Научная статья
УДК 130.2+130.33
htlps://doi.org/10.24158/fik.2023.8.30
Вопрос развития культурологии в России с точки зрения диалектики абсолютного духа Ирина Валерьевна Хвощевская
Независимый исследователь, Великий Новгород, Россия, [email protected], https://orcid.org/0000-0001-5130-5486
Аннотация. Данная статья является обзором литературы и анализом проблемы культурологического развития в России и исследует роль диалектики абсолютного духа в культурологии. В обзоре литературы описываются основные концепции культурологического развития, и изучается теория абсолютного духа Гегеля и ее влияние на культурологию.
Далее статья рассматривает причины и факторы, препятствующие культурологическому развитию в России. Среди них - недостаточное финансирование культуры, отсутствие поддержки для молодых талантов, ограничения на свободу творчества, недостаточная интеграция в мировую культурную общность и недостаточное внимание к культуре со стороны властей.
Далее рассматривается диалектика абсолютного духа и ее значение для культурологии в России. В статье описываются основные понятия диалектики абсолютного духа и применение ее в культурологии. Диалектика абсолютного духа позволяет понимать культуру как целостную систему, осознавать взаимодействие социума и культуры, анализировать взаимодействие культурных традиций и инноваций и взаимодействие культуры и общества.
В заключении статьи подводятся итоги обзора литературы и анализа проблемы культурологического развития в России. Рассматривается успешное применение диалектики абсолютного духа в культурологии России, например, проект «Современное искусство в традиционном музее» и создание культурных центров, которые объединяют различные направления искусства и культуры.
Ключевые слова: культурология, Россия, диалектика абсолютного духа, искусство, традиции, инновации, социальные процессы, культурное взаимодействие, культурные центры, культурный развитие
Финансирование: инициативная работа.
Для цитирования: Хвощевская И.В. Вопрос развития культурологии в России с точки зрения диалектики абсолютного духа // Общество: философия, история, культура. 2023. № 8. С. 205-210. htlps://doi.org/10.24158/fik.2023.8.30.
Original article
The Problem of Cultural Studies Development in Russia in the Aspect of the Dialectics of Absolute Spirit
Irina V. Khvoshchevskaya
Independent researcher, Velikiy Novgorod, Russia, [email protected], https://orcid.org/0000-0001-5130-5486
Abstract. The present article is a literature review and analysis of the problem of cultural development in Russia and explores the role of the dialectic of absolute spirit in cultural studies. The literature review describes the main concepts of cultural development and examines Hegel's theory of absolute spirit and its influence on cultural studies.
The article examines the reasons and factors hindering cultural development in Russia, such as inadequate funding for culture, lack of support for young talents, restrictions on artistic freedom, insufficient integration into the global cultural community, and insufficient attention to culture from authorities.
Furthermore, the article discusses the dialectics of absolute spirit and its significance for cultural studies in Russia. The article describes the basic concepts of the dialectics of absolute spirit and its application in cultural studies. The dialectics of absolute spirit allows for an understanding of culture as a holistic system, recognition of the interaction between society and culture, analysis of the interaction between cultural traditions and innovations, and the interaction between culture and society.
In conclusion, the article summarizes the literature review and analysis of the problem of cultural development in Russia. It examines the successful application of the dialectics of absolute spirit in Russian cultural studies, such as the project "Contemporary Art in Traditional Museums" and the creation of cultural centers that bring together various directions of art and culture.
Keywords: cultural studies, Russia, dialectics of absolute spirit, art, traditions, innovations, social processes, cultural interaction, cultural centers, cultural development
© Хвощевская И.В., 2023
Funding: Independent work.
For citation: Khvoshchevskaya, I.V. (2023) The Problem of Cultural Studies Development in Russia in the Aspect of the Dialectics of Absolute Spirit. Society: Philosophy, History, Culture. (8), 205-210. Available from: doi: 10.24158/fik.2023.8.30 (In Russian).
Культурологическое развитие - это процесс развития культуры, который включает в себя изменение культурных практик, ценностей, мировоззрения и образа жизни народа. Основными концепциями культурологического развития являются (Розин, 2011):
1. Культурологический плюрализм - это концепция, которая предполагает, что различные культуры могут существовать в равноправии, сохраняя свои уникальные черты и особенности. В этой концепции культура рассматривается как некий комплекс идей, ценностей, норм и традиций, которые формируются и развиваются национальной группой.
