Научная статья на тему 'Культурная идентичность России: искусство, религия и философия в системе универсальной духовной самобытности'

Культурная идентичность России: искусство, религия и философия в системе универсальной духовной самобытности Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
11
1
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
культурная идентичность / Россия / искусство / религия / философия / духовная самобытность / национальная культура / историческое развитие / социокультурные изменения / культурное наследие / cultural identity / Russia / art / religion / philosophy / spiritual originality / national culture / historical development / sociocultural changes / cultural heritage

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Ирина Валерьевна Хвощевская

В данной статье автор анализирует, как искусство, религия и философия повлияли на становление духовной самобытности России. Особое внимание уделяется изучению исторического пути русского искусства, начиная с крещения Руси, и его влиянию на национальную идентичность и взаимодействие с западноевропейскими культурными традициями. Автор рассматривает религиозную составляющую сквозь призму интеракции основных конфессий и их функций в общественной жизни, в то время как философская мысль представлена через главные фигуры и движения, которые повлияли на культурное самосознание. Данные принципы анализируются в контексте современных социально-политических процессов в России и их воздействия на национальную культурную сцену. Исследование проводилось с использованием разнообразных методов, включая исторический анализ, культурно-исторический подход и сравнительный метод. В результате автор приходит к выводу о том, что искусство, начиная с крещения Руси, играло ключевую роль в формировании национальной идентичности, отражая духовные ценности и исторические традиции страны. Взаимодействие с западноевропейскими культурными традициями позволило обогатить и расширить художественное наследие России. Религия, представленная различными конфессиями, играла важную роль в общественной жизни, формируя моральные и этические принципы общества

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Cultural Identity of Russia: Art, Religion and Philosophy in the System of Universal Spiritual Identity

In this article, the author analyzes how art, religion, and philosophy have influenced the formation of Russia’s spiritual uniqueness. Particular attention is paid to the study of the historical path of Russian art, starting with the baptism of Rus, its influence on national identity and interaction with Western European cultural traditions. The author examines the religious component through the prism of the interaction of the main faiths and their functions in public life, while philosophical thought is represented through the main figures and movements that influenced cultural identity. These principles are analyzed in the context of modern socio-political processes in Russia and their impact on the national cultural scene. The research was conducted using a variety of methods, including historical analysis, cultural-historical approach and comparative method. As a result, the author comes to the conclusion that art, since the baptism of Rus, has played a key role in the formation of national identity, reflecting the spiritual values and historical traditions of the country. Interaction with Western European cultural traditions has made it possible to enrich and expand the artistic heritage of Russia. Religion, represented by various denominations, played an important role in public life, shaping the moral and ethical principles of society

Текст научной работы на тему «Культурная идентичность России: искусство, религия и философия в системе универсальной духовной самобытности»

ФИЛОСОФИЯ PHILOSOPHY

Научная статья УДК 130.2

https://doi.org/10.24158/fik.2024.8.9

Культурная идентичность России: искусство, религия и философия в системе универсальной духовной самобытности

Ирина Валерьевна Хвощевская

Новгородский государственный университет имени Ярослава Мудрого, Великий Новгород, Россия, [email protected], https://orcid.org/0000-0001-5130-5486

Аннотация. В данной статье автор анализирует, как искусство, религия и философия повлияли на становление духовной самобытности России. Особое внимание уделяется изучению исторического пути русского искусства, начиная с крещения Руси, и его влиянию на национальную идентичность и взаимодействие с западноевропейскими культурными традициями. Автор рассматривает религиозную составляющую сквозь призму интеракции основных конфессий и их функций в общественной жизни, в то время как философская мысль представлена через главные фигуры и движения, которые повлияли на культурное самосознание. Данные принципы анализируются в контексте современных социально-политических процессов в России и их воздействия на национальную культурную сцену. Исследование проводилось с использованием разнообразных методов, включая исторический анализ, культурно-исторический подход и сравнительный метод. В результате автор приходит к выводу о том, что искусство, начиная с крещения Руси, играло ключевую роль в формировании национальной идентичности, отражая духовные ценности и исторические традиции страны. Взаимодействие с западноевропейскими культурными традициями позволило обогатить и расширить художественное наследие России. Религия, представленная различными конфессиями, играла важную роль в общественной жизни, формируя моральные и этические принципы общества.

