УДК 378
Минина Виктория Юрьевна
Minina Victoria Yuryevna
аспирант кафедры геометрии и методики обучения математике, преподаватель кафедры алгебры и информатики Калужского государственного университета им. К.Э. Циолковского dom-hors@mail.ru
PhD student of the Geometry and Mathematics Training Methods Department, Lecturer of the Algebra and Computer Science Department, Kaluga State Pedagogical University named after Tsiolkovsky dom-hors@mail.ru
О ГОТОВНОСТИ УЧИТЕЛЯ К ПРОВЕДЕНИЮ И РЕАЛИЗАЦИИ ЭЛЕКТИВНЫХ КУРСОВ
CONCERNING TEACHER’S READINESS TO IMPLEMENT ELECTIVE COURSES
Аннотация:
Summary:
В статье рассматриваются подходы к определению понятия «готовность», уточнен смысл данного понятия применительно к профильному обучению и элективным курсам; выделены умения, которыми должен обладать будущий учитель для проектирования и реализации элективных курсов.
The paper considers approaches to definition of readiness, clarifies contents of this concept concerning specialized training and electives. The author discusses required skills of the future teacher for planning and implementation of the electives.
Ключевые слова:
готовность, элективный курс, профильное обучение.
Keywords:
readiness, electives, specialized education.
Одна из сторон общего процесса формирования личности будущего педагога - формирование готовности к различным видам педагогической деятельности. В связи с введением на старшей ступени школы профильного обучения возникает необходимость рассматривать готовность будущего учителя математики к проектированию и реализации элективных курсов как обязательную составную часть готовности к педагогической деятельности в целом.
К понятию готовности к педагогической деятельности исследователи подходят с различных точек зрения. В толковом словаре русского языка С.И. Ожегова и Н.Ю. Шведовой дается следующая трактовка понятию готовность: «Готовность - 1. Согласие сделать что-нибудь. 2. Состояние, при котором все сделано, все готово для чего-нибудь» [1, с. 138]. Иными словами, готовность - это некое «начало отсчета», «стартовая позиция» для осуществления деятельности. В случае педагогической деятельности, это тот «багаж» педагога, с которым он вступает в ту или иную область профессиональной сферы.
В ряде исследований (А.Я. Журкина, К.М. Дугай-Новакова, М.И. Дьяченко, Л.А. Кандыбович, А.К. Маркова, А.И. Мищенко и др.) готовность рассматривается как состояние и как устойчивая характеристика личности: «Готовность - это состояние личности, активизирующее ее деятельность и дающее возможность принимать самостоятельные решения» [2, с. 14]. М.И. Дьяченко отмечает, что «возникновение и формирование состояния готовности («настроя») определяется пониманием профессиональных задач, осознанием ответственности, желанием добиться успеха и т.д.». Невозможно определить понятие готовности без учета личностных характеристик субъекта, которые зависят от его особенностей и специфики.
В психологическом словаре предлагается следующее определение готовности к профессиональной деятельности: «Готовность к профессиональной деятельности - психическое состояние, предстартовая активизация человека, включающая осознание человеком своих целей, оценку имеющихся условий, определение наиболее вероятных способов действия; прогнозирование мотивационных, интеллектуальных усилий, вероятности достижения результата, мобилизацию сил, самовнушение в достижении целей» [3]. Таким образом, состояние готовности к профессиональной деятельности не ограничивается лишь настоящим, оно заглядывает в будущее, предполагая возможность прогнозирования и моделирования дальнейших действий.
Возникновение состояния готовности к деятельности начинается с постановки цели на основе потребностей и мотивов, имеющихся на данный момент знаний, умений и навыков; личностных характеристик, убеждений, ценностных ориентаций и других психологических качеств. Далее идет выработка плана, установок, моделей, схем предстоящих действий с последующим переходом к воплощению появившейся готовности в предметных условиях, применению определенных средств и способов деятельности, сравниванию хода и промежуточных результатов с поставленной целью, внесением корректив. Повышение уровня готовности определяется, прежде всего, доминирующим мотивом, который обеспечивает необходимую длительность и направленность активности.
Готовность представляет собой фундаментальное условие успешного выполнения любой деятельности, в частности, педагогической.
З.С. Левчук отмечает, что готовность к педагогической деятельности как профессиональной означает «потребность и способность осуществлять педагогическую работу в соответствии со складывающимися педагогическими условиями». Н.В. Кузьмина интерпретирует готовность к педагогической деятель-
ности как способность участвовать в различных видах деятельности (конструктивной, организаторской и т.д.). Таким образом, в понятие готовности к деятельности в рамках педагогического процесса необходимо включать постоянное оперирование педагогом знаниями, умениями и навыками, полученными в процессе профессиональной подготовки и самоподготовки.