2. Культурологический эволюционизм - это концепция, которая утверждает, что культура развивается постепенно и эволюционирует на протяжении времени, проходя через различные стадии развития. При этом считается, что более развитые культуры являются лучшими и более ценными, чем менее развитые.
3. Культурологический релятивизм - это концепция, которая предполагает, что каждая культура уникальна и не может быть оценена по стандартам других культур. В этой концепции отвергается идея существования универсальных ценностей, стандартов и возможности сравнения культур.
4. Культурологический интернационализм - это концепция, которая предполагает, что культура является общечеловеческим феноменом и должна быть доступна каждому. В этой концепции акцент делается на важности межкультурного диалога, обмена культурными ценностями и на создании условий для сохранения культурного наследия и его передачи будущим поколениям.
5. Культурологический конструктивизм - это концепция, которая предполагает, что культура создается и изменяется с помощью активной деятельности людей. В этой концепции считается, что культура не является статическим явлением, а находится в постоянном движении, развиваясь в зависимости от изменений в обществе и изменений во взаимоотношениях между людьми.
Теория абсолютного духа Гегеля - это одно из центральных понятий его философской системы, которая описывает процесс эволюции человеческого разума и культуры. Согласно Гегелю, абсолютный дух представляет собой высшую форму развития человеческого разума, которая проходит через три стадии: искусство, религию и философию (Торубарова, 2016).
В культурологии теория абсолютного духа Гегеля имеет важное значение. Она помогает понять эволюцию культуры и ее значимость для развития общества. Влияние теории абсолютного духа Гегеля на культурологию проявляется в следующих аспектах (Антипин, 2009):
1. Искусство как форма самовыражения абсолютного духа. Гегель считал, что искусство является первой стадией эволюции абсолютного духа, в которой человек выражает свой внутренний мир через создание произведений искусства. Культурологи используют эту концепцию для анализа развития искусства и его влияния на культуру и общество.
2. Религия как выражение культурных ценностей. В теории абсолютного духа Гегеля религия является второй стадией эволюции абсолютного духа, в которой человек выражает свои духовные потребности и стремления. Культурологи используют эту концепцию для анализа взаимоотношений между религией и культурой и для понимания значимости религии в культуре и обществе.
3. Философия как выражение абсолютного знания. Гегель считал, что философия является высшей стадией эволюции абсолютного духа, в которой человек достигает абсолютного знания и понимания мира. Культурологи используют эту концепцию для анализа философских течений, их влияния на культуру и общество, для понимания значимости философии для развития культурного наследия.
В современных исследованиях в области диалектики абсолютного духа и культурологии уделяется особое внимание вопросам эволюции культуры и ее влияния на общество. Например, одной из актуальных тем является анализ влияния культуры на формирование национальной идентичности и культурных традиций.
В контексте теории абсолютного духа современные исследования уделяют внимание изменению социокультурных процессов и проблемам, связанным с изменением ценностей и мировоззрения людей. Одним из основных вопросов, который исследуют культурологи, является анализ взаимоотношений между технологическим прогрессом и культурными изменениями.
Существуют исследования, направленные на изучение связи между культурой и социальными изменениями. В этих исследованиях учитывается влияние культуры на процессы социальной дифференциации, классовой и национальной структуры общества и на формирование социальных норм и правил поведения (Мамедов, 2006).
Одним из современных направлений в изучении диалектики абсолютного духа и культурологии является культурная экология. Это направление исследований связывает влияние культуры на окружающую среду и рассматривает культуру как важный фактор, формирующий наше отношение к природе и взаимодействие с ней.
Также в современных исследованиях активно изучаются вопросы культурной глобализации и ее влияние на национальные культуры и традиции. Рассматриваются вопросы сохранения культурного наследия и его передачи будущим поколениям и влияние культуры на процессы межкультурного диалога и обмена культурными ценностями.
Исторический контекст культурного развития России очень разнообразен и сложен. Россия сформировалась как государство в Х-Х1 веках и с тех пор прошла через множество изменений, периодов расцвета и упадка1.
Средневековье - это период культурного развития России, когда государство формировалось и укреплялось. В этот период правители России стремились создать единую национальную культуру, объединив элементы народных обычаев и иностранных традиций.
В XVII веке в России начался период реформ, который включал в себя укрепление центральной власти, модернизацию экономики и культуры, и расширение территории государства. В этот период появились новые культурные явления, такие как литература и искусство в стиле барокко.
В XVIII веке Россия пережила эпоху Просвещения, когда правители стремились к развитию образования и культуры. В этот период были созданы первые научные и культурные учреждения, стало распространенным образование на русском языке, были основаны первые театры и музеи.
