A. Strickland [et al.] // J. Parenter Enteral Nutr. - 2005. - Vol. 29 (1). - Р. 81-91.
6. Artinian, V. Early enteral feeding benefits mechanically ventilated medical patients / V. Artinian, H. Krayem, B. DiGiovine // Chest. - 2006. - Vol. 129. - Р. 960-967.
7. Безопасность парентерального питания в хирургии и интенсивной терапии : вопросы и ответы / Б. Р. Гельфанд [и др.] // Анналы хирургии. - 2012. - № 4. - С. 5-11.
8. Singer, P. The tight calorie control study: a pilot PRST of nutritional support in critical ill / P. Singer // Intensive Care Med. - 2011. - Vol. 28. - P. 601-602.
ЮДАКОВА Татьяна Николаевна, кандидат медицинских наук, заведующая отделением реанимации
и интенсивном терапии городской клиническои больницы № 1 им. Кабанова А. Н. ЩЕТИНА Александр Владимирович, врач анестезиолог-реаниматолог отделения реанимации и интенсивной терапии городской клинической больницы № 1 им. Кабанова А. Н.
ГИРШ Андрей Оттович, доктор медицинских наук, профессор кафедры анестезиологии и реаниматологии Омской государственной медицинской академии.
Адрес для переписки: [email protected]
Статья поступила в редакцию 05.03.2015 г. © Т. Н. Юдакова, А. В. Щетина, А. О. Гирш
УДК 613 7 Е. А. ВАРНАВСКИХ
В. А. ЛЯПИН Ф. У. КОЗЫРЕВА
Сибирский государственный университет физической культуры и спорта, г. Омск
Российский национальный исследовательский медицинский университет им. Н. И. Пирогова, г. Москва
ФОРМЫ ЛЕТНЕГО ОТДЫХА И ОЗДОРОВЛЕНИЯ ДЕТЕЙ И ПОДРОСТКОВ
(ОБЗОР ЛИТЕРАТУРЫ)
В статье представлен обзор литературных источников о существующих традиционных и альтернативных формах летнего отдыха. Приведены примеры лагерей в субъектах РФ, указаны мнения авторов по эффективности использования определенных форм отдыха детей и подростков. Ключевые слова: летний отдых, формы организованного отдыха, дети и подростки.
Организация отдыха и оздоровления детей и подростков является одной из составляющих государственной социальной политики в отношении семьи и детей. Премьер-министр Российской Федерации Д. А. Медведев отметил, что сохранение и укрепление здоровья детей — это стратегическая задача государства, а «...летний отдых — это, конечно, хорошая возможность полноценно укрепить здоровье, для детей — найти друзей, узнать для себя что-то новое» [1, 2].
Современная ситуация требует более глубокого и структурированного подхода к организации отдыха и оздоровления детей, так как претерпел качественные изменения образовательный, культурный и нравственный уровень развития детей; остается высоким количество социально не защищенных категорий детей; социально-экономическое положение многих семей не позволяет самостоятельно организовать их отдых и оздоровление [3 — 5].
Многочисленные научные исследования свидетельствуют о том, что за последние десятилетия
стремительно ухудшается здоровье школьников. Отмечается значительный рост острой заболеваемости, функциональных нарушений и хронической патологии. Только 10 % современных школьников могут считаться практически здоровыми, тогда как половина из них имеют морфофункциональные отклонения, а 40 % страдают разнообразной хронической патологией, при этом каждый второй имеет сочетание двух и более заболеваний. Распространенность болезней, ограничивающих выбор профессии, достигает среди подростков 30 % [6 — 20].
В этой связи меняются формы и методы организации летнего отдыха детей и подростков, обновляется их содержание, совершенствуются технологии медицинской и педагогической деятельности [21-23].
Первый шаг на пути обновления системы летнего отдыха уже сделан — появилось множество новых форм организации летнего отдыха, на этой основе разработаны и внедрены различные федеральные программы [22, 24, 25].
Система отдыха и оздоровления детей и подростков РФ предусматривает организацию отдыха и оздоровления не только в каникулярное время (сезонно), но и в течение всего года (круглогодично). Однако наибольшей популярностью обладает отдых преимущественно в летний сезон, так как позволяет восстановить здоровье учащихся и тем самым подготовить их к следующему учебному году [26].
