УДК 373.3:610.6
А.Ю. Шерпаева, соискатель КемГУКИ, г. Кемерово
СОЦИАЛЬНО-КУЛЬТУРНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ В САНАТОРНО-КУРОРТНЫХ УЧРЕЖДЕНИЯХ КАК ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩАЯ ТЕХНОЛОГИЯ
Рассматривается оздоровительный потенциал современных социально-культурных технологий в санаторнокурортных учреждениях Западной Сибири, предлагается авторская здоровьесберегающая технология, анализируется процесс ее апробации.
Ключевые слова: социально-культурная деятельность в санаторно-курортных учреждениях, здоровьесберегающая технология, арттерапия.
Задачи сохранения, укрепления и развития здоровья, привитие ценностных ориентаций к сознательному ведению и пропаганде здорового образа жизни нашли свое отражение в различных нормативных документах: «Конвенция о правах ребенка», Закон РФ «Об образовании», «Концепция охраны здоровья населения РФ на период до 2010 года», Президентская программа «Дети России», Закон «Об охране окружающей среды», «Семейный кодекс РФ», «Конвенция развития здравоохранения и медицинской науки в РФ» и другие.
В настоящее время в психолого-педагогических и медико-биологических исследованиях определены подходы к здоровому образу жизни как ведущему фактору формирования здоровья. Неслучайно в последнее десятилетие активизировалась работа по здоровьесбереже-нию в том числе и через реализацию федеральных и региональных целевых программ по сохранению здоровья нации.
Проблемы, связанные с сохранением здоровья населения Алтая и генофонда российской нации, в ноябре 2002 г. обсуждались на депутатских слушаниях Краевого совета народных депутатов, руководителей и других работников структурных подразделений администрации Алтайского края, стали предметом обсуждения круглого стола с привлечением крупных специалистов в области педагогики, психологии и медицины. Идея здоровьесбережения на основе познания и использования фундаментальных законов мира, где живут люди (в том числе и сибиряки), была основной темой докладов и выступлений делегатов и гостей П съезда общественного движения «Сибирский народный собор» (г. Красноярск, 2003). В них представлены и психолого-педагогические аспекты здоровьесбережения как всенародной крупной общественной проблемы [1].
Важнейшим фактором в сохранении здоровья населения, частью единой системы здравоохранения и одним из основных звеньев в комплексе лечебно-профилактических мероприятий восстановления и укрепления здоровья является курортное лечение.
Современные тенденции развития отечественной системы курортного дела связаны с процессами глобализации и с изменениями, происходящими в социальноэкономическом развитии страны. В настоящее время сеть санаторно-курортных организаций и учреждений в РФ составляет более 24 тыс. здравниц, общей вместимостью 405,5 тыс. коек, где ежегодно получают санаторнокурортную помощь более 5 млн. человек [2]. Следует отметить, что каждый регион имеет свой оздоровительный потенциал, развитие которого неразрывно связано с политической и экономической обстановкой в стране, развитием социально-экономической сферы территории, заинтересованностью инвесторов. Развитие регионального санаторно-курортного потенциала определяется законами рыночной экономики и в последние годы характеризуется рядом негативных тенденций, среди которых особо надо выделить такую, как сокращение в стране санатор-
но-курортных учреждений практически в 10 раз! [2]. Кроме того, сокращение объемов государственного финансирования здравниц, повышение стоимости путевок, низкая платежеспособность населения — вот далеко не полный перечень факторов осложняющих поступательное развитие санаторно-курортного дела.
В этой связи особую актуальность приобретают вопросы оптимизации лечебно-оздоровительного процесса в условиях санатория, потому что оздоровление и реабилитация не могут считаться полноценными, если они ограничены только медикаментозными воздействиями. Если у пациента позитивный душевный настрой, то все медицинские методики действуют на организм с повышенной отдачей. Поэтому многие психотерапевты основывают свои методики на принципах тренировки получения положительных эмоций, присовокупив к ним физические упражнения и принципы правильного питания.
