ПРОБЛЕМА «КАЧЕСТВ» В ТЕОРИИ ФИЗИЧЕСКОМ КУЛЬТУРЫ: СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ И ПУТИ РЕШЕНИЯ
УДК/UDC 796.01
Поступила в редакцию 06.06.2021 г.
Доктор педагогических наук, профессор Ю.Ф. Курамшин1
Национальный государственный университет физической культуры, спорта и здоровья им. П.Ф. Лесгафта, Санкт-Петербург
INDIVIDUAL 'QUALITIES' IN PHYSICAL EDUCATION THEORY: PROBLEMS, PRESENT SITUATION AND POTENTIAL SOLUTIONS
Dr. Hab., Professor Y.F. Kuramshin1
1Lesgaft National State University of Physical Education, Sport and Health, St. Petersburg
Информация для связи с автором: [email protected]
□
и
га у
г.
ч—
. О OJ
■ -О
с га
О (U .с I—
Аннотация
Цель исследования - определить методологические подходы к пониманию и структуре понятия «качества» человека как субъекта физкультурной деятельности.
Результаты исследования и выводы. Систему качеств субъекта деятельности в различных видах физической культуры следует понимать как систему различных иерархических уровней индивида, характеризующих различные типы психофизической активности человека, специфичных для спорта, адаптивной физической культуры и т.д. Рассматривая тот или иной уровень двигательной активности, можно детализировать процессы и качества, которые играют решающую роль в данном виде физической культуры. Таким образом, исходным и наиболее широким понятием общей теории физической культуры необходимо считать понятие «психофизические качества», которое в концентрированном виде отражает ее предметную область - развитие физических и духовных (психических) возможностей человека. В соответствии с системным подходом качества человека как субъекта физкультурной деятельности следует рассматривать на различных уровнях - вертикальном и горизонтальном, то есть как «многоэтажное» явление. Их материальной основой является деятельность различных органов и систем организма человека.
Ключевые слова: теория физической культуры, физические качества, физические способности.
Abstract
Objective of the study was to offer practical approaches to the meanings and interpretations of individual physical qualities in the context of physical education service.
Results and conclusion. Historical evolution of the notion of "quality" in the physical education theory and practice may be classified into a few stages, with special contributions from the Leningrad and Moscow physical education institutes. It was traditional for the first national studies of the qualities formed by target physical education service to refer to them as psychophysical qualities. It was in 1940 that the Leningrad-based Lesgaft physical education Institute published a practical physical education manual for the academic establishments where K.Kh. Grantyn offered a definition of psychophysical qualities developed by specific physical exercises. He interpreted psychophysical qualities as quantitative measures of activity of every bodily system and basically grouped them into the psychomotor and moral-volitional ones. The K.Kh. Grantyn classification ranked strength, speed, endurance and dexterity with the psychomotor qualities; and attention control, determination, courage, perseverance, stress-tolerance, endurance and some others with the moral-volitional ones. After the WWII, the meanings of psychophysical qualities were comprehensively analyzed in the A.D. Novikov monograph "Physical education: issues of the subject, principles, tools, methods and physical practicing forms" [10] where he supported K.Kh. Grantyn in considering psychophysical qualities in the context of functions of the relevant bodily organs and systems. In the 1950-1960ies, the term psychophysical qualities was gradually replaced by motor skills and then physical qualities.
Based on the analysis, we would consider the notion of 'psychophysical qualities' as the primary and broadest concept of modern general physical education theory since it adequately covers the subject area of individual physical and mental/ spiritual progress and resource building. A systematic approach implies the individual qualities in the physical education context being considered within the vertical and horizontal 'multi-storey' hierarchical structure. In the material domain, physical qualities may be viewed as dictated by activities of the relevant bodily organs and systems.
Keywords: physical education theory, physical qualities, physical abilities.
Введение. Профессиональная деятельность каждого специалиста в области физической культуры (учителя, преподавателя, тренера) связана с развитием и совершенствованием определенных качеств личности занимающихся. Как специфическая сфера социальной деятельности физическая культура требует проявления физических и духовных (психи-
ческих) сил человека, обеспечивая возможность многостороннего их развития [1, 6].
