Чалков С.О.
Особенности деформации профессионального правосознания военнослужащих федеральных органов государственной охраны
Изменение структуры и задач Федеральной службы охраны Российской Федерации, добавление ряда новых функций существенно повлияли на состояние правосознания сотрудников этого федерального органа исполнительной власти. В связи с этим в настоящее время возникла необходимость исследования и качественного преобразования правосознания сотрудников федеральных органов государственной охраны согласно современным реалиям и повышению требований, предъявляемых к уровню профессионального правосознания военнослужащих.
Проведенные в федеральных органах государственной охраны исследования свидетельствуют о неудовлетворительном, существенно деформированном состоянии профессионального правосознания сотрудников, что свидетельствует о назревшей необходимости его изучения, научного обоснования и поиска путей преодоления и профилактики. Рассмотрим особенности деформации профессионального правосознания военнослужащих федеральных органов государственной охраны.
Особенность деформации профессионального правосознания у военнослужащих федеральных органов государственной охраны состоит в том, что в отличие от других профессий, где деформация правосознания одного работника может не влиять в целом на результат деятельности коллектива, в отношении деятельности военнослужащих федеральных органов государственной охраны такое явление в принципе невозможно.
Представляя правосознание в виде системы взаимосвязанных элементов: правовых знаний, идей, взглядов, представлений, установок, чувств, ценностных ориентаций и т.д., реализуемых в ходе служебной деятельности, - можно говорить о правосознании как о системно-структурном явлении. По убеждению автора, первым признаком деформации профессионального правосознания сотрудников федеральных органов государственной охраны выступают искажения, нарушение всех или нескольких элементов структуры, вызывающие негативные изменения, которые находят свое отражение в различных аспектах профессиональной деятельности, а также в личности военнослужащего.
Второй признак деформации профессионального правосознания - ее массовость. О деформации профессионального правосознания как о массовом явлении следует говорить тогда, когда оно приобретает значительную распространенность, становится регулярным и всеобъемлющим (тенденция роста в последние годы количества проступков и правонарушений подтверждает данный тезис).
Третий признак деформации профессионального правосознания военнослужащих федеральных органов государственной охраны - ее влияние на сопредельные сферы жизни общества. Влияние деформации на сферу социальных отношений очевидно, поскольку ошибки в профессиональной деятельности одного военнослужащего персонифицируются в общественном сознании как недостатки всех сотрудников федеральных органов государственной охраны, что, безусловно, находит свое отражение в политической сфере, а также негативно воздействует на область культуры, которая, с одной стороны, страдает от деформации, а с другой - сама в порядке обратной связи оказывает на нее то или иное влияние.
Четвертый признак деформации профессионального правосознания военнослужащих федеральных органов государственной охраны - ее развитие, подвижность. Данный признак наблюдается в содержании, формах и способах проявления. От наиболее мягких форм, например правового инфантилизма, до наиболее опасной формы деформации профессионального правосознания военнослужащих федеральных органов государственной охраны - правового нигилизма.
Пятым признаком деформации профессионального правосознания военнослужащих федеральных органов государственной охраны следует выделить наличие степени общественной опасности, проявляющейся в формировании и реализации корыстных замыслов конкретных сотрудников. Речь идет о тех ситуациях, когда недобросовестное исполнение служебных обязанностей военнослужащих ставит под угрозу какую-либо сторону безопасности объектов государственной охраны (информационную, личную безопасность), что приводит к нарушению системы безопасности объектов государственной охраны в целом.
Представленный ряд признаков деформации профессионального правосознания не является окончательным, и в принципе допустимо говорить о маргинальном предкризисном пороге, характеризующемся как перелом с дальнейшей тенденцией ухудшения состояния правосознания сотрудников федеральных органов государственной охраны, который в конечном результате может способствовать образованию кризиса. Речь идет о проявлении крайней формы негативно-правового радикализма - перерождении профессионального правосознания у отдельных сотрудников, совершении военнослужащими федеральных органов государственной охраны преступлений.
Именно вышеуказанные признаки являются той основой, которая дает возможность ограничить ее от положительного правосознания и других смежных социальных явлений. Рассмотрим формы проявления деформации профессионального правосознания.