Как правило, при организации отдыха и оздоровления в осенние, зимние и весенние каникулы продолжительность смены составляет не более 5 — 7 дней. Очевидно, что организм ребенка не способен за короткий срок сформировать компенсаторные реакции, но при этом непродолжительный отдых обеспечивает психоэмоциональную разгрузку организма, поэтому организация отдыха с минимальной продолжительностью смены носит, прежде всего, педагогически-досуговый характер [27, 28].
В советский период ведущей формой отдыха и оздоровления детей являлся пионерский лагерь, в настоящее время это немногочисленные стационарные загородные детские учреждения (лагеря, центры, организации): летние, круглогодичные, негосударственные, федеральные, частные, муниципальные, ведомственные лагеря [29]. По данным А. А. Левитской (2011), в 2010 году в системе образования РФ функционировало более 1000 загородных оздоровительных лагерей, однако и эта цифра не достигает уровня советского периода [30, 31].
А. Б. Вифлеемский (2011) отмечает, что еще 8 июня 2010 года президент РФ Д. А. Медведев на селекторном совещании констатировал, что «большинство лагерей построено в 60 —80-е годы прошлого столетия, т.е. еще в советский период, и многие из них просто пришли в негодность, поменяли владельцев, в какой-то период были перепрофилированы, или если даже и не были перепрофилированы, то недостаток финансирования до сих пор сказывается на их деятельности. Строительство новых лагерей в этот период практически не велось и, как следствие, их число сократилось» [32]. Г. В. Яновская (2010) сообщает, что в 2009 году, несмотря на ежегодно проводимую серьезную подготовку к оздоровительному летнему сезону, 160 загородных учреждений нуждались в капитальном ремонте [33].
В дополнение А. А. Левитская (2011) констатирует, что в 2010 году в инфраструктуре детского летнего отдыха загородные оздоровительные лагеря и санаторные оздоровительные лагеря круглогодичного действия составляли всего лишь 4,26 % [31].
Значительный потенциал летнего отдыха составляют лагеря, направленно работающие на санаторно-курортное лечение и оздоровление детей в системе здоровьесберегающих, корректирующих технологий, лагеря психологической реабилитации и коррекции, то есть детские учреждения, помогающие восстанавливать и укреплять физическое и психологическое здоровье детей (детские санатории, лагеря санаторного типа) [22, 34].
Л. Н. Шведунова (2013) в своем исследовании акцентирует внимание на роль здравниц в системе оздоровления детского населения. По данным Л. М. Бабиной с соавторами (2013), сеть детских санаториев системы здравоохранения насчитывает 463 здравницы на 54 111 коек и профилированы для детей с заболеваниями органов дыхания (123 санатория), нервной системы (49), органов пищеварения (24), опорно-двигательного аппарата (20),
мочевой системы (10), больных туберкулезом (144) и др. Ежегодно санаторно-курортное лечение получают более 370 тыс. детей. Авторы утверждают, что необходимо значительно увеличить число оздоровительных санаторных лагерей, где можно проводить не только общеукрепляющие, но и терапевтические мероприятия [34, 35].
Также Л. Н. Шведунова (2013) утверждает, что повышение роли санаториев должно осуществляться не только в лечении и реабилитации больных с хроническими заболеваниями, но и в использовании этих учреждений для оздоровления детей с предболезненными состояниями, когда имеются лишь функциональные нарушения. Кроме этого, автор указывает на необходимость разработки научно-обоснованных дифференцированных программ санаторного оздоровления практически здоровых детей, а также детей с факторами риска на основе широкого применения естественных и искусственных физических факторов. В дополнение, автор указывает на необходимость комплексного решения проблемы оздоровления детского населения страны с использованием различных схем и форм организации лечебно-профилактической деятельности детских учреждений [34, 35].
По данным Г. В. Яновской (2010), наиболее выраженная отрицательная динамика отмечена по количеству летних оздоровительных учреждений: среди загородных дошкольных учреждений (снижение на 22 %), загородных стационарных лагерей (снижение на 20 %), санаторных оздоровительных лагерей (снижение на 21 %); по числу отдохнувших детей — в загородных стационарных лагерях (снизилось на 21 %) [33].
Ряд исследований доказывают наибольший эффект оздоровления при отдыхе в стационарном загородном лагере по сравнению с другими формами отдыха в плане восстановления здоровья, усиления компенсаторных возможностей организма, а с педагогической позиции — развитие самостоятельности, ответственности и гражданственности [19, 27, 28, 36, 37].
