известия вгпу
2. Каунов A.M. Предпринимательство в системе образования: учеб.-метод. пособие. Волгоград: Перемена, 2003.
3. Mаксимов В.П. Учебно-предпринимательская деятельность школьников: дис. ... д-ра пед. наук. Брянск, 2004.
4. Обухова Т.В. Формирование профессиональных качеств и предпринимательской активности выпускников высшей школы: автореф. дис. . канд. пед. наук. M., 2004.
5. Орешин Д.Н. Воспитание деловой активности у учащихся 7-8-х классов в процессе технологической подготовки: дис. ... канд. пед. наук. Коломна, 2000.
6. Сасова KA. Теория и практика экономической подготовки школьников к труду в новых экономических условиях хозяйствования: автореф. дис. ... д-ра пед. наук. M., 1989.
7. умаев у.у. Педагогические условия подготовки школьников к предпринимательству: авто-реф. дис. ... канд. пед. наук. Mаxачкала, 2000.
8. Фуксон ЛМ. Развитие деловых качеств у старшеклассников в условиях свободной экономической зоны: автореф. дис. ... канд. пед. наук. M., 1994.
* * *
1. Kaunov A.M. Delovaja lichnost' - orientir dlja uchitelja tehnologii i predprinimatel'stva // Shkola i proizvodstvo. 1996. № 3. S. 12-15.
2. Kaunov A.M. Predprinimatel'stvo v sisteme obrazovanija: ucheb.-metod. posobie. Volgograd: Pe-remena, 2003.
3. Maksimov V.P. Uchebno-predprinimatel'skaja dejatel'nost' shkol'nikov: dis. . d-ra ped. nauk. Brjansk, 2004.
4. Obuhova T.V. Formirovanie professional'nyh kachestv i predprinimatel'skoj aktivnosti vypusknikov vysshej shkoly: avtoref. dis. ... kand. ped. nauk. M., 2004.
5. Oreshin D.N. Vospitanie delovoj aktivnosti u uchashhihsja 7-8-h klassov v processe tehnologiche-skoj podgotovki: dis. ... kand. ped. nauk. Kolomna, 2000.
6. Sasova I.A. Teorija i praktika jekonomiche-skoj podgotovki shkol'nikov k trudu v novyh jekono-micheskih uslovijah hozjajstvovanija: avtoref. dis. . d-ra ped. nauk. M., 1989.
7. Umaev U.U. Pedagogicheskie uslovija pod-gotovki shkol'nikov k predprinimatel'stvu: avtoref. dis. . kand. ped. nauk. Mahachkala, 2000.
8. Fukson L.M. Razvitie delovyh kachestv u star-sheklassnikov v uslovijah svobodnoj jekonomicheskoj zony: avtoref. dis. ... kand. ped. nauk. M., 1994.
Development of personal and business competences of students - future teachers of technology and entrepreneurship
The article deals with the prospects, possible ways and features offormation of personal and business competences of students in the course of economic and technological training in the conditions of modernization of the Russian education. The aspects of implementation of the experimental research-aimed atfinding out the efficiency of specially organized educational work are under consideration in the article.
Key words: business personality, personal qualities, competences, entrepreneur, socio-economic conditions, business projects, experimental work, research.
(Статья поступила в редакцию 26.02.2018)
В.А. МИТРАХОВИЧ (Санкт-Петербург) А.В. КОБЯКОВ (Москва)
критерии и уровни сФормировлнности правосознания военнослужащих федеральной службы охраны россии
Раскрываются критерии и уровни сформиро-ванности правосознания военнослужащих Федеральной службы охраны России. Представлены сведения для интересующихся вопросами, которые связаны с формированием правосознания различных категорий военнослужащих в российских силовых структурах.
Ключевые слова: правосознание военнослужащих ФСО России, критерии и уровни сформи-рованности правосознания военнослужащих ФСО России.