Правовой инфантилизм в наше время является довольно распространенной формой деформации профессионального правового сознания военнослужащих федеральных органов государственной охраны. Так, в ходе проводимого нами исследования респондентам из числа военнослужащих было предложено ответить на следующий вопрос: «Знаете ли Вы свои основные (конституционные), должностные и специальные права и гарантии?» Большинство военнослужащих (85,8 %) с уверенностью констатируют знание лишь должностных прав и гарантий, однако практически половина опрошенных ответили, что «знают недостаточно» свои гражданские (46,9 %), политические (56 %) и социально-экономические (56,8 %) права и их гарантии.
Несформированность правового знания - это широко распространенное явление. Оно означает, что военнослужащие получили недостаточный уровень знаний о праве и правовой действительности, это отрицательно сказывается на их взглядах и установках, не дает им возможности правильно осознавать и признавать правовую реальность и соответствующим образом строить правовую реальность.
Говоря о данном способе проявления правового инфантилизма у сотрудников федеральных органов государственной охраны, следует отметить, что несформированность затрагивает, прежде всего, нормативный элемент правового сознания (то есть правовую идеологию), служащий важным средством в регулировании поведения людей. Но картина будет не полной, если механизм поведения людей обосновывать только нормативным регулированием. Важная роль в этом принадлежит и ненормативному элементу правосознания - правовой психологии, что требует от личности умения правильно оценивать те факты и явления, которые выражаются в правовых чувствах, навыках и привычках военнослужащих.
На уровне профессионального правосознания сотрудников территориальных подразделений правовой нигилизм проявляется в форме:
- пассивно-безразличного отношения к праву, вызванного неверием в его способности регулировать общественную жизнь. Оно проявляется, прежде всего, в том, что сотрудники отказываются обращаться за помощью к командирам и начальникам, в суд и в другие правоохранительные органы. Так, при проведении анкетирования на вопрос: «Какова вероятность защиты Ваших прав при обращении?» а) к командиру - каждый четвертый сотрудник ответил, что «незначительная», б) к судебным органам - каждый второй «затруднился ответить», каждый четвертый отметил, что «незначительная». И как следствие при ответе на вопрос: «Какая сторона служебной деятельности вызывает наибольшее беспокойство?» - 40,7 % респондентов отметили «низкую правовую защищенность сотрудников и членов их семей»;
- откровенное игнорирование требований юридических норм на основе пренебрежительного отношения к праву, когда оно не сопровождается совершением преступлений и иных правонарушений. Это чаще всего бывает вызвано правовым невежеством и отсутствием должной правовой культуры и представляет собой способ демонстративного противопоставления личных интересов общественным. В ходе проводимого нами исследования респондентам из числа сотрудников было предложено ответить на следующий вопрос: «Всегда ли Вы придерживаетесь норм законов и ведомственных приказов в служебной деятельности?», на что 22,4 % опрошенных сотрудников ответили «нет» и основными мотивами этого выделили: 68,7 % - «приходится ориентироваться не столько на законы и приказы сколько на жизненные реалии», 31,3 % военнослужащих делают это «в целях упрощения выполнения поставленной задачи», кроме того, 22,3 % опрошенных сотрудников, давших утвердительный ответ на вопрос о том, придерживаются ли они норм законов и ведомственных приказов, отметили, что «стремление следовать закону иногда заканчивается неудачей».
В этом случае дефектность правового сознания сотрудников проявляется в нигилистическом отношении к праву, закону, правам граждан, иным правовым ценностям в целом, при этом требования и запреты обретают устоявшийся формальный характер.
Вместе с тем мы полагаем, что представленную классификацию искаженных форм профессионального правосознания военнослужащих федеральных органов государственной охраны необходимо дополнить ранее исследованными* при изучении деформации профессионального правосознания следователей органов внутренних дел формами деформации, в числе которых проявляют свои признаки в среде военнослужащих федеральных органов государственной охраны: спекулятивно-правовой популизм и нравственно-правовой конформизм.
Автор полагает, что спекулятивно-правовой популизм представляет собой такую форму деформации профессионального правосознания сотрудников федеральных органов государственной охраны, при которой профессиональная деятельность частично направлена на оценку внешней стороны собственного труда путем «выпячивания» его значимости, возвеличивания собственной роли безотносительно к реальному содержанию.
