УДК 378+373.1+159.9
КРИТЕРИИ И ПОКАЗАТЕЛИ ОЦЕНКИ УРОВНЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ БУДУЩИХ УЧИТЕЛЕЙ К ПРОЕКТИРОВАНИЮ ПСИХОЛОГИЧЕСКИ БЕЗОПАСНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ
Д.В. Малий, П.Н. Медведев
Анализ компетентности выпускников педагогических вузов свидетельствует о низкой степени их готовности к проектированию психологически безопасной образовательной среды. Возникает острая необходимость в разработке и апробации технологической модели подготовки будущих учителей, базирующейся на единой концепции обеспечения психологической безопасности.
Ключевые слова: образовательная среда, психологические вопросы безопасности в образовании, подготовка будущих учителей, компетенции.
За последние десять лет модернизация профессионального образования, направленная на повышение его качества и интеграцию в международное образовательное пространство, выявила множество проблем, одной из которых является закрытость системы профессионального образования для основных заказчиков. Социально-экономическое развитие страны сегодня предъявляет новые требования к структуре и качеству подготовки специалистов и рабочих кадров [1]. Утверждение новых проектов федеральных государственных образовательных стандартов высшего образования частично решит вышеупомянутую проблему путем подготовки «бакалавров прикладных» и «бакалавров академических». Данное разделение позволит прикладному бакалавру уделять больше времени практике, поэтому программа его подготовки будет включать в два-три раза больше учебных часов практических занятий. Создание центров повышения квалификации, развитие сетей дополнительного профессионального образования, интенсивное взаимодействие профессиональных образовательных учреждений с предприятиями и работодателями также будет способствовать обеспечению качества и эффективности системы профессионального образования.
На фоне модернизации современного российского образования становится совершенно очевидно, что те формы психолого-педагогической подготовки, которые традиционно использовались в педагогическом образовании, не обеспечивают будущих учителей востребованным набором психолого-педагогических компетенций. Одним из основных требований модернизации системы образования является реализация компетентностного подхода в процессе профессиональной подготовки обучающихся. Данный подход предполагает, в частности, готовность
выпускника соответствовать роду и особенностям будущей деятельности. При этом достижение профессиональной компетентности непосредственно основывается на формировании соответствующих профессиональных компетенций. В качестве основной профессиональной задачи будущего учителя выступает обеспечение психологической безопасности образовательной среды и ее субъектов. Впервые это было отмечено в федеральном государственном образовательном стандарте высшего профессионального образования бакалавриата по направлению «Психолого-педагогическое образование» и далее в новой редакции проекта ФГОС ВО: выпускник программы бакалавриата с присвоением квалификации «академический бакалавр» и «прикладной бакалавр» должен уметь решать задачи, являющиеся общими для всех видов профессиональной деятельности, такие как участие в создании психологически комфортной и безопасной образовательной среды в учреждении и использование здоровьесберегающих технологий в профессиональной деятельности. Решение данных задач должно основываться в первую очередь на использовании индивидуального подхода к каждому обучающемуся и моделировать условия для проявления самостоятельности, самобытности, самодеятельности, поскольку только в этом случае образовательный процесс получает шанс опереться на индивидуальные интересы, потребности, возможности и личный опыт учащегося, создавая психологически безопасную образовательную среду.
В профессиональной подготовке будущего учителя отмечаются проблемы, связанные с неумением реализовывать такие виды деятельности, как психологическое проектирование комфортной и безопасной образовательной среды, психологический мониторинг рисков и угроз психическому, психологическому и социальному здоровью субъектов образования, психологическая экспертиза состояния образовательной среды, обеспечивающие безопасные условия для развития. Именно данные профессиональные компетенции являются остро востребованными современной школой.
Основная направленность психолого-педагогического образования заключается в том, чтобы, во-первых, строить психолого-педагогическую подготовку учителя как систему деятельности, основа которой - комплекс наук о человеке и закономерностях его развития. Во-вторых, строить ее как систему практик, ориентированных на особенности обучения и развития каждого ученика, мобилизацию его личностного ресурса, способствующего эффективному участию в социальной жизни. Решение данных задач находит отражение в следующих компетенциях проекта ФГОС ВО по направлению «Психолого-педагогическое образование», которые должны быть сформированы в процессе обучения бакалавра:
- способностью к коммуникации в устной и письменной формах на русском и иностранном языках для решения задач межличностного и межкультурного взаимодействия (ОК-3);
- способностью учитывать общие, специфические (при разных типах нарушений) закономерности и индивидуальные особенности психического и психофизиологического развития, особенности регуляции поведения и деятельности человека на различных возрастных ступенях (ОПК-1);
- способностью организовать совместную деятельность и межличностное взаимодействие субъектов образовательной среды (ОПК-6);
- способностью вести профессиональную деятельность в поликультурной среде, учитывая особенности социокультурной ситуации развития (ОПК-9);
- способностью использовать здоровьесберегающие технологии в профессиональной деятельности, учитывать риски и опасности социальной среды и образовательного пространства (ОПК-12) [2].
