Научная статья на тему 'Подготовка студентов к проектированию психологически безопасной образовательной среды: технологический аспект'

Подготовка студентов к проектированию психологически безопасной образовательной среды: технологический аспект Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
222
49
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Terra Linguistica
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ СРЕДА / ПСИХОЛОГИЧЕСКИ БЕЗОПАСНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ СРЕДА / ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ ЛИЧНОСТИ / ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ МОДЕЛЬ / ТЕХНОЛОГИИ ПОДГОТОВКИ СТУДЕНТОВ / EDUCATIONAL ENVIRONMENT / PSYCHOLOGICALLY SAFE EDUCATIONAL ENVIRONMENT / PSYCHOLOGICAL SAFETY OF THE PERSONALITY / TECHNOLOGICAL MODEL / PREPARATION OF STUDENTS' TECHNOLOGIES

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Федотенко Инна Леонидовна, Сергеева Александра Владимировна, Малий Дмитрий Владимирович

Статья посвящена проблеме подготовки студентов к проектированию психологически безопасной образовательной среды. В статье рассматриваются основные показатели психологической безопасности субъектов школьной среды, описаны методы и технологии подготовки будущих учителей к проектированию образовательной среды.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Федотенко Инна Леонидовна, Сергеева Александра Владимировна, Малий Дмитрий Владимирович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

STUDENTS' TRAINING FOR CREATING OF PSYCHOLOGICALLY SAFE EDUCATIONAL ENVIRONMENT: TECHNOLOGICAL ASPECT

The article is devoted to the problem of student's training for creating of psychologically secure educational environment. Such aspects as basic indices of psychological security of school environment subjects are considered, and methods and technologies of future teachers' preparation for design of educational environment are described.

Текст научной работы на тему «Подготовка студентов к проектированию психологически безопасной образовательной среды: технологический аспект»

-►

Вопросы психологии

УДК 378:373.1:159.9

И.Л. Федотенко, А.В. Сергеева, Д.В. Малий

ПОДГОТОВКА СТУДЕНТОВ К ПРОЕКТИРОВАНИЮ ПСИХОЛОГИЧЕСКИ БЕЗОПАСНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ: ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЙ АСПЕКТ

Inna L. Fedotenko, Aleksandra V. Sergeeva, Dmitry V. Maly

STUDENTS' TRAINING FOR CREATING OF PSYCHOLOGICALLY SAFE EDUCATIONAL ENVIRONMENT: TECHNOLOGICAL ASPECT

Аннотация

Статья посвящена проблеме подготовки будущих учителей к проектированию психологически безопасной образовательной среды. Исследователи представили уточненную дефиницию понятия «психологически безопасная образовательная среда». Обоснованы авторские показатели психологической безопасности личности. Разработана технологическая модель, реализация которой позволит успешно подготовить студентов к проектированию образовательного пространства класса.

Ключевые слова

ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ СРЕДА, ПСИХОЛОГИЧЕСКИ БЕЗОПАСНАЯ СРЕДА, ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ ЛИЧНОСТИ, ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ МОДЕЛЬ ПОДГОТОВКИ СТУДЕНТОВ К ПРОЕКТИРОВАНИЮ ПСИХОЛОГИЧЕСКИ БЕЗОПАСНОЙ СРЕДЫ.

Abstract

The article is devoted to the problem of preparing students for creating psychologically safe educational environment. Researchers presented an adjusted definition of "psychologically safe educational environment", they supported the authors' indicators of psychological security of a person. The technological model was worked out, which allow students to prepare successfully for the creating of the educational space in the class.

Keywords

EDUCATIONAL ENVIRONMENT, PSYCHOLOGICALLY SAFE ENVIRONMENT, PSYCHOLOGICAL SAFETY OF THE PERSONALITY, TECHNOLOGICAL MODEL OF PREPARATION OF THE STUDENTS FOR CREATING A PSYCHOLOGICALLY SAFE ENVIRONMENT.