Ключевые слова: культурная идентичность, Россия, искусство, религия, философия, духовная самобытность, национальная культура, историческое развитие, социокультурные изменения, культурное наследие

Финансирование: инициативная работа.

Для цитирования: Хвощевская И.В. Культурная идентичность России: искусство, религия и философия в системе универсальной духовной самобытности // Общество: философия, история, культура. 2024. № 8. С. 68-73. https://doi.org/10.24158/fik.2024.8.9.

Original article

Cultural Identity of Russia: Art, Religion and Philosophy in the System of Universal Spiritual Identity

Irina V. Khvoshchevskaya

Yaroslav-the-Wise Novgorod State University, Veliky Novgorod, Russia, [email protected], https://orcid.org/0000-0001 -5130-5486

Abstract. In this article, the author analyzes how art, religion, and philosophy have influenced the formation of Russia's spiritual uniqueness. Particular attention is paid to the study of the historical path of Russian art, starting with the baptism of Rus, its influence on national identity and interaction with Western European cultural traditions. The author examines the religious component through the prism of the interaction of the main faiths and their functions in public life, while philosophical thought is represented through the main figures and movements that influenced cultural identity. These principles are analyzed in the context of modern socio-political processes in Russia and their impact on the national cultural scene. The research was conducted using a variety of methods, including historical analysis, cultural-historical approach and comparative method. As a result, the author comes to the conclusion that art, since the baptism of Rus, has played a key role in the formation of national identity, reflecting the spiritual values and historical traditions of the country. Interaction with Western European cultural traditions has made it possible to enrich and expand the artistic heritage of Russia. Religion, represented by various denominations, played an important role in public life, shaping the moral and ethical principles of society.

Keywords: cultural identity, Russia, art, religion, philosophy, spiritual originality, national culture, historical development, sociocultural changes, cultural heritage

Funding: Independent work.

For citation: Khvoshchevskaya, I.V. (2024) Cultural Identity of Russia: Art, Religion and Philosophy in the System of Universal Spiritual Identity. Society: Philosophy, History, Culture. (8), 68-73. Available from: doi:10.24158/fik.2024.8.9 (In Russian).

© Хвощевская И.В., 2024

Введение. Исследование культурной идентичности России оправдано её уникальным культурным наследием. Несомненно, значительную роль в становлении культурной самобытности страны играют искусство, религия и философия. Они помогают развивать общенациональное духовное своеобразие, что позволяет осознать многообразие культуры России.

В данном исследовании рассматриваются два основных понятия: «культурная идентичность» - постоянные элементы культуры, осознание принадлежности человека к той или иной культурной общности путём самоотождествления с её культурными образцами; «универсальная духовная самобытность» - возможность культуры объединять разные элементы, сохраняя свою неповторимость.

Целью настоящей работы является анализ влияния искусства, религии и философии на становление культурной уникальности России, задачей - изучение исторического развития данных направлений и определение их вклада в духовную неповторимость страны. Научная новизна статьи заключается в использовании диалектического подхода при рассмотрении проблематики становления культурной самобытности России. Автором предпринята попытка анализа влияния таких основных компонентов, как искусство, религия и философия, на философскую систему мировоззрения российского народа.

Методологическая основа исследования базируется на теоретическом рассмотрении литературы, использовании сравнительного метода и исторического подхода для анализа изменений и развития культурных традиций, при этом используется междисциплинарный метод для выявления связи между культурной уникальностью и социально-политическими процессами в России сегодня.

Результаты и обсуждение:

Искусство как элемент культурной идентичности. Историческое развитие русского искусства неразрывно связано с формированием культурной идентичности России. Так, принятие православной веры на Руси сформировало основу для христианского искусства в России, в том числе направления в иконописи и архитектуре, что, несомненно, содействовало культурному обмену с Византией и Западной Европой, тем самым заложив фундамент для развития национальной культурной самобытности.

Приход Рюрика в Новгород ознаменовал собой становление российской государственности, а поликультурность и особенности православия стали определяющими факторами для культурной характеристики страны.

Период Петровских реформ привнёс изменения в русское искусство, включая скульптуру и живопись, и связано это было, прежде всего, с заимствованиями из западноевропейской культуры (Панеш, Соколова, 2022).