Формирование данных компетенций у будущих учителей осуществляется в ходе изучения разработанного нами элективного курса «Проектирование психологически безопасной образовательной среды», который базируется на единых теоретических и концептуальных основаниях обеспечения психологической безопасности. В данном контексте психологически безопасную образовательную среду мы рассматриваем как референтную среду, в которой субъекты способны успешно осуществлять ту или иную деятельность, имеют положительное отношение к ней, испытывают чувство защищенности от психологического насилия и удовлетворенность от взаимодействия с другими субъектами образовательного процесса [3, с.105].
При разработке элективного курса мы исходили из общих оснований, позволяющих решить проблему создания образовательной среды, комфортной и благоприятной для обучения ребенка в школе:
- целенаправленное профессиональное влияние каждого участника на формирование комфортной образовательной среды школы, на гуманизацию отношений участников образовательного процесса;
- адресная помощь ребенку в решении актуальных задач обучения и развития, а также социализации в условиях школы (собственно учебные затруднения, личностные и межличностные проблемы, проблемы социально-эмоционального характера, проблемы с выбором образовательного и профессионального маршрута и т.д.);
- активное предупреждение острых, деструктивных проблем развития ребенка в процессе обучения;
- эффективное применение адекватных методов и технологий работы для минимизации риска в условиях стресса;
- повышение уровня психолого-педагогической компетентности педагогов, психологов, управленцев, родителей, а также самих детей (включая овладение технологиями индивидуальной и групповой работы в напряженной, сложной ситуации).
о
с:
о
со <
О ш са
з:
Q-
о
о
с; ш
О со ш с:
СОЦИАЛЬНЫМ ЗАКАЗ
Подготовка будущих учителей по направлению подготовки «Психолого-педагогическое образование»
НОРМАТИВНЫМ КОМПОНЕНТ
Законодательная основа подготовки будущих учителей: -Федеральный закон "Об образовании в Российской Федерации" - Постановление Правительства РФ "О национальной доктрине образования в Российской Федерации"
(на период до 2025 г.)
— Государственная программа РФ "Развитие образования на 2013—2020 годы"
— Приказ Минтруда России "Об утверждении профессионального стандарта" "Педагог (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего,
среднего общего образования} (воспитатель, учитель)" — Государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования 050400 "Психолого-педагогическое образование"
Цель: повышение качества подготовки будущего учителя к проектированию психологически безопасной образовательной среды в современной школе
Задачи:
| 1) Формирование у студентов целостного представления о структуре и условиях проектирования психологически безопасной образовательной среды (ПБОС);
2) углубление знаний о личностно-возрастных психологических особенностях субъектов образовательного процесса;
3) развитие профессионально-личностных качеств студентов, способствующих успешному проектированию ПБОС;
4) развитие устойчивой потребности к овладению методами и технологиями проектирования ПБОС;
5} совершенствование умений диагностирования уровня психологической безопасности образовательной среды.
Принципы:
проблемности; доступности; объективности; индивидуализации обучения; культуросо-образности; толерантности; развивающего образования; положительной мотивации и благоприятного эмоционального фона; психологической защиты личности; социально-психологической умелости
О
с;
lo
< Э=
ш d о
Содержание: элективный курс «Проектирование психологически безопасной
образовательной среды»
Организационные формы обучения:
— теоретические (лекции);
- практические-аудиторные (семинары, практические задания, игровые тренинги);
- практические-внеаудиторные (посещение общеобразовательных учреждений и центров психологической помощи);
— самостоятельная работа: выполнение проектных заданий, анализ исследовательских проектов.
т -г
ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЙ КОМПОНЕТ
метатехнологии
макротехнологии
мезотехнологии т
микротехнологии
О
с:
ш
-О
5
О
КОМПОНЕНТЫ ГОТОВНОСТИ (КОМПЕТЕНТНОСТНЫЕ БЛОКИ) * + -
фоновый блок
т
мировоззренческим блок
т
блок общекультурных компетенций
блок профессиональных компетенций
КРИТЕРИИ И ПОКАЗАТЕЛИ ГОТОВНОСТИ
МЕТОДЫ, ДИАГНОСТИЧЕСКИЕ МЕТОДИКИ, ФОРМЫ КОНТРОЛЯ
(анкетирование, тестирование, наблюдение, прогностическая беседа, методики экспертной оценки, самооценки, активно-игровые, сазе-задание, тестирование, зачет)
Результат: готовность студентов к проектированию психологически безопасной
образовательной среды
Структурно-функциональная модель подготовки будущих учителей к проектированию психологически безопасной образовательной среды
Разработанная нами структурно-функциональная модель подготовки будущих учителей к проектированию психологически
безопасной образовательной среды состоит из четырех взаимосвязанных блоков: нормативно-правового, целевого, содержательного и оценочно-результативного.