Профессиональная готовность к педагогической деятельности В.А. Сластениным трактуется как «совокупность профессионально обусловленных требований к учителю». В ее составе выделяется психологическая, психофизиологическая и физическая готовность, а также научно-теоретическая и практическая подготовка [4]. И.А. Зимняя определят готовность в рамках образовательного пространства как «строгое и системное овладение определенными знаниями и умениями, стойкую убежденность человека, социально-значимую направленность личности» [5, с. 53]. В понятие готовности к педагогической деятельности наряду с профессиональными привносятся личностные качества педагога.
В рамках компетентностного подхода готовность к педагогической деятельности, по мнению О.Е. Ломакиной, является составным компонентом профессиональной компетентности и представляет собой отрефлексированную направленность учителя на педагогическую профессию [6]. А.В. Левченко и Е.В. Титов рассматривают готовность к деятельности как своеобразную образовательную компетенцию, которая характеризуется через знания, умения, навыки и опыт деятельности субъекта [7].
Для профильного обучения профессиональная готовность педагога будет определяться наличием оптимального уровня научно-теоретических знаний и практических умений, необходимых ему для работы, а также способностью к инновационной деятельности. Э.Р. Саитбаева и Ю.В. Воронина определяют содержание профессиональной готовности педагога к реализации профильного обучения как «интегративное личностное качество, характеризующееся осознанием необходимости и устойчивым желанием педагога работать в системе профильного обучения, наличием теоретических знаний и практических умений для обеспечения качественного и доступного образования учащихся на старшей ступени общеобразовательной школы» [8].
Под готовностью к проектированию и реализации элективных математических курсов М.А. Артамонов понимает результат целенаправленной подготовки студента-математика, многокомпонентное новообразование его целостного развития, которое необходимо ему для успешного овладения процессом обучения математике школьников на основе личностно-ориентированного и компетентностного подходов. Она включает в себя мотивы на осознание задачи проектирования, выделение специальных процедур проектировочной и обучающей деятельности, оценку возможностей в их соотношении с предстоящими трудностями, необходимостью достижения определенного результата, и рефлексию своей деятельности [9]. В данном определении недостаточно четко отражены те умения, которыми должен обладать педагог в случае готовности к проведению элективных курсов, в частности, не оговариваются коммуникативные умения, а также не раскрыто понимание специальных процедур проектировочной и обучающей деятельности.
Под готовностью к проведению и реализации элективных курсов мы будем понимать одну из составляющих профессиональной компетентности педагога, характеризующуюся профессиональной подготовкой, направленной на формирование следующих умений для осуществления педагогического процесса:
- проектировочных - умения проектировать целостный образовательный процесс по элективному курсу: ставить диагностируемые цели и задачи деятельности учителя и учащихся на различных этапах изучения элективного курса; анализировать образовательные стандарты, программы элективных математических курсов, учебники и учебные пособия; отбирать содержание в соответствии с поставленными целями; конструировать занятия различных типов; разрабатывать проектные и учебно-исследовательские задания; моделировать средства диагностики;
- аналитических - умения проводить психолого-педагогический и методический анализ учебного процесса, как в целом, так и по этапам, анализировать педагогический опыт учителей, в том числе и личный; прогнозировать результаты педагогической деятельности;
- коммуникативных - умения грамотно выбирать стиль педагогического общения, организовывать общение учащихся друг с другом в процессе управления их учебно-познавательной деятельностью.
Анализируя федеральные государственные образовательные стандарты высшего профессионального образования (ФГОС ВПО) по направлению подготовки «Педагогическое образование», можно выделить следующие образовательные компетенции, формирование которых обеспечивает готовность будущего учителя проведению и реализации элективных курсов:
квалификация «бакалавр»
- владение культурой мышления, способностью к обобщению, анализу, восприятию информации, постановке цели и выбору путей её достижения (ОК-1);
- способность логически верно выстраивать устную и письменную речь (ОК-6);
- готовность к взаимодействию с коллегами, к работе в коллективе (ОК-7);
- готовность использовать нормативные правовые документы в своей деятельности (ОК-13);
- способность использовать навыки публичной речи, ведения дискуссии и полемики (ОК-16);
- осознание социальной значимости своей будущей профессии, обладание мотивацией к осуществлению профессиональной деятельности (ОПК-1);
- способность использовать систематизированные теоретические и практические знания гуманитарных, социальных и экономических наук при решении социальных и профессиональных задач (ОПК-2);
- владение основами речевой профессиональной культуры (ОПК-3);
- способность нести ответственность за результаты своей профессиональной деятельности (ОПК-4);