На основе вышеизложенного важен и актуален социально-культурный подход, затрагивающий духовную сферу личности, в частности социокультурная анимация, которая оказывает на личность, а особенно на детей и подростков, непосредственное педагогическое и здоровьесберегающее действие. История педагогики, психотерапии, искусства убеждает нас в том, что методы здо-ровьесбережения оказываются эффективными лишь тогда, когда они разворачиваются в диалог между врачом и пациентом, пациентом и организатором релаксационных техник, двигательной активности. Поэтому как на международном уровне, так и в рамках отдельных государств происходит переход от медицинского понимания здоровья к комплексному. В настоящее время понятие «здоровье» рассматривается не только как отсутствие болезни, но и как социальное и психологическое благополучие человека. Социально-культурный подход в сочетании с медико-социальным подходом могут дать положительный результат внедрения здоровьесберегающих технологий.
Педагогика, психология и медицина стараются решить проблему оздоровления людей исходя из своих специфических концептуально-теоретических подходов и технологий [3; 4; 5; 6]. Нам видится, что эту проблему надо решать совместно, делая акцент на развитие эмоциональной сферы человеческой личности, рассматривая здоровье человека в контексте с системой его социально-культурной деятельности.
Иными словами, важнейшим методологическим основанием для рассмотрения проблемы здоровьесбереже-ния личности является анализ методов, форм и видов культурного досуга. Что же касается социально-культурной деятельности как здоровьесберегающей технологии, в систему которой включен такой важный элемент, как культурный досуг, то с этой точки зрения проблема укрепления и развития здоровья рассматривается достаточно редко. Мы понимаем социально-культурную деятельность как процесс создания благоприятной жизнедеятельности для освоения и усвоения человеком обще-
ственных ценностей, для укрепления и развития его физического, психического и социального здоровья. Создание здоровьесберегающей среды для благоприятной жизнедеятельности человека, на основе социальнокультурной деятельности служит развитию и укреплению здоровья человека и является одновременно средством для успешного осуществления гуманистических целей нашего общества. И в этом, на наш взгляд, социальный и психологический аспекты постановки проблемы сохранения здоровья.
Инновационный подход в условиях деятельности местного санатория базируется на следующей гипотезе: процесс здоровьесбережения на основе социально-культурной деятельности будет эффективным, если соблюдаются следующие условия:
1. Создается атмосфера эмоционального комфорта для снятия проявлений напряженности и конфликтности;
2. Разработана культурологическая модель в системе здоровьесбережения на основе принципов комплексности, системности, поэтапности, природо-сообразности и социализации личности;
3. Здоровьесберегающая технология рассматривается как целостный процесс, учитывающий возрастные особенности субъектов;
4. Сформирована мотивация оздоровления;
5. Обеспечивается постоянный медицинский контроль.
Так, в санатории «Рассветы над Бией» в направлении здоровьесбережения работает специально созданная социально-культурная служба. Здесь ведется интенсивная разработка эффективных методов оздоровления на основе социально-культурной деятельности отдыхающих, особенно детей и подростков. Обособленность положения курортного городка, его небольшие размеры (зимой вместимость 80 человек, летом — 130) позволяют создать здоровую психологическую атмосферу в лечебном процессе и в отдыхе приехавших.
В санатории активно применяется арттерапия. Основным видом социально-культурной деятельности отдыхающих является музыка. Музыка сопровождает отдыхающего во время его пребывания в санатории. Спокойная релаксирующая музыка звучит в кабинетах, сопровождая лечебный процесс. Легкие ритмичные инструментальные композиции сопровождают прием пищи. Звучит приятная успокаивающая музыка на сеансах психологической разгрузки. И, наконец, проводятся сеансы оздоровительной музыки, где при прослушивании классических произведений используется видеоряд красивейших картин природы. Все это способствует уменьшению болевых ощущений, улучшению настроения, уменьшает тревогу и беспокойство, нормализует давление, поднимает эмоциональный тонус отдыхающих.
Другим видом социально-культурной деятельности отдыхающих, который активно способствует их оздоровлению, является танец. Он используется в различных формах досуговых программ, таких, как танцевальный вечер, игровая программа, клуб любителей ретро-танцев и др. Активное движение очень важно для здорового развития и функционирования человеческого организма, оно усиливает процесс обмена веществ, способствует обновлению тканей, придает силу мышцам и гибкость суставам. Движение, организованное музыкальными ритмами в танец, обогащенное эстетическим содержанием, удваивает оздоровляющие возможности. Танец совершенствует пластику, развивает музыкальный слух и чувство ритма, тренирует и закаляет не только мышечную, но и сердечно-сосудистую системы, а также духовно обогащает, воспитывая эстетическое чувство, воображение и творческую фантазию. Эти свойства
танца определяют его использование в медицине. При этом танец выступает в основном в роли бессловесного общения и разрядки эмоционального напряжения.