Остановимся подробнее на описании оценочно-результативного блока, в частности критериев и показателей готовности студентов к проектированию ПБОС. При определении критериев мы учитывали, что критерий - это признак, на основании которого производится оценка, определение или классификация чего-либо, мерило оценки [5, с.318]. Показатели - данные, по которым можно судить о развитии и ходе чего-нибудь. Другими словами, если критерий - это качества, свойства изучаемого объекта, то показатели - это мера сформированности того или иного критерия [6, с.98]. Описание критериев и показателей готовности будущих учителей к проектированию ПБОС приведено в таблице.
Для повышения качества подготовки будущих учителей в области проектирования психологически безопасной образовательной среды лекционные занятия по элективному курсу проводятся как в традиционных формах, с обязательным использованием информационно-коммуникативных технологий и мультимедийной техники, так и в активных формах обучения (таких, как дискуссия, лекция-демонстрация, видеопрактикум), а также работа с учебной и научной литературой [4, с.55]. Лекционные занятия должны быть направлены на усвоение теоретических знаний и отработку первичных профессиональных навыков применения технологий проектирования психологически безопасной образовательной среды.
На практических занятиях студенты закрепляют и совершенствуют умения анализировать и прогнозировать риски образовательной среды, планировать комплексные мероприятия по их предупреждению и преодолению, проводить диагностику образовательной среды, определять причины нарушений в обучении, поведении и развитии детей и подростков. Формы практических занятий, в которых может происходить процесс применения знаний на практике, могут быть самыми разнообразными: практикум по решению задач, сше-задания, выполнение проектов, работа в диагностической лаборатории и др. На практических занятиях студенты исследуют:
1. Методы диагностики психологической безопасности и оценки психологического здоровья учащихся и учителей: методики, направленные на диагностику межличностных отношений в педагогическом коллективе; анкета-опросник «Психологическая диагностика безопасности образовательной среды школы» для учителей; методика изучения удовлетворенности педагогов жизнедеятельностью в образовательном учреждении; методика диагностики уровня эмоционального выгорания В. В. Бойко.
Критерии и показатели оценки уровня профессиональной подготовки будущих учителей к проектированию ПБОС
Компетент-ностные блоки
Критерии
Показатели
Методы и методики диагностики
Фоновый блок
Анализ условий и
диагностика образовательной среды, в которых будет осуществляться деятельность учителя
Отсутствие страха перед учителем, свободное сотрудничество с ним; вопросы ребенка, их количество и характер; уровень самостоятельности ребенка и его независимость от мнения окружающих; успешное построение взаимоотношений со сверстниками; удовлетворенность условиями школьной среды; уровень тревожности, фрустрации и
стрессов субъектов образовательного процесса
Анкетирование, тестирование, наблюдение, прогностическая беседа, методики экспертной
оценки, самооценки, активно-игровые
Мировоззре нческий блок
Профессионально-личностные качества и мировоззренческие установки
Личностная и социальная ответственность; обостренное чувство добра и социальной
справедливости; чувство собственного достоинства и уважение достоинства другого человека; терпимость; вежливость; готовность понять других и прийти к ним на помощь; гармоничность «Я-концепции»; эмоциональная устойчивость; социальная адаптированность
Наблюдение, беседа, тестирование, самооценка,
методики экспертной оценки,
субъективного шкалирования, самооценки, активно-игровые
Блок общекультурных компетенций
Система теоретических знаний и прикладных навыков (ОК-3)
Блок профессиональных компетенци й
Набор интеллектуальных и практических навыков и умений (ОПК-1, ОПК-6, ОПК-9,
_ОПК-12)_
Уровень освоения компетенций (высокий, средний, низкий)
СаБе-задание, проектные задания, анализ
исследовательских проектов, тестирование, зачет
2. Методики, направленные на диагностику учащихся: анкета-опросник «Психологическая диагностика безопасности образовательной среды школы» для учеников; анкета «Школа глазами учеников»; методика изучения удовлетворенности учащихся школьной жизнью; тест школьной тревожности Филлипса.