Так, А. В. Джеус (2011) считает, что загородная форма отдыха имеет специфику, дающую ему определенные преимущества перед другими формами отдыха. По мнению автора, обстановка в загородном лагере сильно отличается от привычных условий, что выражается в совместном проживании детей, способствующее обучению детей в коллективе. Именно здесь ребята тесно взаимодействуют со своими взрослыми наставниками, между ними быстрее возникает «зона доверия» и быстрее проходит период адаптации (2 — 3 дня), дети приобщаются к здоровому и безопасному образу жизни [22].
С каждым годом развивается такая форма отдыха и оздоровления, как лагерь с дневным пребыванием детей на базе образовательных учреждений. По мнению А. А. Левитской (2010, 2011), это одна из наиболее доступных для родителей форм организации каникулярного отдыха детей. Только в 2010 году функционировало около 45 тысяч лагерей с дневным пребыванием детей (66,18 %). За последние пять лет на 2 тысячи увеличилось количество лагерей с дневным пребыванием для школьников в черте города [31, 38, 39].
Автор считает, что положительной тенденцией в работе лагерей с дневным пребыванием стало расширение диапазона деятельности учащихся в профильных сменах и отрядах. К примеру, в 2010 году более 60 % детей в лагерях дневного пребывания
организованы по различным направлениям, что позволяет учесть интересы и способности детей и подростков. С другой стороны, автор отмечает, что пришкольные лагеря — это вынужденная форма организации занятости детей, которая не позволяет обеспечить в полной мере качественное оздоровление детей и подростков [31, 40].
По мнению О. В. Казаевой и В. П. Моисеенко (2012), такая форма отдыха детей не обеспечивает максимальный эффект оздоровления, и связано это в большей степени с непродолжительной сменой (14-18 дней), а с другой стороны, в полном объеме организовывает досуг детей, особенно когда родители заняты работой либо нет возможности приобрести путевку в загородный лагерь [36, 41, 42].
Интеграция детского лагерного движения России в мировое сообщество привела к появлению альтернативных форм организации летнего отдыха: лагерей приключений, лагерей с экстремальными видами спорта, лагерей на 30-40 детей для общения с природой, лагерей религиозных конфессий, фольклорных лагерей [22].
Например, в Красноярском крае функционирует летний поисково-исследовательский лагерь «Крепкий орешек», позволяющий детям, особенно в трудной жизненной ситуации, примерить на себя другую социальную роль, чем в привычной для них среде с ценностями и отношениями, другими критериями нравственной оценки.
А в Казани большим воспитательным потенциалом обладает программа палаточного лагеря «ТРАМ-Плиновое лето» со сплавом по рекам Татарстана и Марий Эл, ориентированная на подростков, оказавшихся в трудной жизненной ситуации, совершивших различные правонарушения и состоящих на учете в комиссии по делам несовершеннолетних города и республики [23, 40].
В Омской области начиная с 1999 года каждое лето ребята и педагоги Городского дворца детского и юношеского творчества проводят в туристическом палаточном лагере «Пострелята», расположенном на одном из островов посередине реки Иртыш. Также на территории Омской области функционирует и православный палаточный лагерь «Богатырская застава». Особенность лагеря в том, что с детьми занимаются руководитель конноспортивного казачьего клуба, инструктор рукопашного боя стиля «Буза», специалисты по туристическому ориентированию и альпинистской подготовке, преподаватель по основам радиосвязи, педагоги по основам православной культуры, фольклору, народным ремёслам и декоративно-прикладному искусству [43].
Альтернативные формы отдыха детей в основном направлены на социализацию ребенка в обществе, в коллективе, способствуют развитию творческих, интеллектуальных, организаторских качеств и навыков, тем самым минимизируя психоэмоциональное напряжение на фоне природы [22].
К примеру, такая форма отдыха, как компьютерный лагерь. Е. В. Якушина (2014) считает, что компьютерный лагерь — это прекрасная возможность сочетать активный отдых с освоением компьютерных технологий. Это лагерь, в рамках которого каждый из учащихся стремится к освоению информационных технологий и с радостью проводит свой летний отдых [44].
А. В. Могилев (2014) предлагает в течение лагерной смены проводить различные типы внеурочных занятий с использованием информационно-коммуникативных технологий. Автор считает, что данная
концепция способствует разностороннему развитию личности ребенка [45].