Ярким примером русского искусства служит иконопись, которая оказала значительное влияние на духовные изыскания в России. Так, основываясь на византийских традициях, иконопись развивалась и создавала новые направления в различных регионах, таких как Новгород, Москва и Псков. Иконописные мастерские не только воспроизводили религиозные сюжеты, но и создавали особую символику, которая стала частью духовной жизни и молитвенной практики.

Несомненно, живопись в России - это важная часть русского искусства. Под влиянием западных традиций, особенно после реформ Петра Великого, она приняла новый облик и характеризуется переходом от строго религиозной иконописи к светской живописи. Данное столкновение традиций привело к появлению таких новых жанров, как портрет, и новых техник, которые показывали изменения в культурной и социальной жизни России. Например, художники XVIII в. начали обращать внимание на индивидуальные черты личности, что было новшеством по сравнению с канонической иконописью, где доминировали стандартизированные образы святых (Карев, 2020).

Современное же искусство России взаимодействует с национальными традициями, преобразует их и создает новые формы художественного выражения, ведь в разные периоды, начиная с конца XIX в., российское искусство развивалось в направлении модернизма и постмодернизма и вносило элементы национального фольклора, традиционных ремесел в современные произведения (Бычкова, 2023). Однако в настоящий момент, в условиях глобализации, русская культура испытывает как внешние, так и внутренние изменения. В современной истории России мы можем наблюдать временную потерю интереса к самобытной культуре (90-е гг.), однако в последнее время четко выражена тенденция к возврату значимости русской культуры и культурным ценностям.

Тем не менее на сегодняшний день существует ряд проблем в современной культурной жизни России. Среди них можно назвать снижение интереса к чтению и походам на культурные мероприятия в пользу более зрелищных форм. Также актуальна проблема сохранения русского языка в его традиционной форме (активное использование иностранных слов и снижение уровня грамотности населения).

В современной России большое внимание уделяется особому виду искусства - кинематографу. Несмотря на то, что он во многом ориентируется на западные каноны, в нем сохраняются черты российской культурной специфики, связанные с особой подачей и сюжетными линиями.

ФИЛОСОФИЯ РЖЬОБОРНУ

С точки зрения российских социальных движений прослеживается их положение в мировой теории социальных движений. Особенно это касается политизации в аполитичном обществе и роли эмоций в мобилизации. Иначе говоря, для активизации граждан требуются не столько масштабные изменения, сколько чувство возможности реального влияния на события в своем непосредственном окружении.

Сейчас российские художники используют различные формы и технологии для исследования и отражения изменений в обществе. Например, в сфере нет-арта, стрит-арта и компьютерной графики создаются работы, которые демонстрируют современные реалии и социальные вопросы, при этом авторы часто опираются на традиционные культурные коды.

Главным принципом современного искусства является его функция рефлексии национальной идентичности через привлечение истории и культурного наследия. Она проявляется в том, как современные художники интерпретируют традиционные символы и мотивы, приспосабливая их к современным художественным языкам и знакам.

Религиозная составляющая культурной идентичности. Принятие православия стало основой для формирования фундаментальной роли церкви как непосредственного участника в государственной жизни. В период с XIII по XV вв. церковь участвовала практически во всех сферах жизни населения, в том числе строительстве храмов и монастырей, развитии письменности и образования, сохранении и распространении православной веры, где монастыри и литературные школы, созданные в этот период, оказались определяющими в духовной и культурной жизни общества.

С образованием Московского княжества православная церковь ещё более укрепила свои позиции, став частью государственного аппарата. Это привело к усилению власти и престижа церкви, а также содействовало развитию церковного искусства и архитектуры. На данном историческом этапе политическое и духовное лидерство церкви стало частью государственной идеологии, что оставалось характерным на протяжении многих веков.

Важно отметить, что религиозное многообразие России влияет на культурное развитие страны, например, ислам, распространённый на части российской территории, оказал влияние на культурные традиции (Бершицкая, 2020).

Ислам и православие оказали взаимное влияние на различные виды искусства, а также на бытовые традиции, включая национальную кухню, что обогатило культуру.

