ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ
Implementation of principles of developmental education in the system of professional training of a modern teacher of music in higher school
The article deals with the principles of developmental education in the context of training of a future music teachers for professional activities. The author gives the methodological grounds for the necessity to include a problematic situationin the learning process as a means of development of the intellectual sphere and creative thinking, activation of the cognitive and creative work of students. The developmental training is considered in terms of the instrumental and performing training of future music teachers in higher school.
Key words: developmental education, problem situation, creative and transformative activity, intellectual activity, creative thinking.
(Статья поступила в редакцию 09.02.2018)
А.М. кАУНОВ (волгоград)
ФОРМИРОВАНИЕ ЛИЧНОСТНО-ДЕЛОВЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ У СТУДЕНТОВ - БУДУЩИХ УЧИТЕЛЕЙ ТЕХНОЛОГИИ И ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА
Освещаются перспективы, возможные пути и особенности формирования личностно-де-ловых компетенций обучающихся в процессе экономико-технологической подготовки в условиях модернизации российского образования. Более подробно рассматриваются аспекты реализации опытно-экспериментальных исследований по выявлению эффективности специально организованной учебной работы.
Ключевые слова: деловая личность, личностные качества, компетенции, предприниматель, социально-экономические условия, бизнес-проекты, опытно-экспериментальная работа, исследования.
Современные общественно-исторические условия, новые тенденции развития российского общества предусматривают осуществление преобразований в различных сферах жиз-
О Каунов А.М., 2018
ни (экономической, политической, социальной и др.), тем самым требуя изменить привычные подходы к воспитанию подрастающего поколения.
В последние годы значительная часть российской молодежи оказалась вовлеченной в предпринимательскую деятельность, что стало следствием перехода России к рыночной экономике. Но, как правило, у большинства молодых начинающих предпринимателей многих регионов россии отсутствует соответствующая экономическая и социально-нравственная подготовка. Это привело к низкой эффективности самостоятельной деятельности молодых людей, связанной с недостаточным уровнем развития ряда деловых и личностных качеств, необходимых для успешной работы в коллективе в новых экономических условиях, определяющих новые взаимоотношения и взаимодействие человека с другими людьми.
На сегодняшний день в учреждениях общего образования остро встают следующие вопросы: каким образом учителя реализуют бизнес-подготовку обучающихся на уроках технологии в основной и профильной школе, что она дает и к чему готовит учащихся-выпускников, а также как это следует учитывать при реализации экономической подготовки и бизнес-подготовки студентов на экономико-технологических факультетах педагогических вузов, будущих учителей и экономики, и технологии. Для того чтобы правильно организовать предпринимательское обучение школьников, необходимо понимание тех качеств личности, которыми должен обладать успешный предприниматель. Поэтому в первую очередь надо ответить на вопрос о том, можно ли и как с помощью обучения сформировать у индивида предпринимательские качества, которые определяют его готовность к успешному предпринимательству [1]. В этой связи целями настоящего исследования стали изучение вопросов и особенностей формирования личностно-деловых компетенций у студентов педвуза - будущих учителей технологии, научное обоснование и разработка практических рекомендаций по их формированию.
В психолого-педагогической литературе широко представлены работы, посвященные изучению отдельных качеств личности: активности (А.М. Матюшкин, Т.И. Шамова), самостоятельности (М.Н. Скаткин); определению состава профессионально значимых качеств
ИЗВЕСТИЯ вгпу
инженера-педагога(Э.Ф.Зеер,Е.И. Тюпонник); нравственно-этических качеств в области предпринимательства (Т.Н. Скиба); нравственно-волевых качеств (Л.Я. Журкина). Предприимчивость, базисные деловые и организаторские качества освещались в работах А.М. Каунова, Ю.А. Жадаева, Т.В. Елиеиной, Е.Н. Ильиной, Э.Д. Новожилова, И.Л. Руденко, М.Н. Умутба-ева, И.М. Харченко и др. [1; 2, с. 4-5].