Следует акцентировать внимание на такой форме отдыха, как военно-полевые и спортивные лагеря для трудных подростков (для детей из неблагополучных семей), организованные с целью профилактики безнадзорности и правонарушений. К примеру, в Республике Чувашия для детей из социально неблагополучных семей работает профильный военно-спортивный лагерь «Сыны России» [31]. В Казани среди военно-патриотических профильных смен можно особо отметить профильные смены, посвященные 65-летию Победы в Великой Отечественной войне [40].
Отдельного рассмотрения требуют лагеря допризывной подготовки молодежи, ставшие настоящей школой взросления, гражданского и патриотического воспитания. Особенность такого лагеря состоит в том, что, кроме вожатых, с подростками работают боевые офицеры [31, 46]. В этом же направлении развиваются и профилированные детские лагеря: юных инспекторов движения, учащихся кадетских школ, юных спасателей, способствующие гражданскому воспитанию и формированию ценностей служения Отечеству [22].
В последнее время активно развиваются экологические профильные палаточные лагеря семейного типа и интеграционные лагеря. К примеру, экологический семейный профильный лагерь «Очаг» (в Ульяновской области) возник как отклик родителей учащихся, которые изъявили желание участвовать в работе областных летних профильных лагерей, организуемых станцией юных натуралистов. Цель такой формы отдыха состояла в организации активного семейного отдыха, молодежного туризма, создании психологического единства и взаимопонимания внутри семьи [38, 47-49].
По данным интернет-источника РИА ОмскИн-форм, в Омской области в 2014 году в рамках государственной программы «Охрана окружающей среды Омской области» организовано экологическое просвещение детей в шести муниципальных районах в палаточных лагерях («Зурбаган» Азовского района, и др.). С детьми проводятся как теоретические занятия (по экологии животных и растений), так и практические (знакомят детей с многочисленными и редкими видами птиц, обитающих в Омской области, рассказывают о мерах по охране пернатых и причинах, которые вызывают сокращение их численности) [43].
Заслуживает внимания опыт Свердловской области: в палаточном лагере «Оленьи ручьи» вместе ежегодно отдыхают и работают как артель объединения художественных промыслов дети-инвалиды и их родители [25, 31, 39, 46].
Интеграционный лагерь «Наш дом» является международным, задача которого состоит в накоплении и распространении педагогического опыта работы вожатых в условиях интеграции детей разных социальных групп в единое детское сообщество. Другим направлением деятельности является физическая реабилитация детей с ограниченными возможностями, направленная на достижение максимально полной физической адаптации ребенка, повышение активности физиологических систем его организма, активизации естественной системы адаптации, улучшение состояния центральной и вегетативной нервной системы, стимулирование психической активности. По мнению И. Д. Демаковой (2011), такая форма отдыха и оздоровления детей
все чаще находит распространение в современном мире [50, 51].
В этом же направлении организовываются инструктивно-методические лагеря, в ходе которых готовят студентов к летней педагогической практике. По мнению Н. И. Астаховой (2013), цель такого лагеря состоит в освоении студентами психолого-педагогических знаний и приобретении практических навыков, необходимых для работы в качестве педагогов-организаторов отдыха детей и подростков. Автор утверждает, после освоения программы лагеря у будущих педагогов формируется профессиональная компетентность в сфере летнего оздоровления, досуга и воспитания детей [50, 52].
Как сообщает А. А. Левитская (2011), в 2010 году в учреждениях летнего отдыха детей был внедрен опыт проведения тематической смены «Все дети вместе!» для детей-инвалидов и детей без отклонений в физическом развитии, что способствует их активной социализации. Также в рамках проекта Благотворительного оздоровительного фонда «Клуб «Приключение» в Карелии приступил к работе профильный лагерь для детей с ограниченными возможностями здоровья. По мнению автора, интеграция образовательно-оздоровительных, турист-ско-оздоровительных, туристско-краеведческих и спортивных программ позволяет успешно осваивать и развивать инновационные методики социально-педагогической поддержки, реабилитации и социализации детей с ограниченными возможностями здоровья [31].
Существуют малозатратные формы летнего отдыха, при которых школьники и работают, и отдыхают. Это туристические походы, палаточные лагеря, краеведческие экспедиции, экологические отряды, трудовые объединения школьников, лагеря труда и отдыха дневного пребывания, различные акции [31, 53].
