ных социально-культурных проектов совместно с государственными, общественными и коммерческими структурами.
Перечисленные и многие другие проблемы мешают формированию и распространению истинного образа ДШИ, в какой-то мере тормозят динамику развития профессиональных, социально-культурных связей, реализации всех функций учреждения в городском образовательном пространстве.
В результате осмысления данных противоречий нами была сформулирована проблема: несоответствие общепринятой узкоспециальной роли ДШИ её богатым социально-культурным ресурсам и возможностям.
Решение проблемы мы видим в конкретизации социально-культурных функций ДШИ, разработки их содержания и формировании стратегии их реализации, что будет стимулировать распространение информации о ДШИ как о современном, актуальном образовательном учреждении, активном участнике социально-культурной жизни города, важном субъекте городского образовательного пространства. Высокий педагогический, научно-исследовательский, организационно-методический, материально-технологический потенциал ДШИ, по нашему убеждению, позволяет развернуть широкую социально-культурную деятельность, которая затронет все слои, группы населения, все организационно-структурные уровни социально-культурной сферы, все образовательные структуры города, окажет положительное воздействие на проблемные аспекты профессиональной, семейной, социальной, досуговой жизнедеятельности города.
Выявленная многоаспектная проблема требует поэтапного систематизированного комплексного решения:
— определения острых социально-культурных проблем, негативно воздействующих на содержание и функционирование современного городского образовательного пространства;
- разработки теоретико-методического «инструментария», с помощью которого ДШИ способна внести существенный вклад в решение социально-культурных проблем городского образовательного пространства.
В нашем случае под «разработкой инструментария» понимается создание целостной системы социально-культурных функций ДШИ и соответствующих организационно-методических материалов, реализация которых в процессе профессиональной деятельности ДШИ в городском образовательном пространстве позволит нейтрализовать выявленные социально-культурные проблемы.
Эффективность реализации системы социально-культурных функций ДШИ проверяется нами в процессе многолетних педагогических экспериментов на базе ДШИ им. Балакирева в г. Москве.
А.Ю. Шерпаева
КУЛЬТУРНО-ДОСУГОВЫЕ ТЕХНОЛОГИИ ОЗДОРОВЛЕНИЯ ДЕТЕЙ В СИСТЕМЕ МАЛОГО САНАТОРИЯ
В статье раскрывается специфика применения социально-культурных технологий в здоровьесбережении детей и подростков. Рассмотрены различные формы, средства и технологии социально-культурной деятельности в системе здоровъесберегающих технологий. Показано, что применение только традиционных средств оздоровления, рекреации и развития физического здоровья человека должно быть дополнено применением творческих и реп-родуктивно-творческих элементов. Ключевые слова: социально-культурная деятельность, культура, социально-культурные технологии, здоровьесбережение детей и подростков, оздоровление детей и подростков, искусство, арт-терапия.
Необходимость усиления социокультурной ориентированности государственной политики, замена традиционных объяснений социальных проблем их рациональным решением связаны, в определенной мере, с проблемами охраны здоровья. Данное направление, ставшее одним из приоритетных направлений государственной политики в Российской Федерации, требует создания новой модели социокультурной политики, учитывающей специфические социокультурные особенности социальных групп и использующей современные социально-культурные технологии.
Дискуссии о сущности здоровья человека во все времена имели острый характер. В основном в них участвовали медики и специалисты в области физической культуры и спорта, которые в принципе не противоречили друг другу по существу вопроса, а различались расставленными акцентами и уточнениями. Большинство исследователей подчеркивают, что здоровье человека не может сводиться лишь к констатации отсутствия болезней, недомоганий и дискомфорта, оно характеризует состояние, помогающее человеку вести естественную жизнь и не только полноценно выполнять свойственные человеку функции, прежде всего трудовые, но и вести здоровый образ жизни, то есть испытывать душевное, физическое и социальное благополучие.