Создание новых подразделений в Федеральной службе охраны Российской Федерации, подбор кандидатов для прохождения военной службы в уже созданных подразделени-
О Mитраxович ВА., Кобяков AB., 2018
ях и работа с вновь прибывшими сотрудниками выявили острую проблему формирования правосознания военнослужащих указанной категории. Анализ военно-педагогической практики в подразделениях и военно-учебных заведениях показывает, что формирование правосознания военнослужащих ФСО России целесообразно проводить в условиях воинских подразделений. Поэтому определение научно обоснованных критериев и уровней сформи-рованности правосознания поможет руководителям всех управленческих категорий, которые отвечают за профессиональную подготовку, правильно и эффективно выстраивать процесс воспитания в подчиненных подразделениях.
Правосознание военнослужащих ФСо россии - интегративное социально-правовое образование, представляющее собой специфическую форму, фундаментальную основу которой составляют правовые знания, взгляды, представления, установки, чувства и другие духовные проявления, отражающие отношение военнослужащего к праву, закону, иным правовым явлениям, оказывающие активное воздействие на его поведение как субъекта государственной правоохранительной функции, реализуемой в ходе профессиональной деятельности по обеспечению безопасности объектов государственной охраны и защите охраняемых объектов [7, с. 260-265].
Правосознание военнослужащих ФСо россии подчинено закономерностям взаимодействия группового и общественного сознания, формируется под влиянием общественного правосознания и отражает социально-бытовые черты. В то же время правосознание военнослужащих ФСо россии имеет и индивидуально-неповторимые свойства, обусловленные взаимодействием с определенной социальной общностью - объединенной по социальному признаку корпоративной группой людей, имеющих особую образовательную подготовку, характеризующуюся единством общих целей, социальных задач, методов и форм профессиональной деятельности, обозначенных в Федеральном законе «О государственной охране» [8].
Функциями правосознания военнослужащих ФСО России выступают:
- познавательная, отражающая уровень развития знаний военнослужащего ФСО России по отношению к праву;
- оценочная, предполагающая наличие у военнослужащих ФСО оценочного отношения к праву и правовым явлениям;
кие науки -
- моделирующая, характеризующая способность военнослужащего ФСО моделировать свое поведение в рамках правового поля;
- регулятивная, предполагающая формирование у военнослужащих ФСО мотивации юридически значимого поведения;
- коммуникативная, обеспечивающая реализацию действий, связанных с осуществлением повседневных отношений военнослужащих ФСО России в воинском коллективе и вне его, создание необходимых информационных потоков в процессе выполнения военно-профессиональной деятельности.
Функции правосознания способствуют утверждению правовых представлений личности военнослужащего ФСО России, создавая условия для общей направленности его действий. Правосознание военнослужащих (а точнее, понимание ими права в целом, своей роли в претворении принципов права) способствует формированию внутренних нравственно-психологических установок, позитивно-ценностной направленности личности военнослужащего ФСО России на выполнение служебно-боевых задач.
выделение функций позволяет нам определить в структуре правосознания военнослужащего ФСО России структурные компоненты. Так, познавательная функция позволяет обнаружить когнитивный компонент - знание законов, созданных на их основе нормативных правовых актов, должностных инструкций и профессиональных понятий, усвоенных и применяемых сотрудником в соответствующих областях исполнения служебных обязанностей; в оценочной и моделирующей функциях правосознания находит свое отражение регулирующий служебную деятельность оценочный компонент - отношение военнослужащего ФСО России к праву, законности, различным правовым ситуациям; регулятивная, коммуникативная и функция моделирования позволяют обнаружить действенно-практический компонент - владение военнослужащим ФСО России военно-профессиональной деятельностью в области государственной охраны и способность выполнения служебных обязанностей на достаточно высоком уровне, а также навык моделирования собственного профессионального развития для достижения высоких и стабильных результатов.