Не меньшей оздоравливающей силой, чем танец, обладает еще один вид социально-культурной деятельности отдыхающих — пение. Пение применяется как средство терапии при неврозах, фобиях, депрессии, если они сопровождаются болезнями дыхательных путей, бронхиальной астмой, головными болями. Методы вокализации используются в здравоохранении для борьбы и профилактики как физических, так и психических расстройств. Психическое состояние влияет на голос. Японские ученые установили прямую связь между голосовыми характеристиками и электрокардиограммой человека. Спазм в гортани возникает и при больших физических нагрузках. Более того, ненормальное состояние внутренних органов, мышц также отражается на гортани.
В связи с исследованием лечебного действия правильного пения на организм человека появились различные здоровьесберегающие технологии. Профессор Московской государственной консерватории В.П. Морозов разработал новую, так называемую «Резонансную теорию искусства пения». Работающий в московском интернате №12 педагог-новатор Огороднов адаптировал ряд принципов вокального вибромассажа для обучения и быстрого овладения вокальными навыками людей любого возраста с любым уровнем развития музыкального слуха с попутным оздоравливающим эффектом. Метод физвокализа улучшает работу сердца, исчезает отдышка, перестает болеть горло [7; 8].
Методы вокального вибромассажа используются в санатории «Рассветы над Бией» в таких формах музыкально-культурной деятельности, как песенные программы «Поем под аккордеон», «Играй, мой баян», «Караоке», в игровых программах «Песенный КВН», «Сибирская вечерка». Эти программы объединяют все виды музыкально-культурной деятельности и несут в своей основе оздоровительную и эстетическую направленность. Используемые в комплексе они оказывают неоценимую помощь медикаментозным методикам, используемым в санатории.
Другие формы досуга также решают задачу — дать ту или иную работу мышечной активности человека, чтобы усилить протекание оздоровительных процессов. Общение во время досуговых программ сопровождается общением со знакомыми, сменой эмоциональных воздействий. Игры на воздухе (днем) и в помещении (вечером) обеспечивают психологически оптимальный настрой отдыхающих. Игры подбираются в соответствии с возможностями того или иного возрастного контингента отдыхающих. Но программы организации досуга не могут быть сосредоточены только на развлечениях. Переход от развлечений к более высокому уровню самих программ досуга связан с активизацией духовных интересов отдыхающих, которые побуждают интерес к освоению более высоких «пластов» культуры (этика поведения и общения, интерес к серьезной музыке, стремление к освоению более сложных танцевальных движений, более активному участию в праздничных «шоу» и т.д.).
Кроме вышеназванных методов для оздоровления отдыхающих используются пешие прогулки и автобусные экскурсии:
1. По археологически интересным местам. На территории санатория «Рассветы над Бией» находится несколько исторических памятников. Это древняя Бехтемирская палеологическая стоянка, которая датирована тринадцатым тысячелетием до нашей эры. Дюнная стоянка, дата которой определяется периодом раннего железного века и эпохой раннего средневековья. Кроме того, на территории санатория расположено Городище Бехтемир. По не-
большой коллекции керамики, собранной сотрудниками санатория, определена вероятная дата поселения — эпоха раннего средневековья. В 2007 г. открыт и активно функционирует музей под открытым небом «Стоянка древнего человека».
2. На «Серебряный ключ». Основные методики лечебной работы санатория «Рассветы над Бией» базируются на эксплуатации Бехтемирского месторождения минеральных серебросодержащих вод.
3. Однодневные экскурсии по Горному Алтаю.
4. Терренкуры на различные расстояния для того, чтобы увеличить двигательную активность отдыхающих.
Все походы и экскурсии сопровождаются беседами, ответами на вопросы отдыхающих. Система проведения досуговых мероприятий включает элементы бесед-диспутов, обсуждения прочитанной художественной литературы организуются, встречи с интересными людьми, которых, впрочем, можно выявить и среди отдыхающих.
