Научная статья на тему 'ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПОТЕНЦИАЛ ВНЕУЧЕБНОЙ ФИЗКУЛЬТУРНО-СПОРТИВНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ВУЗА'

ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПОТЕНЦИАЛ ВНЕУЧЕБНОЙ ФИЗКУЛЬТУРНО-СПОРТИВНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ВУЗА Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
24
10
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ФИЗКУЛЬТУРНО-СПОРТИВНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / СТУДЕНТЫ / ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ СРЕДА

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Федотов И. А.

Цель исследования - выявить и обосновать педагогический потенциал внеучебной физкультурно-спортивной деятельности вуза в повышении эффективности военно-прикладной физической подготовки студентов. Методика и организация исследования. Педагогическое исследование проводилось с 2021 г. по 2023 г. в ФГБОУ ВО «Оренбургский государственный педагогический университет», в котором приняли участие 107 студентов выпускных курсов, разделенных на контрольную и экспериментальную группы. Педагогический дизайн внеучебной физкультурно-спортивной образовательной среды университета рассматривался как универсальная модель, обеспечивающая формирование комплексного результата учебно-воспитательной работы со студентами военно-прикладной направленности. В процессе внеурочной деятельности применялись: широкий арсенал физических упражнений, элементы военно-прикладной и спортивной подготовки, психологические тренинги. Результаты исследования и выводы. Показано, что педагогический потенциал внеучебной физкультурно-спортивной деятельности вуза можно успешно использовать в повышении эффективности военно-прикладной физической подготовки студентов. Представленные структурные компоненты и смысловые ориентиры внеучебной физкультурно-спортивных деятельности студентов способствовали формированию двигательного компонента физической культуры личности, расширению коммуникативной сферы и психологической устойчивости в нестандартных ситуациях, обеспечивая эффективную комплексную готовность к военной службе.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Федотов И. А.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПОТЕНЦИАЛ ВНЕУЧЕБНОЙ ФИЗКУЛЬТУРНО-СПОРТИВНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ВУЗА»

ПЕДАГОГИЧЕСКИМ ПОТЕНЦИАЛ ВНЕУЧЕБНОИ ФИЗКУЛЬТУРНО-СПОРТИВНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ВУЗА

УДК/UDC 378.4

Поступила в редакцию 30.03.2023 г.

И.А. Федотов1

1Оренбургский государственный педагогический университет, Оренбург

PEDAGOGICAL POTENTIAL OF EXTRACURRICULAR PHYSICAL CULTURE AND SPORTS ACTIVITIES OF THE UNIVERSITY

I.A. Fedotov1

1Orenburg State Pedagogical University, Orenburg

Информация для связи с автором: [email protected]

Аннотация Abstract

Цель исследования - выявить и обосновать педагогический потенциал внеучебной физкультурно-спортивной деятельности вуза в повышении эффективности военно-прикладной физической подготовки студентов. Методика и организация исследования. Педагогическое исследование проводилось с 2021 г. по 2023 г. в ФГБОУ ВО «Оренбургский государственный педагогический университет», в котором приняли участие 107 студентов выпускных курсов, разделенных на контрольную и экспериментальную группы. Педагогический дизайн внеучебной физкультурно-спортивной образовательной среды университета рассматривался как универсальная модель, обеспечивающая формирование комплексного результата учебно-воспитательной работы со студентами военно-прикладной направленности. В процессе внеурочной деятельности применялись: широкий арсенал физических упражнений, элементы военно-прикладной и спортивной подготовки, психологические тренинги. Результаты исследования и выводы. Показано, что педагогический потенциал внеучебной физкультурно-спортивной деятельности вуза можно успешно использовать в повышении эффективности военно-прикладной физической подготовки студентов. Представленные структурные компоненты и смысловые ориентиры внеучебной физкультурно-спортивных деятельности студентов способствовали формированию двигательного компонента физической культуры личности, расширению коммуникативной сферы и психологической устойчивости в нестандартных ситуациях, обеспечивая эффективную комплексную готовность к военной службе.

Ключевые слова: физкультурно-спортивная деятельность, студенты, образовательная среда.

Objective of the study was to identify and substantiate the pedagogical potential of extracurricular physical culture and sports activities of the university in increasing the effectiveness of military-applied physical training of students. Methods and structure of the study. A pedagogical study was conducted from 2021 to 2023 at Orenburg State Pedagogical University, in which 107 graduate students, divided into control and experimental groups, took part. The pedagogical design of the extracurricular physical culture and sports educational environment of the university was considered as a universal model that provides the formation of a complex result of educational work with students of military applied orientation. In the process of extracurricular activities, a wide arsenal of physical exercises, elements of military-applied and sports training, psychological trainings were used.