Сформированное правосознание военнослужащего ФСО России, отражаясь в его конкретном внешнем проявлении - правомерном поведении, вырабатывает у сотрудника потребность сознательно и добровольно соблю-
дать требования закона таким образом, чтобы юридические понятия и категории, право и законность естественным образом вошли в систему ценностей его личности, формировали правосознание, мировоззрение и правомерное поведение. Правомерное поведение военнослужащего ФСО можно определить как деятельность в сфере социально-правового регулирования, основанную на сознательном выполнении требований норм права и положений нормативных правовых актов, которое выражается в их соблюдении, исполнении (совершение действий, предписанных нормами права) и использовании (выбор способа действия).
все отмеченные структурные компоненты взаимосвязаны. в целостном единстве они призваны выполнять функции правосознания военнослужащих ФСО России. Их знание позволяет представить полифункциональную характеристику правосознания военнослужащих указанной категории.
Определение критериев и уровней сфор-мированности правосознания военнослужащих ФСО России является важнейшим условием как диагностики, так и совершенствования воспитательной работы с военнослужащими в целом и правового воспитания указанной категории военнослужащих в частности. Кроме того, определение критериев и уровней позволит нам создать обобщенную уровневую модель формирования правосознания военнослужащих ФСО России, при этом объективно и всесторонне оценивать все его аспекты, в том числе и результаты деятельности.
в нашем исследовании под критерием понимаются «различные требования, которым должен удовлетворять какой-либо объект (субъект). критерий должен отражать три вещи: почему и во имя чего субъект действует, что он совершает и как, какими средствами пользуется и при каких условиях» [6, с. 46]. В ряде педагогических исследований в качестве критериев сформированности правосознания выделяют «гражданскую позицию личности, проявляющуюся в ценностных отношениях ее к праву» [4, с. 70], или «характеристику поведения военнослужащего в проблемной (например, противоправной) ситуации» [5, с. 24-25].
Следует отметить, что критерии сформи-рованности правосознания военнослужащих ФСО России, а также психологические особенности этого процесса выявляются в работе С.О. Чалкова, который отмечает, «что компоненты правосознания индивида существуют не в чистом виде, а в контексте неповторимо-
го индивидуального опыта, как правомерного, так и противоправного» [10, с. 64]. Другими словами, знание закона еще не является его осознанием. «О высокоразвитом правосознании свидетельствует лишь наличие убежденности в справедливости закона, внутренней потребности неукоснительно следовать его велениям. Кроме того, в реальной жизни довольно часты случаи, когда военнослужащие обладают обширным объемом правовых знаний, пониманием требований правовых норм и т. д. и вместе с тем нарушают их предписания» [3, с. 20-24]. Поэтому уровень правосознания военнослужащего должен определяться качествами его личности, наличием убежденности в справедливости закона и внутренней потребности в неукоснительном соблюдении его положений, а не только пониманием целей и назначения права, требований конкретных норм.
Несмотря на незначительную разницу в научной литературе в подходах к определению критериев сформированности правосознания военнослужащих, в них прослеживается взаимосвязь:
- позитивность или негативность направленности правовых ценностей определяет содержание правосознания военнослужащего;
- правосознание характеризуется системой отношений военнослужащего к праву, законности, установленному правопорядку в обществе и воинском коллективе.
Следовательно, мы можем определить критерии сформированности правосознания военнослужащего ФСО России через критерии:
- ценностного отношения к праву и практике его применения;
- правовой подготовленности;
- правовой устойчивости и ориентации;
- правовой активности (деятельности).
Так, под критерием ценностного отношения к праву и практике его применения мы понимаем способность военнослужащего ФСО России воспринимать нормы права как обязательный элемент правового государства и применять их на практике, в процессе выполнения служебных задач. Критерий правовой подготовленности выражается в объеме успешно освоенного военнослужащими ФСО России материала, необходимого для выполнения слу-жебно-боевых задач. Под критерием правовой устойчивости и ориентации нами подразумевается наличие таких личностных качеств у военнослужащих ФСО России, при которых у них невозможны отклонения в действи-
соотношение критериев правосознания военнослужащих ФСО россии и показателей их выраженности
Показатели правосознания Критерии правосознания
Правовая подготовленность Ценностное отношение к праву и практике его применения Правовая устойчивость и ориентация Правовая активность (деятельность)
Знания * ** *** ****
Отношение * ** *** ****
Эмоциональные переживания * ** *** ****
Социально-правовые устремления * ** *** ****
Мотивы поступков * ** *** ****
Примечание. Звездочки означают, что каждый из показателей имеет свою специфику по каждому из оцениваемых критериев.