Проявления спекулятивно-правового популизма в деятельности военнослужащих, а также в их вербальных реакциях, наблюдались нами в ходе проводимого исследования. К числу подобных проявлений относятся:
- ведомственно-корпоративные интересы, заключающиеся в стремлении любой ценой представить в выгодном свете результаты работы ведомства, поддержать его престиж и обеспечить неуязвимость для критики;
- узкогрупповые интересы работников подразделений, выражающиеся в стремлении представить в выгодном свете перед контролирующими органами результаты работы данного подразделения, обеспечив его неуязвимость для критики;
- личные эгоистические интересы сотрудника, его карьеристские устремления, а также мотивы защиты и сохранения собственного служебного статуса и соответствующих ему материальных благ, иными словами, стремление представить в выгодном свете перед своим начальником, надзорными и контролирующими инстанциями результаты собственной деятельности.
Одной из форм проявления деформации профессионального правосознания сотрудников федеральных органов государственной охраны, по мнению автора, является также нравственно-правовой конформизм.
Автор полагает, что нравственно-правовой конформизм представляет собой такую форму деформации профессионального правосознания, которая характеризуется пассивным принятием существующего порядка, отсутствием адекватной оценки правовых принципов, ценностей права и морали. Проявления нравственно-правового конформизма наблюдаются:
- в расчете на покровительство и защиту со стороны вышестоящих инстанций и коллег по работе в случае того или иного проступка, уверенность в «праве на ошибку», неизбежности нарушений законности и безнаказанности собственных противоправных действий;
- в ориентации на некритическое подчинение любым требованиям, исходящим из вышестоящих инстанций и от влиятельных лиц, в податливости указаниям и давлениям, которые расходятся с законами, ведомственными приказами, должностными инструкциями.
В подтверждение можно привести результаты анкетного опроса, где на вопрос: «Какие факторы существенно влияют на продвижение по службе?», 26,0 % военнослужащих выделяют в числе таких факторов «хорошее отношение с начальством», а 21,8 % надеются на «удачное стечение обстоятельств», и лишь 11,8 % сотрудников таковым фактором выделяют «работоспособность».
Таким образом, деформация профессионального правосознания сотрудников федеральных органов государственной охраны автору представляется как социальное явление, характеризующееся изменением сознания, при котором у носителей формируются определенные идеи, представления, взгляды, знания, чувства и настроения, переживания и эмоции, которые искаженно отражают юридическую действительность и выражают отрицательное отношение к действующему праву, законности и правопорядку, влияющее на исполнение правореализующей функции по обеспечению безопасности объектов государственной охраны.
Следовательно, изучение особенностей деформации профессионального правосознания военнослужащих федеральных органов государственной охраны позволило выделить пути преодоления (ограничения, устранения) деформации правосознания. Основой преодоления деформации правосознания сотрудников федеральных органов государственной охраны является формирование у военнослужащих системы духовных ценностей. Ценностные основания могут быть выражены как совокупность ценностей общегражданского и военно-профессионального характера. К первой группе духовных ценностей относятся: гражданственность, гуманизм, общественный долг, самоотверженность, трудолюбие, интеллект, свобода совести, забота о воспитании детей, художественно-эстетические ценности и др. Ко второй группе - патриотизм, воинский долг, воинская честь, достоинство военнослужащего, воинская дисциплина и дисциплинированность, героизм, мастерское владение военной техникой и оружием, боевые традиции и др. Эти ценности играют важную роль в обновлении и переориентации правосознания военнослужащих федеральных органов государственной охраны.
Существенными барьерами, сдерживающими процессы образования и развития деформации профессионального правосознания военнослужащих, являются систематическая профессиональная подготовка, переподготовка и повышение квалификации. В этой связи необходимо введение нормативного ведомственного ограничения срока, в течение которого военнослужащий должен быть направлен на курсы повышения квалификации.
Целенаправленное преодоление деформации профессионального правосознания во многом обусловливается социально-экономическими причинами и условиями искаженности общественного сознания. В этом случае существенным направлением на преодоление деформации профессионального правосознания военнослужащих является адекватное применение к их деятельности материальных и моральных форм поощрения. В связи с этим возникает необходимость подготовки и утверждения на ведомственном уровне систематизированной программы премирования и поощрения сотрудников, ос-
новной задачей которой будет являться формирование ценностных установок, исключающих корыстный умысел при исполнении служебных обязанностей.