Results and conclusions. It is shown that the pedagogical potential of extracurricular physical culture and sports activities of the university can be successfully used to increase the effectiveness of military-applied physical training of students.

The presented structural components and semantic guidelines of extracurricular physical culture and sports activities of students contributed to the formation of the motor component of the physical culture of the individual, the expansion of the communicative sphere and psychological stability in non-standard situations, providing effective comprehensive readiness for military service.

Keywords: physical culture and sports activities, students, educational environment.

Введение. Современное состояние нестабильной геополитической ситуации в мире, разгорающихся межгосударственных конфликтов социально-экономического неравенства, как глобальная проблема человечества, требует от государства системной подготовки молодежи к военной службе. Президент РФ В. В. Путин в послании к россиянам обозначил потребность в необходимости пересмотра взгляда на усиление работы с молодежью допризывного возраста, обращая внимание на значимость физической культуры и спорта. В распоряжениях правительства РФ акцентировано внимание на обеспечение взаимодействия Министерства просвещения РФ и Министерства спорта РФ в организации внеучебной физкультурно-спортивной работы с молодежью допризывного и призывного возраста.

Педагогический потенциал внеучебной физкультурно-спор-тивной деятельности позволяет улучшить сформированность таких показателей, как общая и специальная физическая подготовленность, познавательная активность, функциональная грамотность, рефлексивное мышление в ситуации «затруднения», психофизическая готовность в службе в вооруженных силах [1-3, 5].

Цель исследования - выявить и обосновать педагогический потенциал внеучебной физкультурно-спортивной деятельности вуза в повышении эффективности военно-прикладной физической подготовки студентов.

Методика и организация исследования. Педагогическое исследование проводилось с 2021 г. по 2023 г. в ФГБОУ ВО «Оренбургский государственный педагогический универси-

№6 • 2023 Июнь | June

http://www.teoriya.ru

Динамика оценки физической подготовленности студентов (через 7 месяцев)

№ п/п Тестовые упражнения Студенты До исследования После исследования А%

1. Бег на 100 м, с Контрольная группа 14,2±0,2 13,6±0,4 4

Экспериментальная группа 14,2±0,3 13,2±0,3 7

2. Подтягивание (количество раз) Контрольная группа 12,9±4,1 14,1±3,8 9

Экспериментальная группа 13,4±3,8 15,1±3,7 12

3. Бег на 3 км, мин, с Контрольная группа 14,3±1,0 13,5±0,9 5

Экспериментальная группа 14,2±1,04 12,9±0,7 9

□ и

£ г. CL

ч—

О 0J и

CL ' -о с

га

^

О (U .с Н

тет», в котором приняли участие 107 студентов выпускных курсов, разделенных на контрольную и экспериментальную группы.

Педагогический дизайн внеучебной физкультурно-спор-тивной образовательной среды университета рассматривался как универсальная модель, обеспечивающая формирование комплексного результата учебно-воспитательной работы со студентами военно-прикладной направленности. В процессе внеурочной деятельности применялись: широкий арсенал физических упражнений, элементы военно-прикладной и спортивной подготовки, психологические тренинги (см. рисунок).

В рамках педагогического моделирования разработана программа внеучебной физкультурно-спортивной деятельности военно-прикладной направленности, рассчитанная на учебный год и разделенная на три этапа (адаптационный - 1 месяц, тренирующий - 8 месяцев и результативный - 1 месяц). Студенты экспериментальной (ЭГ) и контрольной групп (КГ) занимались четыре раза в месяц. В КГ реализовывалась традиционная учебная программа. В ЭГ были введены стимулирующие педагогические условия, которые реализовывались один раз в месяц и включали занятия со специалистом по военно-прикладной физической подготовке, психологические тренинги с психологом-практиком, работающим с призывниками, участие студентов в военно-спортивных праздниках и состязаниях, занятия военно-патриотической направленности.

Для оценки эффективности военно-прикладной подготовки в условиях внеучебной деятельности было проведено тестирование уровня общей и специальной физической подготовленности участников в начале, после семи месяцев и конце эксперимента.

Результаты исследования и их обсуждение. Исходное тестирование не выявило значимых различий между контрольной и экспериментальной группами.

Промежуточное тестирование общей физической подготовленности, проводимое через семь месяцев, показало положительную динамику в ЭГ. В беге на 100 м показатель увеличился на 7%, в подтягивании (количество раз) - на 12%, в беге на 3 км - на 9%, тогда как в КГ они были ниже (см. таблицу).