Помимо православия и ислама, на территории России имеют значимость и другие религии, в том числе буддизм, который, не являясь самой распространенной религией в РФ, оказал, однако, определенное влияние на становление культуры Бурятии и других регионов Сибири и Дальнего Востока. Распространение буддизма в данных регионах привело к строительству храмов и монастырей, а также к появлению нового течения в религиозном искусстве. При этом российское правительство поддерживало распространение буддизма, видя в нем способ укрепления государственности и централизации власти (Руль, 2020).

Иудаизм, который существует в России на протяжении многих веков, также оставил свой след, в частности, через сохранение исторического наследия и традиций, развитие общинного жизнеустройства и культурного обмена.

Таким образом, мы видим, что, с точки зрения взаимодействия религиозной и светской жизни, культурные ценности влияют на социальные нормы в российском обществе, поведение и ориентиры граждан. То есть религия, вне зависимости от её конфессиональной принадлежности, традиционно служит источником моральных ценностей и норм, определяющих мировоззрение сообщества, ведь она создает систему верований и практик, которые направляют население в их повседневной деятельности, помогая находить ответы на фундаментальные вопросы о смысле жизни, происхождении мира и основах нравственности.

С другой стороны, наука и светское образование предоставляют иной взгляд на мир, основанный на рационализме и эмпирических данных. Так, например, светское образование в России, включая школьные курсы, такие как «Основы религиозной культуры и светской этики», развивают толерантность и уважение к различным верованиям, помогая воспитать у учащихся понимание нравственных принципов и культурных особенностей многонационального народа России.

Подобное совмещение религиозных и светских начал в образовательной системе позволяет молодым людям лучше осознавать свою культурную идентичность и социальную ответственность, то есть закладывает основы для гражданской позиции и развития личности.

Философские корни русской духовной самобытности. Русская религиозная философия зародилась в XIX и начале XX в., где главными фигурами данного периода были такие великие мыслители, как В.С. Соловьев и Л.Н. Толстой. Они предложили идеи, ставшие фундаментом эволюции религиозного и культурного самосознания.

В своих трудах В.С. Соловьев стремился к синтезу христианства с другими мировыми религиями и утверждал концепцию всеединства. Он видел идеальное человечество в единении

религии, науки и искусства и призывал к созданию божественного человека - символа морального и духовного лидерства. Это, в свою очередь, помогло утвердить значение религиозно-нравственных основ культурной идентичности России (Павлюченков, 2021).

Л.Н. Толстой, хотя и не принадлежал к традиционной религиозной философии, однако повлиял на русское религиозное сознание посредством своих произведений. Писатель оспаривал догмы и ритуалы, заостряя внимание на моральных принципах веры и учения Христа, а его взгляды и мировоззрение, которые были довольно сложными и противоречивыми, подтолкнули многих к переосмыслению социальной и культурной роли религии в жизни общества (Малимонова, 2022).

В то же время, одним из главных направлений в русской философии XIX в. стало славянофильство. Его основатели, А.С. Хомяков и И.В. Киреевский, выступали против культурного и политического влияния Запада, считая, что Россия должна развиваться по своему исконно русскому историческому пути. Они фокусировались на значимости православия и крестьянской общины в русской жизни и культуре (Нижников, Чжэн, 2023).

Говоря о философских течениях в России того времени, необходимо акцентировать внимание на политике славянофилов, которые выступали за сохранение самодержавия, идеализируя монархическую власть как наиболее подходящую форму управления для России.

Огромное влияние на развитие русской философской мысли оказали труды Карла Маркса. Советский период развития философии в стране основывался именно на марксистском учении, которое опиралось на диалектический материализм, став ключом к пониманию исторических процессов и инструментом идеологической поддержки новой власти после 1917 г. Философская мысль данной исторической эпохи фокусировалась на классовой борьбе и развитии общества, стремящегося к коммунистическому идеалу. Так, например, первые декады советского периода были насыщены научными и политическими дискуссиями, но вскоре критический потенциал был подавлен утверждением доктринальных норм марксизма-ленинизма.

Кроме того, советская философия характеризовалась направленностью общественной стабильности, предложенной Н.И. Бухариным. Он разработал теорию равновесия, считая, что постоянные социальные конфликты помогают общественной стабильности и прогрессу. Политический деятель предвидел постепенное затухание классовой борьбы после победы социалистической революции, которое приведет к демократическому устройству общества.