ях в сторону нарушения норм права. Критерий правовой активности (деятельности) выражает наступательный характер в правоприменительной деятельности военнослужащего ФСО России. Другими словами, сотрудник не ограничивается простым знанием норм и требований нормативных правовых документов, а активно применяет их в своей служебной деятельности.
Опираясь на выводы М.В. Гирской [2, с. 47], мы выделяем такие показатели критериев сформированное™ правосознания, как:
- объем, глубина и действенность правовых знаний;
- правомерность и обоснованность отношения к ним;
- характер эмоциональных переживаний, связанных с правовыми ценностями;
- объем и интенсивность социально-правовых устремлений;
- устойчивость и интенсивность правомерных поступков и их мотивов.
Таким образом, проведенный анализ ориентирует нас на системно-целостное и в то же время конкретное оценивание критериев и показателей выраженности правосознания военнослужащих ФСО России.
Сами показатели образуются объединением множеств, характеризующих конечный результат, этапы и все стороны деятельности военнослужащего ФСО России в соответствии с его должностными обязанностями. В их состав включаются и те требования, которые дают возможность всесторонне оценить и сам субъект, его предвидимые и прогнозируемые перспективные состояния: знания, отношение, эмоциональное переживание, социально-правовые устремления, мотивы поступков.
Наличие указанных критериев позволяет судить об уровне сформированности правосо-
знания военнослужащих ФСО России и их готовности к выполнению служебно-боевых задач. Данные положения позволяют соотнести критерии правосознания военнослужащих ФСО России и показатели их выраженности (см. табл. выше).
Знания, отношение, эмоциональное переживание, социально-правовые устремления, мотивы поступков формируются и проявляются неодинаково по значимости, удельному весу, применению и другим параметрам. все они находятся в диалектическом взаимодействии и развитии.
Уровень правосознания военнослужащего ФСО России должен определяться качествами его личности, наличием убежденности в справедливости закона и внутренней потребности в неукоснительном соблюдении его положений, а не только пониманием целей и назначения права, требований конкретных норм. Таким образом, уровень правовой установки складывается из уровней предрасположенности военнослужащего ФСО России реагировать на различные явления правовой действительности или готовности к определенным юридически значимым действиям:
- уровень базовых правовых установок, выражающий общую правовую направленность личности [9, с. 36];
- уровень смысловых, актуализируемых мотивов деятельности и операциональных правовых установок (готовность к соблюдению (несоблюдению) какой-либо одной или ряда тесно связанных правовых норм, регулирующих конкретное действие или операцию) [1, с. 62-63].
учитывая указанные положения, на основании выделенных нами критериев и показателей выраженности правосознания военнослужащих ФСО России мы определили четы-
ре уровня сформированности правосознания военнослужащих ФСО России: высокий, стабильный, допустимый, низкий. При этом характеристики типичных представителей каждого из названного уровня составлялись посредством сбора, рассмотрения, обобщения и оценивания монографических характеристик.