Эксперты Всемирной организации здравоохранения в 80-х годах ХХ столетия определили, что здоровье человека на 15-20% определяется генетическими факторами, на 20-25% связано с состоянием окружающей среды, на 10-15% - с медицинским обеспечением и на 50-55% зависит от образа жизни.
В нашем исследовании мы опираемся на определение «здоровья», данное ВОЗ. При этом, признавая здоровье ребенка процессом приспособления растущего организма к постоянно меняющимся условиям среды в течение всех периодов детского взросления, мы как меру здоровья рассматриваем адаптационные возможности, составной частью которых являются образовательные и социально-культурные технологии. Дети как один из основных социальных субъектов общественной системы являются важной «фокусной» группой, требующей всестороннего анализа проблем здоровья. Они представляют собой ближайший репродуктивный, интеллектуальный, экономический, социальный, политический и культурный резерв общества, поэтому велика социальная значимость здоровья этого поколения.
С точки зрения ВОЗ обеспечение и сохранение здоровья детей и подростков является самыми важными и перспективными инвестициями общества в свой экономический, политический, культурный и нравственный резерв. Вместе с тем многолетняя тенденция ухудшения здоровья детей влечет за собой последующее снижение здоровья во всех возрастных группах.
В связи с этим актуализируются задачи создания здоровьесберегающего пространства в образовательных, оздоровительных и социально-культурных учреждениях как возможной альтернативы воздействия на сознание детей и подростков, с тем чтобы способствовать формированию ценностей здорового образа жизни, созидательного, конструктивного отношения к собственному здоровью, окружающей среде и действительности посредством внедрения здоровьесбере-гающих технологий.
Анализ научно-литературных источников, практического опыта свидетельствует о том, что термин «здоровьесберегающие технологии» появился недавно. Возникновение его связано с системой образования, созданием условий для детей и учащейся молодежи, обеспечивающих их здоровье в процессе учебно-воспитательной деятельности. В данном научно-практическом направлении работают многие педагоги, медики, психологи и биологи (Р.И. Айзман, М.В. Аносова, В.Ф. Базарный, М.М. Безруких, О.В. Белоусова, Н.С. Белан, Л.Н. Горовенко, Л.И. Губарева, О.И. Ковалева, В.В. Колбанов, В.Р. Кучма, В.Н. Муравьева, Т.Г. Олешкевич, Н.К. Смирнов, Г.М. Соловьев, Л.М. Сухарева, Б.Н. Чумаков и др.).
Здоровьесберегающая технология — это система научных знаний, направленных на рациональную организацию процесса укрепления и развития психического, физического и духовного здоровья.
На современном этапе социокультурного развития общества актуальными являются философско-антропологические основы здоровьесберегающей концепции (Р.И. Айзман, И.И. Брехман, Г.К. Зайцев, Н.А. Заруба, Э.М. Казин, В.П. Казначеев, В.В. Колбанов, Г.А. Кураев, Т.С. Панина, Г.Л. Татарникова и др.).
Здоровьесберегающие технологии в последнее время стали активно внедряться в практику работы учреждений культуры и искусства, в процесс организации досуга, а технологии социально-культурной деятельности находят активное применение в деятельности оздоровительных учреждений, особенно для детей и подростков. Применение как одних, так и других в жизнедеятельности подростков и молодежи является необходимым и важным условием сохранения и укрепления физического, психического и нравственного здоровья молодого поколения (И.И. Шлыков и М.А. Павлов М.А и др.).
Здоровьесберегающие технологии находят свое отражение в образе жизни человека и напрямую зависят от него. Функции здоровьесберегающей социально-культурной технологии обеспечивают духовное, нравственное воспитание, физическое развитие и образование детей. Здоровьесберегающие социально-культурные технологии базируются на принципах здоровьесберегающей педагогики. В здоро-вьесберегающих технологиях социально-культурной деятельности используются методы педагогического воздействия, к которым относятся информационно-просветительские, воспитательные, организационно-педагогические и социально-экономические.