По мнению Д. Г. Круглова (2010), характерная особенность этих форм отдыха в том, что при достаточно скромном финансировании, связанном с отсутствием затрат на коммунальные услуги, более низкими и фактически отсутствующими затратами на круглосуточное пребывание детей, такие формы отдыха позволяют выполнить поставленные задачи по оздоровлению подрастающего поколения [23].
По мнению А. А. Левитской (2011), хорошими возможностями для организации полноценного отдыха, оздоровления и занятости детей с учетом их интересов располагают учреждения дополнительного образования детей, так как многие из них имеют свою базу, где воспитанники разумно сочетают полноценный отдых, оздоровление и творческое развитие в избранной ими сфере деятельности [31, 39, 46].
Аналогичного мнения придерживается и Д. Г. Круг-лов (2010). Автор утверждает, что индивидуальность программ, значительный опыт проведения массовых мероприятий, разносторонность подходов к обучению делают учреждения дополнительного образования детей лидером в данной области. Походы, экскурсии, слеты, соревнования, экспедиции — и это еще не полный перечень форм работы с детьми в системе дополнительного образования в каникулярный период. Например, лагерь «Зеркальный» Санкт-Петербургского дворца творчества юных [31, 53].
Следует отметить, что каникулы позволяют создать условия для активной поддержки и развития талантливых и одаренных детей. В последние годы особое внимание уделяется летним физико-мате-
матическим школам (Хабаровский край, Нижегородская, Читинская, Орловская и др. области). Например, в Томском государственном университете 20 лет функционирует физико-математическая летняя школа для особо одаренных детей. В Ставропольском крае в центре «Поиск» работает школа летнего интенсива, где учебные занятия сочетаются с психологическими тренингами, играми, познавательно-культурными мероприятиями [20, 26, 30].
Кроме этого, там же функционируют профильные интеллектуальные отряды для одаренных детей, организованные на базе образовательных учреждений («Юный лингвист», «Математик», «Эколог»). В Пермском крае успешно работают бизнес-школа, физико-математическая и экологическая школы. А в Рязанской области уже более 10 лет проходит международный летний экономический лагерь [26].
В Сахалинской области работает областной профильный лагерь для одаренных детей «Эврика». В Ивановской области организованы областные профильные смены для одаренных детей — победителей международных, всероссийских, региональных и муниципальных олимпиад, конкурсов и фестивалей.
В Саратовской области на базе оздоровительно-образовательного центра «Дубки» работала 21-я летняя школа для одаренных учащихся [25]. В Казани заложена хорошая традиция проведения смены для одаренных детей «Интеллект», где кроме обычного отдыха в оздоровительном лагере «Заречье» дети могли обучаться в секциях на выбор: астрономия, информатика, математика, физика [49].
В дополнение А. В. Джеус [15] сообщает, что укрепляется фестивальное детское движение, позволяющее каждому, кто добился определенных успехов в каком-то из видов деятельности, продемонстрировать себя и заявить как об одаренном человеке.
Автор уверен, это позитивный процесс, требующий поддержки как со стороны государства, так и со стороны передовой интеллигенции, деятелей культуры, искусства, бизнеса, и утверждает, что именно здесь создается перспектива развития отечественной культуры. С другой стороны, автор считает, что в этом направлении меньше всего педагогического опыта, и связано это с тем, что одаренный ребенок требует индивидуального подхода и практически не приемлет коллективных форм воспитания [15].
Появились детские лагеря крупнейших детских и молодежных организаций для привлечения подростков и молодежи в члены организаций. В таких лагерях отрабатываются технологии лидерской направленности, формируется сквозное лидерское звено для выращивания будущих руководителей и политиков [15, 40].
В заключение отметим, что многообразие форм организованного отдыха детей представляет собой не что иное, как ресурс для обеспечения здоро-вьесбережения растущего поколения, а характер и степень оздоровления детей зависят от уровня профессионализма и специальной компетентности специалистов, которые организуют жизнедеятельность ребенка в лагере в течение всей смены и каждого дня.
Библиографический список
1. Аверьянова, Н. И. Динамика адаптационного потенциала у детей в условиях отдыха в детском оздоровительном цен-
тре / Н. И. Аверьянова, С. В. Гусева // Вопросы современной педиатрии. - 2006. - № 9. - С. 9.
