Научная статья на тему 'КРИТЕРИАЛЬНЫЕ ПРИЗНАКИ ТИПОЛОГИЗАЦИИ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ'

КРИТЕРИАЛЬНЫЕ ПРИЗНАКИ ТИПОЛОГИЗАЦИИ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ Текст научной статьи по специальности «Прочие социальные науки»

CC BY
28
4
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА / СТРУКТУРА ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ / ТИПОЛОГИЯ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ

Аннотация научной статьи по прочим социальным наукам, автор научной работы — Курамшин Ю. Ф., Закревская Н. Г.

Цель исследования - разработка критериев и методологических подходов к типологии физической культуры. Методика и организация исследования. Анализ и обобщение литературных источников и электронных ресурсов, историко-сравнительный анализ, систематизация. Результаты исследования и выводы. Физическая культура - сложное, многогранное социальное явление. По мере накопления знаний, отражающих специфичность физической культуры, возникла острая потребность в разработке ее структуры (строения) и, в частности, в выделении ее основных структурных компонентов. В статье рассматриваются различные подходы к типологии форм физической культуры. Проанализированы наиболее значимые и существенные признаки классификации видовых компонентов физической культуры. Учитывая многообразие выделенных в ходе изучения литературных источников форм физической культуры, а также в связи с ее неупорядоченностью разработана общая классификация форм физической культуры. Для систематизации различных форм, видов физической культуры представляется целесообразным использование типологического подхода.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

CRITERIAL FEATURES OF PHYSICAL CULTURE TYPOLOGATION

Objective of the study was to develop criteria and methodological approaches to the typology of physical culture. Methods and structure of the study. Analysis and generalization of literary sources and electronic resources, historical and comparative analysis, systematization. Results and conclusions. Physical culture is a complex, multifaceted social phenomenon. With the accumulation of knowledge reflecting the specificity of physical culture, there was an urgent need to develop its structure (structure) and, in particular, to identify its main structural components. The article considers various approaches to the typology of physical culture forms. The most significant and essential features of the classification of specific components of physical culture are analyzed. Taking into account the variety of forms of physical culture identified in the course of the study of literary sources, and also in connection with its disorder, a general classification of forms of physical culture has been developed. To systematize various forms, types of physical culture, it seems appropriate to use a typological approach.

Текст научной работы на тему «КРИТЕРИАЛЬНЫЕ ПРИЗНАКИ ТИПОЛОГИЗАЦИИ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ»

КРИТЕРИАЛЬНЫЕ ПРИЗНАКИ ТИПОЛОГИЗАЦИИ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ

УДК/UDC 796.01

Поступила в редакцию 05.05.2023 г.

Доктор педагогических наук, профессор Ю.Ф. Курамшин1 Доктор педагогических наук, профессор Н.Г. Закревская1 1Национальный государственный Университет физической культуры, спорта и здоровья имени П.Ф. Лесгафта, Санкт-Петербург

CRITERIAL FEATURES OF PHYSICAL CULTURE TYPOLOGATION

Dr. Hab., Professor Yu.F. Kuramshin1

Dr. Hab., Professor N.G. Zakrevskaya1

1Lesgaft National State University of Physical Education, Sports and Health, St. Petersburg

Информация для связи с автором: [email protected]

Аннотация

Цель исследования - разработка критериев и методологических подходов к типологии физической культуры.

Методика и организация исследования. Анализ и обобщение литературных источников и электронных ресурсов, историко-сравнительный анализ, систематизация.

Результаты исследования и выводы. Физическая культура - сложное, многогранное социальное явление. По мере накопления знаний, отражающих специфичность физической культуры, возникла острая потребность в разработке ее структуры (строения) и, в частности, в выделении ее основных структурных компонентов. В статье рассматриваются различные подходы к типологии форм физической культуры. Проанализированы наиболее значимые и существенные признаки классификации видовых компонентов физической культуры. Учитывая многообразие выделенных в ходе изучения литературных источников форм физической культуры, а также в связи с ее неупорядоченностью разработана общая классификация форм физической культуры. Для систематизации различных форм, видов физической культуры представляется целесообразным использование типологического подхода.

