МЕСТО И РОЛЬ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ В ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКЕ ВЫПУСКНИКОВ ВУЗА
Аннотация. Рассмотрены определения «экономической культуры», раскрыта сущность этого понятия и обоснована практическая необходимость профессионального подхода к решению вопроса на уровне высшей научной школы. Обсуждаются элементы экономической культуры, их состояния в текущий момент времени и необходимые изменения для осуществления позитивных сдвигов вразвитии страны.
Ключевые слова: культура, экономическая культура, элементы экономической культуры, профессиональная подготовка, студенты.
viaflmir KMaev PLACE AND ROLE OF ECONOMIC CULTURE
IN TRAINING STUDENTS
Annotation. The definitions of «economic culture» are considered. The essence of this concept is revealed, and the practical need for a professional approach to the issue at the highest scientific school is proved. The elements of economic culture, their condition at the current time and the changes necessary to implement positive changes in the country's development are discussed. Keywords: culture, economic culture, elements of economic culture, training, students.
Сегодняшняя ситуация непрерывного научно-технического прогресса предопределяет необходимость постоянного непрерывного образования и подготовки профессиональных кадров. Важно отметить, что эта тенденция движется революционным образом синхронно с новыми открытиями науки в области нанотехнологий, биотехнологий, информационных технологий и других точных и смежных наук. В этот период роль научного и профессионально-специализированного знания чрезвычайно возрастает, само знание вырастает в объеме и качестве, изменяя тем самым экономическую культуру общества. Курс современной России на реформирование экономической политики предоставляет выпускникам вузов большую степень экономической свободы, не зависимо от направленности их профессиональной деятельности. Активное участие молодых специалистов в развитии малого и среднего предпринимательства будет способствовать экономической стабильности общества, успешной социализации и адаптации выпускников, что непременно приведет к экономической и политической стабильности государства. Конкурентоспособность выпускников на рынке труда обеспечивается глубокими экономическими знаниями, высокой экономической культурой, которая предполагает специальную экономическую подготовку еще в стенах вуза.
Анализ многочисленных публикаций в области формирования экономической культуры личности свидетельствует о росте интереса к данной проблеме. К примеру, в работе Е.Е. Парамоновой экономическая культура личности школьника понимается как «совокупность знаний о взаимодействии общества и экономики, сформированность умений и навыков по изучению экономики, которая проявляется в экономически значимых качествах личности и формируется в результате систематической подготовки школьника к трудовой и общественной деятельности» [6, с. 10]. А в работе Т.Е. Джагаевой экономическая культура представлена как «сложная и многообразная система развития духовных, материальных, творческих способностей личности, отражающая взаимоотношения между людьми и окружающей средой, созданием и сохранением культурных ценностей» [3, с. 25]. Другой ученый дает определение экономической культуры российского общества как «социального феномена, проявляющегося как особый способ хозяйствования, участия многообразных субъектов общественных отношений (индивидов, социальных групп, слоев общества) в экономической жизни
© КалаевВ.Ю., 2015
УДК 378 В.Ю. Калаев
общества на основе принятых ими экономических воззрений, норм, ценностей, социально-экономических отношений, социальных институтов, экономического поведения, представленный в характере, результатах материального и духовного труда и играющий важную роль в обеспечении стабильности социума» [2, с. 16]. Стоит отметить работу Н.Г. Игнатьевой, где экономическая культура учителя понимается как «целостное личностное новообразование в структуре профессиональной компетентности учителя, представляющее собой синтез развитого экономического мышления, положительного эмоционально-ценностного отношения к экономической деятельности и сформированных умений и навыков осуществления экономической деятельности в сфере образования» [4, с. 7]. В диссертационном исследовании O.A. Любченко экономическая культура будущего педагога представляет собой «синтез экономических знаний, умений и навыков, экономического мышления, экономически значимых личностных качеств и социально-ориентированных установок, мотивов и ценностей, повышающих конкурентоспособность выпускника педагогического вуза на рынке труда» [5, с. 8]. Наряду со специальными экономическими знаниями как составляющими экономической культуры, важными являются и «коммуникативные качества личности, необходимые выпускнику в деле организации собственного бизнеса, малого предприятия, своего дела и т.д. Сформированные коммуникативные качества составляют основу любой профессиональной деятельности, в том числе -экономической, предпринимательской» [8].
