УДК 378+373.1+159.9 ББК 88+74.2
Федотенко Инна Леонидовна
доктор педагогических наук, профессор
кафедра психологии и педагогики профессионального образования Тульский государственный педагогический университет им. Л. Н. Толстого
г. Тула
Малий Дмитрий Владимирович
аспирант
кафедра психологии и педагогики профессионального образования Тульский государственный педагогический университет им. Л. Н. Толстого
г. Тула
Fedotenko Inna Leonidovna
Doctor of Pedagogics,
Professor
Chair of Psychology and Pedagogy of professional education Tula State Lev Tolstoy Pedagogical University
Tula
Maly Dmitry Vladimirovich
Post-graduate
Chair of Psychology and Pedagogy of professional education Tula State Lev Tolstoy Pedagogical University
Tula
Теоретические аспекты профессиональной подготовки будущих учителей к проектированию психологически безопасной образовательной среды Theoretical aspects of professional preparation of future teachers to creation of safe psychologically educational environment
Статья посвящена вопросам профессиональной подготовки будущих учителей к проектированию психологически безопасной образовательной среды. В статье раскрывается содержание понятия «психологически безопасная образовательная среда», рассматривается отечественный и зарубежный опыт создания психологически безопасной образовательной среды. Описаны ключевые компетенции, необходимые будущим учителям для успешного проектирования. Предлагается структурно-функциональная модель профессиональной подготовки будущих учителей к проектированию психологически безопасной образовательной среды.
The article is devoted to the issues of professional preparation of future teachers to design psychologically safe educational environment. The article reveals the content of the notion «psychologically safe educational environment»discusses domestic and foreign experience of creating a psychologically safe educational environment. Describes the key competencies required to future teachers for a successful design. Features of structural-functional model of professional training of future teachers to design psychologically safe educational environment.
Ключевые слова: образовательная среда, психологическая безопасность, психологически безопасная образовательная среда, компетенции, структурнофункциональная модель профессиональной подготовки.
Key words: educational environment, psychological safety, psychologically safe educational environment, competence, structural-functional model of vocational training.
Современное социокультурное пространство содержит множество примеров негативного влияния внешних условий на становление личности человека. Таким образом, безопасность среды, в которой живёт человек, становится одним из актуальных понятий. Речь идет о безопасности практически во всех сферах жизни современного человека: экологическая, экономическая, психологическая, культурная, национальная, демографическая, государственная и других сферы безопасности. Сравнительно недавно появился термин - безопасность образовательной среды. Безопасность образовательной среды является необходимым условием сохранения психического, физического, социального здоровья ребенка, реализации его потенциальных возможностей, позитивного личностного развития, психосоциального благополучия. Ощущение опасности актуализирует защитные механизмы личности: усиливает ориентировочный рефлекс, повышает тревожность, ранимость, вызывает фрустрации. В такой ситуации для школьника резко снижается значимость познания, эффективность социализации, важность общения и взаимодействия с педагогами и сверстниками. Девиантное поведение детей нередко обусловлено их низкой учебной мотивацией, трудностями адаптации, повышенной агрессивностью, перегрузками, личностными особенностями.
Спектр потенциальных рисков и угроз в образовательной среде школы чрезвычайно широк. Риски связаны с различными субъектами образовательно-
го процесса: ребенком, учителем, семьей, администрацией школы. Факторами, провоцирующими конфликты, являются также организация учебновоспитательного процесса и содержание образования, неадекватные особенностям детей, стимулирующие интеллектуальные, физические, эмоциональные перегрузки и переутомление. Анализ конфликтных ситуаций убеждает, что доминируют конфликты, связанные с особенностями школьных взаимоотношений в диадах: ребенок-ребенок, ребенок-взрослый, взрослый- взрослый [1].
Д. А. Медведев в своем послании федеральному собранию отметил, что «находиться в школе ребенку должно быть комфортно - и психологически, и физически» [2]. Современная школа предъявляет особые требования к педагогам, среди которых важное место занимает обеспечение психологической безопасности не только личности, но и всего образовательного процесса в целом. Анализ состояние образовательной среды в современных школах показывает низкий уровень обеспечения ее психологической безопасности. В связи с этим возникает острая необходимость в разработке теоретической структурнофункциональной модели подготовки будущих психологов образования, способствующей успешному проектированию и обеспечению психологической безопасности образовательной среды.
