УДК 378
А.К. Беркаева Т.Ч. Тебиева
РОЛЬ ПЕДАГОГА-ЭКОНОМИСТА В ФОРМИРОВАНИИ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ СТУДЕНТОВ
Аннотация. В статье рассматривается значение педагогического мастерства педагога-экономиста в совершенствовании искусства обучения, воспитания и развития экономической культуры студента-выпускника неэкономической специальности вузов.
Ключевые слова: рыночные условия хозяйствования, образовательная система, формирование экономической культуры студентов, педагог-экономист, педагогическое мастерство.
Albina Berkayeva Tamara Tebieva
ROLE OF THE TEACHER-ECONOMIST IN THE FORMATION OF ECONOMIC CULTURE OF STUDENTS
Annotation. The article discusses the importance of pedagogical skills of the teacher-economist to improve arts education, training and development of economic culture graduate student majoring noneconomic universities.
Keywords: market economic conditions, educational system, formation of the economic culture of the students, teacher-economist, pedagogical skills.
Трансформационные социально-экономические процессы перехода к рынку постоянно меняют основу системы образования и ставят важную педагогическую проблему - формирование экономической культуры у современной молодежи. Именно на ее базе может быть построено новое, глубоко осознанное отношение к происходящим в нашей стране переменам, стремление участвовать в совершенствовании экономических отношений, развивать предпринимательскую активность. Инновационные процессы в образовательной сфере осуществляются в условиях экономической нестабильности. Основная масса населения страны не готова к вступлению в новые экономические отношения, ориентированные на конкуренцию, деловую предприимчивость. Эти негативные тенденции усиливают социально-экономические противоречия и становятся основным тормозом адаптации людей к новым экономическим условиям.
В образовательной системе сегодняшнего дня среди множества противоречий проявляется главное: между потребностью общества в гражданине, способном созидательно действовать, ставить цели, определять пути их достижения и нести ответственность за свой выбор, с одной стороны, и методами формирования экономической культуры личности, вступающей в профессиональную социально-экономическую деятельность, применяемыми в современном учебно-образовательном процессе - с другой. Выявленное противоречие обуславливает ряд частных противоречий между:
- включением в учебные планы вузов дисциплин, предназначенных для формирования экономической культуры студентов неэкономических специальностей, и отсутствием теоретического обоснования принципов объединения этих дисциплин в единую образовательную область «экономика»;
стратегией на профессионализацию, ориентированную на всестороннее развитие личности, и недостаточной разработанностью научно-методологических основ по ее реализации в учебно-образовательной практике;
- недостаточной связью между полученной в вузе системы знаний и тем, что требует практическая трудовая деятельность;
© Беркаева А.К., Тебиева Т.Ч., 2014
— наличием и углублением разрыва между состоянием подготовки специалистов в стране и за рубежом и др.
То есть рыночные условия хозяйствования изменили требования, предъявляемые к подготовке современных специалистов различных уровней.
Под экономической культурой, на наш взгляд, следует понимать совокупность материальных и духовных ценностей общества, а также способов деятельности людей, направленных на решение основных задач современного экономического развития, удовлетворение потребности в жизненных благах. Компонентом экономической подготовки, в процессе которого формируется экономическая культура, является образование. В процессе образования происходит развитие и становление личности. Поэтому образование становится необходимым и важным фактором развития как отдельных сфер (экономики, политики и культуры), так и всего общего.