В XIX веке Россия пережила романтический период, когда на первый план вышли творческие личности, занимавшиеся литературой, музыкой и живописью. В этот период были созданы такие знаменитые произведения, как «Евгений Онегин» Пушкина и «Лебединое озеро» Чайковского.
В XX веке Россия пережила революцию и послереволюционный период, который привел к серьезным изменениям в культурной жизни государства. В этот период появилось множество новых литературных и художественных течений, таких как футуризм, конструктивизм и социалистический реализм.
В современной России культурное развитие продолжается и включает в себя множество разнообразных явлений и тенденций. В России развиваются и продвигаются различные формы искусства, такие как литература, музыка, театр, кино, изобразительное и прикладное искусство.
Современная Россия также активно участвует в международных культурных проектах и обменах, что способствует развитию культурных связей и взаимопониманию между народами.
Однако в современной России есть много проблем, связанных с культурным развитием. Существует ряд причин и факторов, которые могут препятствовать культурологическому развитию в России. Рассмотрим некоторые из них (Шагиахметов, 2020):
1. Недостаточное финансирование культуры. Одной из основных проблем является недостаточное финансирование культурных проектов, которое приводит к ограничению возможностей в области культуры, отсутствию поддержки для молодых талантов и к снижению качества культурных мероприятий.
2. Отсутствие поддержки для молодых талантов. В России существует проблема отсутствия поддержки для молодых талантов в области культуры. Недостаточно финансируются программы, направленные на поддержку молодых художников, музыкантов, писателей и других культурных деятелей.
3. Ограничение свободы творчества в некоторых областях, таких как литература, кино и живопись. Это может привести к снижению качества культурных продуктов и уменьшению числа творческих личностей в культурной сфере.
4. Отсутствие эффективных механизмов защиты авторских прав. В России существует проблема нарушения авторских прав в области культуры. Отсутствие эффективных механизмов защиты авторских прав может отталкивать от творчества многих талантливых людей и уменьшать интерес к развитию культурной сферы.
5. Недостаточная интеграция в мировую культурную общность. Россия отстает от других стран в области интеграции в мировую культурную общность. Ограничение доступа к мировой культуре может препятствовать развитию отечественной культуры и уменьшать ее конкурентоспособность на международной арене.
6. Недостаточное внимание к культуре со стороны властей. Культура не всегда занимает достаточно важное место в приоритетах властей, что может приводить к ограниченности финансирования культурных программ и проектов и к нехватке программ, направленных на поддержку молодых талантов в области культуры.
1 Культура России. 2000-е годы / ред. Е.П. Костина. СПб., 2012. 864 с.
- 207 -
7. Коррупция в культурной сфере. Коррупция может препятствовать развитию культуры в России, так как это приводит к неравномерному распределению финансирования культурных проектов, программ и к отсутствию конкурентной среды в культурной сфере.
8. Низкий уровень культурной грамотности населения, что может приводить к недостаточной аудитории для культурных мероприятий и к низкому спросу на культурную продукцию.
9. Ограничения в свободе слова. Существуют ограничения в свободе слова, что может препятствовать свободному развитию культурной сферы и созданию новых творческих произведений.
10. Сложности в доступе к культурным мероприятиям, особенно в провинциальных регионах. Недостаточная инфраструктура и высокие цены на билеты могут отталкивать от посещения культурных мероприятий значительную часть населения.
Эти факторы могут значительно затруднять культурологическое развитие в России и требуют усилий со стороны властей и общественности для их решения.
Диалектика абсолютного духа - это философская концепция, предложенная Гегелем, которая связывает развитие духа с историческим процессом. Согласно этой концепции, история является процессом развития абсолютного духа, который проявляется в различных формах культуры, права, религии, философии и искусства (Goerdt, 1984).
Рассмотрение основных понятий диалектики абсолютного духа является важным фактором для понимания влияния этой теории на культурологию и культурное развитие.
Одним из ключевых понятий диалектики абсолютного духа является понятие «абсолютного духа» как объединяющей силы, которая пронизывает все стороны реальности и приводит их к единству. Абсолютный дух является высшей ступенью развития человеческого духа, которая позволяет ему познать и понять мир в его целостности и связанности1.
Другим важным понятием диалектики абсолютного духа является «диалектика», которая представляет собой метод познания мира через противоречия и их разрешение. Диалектика помогает понимать, как различные факторы взаимодействуют друг с другом и как они влияют на общую картину.