Средствами здоровьесберегающих технологий социально-культурной деятельности являются живое слово, искусство, средства массовой информации, средства наглядной агитации и пропаганды, технические средства. При этом взаимосвязь таких компонентов педагогической системы, как субъект, объект, методика (цель, задачи, содержание, средства, формы, методы), порождают реальный педагогический процесс в досуговой сфере, который можно рассматривать как динамическую систему, через которую осуществляется социально-культурная оздоровительная деятельность.
В научной литературе, посвященной в целом проблемам здоровья преобладающим является собственно медицинский дискурс, отражающий медико-биологические аспекты проблемы либо акцентирующий ее организационно-здравоохранительный контекст. Несомненно, задача по выявлению статистических закономерностей и показателей в области общественного здоровья, а также по разработке организационно-управленческих решений для создания эффективной системы здравоохранения является важной, но она не может быть достаточной при обсуждении проблемы социокультурной обусловленности здоровья и возможностей целенаправленного влияния на него посредством механизмов, связанных с ценностным сознанием, культурными традициями и т. п.
Вместе с тем исследования социально-гуманитарных аспектов, включая культурологические направления, имеют весьма ограниченный характер как по представленности в научном пространстве, так и по широте спектра разрабатываемой проблематики.
В настоящее время особую актуальность приобретает развитие сети санаторно-курортных учреждений, где стратегия формирования здоровьесберегающего пространства реализуется в форме медицинской и психолого-педагогической моделей. Особенность пребывания ребенка в санатории заключается в том, что он продолжает находиться в сберегающей, охраняющей его атмосфере в течение всего периода, что вызывает у него ощущения сбалансированности эмоциональных и социо-
культурных самооценок. В настоящее время развитие санаторно-курортного оздоровления выступает одним из основных факторов, способствующих восстановлению психофизического статуса ребенка, а санаторий является целесообразным и эффективным местом пребывания в реабилитационном процессе. Повышение эффективности работы санаторно-курортной отрасли является важнейшей частью индустрии здоровья.
Наиболее универсальным учреждением, синтезирующим обучение, воспитание и оздоровление, являются детские санатории, где процесс интеграции основных принципов здорового образа жизни, позволяет использовать специфические методы и новые современные технологии, к которым относится культурно-досуговая деятельность. Ряд санаториев уже применяют такие технологии (санатории Прибалтики «Сыпрус», «Фра Маре», «Викинг», «Лайне»; санаторий «Самарский»; детские санаторно-курортные учреждения Московской и Ленинградской областей; санатории Алтайского края «Россия», «Барнаульский» курорта «Белокуриха» и др.).
Культурно-досуговая деятельность необходима для формирования здоровья подрастающего поколения. Санаторий, как рекреационная лечебно-оздоровительная среда, предоставляет немало возможностей для досуговых занятий, которые имеют изначально оздоровительный характер. Именно санаторий может организовать особое рекреационное здоровьесберегающее пространство, где применение технологий восстановительной медицины и культурно-досуговой деятельности действуют комплексно в системе здоровьесбережения детей.
Можно заключить, что, несмотря на достаточно богатую исследовательскую базу по отдельным проблемам, связанным с социокультурными характеристиками здоровья, пока сложно говорить о существовании комплексного, культурологически выстроенного анализа здоровья как социокультурного феномена, позволяющего системно описать все многообразие культурных факторов, его определяющих, и использовать эту модель для формирования соответствующей социокультурной политики в данной области и повышения эффективности использования социально-культурных технологий в здоровьесбережении.
Современная социально-культурная деятельность и составная ее часть - куль-турно-досуговая деятельность детей и подростков находятся на переломном этапе своего развития. В здоровьесбережении детей и подростков одним из приоритетных направлений становится использование современных социально-культурных технологий для формирования социально активной, всесторонне развитой личности. Досуг, свободное время, активная деятельность человека в сфере культуры и искусства, являющиеся привлекательными для исследователей во все времена, меняют парадигму рассмотрения и применения.