Особый интерес представляет русская философия, которая в этот исторический период развивалась в среде эмиграции. Она была направлена на размышления о русской идее и евразийстве, при этом предлагала альтернативные взгляды на развитие России, её культурное своеобразие, основываясь на синтезе западных и восточных традиций. Выдающимися философами данного направления были И.А. Ильин и Н.А. Бердяев, в трудах которых активно обсуждались трагические и позитивные стороны советской власти и выражались опасения по поводу её идеологической жестокости (Филарет, 2023).

Современные философские дискурсы в России сосредоточены большей частью на проблематике культурной идентичности, особенно с точки зрения глобализации и национального самоопределения страны. Так, в российском обществе культурная идентичность рассматривается сквозь призму соотношения многонациональности российского народа. В России, как и в других многонациональных государствах, вопросы культурной идентичности связаны с проблемами национального единства и сохранения государственной целостности.

В дискуссиях о российской культурной самобытности участвуют философы, политологи, социологи и т. д., которые исследуют не только историческое наследие России, но и современные глобализационные процессы, оказывающие влияние на изменения национальной самобытности, а также вопросы воздействия динамики культурных, социальных и политических процессов на понимание россиянами своей идентичности. Прослеживается научная мысль о том, что поиск моделей для гармонизации различных культурных кодов и традиций в едином национальном пространстве есть сложный вопрос в условиях современного миропорядка и внутренних социокультурных изменений (Лисенкова, 2018).

Заключение. В завершение данного исследования выделим следующее: культурная уникальность России - система, где искусство, религия и философия переплетены и взаимодействуют, образуя особые черты национальной самобытности; искусство с его богатыми традициями от иконописи до современного нет-арта отражает культурные сдвиги и служит отражением общественных процессов; религия укрепила своеобразие через церковные учреждения и духовные практики, углубляя культурный обмен между разными народами внутри страны, а философия с её отражением интеллектуальных и духовных стремлений нации внесла новые идеи и концепции, которые повлияли на общественное сознание и мышление.

Опираясь на литературные данные, можно говорить, что вклад искусства, религии и философии в становление культурной идентичности России огромен. Эти элементы не только задают

ФИЛОСОФИЯ PHILOSOPHY

основные черты российской культурной индивидуальности, но и помогают её развитию в ответ на текущие изменения, адаптируясь под современные тенденции, но в то же время сохраняют национальный колорит.

Данная работа подтверждает, что культурная идентичность России остается живым, развивающимся явлением, которое продолжает обогащаться через коммуникацию традиционных и новых форм в искусстве, религии и философии. Понимание этой динамики имеет первостепенное значение для будущих исследований в области культурологии и социальной антропологии, поскольку позволяет осознать особенности российской культуры и её место на мировой арене.

Список источников:

Бершицкая Т.В. История возникновения ислама и современное состояние мусульманских сообществ на территории Астраханского края в контексте представлений о добрососедских отношениях с православными жителями края (обзор основной литературы) // Гуманитарное пространство. 2020. Т. 9, № 4. C. 460-471.

Бычкова А.Н. Современное искусство России // Актуальные исследования. 2023. № 4-1 (134). С. 65-66.

Карев А.А. На границах русского портрета XVIII века // Актуальные проблемы теории и истории искусства : сб. научных статей. СПб., 2020. Т. 10. С. 220-229. https://doi.org/10.18688/aa200-2-20.

Лисенкова А.А. Особенности формирования российской культурной идентичности // Ценности и смыслы. 2018. № 2 (54) C. 69-82.

Малимонова С.А. «Новое религиозное сознание» как развитие главной идеи «религии» Л.Н. Толстого - идеи отступничества от православия // Идеи и идеалы. 2022. Т. 14, № 1-2. C. 428-437. https://doi.Org/10.17212/2075-0862-2022-14.1.2-428-437.

Нижников С.А., Чжэн Я. Формирование идеала «цельного знания» в гносеологических концепциях А.С. Хомякова и И.В. Киреевского // Социум и власть. 2023. № 3 (97). С. 93-102. https://doi.org/10.22394/1996-0522-2023-3-93-102.

Павлюченков Н.Н. Рецепция П.А. Флоренским наследия В.С. Соловьёва: от философии к богословию всеединства // Вестник ПСТГУ. Серия 1: Богословие. Философия. 2021. Т. 96. C. 41-60. https://doi.org/10.15382/sturI202196.41-60.