Важным понятием, связанным с диалектикой абсолютного духа, является «субъективный дух». Это понятие описывает индивидуальный опыт и понимание мира каждым отдельным человеком. Субъективный дух является неотъемлемой частью абсолютного духа и влияет на развитие общества и культуры (Hall, 1989).
В свою очередь, понимание диалектики абсолютного духа может оказывать влияние на культурологическое развитие в России. Понимание связей и противоречий в культуре и искусстве может помочь развитию новых творческих направлений и повышению качества культурных продуктов. Кроме того, понимание роли субъективного духа может помочь в создании индивидуальных творческих проектов и их успешной реализации.
Диалектика абсолютного духа, как философская концепция, имеет большое значение для культурологии России. Эта концепция позволяет понимать культуру как целостную систему, состоящую из различных элементов и связей между ними. Применение диалектики абсолютного духа в культурологии России позволяет выявлять глубинные причины культурных явлений, понимать их эволюцию и динамику развития и осознавать взаимодействие социума и культуры.
Одним из примеров применения диалектики абсолютного духа в культурологии России является анализ взаимодействия культурных традиций и инноваций. Диалектический подход к этому вопросу позволяет понимать, как исторически сложившиеся культурные традиции соединяются с современными тенденциями и новаторскими идеями. При этом важным аспектом является понимание взаимодействия субъективного и объективного духа, то есть учет индивидуальных особенностей восприятия и вклада каждого творца в общую картину.
Диалектика абсолютного духа может применяться для анализа взаимодействия культуры и общества. При этом учитывается, как культурные явления отражают социальные процессы и социальные отношения и как социум влияет на формирование и развитие культуры. Такой анализ позволяет выявить влияние социальных факторов на культуру и помогает предсказывать направления ее развития (Herder, 2002).
Другим примером применения диалектики абсолютного духа в культурологии России является анализ взаимодействия различных культур и народов в рамках многонационального государства. При этом учитываются как общие черты культурных традиций, так и их уникальные особенности. Такой анализ помогает понять, как культуры взаимодействуют друг с другом и какие процессы происходят при смешении культур в рамках многонационального государства.
Кроме того, диалектика абсолютного духа может использоваться для анализа процессов глобализации и их влияния на культуру России. При этом учитывается как воздействие культурных традиций и ценностей других стран на культуру России, так и влияние российской культуры
1 Захаров А.В. Дидактические материалы курса «Философия». Раздел 1 «Фундаментальная философия». Часть 1 : для студ. вечер. отд. мех.-матем. ф-та. Ростов-на-Дону, 2001.
на мировую культуру. Анализ таких процессов позволяет более эффективно реагировать на вызовы глобализации и сохранять уникальные черты культуры России.
Примеры успешного применения диалектики абсолютного духа в культурологии России можно найти в различных областях культуры.
Один из таких примеров - это проект «Современное искусство в традиционном музее», который был реализован Государственным музеем изобразительных искусств имени А.С. Пушкина в Москве. В рамках этого проекта были созданы выставки, которые объединили современное искусство и традиционные коллекции музея. Проект позволил показать, как современное искусство может взаимодействовать с традиционными формами искусства, и каким образом новаторские идеи могут находить свое место в контексте исторических традиций. Такой подход основан на диалектике абсолютного духа, который позволяет понимать, как современные тенденции связаны с историческими традициями.
Еще один пример успешного применения диалектики абсолютного духа в культурологии России - это создание культурных центров, которые объединяют различные направления искусства и культуры. Один из таких центров - «Зарядье» в Москве, который представляет собой комплекс из музеев, театров, концертных залов, выставочных залов и парковых зон. Центр объединил различные формы искусства и позволяет посетителям погрузиться в различные культурные традиции. При этом, основой для такого подхода является диалектика абсолютного духа, которая позволяет понимать, как различные элементы культуры могут взаимодействовать между собой и создавать новые формы культурных явлений.
Еще одним примером успешного применения диалектики абсолютного духа в культурологии России является использование диалектического подхода при исследовании истории и развития народной музыки и фольклора. Такой подход позволяет понимать, как исторически сложившиеся традиции народной музыки соединяются с новыми идеями и влияют на современную культуру. Например, проект «Народная музыка в современном исполнении», который был запущен в рамках Фестиваля «Спасская башня» в Москве, показывает, как народные мелодии могут быть приспособлены к современным музыкальным жанрам и стилям. При этом используется диалектика абсолютного духа, которая позволяет понимать, как различные культурные элементы могут взаимодействовать между собой, сохраняя свою уникальность и одновременно создавая новые культурные ценности.
