ISSN 1997-0803 ВЕСТНИК МГУКИ март-апрель 2 (28) 2009 г.
Л.Н. Комарова
ПРОБЛЕМЫ РЕАЛИЗАЦИИ СОЦИАЛЬНО-КУЛЬТУРНЫХ ФУНКЦИЙ ДЕТСКОЙ ШКОЛЫ ИСКУССТВ В СОВРЕМЕННОМ ГОРОДСКОМ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОСТРАНСТВЕ
В статье определяется значение детской школы искусств в организации художественного образования, формирования высококультурного общества, сохранения духовных идеалов, развития творческой личности, раскрываются проблемы реализации целей и задач школы в современном городском образовательном пространстве. Ключевые слова: социально-культурная деятельность, дополнительного художественного образования, социально-культурная деятельность детской школы искусств, проблемы функционирования, городское образовательное пространство.
The author defines the importance of children's school of arts in organization of artistic education, forming of highly-cultured society, maintaining of cultural wealth, development of creative person, opens the problems of realization social-cultural goals in modern municipal educational environment. Keywords: artistic education, the system of complimentary artistic education, social-cultural activities of children's school of arts, problems of functioning, municipal educational environment.
Актуальность исследования социально-культурных функций ДШИ обусловлена той ролью, которую данные учреждения играют в формировании городского образовательного пространства. В зависимости от целей, мотивации, потребностей, интересов учащихся, их родителей, других участников деятельности ДШИ (посетителей концертов, выставок, фестивалей, конференций) эти учреждения становятся либо первой ступенью на пути получения профессии, либо местом творческого самораскрытия, духовного возрождения, интеллектуального возвышения, психологического отдыха, радостных открытий, общения по интересам. Психологи и педагоги давно пришли к выводу, что художественное творчество по своей природе идеально созвучно внутреннему миру любого ребенка. Данный научный факт свидетельствует о безусловной значимости ДШИ в жизни каждой семьи, где есть дети и подростки, а такие семьи составляют подавляющее большинство населения любого города.
Анализ научной и методической литературы по проблемам профессионального и дополнительного художественного образования, эстетического и духовно-нравственного воспитания, организации социально-культурной деятельности показал-же не первое десятилетие ученые (педагоги, психологи, культурологи) и административные работники находятся в поиске инновационных путей функционирования учреждений культуры и искусства, формирования концептуально нового культурно-образовательного пространства, совершенствования процессов эстетического, этического, патриотического воспитания, высоконравственного творческого развития подрастающего поколения, профессионального, личностного, социального становления, духовного и психологического оздоровления нации.
В городской целевой комплексной программе «Культура Москвы», разработанной на 2005 - 2007 годы, числе основных задач, которые должны ставить перед собой руководители учреждений культуры и искусства, профессионального и дополнительного образования в сфере культуры и искусства, отмечалась необходимость совершенствования структуры и содержания деятельности таких учреждений с целью превращения их в «многофункциональные культурные центры», способные выполнять максимальное количество социально-культурных функций, отвечая потребностям различных социальных и этнических групп населения, разрабатывать социально-культурные проекты совместно с другими государственными, общественными и коммерческими организациями, выполняя основные задачи
культурной и образовательной политики федерального и регионального значения.
В соответствии с целевыми государственными задачами в области культуры, искусства, художественного образования мы провели исследование деятельности ДШИ в аспекте исторического становления и развития основных форм, видов, методов профессионального и дополнительного художественного образования, эстетического, патриотического, духовно-нравственного воспитания детей и подростков в данных учреждениях. Исследование было проведено с учетом закономерностей и особенностей формирования потребностей и системы ценностей современного общества, состояния городской социально-культурной сферы, произошедших изменений в структуре, формах, содержании деятельности социально-культурных институтов в результате социально-экономических изменений городского, регионального и общенационального уровня.
В результате многолетних наблюдений, теоретического источниковедческого анализа, педагогических экспериментов было подтверждено комплексное концептуальное влияние этих учреждений на формирование городского образовательного пространства (на примере г. Москвы), выявлена их функциональная роль в становлении культуры российского общества в контексте наиболее распространенных проблем социально-культурного характера. Было установлено, что в последние десятилетия перед административно-педагогическим коллективом ДШИ возникла необходимость решать не только профессиональные (художественно-образовательные), но и социально-культурные проблемы. В то же время были выявлены внутренние организационные проблемы ДШИ, возникшие в связи с новыми социально-экономическими и социокультурными условиями их функционирования.