Так, в ы с о к и й у р о в е н ь сформирован-ности правосознания соответствует военнослужащим ФСО России, которые понимают значимость совершенствования правовых знаний в целях личностного развития и улучшения результатов служебной деятельности; повышают свой профессионализм; умеют четко определять перспективные и текущие цели совершенствования правосознания; активны в процессе совершенствования правосознания, организуемом в подразделении; умеют прогнозировать результаты развития правосознания; анализируют и корректируют свою деятельность по самосовершенствованию правосознания; имеют высокий уровень сформиро-ванности знаний, умений и навыков, профессионально важных качеств, который позволяет им показывать высокие результаты в боевой подготовке, учебе, выполнять должностные и специальные обязанности, самостоятельно выполнять задачи по предназначению не только по занимаемой должности, но и на ступень выше занимаемой должности; способны самостоятельно, новаторски и творчески действовать на всех направлениях своего профессионального поприща; хорошо знают и выполняют положения различных нормативных документов, определяющих различные стороны служебной деятельности, межличностные отношения, их положение, права и обязанности в подразделении.
Стабильный уровень сформирован-ности правосознания соответствует военнослужащим ФСО России, которые, понимая значимость правового совершенствования в целях личностного развития и усовершенствования организации и проведения охранных мероприятий с участием объектов государственной охраны, желают повышать свой уровень правосознания; умеют ставить перед собой перспективные и текущие цели правового и профессионального совершенствования; активно участвуют в процессе формирования правосознания, организуемом в подразделении; умеют организовать свою деятельность по совершенствованию правовых знаний; испытывают затруднения в анализе и корректировке своей деятельности по совершенствованию правовых знаний; имеют уровень сформи-
рованности правовых знаний, умений и навыков, профессионально важных качеств, который позволяет им показывать высокие результаты в учебе, выполнять должностные и специальные обязанности, задачи по предназначению не только по занимаемой должности, но и на ступень выше занимаемой должности; хорошо знают и выполняют положения различных нормативных документов, определяющих различные стороны служебной деятельности, межличностные отношения, их положение, права и обязанности в подразделении.
Допустимому уровню сформирован-ности правосознания соответствуют военнослужащие ФСО России, которые осознают значимость правового совершенствования в целях личностного развития и усовершенствования проведения охранных мероприятий с участием объектов государственной охраны, но не желают повышать свой уровень правосознания; не ставят перед собой цели совершенствования правовых знаний и навыков; в процессе формирования правосознания, организуемом в подразделении, участвуют без желания; не хотят прогнозировать результаты своего правового и профессионально-личностного роста; не испытывают затруднений в анализе и корректировке своей деятельности по совершенствованию правовых знаний, т. к. предыдущие показатели не выражены; имеют достаточный уровень сформированности правовых знаний, умений и навыков, профессионально важных качеств, необходимых для выполнения должностных и специальных обязанностей по занимаемой должности и решения различных задач по предназначению; знают нормативные требования различных руководящих документов, определяющих различные стороны служебной деятельности; межличностное общение и поведение в подразделении в основном ориентировано на удовлетворение личных потребностей; имеют достаточный уровень сформированности коммуникативных качеств, позволяющий использовать свой опыт в решении различных задач по предназначению в составе подразделения; поведение в коллективе регулируется нормативными положениями основных руководящих документов.
Военнослужащие ФСО России низкого уровня сформированное™ правосознания не осознают значимость совершенствования правосознания в целях надежного обеспечения безопасности объектов государственной охраны и защиты охраняемых объектов; не желают ставить перед собой цели правово-
го и профессионального совершенствования; пассивны в процессе формирования правосознания, организуемом в подразделении; не могут спрогнозировать результаты своего правового и профессионально роста; имеют недостаточный уровень сформированности правовых знаний, умений и навыков, профессионально важных качеств, необходимых для успешного выполнения должностных и специальных обязанностей по занимаемой должности и решения различных задач по предназначению; не знают и не желают изучать нормативные требования различных руководящих документов, определяющих различные стороны служебной деятельности; не выполняют нормы военно-профессиональной деятельности; межличностное общение и поведение в подразделении ориентировано на удовлетворение личных потребностей; имеют недостаточный уровень сформированности коммуникативных качеств, не позволяющий использовать свой опыт в решении различных задач по предназначению в составе подразделения; имеют трудности- в реализации принципов единоначалия и субъект-субъектных отношений в подразделении.