2. Антонова, А. А. Сравнительная характеристика физического развития детей / А. А. Антонова, С. Н. Ченцова,
B. Г. Сердюков // Астраханский медицинский журнал. -
2012. - Т. 7, № 4. - С. 26-29.
3. Антуфьев, Д. А. Организация совместного активного отдыха детей и родителей на природе / Д. А. Антуфьев,
C. Л. Антуфьева // Начальная школа. - 2012. - № 7. -С. 49-53.
4. Астахова, Н. И. Международный инструктивно-методический лагерь: опыт и перспективы / Н. И. Астахова // Вестник Алтайской государственной педагогической академии. -
2013. - № 17. - С. 35-38.
5. Безверхий, А. А. Летний поисково-исследовательский лагерь «Крепкий орешек» / А. А. Безверхий, С. Н. Ценюга, Ю. С. Ценюга // Народное образование. - 2010. - № 3. -С. 187-195.
6. Богданова, Е. В. Новосибирские каникулы / Е. В. Богданова, Е. Н. Васильева // Народное образование. - 2011. -№ 3. - С. 93-95.
7. Бучарова, Т. Г. Семейный экологический профильный лагерь «Очаг» / Т. Г. Бучарова // Народное образование. -2011. - № 3. - С. 205-209.
8. Варнавских, Е. А. Анализ заболеваемости детского населения Омской области по данным официальной статистики / Е. А. Варнавских, Т. А. Эйсмонт // Современные проблемы науки и образования. - 2014. - № 3. - С. 531.
9. Варнавских, Е. А. Оценка влияния формы летнего отдыха на физическое здоровье детей 8-11 лет / Е. А. Варнав-ских // Фундаментальные исследования. - 2014. - № 4. -С. 58-62.
10. Варнавских, Е. А. Оценка мнения детей о летнем отдыхе в загородном лагере / Е. А. Варнавских // Омский научный вестник. Сер. Ресурсы Земли. Человек. - 2014. - № 1 (128). - С. 26-28.
11. Величковский, Б. Т. Жизнеспособность нации. Взаимосвязь социальных и биологических механизмов в развитии демографического кризиса и изменении здоровья населения России / Б. Т. Величковский. - М. : Тигле, 2009. - 175 с.
12. Вифлеемский, В. Б. Деградация системы летнего отдыха как результат модернизации / В. Б. Вифлеемский // Народное образование. - 2011. - № 3. - С. 37-44.
13. Гигиеническая оценка взаимосвязи загрязнения окружающей среды и заболеваемости детского населения крупного промышленного города / В. А. Ляпин [и др.] // Здоровье населения и среда обитания. - 2006. - № 1. - С. 12-15.
14. Гусева, С. В. Влияние отдыха в детском оздоровительном лагере на организм ребенка / С. В. Гусева, Н. И. Аверьянова // Вопросы современной педиатрии. - 2005. - Т. 4, № 1. - С. 58-62.
15. Джеус, А. В. Детское лагерное движение России / А. В. Джеус // Народное образование. - 2011. - № 3. -С. 32-36.
16. Ильина, Л. А. Состояние и проблемы развития детского отдыха на современном этапе / Л. А. Ильина // Научный вестник МГИИТ. - 2010. - № 3. - С. 23-28.
17. Интернет-источник РИА ОмскИнформ [Электронный ресурс]. - Режим доступа : http://omskinform.ru/news/69213 (дата обращения: 15.01.2014).
18. Казаева, О. В. Анализ эффективности оздоровления детей в загородных стационарных учреждениях отдыха / О. В. Казаева, В. П. Моисеенко // Здоровье - основа человеческого потенциала - проблемы и пути их решения. - 2012. -Т. 7, № 2. - С. 678-679.
19. Казаковцев, В. П. Гигиеническая оценка влияния социально-экономических факторов на формирование хронической патологии верхних дыхательных путей населения промышленного центра / В. П. Казаковцев, В. А. Ляпин // Фундаментальные исследования. - 2012. - № 12-2. - С. 274-276.
20. Косова, В. В. Талантливые дети и продуктивный отдых /
B. В. Косова // Народное образование. - 2010. - № 3. -
C. 164-166.
21. Круглов, Д. Г. Туристическое мероприятие как наиболее эффективная форма организации отдыха и оздоровления детей и подростков / Д. Г. Круглов // Внешкольник. - 2010. -№ 3 (138). - С. 47-49.