И.А. Сасова исследовала проблемы формирования качеств личности хозяина производства, наделенного экономическим потенциалом, активно участвующего в экономической деятельности по совершенствованию организации и управления производством и др. [4, с. 3-12]. У.У. Умаев разработал модель способной к предпринимательской деятельности личности, включающую предприимчивость как интегративное качество, деловой этикет как основу взаимодействия субъектов предпринимательской деятельности, специальные знания и умения как содержательную основу предпринимательской деятельности [5, с. 7]. в работе Н.к. Степаненкова показан воспитательный аспект системного подхода к формированию качеств личности, разработана методика функционирования воспитательной системы [3, с. 25-26].
А.М. Каунов, В.П. Максимов в своих исследованиях показали, что организация учебно-предпринимательской деятельности школьников на базе ученического предприятия может служить основой успешной подготовки учащихся к предпринимательской деятельности и развития их личностно-деловых качеств [2; 3, с. 3-8]. Л.М. Фуксон отмечает, что деловые качества представляют собой совокупность творческих, исполнительских и организаторских качеств личности, позволяющих ей оптимально реализоваться в трудовой деятельности [6, с. 29]. Выявлению личностных качеств обучающихся и использованию результатов диагностирования для обеспечения их профессионального самоопределения в соответствии с деловыми качествами посвящались исследования О.В. Шушпановой, Н.А. Гвоздевой, А.Ф. Ахматова [3, с. 25].
в настоящее время во многих исследованиях вместо термина «личные качества» появился термин «компетентность», который обозначает самые разные явления: умственные действия (процессы, функции) и личностные качества человека, мотивационные тенденции, ценностные ориентации, практические умения и навыки и т. д. разделяются также ключевые
компетенции, имеющие определяющее значение для характеристики специалиста, и дополнительные компетенции, опосредованно влияющие на общую профессиональную компетентность. Ключевые компетентности необходимы для любой профессиональной деятельности, они связаны с успехом личности в быстро меняющемся мире.
Сейчас образование фокусируется на индивидуализации результатов и личной ответственности. Здесь формируется еще один аспект: образовательный процесс должен быть установлен таким образом, чтобы обучаемые могли не только приспосабливаться в стремительно трансформирующемся обществе, но и быть способными к переустройству этого общества, а значит, не только обладать знаниями, но и уметь использовать их в процессе личной профессиональной и творческой деятельности. На наш взгляд, наиболее перспективным в части приобщения учащейся молодежи к современным реалиям жизни в условиях рынка и их будущей трудовой деятельности во взрослой жизни является привлечение их еще со школьной скамьи к выполнению учебных творческих и реальных предпринимательских проектов.
Главное отличие предпринимательских проектов от метода творческих проектов состоит в том, что в структуре первых дается бизнес-обоснование разрабатываемой идеи (объекта), а у вторых - технико-экономическое обоснование (ТЭО). ТЭО по своим функциям во многом близко к бизнес-плану, но представляет собой специфический плановый раздел с особым акцентом на развитии или создании промышленно-технических, технологических и других объектов. В нем коммерческие, рыночные, маркетинговые и другие проблемы школьного (и, возможно, взрослого) бизнеса остаются практически нераскрытыми. Другими словами, если говорить о ТЭо, то оно имеет более узкий специфический характер по сравнению с бизнес-планом и не способствует формированию у обучающихся необходимых для успешной будущей жизнедеятельности бизнес-компетентностей.
Поэтому, как представляется, выполнение межпредметных предпринимательских проектов является одним из весьма перспективных и эффективных средств формирования личностно-деловых качеств и бизнес-ком-петентностей у студентов в вузе, которые смогут быть востребованными на рынке труда педагогического образования как конкуренто-
способные специалисты, и у старшеклассников в школе для подготовки к рыночным условиям жизнедеятельности.