Образовательное пространство средней школы — наименее защищенная сфера жизнедеятельности школьников и учителей. Широкий спектр внутренних и внешних угроз безопасности (терроризм, организованная преступность, экологические катастрофы, риски физического и сексуального насилия, формирование наркотической, психотропной, алкогольной, компьютерной зависимостей) в

полной мере транслируется на среду образовательного учреждения. Однако наиболее серьезной опасностью для нее остается постоянно нарастающее психологическое насилие. Принуждение, давление, агрессивное поведение учителя, унижение, оскорбление школьника — все это привычное тривиальное повседневное педагогическое воздействие, имеющее серьезные, далеко идущие последствия. При всех

формах социальной дезадаптации, в том числе и школьной, практически всегда выявляется психологическое насилие. Длительное негативное воздействие на ребенка школьной среды создает эмоциональное напряжение, а желание его ослабить провоцирует поиск суррогатных выходов, уход ребенка из школы и, как следствие, безнадзорность — одну из важнейших социальных проблем. С другой стороны, многое из того, что считается насилием, подчас объясняется психологической безграмотностью учителя, незрелостью личности, несбалансированностью показателей психического здоровья, несовершенством социальных условий.

Одной из негативных тенденций в условиях перемен, происходящих в образовании, является повышение уровня тревожности, неуверенности как у педагогов, так и у учеников. Стрессовые факторы, эмоциональная напряженность, аффективные всплески, снижение работоспособности, протесты в форме асоциального поведения в образовательной среде приобретают масштабный характер. Увеличилось количество детей с пограничными психическими состояниями, растет число детских суицидов [1].

Вопрос об ответственности учителя за самочувствие ребенка в образовательном процессе получает сегодня новое, все более актуальное звучание. Обеспечение педагогом психологической безопасности ребенка способствует переживанию им положительных эмоций, оптимизма, доверия к своему опыту, веры в себя, в свои возможности. Снижение уровня психологического насилия становится основным направлением по созданию психологически безопасной образовательной среды.

Психологическая безопасность школьников и педагогов представляет собой специфическое эмоциональное состояние, обусловленное переживанием психологического благополучия, защищенности, комфорта, отсутствием тревожности, страха, фрустрации и стрессов. Образовательная среда — это психолого-педагогическая реальность, содержащая специально организованные условия для формирования личности, а также потенциальные возможности для ее развития, включенные в социальное и пространственно-предметное окружение. Безопасность среды связана с позитивным отношением к ней всех субъектов образовательного

процесса, с высокими показателями индекса их удовлетворенности взаимодействием и защищенности от психологического насилия [2].

Психологическую безопасность образовательной среды мы рассматриваем как важнейшее условие, позволяющее придать образовательной среде развивающий характер, влиять на психосоциальное благополучие всех субъектов образовательного процесса.

Показателями психологической безопасности школьников являются:

• отсутствие страха перед учителем, свободное сотрудничество с ним;

• вопросы ребенка, их количество и характер;

• самостоятельность и независимость ребенка от мнения окружающих;

• успешное построение взаимоотношений со сверстниками;

• удовлетворенность условиями школьной среды;

• низкий уровень тревожности, фрустрации и стрессов.

Вместе с тем среда не ограничивается отношениями, она включает в себя также физическое пространство образовательного учреждения (его состояние, цвет, дизайн, организацию). Единое образовательное пространство создается за счет образовательной политики, направленной на сохранение и укрепление физического, психического, социального здоровья всех субъектов системы образования.

Результаты анализа уровня подготовки выпускников педагогического университета убеждают в том, что проблема проектирования психологически безопасной образовательной среды создает особые сложности в их профессиональной деятельности. Педагоги не обладают необходимым и достаточным для успешного проектирования среды класса уровнем психолого-педагогической компетентности [3].