На разных этапах формирования теории физического воспитания как науки и учебной дисциплины существовали различные взгляды на понимание сущности качеств и форм их проявления в двигательной деятельности. Для их характе-
14
http://www.teoriya.ru
№10^ 2021 Октябрь | October
ристики раньше и сейчас весьма часто употребляются такие термины, как «физические качества», «двигательные качества», «психомоторные качества», «психофизические качества», «телесно-двигательные качества» и другие. В современной учебной и научной литературе нередко «физические качества» и «двигательные качества» отождествлены без достаточного научного обоснования. Это вносит неопределенность в трактовку сущности явлений, обозначаемых данными терминами. Несмотря на то, что некоторые аспекты проблемы качеств неоднократно обсуждались в научно-методической литературе и на страницах журнала «Теория и практика физической культуры» [4, 5], многие вопросы еще остаются дискуссионными и наименее разработанными.
Цель исследования - определить методологические подходы к пониманию и структуре понятия «качества» человека как субъекта физкультурной деятельности.
Результаты исследования и их обсуждение. Как научная категория, понятие «качество» в теории и методике физического воспитания прошло несколько периодов развития. Большой вклад в разработку проблемы качеств внесли ученые Ленинградского и Московского институтов физической культуры. В первых отечественных изданиях, посвященных формированию качеств в процессе физкультурных занятий, использовался термин «психофизические качества». В 1940 году вышло учебное пособие по методике физической культуры для высших учебных заведений физической культуры, подготовленное коллективом Ленинградского института физической культуры имени П. Ф. Лесгафта. В нем К. Х. Гран-тынь сформулировал определение понятия «психофизические качества» и связал его с основными типами физических упражнений. По его мнению, психофизические качества - это количественные стороны деятельности различных систем организма человека. Их целесообразно подразделять на две группы: психомоторные, или двигательные, и морально-волевые. К психомоторным (двигательным) качествам К.Х Гран-тынь относит силу, быстроту, выносливость и ловкость, а к морально-волевым - произвольное внимание, решительность, смелость, настойчивость, мужество, выдержку и другие [2].
В послевоенный период категория «психофизические качества» была глубоко проанализирована в монографии А. Д. Новикова «Физическое воспитание (к вопросу о предмете, принципах, средствах, методах и формах организации занятий физическими упражнениями)» [10]. Он, как и К. Х. Грантынь, рассматривает психофизические качества с позиций деятельности различных органов и систем организма. В 1950-1960-е гг. в научной и учебной литературе вместо термина «психофизические качества» применяют термины «двигательные», а затем «физические качества». Многоплановое освещение и тщательную разработку проблема качеств получила в работах В. М. Зациорского и его учеников. Он рассматривал физические качества как отдельные стороны двигательных возможностей человека, которые проявляются в одинаковых параметрах движения и измеряются тождественным способом, имеют аналогичные физиологические и биомеханические механизмы и требуют сходных свойств психики [3]. К основным физическим качествам автор относит быстроту, силу, выносливость, ловкость, гибкость, а также такие качества, как расслабление мышц, чувство пространства, равновесие.
В последующие годы в научной, учебной и методической литературе вместо физических качеств стали чаще всего использовать понятие «физические (двигательные) способности». По нашему мнению, господствующее долгие годы понятие «физические качества» не отражает предметной области теории физической культуры, которая была введена в учебные планы физкультурных вузов в 1979 году. Естественно,
возникает вопрос: можно ли считать понятие «физические (двигательные) качества» базовым понятием общей теории физической культуры. Думается, вряд ли. Анализ предметной области физической культуры в целом и ее отдельных компонентов показывает, что основу их содержания составляет не только воспитание физического в человеке, но воспитание через физическое, посредством физического.
Рассматривая физическую культуру как систему ее разнообразных компонентов, взаимосвязанных друг с другом и образующих интегральное целое, можно заключить, что физическое упражнение является важным фактором развития и совершенствования целостной и многогранной личности, ее физических и психических возможностей. На это неоднократно указывал П. Ф. Лесгафт [11].