Психологически безопасная образовательная среда (ПБОС) - результат комплексного, системного, длительного и специально организованного психо-лого-педагогического процесса. Вопросами создания психологически безопасной образовательной среды занимаются такие ученые как И. А. Баева, Е. Н. Волкова, Е. Б. Лактионова, В. М. Львов, рассматривающие психологическую безопасность как условие формирования и развития функционального комфорта, поддержания высокого уровня личностно-эмоциональной защищенности и социально-психологической умелости, оптимизации резервных возможностей личности в деятельности [3]. И. А. Баева под психологической безопасностью образовательной среды понимает её состояние, свободное от проявлений психологического насилия во взаимодействии, способствующее удовлетворению
потребностей в личностно-доверительном общении, создающее референтную значимость среды и обеспечивающее психическое здоровье включенных в нее участников [4, с.75]. Таким образом, психологически безопасная образовательная среда - это референтная среда, в которой субъекты способны успешно осуществлять ту или иную деятельность, имеют положительное отношение к ней, испытывают чувство защищенности от психологического насилия и удовлетворенность от взаимодействия с другими субъектами образовательного процесса.
Психологическая безопасность образовательной среды, выражающаяся в целях сохранения и укрепления здоровья ее участников, создании в образовательном учреждении безопасных условий труда и учебы, защите от всех форм дискриминации может выступать альтернативой агрессивности социальной среды, психоэмоциональному и культурному вакууму, следствием которых является рост числа социогенных заболеваний. Важным условием снижения числа стрессовых ситуаций в педагогической практике является эффективная подготовка будущих психологов образования к созданию психологически безопасной образовательной среды. Условия достижения на нормативном уровне психологической и физической безопасности субъектов отражены в следующих нормативно-правовых документах: Федеральный закон РФ "Об образовании в Российской Федерации", Федеральный закон РФ «О безопасности», Концепция национальной безопасности РФ.
Вопросами моделирования и проектирования образовательной среды, в которой личность востребована и свободно функционирует, а её участники чувствуют защищенность и удовлетворение основных потребностей занимались Я. А. Коменский, И.А. Баева, М. Р. Битянова, Н. В. Груздева, Г. А. Мкрты-чан, В. И. Панов, А. Н. Тубельский, R. G. Barker. Изучением проблемы создания условий, при которых образовательная среда будет психологически наиболее безопасной, анализированием роли наследственных и социальных факторов в процессе формирования личности занимались Г. Бардиер, Т. В. Дворец-
кая, И. В. Дубровина, Н. Т. Ромазан, Т. С. Черед-никова, А. М. Прихожан, А. И. Захаров, М. Раудсепп, А. У. Хараш, М. Е. 8еН§шап.
Научные исследования Е. В. Алексеевой, В. В. Бойко, С. Л. Братченко, С. Г. Вершловского, У. Глассера, Е. И. Казаковой, Г. А. Ковалева, М. А. Котик, Н. Ф. Радионовой, Л. В. Симоновой, Л. В. Тарабакиной свидетельствуют о том, что в образовательных учреждениях не только часто отсутствуют пси-холого-педагогические возможности для обеспечения психологической безопасности образовательной среды, но и увеличивается количество негативных тенденций в учебно-педагогическом взаимодействии. Психологопедагогические исследования по диагностике и созданию условий для позитивного развития субъектов учебно-воспитательного процесса в современной школе крайне малочисленны. Информация о психологической безопасности и условиях её обеспечения в образовательной среде практически отсутствует. Служба сопровождения не оснащена программами подготовки психологов образования к созданию психологически безопасной образовательной среды, как одного из важнейших условий, обеспечивающих позитивное личностное развитие её субъектов.
Таким образом, возникает противоречие между потребностью субъектов образовательной деятельности в системе психологической безопасности и отсутствием программ эффективной подготовки будущих психологов образования к созданию условий для снижения уровня психологического насилия при взаимодействии субъектов в образовательной среде современной школы. Стремление найти пути разрешения указанного противоречия и определило проблему исследования. В теоретическом плане это обоснование модели подготовки будущих психологов образования к созданию психологически безопасной образовательной среды. Современная образовательная практика нуждается в профессионально подготовленных учителях, в дальнейшем способных обеспечить психологически безопасную образовательную среду, способствующую оптимальной самореализации и самоактуализации субъектов
современной школы. Для обеспечения ПБОС требуется разработка структурно-функциональной модели подготовки будущих учителей.
В структурно-функциональной модели (рис.1) профессиональной подготовки будущих учителей к проектированию ПБОС мы рассматриваем возможность выделения четырех взаимосвязанных блоков:
1. Фоновый блок: включает описание условий, в которых будет осуществляться деятельность учителя. Анализ современных условий образовательной среды позволяет говорить о проявлении таких феноменов как буллинг, моб-бинг, «школьная травля». Такие виды психологического насилия могут вызывать высокий уровень тревожности субъектов образовательного процесса, различные фрустрации, эмоциональную напряженность, конфликтогенность, суи-
цидальное и зависимое поведения.
