и его заместителя. Только высокая ответственность, четкое планирование всех вопросов, постоянное наблюдение за ходом процесса (мониторинг) и своевременное внесение в него корректив позволят достичь поставленной цели - пополнить ряды ОВД профессиональными кадрами и уменьшить их текучесть. На каждом этапе реализации программы профессиональной адаптации должны решаться определенные задачи.
Задачи первого этапа:
- определение источников комплектования и работа с потенциальными кандидатами для поступления на службу;
- привлечение молодежи и специалистов к поступлению на службу;
- предварительное изучение и психологическое исследование кандидатов перед принятием на службу, выработка рекомендаций по их целесообразному использованию;
- профессионально-психологический отбор в центрах психологической диагностики;
- субъект адаптации должен иметь четкое представление о выбранной профессии и соотносить требования, предъявляемые профессией к личности сотрудника ОВД, со своими реальными возможностями.
Эти задачи направлены на то, чтобы оптимизировать профессиональную адаптацию еще до того, как кандидат становится молодым специалистом, так как адаптационный процесс начинается с момента принятия решения о зачислении на службу (с испытательным сроком и стажировкой в должности).
На втором этапе процесса адаптации происходит закрепление молодых специалистов органов внутренних дел в коллективах.
Задачей второго этапа является формирование уровня психической деятельности сотрудника, определяющего адекватное заданным требованиям и условиям среды профессиональное поведение (модели поведения), эффективное взаимодействие с социальным окружением и успешную деятельность, без значительного нервнопсихического напряжения.
Деятельность по профессиональной адаптации каждого молодого специалиста, нуждающегося в помощи и поддержке со стороны руководителей, членов коллективов подразделений, наставников, психологов и предста-
вителей из состава общественных формирований подразделений ОВД должна быть направлена на создание ему наиболее благоприятных условий для скорейшей социально-психологической адаптации. Главным условием принятия нового сотрудника коллективом и субъектами процесса адаптации выступает активность самого молодого специалиста (познавательная, коммуникативная, творческая). В этот период важно предоставить ему возможность проявить и развить гражданскую позицию. Для этого целесообразно осуществлять мероприятия организационно-педагогического, методического и психологического характера. Они направлены на то, чтобы:
- активизировать деятельность всех лиц, принимающих участие в работе с молодыми специалистами в период их адаптации;
- развивать собственную активность молодых специалистов, те качества их личности, от которых в наибольшей мере зависит успешность адаптации;
- придать работе с молодыми специалистами системный, комплексный характер;
- усовершенствовать систему управления процессом адаптации;
- сформировать систему наиболее эффективных методов и психотехнологий, направленных на ускорение адаптационных процессов;
- подбирать методики работы с молодыми специалистами по видам и этапам.
Основными задачами третьего этапа являются:
- самосовершенствование в избранной профессии, достижение успеха, одобрения, признания и авторитета у коллег;
- становление заинтересованности в самом процессе работы, в познании нового, приобретении новых навыков, понимании закономерностей в сфере правопорядка;
- проявление эстетических потребностей, отношения к профессиональной деятельности как к искусству;
- реализация своих целей, способностей, развитие собственной личности через профессиональную деятельность, стремление к личностному росту.
Выполнение данных задач является программой-мак-симум на третьем этапе. В то же время эти задачи свойственны всему периоду службы в ОВД, вплоть до выхода на пенсию. Часть из них составляют высшие, смыслообразующие жизненные задачи человека, реализующие его высшие потребности.
Необходимо подчеркнуть, что профессиональная адаптация и становление специалиста в системе ОВД является сложным, многоплановым и динамичным процессом и включает в себя такие составляющие, как профессиональное самоопределение, профессиональная пригодность, профессиональная подготовка, время вхождения в профессию, профессиональная адаптация, профессиональное развитие, профессиональный личностный рост, профессиональная компетентность.
Человек может достичь высокого уровня профессионализма именно через свое профессиональное развитие.
Постановка целей и задач по профессиональному развитию молодого специалиста ОВД должна быть на-
правлена на формирование необходимых умений и качеств личности, способствующих успешному выполнению работы; преодоление отрицательных качеств и привычек; самоориентирование в процессе работы; мобилизацию и стимулирование своих психических возможностей; самопобуждение к преодолению трудностей; целенаправленное регулирование своих действий в сложных ситуациях; профилактику профессиональной деформации; эффективное использование рабочего времени; самоконтроль за результатами работы.
Названные цели и задачи профессионального саморазвития регулируют процесс дальнейшего профессионального становления личности специалиста. Поэтому необходимо обозначить ряд аспектов профессиональной адаптации.
1. С целью формирования верного представления о характере предстоящей служебной деятельности и адекватной установки на профессию считать приоритетным направлением активное использование в процессе обучения в вузах МВД России материалов практического характера, конкретных актуальных примеров оперативно-служебной деятельности, проведение деловых игр, осуществление учебных занятий и иных мероприятий с приглашением практических работников, в том числе выпускников вузов.
2. С целью повышения уровня профессиональной адаптированности молодых специалистов необходимо особое внимание уделить прохождению курсантами и слушателями вузов МВД России различных видов учебных практик (стажировок).
3. С целью оптимизации процесса адаптации и деятельности молодых специалистов в экстремальных ситуациях требуется уделить особое внимание психологической подготовке к действиям в нетипичных ситуациях оперативно-служебной деятельности.