В целом, применение диалектики абсолютного духа в культурологии России позволяет более глубоко понимать и анализировать культурные явления, их эволюцию и взаимодействие с социумом. Проекты и исследования, основанные на этой концепции, позволяют создавать новые формы культурных явлений и привлекать к ним широкую аудиторию.
В заключение можно отметить, что диалектика абсолютного духа имеет большое значение для культурологии России. Применение этой концепции позволяет понимать культуру как целостную систему, анализировать ее эволюцию и взаимодействие с социумом и выявлять глубинные причины культурных явлений.
Примеры успешного применения диалектики абсолютного духа в культурологии России можно найти в различных областях культуры - от создания культурных центров до анализа взаимодействия культурных традиций и инноваций.
Однако для успешного развития культурологии в России необходимо уделять должное внимание развитию образования в этой области, увеличению финансирования культурных проектов и поддержке молодых талантов. Также важно развивать международное сотрудничество и интеграцию в мировую культурную общность.
Применение диалектики абсолютного духа может стать важным инструментом для развития культурологии в России, позволяющим более глубоко понимать и изучать культурные явления, их связь с историческими и социальными процессами и создавать новые формы культурных выражений и взаимодействий.
Список источников:
Антипин Н.А. Защита и критика диалектики Гегеля в трудах Мак-Таггарта // Вестник ЛГУ им. А.С. Пушкина. Серия «Философия». 2009. № 4. С. 36-47.
Мамедов Ф.Т. Культурология как путь к эффективной жизнедеятельности. Баку, 2006. 576 с.
Розин В.М. Деятельностная и культурологическая трактовки развития человека // Аналитика культурологии. 2011. № 20.
Торубарова Т.В. Понятие духа в философии Гегеля // NOMOTHETIKA: Философия. Социология. Право. 2016. № 3 (224).
Шагиахметов М.Р. Диалектика как этап в развитии мышления // Философия и общество. 2020. № 3 (96).
Goerdt W. Russische Philosophie: Zugänge und Durchblicke. Freiburg; München, 1984. 768 c.
Hall E. T. Beyond Culture. New York,1989. 289 р.
Herder J. G. Treatise on the Origin of Languages // Philosophical Writings. Cambridge, 2002. 163 р.
References:
Antipin, N.A. (2009) Protection and Criticism of the Hegel's Dialectics in the Philosophy of Mctaggart. Pushkin Leningrad State University Journal. Series "Philosophy". (4), 36-47. (In Russian).
Goerdt, W. (1984) Russische Philosophie: Zugänge und Durchblicke. Freiburg; München, Alber Cop. 768 p. Hall, E. T. (1989) Beyond Culture. New York, Anchor Books. 289 р.
Herder, J. G. (2002) Treatise on the Origin of Languages. Philosophical Writings. Cambridge, Cambridge University Press. 163 р. Mamedov, F.T. (2006) Culturology as a way to effective life activity. Baku, Abilov, Zeynalov and Sons. 576 p. (In Russian). Rozin, V.M. (2011) Dejatel'nostnaja i kul'turologicheskaja traktovki razvitija cheloveka [Activity and cultural interpretation of human development]. Analitika kul'turologii [Analytical review of cultural studies]. (20). (In Russian).
Shagiakhmetov, M.R. (2020) Dialektika kak jetap v razvitii myshlenija [Dialectic as a stage in the development of thinking]. Filosofija i obshhestvo [Philosophy and Society]. (3 (96)). (In Russian).
Torubarova, T.V. (2016) The concept of spirit in Hegel's philosophy. NOMOTHETIKA: Philosophy. Sociology. Law. (3 (224)). (In Russian).
Информация об авторе И.В. Хвощевская - кандидат фармацевтических наук, директор Центра опережающей профессиональной подготовки Новгородской области, Великий Новгород, Россия. https://elibrary.ru/author_items.asp?authorid=179283
Конфликт интересов:
автор заявляет об отсутствии конфликта интересов.
Information about the author I.V. Khvoshchevskaya - PhD of Pharmaceutical Sciences, Director, Advanced Vocational Training Center of the Novgorod Region, Velikiy Novgorod, Russia. https://elibrary.ru/author_items.asp?authorid=179283
Conflicts of interests:
The author declares no conflicts of interests.
Статья поступила в редакцию / The article was submitted 10.07.2023; Одобрена после рецензирования / Approved after reviewing 07.08.2023; Принята к публикации / Accepted for publication 22.08.2023.
Автором окончательный вариант рукописи одобрен.