- способность к подготовке и редактированию текстов профессионального и социально значимого содержания (ОПК-5);
- способность разрабатывать и реализовывать учебные программы базовых и элективных курсов в различных образовательных учреждениях (ПК-1);
- готовность применять современные методики и технологии, методы диагностирования достижений обучающихся для обеспечения качества учебно-воспитательного процесса (ПК-3);
- способность осуществлять педагогическое сопровождение процессов социализации и профессионального самоопределения обучающихся, подготовки их к сознательному выбору профессии (ПК-4);
- способность использовать возможности образовательной среды для формирования универсальных видов учебной деятельности и обеспечения качества учебно-воспитательного процесса (ПК-5);
- готовность к взаимодействию с учениками, родителями, коллегами, социальными партнерами (ПК-6);
- способность организовывать сотрудничество обучающихся, поддерживать активность и инициативность, самостоятельность обучающихся, их творческие способности (ПК-7);
квалификация «магистр»
- способность совершенствовать и развивать свой общеинтеллектуальный и общекультурный уровень (ОК-1);
- готовность использовать знание современных проблем науки и образования при решении образовательных и профессиональных задач (ОК-2);
- способность формировать ресурсно-информационные базы для решения профессиональных задач (ОК-4);
- способность применять современные методики и технологии организации и реализации образовательного процесса на различных образовательных ступенях в различных образовательных учреждениях (ПК-1 );
- готовность использовать современные технологии диагностики и оценивания качества образовательного процесса (ПК-2);
- способность формировать образовательную среду и использовать свои способности в реализации задач инновационной образовательной политики (ПК-3);
- способность руководить исследовательской работой обучающихся (ПК-4);
- готовность к разработке и реализации методических моделей, методик, технологий и приемов обучения, к анализу результатов процесса их использования в образовательных заведениях различных типов (ПК-8);
- готовность к осуществлению педагогического проектирования образовательной среды, образовательных программ и индивидуальных образовательных маршрутов (ПК-14);
- способность проектировать формы и методы контроля качества образования, а также различные виды контрольно-измерительных материалов, в том числе, на основе информационных технологий и на основе применения зарубежного опыта (ПК-15);
- готовность проектировать новое учебное содержание, технологии и конкретные методики обучения (ПК-16).
Если перечисленные компетенции в ходе подготовки специалиста будут сформированы, то можно говорить о готовности будущего учителя к проектированию и реализации элективных курсов.
Ссылки:
1. Ожегов С.И., Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка: 80 000 слов и фразеологических выражений. М., 1995.
2. Дугай-Новакова К.М. Формирование профессиональной готовности студентов к педагогической деятельности: ав-тореф. дис. ... докт. пед. наук. М., 1983.
3. Губина М.В. Изучение личностной готовности педагога к профессиональной деятельности с одаренными детьми // Фундаментальные исследования. 2011. № 8. С. 269-273.
4. Сластенин В.А. и др. Педагогика: учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / В.А. Сластенин, И.Ф. Исаев, Е.Н. Шиянов; под ред. В.А. Сластенина. М., 2002.
5. Зимняя И.А. Педагогическая психология: учебник для вузов. М., 2002.
6. Губина М.В. Указ. соч.
7. Титов Е.В. Формирование готовности старшеклассников к исследовательской деятельности в сфере экологии // Педагогика. 2003. № 9. С. 39-45.
8. Саитбаева Э.Р., Воронина Ю.В. Профессиональная готовность педагога к реализации профильного обучения // Человек и образование. 2009. № 1 (18). С. 118-123.
9. Артамонов М.А. Формирование готовности студентов к проектированию и реализации элективных математических курсов для профильной школы (для системы классических университетов): автореф. дис. ... канд. пед. наук. Ярославль, 2009.
References (transliterated):
1. Ozhegov S.I., Shvedova N.Y. Tolkoviy slovar' russkogo yazyka: 80 000 slov i frazeologicheskikh vyrazheniy. M., 1995.
2. Dugay-Novakova K.M. Formirovanie professional'noy gotovnosti studentov k pedagogicheskoy deyatel'nosti: avtoref.
dis. ... dokt. ped. nauk. M., 1983.
3. Gubina M.V. Izuchenie lichnostnoy gotovnosti pedagoga k professional'noy deyatel'nosti s odarennymi det'mi // Fundamen-tal'nie issledovaniya. 2011. № 8. P. 269-273.
4. Slastenin V.A. i dr. Pedagogika: ucheb. posobie dlya stud. vyssh. ped. ucheb. zavedeniy / V.A. Slastenin, I.F. Isaev, E.N. Shiyanov; ed. by V.A. Slastenin. M., 2002.
5. Zimnyaya I.A. Pedagogicheskaya psikhologiya: uchebnik dlya vuzov. M., 2002.
6. Gubina M.V. Op. cit.
7. Titov E.V. Formirovanie gotovnosti starsheklassnikov k issledovatel'skoy deyatel'nosti v sfere ekologii // Pedagogika. 2003. № 9. P. 39-45.
8. Saitbaeva E.R., Voronina Y.V. Professional'naya gotovnost' pedagoga k realizatsii profil'nogo obucheniya // Chelovek i obrazovanie. 2009. № 1 (18). P. 118-123.
9. Artamonov M.A. Formirovanie gotovnosti studentov k proektirovaniyu i realizatsii elektivnykh matematicheskikh kursov dlya profil'noy shkoly (dlya sistemy klassicheskikh universitetov): avtoref. dis. ... kand. ped. nauk. Yaroslavl', 2009.