Научная статья на тему 'Модель формирования правосознания старшеклассников в проектной деятельности'

Модель формирования правосознания старшеклассников в проектной деятельности Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
299
44
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МОДЕЛЬ / СОЦИАЛЬНОЕ ПРОЕКТИРОВАНИЕ / ПРАВОСОЗНАНИЕ СТАРШЕКЛАССНИКА / MODEL / SOCIAL PLANNING / LEGAL CONSCIOUSNESS OF HIGH SCHOOL STUDENTS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Сахарчук Елена Ивановна, Радченко Лидия Алексеевна

Представлена модель формирования правосознания старшеклассников в проектной деятельности, построенная на основе личностного, деятельностного и аксилогического подходов. Каждый этап модели соответствует определенной стадии социального проектирования, которое является основным педагогическим средством формирования самосознания старшеклассников. Детально описана методика работы со старшеклассниками на каждом этапе процесса формирования у них правосознания.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The article represents the model of formation of the legal consciousness of high school students in project activities based on the personality, activity and axiological approaches. Each stage of the model corresponds to a particular stage of social planning, which is the main pedagogical means of formation of consciousness of high school students. The authors give a detailed description of the method of working with high school students at each stage of the process of developing their legal consciousness.

Текст научной работы на тему «Модель формирования правосознания старшеклассников в проектной деятельности»

педагогические науки

новый взгляд на понятия маскулинности, фе-мининности, целостность картины мира в художественно-эмоциональных хореографических тендерных образах, эгалитарные (равноценные) взаимоотношения.

Педагоги-хореографы в ходе нашего исследования проявляют равноправное, равноценное отношение к детям обоего пола (без элементов сексизма), оказывают педагогическую поддержку в освоении детьми понятий «новая маскулинность», «новое отцовство», «новая фемининность», которые расширяют представления детей о гендерных взаимоотношениях на основе эгалитарных позиций, понимания непротивопоставления, отсутствия доминирования в отношениях мужчины и женщины, создания равных условий для их наиболее полной самореализации. В ходе исследования в общеобразовательной школе на занятиях хореографии создаются благоприятные условия для:

- становления гендерной субъектности девочек и мальчиков младшего школьного возраста;

- развития способности к выявлению проявлений сексизма, критического отношения к предрассудкам и гендерным стереотипам;

- отработки умений построения конструктивного диалога в гендерных взаимоотношениях - доброжелательных, дружеских, партнерских;

- создания таких хореографических образов на занятиях по хореографии, которые соответствуют современной социокультурной и педагогической реальности.

список литературы

1. Каменская Е.Н. Тендерный подход в педагогике: автореф. дис. ... д-ра пед. наук. Ростов н/Д., 2006.

2. Столярчук Л.И. Тендерный подход в условиях непрерывного образования // Изв. Волгогр. гос. пед. ун-та. 2012. № 4(68). Сер.: Педагогические науки. С. 33-37.

3. Столярчук Л.И. Методология целостности в понимании и реализации гендерного подхода в образовании // Изв. Волгогр. гос. пед. ун-та. 2017. № 3(116). С. 23-27.

1. Kamenskaja E.N. Gendemyj podhod v peda-gogike: avtoref. dis. ... d-ra ped. nauk. Rostov n/D., 2006.

2. Stoljarchuk L.I. Gendernyj podhod v uslovijah nepreryvnogo obrazovanija // Izv. Volgogr. gos. ped.

un-ta. 2012. № 4(68). Ser.: Pedagogicheskie nauki. S. 33-37.

3. Stoljarchuk L.I. Metodologija celostnosti v po-nimanii i realizacii gendernogo podhoda v obrazova-nii // Izv. Volgogr. gos. ped. un-ta. 2017. № 3(116). S. 23-27.

Pedagogical conditions for formation of gender culture of younger school students in choreography classes

The article substantiates the pedagogical conditions forformation of the gender culture of younger school students in choreography classes at school.

Key words: gender culture, young learners, choreography classes, pedagogical conditions.