Особую заинтересованность необходимо проявлять к процессу формирования экономической культуры, усвоению экономических знаний, основам предпринимательской деятельности, умению общаться тем студентам, которые отнесены к «группе риска» (неполная семья, сироты, приводы в милицию и т.д.). «Студенты, относящиеся к «группе риска» более чем другие, мотивированы на создание собственного дела, нацелены на материальное самообеспечение, экономическую автономию, самостоятельную организацию предпринимательской деятельности после окончания вуза» [7].
Важной частью сформированных коммуникативных умений будущего выпускника является его понимание трудовой этики. В работах российского социолога А.Н. Тарасова трудовой этике отводится особое место. Понятие экономическая культура им трактуется как «вся совокупность социальных норм и ценностей, которые выступают в качестве регулятора экономического поведения и выполняют роль социальной памяти экономического развития, а также способствуют трансляции, отбору и обновлению ценностей, норм и потребностей, которые функционируют в сфере экономики и ориентируют ее субъектов на иные формы экономической активности» [9, с. 183]. То есть, по мнению исследователя, традиционно составляющими элементами экономической культуры являются трудовая этика, научное и профессионально-специализированное знание, нормы и нормативная регуляция поведения людей. Рассмотрим эти составляющие подробнее.
Трудовая этика в настоящее время понимается «как совокупность норм поведения работников, требований, предъявляемых к характеру общения между участниками производственных процессов их социальному облику» [1]. Помимо этого трудовая этика рассматривает вопросы отношения трудящихся к труду как к особой жизненной ценности. «Трудовая этика - приписываемое человеческому труду как таковому, вне зависимости от поставленной цели, моральное значение» [10]. С течением времени понятие трудовой этики стали сопоставлять (а в некоторых случая синонимировать) с понятием профессиональной этики. Данное понятие использовалось для обозначения систем профессиональных моральных норм, направления этических исследований профессиональной деятельности.
В ноябре 2002 г. Российский Союз промышленников и предпринимателей принял Хартию корпоративной и деловой этики. В этом документе в целях «создания устойчивой системы корпоративных отношений, основанной на равноправии и добросовестной конкуренции», прописаны нормы корпоративной этики [11]. Во главу угла этого документа поставлены следующие ценности: частная собственность, законность, честность. Исходя из этого, в качестве важного элемента экономической
культуры выступает трудовая этика, основанная на ценностях рыночной экономики, которая может и должна стать основой для профессиональной подготовки студентов гуманитарных и технических специальностей. Это позволит выполнить задачи по модернизации российского общества и стабильного функционирования рыночных механизмов во всех сферах экономики.
Научное и профессионально-специализированное знание - это та часть экономической культуры личности, которая представляет большую актуальность и значимость в период институционального реформирования финансовой и экономической системы страны. Это связано в первую очередь с тем, что определяющими факторами тех или иных социокультурных изменений в обществе являются экономические факторы. Соответственно, изменения экономических факторов влекут за собой необ-ратимый процесс материально-технического переоснащения, что требует системной переподготовки как в области теоретических, так и практических знаний.
Третья составляющая экономической культуры - нормы и нормативная регуляция поведения людей. Важным вопросом при обсуждении норм и регуляции поведения людей в рамках экономической культуры является условность этих норм, большая доля субъективной ситуационной оценки при принятии экономических решений. В современном обществе прослеживается тенденция либерализации, связанная с изменениями исторического характера, усиливающейся индивидуализацией самосознания. Это находит отражение, с одной стороны, в увеличении числа индивидуальных предпринимателей среди населения, с другой стороны, в незнании и нежелании действовать на основе официальных норм на уровне законов. Экономическая культура выступает регулятором экономических отношений среди людей в условиях договорных или трудовых отношений. Знание и следование нормам позволяет значительно повысить качество этих отношений, выстраивать их на доверительных началах и получать большую отдачу и синергию от объединения ресурсов.