В оценке специальной физической подготовленности, непосредственно отражающей военно-прикладную, также зафик-

Организация проблемно-поисковой ситуации - мотивация (понимание и заинтересованность в решении проблемных задач)

Пространство для организации коммуникативного сообщества (накопление знаний, обогащение информационно-коммуникативного поля взаимодействия)

Моделирование ситуаций, отношений и условий, перспективное планирование (выполнение социальных ролей, снятие барьеров при решении имитационных задач, тренировка интуиции)

Знаниевые действия, физкультурно-спортивная деятельность (механизмы репродуктивного, частично поисково-продуктивного характера действий)

>

Развивающие условия вариативных способов действий в нестандартных ситуациях (пространственно-предметные, социально-дидактические структуры)

Структурные компоненты и смысловые ориентиры внеучебной физ-культурно-спортивной деятельности вуза

сирована в ЭГ положительная динамика: результат выполнения упражнений на преодоление единой полосы препятствий увеличился на 10%, в метании гранаты на дальность - на 7%, в стрельбе из пневматической винтовки - на 9%, в ведении рукопашного боя - на 15%. Наряду с физической определялся уровень психологической подготовленности студентов. Согласно результатам диагностики, показатель адаптивности, указывающий на способность преодоления трудностей, получил положительную динамику в 24% в группе студентов ЭГ.

Выводы. Показано, что педагогический потенциал вне-учебной физкультурно-спортивной деятельности вуза можно успешно использовать в повышении эффективности военно-прикладной физической подготовки студентов.

Представленные структурные компоненты и смысловые ориентиры внеучебной физкультурно-спортивных деятельности студентов способствовали формированию двигательного компонента физической культуры личности, расширению коммуникативной сферы и психологической устойчивости в нестандартных ситуациях, обеспечивая эффективную комплексную готовность к военной службе.

Литература

1. Манжелей И.В. Педагогические модели физического воспитания: учебное пособие / И.В. Манжелей. - Москва; Берлин: Ди-рект-Медиа, 2019. - 201 с.: ил. - Режим доступа: по подписке. - URL: https://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=426946 (дата обращения: 03.04.2023).

2. Матвеев Л.П. Теория и методика физической культуры (введение в теорию физической культуры; общая теория и методика физического воспитания): учебник для высших учебных заведений физкультурного профиля: [12+] / Л.П. Матвеев. - 4-е изд. - Москва: Спорт, 2021. - 520 с.: ил. - Режим доступа: по подписке. -URL: https://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=695538 (дата обращения: 03.04.2023).

3. Теория и методика физической культуры: учебник для вузов / Ю.Ф. Курамшин, В.И. Григорьев, Н.Е. Латышева и др.; под ред. Ю.Ф. Курамшина. - Москва: Советский спорт, 2004. - 463 с.

4. Филимонова С.И. Физическая культура и спорт - пространство, формирующее самореализацию личности (монография) / С.И. Филимонова. - Москва: Теория и практика физической культуры, 2004. - 316 с.

5. Холодов Ж.К. Теория и методика физического воспитания и спорта: учеб. пособие для студ. высш. учеб. Заведений / Ж.К. Холодов, B.C. Кузнецов. - Москва: Академия, 2000. - 480 с.

References

1. Manzheley I.V. Pedagogicheskiye modeli fizicheskogo vospitaniya [Pedagogical models of physical education]. Study guide. Moscow; Berlin: Direkt-Media publ., 2019. 201 p.: ill. Available at: https://biblioclub. ru/index.php?page=book&id=426946 (date of access: 03.04.2023).

2. Matveev L.P. Teoriya i metodika fizicheskoy kultury (vvedeniye v teo-riyu fizicheskoy kultury; obshchaya teoriya i metodika fizicheskogo vospitaniya) [Theory and Methods of physical culture (introduction to the theory of physical culture; general theory and methods of physical education)]. Textbook. 4th ed. Moscow: Sport publ., 2021. 520 p.: ill. Available at: https://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=695538 (date of access: 03.04.2023).

3. Kuramshin Yu.F., Grigoriev V.I., Latysheva N.E. Teoriya i metodika fizicheskoy kultury [Teoriya i metodika fizicheskoy kultury]. Textbook. Yu.F. Kuramshina [ed.]. Moscow: Sovetskiy sport publ., 2004. 463 p.

4. Filimonova S.I. Fizicheskaya kultura i sport - prostranstvo, formiruyush-cheye samorealizatsiyu lichnosti [Physical culture and sport - a space that forms the self-realization of the individual]. Moscow: Teoriya i praktika fizicheskoy kultury publ., 2004. 313 p.

5. Kholodov Zh.K., Kuznetsov B.C. Teoriya i metodika fizicheskogo vospi-taniya i sporta [Theory and methods of physical education and sports]. Study guide. Moscow: Academiya publ., 2000. 480 p.

http://www.teoriya.ru

№6 • 2023 Июнь | June

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.