(Статья поступила в редакцию 04.08.2017)

Е.и. САХАрчуК, л.А. рАДчЕшо

(Волгоград)

модель формирования правосознания старшеклассников в проектной деятельности

Представлена модель формирования правосознания старшеклассников в проектной деятельности, построенная на основе личностного, деятельностного и аксилогического подходов. Каждый этап модели соответствует определенной стадии социального проектирования, которое является основным педагогическим средством формирования самосознания старшеклассников. Детально описана методика работы со старшеклассниками на каждом этапе процесса формирования у них правосознания.

Ключевые слова: модель, социальное проектирование, правосознание старшеклассника.

Формирование правосознания личности в образовательном процессе общеобразовательной организации является одной из актуальных проблем современной педагогической науки и практики. Значимость и острота проблемы подтверждаются выявленными в результате анализа практики формирования право-

О Сахарчук Е.И., Радченко Л.А., 2017

* *

*

ИЗВЕСТИЯ вгпу

сознания старшеклассников противоречиями между:

- существующей объективной необходимостью формирования правосознания старшеклассников в образовательном процессе средней школы и отсутствием научно обоснованной модели построения этого процесса, недостаточной разработанностью научных представлений о составе, структуре, критериях и условиях становления правосознания;

- провозглашением приоритета формирования правосознания учащихся как одной из целей современного школьного образования и недостаточной разработанностью научных основ процесса формирования правосознания у старших школьников в проектной деятельности;

- имеющимися резервными возможностями проектной деятельности в формировании правового самосознания старшеклассников и недостаточной теоретической обоснованностью педагогических условий эффективности данного процесса.

В качестве теоретических оснований для построения модели процесса формирования правосознания старшеклассников выбраны личностный, деятельностный и аксиологический подходы.

Личностный подход нацеливает на рассмотрение старшеклассника как носителя индивидуального правосознания; предполагает признание приоритета индивидуальности старшеклассника, который является субъектом правового образования; позволяет обратиться к индивидуальному опыту учащегося, его потребности в самоопределении, самосовершенствовании в правовом развитии.

Так, основными характеристиками личностного подхода, необходимыми при проектировании педагогического процесса, являются гуманистические способы взаимодействия субъектов педагогического процесса; развитие смысловой сферы личности, способности к рефлексии. В основу личностного подхода положен методологический принцип единства двух планов воздействия - внешнего (процессуального) и внутреннего (психологического). такое образование направлено на формирование личностного опыта, являющегося в форме переживания, смыслотворчества, саморазвития [5].

Необходимым условием формирования личностного опыта старшеклассников выступает обогащение его компонентов, выделенных Е.В. Бондаревской: аксиологического (общечеловеческие ценности, которые являются

предметом выбора, обсуждения, переживания, критической оценки, «присваиваются» сознанием личности, становятся личностными смыслами ее отношений к миру, людям, самой себе), культурологического (культурные среды, в которых разворачивается жизнедеятельность личности, общекультурные способности, востребованные в воспитании), жизне-творческого (события жизни, способы их организации и проживания, способы изменения своего бытия, преобразования жизненной среды), морально-этического (накопление опыта переживания и проживания эмоционально насыщенных ситуаций гуманного, нравственного поведения), гражданского (участие в общественно полезных делах, проявление гражданских чувств, отстаивание прав человека и другие ситуации, развивающие опыт гражданского поведения), личностного (насыщенность жизнедеятельности детей ситуациями реальной ответственности, свободного выбора, принятия решений, рефлексии своих поступков, поведения, способов самооценки и самокоррекции, самоанализа и самовоспитания) [1].

Деятельностный подход имеет отчетливо выраженную практическую направленность. Основные положения нацеливают на формирование у старшеклассников умений моделирования правомерного поведения в соответствии с полученными знаниями в конкретных ситуациях жизнедеятельности. С позиций деятельностного подхода основополагающим для нашего исследования является положение о взаимосвязи деятельности и развития личности. Для каждого периода развития личности характерна своя ведущая деятельность. А.Н. Леонтьев отмечает, что ведущая деятельность - это такая деятельность, развитие которой обусловливает главнейшие изменения в психических процессах и психологических особенностях личности ребенка на данной стадии его развития [3].