22. Кучмаева, О. В. Статистический мониторинг положения детей в Российской Федерации / О. В. Кучмаева, О. Л. Пе-трякова, Е. А. Марыганова // Вопросы статистики. - 2010. -№ 1. - С. 61-69.
23. Левитская, А. А. Государственная политика в сфере отдыха и оздоровления учащихся / А. А. Левитская // Народное образование. - 2012. - № 3. - С. 11-14.
24. Левитская, А. А. Лето-2008: отдых, оздоровление, занятость детей и подростков / А. А. Левитская // Народное образование. - 2008. - № 3. - С. 7-9.
25. Левитская, А. А. Лето-2010 / А. А. Левитская // Народное образование. - 2010. - № 3. - С. 11-14.
26. Левитская, А. А. Пятая четверть / А. А. Левитская // Народное образование. - 2011. - № 3. - С. 11-16.
27. Леонова, О. И. Психологические риски образовательной среды школы в эмоционально-личностном состоянии подростков / О. И. Леонова // Психологическая наука и образование. - 2009. - № 5. - С. 20-24.
28. Литвинова, Е. В. Обеспечение безопасности детей, находящихся на отдыхе / Е. В. Литвинова // Российская академия медицинских наук. Бюллетень Национального научно-исследовательского института общественного здоровья. - 2006. -№ 2. - С. 103-107.
29. Ляпин, В. А. Здоровье населения в крупном промышленном центре Западной Сибири / В. А. Ляпин, Г. А. Оглезнев, М. Г. Тиванов. - Омск, 2004. - 83 с.
30. Международный интеграционный корчаковский лагерь «Наш дом» / И. Д. Демакова [и др.] // Народное образование. - 2011. - № 3. - С. 246-254.
31. Могилев, А. В. Информатика в летнем лагере: от олим-пиадных задач до геокешинга / А. В. Могилев // Народное образование. - 2014. - № 2. - С. 200-204.
32. Морозов, С. И. Ульяновское лето / С. И. Морозов // Народное образование. - 2011. - № 3. - С. 45-50.
33. Мустафина, И. З. Динамика функциональных возможностей организма детей как критерий оценки эффективности оздоровительных мероприятий в загородных стационарных учреждениях отдыха и оздоровления детей / И. З. Мустафина // Вопросы современной педиатрии. - 2006. - № 9. - С. 758.
34. Оценка и анализ физического развития детей и подростков / О. В. Антонов [и др.] // Сибирский медицинский журнал. - 2012. - Т. 27, № 4. - С. 20-24.
35. Пермяков, И. А. Состояние физического развития у детей, проживающих в условиях санитарно-гигиенического неблагополучия среды обитания / И. А. Пермяков, О. Ю. Устинова // Здоровье семьи - 21 век. - 2012. - № 1. - С. 17.
36. Перспективные направления в организации санаторно-курортной помощи детям и подросткам / Л. М. Бабина [и др.] // Курортная медицина. - 2013. - № 3. - С. 84-86.
37. Порохнявая, Е. Л. Об организации государственного надзора за отдыхом и оздоровлением детей / Е. Л. Порохня-вая // Здоровье. Медицинская экология. Наука. - 2010. -Т. 41-42, № 1-2. - С. 43-44.
38. О концепции развития отдыха и оздоровления детей в Свердловской области до 2020 года : постановление Правительства Свердловской обл. [от 21.12.2012 г. № 1484-ПП] [Электронный ресурс]. - Режим доступа : иордо66^^Не. ru/DswMedia/itogiletneykampanii.doc (дата обращения: 11.02.2015).
39. Русинов, А. П. Содержание и организация летнего отдыха детей и подростков в условиях летнего оздоровительного лагеря / А. П. Русинов // Вестник Алтайской государственной педагогической академии. - 2011. - № 9. С. 21-24.
40. Сенченков, Н. П. Формирование политической культуры старшеклассников в условиях профильного лагеря / Н. П. Сенченков // Педагогика. - 2010. - № 2. - С. 110-113.
41. Синягин, Ю. В. Мониторинг здоровья / Ю. В. Синягин, Н. Ю. Синягина // Народное образование. - 2011. - № 3. -С. 102-105.
42. Соболева, Т. В. Оценка эффективности оздоровления школьников в загородном оздоровительном лагере / Т. В. Соболева // Лечебная физкультура и спортивная медицина. -2011. - № 7. - С. 51-55.