В нашем исследовании мы соотнесли понятие деловых качеств личности и понятие компетенции в контексте компетентностного подхода к обучению и сделали предметом нашего исследования личностно-деловые компетенции студентов педвуза, которые определяются нами как совокупность индивидуальных способностей, социальных навыков и специальных знаний и умений (профессиональной компетентности), позволяющая при нравственно правильном выборе средств и методов принимать рациональные решения и, не игнорируя законодательство, добиваться намеченных целей в различных сферах жизнедеятельности, в том числе и в бизнесе [1; 2]. В данном случае понятие «деловая личность» рассматривается как перспективная модель жизни и профессиональной деятельности человека в новых социально-экономических условиях. Для того чтобы проверить нашу гипотезу, мы провели опытно-экспериментальную работу, направленную на формирование ключевых компетенций, необходимых для осуществления успешной профессиональной деятельности будущих учителей технологии и предпринимательства.
Первым этапом нашего исследования стал констатирующий эксперимент, целью которого было выявить с помощью специальных методик уровень развития личностно-деловых компетенций у студентов - будущих учителей технологии. Полученные нами данные позволяют заключить, что у 80 % из обследуемых данные компетенции недостаточно развиты.
По результатам проведенного диагностического исследования была выявлена необходимость развития личностно-деловых компетенций у студентов. Целью формирующего эксперимента являлось развитие у студентов индивидуальных способностей, специальных знаний, умений и навыков, а также социальных навыков, которые являются основой личностно-деловых компетенций.
Формирующий эксперимент по развитию личностно-деловых компетенций мы выстроили в нескольких направлениях:
1) через формирование представлений о
них;
2) систему деловых игр с экономической тематикой;
3) организацию со студентами бизнес-проектов мини-предприятий вне расписания занятий с целью составления и обсуждения бизнес-
КИЕ НАУКИ -
плана развития мини-предприятия, изучения рынка, т. е. моделирования предпринимательской деятельности.
Последним этапом нашего исследования стал контрольный эксперимент, целью которого было изучение изменений в сфере лич-ностно-деловых компетенций у студентов. На этапе контрольного исследования студентам снова предлагались методики, которые применялись на этапе констатирующего эксперимента.
В процессе выявления уровня развития личностно-деловых компетенций у студентов был сделан вывод о том, что у 70 из 80 % испытуемых повысился уровень развития лич-ностно-деловых компетенций. Результаты формирующего эксперимента подтвердили наше предположение о том, что формирование лич-ностно-деловых компетенций у студентов -будущих учителей технологии будет успешным при условии, если организовать развивающую работу, включающую формирование представлений о личностно-деловых компетенциях, проведение деловых игр с экономической тематикой, создание со студентами мини-предприятия с целью проектирования и моделирования предпринимательской деятельности.
Таким образом, в процессе проведенного нами исследования мы подтвердили наше предположение и продемонстрировали эффективность специально организованной работы (образовательно-предпринимательской подготовки и воспитания), направленной на развитие личностно-деловых компетенций у студентов - будущих учителей технологии и предпринимательства, а также их способность к самоменеджменту в наиболее актуальном поле деятельности (таком, как рынок, экономика) через обретение собственного опыта бизнес-деятельности в процессе обучения / образовательно-предпринимательской подготовки и воспитания учащихся, характеризующееся наличием интегрированных валидных профессиональных знаний и умений.
Очевидно, что даже при изучении технологии компетентность как умение мобилизовать в данной ситуации полученные знания и практический опыт не формируется самопроизвольно, а требует целенаправленной систематической работы педагогов и соответствующего методического обеспечения.
Список литературы
1. Каунов А.М. Деловая личность - ориентир для учителя технологии и предпринимательства // Школа и производство. 1996. № 3. С. 12-15.
известия вгпу
2. Каунов A.M. Предпринимательство в системе образования: учеб.-метод. пособие. Волгоград: Перемена, 2003.