основой аксиологического подход а является обращение к личности старшеклассника, его внутреннему миру, к чувствам и эмоциям, сознанию и долгу. Процесс формирования правосознания старшеклассников в проектной деятельности должен быть наполнен ценностями, установками, отношениями, смыслами. основным условием развития правосознания старшеклассника и его самореализации является постоянный поиск, переход от неудачи к успеху, который базируется на механизме ценностной ориентации. Поиск как механизм ориентации и этап формирования правосознания старшеклассника обес-

печивает осознание потребности в момент ее опредмечивания, встречи с ценностью, объектом потребности.

Таким образом, личностный, деятельност-ный и аксиологический подходы не просто находятся в тесной взаимосвязи, а обнаруживают между собой некое единство. Дополняя друг друга, они обеспечивают достижение главной цели - формирования правосознания старшеклассника.

При моделировании педагогического процесса формирования правосознания старшеклассников в процессе социального проектирования нами учтены социальные, психологические, организационные факторы, выделенные O.E. Бочаровым. Так, ученый считает, что успех правовой социализации зависит от таких факторов, как:

- обеспечение включенности молодых людей в реальные социальные отношения;

- предоставление им возможности самореализации в процессе социального взаимодействия;

- стимулирование рефлексивно-ценностного осмысления содержания и результата социально полезной деятельности, определение личностной значимости.

Самореализация в процессе социального проектирования предполагает предоставление каждому старшекласснику возможности более полно раскрыть себя в социальных отношениях.

Рефлексивно-ценностное осмысление содержания и результатов социально-проектной деятельности позволит старшекласснику осознать ее цель и значение для личностного саморазвития как гражданина страны, выявить особенности своего Я, наметить ближние и дальние перспективы [1].

Процесс формирования правосознания старшеклассников в проектной деятельности -сложная система. В ее структуре мы выделяем исходное состояние - цель - средство - условия - результат.

Исходное состояние - наличный уровень сформированности правосознания, определяющий цель педагогического процесса.

Цель - предполагаемый конечный результат процесса формирования правосознания старшеклассников, его системообразующий элемент.

Средство - педагогическое сопровождение социально-проектной деятельности старшеклассников, сущность которого заключается в стимулировании рефлексивно-ценностного осмысления старшеклассниками своего

КИЕ НАУКИ -

места в системе общественных отношений на этапах установления личностной значимости социальных проблем, поиска способов их решения, общественной работы и оценки ее результатов.

М.И. Рожков отмечает специфику педагогического сопровождения социально-проектной деятельности, заключающуюся в его направленности на поддержку молодого человека в построении им своих социальных отношений, на его обучение новым моделям взаимодействия с собой и миром, на преодоление трудностей социализации. Социально-педагогическое сопровождение, с точки зрения ученого, реализуя имманентные для данного процесса цели, выступает в качестве воспитывающего фактора. Социальное воспитание и социально-педагогическое сопровождение диалектично связаны между собой. Если социально-педагогическое сопровождение выступает в качестве фактора воспитания, то воспитание является целевой функцией социально-педагогического сопровождения [4].

O.E. Бочаров, разрабатывая вопрос о педагогическом сопровождении социального проектирования как фактора формирования гражданской позиции студенческой молодежи, выделяет три этапа: пропедевтический, актуальный и рефлексивный [1]. Пропедевтический этап направлен на формирование компетент-ностей, необходимых для принятия молодыми людьми решения о готовности к рассматриваемому виду деятельности. Актуальный этап педагогического сопровождения социально-проектной деятельности предполагает оказание старшеклассникам помощи в решении возможных трудностей. По сути, педагогическое сопровождение предполагает «кристаллизацию» в воспитанниках необходимых способностей для самостоятельного выхода из проблемной ситуации. Рефлексивный этап педагогического сопровождения социально-проектной деятельности старшеклассников направлен на стимулирование коллективной и персональной рефлексии, прогнозирование последствий сделанной социальной работы для целевой социальной группы и себя лично.