Ключевые слова: физическая культура, структура физической культуры, типология физической культуры.

Abstract

Objective of the study was to develop criteria and methodological approaches to the typology of physical culture.

Methods and structure of the study. Analysis and generalization of literary sources and electronic resources, historical and comparative analysis, systematization. Results and conclusions. Physical culture is a complex, multifaceted social phenomenon. With the accumulation of knowledge reflecting the specificity of physical culture, there was an urgent need to develop its structure (structure) and, in particular, to identify its main structural components. The article considers various approaches to the typology of physical culture forms. The most significant and essential features of the classification of specific components of physical culture are analyzed. Taking into account the variety of forms of physical culture identified in the course of the study of literary sources, and also in connection with its disorder, a general classification of forms of physical culture has been developed. To systematize various forms, types of physical culture, it seems appropriate to use a typological approach.

Keywords: physical culture, structure of physical culture, typology of physical culture.

Введение. Этимологический анализ возникновения и развития термина «физическая культура» показывает, что он появился в США в 1831 г. Позже он начал применяться и в странах Западной Европы. Однако ни в США, ни в Англии, Франции, Германии этот термин не получил значительного распространения [4]. В нашей стране термин получил широкую популярность после 1917 г. Он употребляется для обозначения учебных заведений, их структурных подразделений (факультетов, кафедр), учебных предметов, изучаемых в них, руководств, справочников, пособий, органов управления, научно-популярных журналов, процесса занятий, направленных на оздоровление, физическое развитие человека, подготовки его к труду и обороне страны и мн. др.

Однако физическая культура - не только термин, обозначающий разные образования, но и фундаментальное понятие, без которого не может обойтись культурологическая область научного знания - философия и социология культуры, культурология и, естественно, теория физической культуры.

Цель исследования - разработка критериев и методологических подходов к типологии физической культуры.

Методика и организация исследования. Проводился анализ и обобщение литературных источников и электронных ресурсов, историко-сравнительный анализ, систематизация.

Результаты исследования и их обсуждение. В настоящее время, по оценкам некоторых ученых, в мировой литературе существует более 600 определений понятия «физическая

№7 • 2023 Июль | July

http://www.teoriya.ru

культура», трудно сводимых в некоторую общую классификационную схему [6]. В статье «Современные методологические подходы в изучении феномена «физическая культура» нами было предложено, не дожидаясь выработки общепринятого понятия «физическая культура», рассматривать объем и содержание данного понятия в рамках основных методологических подходов, принятых в культурологии: описательного, деятельностного, ценностного, системного и др. [7].

Наряду с многообразием дефиниций физической культуры до сих пор в научной и учебной литературе отсутствует единство взглядов на ее структуру, основные структурные компоненты, формы, виды, разновидности и их функциональные характеристики.

Уже в 1925 г. выходит первая часть руководства Г. А. Дю-перрона под названием «Теория физической культуры». Под физической культурой он рассматривает совокупность всех физических и психологических сил в нормально и сильно развитом организме человека [5]. Здесь же автор указывает, что физическая культура слагается из трех моментов: физического воспитания, физического образования и физического развития. Под физическим воспитанием Г. А. Дюперрон понимает искусство приобретения телесных качеств (силы, скорости, выносливости и т.д.), под физическим образованием - искусство сознательно и самостоятельно принимать меры к улучшению и сохранению здоровья и приобретенных телесных качеств, а под физическим развитием - результат физического воспитания и физического образования.

