Научная статья на тему 'Критерии, показатели и уровни экономической культуры студентов'

Критерии, показатели и уровни экономической культуры студентов Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1134
111
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Вестник университета
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ЭКОНОМИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА / КРИТЕРИЙ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ / ПОКАЗАТЕЛЬ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Калаев Владимир Юрьевич

Представлены аргументы, обосновывающие необходимость формирования экономической культуры студентов. Рассмотрены и систематизированы критерии и показатели экономической культуры студентов. Обсуждается конкурентоспособность выпускников российских вузов. Выделены основные показатели экономической культуры, которые лежат в основе модели формирования экономической культуры.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

CRITERIA, INDICATORS AND LEVELS OF ECONOMIC CULTURE OF STUDENTS

The arguments justifying the need for the formation of the economic culture of the students are posed. Criteria and indicators of economic culture of the students are reviewed and systematized. The competitiveness of Russian universities graduates is discussed. The basic indicators of economic culture, being the foundation of the formation model of economic culture, are outlined.

Текст научной работы на тему «Критерии, показатели и уровни экономической культуры студентов»

УДК 378

В.Ю. Калаев КРИТЕРИИ, ПОКАЗАТЕЛИ И УРОВНИ

ЭКОНОМИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ СТУДЕНТОВ

Аннотация. Представлены аргументы, обосновывающие необходимость формирования экономической культуры студентов. Рассмотрены и систематизированы критерии и показатели экономической культуры студентов. Обсуждается конкурентоспособность выпускников российских вузов. Выделены основные показатели экономической культуры, которые лежат в основе модели формирования экономической культуры. Ключевые слова: экономическая культура, критерий экономической культуры, показатель экономической культуры.

Vladimir Kalaev CRITERIA, INDICATORS AND LEVELS OF ECONOMIC

CULTURE OF STUDENTS

Annotation. The arguments justifying the need for the formation of the economic culture of the students are posed. Criteria and indicators of economic culture of the students are reviewed and systematized. The competitiveness of Russian universities graduates is discussed. The basic indicators of economic culture, being the foundation of the formation model of economic culture, are outlined.

Keywords: economic culture, criterion of economic culture, indicator of economic culture.

Изменения, происходящие в политической, экономической, социальной, культурной и других сферах современного общества, обуславливают необходимость реформирования образования. Нынешние проблемы экономического образования и воспитания будущих молодых специалистов тесным образом связаны с этими изменениями. Одним из важнейших вопросов профессиональной подготовки будущих специалистов с экономическим образованием является формирование и развитие их экономической культуры. Это связано с тем фактом, что для стабильного развития человечества в настоящих условиях, когда экономическое положение является определяющим в процессе принятия решений на мировом, региональном, локальном уровнях, важно не только изучать, но и созидать экономическую культуру.

Как правило, экономическая культура рассматривается как система ценностей и побуждений к хозяйственной деятельности, а также уважительное отношение к любой форме собственности и коммерческому успеху как большому социальному достижению, создание и развитие социальной среды, благоприятной для предпринимательства и т.д. [1]. Стоит отметить, что важным моментом будет являться выделение показателей и критериев, которые позволяют осуществить получение объективной информации относительно результатов работы в области учебы и воспитания, а также формирования экономической культуры студентов, что позволяет оценить динамику развития учащихся. Как правило, критериями считаются признаки, на основании которых формируется оценивание качества объекта, процесса и пр. Такое оценивание происходит в соответствии с предъявляемым требованиям.

Основываясь на выводах, представленных в современной педагогической литературе, связанной с вопросами подготовки специалистов для сферы экономики, в том числе и с вопросами формирования профессиональной (экономической культуры), автором данной статьи был сделан вывод о том, что для эффективности подготовки студентов экономических вузов необходимо рассматривать систему следующих критериев.