Разрабатывая технологию социально-проектной деятельности как средства формирования правосознания старшеклассников, мы опирались на рефлексивно-деятельностный подход, предполагающий стимулирование осмысления молодыми людьми личностной значимости участия в решении социальных проблем, взятие на себя ответственности за про-

цесс и результат предпринимаемых действий на всех этапах проектной деятельности.

По отношению к проектной деятельности рефлексия выступает средством не только самоанализа, но и саморазвития старшеклассников. Рефлексивная позиция, являясь механизмом творческой активности личности, позволяет развивать собственную деятельность, превращая ее в объект своего воздействия.

Для того чтобы рефлексия выступала в качестве инструмента личностного роста, необходимо развивать способность к ней. рефлексия как оценка собственного поведения и деятельности позволяет сохранять актуальный уровень личностного развития, тогда как развитие способности к рефлексии - фактор личностного роста. Оно выражается в увеличении рефлексивно актуализированного пространства жизненного опыта, степени глубины и истинности выявления причинно-следственных связей в контексте собственной деятельности, в повышении уровня осознанности мотивов поведения, взаимосвязей и взаимозависимостей в социальном окружении.

Развитие способностей к рефлексии может осуществляться при организации ситуации обращения старшеклассников к собственному опыту проектирования и реализации проектов. Важно, чтобы субъекты формирования правосознания старшеклассников были ориентированы на повседневную актуализацию у них способности к рефлексии, материалом для которой становятся ситуации проектирования, возникающие затруднения в деятельности по реализации проекта, общения и межличностных отношений.

Итак, условие эффективности педагогического сопровождения - использование реф-лексивно-деятельностного подхода, способствующего формированию субъектного отношения к событиям, происходящим в современном обществе; стимулированию осмысленного гражданского выбора старшеклассниками своей позиции в социальных отношениях; обеспечению педагогического сопровождения процесса поиска, разработки и решения старшеклассниками социально значимой проблемы и ее реализации; организации рефлексивного осознания молодыми людьми личностной значимости процесса участия в социальном проектировании.

Подводя итоги сказанному, мы заключаем, что социальное проектирование может рассматриваться в качестве средства формирования правосознания старшеклассников, если будет обеспечено его педагогическое сопровож-

дение, основанное на рефлексивно-деятель-ностном подходе. При этом должны быть соблюдены следующие условия:

- формирование субъектного отношения старшеклассников к событиям, происходящим в современном обществе;

- стимулирование осмысленного гражданского выбора старшеклассниками своей позиции в социальных отношениях;

- обеспечение педагогического сопровождения процесса поиска, разработки и решения старшеклассниками социально значимой проблемы и ее реализации;

- организация рефлексивного осознания молодыми людьми личностной значимости процесса участия в социальном проектировании.

В модели формирования правосознания у старшеклассников в проектной деятельности мы выделяем три этапа: мотивационно-ориентационный, социально-деятельностный, оценочно-рефлексивный. Каждый этап модели совпадает с определенной стадией технологии социального проектирования. Так, мотивационно-ориентационный этап реализуется на стадиях «Подготовка к проекту» и «Выбор проблемы»; социально-деятельностный -на стадиях «Сбор и анализ информации», «Разработка собственного решения проблемы», «Реализация проекта»; рефлексивно-оценочный - на стадиях «Подготовка к защите проекта», «защита проекта» и «Рефлексия».

Первый этап модели (мотивационно-ори-ентационный), реализуемый на I и II стадиях социального проектирования, направлен на конкретизацию для каждого учащегося собственной мотивации участия в проекте; формирование интереса к правовой, общественной сторонам жизни общества, потребности в реализации своих прав и обязанностей как гражданина. На данном этапе предполагается овладение знаниями (или их конкретизация - в зависимости от уровня подготовки старшеклассников) о социальных проблемах, конституционных правах и обязанностях гражданина, о ценности права.

Перечислим основные методы и приемы педагогического сопровождения формирования правосознания на данном этапе модели.