Проводимые мероприятия стимулируют познавательные интересы каждой отдельно взятой личности, и охватывают широкий круг лиц, объединяемых во временном коллективе, сближают людей по интересам, даже не обязательно хорошо знакомых друг с другом, способствуют расширению культурного кругозора, воспитанию коммуникабельных и этических свойств личности.
Библиографический список
1. Здоровье сибиряков: физический, нравственный и социальный аспекты: Мат-лы к докладам на 2-ом съезде общественного движения «Сибирский народный собор». — Красноярск, 2003.
2. Борис, А. Г. Вопросы организации и государственной поддержки санаторно-курортного комплекса северо-запада России /
А.Г. Борис // Курортные ведомости. — 2004 г. — № 4-5 (25-26).
3. Аллаяров, Х.А. Терапевтические возможности комплексного воздействия искусств: монография /А.Х. Аллаяров, Г. Д. Семенова (Петракова). — М.: НПО «Союзмединформ».
4. Выготский, Л.С. Психология искусства / Л.С. Выготский. — М.: «Педагогика», 1987.
5. Шаталова, Г.С. Философия здоровья / Г.С. Шаталова. — М.: «Елен и К», 1997.
6. Шевченко, Ю.С. Музыкотерапия в комплексном лечении нервнопсихических расстройств у детей и подростков / Ю.С. Шевченко / / Социальная и клиническая психиатрия. — 1992. — № 2.
7. Морозов, В. П. Искусство резонансного пения. Основы резонансной теории и техники / В.П. Морозов. — М., 2002.
8. Петрушин, В.И. Музыкальная психотерапия: Теория и практика: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / В.И. Петру-
шин.— М.: ВЛАДОС, 2000.
Статья поступила в редакцию 3.09.08.
Таким образом, квалифицированно построенные досуговые программы содержат комплекс художественных и этических ценностей, которые раздвигают границы культурного мира индивидуума. На этой основе в дальнейшем расширяются как дружеские и социальные связи людей, так и сферы культурного общения.
На наш взгляд, в организации мероприятий по осуществлению программ культурного досуга приоритет принадлежит задаче расширения сферы познавательной деятельности, которая принадлежит к основным сферам социально-культурной деятельности, играющей решающую роль в становлении личности, которую можно назвать социализацией человека, а культработника — социальным терапевтом. Таким образом, хочется надеяться, что разработанная нами и используемая в санатории «Рассветы над Бией» технология здоровьес-бережения на основе социально-культурной деятельности, арттерапии, познавательной и творчески активной развлекательной деятельности создает необходимые условия для формирования и развития психического, физического и социального здоровья. Данная технология проста в обращении, не требует особенных материальнокадровых затрат и может с успехом применятся как в санаториях, так и в домах отдыха, во Дворцах культуры, в различных учебных заведениях.
УДК 378+792.2
Е.В. Калужских, проф. ЧГАКИ, г. Челябинск
ХАРАКТЕР И ХАРАКТЕРНОСТЬ В КОНТЕКСТЕ МЕТОДИКИ ОБУЧЕНИЯ АКТЁРСКОМУ МАСТЕРСТВУ СТУДЕНТОВ ТЕАТРАЛЬНЫХ ВУЗОВ
В рамках методики преподавания дисциплины «Мастерство артиста» рассматривается важность понятий характер и характерность, анализируется опыт работы над характерностью М.А. Чехова, повышающий эффективность и
качество обучения.
Ключевые слова: характер подготовка, системность.
Для современного этапа развития нашей системы образования характерной является тенденция творческих поисков участников образовательной системы, направленных на оптимизацию учебно-воспитательного процесса, на совершенствование содержания, методов и организационных форм обучения.
Прежде чем говорить о технологии профессиональной подготовки студентов театральных факультетов, необходимо четко уяснить содержание понятий «характер» и «характерность».
Театральное представление — есть представление актером «характера», «лица», «маски». Актер есть ли-
характерность, актерское мастерство, профессиональная
цедей; когда он выступает на сцене, он воспринимается нами, как некоторое олицетворение. Актер творит из себя в двояком смысле (проявляя при этом свою характерность):
1. Как всякий художник, из своего воображения.
2. Специфически, имея в своем собственном лице материал, из которого создается художественный образ.
Свой материал актер подвергает творческому формированию, когда он обращается к своему голосу, интонации, декламации, жесту, мимике, фигуре. Именно этими свойствами предопределяется весь способ поведения