Когнитивно-знаниевый критерий - это критерий, по которому возможно оценить экономические знания, умения и навыки обучающегося, экономическое мышление, способность к прогнозированию. Другими словами, данный критерий способствует оцениванию базового (или уже полученного) набора компетенций квалификационного характера. По мнению З.З. Сабировой, когнитивная

© Калаев В.Ю., 2014

составляющая обучения должна «характеризовать экономические знания личности, т.е. результат процесса познания экономических категорий и законов экономического развития, их адекватное отражение в сознании человека в виде понятий, представлений, суждений и умозаключений» [2].

Исходя из сказанного, показателями критерия оценивания экономической культуры обучающихся являются:

- востребованные наборы компетенций профессионально-квалификационного характера, которые определяют не только квалификационный уровень выпускника (обучающегося), позволяющий оценить, соответствует ли тот требованиям современных предприятий-работодателей, но и дает возможность определить уровень его потенциальных возможностей в профессиональной деятельности;

- развитость экономического мышления будущего специалиста. Известно, что экономическим мышлением считается форма проявления экономического сознания в конкретной общественной ситуации. Данный показатель позволяет оценить взгляды и представления отдельного субъекта, его возможные действия в конкретной «производственной» ситуации и вероятность принятия им рациональных решений;

- экономическое прогнозирование - это показатель, который может считаться связующим звеном между теоретическими знаниями и практическим опытом обучающихся. Как критерий оценки экономической культуры он основан на научном познании закономерностей социально-экономического и научно-технического прогресса в условиях социального рыночного хозяйства.

Таким образом, можно сделать вывод о том, что когнитивно -знаниевый критерий оценивания экономической культуры позволяет оценить не только сформированность квалификационного уровня выпускника (студента), но и его способность к реализации своего пакета компетенций в реальных условиях современной жизни. Однако при этом следует отметить, что большинство студентов, изучающих дисциплины экономического характера, неразрывно связывают свое будущее с организационно-управленческой деятельностью.

Именно поэтому другим критерием оценивания экономической культуры можно считать организационно-управленческий критерий. Данный критерий связан с оцениванием возможностей обучаемого в вопросах организации (организованности) в конкретных условиях, а также умением рационально управлять объектами и субъектами в реальных условиях. При этом следует помнить, что «система управления - это совокупность активных социальных и пассивных технических объектов, реализующих процессы управления в рамках существующих организационных структур и организационной культуры» [4]. Для того чтобы оценить уровень соответствия данному критерию, необходимо использовать такие показатели, как способность к анализу, к постановке глобальной цели деятельности, к коммуникативным отношениям с окружающими.

Способность к аналитической деятельности будущего экономиста позволяет ему оценить свои возможности развития как специалиста в рамках конкретной деятельности. При этом субъект должен быть склонен к субъектной оценке своих возможностей и моделированию профессиональной траектории своего развития в условиях предприятия, на котором он собирается осуществлять деятельность. Именно в этом случае студент (выпускник) должен определить для себя цель профессиональной жизнедеятельности. Данный критерий является одним из важных, т.к. именно он позволяет специалисту либо развиваться в традиционном направлении, избранном руководством компании, либо нащупать в рамках этих традиций «инновационную жилу» и начать ее «разрабатывать» в реальных условиях. Следует отметить, что последняя категория работников считается наиболее ценной, поскольку развитие производства невозможно без внедрения новшеств.

Однако внедрять в технологический процесс что-либо непривычное весьма затруднительно, если не умеешь общаться с коллегами. Специалист должен обладать навыками коммуникативного общения. Данный показатель может оцениваться с субъективных позиций представителей учебных

групп, производственных коллективов, а также с позиций самого молодого специалиста (выпускника, студента). Если студент не соответствует требуемому уровню коммуникативных отношений, то говорить о продвижении им новых идей невозможно.