- На стадии «Подготовка к участию в проекте» - беседа, встречи со школьниками, имеющими опыт социального проектирования, посещение конкурсов социально образовательных проектов, знакомство с публикациями, рассказывающими об опыте ученического социального проектирования; на стадии «Выбор проблемы» - метод мозгового штурма, дис-

ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ

куссия, метод ранжирования проблем. Данные методы и приемы призваны познакомить старшеклассников с конкретным опытом гражданского участия их сверстников и технологией социального проектирования, способствовать выявлению актуальных социальных проблем.

- На стадии «Подготовка к участию в проекте» педагог в зависимости от конкретных материально-технических условий организует занятие на основе каких-либо из вышеперечисленных методов, после чего проводится беседа, в ходе которой учащимся предлагаются для обсуждения вопросы: Были ли в вашей жизни случаи, когда вам хотелось что-либо изменить в вашей школе, во дворе, микрорайоне? Затрагивала ли эта проблема интересы других людей? От кого зависит благополучие граждан? Какова роль самих граждан в решении их собственных проблем и проблем социума? Необходимо ли для того, чтобы изменить социальную ситуацию, дожидаться совершеннолетия? Какие условия нужны для того, чтобы люди вашего возраста смогли влиять на позитивное изменение социальной действительности? Известны ли вам примеры, когда люди (граждане), объединяясь, пытались изменять действительность, и им удавалось добиваться результатов? Каково ваше отношение к подобным примерам? Предложенные вопросы направлены на создание личностно значимой для учащихся ситуации, когда они, опираясь на собственный опыт, осмысливают свои впечатления, эмоции, отношения.

В процессе работы над выбором проблемы на мотивационно-ориентационном этапе формирования правосознания старшеклассников актуализируются их знания по проблемам местного сообщества; идет формирование умения и опыта участия в дискуссии и в совместном принятии решений, умения делать выбор на основе соотнесения личных и общественных интересов и нести за него ответственность. Важно, чтобы в процессе выбора проблемы и темы будущего проекта старшеклассники руководствовались интересами различных социальных групп, исходили не только из собственных потребностей, но и из потребностей других людей.

Второй этап модели формирования правосознания старшеклассников (социально-дея-тельностный), реализуемый на III, IV и V стадиях социального проекта, несет основную нагрузку по формированию правосознания. Целью данного этапа является приобретение опыта сознательного и ответственного действия в сфере отношений, урегулированных нормами права как основного источника формиро-

вания правосознания. На этом этапе предполагается актуализация знаний об основах конституционного строя Российской Федерации, об институтах государства, принципах организации местного самоуправления, о формах политического участия граждан в управлении государством, гражданском обществе и его институтах, Конституции РФ и о правовой системе страны, о роли СМИ в жизни общества или приобретение знаний по этим вопросам. кроме того, этап направлен на совершенствование умений строить кооперацию с другими людьми; собирать и анализировать данные, относящиеся к общественно-правовой жизни; анализировать юридические документы; овладение навыками дискуссии, взаимодействия с органами власти, ведения деловой переписки, проведения социологического исследования общественного мнения.

Социально-деятельностному этапу модели формирования правосознания учащихся старших классов соответствуют следующие стадии социального проекта: «Сбор и анализ информации», «Разработка собственного варианта решения проблемы», «Реализация собственного варианта решения проблемы». На стадии «Сбор и анализ информации» для решения проблемы, выбранной школьниками для своего социального проекта, привлекаются различные источники информации: материалы СМИ, юридические документы, мнения экспертов по проблеме проекта, материалы социологических опросов. На данной стадии происходит приобретение новых и углубление уже имеющихся знаний о функционировании важнейших социальных и культурных институтов общества, о полномочиях представительных и административных органов разного уровня, об опыте решения аналогичных проблем в других субъектах Российской Федерации и в мире, и на основе новых знаний происходит изменение отношения к государству, его правовой системе. особое внимание уделяется работе с юридическими документами, поскольку обязательным условием функционирования правового государства является легитимный характер преобразований и законопослушное поведение граждан. Изучение законодательной базы позволяет не только формировать умение анализировать юридический документ, но и осваивать нормы и правила, принятые в обществе, знание которых является одним из источников развития правосознания.