В процессе ретроспективного анализа, размышлений и наблюдений за деятельностью ДШИ нами были выявлены три источника проблем, мешающих совершенствованию деятельности ДШИ: 1) нормативно-целевой; 2) социально-функциональный; 3) общественно-стереотипный.
1. Основные цели, задачи, функции ДШИ обозначены в Законе об образовании, Законе о культуре, положении о ДШИ, городских целевых комплексных программах «Культура Москвы». Однако тексты федеральных законов отличаются краткостью формулировок, невозможностью учета регионального фактора, отсутствия логико-исторического, теоретико-методического и эмпирико-практического обоснования и подтверждения актуальности тезисов в конкретных геодемографических, социально-экономических, этнокультурных, инфраструктурно-организацион-ных условиях. Содержание целевых региональных программ развития культуры и образования в сфере культуры минимально раскрывают роль, сущность, цели, задачи ДШИ, ограничивая описание предназначения данных учреждений узкопрофессиональной направленностью.
В результате направленность, характер и содержание функций ДШИ оказались довольно абстрактными, нераскрытыми, необоснованными в контексте их региональной реализации, что, естественно, препятствует осуществлению ДШИ всего спектра социально и культурно значимой деятельности, раскрытию больших потенциальных возможностей для совершенствования многих проблемно-актуальных областей — начального художественного профессионального и дополнительного образования, развития научно-методической базы практической культурологии и художественной педагогики, эстетического, духовного, патриотического воспитания, аккультурации этносов в городском пространстве, социальной адаптации и коммуникации, психофизиологической рекреации и реабилитации и других.
2. Социально-экономический потенциал города также оказывает противоречивое воздействие на положение ДШИ, цели, задачи, характер деятельности. С одной стороны, крепкое экономическое положение, устойчивость социальной политики, достаточно высокий уровень качества жизни, в том числе образовательный и культурный показатели, широко развитая сеть социально-культурных институтов науч-
¡ББМ 1997-0803 ВЕСТНИК МГУКИ март-апрель 2 (28) 2009 г.
но-исследовательского, профессионального, общеобразовательного, дополнительного художественного, рекреационно-реабилитационного, культурно-досугового характера создают условия для широкоплановой профессионально-образовательной и социально-культурной активности ДШИ в городском образовательном пространстве, а также предоставляет ДШИ возможность выхода на межрегиональный, национальный и международный уровни. Социально-культурные функции, которые ДШИ способна выполнять в городском образовательном пространстве, охватывают практически все сферы социокультурной жизни и деятельности населения города.
С другой стороны, в таком крупном российском мегаполисе, каким является Москва, зарождаются и быстро развиваются негативные социальные процессы, возникают асоциальные явления, имеют место межличностные и институциональные противоречия, виды и формы девиантных проявлений различных групп населения. Все это в разной степени приводит к искажению общей экономически и социально оптимистической характеристики городского образовательного пространства и может коснуться ДШИ (сфер, видов, форм профессиональной деятельности членов административно-педагогического и учебного коллективов) — препятствовать полноценной реализации образовательных и социально-культурных проектов.
ДШИ постоянно сталкивается с необходимостью решения социально-культурных проблем (социально-демографического, этнокультурного, личностно-комму-никативного, коллективно-психологического характера), которые поражают городское образовательное пространство. Таким образом, традиционные функции ДШИ, сформировавшиеся в середине ХХ столетия, оказываются бессильными перед потребностями, интересами и проблемами современных детей, подростков, требованиями их родителей и других участников городского образовательного пространства.
3. Место, роль и значение ДШИ в городском образовательном пространстве, степень участия в социально-культурных процессах, в формировании общественного сознания современного городского населения не соответствуют реальным функциональным возможностям этих учреждений. После резкого изменения социальных, политических, экономических реалий российского общества ДШИ часто воспринимается как закрытая образовательная структура с устаревшими методами, формами учебно-воспитательного процесса, необходимыми только для избранных, особо эстетически одаренных детей, уже сделавших выбор своей будущей профессиональной деятельности.