Долгое время вопросы к структуре физической культуры не были предметом обсуждения в отечественной и зарубежной литературе, поскольку профилирующей дисциплиной физкультурного образования в средних и высших учебных заведениях была теория и методика физического воспитания. В 1971 г. была опубликована статья М. А. Якобсона «Социологические проблемы физической культуры», в которой в качестве ее компонентов автор предлагал выделить: физическое воспитание, спорт, физическую рекреацию [15]. Предлагаемая структура физической культуры получила дальнейшее освещение в публикациях и диссертационных работах Ю. М. Николаева, В. М. Выдрина [2], а в 1984 г. была дополнена В. М. Выдриным еще одним компонентом - физической

реабилитацией. Он также предложил эти четыре компонента называть видами физической культуры [3].

В 1975 г. был издан коллективный труд «Советская система физического воспитания», в котором предлагалось выделять физическую культуру личности, физическую культуру коллектива и физическую культуру общества [14].

В 1980 г. Л. П. Матвеев опубликовал статью «К перспективам разработки общей теории физической культуры» [8], в которой общую структуру физической культуры он предложил рассматривать в зависимости от того, в какую из социальных сфер жизнедеятельности человека включены виды и разновидности физической культуры. В рамках такого подхода он выделил следующие структурные компоненты физической культуры: базовую, профессионально-прикладную, гигиеническую, рекреативную, оздоровительно-реабилитационную физическую культуру и спорт. В последующих его работах -статьях, учебных пособиях, учебниках - структура физической культуры уточнялась и дополнялась [1, 9, 10].

Н. И. Пономарев в монографии, изданной в 1996 г., «Физическая культура как элемент культуры общества и человека» предложил выделять пять форм физической культуры: базовую (учебная физическая культура в школах, средних и высших учебных заведениях), прикладную (профессионально-прикладную, военно-прикладную, спортивно-прикладную) физическую культуру, фоновую (физическая рекреация, лечебная и гигиеническая) физическую культуру, бытовую (семейная, внесемейно-бытовая) физическую культуру и производную (физкультурные парады, выступления, спортивная эстрада) физическую культуру. Наряду с этими формами физической культуры автор предлагает выделять также национальную физическую культуру [11].

Ю. М. Николаев, внесший большой вклад в разработку структуры физической культуры и ее теории, предложил в качестве основных видов физической культуры различать: образовательную (базовую), спортивную, рекреационную, реабилитационную и адаптивную физическую культуру [11, 12].

В связи с многообразием выделенных форм физической культуры, ее неупорядоченностью возникает необходимость разработки общей классификации форм физической культуры. Для систематизации различных форм, видов физической

□ и

£ г.

а

ч—

о (и и

2 а

с

га

^

О (и .с Н

Критерии типологизации физической культуры

http://www.teoriya.ru

№7 • 2023 Июль | July

культуры нам представляется целесообразным использование типологического подхода. Под типологией понимают процедуру разделения совокупности объектов на группы в соответствии с определенными критериями. Как было отмечено выше, физическую культуру можно подразделять по ее носителю - физическая культура личности, коллектива, общества; по сфере жизнедеятельности человека - профессионально-прикладная физическая культура и др. Исходя из этого, типология классификации физической культуры может быть представлена в виде следующей схемы (см. рисунок).

Как видно из рисунка, типологическая классификация физической культуры может быть осуществлена на основе трех критериев: по носителю культуры, сферам жизнедеятельности человека и стадиям исторического развития физической культуры.

По носителю физической культуры человека, личности, индивида образуется культура социальных групп. В социологии существуют различные подходы к классификации социальных групп. В зависимости от степени дифференциации социальных групп, на наш взгляд, можно различать: физическую культуру людей различного возраста (молодежи, пенсионеров и т.п.), физическую культуру социального класса, нации, семьи, производственного коллектива, военного подразделения, студенческой группы и т.д. Заметим, что 31.07.2020 г. в Федеральный закон «О физической культуре и спорте в Российской Федерации» было введено понятие «корпоративный спорт», которое касается организаций различной принадлежности: отраслевых, профессиональных и других. На наш взгляд, аналогично можно выделить на этом уровне не только корпоративный спорт, но и корпоративную физическую культуру.

Из физической культуры социальных групп образуется физическая культура общества.