4. С целью подкрепления идеализированного образа сотрудника ОВД видится необходимым проведение лекций, посвященных вопросам ответственности за злоупотребления по службе, превышение должностных полномочий, иных должностных преступлений и дисциплинарных проступков, в которых можно раскрыть правовые последствия таких негативных действий, их возможное влияние на профессиональную деформацию личности сотрудника и его жизненный путь.
5. Психологам ОВД следует проводить индивидуальные и групповые, информационные и обучающие занятия, тренинги, направленные на формирование профессионально важных качеств сотрудников ОВД, чувства долга и ответственности, развитие навыков компетентного, эффективного общения и др.
6. Руководителям подразделений ОВД проводить анкетирование и последующий анализ полученных результатов с целью выявления трудностей, встречающихся у молодых специалистов в процессе профессиональной деятельности.
7. В целях повышения качества уровня психологопедагогической подготовленности субъектов, включенных в процесс профессиональной адаптации мо-
лодых специалистов ОВД, необходимо систематически повышать их педагогическое мастерство путем изучения теоретических источников, передового опыта, методической работы в области профессиональной, юридической педагогики и психологии, управления и менеджмента.
Таким образом, можно отметить, что рассмотренный авторами подход к проблеме профессиональной адаптации, с одной стороны, максимально уменьшает возможность ошибок в выборе профессии, неудовлетворенности, разочарований, связанных с началом службы, что создает предпосылки разного рода негативных явлений (пьянства, профессиональной деформации и т. п.), с другой стороны, способствует закреплению на службе сотрудников, сокращает текучесть кадров, улучшает профессиональную подготовку в целом всего личного состава ОВД.
Адаптация призвана, по существу, решать задачи профессиональной и социально-психологической надежности молодого специалиста и сотрудника ОВД в целом.
1 Ростунов А. Т. Формирование профессиональной пригодности. Минск, 1984.
2 Шелепова М. А. Педагогические условия профессиональной адаптации будущих следователей в вузе МВД России : дис. ... канд. пед. наук. СПб., 2004. С. 52-53.
3 Там же. С. 53.
УДК. 152.27.
СТАНОВЛЕНИЕ «Я» В РАННЕМ ДЕТСТВЕ КАК ПРЕДПОСЫЛКА ФОРМИРОВАНИЯ ЛИЧНОСТИ БЕЗОПАСНОГО ТИПА
И. В. Плаксина
В статье представлен анализ становления «Я» в раннем возрасте, который особенно важен для образования целостной, психологически здоровой личности. В статье раскрыты психологические основания условий формирования личности безопасного типа.
Ключевые слова: раннее детство, становление целостного «Я», здоровое личностное развитие, духовность.
В настоящее время перед обществом стоит задача формирования человека психологически здорового, адекватно действующего в любых обстоятельствах, способного к реализации смысла собственного существования. Очевидно, что решение этой задачи надо начинать с раннего детства.
Несмотря на существование множества подходов к изучению «Я», в психологической литературе мало данных о результатах теоретических и эмпирических исследований в границах раннего возраста. В теории психологии этот возраст однозначно представлен как один самых важных в становлении «Я», так как основные характеристики личности формируются именно в раннем возрас-
те, сохраняясь почти неизменными на протяжении всей последующей жизни индивида.
Существующие в отечественной и зарубежной теории психологии подходы к изучению «Я» описывают становление Я-концепции, самосознания, как правило, после трех лет.
В ходе теоретического анализа стало понятно, что в литературе существует множество названий и определений того, что является предметом нашего исследования, а именно того «Я», которое формируется у ребенка от рождения до трех лет: «Я-эмпирическое», «Я-реальное», «Я-рефлексивное», «эмоционально-оценочное Я», «феноменальное Я», «познающее Я».
В научной литературе практически полностью отсутствуют эмпирические данные о развитии «Я» в младенчестве. Это связано прежде всего с существованием методических трудностей в обнаружении осознанных представлений ребенка о себе как о субъекте своих действий и отношений1.
Одной из задач нашего теоретического исследования был анализ подходов, которые раскрывают особенности становления целостности и идентичности «Я», вне возрастных ограничений со стороны детства. Нас интересовало, в какой момент жизни ребенка начинается становление «Я»; что служит первичной основой обеспечения единства «Я»; какое «Я» является началом формирования «Я-концепции» ребенка; что является движущей силой становления; какую роль в этих процессах играют рефлексивные механизмы; на сознательном или бессознательном уровне проходят изучаемые нами процессы? И главное - что становится причиной становления целостного «Я»?
Рассмотрим различные точки зрения, которые могут пролить свет на процесс становления «Я» и формирование полноценной, психологически здоровой личности, адекватно действующей в изменяющемся мире.
Многие психологи (Э. Эриксон, П. Жане, В. И. Сло-бодчиков, К. Хорни, А. Маслоу и др.) склоняются к тому, что существуют два варианта развития «Я» - здоровый и патологический. В результате здорового варианта развития формируется целостная, организующая себя личность, «Я» которой и является предметом нашего исследования. В результате патологического варианта происходит расщепление «Я» на множество аспектов. Это ведет к функциональным расстройствам психики, депрессии, дезадаптации и другим личностным нарушениям.
В период развития ребенка до трех лет традиционно выделяются две стадии становления «Я». Это осознание собственного существования (организмическая идентичность) - до одного года и осознание себя субъектом деятельности, межличностных взаимоотношений (социальная идентичность) к трем годам.
Однако существует мнение о том, что развитие индивидуальных и социальных тенденций происходит параллельно. Ребенок познает не «мир» и не «самого себя», а свои возможности, которые раскрываются в процессе его взаимодействия с окружающей средой2. Познание своих возможностей «Я могу» проявляется во всех ас-