Экономическая культура является связующим звеном общества между факторами развития производства, вариативными моделями распределения общественных благ, моделями социального поведения индивидуумов в обществе. Это можно объяснить прямой связью между общепринятой социально-экономической парадигмой в обществе и социально одобряемыми моделями поведения человека. Например, экономическая модель планового хозяйства четко предопределяла модели и роли для каждого участника экономической цепочки создания общественных благ. В этой цепочке каждый четко понимал свои функции, которые необходимо было выполнять для получения своей доли общественного блага в виде материального вознаграждения и социального поощрения. Экономическая культура в этом случае четко определяла необходимый набор элементов трудовой этики, знаний и норм, регулирующих социально-экономическую жизнь общества. Научно обоснованный подход к решению вопроса о формировании экономической культуры студентов, способной сделать качественный сдвиг в эффективности трудовой деятельности через полное осознание и принятие ответственности каждого сотрудника и предпринимателя за экономические, экологические, общественные последствия своих действий, может и должен быть использован при разработке и внедрении образовательных стандартов и программ подготовки выпускников высших учебных заведений.
Таким образом, анализ понятия «экономическая культура», понимание ее роли и места в профессиональной подготовке выпускников вуза, позволил сделать вывод, что для успешной подготовки студента к участию в экономической жизни общества и будущей производственной деятельности в ходе профессиональной подготовки необходимо сформировать у него такие ценности экономической культуры, которые будут актуальны и своевременны для решения поставленных перед ним государством и обществом задач.
Библиографический список
1. Вишнякова С.М. Профессиональное образование. Словарь. Ключевые понятия, термины, актуальная лексика / С.М. Вишнякова. - М.: НМЦ СПО, 1999.
2. Войтов И.В. Экономическая культура как фактор стабильности современного российского общества (социально-философский анализ): автореф. дис. ... канд. пед. наук. - М., 2011. - 22 с.
3. Джагаева Т.Е. Формирование экономической культуры личности в условиях региональной образовательной системы: на примере Республики Южная Осетия: автореф. дис. ... канд. пед. наук. - Владикавказ, 2006. - 45 с.
4. Игнатьева Н.Г. Формирование экономической культуры у студентов педвуза как компонента их профес-сиональнойкомпетентности: автореф. дис. ... канд. пед. наук. - Йошкар-Ола, 2007. - 19 с.
5. Любченко O.A. Формирование экономической культуры будущего педагога как значимого элемента его конкурентоспособности на рынке труда: автореф. дис. ... канд. пед. наук. - М., 2010. - 23 с.
6. Парамонова Е.Е Формирование экономической культуры у учащихся в образовательном процессе: автореф. дис. ... канд. пед. наук. - Челябинск, 2003. - 22 с.
7. Романенко Н.М. Особенности работы специалиста социальной сферы с семьей «группы риска» // Ученые записки Российского государственного социального университета. - 2010. - № 11. - С. 29-31.
8. Романенко Н.М. Основные подходы к формированию коммуникативной компетенции муниципального служащего // Современная коммуникативистика. - 2013. - Т. 2. - №1 (2). - С. 55-57.
9. Тарасов А.Н. Экономическая культура общества в условиях современной трансформации евроатлантиче-ской цивилизации: философский аспект // Фундаментальные исследования. - 2012. - № 9-1.
10. Философский энциклопедический словарь / Ред.-сост. Е.Ф. Губский [и др.]. - М.: Инфра-М, 2006. - 574 с.
11. Хартия корпоративной и трудовой этики [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.rspp.ru/simplepage/534 (дата обращения: 15.03.2015)