Анализируя историю культуры, можно сделать вывод, что экономический компонент лежал в основе воспитания и образования уже на самых начальных этапах становления цивилизации. Об этом свидетельствуют «экономические упражнения» древних школ, достаточная упорядоченная экономическая подготовка в средневековых учебных заведениях. Российский опыт в историческом аспекте, начиная с момента появления первых коммерческих училищ и торговых школ в середине XVIII в., достаточно изучен и свидетельствует о значительном внимании, уделявшемся предпринимательскому образованию. Российское предпринимательство еще в дореволюционное время строило свою деятельность на основе моральных принципов и системы экономических ценностей. Так, в 1912 г. российскими предпринимателями было выработано семь принципов честного и нравственного ведения дел в России: уважай власть, будь честен и правдив, уважай право частной собственности, люби и уважай человека, будь верен своему слову, живи по средствам, будь целеустремленным. Эти правила могут служить достойным образцом для следования в деятельности любого субъекта экономики в настоящее время. Овладение набором этих правил-ценностей означает продвижение к пониманию экономических процессов и своего места в системе новых рыночных отношений.
Российских педагогов, просветителей и экономистов также интересуют вопросы роли образования и экономической культуры в развитии общества. Ученый-педагог, публицист С.И. Гессен [1] выделяет в культуре образованность, гражданственность, цивилизованность, отождествляя цели культуры и цели образования и подчеркивая, что образование всей своей системой формирует культурную личность. По мысли известного ученого - педагога и просветителя XIX в. П.Ф. Каптерева -целью образования является превращение природного человека в культурного. В работах выдающихся российских ученых и мыслителей Н.И. Пирогова, К. Бестужева-Рюмина, Н.А. Вышнеградского излагались передовые для своего времени идеи развития образования и формирования его конкретных целей.
Современная ситуация в российском образовании свидетельствует о преобладании разрушительных, а не созидательных тенденций. Естественная для рыночной экономики переоценка ценностей в недостаточной мере соотносится с изменившимися потребностями человека и общества. Очевиден приоритет материальных ценностей над духовными, снижается уважение к отечественной экономике, культуре, истории, науке и технике. Одним из путей выхода из социального кризиса является образование, так как именно на него возлагается надежда в решении многих проблем человечества, в том числе возрождения духовности, экономической культуры.
На качество образования влияют как внешние, так и внутренние условия. Внешние условия: стабильная ситуация в стране, ситуация в системе образования, престиж профессии, социальная защищенность. Внутренние условия: личная жизнь в целом, состояние здоровья, собственная заработная плата, правовая защищенность, жилищные проблемы, профессиональная компетентность, вузовская среда.
Для развития экономического образования большое значение имеют педагогические кадры. Данный фактор связан с решением вопроса о том, какие педагоги нужны для реализации программ экономического блока дисциплин, т.е. каким быть вузовскому педагогу-экономисту для реализации его целей, и каково его место в обществе? Вузы лишены возможности иметь профессиональных (дипломированных) педагогов экономики, имеющих педагогическое образование. Педагог-экономист высшей школы должен обладать конструктивными способностями для грамотного выбора содержания занятия, формы его проведения, создания творческой атмосферы сотрудничества, организаторскими способностями для организации учебного процесса и своей собственной деятельности как преподавателя вуза, коммуникативными способностями не только с целью установления контакта, но и в большей степени для возбуждения эмоционального интереса, побуждения к совместной деятельности, системой знаний и умений как основы его профессиональной деятельности и определенными свойствами познавательной деятельности [3]. Для достижения этой цели преподаватель-экономист высшей школы обязан неустанно совершенствовать педагогическое мастерство через осмысление своего преподавательского опыта и обращение к дидактике как области знаний, рассматривающей наиболее общие вопросы, а затем творчески использовать их в конструировании своей преподавательской деятельности по формированию наиважнейшей ценности человеческого общества - человека, способного к поиску и освоению новых знаний. Добившись этого, вузовский педагог-экономист решит поставленную проблему гуманизации и экономизации образования.