Трансформируемый образовательный процесс в университете предоставляет значительные возможности для формирования у студентов ценностно-смыслового отношения к психологически безопасной среде. Выявление личностных смыслов в изучаемой информации предполагает развертывание психолого-педагогического образования в логике гуманитарного, а не естественно-научного знания. Важно убедить будущего учителя, что образовательная среда является важнейшим фактором психоло-

гического, личностного, социального развития ребенка. В отношении этого развития школьная среда выступает также и как возможность, и как ограничение. Образовательное пространство имеет возможность приспосабливаться к конкретному ребенку, но не до бесконечности. Однако есть ряд требований, норм, жестких правил, которые ребенок должен усвоить, принять и реализовывать в своем поведении и общении.

Технологии подготовки будущих учителей к проектированию образовательной среды, отвечающей характеристикам безопасности, весьма разнообразны. Инструментальная палитра включает игровые, диалоговые, тре-нинговые, проектно-исследовательские, компьютерные технологии, ориентированные на обмен не только информацией, но и ценностями, отношениями. Всем перечисленным технологиям присущи вариативность, многомерность, полисубъектность, включение личностного опыта студентов.

В системе образовательных технологий по масштабу их применения можно выделить четыре соподчиненные группы (см. рисунок).

1. Метатехнологии представляют образовательный процесс на уровне реализации социальной политики в области образования (социально-педагогический уровень). Это общепедагогические технологии, которые охватывают целостный образовательный процесс в стране, регионе, учебном заведении (например, технология развивающего образования, принцип психологической защиты личности каждого субъекта образовательного процесса).

2. Макротехнологии, или отраслевые педагогические технологии, охватывают деятельность в рамках какой-либо образовательной отрасли, области, направления обучения или воспитания, учебной дисциплины (общепедагогический и общеметодический уровни) (например, технология преподавания элективного курса «Психологическая безопасность образовательной среды»).

Основные технологии подготовки будущих учителей к проектированию психологически безопасной образовательной среды

3. Мезотехнологии, или модульно-локаль-ные технологии, представляют собой технологии осуществления отдельных частей (модулей) учебно-воспитательного процесса или технологии, направленные на решение частных, локальных, методических задач (например: коммуникативно-диалоговые, тренинговые, игровые, компьютерные технологии).

4. Микротехнологии ориентированы на решение узких оперативных задач и относятся к индивидуальному взаимодействию субъектов педагогического процесса (контактно-личностный уровень) (например, проектно-иссле-довательские технологии, кейс-технологии, технология формирования коммуникативных навыков, тренинговые технологии по развитию отдельных качеств личности).

В структуру мезо- и микротехнологий включены активные методы формирования профессиональных компетенций студентов, необходимых для проектирования психологически безопасной образовательной среды. Так, коммуникативно-диалоговые технологии применяются для обсуждения спорных, противоречивых вопросов, для формирования умения студентов отстаивать и аргументировать свою позицию. Диалог в образовательном процессе — это особая коммуникативная атмосфера, которая помогает студенту не только овладеть диалогическим способом мышления, но и развивает интеллектуальные и эмоциональные свойства личности. Данные технологии позволяют студентам отрефлексировать свое поведение в процессе дискуссионного общения, проанализировать ход взаимодействия участников на межличностном уровне и откорректировать его. В качестве основных методов, применяемых в коммуникативно-диалоговых технологиях, можно выделить следующие: «дебаты», дискуссии «эстафета», «аквариум», «вертушка», «круглый стол», «пресс-конференция», «защита проектов».