Как правило, в экономической сфере большинство инноваций направлены на развитие не только предприятий, но и благосостояния работников, потребителей продукции и государства в целом. Поэтому еще одним критерием оценивая экономической культуры будущего работника можно считать социально-технологический критерий. Уровень соответствия в данном случае позволяют оценить такие показатели, как социальнозначимая система экономических мотивов, ценностей и установок, социальная направленность экономической деятельности и ответственность за ее результаты.

Рассматриваемый критерий связан с оценкой профессиональнозначимых качеств личности, мотивов, направленных на потребность максимальной реализации личностнозначимых целей. В данном случае речь может идти о профессиональной самореализации и саморазвитии.

При изучении такого показателя данного критерия, как уровень социальнозначимых мотивов и ценностных установок обучающихся, следует обратить внимание на то, что мотивация посвятить себя какому-либо роду занятий считается потребностью поисковой (исследовательской) активности. «Такая активность впоследствии становится потребностью для субъекта, ищущего выход для блага общества» [3]. Речь идет о том, что цель жизнедеятельности субъекта должна быть связана с потребностями общества и сохранением его ценностей, а также об отношении к обществу как к ценности.

Именно поэтому вторым показателем социально-технологического критерия является социальная направленность экономической деятельности. При этом следует отметить, что современную рыночную экономику характеризует социальная направленность: с одной стороны, экономический рост позволяет реализовывать затратные социальные программы, а с другой - социальная стабильность является важным фактором устойчивого экономического роста. При этом социальные проблемы решаются в процессе разработки и реализации социальной политики государства.

Экономическая культура выражается не только в самом процессе деятельности, но и в ее результатах - прогнозируемых и получаемых. Именно поэтому в качестве третьего показателя нужно рассматривать социальную ответственность за результаты своей деятельности. Это связано с тем, что компетентный специалист при внедрении какой-либо технологии, экономических рычагов и пр. должен уметь прогнозировать сценарии возможного развития ситуации. Он должен определять и предвидеть, как тот или иной механизм отразится на населении, на государственной политике и т.д. Исходя из этого можно заключить, что специалист с экономическим образованием должен отвечать за свои действия, связанные с трансформациями не только экономической среды, но также и социально-политической сферы.

И наконец, последний критерий оценки экономической культуры - коммуникативно-поведенческий, который, безусловно, взаимосвязан со всеми тремя ранее описанными критериями. Показателями данного критерия являются значимые личностные качества, индивидуальные стратегии развития экономической деятельности, мобильная адаптация, способность к творчеству.

Выпускники высших учебных заведений могут стать конкурентоспособными, если научатся результативно выстраивать свою жизненную экономическую стратегию. При этом студенты должны формировать в себе активность, направленную на то, чтобы адекватно реагировать на различные стандартные (нестандартные) ситуации, опираясь на систему личных морально-нравственных принципов, которая при этом не должна противопоставляться системе морально-нравственных ценностей общества. Индивидуальная социально ориентированная стратегия предназначена для осознанного преодоления общественных и производственных проблем, характерных для конкретного времени или исторического периода.

При этом студенты, стремящиеся к получению диплома бакалавра, должны направлять свои усилия на профессиональное саморазвитие, самореализацию, саморегуляцию и самоопределение в жизни и в профессии.

Библиографический список

1. Райзберг Б.А. Современный экономический словарь / Б.А. Райзберг, Л.Ш. Лозовский, Е.Б. Стародубцева. - 2-е изд., испр. - М.: ИНФРА-М, 1999. - 479 с.

2. Сабирова З.З. Формирование экономической культуры студентов в процессе образовательной деятельности: автореф. дис. ... канд. пед. наук. - Ижевск, 2004.

3. Тарасов А.Н. Экономическая культура общества в условиях современной трансформации евроатлантиче-ской цивилизации: философский аспект // Сайт Российской академии естествознания [Электронный ресурс]. - Режим доступа: www.rae.ru (дата обращения: 22.11.2014).

4. Фаль Н.П. Организационно-управленческие ресурсы развития сельских местных сообществ // Вестник Томского государственного университета. - 2008. - № 316.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.