Панеш У.М., Соколова Г.В. Роль литературы в формировании национального самосознания // Вестник Адыгейского государственного университета. Серия: Филология и искусствоведение. 2022. № 4 (307). C. 71-78. https://doi.org/10.53598/2410-3489-2022-4-307-71-78.

Руль Д.В. Сосуществование буддизма и православия: исторические аспекты появления буддизма в России // StudNet. 2020. № 3. C. 218-225.

Филарет (Гусев), еп. Спор между Н.А. Бердяевым и И.А. Ильиным о непротивлении злу силой // Вестник Мининского университета. 2023. Т. 11, № 1. С. 13. https://doi.org/10.26795/2307-1281-2023-11-1-13.

References:

Bershitskaya, T.V. (2020) The history of the emergence of Islam and the current state of Muslim communities in the territory of the Astrakhan region in the context of ideas about good-neighborly relations with the right-wing inhabitants of the region (review of the main literature). Humanitarian Space. 9 (4), 460-471. (In Russian)

Bychkova, A.N. (2023) Russian contemporary art. Aktual'nye issledovaniya. (4-1 (134)), 65-66. (In Russian) Filaret (Gusev), ep. (2023) The dispute between N.A. Berdyaev and I.A. Ilyin about non-resistance to evil by force. Vestnik of Minin University. 11 (1), 13. Available from: doi:10.26795/2307-1281-2023-11-1-13. (In Russian)

Karev, A.A. (2020) At the boundaries of 18th century Russian Portraiture. In: Aktual'nye problemy teoriiiistoriiiskusstva [Current problems of theory and history of Art]. Vol. 10. St. Petersburg, p. 220-229. Available from: doi:10.18688/aa200-2-20. (In Russian)

Lisenkova, A.A. (2018) Osobennosti formirovaniya rossiyskoy kul'turnoy identichnosti [Features of the formation of Russian cultural identity]. Tsennostii smysly. (2 (54)), 69-82. (In Russian)

Malimonova, S.A. (2022) "New religious consciousness" as the development of L.N. Tolstoy main idea of "religion" - the idea of apostasy from Orthodoxy. Ideas and Ideals. 14 (1-2), 428-437. Available from: doi:10.17212/2075-0862-2022-14.1.2-428-437. (In Russian)

Nizhnikov, S.A. & Zhen Yang (2023) Formation the ideal of "integral knowledge" in the epistemological concepts of A.S. Khomyakov and I.V. Kireevsky. Society and Power. (3 (97)), 93-102. Available from: doi:10.22394/1996-0522-2023-3-93-102. (In Russian)

Panesh, U.M. & Sokolova, G.V. (2022) The role of literature in shaping national identity. Bulletin of Adyghe State University. Series: Philology and Art Criticism. (4 (307)), 71-78. Available from: doi:10.53598/2410-3489-2022-4-307-71-78. (In Russian)

Pavliuchenkov, N.N. (2021) Reception by P.A. Florensky of V.S. Soloviev's heritage: from philosophy to teology of pan-unity. VestnikPravoslavnogo Sviato-Tikhonovskogo gumanitarnogo universiteta. Seriia I: Bogoslovie. Filosofiia. Religiovedenie. 96, 41 -60. Available from: doi:10.15382/sturI202196.41-60. (In Russian)

Rule, D.V. (2020) Coexistence of Buddhism and Orthodoxy: historical aspects of the appearance of Buddhism in Russia. StudNet. (3), 218-225. (In Russian)

Информация об авторе И.В. Хвощевская - научный сотрудник, Новгородский государственный университет имени Ярослава Мудрого, Великий Новгород, Россия.

https://elibrary.ru/author_items.asp?authorid=179283

Конфликт интересов:

автор заявляет об отсутствии конфликта интересов.

Information about the author I.V. Khvoshchevskaya - Research Associate, Yaroslav-the-Wise Novgorod State University, Ve-liky Novgorod, Russia.

https://elibrary.ru/author_items.asp?authorid=179283

Conflicts of interests:

The author declares no conflicts of interests.

Статья поступила в редакцию / The article was submitted 15.04.2024; Одобрена после рецензирования / Approved after reviewing 13.05.2024; Принята к публикации / Accepted for publication 20.08.2024.

Автором окончательный вариант рукописи одобрен.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.