3. Методики, направленные на диагностику родителей учеников: анкета-опросник «Психологическая диагностика безопасности образовательной среды школы» для родителей; анкета «Школа глазами родителей»; комплексная методика изучения удовлетворенности
родителей жизнедеятельностью образовательного учреждения; «Анализ семейных взаимоотношений» Э. Г. Эйдемиллер, В. В. Юстицкис (АСВ).
Изучение курса также подразумевает выполнение студентами самостоятельной работы в виде рефератов, подготовки портфолио, проектов, участия в деловых играх, занятий в мультимедийных аудиториях. Внеаудиторная самостоятельная работа студентов проводится под руководством преподавателей (консультации по подготовки рефератов, докладов, выполнении практических заданий). В результате изучения курса «Проектирование психологически безопасной образовательной среды» студенты будут знать условия организации безопасной образовательной среды и конструктивного взаимодействия всех субъектов образовательного процесса, уметь проектировать и изучать образовательную среду, проводить ее диагностику, владеть основными методами диагностики образовательной среды и развития саморегуляции. Несомненно, полученные теоретические знания необходимо закреплять, проверять и корректировать в случае неудовлетворительного усвоения. Этот процесс организуется при помощи балльно-рейтинговой системы оценки усвоения студентами знаний. Трансформируемый образовательный процесс в университете предоставляет значительные возможности для формирования у студентов ценностно-смыслового отношения к психологически безопасной среде. Выявление личностных смыслов в изучаемой информации предполагает развертывание психолого-педагогического образования в логике гуманитарного, а не естественнонаучного знания. Важно убедить будущего учителя, что образовательная среда является важнейшим фактором психологического, личностного, социального развития ребенка.
В настоящее время проектирование психологически безопасной среды и обеспечение физического, психического и психологического здоровья субъектов образовательного процесса становится одним из приоритетных направлений профессиональной деятельности будущего учителя. Таким образом, динамика роста профессиональной компетентности будущих учителей будет прослеживаться с помощью оценки и диагностирования введенных показателей готовности студентов к проектированию психологически безопасной образовательной среды.
Список литературы
1. Государственная программа РФ «Развитие образования на 20132020 годы»: распоряжение Правительства РФ от 22.11.12г. № 2148-р [Электронный ресурс]. Доступ из справ.-прав. системы «Консультант Плюс».
2. Оренбургский государственный университет [Электронный ресурс]: [офиц. сайт] / Проекты ФГОС ВО - Оренбург, 1999-2013. Режим доступа http://www.osu.ru/doc/3341#1, свободный. Загл. с экрана.
3. Малий Д. В. Профессиональная подготовка психологов образования к созданию психологически безопасной образовательной среды в современной школе // Альманах современной науки и образования. 2013. № 6 (73). С. 105.
4. Основы проектирования психологически безопасной образовательной среды в современной школе: учеб. пособие /
И.Л. Федотенко [и др.]; под ред. И. Л. Федотенко. Тула: Изд-во ТГПУ им. Л. Н. Толстого, 2013. С. 55.
5. Ожегов С. И., Шведова Н. Ю. Толковый словарь русского языка: 80000 слов и фразеологических выражений / Российская АН; Российский фонд культуры. 3-е изд., стереотип. М.: АЗЪ, 1996. С. 318.
6. Каляева Ю. А. Формирование коммуникативных умений учащихся начальных классов школы-интерната: дис. ... канд. пед. наук. Магнитогорск, 2002. С.98.
Малий Дмитрий Владимирович, аспирант, MaliyDmitriy@yandex. ru, Россия, Тула, Тульский государственный педагогический университет им. Л.Н. Толстого,
Медведев Павел Николаевич, канд. пед. наук, доц., [email protected], Россия, Тула, Тульский государственный педагогический университет им. Л. Н. Толстого
CRITERIA AND INDICA TORS FOR ASSESSING THE LEVEL OF PROFESSIONAL TRAINING OF FUTURE TEACHERS TO CREATION A PSYCHOLOGICALLY SAFE
EDUCATIONAL ENVIRONMENT
D.V. Maliy, P.N. Medvedev
The analysis of competence of students, who graduated from the pedagogical University, shows a low degree of their readiness to creation a psychologically safe educational environment. There is an urgent need for the development and approbation of technological model of preparation of future teachers, based on a unified concept of psychological security.
Key words: educational environment, psychological safety issues in education, training for the future teachers; competence.
Maliy Dmitriy Vladimirovich, post-graduate student, [email protected], Russia, Tula, Tula State Lev Tolstoy Pedagogical University,
Medvedev Pavel Nicolaevich, candidate of pedagogical science, docent, Medvedeff_82@,mail.ru, Russia, Tula, Tula State Lev Tolstoy Pedagogical University