Таким образом, уровень сформирован-ности правосознания военнослужащих ФСО России - это совокупность свойств, отражающих степень развития общественно значимых правовых качеств и черт, а также степень правовой зрелости, приобретенных личностью в процессе правового воспитания. устойчивость правосознания военнослужащих ФСО России зависит от объема знаний, умений и навыков, проявляющихся в отношении к праву, законности, правопорядку и деятельности.
выделенные нами критерии и уровни сформированности правосознания военнослужащих ФСО России помогут командирам и начальникам всех управленческих звеньев правильно и эффективно строить педагогический процесс в воинском подразделении по формированию правосознания у военнослужащих указанной категории.
Список литературы
1. Асмолов А.Г. Деятельность и установка. М., 1979.
2. Гирская М.В. Воспитание правовой культуры курсантов - будущих офицеров внутренних войск МВД России: дис. ... канд. пед. наук. М., 2003.
3. Гречин А.С. Социология правового сознания. М., 2001.
4. Колонтаевская И.Ф. Педагогика профессионального образования кадров полиции зарубежных стран. М., 2002.
5. Лазукин A^. Основные категории юридической педагогики // Юридическая педагогика в MBД / под ред. проф. A.M. Столяренко. M., 1997.
6. Mитраxович ВА. Формирование воинской чести у военнослужащих, проходящих военную службу по призыву в Вооруженных Силах Российской Федерации: дис. ... канд. пед. наук. Волгоград, 2002.
7. Mитраxович ВА., Кобяков AB. Сущность правосознания военнослужащих Федеральной службы охраны Российской Федерации // Уч. зап. Орловского гос. ун-та. Сер.: Гуманитарные и социальные науки. 2017. № 3(76). С. 260-265.
8. О государственной охране: федер. закон Рос. Федерации от 27 мая 1996 г. № 57-ФЗ: принят Гос. Думой Федер. Собр. Рос. Федерации 24 апр. 1996 г.: одобр. Советом Федерации Федер. Собр. Рос. Федерации 15 мая 1996 г. (ред. от 01 июля 2017 г.) [Электронный ресурс] // Президент России: сайт. URL: http://kremlin.ru/acts/bank/9434 (дата обращения: 12.01.2018).
9. чалков С.О. Деформация профессионального правосознания военнослужащих федеральных органов государственной охраны: дис. ... канд. юрид. наук. Ростов н/Д., 2008.
10. Элиасберг Н.И. Содержание правового образования в средней школе. M.: Зеркало, ТЕИС, 1996.
* * *
1. Asmolov A.G. Dejatel'nost' i ustanovka. M., 1979.
2. Girskaja M.V. Vospitanie pravovoj kul'tury kursantov - budushhih oficerov vnutrennih vojsk MVD Rossii: dis. ... kand. ped. nauk. M., 2003.
3. Grechin A.S. Sociologija pravovogo soznanija. M., 2001.
4. Kolontaevskaja I.F. Pedagogika professional'-nogo obrazovanija kadrov policii zarubezhnyh stran. M., 2002.
5. Lazukin A.D. Osnovnye kategorii juridiche-skoj pedagogiki // Juridicheskaja pedagogika v MVD / pod red. prof. A.M. Stoljarenko. M., 1997.
6. Mitrahovich V.A. Formirovanie voinskoj ches-ti u voennosluzhashhih, prohodjashhih voennuju sluzh-bu po prizyvu v Vooruzhennyh Silah Rossijskoj Fede-racii: dis. . kand. ped. nauk. Volgograd, 2002.
7. Mitrahovich V.A., Kobjakov A.V. Sushhnost' pravosoznanija voennosluzhashhih Federal'noj sluzhby ohrany Rossijskoj Federacii // Uch. zap. Orlovskogo gos. un-ta. Ser.: Gumanitarnye i social'nye nauki. 2017. № 3(76). S. 260-265.