Эта идея получила развитие в работах Г. Г. Наталова [8]. Он предложил рассматривать закон упражнения в единстве двух сторон: 1) «работа строит орган» (по Ламарку);
2) организм посредством упражнения строит свои движения, реализует свои возможности, качества (по Д. Дидро, Н. А. Бернштейну). По мнению автора, отношения между индивидуумом (субъектом физкультурной деятельности) и физическим упражнением (объектом деятельности) могут осуществляться на разных уровнях: биологическом, психологическом и социальном. В рамках первой стороны закона упражнение на уровне взаимоотношения между организмом и движением: предметом воздействия физических упражнений являются преимущественно физические свойства, качества (сила, быстрота, выносливость, ловкость, гибкость, упругость, эластичность рабочих органов). Проявление закона упражнения на более высоких уровнях - психологическом и социальном - обеспечивает формирование психических (сенсорных, интеллектуальных), социальных (моральных, волевых) и других качеств.
Несколько иной подход к проблеме классификации качеств предложил В. Б. Коренберг [4]. Им была разработана концепция моторно-функциональных качеств. Согласно этой концепции к моторно-функциональным качествам следует относить следующие четыре типа их разновидностей: 1) соматические (гибкость, прочность, длина тела, масса тела); 2) соматомоторные (абсолютная и относительная сила, быстрота, резкость, работоспособность);
3) психосоматомоторные (реактивность, координация, моторная стабильность); 4) психомоторные (смелость, находчивость, решительность, оперативность, «сила воли» и др.).
Зарубежные авторы предлагают иную классификацию качеств [13]. Критериями для классификации качеств, связанных с двигательной активностью, они выбрали уровни взаимодействия человека с окружающей средой: связь между организмом и окружающей средой; связь между человеком как субъектом деятельности и объектом его действий; связь между индивидом и обществом. На основании системной структуры произвольных двигательных актов предлагается следующая классификация качеств: информационно-ориентирующие, побудительно-направляющие, энерго-кондици-онные.
На наш взгляд, концепция качеств как особых сторон иерархичности двигательной активности человека в сфере физической культуры является наиболее перспективной в разработке рассматриваемой в статье проблемы. Она основана на многоуровневости («этапном строении») социальности человека как индивидуальности и личности [8, 15]. Б.А. Ни-китюк [9], опираясь на работы В. С. Мерлина и Б. А. Вяткина, предложил следующие уровни комплексного познания человека, его свойств и качеств: социально-психологический (социальный статус в коллективе, межличностные отношения),
№10 • 2021 Октябрь | осюЬег http://www.teorjya.ru
личностный (мотивы, отношения личности, ценностные ориентации), психологический (восприятие, интеллект, воля), психодинамический (темперамент), физиологическо-био-механический (свойства нервной системы, особенности телосложения и др.).
Следовательно, систему качеств субъекта деятельности в различных видах физической культуры следует понимать как систему различных иерархических уровней индивида, характеризующих различные типы психофизической активности человека, специфичных для спорта, адаптивной физической культуры и т. д.
Вывод. Исходным и наиболее широким понятием общей теории физической культуры необходимо считать понятие «психофизические качества», которое в концентрированном виде отражает ее предметную область - развитие физических и духовных (психических) возможностей человека. В соответствии с системным подходом качества человека как субъекта физкультурной деятельности следует рассматривать на различных уровнях - вертикальном и горизонтальном, то есть как «многоэтажное» явление. Их материальной основой является деятельность различных органов и систем организма человека.
Литература
1. Выдрин В.М. Современные проблемы теории физической культуры как вида культуры / В.М. Выдрин. - Санкт-Петербург: С.- Пе-терб. гос. акад. физ. культуры им. П. Ф. Лесгафта, 2001. - 78 с.
2. Грантынь К.Х. Общие основы методики физического воспитания // Методика физического воспитания. - М.: Физкультура и спорт, 1940. - С. 5-151.
3. Зациорский В.М. Физические качества спортсмена: (основы теории и методики воспитания) / В.М. Зациорский. - М.: Физкультура и спорт, 1966. - 199 с.
4. Коренберг В.Б. Проблема физических и двигательных качеств / В.Б. Коренберг // Теория и практика физ. культуры. - 1996. - № 7.
- С. 2-5.
5. Курамшин Ю.Ф. Проблема способностей и качеств в теории физической культуры / Ю.Ф. Курамшин // Материалы итоговой научно-практической конференции профессорско-преподавательского состава Национального государственного Университета физической культуры, спорта и здоровья им. П.Ф. Лесгафта, Санкт-Петербург, за 2020 г., посвященной 125-летию Университета. - Санкт-Петербург, 2021. - С. 26-29.