По социальным сферам и видам деятельности человека выделены основные формы физической культуры, которые описаны в научно-методической литературе. Более детальное изучение позволит конкретизировать их виды и разновидности. Физическая культура может рассматриваться и с точки зрения формационного подхода, который применяется при описании истории ее развития. На стыке отдельных форм физической культуры, как показано на рисунке, могут образовываться и гибридные формы физической культуры.

Выводы. Физическая культура, как и любая культура, представляет собой весьма сложную и многоуровневую систему. В настоящее время существуют различные точки зрения по вопросам типологии физической культуры. Мы предлагаем при разработке классификационной схемы типологии физической культуры использовать следующие подходы: по источнику носителя физической культуры, по видам физкультурной деятельности занимающихся и формационный - рассматривающий последовательные исторические этапы в развитии человечества.

Литература

1. Введение в теорию физической культуры: учеб. пособие для ин-тов физ. культуры / под ред. Л.П. Матвеева. Москва: Физкультура и спорт, 1983. - 128 с.

2. Выдрин В.М. Содержание, объем и структура понятия «физическая культура» / В.М. Выдрин, Ю.М. Николаев // Теория и практика физической культуры. - 1974. - № 9. - С. 8-10.

3. Выдрин В.М. Методологические проблемы теории физической культуры / В.М. Выдрин // Теория и практика физической культуры. - 1984. - № 6. - С. 5-6.

4. Григорьян Я.Г. Понятие «физическая культура»: эволюция представлений / Я.Г. Григорьян, К.В. Богатырева, Е.Л. Панова, Ю.В. Старостина // Теория и практика физической культуры. -2021. - № 11. - С. 8-10.

5. Дюперрон Г.А. Теория физической культуры. Основные понятия / Г.А. Дюперрон. - Ленинград: Время, 1925. - 146 с.

6. Евстафьев Б.В. Физическая культура в мировой литературе / Б.В. Евстафьев. - Ленинград: Воен. ин-т физ. культуры, 1980. -132 с.

7. Курамшин Ю.Ф. Современные методологические подходы в изучении феномена «физическая культура» / Ю.Ф. Курамшин // Научно-педагогические школы университета. - Санкт-Петербург, 2022. - С. 85-94.

8. Матвеев Л.П. К перспективам разработки общей теории физической культуры и спорта / Л.П. Матвеев // Теория и практика физической культуры. - 1980. - № 12. - С. 11-15.

9. Матвеев Л.П. Теория и методика физической культуры. Введение в предмет. 3-е изд. / Л.П. Матвеев. - Санкт-Петербург: Лань, 2003.

- 160 с.

10. Матвеев Л.П. Теория и методика физической культуры (введение в теорию физической культуры, общая теория и методика физического воспитания). 4-е изд. / Л.П. Матвеев. - Москва: Спорт, 2021. - 520 с.

11. Николаев Ю.М. Физическая культура как составная часть социалистической культуры: автореф. дис. ... канд. пед. наук / Ю.М. Николаев. - Ленинград, 1976. - 21 с.

12. Николаев Ю.М. Теория физической культуры: функциональный, ценностный, деятельностный, результативный аспекты / Ю.М. Николаев // С.-Петерб. гос. акад. физ. культуры им. П.Ф. Лесгафта.

- Санкт-Петербург, 2000. - 80 с.

13. Пономарев Н.И. Физическая культура как элемент культуры общества и человека / Н.И. Пономарев // С.-Петерб. гос. акад. физ. культуры им. П.Ф. Лесгафта. - Санкт-Петербург, 1996. - 284 с.

14. Советская система физического воспитания / под ред. Г.И. Кукушкина. - Москва: Физкультура и спорт, 1975. - 558 с.

15. Якобсон М.А. Социологические проблемы физической культуры / М.А. Якобсон // Социальные исследования. - 1971. - Вып. 7. -с. 128-136.

References

1.

2.

3.

4.

5.

6.

7.