3. Mаксимов В.П. Учебно-предпринимательская деятельность школьников: дис. ... д-ра нед. наук. Брянск, 2004.
4. Обухова Т.В. Формирование нрофессио-нальных качеств и предпринимательской активности выпускников высшей школы: автореф. дис. . канд. пед. наук. M., 2004.
5. Орешин Д.Н. Воспитание деловой активности у учащихся 7-8-х классов в процессе технологической подготовки: дис. ... канд. нед. наук. Коломна, 2000.
6. Сасова KA. Теория и практика экономической подготовки школьников к труду в новых экономических условиях хозяйствования: автореф. дис. ... д-ра нед. наук. M., 1989.
7. умаев у.у. Педагогические условия подготовки школьников к предпринимательству: авто-реф. дис. ... канд. нед. наук. Mахачкала, 2000.
8. Фуксон ЛМ. Развитие деловых качеств у старшеклассников в условиях свободной экономической зоны: автореф. дис. ... канд. нед. наук. M., 1994.
* * *
1. Kaunov A.M. Delovaja lichnost' - orientir dlja uchitelja tehnologii i predprinimatel'stva // Shkola i proizvodstvo. 1996. № 3. S. 12-15.
2. Kaunov A.M. Predprinimatel'stvo v sisteme obrazovanija: ucheb.-metod. posobie. Volgograd: Pe-remena, 2003.
3. Maksimov V.P. Uchebno-predprinimatel'skaja dejatel'nost' shkol'nikov: dis. . d-ra ped. nauk. Brjansk, 2004.
4. Obuhova T.V. Formirovanie professional'nyh kachestv i predprinimatel'skoj aktivnosti vypusknikov vysshej shkoly: avtoref. dis. ... kand. ped. nauk. M., 2004.
5. Oreshin D.N. Vospitanie delovoj aktivnosti u uchashhihsja 7-8-h klassov v processe tehnologiche-skoj podgotovki: dis. ... kand. ped. nauk. Kolomna, 2000.
6. Sasova I.A. Teorija i praktika jekonomiche-skoj podgotovki shkol'nikov k trudu v novyh jekono-micheskih uslovijah hozjajstvovanija: avtoref. dis. . d-ra ped. nauk. M., 1989.
7. Umaev U.U. Pedagogicheskie uslovija pod-gotovki shkol'nikov k predprinimatel'stvu: avtoref. dis. . kand. ped. nauk. Mahachkala, 2000.
8. Fukson L.M. Razvitie delovyh kachestv u star-sheklassnikov v uslovijah svobodnoj jekonomicheskoj zony: avtoref. dis. ... kand. ped. nauk. M., 1994.
Development of personal and business competences of students - future teachers of technology and entrepreneurship
The article deals with the prospects, possible ways and features offormation of personal and business competences of students in the course of economic and technological training in the conditions of modernization of the Russian education. The aspects of implementation of the experimental research-aimed atfinding out the efficiency of specially organized educational work are under consideration in the article.
Key words: business personality, personal qualities, competences, entrepreneur, socio-economic conditions, business projects, experimental work, research.
(Статья поступила в редакцию 26.02.2018)
В.А. МИТРАХОВИЧ (Санкт-Петербург) А.В. КОБЯКОВ (Москва)
КРИТЕРИИ и уровни СФОРМИРОВАННОСТИ ПРАВОСОЗНАНИЯ ВОЕННОСЛУЖАЩИХ ФЕДЕРАЛЬНОЙ СЛУЖБЫ ОХРАНЫ РОССИИ
Раскрываются критерии и уровни сформиро-ванности правосознания военнослужащих Федеральной службы охраны России. Представлены сведения для интересующихся вопросами, которые связаны с формированием правосознания различных категорий военнослужащих в российских силовых структурах.
Ключевые слова: правосознание военнослужащих ФСО России, критерии и уровни сформи-рованности правосознания военнослужащих ФСО России.
Создание новых подразделений в Федеральной службе охраны Российской Федерации, подбор кандидатов для прохождения военной службы в уже созданных подразделени-
О Mитрахович ВА., Кобяков AB., 2018