43. Современные тенденции физического развития детей и подростков / Н. А. Скоблина [и др.] // Здоровье населения и среда обитания. - 2013. - № 8 (245). - С. 9-12.
44. Суховейко, Г. С. Отрасль отдыха и оздоровления детей / Г. С. Суховейко // Народное образование. - 2010. - № 3. -С. 38-41.
45. Фадеева, Т. Ю. Восприятие подростками и родителями рисков, связанных с отдыхом в летнем детском лагере / Т. Ю. Фадеева // Известия Саратовского университета. Новая серия. Акмеология образования. Психология развития. - 2011. -Т. 4, № 2. - С. 93-97.
46. Федорович, А. В. Формирование приоритета здоровья в системе социальных и духовных ценностей школьников / А. В. Федорович // Здравоохранение Российской Федерации. -2011. - № 5. - С. 31.
47. Фришман, И. Организация летнего отдыха детей и подростков: идеи и концепции / И. Фришман // Народное образование. - 2003. - № 3. - С. 33-42.
48. Чагина, Н. С. Специфика организации летнего отдыха детей в лагере интеграционного типа / Н. С. Чагина // Научные исследования в образовании. - 2008. - № 1. - С. 67-69.
49. Шамсутдинова, Д. В. Организация досуга детей и подростков в процессе летнего оздоровительного отдыха / Д. В. Шамсутдинова // Вестник Казанского государствен-
ного университета культуры и искусств. - 2010. - № 4. -С. 21-24.
50. Шведунова, Л. Н. Организации отдыха и оздоровления детей в Российской Федерации / Л. Н. Шведунова // Курортная медицина. - 2013. - № 2. - С. 77-79.
51. Юров, А. А. Социально-экономические проблемы государственной организации детского оздоровления в России / А. А. Юров // Управление экономическими системами. -2011. - № 35. - С. 54.
52. Якушина, Е. В. Компьютерный лагерь - это прекрасная возможность сочетать активный отдых с освоением компьютерных технологий / Е. В. Якушина // Народное образование. - 2014. - № 2. - С. 190-194.
53. Яновская, Г. В. Летняя оздоровительная кампания 2009 года / Г. В. Яновская // Народное образование. - 2010. -№ 3. - С. 29-32.
ВАРНАВСКИХ Елена Андреевна, преподаватель кафедры анатомии, физиологии, спортивной медицины и гигиены Сибирского государственного университета физической культуры и спорта, г. Омск. ЛЯПИН Виталий Алексеевич, доктор медицинских наук, профессор кафедры анатомии, физиологии, спортивной медицины и гигиены Сибирского государственного университета физической культуры и спорта, г. Омск.
КОЗЫРЕВА Фатима Увжикоевна, доктор медицинских наук, доцент, профессор кафедры гигиены Российского национального исследовательского медицинского университета им. Н. И. Пирогова. Адрес для переписки: [email protected]
Статья поступила в редакцию 05.03.2015 г. © Е. А. Варнавских, В. А. Ляпин, Ф. У. Козырева
УДК 616-036.88-053.7(571.13)+(321;324) Н. А. ЗАКОРКИНА
Омский государственный педагогический университет
ВЛИЯНИЕ СЕЗОННЫХ ФАКТОРОВ НА ПРИЧИНЫ СМЕРТНОСТИ ПОДРОСТКОВ (15-17 ЛЕТ), ПРОЖИВАЮЩИХ НА ТЕРРИТОРИИ ОМСКОЙ ОБЛАСТИ
В статье рассматриваются ведущие причины смертности подростков. Особое внимание уделяется сезонным факторам, влияющим на уровень насильственной смертности.
Ключевые слова: подростки 15-17 лет, сезонные факторы, уровень насильственной смерти.
Рост несчастных случаев в структуре причин смертности подростков является основной причиной неестественной смерти, составляя от 58 % до 81%, на втором месте находятся дорожно-транспортные происшествия. Кроме того рост смертности населения от несчастных случаев, травм и отравлений определяет снижение ожидаемой продолжительности жизни практически на 75% [1].
На территории Омской области, как и в РФ в целом, в формировании безвозвратных потерь здоровья подростков ведущую роль играла травматическая компонента, удельный вес которой среди сельских подростков составил 75,4 %, среди городских — 86,7 %.
Вклад других причин был более чем на порядок ниже (табл. 1).