I. ФОНОВЫЙ БЛОК
Описание условий, в которых будет осуществляться деятельность педагога
Система теоретических и прикладных знаний, которыми должен овладеть выпускник в ходе изучения элективного курса «Психологическая безопасность образовательной средьк
О
Структурно функциональная модель подготовки учителей к проектированию ПБОС
Коммуникативные К о мпьютер н ы е Орган из атор ски е Управленческие Гностические
------О--------
Ш. БЛОК ОБ ЩЕКУЛЬ ТУРНЫХ (УШ ШЕ Р САЛЬНЫХ) КОМПЕТЕНЦИЙ
II. МИРОВОЗЗРЕНЧЕСКИЙ БЛОК " -Описание профессиональноличностных качеств и миров оззр енч еских установок
Набор интеллектуальных и практических навыков и умений, которые потребуются педагогу в его профессиональной деятельности
О
Диагн о стич е ские Профилактические Проективные И с след ое ательские Конфликтологические Пр огно стич е ские
о
IV. БЛОК ОБЩИХ ПРОФЕ С С НО НАЛБНЫХ (СПЕЦИАЛЬНЫХ) КОМПЕТЕНЦИЙ
Рис. 1 Структурно-функциональной модели профессиональной подготовки будущих учителей к проектированию психологически безопасной образовательной среды
2. Мировоззренческий блок: содержит описание профессиональноличностных качеств и мировоззренческих установок учителя. Личность педагога имеет гуманистическую направленность. На практике это проявляется как
143
представление об абсолютной ценности каждого человеческого существа, личностная и социальная ответственность, обостренное чувство добра и социальной справедливости, чувство собственного достоинства и уважение достоинства другого человека, терпимость, вежливость, порядочность, готовность понять других и прийти к ним на помощь. Важными личностными характеристикам педагога являются гармоничность «Я-концепции», эмоциональная устойчивость, социальная адаптированность [5, с.31].
3. Блок общекультурных (универсальных) компетенций: включает систему теоретических и прикладных знаний, которыми должен овладеть выпускник в ходе изучения элективного курса «Психологическая безопасность образовательной среды». В результате освоения данного курса обучающийся будет знать: сущность феномена «Психологически безопасная образовательная среда»; структуру психологически безопасной образовательной среды и психологические закономерности ее восприятия; личностные и возрастные психологические особенности субъектов образовательного процесса; значение методов психодиагностики и саморегуляции в обеспечении психологической комфортности субъектов образовательного процесса; условия, методы и алгоритм проектирования психологически безопасной образовательной среды; критерии качества психологически комфортной и безопасной образовательной среды.
4. Блок общих профессиональных (специальных) компетенций:
включает набор интеллектуальных и практических навыков и умений, которые потребуются педагогу в его профессиональной деятельности. Будущий учителя должен организовывать взаимодействие с субъектами образовательного процесса на основе этических принципов компетентности, толерантности и объективности, беря за основу морально-нравственные нормы и этический кодекс психолога образования.
Будущему учителю должна быть присуща инициатива, способность принимать адекватные и ответственные решения в проблемных ситуациях, связан-
ных с профессиональной деятельностью. Коммуникативные навыки должны распространяться не только на межличностные контакты, но и на организацию совместной деятельности детей и взрослых. Эффективность профессиональной деятельности педагога зависит от его способности определять перспективы своего профессионального развития, а также осуществлять выбор наиболее оптимальных стратегий взаимодействия со структурными подразделениями образовательного учреждения и различными центрами психологической помощи для решения задач в области психолого-педагогической деятельности. Из-за специфичности объекта профессиональной деятельности педагог должен уметь проводить анализ и прогнозировать возможные риски образовательной среды, а также осуществлять планирование комплексных мероприятий по предупреждению кризисных ситуаций [7, с. 105].
Рассматривая зарубежный опыт создания безопасной образовательной среды, необходимо отметить, что психологическая безопасность образовательной среды рассматривается в комплексе с физической безопасностью субъектов образовательного процесса. Психологическая безопасность образовательной среды в школах США осуществляется за счет реализации следующих подходов:
- взаимодействие всех субъектов образовательного процесса посредством интеграции компонентов образовательной среды;
- использование многоуровневой системы помощи (Multitiered system of support - MTSS). Данная система выражена в создании M-PHAT (рис.2) модели: мульти-фазность «Multi-Phase» (профилактика, подготовленность, ответная реакция и восстановление); мульти-опасности «Multi-Hazard» (случайная смерть, насилие в школе, стихийные бедствия, терроризм); мульти-институты «Multi-Agency» (школа, полиция, пожарные, психологические центры); многоуровневая система помощи «Multi-Tiered»;
- обеспечение постоянного и свободного доступа к услугам психологической помощи;
интеграция школьной безопасности и планов кризисного планирования; достижение баланса между физической и психологической безопасно-
стью.