Как показали результаты исследований, проведенных зарубежными психологами, решение проблемы психологической безопасности образовательной среды может осуществляться путем использования тренинговых технологий по улучшению межличностного взаимодействия и приобретению социальных навыков. Среди основных тренингов можно выделить: тренинг повышения социокультур-

ной толерантности и эмпатии (направлен на признание и понимание индивидуальных различий людей, их ценности); тренинг «Технология управления эмоциями» (ориентирован на осознание и умение управлять собственными эмоциями); тренинги «Стратегии поведения в конфликтных ситуациях», «Антиманипуля-тивные стратегии поведения» (направлены на получение знаний о возможных вариантах решения и выбор стратегии поведения в конфликтных ситуациях, а также на формирование умений сотрудничать); гештальт-тренинг как метод повышения эффективных копинг-стратегий (направлен на усиление свободы выражения личности, развитие способности принятия себя и других, ослабление психологических «защит», на создание условий открытия новых путей для решения проблемных ситуаций); аутотренинги (тренировка навыков саморегуляции и самоконтроля) [4, с. 74].

Игровые технологии, используемые в высшем профессионально-педагогическом образовании, по целевым установкам относятся к группе личностно ориентированных, они отличаются гуманистической и психотерапевтической направленностью, имеют целью развитие субъектных характеристик личности [5]. Игровые технологии позволяют смоделировать конфликтные ситуации и обучить поиску их решений с использованием ненасильственных средств: возможность выразить свою точку зрения и перспективу решения проблемы; возможность выслушать с уважением друг друга; возможность узнать различные точки зрения; рассмотрение в группе трудных ситуаций, прошлого опыта; умение справляться с чувствами, проигрывая ситуации и получая обратную связь от членов группы; возможность свободного выражения чувств, не причиняющих вреда другим людям, акцентирование внимания на поступках и ответственности, а не на личности.

Овладение проектно-исследовательски-ми технологиями (методы проектов, погружения, диагностики и обработки данных, исследовательский и проблемный методы, анализ информационных источников, поисковый эксперимент, обобщение и интерпретация результатов исследований) позволит студентам смоделировать и диагностировать не только личностные особенности субъектов безопасной среды, но и показатели психологической

безопасности самой образовательной среды. Показатели диагностических критериев могут дать реальную картину, а аналитическая оценка позволит выявить рассогласование идеального и реального. Благодаря данным технологиям осуществляются сопровождение образовательной среды и, как следствие, управление развитием ее участников.

Использование компьютерных технологий повышает эффективность подготовки студентов к проектированию психологически безопасной образовательной среды. Это обусловлено особенностями современного студента, а именно наличием у него сформированных умений и навыков использования компьютера в повседневной жизни. В качестве основных средств компьютерных технологий, используемых при подготовке студентов к проектированию психологически безопасной образовательной среды, можно выделить следующие: электронные учебники («Педагогическая психология», «Компьютерные технологии в решении психолого-педагогических задач»); комплекты презентаций («Возрастная психология», «Социальная психология», «Педагогическая психология», «Конфликтология»), электронные тексты (хрестоматии, справочники), аудио- и видеоматериалы (рассмотрение видеосюжетов

различных ситуаций педагогической деятельности с целью анализа проявлений личностных особенностей всех участников межличностного взаимодействия), автоматизированные диагностические методики и тесты достижений (освоение различных методик, формирование диагностических компетенций, самопознание), компьютерные развивающие программы.

Кейс-технологии построены на обучении путем решения реальных практических задач. Кейсы имеют множество решений, рассчитаны на использование большого количества понятий, теорий, принципов и способствуют приобретению конкретных навыков. С помощью кейс-технологий возможно решение проблем, обусловленных психолого-методической некомпетентностью, вызванных неготовностью решать воспитательные задачи, коммуникативной некомпетентностью, а также личностными особенностями учителя.

Реализация разработанной технологической модели, включающей различные формы, методы и средства организации образовательного процесса, позволит сформировать у будущих учителей систему знаний, умений, навыков, компетенций, необходимых для эффективного проектирования психологически безопасной образовательной среды.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Федотенко, И.Л. Подготовка будущего учителя к проектированию психологически безопасной образовательной среды школы: компетентностный подход [Текст] / И.Л. Федотенко // Профессионализм педагога: сущность, содержание, перспективы развития. — В 2 ч. Ч. 2. — М.: МАНПО; Ярославль: Ремдер, 2013. - 532 с.