С другой стороны, населению России известно о многочисленных финансовых, кадровых, административных, организационных проблемах, с которыми ДШИ столкнулись в 80-90-е годы ХХ века, а потому многие предполагают, что эти учреждения на сегодняшний день не смогли сохранить достойный научно-методический, педагогический, эстетический, культурологический, духовно-нравственный, материально-инфраструктурный потенциал, не способны предоставить современное, актуальное, высококачественное образование, уступают появившимся многочисленным коммерческим образовательным художественно-эстетическим центрам, в которых высокая плата за обучение и воспитание (в противовес символической плате в ДШИ) якобы гарантирует высокие результаты развития детской личности, насыщенность учебной программы актуальными образовательными компонентами.
Таким образом, возникла проблема осознания широкой общественностью высокого функционального статуса ДШИ в структуре городского образовательного пространства и в социально-культурной жизни города в целом, востребованности научно-исследовательских, учебно-методических, организационно-проектных, социально-культурных ресурсов ДШИ всеми социально-экономическими категориями и этнокультурными группами городского населения, формирования образа ДШИ как активного, незаменимого участника социально-культурной жизни города, перспективного инициативного партнера, обладающего высоким научно-методическим, организационно-технологическим потенциалом для реализации актуаль-
ных социально-культурных проектов совместно с государственными, общественными и коммерческими структурами.
Перечисленные и многие другие проблемы мешают формированию и распространению истинного образа ДШИ, в какой-то мере тормозят динамику развития профессиональных, социально-культурных связей, реализации всех функций учреждения в городском образовательном пространстве.
В результате осмысления данных противоречий нами была сформулирована проблема: несоответствие общепринятой узкоспециальной роли ДШИ её богатым социально-культурным ресурсам и возможностям.
Решение проблемы мы видим в конкретизации социально-культурных функций ДШИ, разработки их содержания и формировании стратегии их реализации, что будет стимулировать распространение информации о ДШИ как о современном, актуальном образовательном учреждении, активном участнике социально-культурной жизни города, важном субъекте городского образовательного пространства. Высокий педагогический, научно-исследовательский, организационно-методический, материально-технологический потенциал ДШИ, по нашему убеждению, позволяет развернуть широкую социально-культурную деятельность, которая затронет все слои, группы населения, все организационно-структурные уровни социально-культурной сферы, все образовательные структуры города, окажет положительное воздействие на проблемные аспекты профессиональной, семейной, социальной, досуговой жизнедеятельности города.
Выявленная многоаспектная проблема требует поэтапного систематизированного комплексного решения:
— определения острых социально-культурных проблем, негативно воздействующих на содержание и функционирование современного городского образовательного пространства;
- разработки теоретико-методического «инструментария», с помощью которого ДШИ способна внести существенный вклад в решение социально-культурных проблем городского образовательного пространства.
В нашем случае под «разработкой инструментария» понимается создание целостной системы социально-культурных функций ДШИ и соответствующих организационно-методических материалов, реализация которых в процессе профессиональной деятельности ДШИ в городском образовательном пространстве позволит нейтрализовать выявленные социально-культурные проблемы.
Эффективность реализации системы социально-культурных функций ДШИ проверяется нами в процессе многолетних педагогических экспериментов на базе ДШИ им. Балакирева в г. Москве.
А.Ю. Шерпаева
КУЛЬТУРНО-ДОСУГОВЫЕ ТЕХНОЛОГИИ ОЗДОРОВЛЕНИЯ ДЕТЕЙ В СИСТЕМЕ МАЛОГО САНАТОРИЯ
В статье раскрывается специфика применения социально-культурных технологий в здоровьесбережении детей и подростков. Рассмотрены различные формы, средства и технологии социально-культурной деятельности в системе здоровъесберегающих технологий. Показано, что применение только традиционных средств оздоровления, рекреации и развития физического здоровья человека должно быть дополнено применением творческих и реп-родуктивно-творческих элементов. Ключевые слова: социально-культурная деятельность, культура, социально-культурные технологии, здоровьесбережение детей и подростков, оздоровление детей и подростков, искусство, арт-терапия.