- создание положительного климата [6, с. 147].
Рис.2 M-PHAT модель многоуровневой системы помощи
Сегодня, в условиях реализации программы модернизации российской системы педагогического образования, проектирование психологически безопасной среды и обеспечение физического, психического и психологического здоровья субъектов образовательного процесса становится одним из приоритетных направлений профессиональной деятельности будущего педагога. Таким образом, успешное транслирование теоретической модели подготовки будущих педагогов в учебный процесс будет способствовать повышению их компетентности в сфере обеспечения психологической безопасности образовательной среды в современной школе.
Библиографический список
1. Фетоденко И.Л., Сергеева А.В. Теоретические основы проектирования безопасной образовательной среды / Университеты мира как центры научных исследований: Материалы Междунар. науч.-практ. конф. - Тула: Изд-во Тул. гос. пед. ун-та им. Л. Н. Толстого, 2013.- 326 с.
2. Послание Федеральному Собранию Российской Федерации [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://www.kremlin.ru/transcripts/1968.
3. Баева И. А., Волкова И. А., Лактионова Е. Б. Психологическая безопасность образовательной среды: Учеб. пособие [Текст] / Под ред. И. А. Баевой. М., 2009.- 248 с.
4. Баева И. А., Россоха Н. Г. Моделирование и технология создания безопасности образовательной среды [Текст] / И. А. Баева, Н. Г. Россоха // Материалы конференции "Психолого-педагогическая наука в практике современного образования". М.: ПЕР СЭ, 2004.- 244 с.
5. Овчарова Р. В. Практическая психология образования: Учеб. пособие для студ. психол. фак. Университетов [Текст] / Р. В. Овчарова. - М.: Издательский центр «Академия», 2003.- 448 с.
6. Reeves, Melissa A. «Comprehensive planning for safe learning environments: a school professional’s guide to integrating physical and psychological safety, prevention through recovery» [Text]/ Melissa A. Reeves, Linda M. Kanan, Amy E. Plog. New York, Taylor and Francis Group, LLC, 2010.- 240 с.
7. Малий Д. В. Профессиональная подготовка психологов образования к
созданию психологически безопасной образовательной среды в современной школе [Текст] // Альманах современной науки и образования. Тамбов: Грамота, 2013. №6(73).- С. 105-106. Режим доступа:
http://www.gramota.net/materials/1/2013/6/30.html
Bibliography
1. Fedotenko, I.L., Sergeyeva A,V. The Theoretical Basis of the Planning of Safe Learning Environment // The Universities of the World as the Centres of Scientific Research: The proceedings of the International scientific conference. Tula: Publishing house of Tula State Leo Tolstoy Pedagogical University, 2013.- 326 p.
2. Address to the Federal Assembly of the Russian Federation [Internet resource] - Access: http://www.kremlin.ru/transcripts/1968.
3. Bayeva I. A., Volkova I. A., Laktionova E.B. The Psychological Safety of Learning Environment: tutorial [Text] / Bayeva I.A. (Ed.). M., 2009.- 248 p.
4. Bayeva I.A., Rossokha N.G. The Designing and Technology of the Development of Safe Learning Environment [Text] / I.A. Bayeva, N.G. Rossokha // The proceedings of the conference “Psychological and Pedagogical Science in the Practice of Modern Education”. M., 2004.- 244 p.
5. Ovcharova, R.V. The Practical Psychology of Education: tutorial for the students of University Psychology Departments [Text] / R.V. Ovcharova. M.: Publishing Centre “Academia”, 2003.- 448 p.
6. Reeves, Melissa A. Comprehensive planning for safe learning environments: a school professional’s guide to integrating physical and psychological safety,
prevention through recovery [Text] / Melissa A. Reeves, Linda M. Kanan, Amy E. Plog. New York, Taylor and Francis Group, LLC, 2010.- 240 p.
7. Maliy, D.V. The Professional Preparation of Educational Psychologists for the Design of Psychologically Safe Learning Environment in Modern School [Text] / Miscellanies of Modern Science and Education. Tambov: Gramota, 2013. No. 6 (73).- P. 105-106. Access: http://www.gramota.net/materials/1/2013/6/30.html