Источником правовой информации могут служить и эксперты - специалисты по проблеме (медики, экологи, работники правоохранительных органов, жилищно-коммунального хо-

зяйства, чиновники различного уровня). При встрече с ними участники проекта получат возможность не только расширить границы школьных познаний, но и приобрести опыт общения, пример для подражания, познакомиться с иными позициями, с иными взглядами на волнующие проблемы.

Педагогическое сопровождение на данном этапе предусматривает проведение занятий, на которых учащиеся знакомятся с навыками делового этикета: как правильно сделать телефонный звонок в организацию; как вести себя на приеме у специалиста, чиновника; как кратко, но содержательно раскрыть волнующую тебя проблему; какие задать вопросы.

Для соотнесения собственных представлений по той или иной проблеме с общественным мнением, собственных потребностей с потребностями других людей, их проблемами необходимо научить школьников проводить и обрабатывать результаты простейших социологических исследований: анкетирование, интервью. В результате формируется умение соотносить собственное отношение с позициями других людей, при оценке событий руководствоваться идеей общего блага. Для осмысления полученной информации каждой группе старшеклассников, работающих с различными источниками (средствами массовой информации, нормативными документами, материалами бесед с экспертами и социологических опросов), предлагается проанализировать ее и сделать выводы. Подобная работа позволит учащимся вырабатывать рационально-критичное отношение к государству, его правовой системе, уточнять и расширять свои знания Конституции, основных нормативных документов, знания о деятельности и механизмах формирования органов государственной власти различного уровня, понимание неизбежности разнообразия мнений. Формирование правосознания учащихся продолжается на стадии «Разработка собственного варианта решения проблемы». В ходе дискуссии методом мозгового штурма старшеклассники определяют возможные шаги по решению избранной проблемы, потенциальных социальных партнеров в работе над проектом, сроки осуществления тех или иных шагов и ответственных за их исполнение. В процессе данной работы совершенствуются умения строить кооперацию с другими людьми, действовать в рамках закона, пользоваться своими правами; проявляется ответственное отношение к обществу, соотнесение личных и общественных интересов, что

входит в число важнейших признаков правосознания. На стадии «Реализация собственного варианта решения проблемы» в зависимости от проблематики проекта, способов и путей его реализации старшеклассники включаются в различные виды деятельности: познавательную, гражданскую, трудовую, художественную. На данной стадии старшеклассники получают возможность в полной мере реализовать свои права гражданина страны, написав, например, обращение к представителю органов власти, собрав подписи под петицией к депутату любого уровня, приняв тем самым участие в функционировании и в улучшении демократических институтов; вступив во взаимодействие с властными и общественными организациями, выстраивая с ними отношения социального партнерства. Непосредственно общаясь с политическими и общественными деятелями, государственными служащими, участники проекта глубже постигают суть проходящих в стране политических и экономических преобразований, получают квалифицированное разъяснение внутренней и внешней политики государства, осознают сложность задач, стоящих перед государством и обществом, что, безусловно, повлияет на их интерес к политическим событиям и формирование отношения к государству. Школьники получат важнейшие социальные навыки: деловой переписки и делового общения, навыки ведения дискуссии.

Сама вероятность в рамках разработки и реализации социального проекта улучшить социальную ситуацию дает старшекласснику возможность осознать себя субъектом государственной и общественной деятельности, позитивно изменить собственные ценностные ориентиры, выстроить свою систему отношений к государству, гражданскому обществу, праву, самому себе как к гражданину.

оценочно-рефлексивный этап формирования правосознания, который реализуется на VI, VII и VIII стадиях социального проекта, направлен на оценку и осмысление собственного отношения к государству, праву, гражданскому обществу, самому себе как гражданину и к деятельности, в которой эти отношения проявляются. На данном этапе предусмотрено совершенствование умений и навыков представлять результаты своей работы, строить кооперацию с другими людьми, участвовать в дискуссии. оценочно-рефлексивный этап соответствует трем стадиям работы над проектом: «Подготовка к защите проекта», «защита про-

екта» и «Рефлексия». На стадии «Подготовка к защите проекта» основными методами и приемами работы являются самостоятельная работа школьников в группах по оформлению документации (папки с документами, так называемого портфолио и раздвижного стенда), написание сценария защиты проекта; тренинг по подготовке к устному выступлению на конкурсе социально-образовательных проектов.