Исследуя проблему развития экономической культуры, мы исходим, прежде всего, из необходимости воспитания экономической культуры студентов неэкономических факультетов в рыночных условиях хозяйствования. Мы считаем, что учебный процесс надо строить так, чтобы помочь студенту не только овладеть суммой знаний, накопленных поколениями, но и научиться понимать тенденцию развития той отрасли знаний, в которой ему придется работать. Нами были изучены государственные стандарты по экономическим дисциплинам для неэкономических факультетов. Составленные по ним учебные планы содержат основной цикл экономических дисциплин, содержание которых необходимо для любого образованного человека. Часть предметов определяется ученым советом университета самостоятельно, с учетом национально-регионального компонента, развития региона, будущей специализации. Основная цель, которую мы преследовали, это развитие экономической культуры студентов неэкономических специальностей средствами учебных дисциплин, а также внеаудиторной, самостоятельной работы.
В ходе развивающего эксперимента мы совместно с преподавателями экономических дисциплин попытались определить общие требования к знаниям по экономике к студентам - неэкономистам: знание основ экономики, других экономических наук (определений, экономических категорий, системы экономических принципов и логики каждой дисциплины); понимание и умение оперировать экономической терминологией, владение экономическим инструментом - методами экономического расчета, анализа, графики, умение сбора первичного материала и составление планов аналитических работ; умение обобщать, формировать, корректировать и представлять экономические данные; умение представлять свою работу в виде доклада, реферата, курсовой работы, дипломного проекта. При этом перед собой поставили следующие задачи: убедить студентов в необходимости знаний элементарных экономических категорий, показателей; добиться доходчивости и простоты в изложении материала; научить студентов самостоятельно закреплять и углублять изучаемый материал, развить у студентов творческую инициативу, активность, целеустремленность, привить студентам умение аргументировано отстаивать свою точку зрения; осуществлять контроль за учебно-познавательной деятельностью, используя компьютерные технологии, интернет и другие новейшие методики самоконтроля.
С преподавателями-неэкономистами нами была разработана следующая простая схема напол-
нения содержания неэкономических дисциплин основами знаний по экономике в зависимости от профиля факультета [4]:
- на математическом факультете при изучении специальных дисциплин целесообразно рассмотрение таких важнейших экономических понятий, как прибыль, рентабельность, себестоимость, владение навыками построения алгоритмов их расчета;
- на факультете журналистики, на филологическом, педагогическом факультетах в процессе изучения дисциплин русского языка целесообразно проведение словарно-терминологической работы по изучению наиболее часто употребляемых экономических понятий (рыночная экономика, предпринимательство, бизнес, валютные курсы, инфляция, стабилизация рубля, кризис в экономике
и др.);
на факультете туризма, на географическом, химико-технологическом, биологическом, экологическом факультетах характер изучаемых специальных дисциплин позволяет привлечь внимание студентов к взаимодействию технического и технологического процессов и экологической ситуации (на основе местного материала, например, о возрождении таких предприятий-гигантов, как «Электроцинк», «Бесланский маисовый комбинат», о ремонте и модернизации таких санаториев, как Осетия, Тамиск, Урсдон, которые пришли в негодное состояние после проживания там беженцев из Южной Осетии, Чечни, Средней Азии; о вариантах благоустройства своего села, города, паркового и лесного хозяйства и др.), определению основных направлений повышения экономической эффективности организации технологических процессов, изучению научных основ организации современного производства с учетом имеющихся в наличии природных и технических ресурсов, модернизацию уже имеющихся предприятий и организацию новых, способствующих повышению уровня сервиса в республике, возобновлению ее былой привлекательности для туристов не только России, но и зарубежья;
на физическом факультете целесообразно подчеркнуть экономический аспект развития важнейших направлений научно-технического процесса;
на историческом факультете изучение предметов обществоведческого цикла позволяет проследить динамику развития экономических категорий (представлений) внутри государств с различным типом экономических отношений, обобщить накопленные студентами к этому этапу экономические знания и представления, уметь перестраиваться для решения новых задач и проблем;
на юридическом факультете в процессе изучения специальных дисциплин целесообразно использовать наиболее часто употребляемые экономические понятия, категории, показатели, развивать при этом правовые навыки, умение защищать права (человека, потребителя, имущественные).