6. Матвеев Л.П. Теория и методика физической культуры. Введение в предмет / Л.П. Матвеев. - Санкт-Петербург: Лань, 2003. - 160 с.
- ISBN 5-8114-0483.
7. Мерлин В.С. Психология индивидуальности / В.С. Мерлин. - М.: Институт практической психологии, 1996. - 448 с.
8. Наталов Г.Г. Теория физического воспитания / Г.Г. Наталов. -Алма-Ата: Казахский ин-т физ. культуры, 1976. - 62 с.
9. Никитюк Б.А. Сомато-психические связи и их роль в управлении деятельностью // Теория и практика физ. культуры. - 1983. - № 7.
- с. 44-46.
10. Новиков А.Д. Физическое воспитание / А.Д. Новиков. - М.: Физкультура и спорт, 1947. - 135 с.
11. Лесгафт П.Ф. Главные труды: с комментариями профессоров В.А. Таймазова, Ю.Ф. Курамшина, А.Т. Марьяновича. - Санкт-Петербург, Печатный двор, 2006. - 719 с. - ISBN 5-7062-0231-1.
12. Психология интегральной индивидуальности: пермская школа / сост. Б.А. Вяткин, Л.Я. Дорфман, М.Р. Щукин. - М.: Смысл, 2011.
- 636 с.
References
1. Vydrin V.M. Sovremennye problemy teorii fizicheskoy kultury kak vida kultury [Modern problems of physical education theory as form of culture]. St. Petersburg: Lesgaft National State University of Physical Education, Sport and Health publ., 2001. 78 p.
2. Grantyn K.Kh. Obshchie osnovy metodiki fizicheskogo vospitaniya [General foundations of physical education methodology]. Physical education methodology. Moscow: Fizkultura i sport publ., 1940. pp. 5-151.
3. Zatsiorskiy V.M. Fizicheskie kachestva sportsmena: (osnovy teorii i metodiki vospitaniya) [Athlete's physical qualities: fundamentals of theory and methods of education]. Moscow: Fizkultura i sport publ., 1966. 199 p.
4. Korenberg V.B. Problema fizicheskikh i dvigatelnykh kachestv [Problems of physical and motor characteristics]. Teoriya i praktika fiz. kultury. 1996. No. 7. pp. 2-5.
5. Kuramshin Y.F. Problema sposobnostey i kachestv v teorii fizicheskoy kultury [Problem of abilities and qualities in physical education theory]. Proc. final research-practical conference of the faculty of Lesgaft National State University of Physical Education, Sport and Health, St. Petersburg, 2020. St. Petersburg, 2021. pp. 26-29.
6. Matveyev L.P. Teoriya i metodika fizicheskoy kultury. Vvedenie v predmet [Theory and methodology of physical education. Introduction to the subject]. St. Petersburg: Lan publ., 2003. 160 p. ISBN 5-8114-0483.
7. Merlin V.S. Psikhologiya individualnosti [Personality psychology]. Moscow: Institute of Practical Psychology publ., 1996. 448 p.
8. Natalov G.G. Teoriya fizicheskogo vospitaniya [Theory of physical education]. Alma-Ata: Kazakh Institute of physical culture publ., 1976. 62 p.
9. Nikityuk B.A. Somato-psikhicheskie svyazi i ikh rol v upravlenii deyatelnostyu [Somatomental relations and their role in performance management]. Teoriya i praktika fiz. kultury. 1983. No. 7. pp. 44-46.
10. Novikov A.D. Fizicheskoe vospitanie [Physical education]. Moscow: Fizkultura i sport publ., 1947. 135 p.
11. Lesgaft P.F. Glavnye Trudy: s kommentariyamy professopov V.A. Taymazova, Y.F. Kuramshina i A.T. Maryanovicha [Main works with comments of professors V.A. Taymazov, Y.F. Kuramshin, A.T. Maryanovich]. Sankt-Peterburg, Pechatny dvor publ., 2006. 719 p. ISBN 5-7062-0231-1.
12. Vyatkin B.A., Dorfman L.Y., Shchukin M.R. Psikhologiya integralnoy individualnosti: permskaya shkola []. Moscow: Smysl publ., 2011. 636 p.
13. Pohlman R.S. 5 Thesen rum "Fahigbeitssystem" der sportmetorih im handlungsspsychologishen berug. Theorie und praxis der korper kultur. 1977. No. 7. pp. 511-516.