Matveeva L.P. [ed.]. Vvedeniye v teoriyu fizicheskoy kultury [Introduction to the theory of physical culture]. Study guide. Moscow: Fizkultura i sport publ., 1983. 128 p.

Vydrin V.M., Nikolaev Yu.M. Soderzhaniye, obyem i struktura ponyatiya «fizicheskaya kultura» [Content, volume and structure of the concept of "physical culture"]. Teoriya i praktika fizicheskoy kultury. 1974. No. 9. pp.8-10.

Vydrin V.M. Metodologicheskiye problemy teorii fizicheskoy kultury [Methodological problems of the theory of physical culture]. Teoriya i praktika fizicheskoy kultury. 1984. No. 6. pp. 5-6. Grigoryan Ya.G., Bogatyreva K.V., Panova E.L., Starostina Yu.V. Po-nyatiye «fizicheskaya kultura»: evolyutsiya predstavleniy [The concept of "physical culture": the evolution of ideas]. Teoriya i praktika fiziches-koy kultury. 2021. No. 11. pp. 8-10

Duperron G.A. Teoriya fizicheskoy kultury. Osnovnyye ponyatiya [Theory of physical culture. Basic concepts]. Leningrad: Izd-vo «Vremya» publ., 1925. 146 p.

Evstafiev B.V. Fizicheskaya kultura v mirovoy literature [Physical culture in world literature]. Leningrad: Voyennyy institut fiz. kultury publ., 1980. 132 p.

Kuramshin Yu.F. Sovremennyye metodologicheskiye podkhody v izuchenii fenomena «fizicheskaya kultura» [Modern methodological approaches to the study of the phenomenon of "physical culture"]. Nauchno-pedagogicheskiye shkoly universiteta. St. Petersburg, 2022, pp. 85-94.

Matveev L.P. K perspektivam razrabotki obshchey teorii fizicheskoy kultury i sporta [On the prospects for the development of a general theory of physical culture and sports]. Teoriya i praktika fizicheskoy kul-tury. 1980. No. 12. pp. 11-15.

Matveev L.P. Teoriya i metodika fizicheskoy kultury. Vvedeniye v pred-met [Theory and methodology of physical culture. Introduction to the subject]. 3rd ed. St. Petersburg: Lan publ., 2003. 160 p. Matveev L.P. Teoriya i metodika fizicheskoy kultury (vvedeniye v teoriyu fizicheskoy kultury, obshchaya teoriya i metodika fizicheskogo vospitaniya) [Theory and Methods of Physical Culture (Introduction to the Theory of Physical Culture, General Theory and Methods of Physical Education)]. 4th ed. Moscow: Sport publ., 2021. 520 p. Nikolaev Yu.M. [Physical culture as an integral part of socialist culture]. PhD diss. abstract. Leningrad, 1976. 21 p.

Nikolaev Yu.M. Teoriya fizicheskoy kultury: funktsionalnyy, tsennost-nyy, deyatelnostnyy, rezultativnyy aspekty. [Theory of physical culture: functional, value, activity, resultative aspects]. St. Petersburg: S.-Pe-terb. gos. akad. fiz. kultury im. P.F. Lesgafta publ., 2000. 80 p. Ponomarev N.I. Fizicheskaya kultura kak element kultury obshchestva i cheloveka [Physical culture as an element of the culture of society and man]. St. Petersburg: S.-Peterb. gos. akad. fiz. kultury im. P.F. Lesgafta publ., 1996. 284 p.

Kukushkina G.I. [ed.]. Sovetskaya sistema fizicheskogo vospitaniya [Soviet system of physical education]. Moscow: Fizkultura i sport, 1975. 558 p.

15. Yakobson M.A. Sotsiologicheskiye problemy fizicheskoy kultury [Sociological problems of physical culture]. Sotsialnyye issledovaniya. 1971. Issue. 7. pp. 128-136.

9.

10,

11

12

13

14

№7 • 2023 Июль | July

http://www.teoriya.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.