На всех факультетах тематика курсовых и самостоятельных работ ориентирована на творческое их выполнение, на способности развивать идею, на развитие мышления, умение пользоваться методами и способами активизации познавательной деятельности, т.е. на воспитание у студентов экономической культуры. Учебная программа кроме изучения специальных дисциплин преду сматри-вает еще и изучение дисциплин культурологического и психолого-педагогического цикла, характер учебного материала которых позволяет успешно осуществлять работу по формированию у студентов экономически значимых качеств личности, таких как дисциплинированность, ответственность, деловитость, добросовестность, целеустремленность, работоспособность, решительность, активность, требовательность, предприимчивость, самостоятельность, расчетливость.
Преподаватель экономических дисциплин в процессе своей деятельности по формированию экономической культуры должен быть интеллектуален, обладать высокой нравственной и экономической культурой, педагогическим и психологическим мастерством, быть профессионалом в области экономических знаний. Педагогическое мастерство - высший уровень педагогической деятельности, который проявляется в творчестве педагога-экономиста, в совершенствовании искусства обучения,
воспитания и развития экономической культуры. По нашему мнению, педагогическое мастерство -это система, в которой основными элементами являются высокая общая культура (педагогическая и экономическая), гуманистическая направленность, профессиональные знания, творчество, экономические умения и педагогические способности, профессиональная компетентность (система профессиональных и экономических знаний).
Необходимо отметить, что только упорядоченное взаимодействие педагогов-экономистов и студентов неэкономических факультетов, направленное на достижение поставленной цели, т.е. на развитие экономической культуры, способствовало повышению сформированности умений у студентов. Мы проследили весь ход нашего эксперимента и постарались выделить в учебном процессе главные звенья взаимодействия педагога-экономиста и студента неэкономического факультета (см. табл.).
Таблица
Информация о главных звеньях взаимодействия в процессе развития экономической культуры студентов
Деятельность педагога-экономиста Деятельность студента неэкономического факультета
1. Разъяснение студентам о необходимости развития у них экономической культуры в рыночных условиях хозяйствования 1. Собственная деятельность по созданию положительной мотивации учения
2. Ознакомление студентов с новыми знаниями (терминами, показателями, явлениями, категориями, законами рыночной экономики) 2. Восприятие новых знаний, умений
3. Управление процессом осознания и приобретения экономических знаний и умений 3. Анализ, синтез, сопоставление, систематизация
4. Управление процессом познания экономических закономерностей и законов 4. Познание экономических закономерностей и законов, понимание причинно-следственных связей
5. Управление процессом перехода от теории к практике 5. Приобретение умений и навыков, их систематизация
6. Организация экономической деятельности 6. Практическая экономическая деятельность по самостоятельному решению возникающих проблем
7. Проверка, оценка изменений в экономической обученности и развитии экономической культуры студентов 7. Самоконтроль, самооценка сформированно-сти экономической культуры
Хочется отметить, что учеба - это труд. Профессиональный педагог-экономист может превратить принудительный труд студента в желанный, когда цель достигается без какого-либо нажима и давления.
В процессе всего эксперимента преподаватели очень доброжелательно относились к студентам, были щедры в их поощрении, создавали впечатление, что в стоящих перед ними задачами нет ничего трудного, давали им понять, что они верят в их способности, что у них имеются для этого необходимые знания, силы, чутье. Эта уверенность в успехе весьма благоприятно влияла на продвижение в учебе средних и слабых студентов.
Библиографический список
1. Гессен С.И. Основы педагогики. Введение в прикладную философию / С.И. Гессен. - М.: Школа-Пресс, 2005.
2. Рывкина Р.В. Драма перемен / Р.В. Рывкина. - М.: Дело, 2011.
3. Садовничий А. Выступление на Всероссийском совещании заведующих кафедрами гуманитарных и социально-экономических дисциплин. - М.: МГУ, 2003.
4. Сабирова З.З. Формирование экономической культуры студентов в процессе образовательной деятельности: дис. ... канд. пед. наук. - Бирск, 2004.