Культурно-досуговая деятельность помогает решать многие социальные проблемы своими методами, формами и средствами, в том числе и проблемы здоровьесбе-режения детей. Она выступает как средство формирования у детей личностно значимых и социально одобряемых качеств, способствующих деятельному, рациональному отношению их к свободному времени, освоению культурных ценностей, духовному обогащению, реализации педагогических отношений в процессе досуго-вого взаимодействия и в процессе развития и сохранения здоровья.
Технология культурно-досуговой деятельности в области здоровьесбережения как система программного обеспечения, базирующаяся на методиках воспитательного, образовательного, оздоровительного и социально-культурного процессов, оказывает огромное воздействие на все сферы жизнедеятельности детей и содержит в себе значительный воспитательный, образовательный, социально-культурный и оздоровительный потенциал. Под системой программного обеспечения подразумеваются специализированные программы здоровьесберегающих технологий куль-турно-досуговой деятельности, которые в процессе здоровьесбережения представ-
ляют собой целостное образование - организационно-педагогическую модель, направленную на формирование, сохранение и развитие здоровья детей.
Содержательное и полноценное использование детьми времени, отведенного на досуг, создание им условий для эффективной организации свободного времени с целью формирования интересов и духовных потребностей, гармоничного развития приносят ожидаемое восстановление утраченных сил, духовно-культурное и физическое развитие, расцвет творческих сил. Особую роль в культурно-досуговой деятельности приобретает такое средство воздействия, как искусство, которое в эмоционально-образной форме отражает различные виды человеческой деятельности и развивает способность творческого подхода к преобразованию мира и самого себя. На наш взгляд, объединение разного рода искусств: музыкальная терапия, игровая терапия, танцевально-двигательная терапия, библиотерапия, сказкотера-пия, арт-терапия, в единую систему культурно-досуговой деятельности детей и внедрение ее в санаторно-курортных учреждениях повысят эффект формирования и развития здоровьесберегающих технологий.
Такое направление в восстановительной медицине, где главным лечебным, восстановительным и оздоровительным фактором явилось искусство, появилось в 30-х годах прошлого столетия и получило название «арт-терапия» (термин А. Хил-ла). Применение искусства в качестве лечебного, отвлекающего или гармонизирующего фактора в санаторно-курортных учреждениях во время детских заездов необходимо, так как оно объединяет три обособленных направления: медицинское, социальное и педагогическое.
Таким образом, для организации процессов, обусловливающих развитие, сохранение и охрану здоровья детей необходимо принимать во внимание, учитывать и подвергать самому серьезному, детальному анализу множество факторов, включая и социокультурные факторы. Активное использование в здоровьесберегающих технологиях форм социально-культурной деятельности и социально-культурных технологий для укрепления здоровья и профилактики заболеваний способствует повышению эффективности формирования у детей и подростков навыков здорового образа жизни и уровня санитарно-гигиенической культуры.
Д.Е. Загоруйко
ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ДЕТСКОЙ ИГРОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Развивающие игры содержат условия, способствующие полноценному развитию личности: единство познавательного и эмоционального начал, внешних и внутренних действий, коллективной и индивидуальной активности детей. При проведении игр необходимо, чтобы все эти условия были реализованы, то есть чтобы каждая игра приносила ребенку новые эмоции, умения, расширяла опыт общения, развивала совместную и индивидуальную активность. Ключевые слова: социально-культурная деятельность, развивающие игры, игровая деятельность, индивидуальные занятия, заинтересованность, организованность, теоретические основы детской игровой деятельности.
Developing games contain conditions persons promoting high-grade development: unity cognitive and emotional has begun, external and internal actions, collective and individual activity of children. At carrying out of games it is necessary, that all these conditions have been realized, i.e. that each game brought to the child new emotions, skills, expanded experience of dialogue, developed joint and individual activity. Keywords: developing games, game activity, individual employment, interest, to organize, theoretical bases of children's game activity.