Старшеклассники самостоятельно определяют участки работы, в соответствии с собственными способностями и интересами дела, проявляя и формируя ответственное отношение к своим обязанностям. Педагог в индивидуальных беседах, на консультациях помогает школьникам прийти к осознанию того, что защита проекта - итог совместной деятельности, коллективного труда, поэтому от качественной работы каждого зависит оценка работы всей проектной группы на конкурсе. Подготовка к защите проекта позволяет старшеклассникам приобретать и совершенствовать навыки анализа, синтеза, структурирования информации по выбранной проблеме, навыки кооперации с другими людьми; вырабатывать и проявлять чувство ответственности за результаты командной работы. В рамках подготовки к защите проекта особенно тщательная работа проводится над речью выступающих на защите, при этом предполагается индивидуальная работа с каждым выступающим.

Навык публичного выступления по социальной проблематике перед незнакомой аудиторией сегодня необходим и в политической, профессиональной и в социальной сфере. Педагог, в ходе тренинга формируя этот навык у учащихся, знакомит их с приемами политической речи, со способами привлечения внимания аудитории, преодоления страха перед слушателями при выступлении, адаптации в аудитории, с невербальными аспектами речи (жестикуляцией, позой и т.д.), с эффективным использованием наглядных пособий; отрабатывает различные стили выступления (речь-экспромт, чтение подготовленной речи, выступление по подготовленным тезисам и т.п.).

На стадии «Защита проекта» старшеклассник приобретает навыки публичного выступления, совершенствует умение вести дискуссию, отрабатывает навыки командного взаимодействия. Работа над социальным проектом завершается стадией «Рефлексия». основными методами работы на данной стадии являются беседа по подведению итогов и рефлексия. В ходе рефлексивной деятельности каж-

'КИЕ НАУКИ -

дый участник проекта оценивает результат своей деятельности и собственное участие в процессе этой деятельности.

Для того чтобы научить школьников старших классов адекватно оценивать себя и других, необходимо дать им возможность поразмышлять над тем, что дало каждому из них участие в проекте, каковы слагаемые успеха, что не удалось, каковы причины неудач (непонимание, недостаток информации, неадекватное восприятие своих возможностей, противодействие социума или др.).

Анализ, а также самоанализ объективных и субъективных причин неудач, неожиданных последствий деятельности, понимание ошибок усиливают мотивацию для дальнейшей деятельности (например, формируют личный интерес к новому знанию, если ситуацию «провала» проекта создала неудачно подобранная информация). Рефлексия способствует формированию важнейших гражданских отношений личности. Специально отобранные приемы (проблемный вопрос, стимулирующие вопросы типа почему?, что произошло, если бы...?, прием «Я-высказывание») побуждают учеников искать объяснение противоречивых явлений общественной жизни, вырабатывать собственную оценку того или иного явления, своего и чужого суждения, своих и чужих действий. В результате меняются отношения к государству, праву, гражданскому обществу, самому себе как гражданину, словом, формируется правосознание личности старшеклассника.

таким образом, процессуальные характеристики модели формирования правосознания старшеклассников в проектной деятельности, как уже отмечалось выше, требуют реализации особой профессиональной позиции педагога. Метод проектов, являющийся ведущим в социальном проектировании, перераспределяет роли участников образовательного процесса в сторону большей активности, самостоятельности учащихся, перевода их на позиции сотрудничества, оставляя педагогу роль координатора (наставника). Подобное перераспределение ролей позволяет более эффективно формировать правосознание школьников старших классов, участвующих в разработке и реализации проекта: активизирует их самостоятельность, инициативность, чувство долга, ответственность, стимулирует личностный интерес к приобретению опыта сознательного и ответственного действия в сфере отношений, урегулированных нормами права, готовность к правомерной реализации гражданской позиции.