2. Баева, И.А. Безопасность как психолого-педагогический ресурс образовательной среды [Текст] / И.А. Баева // Психолого-педагог. обеспечение нац. образоват. инициативы «Наша новая школа». — М.: Изд-во МГППУ, 2010. — С. 91—103.

3. Федотенко, И.Л. Теоретические основы проектирования безопасной образовательной среды [Текст] / И.Л. Федотенко, А.В. Сергеева // Университеты мира

как центры научных исследований: материалы между-нар. науч.-практ. конф. — Тула: Изд-во Тульского гос. пед. ун-та им. Л.Н. Толстого, 2013. — 326 с.

4. Малий, Д.В. Профилактика эмоционального выгорания будущих педагогов как фактор создания психологически безопасной образовательной среды [Текст] / Д.В. Малий // Университетское образование: опыт, проблемы, перспективы развития: тез. докл. III Междунар. конгр. — В 2 ч. Ч. 2 / отв. ред. Р.С. Пионова. — Мн.: Изд-во МГЛУ, 2013. — 316 с.

5. Югфельд, И.А. Подготовка будущих учителей к использованию игровых технологий в процессе изучения психолого-педагогических дисциплин [Текст]: дис. ... канд. пед. наук / И.А. Югфельд. — Тула, 2007.

REFERENCES

1. Fedotenko I.L. Preparation of students for creation of psychologically safe educational environment: technological aspect. Professionalism of the teacher: essence, contents, development prospects. Moscow, 2013. 532 p.

2. Bayeva I.A. Safety as psychological-pedagogical resource of the educational environment. Psychological-pedagogical providing a national educational initiative "Our new school". Moscow, 2010. Pp. 91-103.

3. Fedotenko I.L., Sergeyeva A.V. The Theoretical Basis of the Planning of Safe Learning Environment. The Universities of the World as the Centres of Scientific Research. Tula, 2013. 326 p.

4. Maly D.V. Prevention of emotional burning out of future teachers as factor of creation of psychologically

safe educational environment. University education: experience, problems, development prospects. Pt. 2. Minsk, 2013. 316 p.

5. Yugfeld I.A. Preparation of future teachers for use of game technologies in the course of studying of psycho-pedagogical subjects. Tula, 2007.

СВЕДЕНИЯ ОБ АВТОРАХ / AUTHORS

ФЕДОТЕНКО Инна Леонидовна — заведующий кафедрой психологии и педагогики профессионального образования Тульского государственного педагогического университета им. Л.Н. Толстого; доктор педагогических наук, профессор.

Россия, 300026, Тула, пр. Ленина, 125 [email protected]

FEDOTENKO Inna L. — Tula State Lev Tolstoy Pedagogical University.

Lenina av., 125, Tula, 300026, Russia

[email protected]

СЕРГЕЕВА Александра Владимировна — доцент кафедры технологии и сервиса Тульского государственного педагогического университета им. Л.Н. Толстого; кандидат педагогических наук. Россия, 300026, Тула, пр. Ленина, 125 [email protected]

SERGEEVA Aleksandra V. — Tula State Lev Tolstoy Pedagogical University.

Lenina av., 125, Tula, 300026, Russia

[email protected]

МАЛИЙ Дмитрий Владимирович — аспирант кафедры психологии и педагогики профессионального образования Тульского государственного педагогического университета им. Л.Н. Толстого. Россия, 300026, Тула, пр. Ленина, 125 [email protected]

MALY Dmitry V. — Tula State Lev Tolstoy Pedagogical University.

Lenina av., 125, Tula, 300026, Russia

[email protected]

© Санкт-Петербургский государственный политехнический университет, 2013

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.