8. O gosudarstvennoj ohrane: feder. zakon Ros. Federacii ot 27 maja 1996 g. № 57-FZ: prinjat Gos. Dumoj Feder. Sobr. Ros. Federacii 24 apr. 1996 g.: odobr. Sovetom Federacii Feder. Sobr. Ros. Federacii 15 maja 1996 g. (red. ot 01 ijulja 2017 g.) [Jelektronnyj resurs] // Prezident Rossii: sajt. URL: http://kremlin.ru/ acts/bank/9434 (data obrashhenija: 12.01.2018).
известия вгпу
9. Chalkov S.O. Defoimacija professional'no-go pravosoznanija voennosluzhashhih federal'nyh or-ganov gosudarstvennoj ohrany: dis. ... kand. jurid. nauk. Rostov n/D., 2008.
10. Jeliasberg N.I. Soderzhanie pravovogo obra-zovanija v srednej shkole. M.: Zerkalo, TEIS, 1996.
Criteria and levels of formation of legal awareness of military personnel of Federal security service of Russia
The article deals with the criteria and levels of formation of legal consciousness of military personnel of Federal Security Service of Russia. It presentsthe information on the issues related to the formation of legal awareness of various categories of military personnel in the Russian enforcement agencies.
Key words: legal awareness of FSS of Russia, criteria and levels of formation of legal awareness of FSS of Russian military personnel.
(Статья поступила в редакцию 31.01.2018)
л.а. корнилова
(волгоград)
анкетирование как метод исследования развития готовности будущих учителей к формированию экологического мировоззрения у старшеклассников
Рассматривается анкетирование как метод исследования готовности будущих учителей к формированию экологического мировоззрения у старшеклассников. Приведены варианты анкет.
Ключевые слова: анкетирование, готовность будущих учителей, экологическое мировоззрение.
Проблема готовности будущих учителей к воспитанию экологического мировоззрения у учащихся является одной из важнейших для теории и практики педагогической науки.
Анализ работ Л.С. Выготского, Д.С. Ермакова, Е.И. Исаева, В.И. Панова, В.И. Слобод-чикова, Д.И. Фельдштейна, И.В. Шаповален-ко, Д.Б. Эльконина и др. позволил заключить, что проблема воспитания экологического мировоззрения актуальна для юношеского возраста. Через актуализируемые в этом возрасте механизмы смыслопоиска формируется общественная, социальная позиция, обретающая индивидуальные формы выражения. Юношеский возраст характеризуется становлением личности как способности к субъектности и саморегуляции, к осознанию собственной значимости, приходом на смену детским эгоцентрическим социальных гражданских чувств. Это предполагает возможность создания для учащихся, находящихся в этом возрасте, условий, способствующих принятию и проявлению экологоориентированной личностной позиции и адекватного ей поведения в окружающей среде, формированию экологической компетентности. вместе с тем повседневное поведение взрослых, их пренебрежение нормами экологии и нравственности, как показывают опросы, порождает у старшеклассников представление о бесполезности экологических знаний, они чаще всего практически не востребованы, и молодые люди, зная о глобальных экологических проблемах, не осознают своей сопричастности к их разрешению, знают о правилах природоохранной деятельности, но не осуществляют ее.
А.А. Вербицкий, С.Д. Дерябо, Б.Т. Лихачев, В.М. Назаренко, В.А. Ясвин и др. указывают на причины недостаточной подготовленности учителей: неготовность учителей к обсуждению со старшеклассниками экологических проблем, к пробуждению интереса к ним; недостаточная разработанность критериев отбора содержания и адекватных ему технологий подготовки будущих учителей к решению задач экологического образования. Это также относится к педагогам биологических дисциплин как наиболее близкого к этой сфере профиля.
Проблемам, которые связаны со спецификой формирования готовности будущих учителей к воспитанию у старшеклассников экологического мировоззрения в условиях глобальных экологических проблем, в последнее время уделяется пристальное внимание. Сложились определенные теоретические предпосылки для их решения. Исследованию основных подходов к определению сущности, структу-
О Корнилова Л.А., 2018