ИЗВЕСТИЯ вгпу

Список литературы

1. Бондаревская Е.В. Воспитание как возрождение человека, культуры и нравственности. Ростов н/Д.: РГПИ, 1991.

2. Бочаров О.Е. Социальное проектирование как фактор формирования гражданской позиции студентов: дис. ... канд. пед. наук. Кострома, 2009.

3. Леонтьев Д.А. Ценностные представления в индивидуальном и групповом сознании // Психологическое обозрение. 1998. № 1. С. 34-45.

4. Рожков М.И. Юногогика. Педагогическое обеспечение работы с молодежью: учеб.-метод. пособие. Ярославль: Изд-во ЯГПУ им. К.Д. Ушинско-го, 2007.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

5. Сериков В.В. Личностный подход в образовании: концепция и технологии: моногр. Волгоград: Перемена, 1994.

* * *

1. Bondarevskaja E.V. Vospitanie kak vozrozh-denie cheloveka, kul'tury i nravstvennosti. Rostov n/D.: RGPI, 1991.

2. Bocharov O.E. Social'noe proektirovanie kak faktor formirovanija grazhdanskoj pozicii studentov: dis. ... kand. ped. nauk. Kostroma, 2009.

3. Leont'ev D.A. Cennostnye predstavlenija v individual'nom i gruppovom soznanii // Psiholo-gicheskoe obozrenie. 1998. № 1. S. 34-45.

4. Rozhkov M.I. Junogogika. Pedagogicheskoe obespechenie raboty s molodezh'ju: ucheb.-metod. posobie. Jaroslavl': Izd-vo JaGPU im. K.D. Ushin-skogo, 2007.

5. Serikov V.V. Lichnostnyj podhod v obrazova-nii: koncepcija i tehnologii: monogr. Volgograd: Peremena, 1994.

Model of formation of legal consciousness of high school students in project activities

The article represents the model of formation of the legal consciousness of high school students in project activities based on the personality, activity and axiological approaches. Each stage of the model corresponds to a particular stage of social planning, which is the main pedagogical means of formation of consciousness of high school students. The authors give a detailed description of the method of working with high school students at each stage of the process of developing their legal consciousness.

Key words: model, social planning, legal consciousness of high school students.

(Статья поступила в редакцию 28.07.2017)

т.А. КрЮКоВА

(Волгоград)

здоровьесберегающие технологии

в общеобразовательной школе (на примере РиП)

Рассматриваются возможности применения инновационных здоровьесберегающих технологий в общеобразовательной школе, способствующих формированию здорового поколения, прививающих любовь к активному образу жизни, на примере реализации физкультурно-спор-тивной программы «Юные туристы».

Ключевые слова: здоровьесберегающие технологии, спортивный туризм, физкультурно-спортивная деятельность, формирование.

Изменения в образовательной системе в соответствии с федеральными стандартами нового поколения стимулируют учителей искать новые современные эффективные здоро-вьесберегающие технологии, т.к. ухудшение здоровья детей школьного возраста в России является не только медицинской, но и серьезной педагогической проблемой.

В Федеральном государственном образовательном стандарте среднего общего образования нового поколения обращается внимание на необходимость оздоровительной деятельности для обеспечения формирования и развития установок активного, экологически целесообразного, здорового и безопасного образа жизни [4]. С каждым годом становится все меньше и меньше здоровых людей, поэтому закономерно, что планомерная, грамотно построенная и реализованная работа по применению здоровьесберегающих технологий в общеобразовательной школе способствует формированию здорового поколения, прививает любовь к спорту и активному образу жизни.

Проблема здоровьясбережения, формирования здорового образа жизни исследуется в работах Э.М. Казина, С.И. Петухова, Н.П. По-вещенко и др. Анализ этих работ показал, что образовательные программы, условия обучения не всегда учитывают физиологические особенности учащихся и часто не соответствуют санитарно-гигиеническим нормам, что послужило основой для создания в 2015 г. в МОУ СШ № 35 г. Волгограда региональной инновационной площадки «Реализация здо-

О Крюкова Т.А., 2017

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.