Научная статья на тему 'КОНЦЕПТУАЛЬНЫЕ ОСНОВАНИЯ СТРУКТУРИРОВАНИЯ ФИЗИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВЛЕННОСТИ СПОРТСМЕНА'

КОНЦЕПТУАЛЬНЫЕ ОСНОВАНИЯ СТРУКТУРИРОВАНИЯ ФИЗИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВЛЕННОСТИ СПОРТСМЕНА Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
203
27
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ФИЗИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА / СТРУКТУРИРОВАНИЕ ФИЗИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВЛЕННОСТИ / ОБЩИЕ ФИЗИЧЕСКИЕ КАЧЕСТВА / СПЕЦИАЛЬНЫЕ ФИЗИЧЕСКИЕ КАЧЕСТВА

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Хуббиев Ш. З., Пахолкова Н. В., Захаров А. Е.

Цель исследования - поиск подходов к формированию структуры физической подготовленности атлета, востребованной соревновательной деятельностью. Методика и организация исследования. Анализ и обобщение - для изучения взглядов на формирование физической подготовленности спортсмена; системно-структурный анализ - для выявления строения и компонентов физической подготовленности атлета; метод «дерева целей» и мысленное моделирование - для формирования структуры физической подготовленности. Результаты исследования и выводы. Авторы показали, что структура физической подготовленности атлета - это многоуровневое и многозвенное образование, на его уровнях упорядочены физические качества, виды (формы) проявления этих качеств, их комплексные формы, специальные физические качества - своеобразные проявления в соревновательной деятельности физических качеств их проявлений и комплексных форм. Концептуальную основу формирования структуры физической подготовленности составляют принципы первичности соревновательной деятельности относительно спортивной тренировки и единства, взаимосвязи структур соревновательной деятельности и подготовленности атлета, закономерности развития физических способностей. Таким образом, структурными компонентами физической подготовленности спортсмена являются общая и специальная физические подготовленности, их образующие общие специальные физические качества; структурирование физической подготовленности - это формирование ее структуры; развитие общей и специальной физической подготовленности, их компонентов до требуемых уровней и долей происходит с учетом задач физической подготовки в периодах годичной спортивной тренировки; фактором, определяющим доли общей и специальной физической подготовленности и их компонентов, является их востребованность соревновательной деятельностью.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Хуббиев Ш. З., Пахолкова Н. В., Захаров А. Е.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

CONCEPTUAL FOUNDATIONS OF ATHLETE'S PHYSICAL FITNESS STRUCTURING

Objective of the study was to search for approaches to structure athletes' physical fitness as required by the competitive activity. Methods and structure of the study. The methods applied were as follows: analysis and generalization - to identify the attitudes towards the formation of athletes' physical fitness; structural and systemic analysis - to determine the structure and components of athletes' physical fitness; "goal tree" method and conceptual modeling - to structure athletes' physical fitness. Results and conclusions. The authors showed that athletes' physical fitness is a complex and multi-level structure of physical qualities, types (forms) of manifestation of these qualities, their complex forms, special physical qualities - peculiar manifestations of physical qualities and their complex forms during competitive activities. The conceptual basis for physical fitness structuring consists in the principle of priority of the competitive activity relative to sports training and principle of unity, interrelationship of the competitive activity and physical fitness structures, patterns of development of athletes' physical abilities. Therefore, the structural components of athletes' physical fitness are overall and special physical fitness, as well as the basic and special physical qualities forming it. Physical fitness structuring is the formation of its structure. The overall and special physical fitness and its components are developed up to the required levels and shares with regard to the physical training tasks set in the annual sports training periods. The factor that determines the share of the overall and special physical fitness and its components is their increasing demand during competitive activities.

Текст научной работы на тему «КОНЦЕПТУАЛЬНЫЕ ОСНОВАНИЯ СТРУКТУРИРОВАНИЯ ФИЗИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВЛЕННОСТИ СПОРТСМЕНА»

КОНЦЕПТУАЛЬНЫЕ ОСНОВАНИЯ СТРУКТУРИРОВАНИЯ ФИЗИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВЛЕННОСТИ СПОРТСМЕНА

УДК/UDC 796.012

Поступила в редакцию 12.01.2021 г.

Информация для связи с автором: [email protected]

Доктор педагогических наук, профессор Ш.З. Хуббиев1 Кандидат психологических наук, доцент Н.В. Пахолкова2 А.Е. Захаров2

1 Санкт-Петербургский государственный университет, Санкт-Петербург

2 Санкт-Петербургский горный университет, Санкт-Петербург

CONCEPTUAL FÜUNDATiÜNS OF ATHLETE'S PHYSiCAL FiTNESS STRUCTURiNG

Dr. Hab., Professor Sh.Z. Khubbiev1 PhD, Associate Professor N.V. Pakholkova2 A.E. Zakharov2

1 Saint Petersburg State University, Saint Petersburg

2 Saint Petersburg Mining University, Saint Petersburg

Аннотация

Цель исследования - поиск подходов к формированию структуры физической подготовленности атлета, востребованной соревновательной деятельностью. Методика и организация исследования. Анализ и обобщение - для изучения взглядов на формирование физической подготовленности спортсмена; системно-структурный анализ - для выявления строения и компонентов физической подготовленности атлета; метод «дерева целей» и мысленное моделирование - для формирования структуры физической подготовленности. Результаты исследования и выводы. Авторы показали, что структура физической подготовленности атлета - это многоуровневое и многозвенное образование, на его уровнях упорядочены физические качества, виды (формы) проявления этих качеств, их комплексные формы, специальные физические качества - своеобразные проявления в соревновательной деятельности физических качеств их проявлений и комплексных форм. Концептуальную основу формирования структуры физической подготовленности составляют принципы первичности соревновательной деятельности относительно спортивной тренировки и единства, взаимосвязи структур соревновательной деятельности и подготовленности атлета, закономерности развития физических способностей. Таким образом, структурными компонентами физической подготовленности спортсмена являются общая и специальная физические подготовленности, их образующие общие специальные физические качества; структурирование физической подготовленности - это формирование ее структуры; развитие общей и специальной физической подготовленности, их компонентов до требуемых уровней и долей происходит с учетом задач физической подготовки в периодах годичной спортивной тренировки; фактором, определяющим доли общей и специальной физической подготовленности и их компонентов, является их востребованность соревновательной деятельностью.

Ключевые слова: физическая подготовка, структурирование физической подготовленности, общие физические качества, специальные физические качества.

Annotation

Objective of the study was to search for approaches to structure athletes' physical fitness as required by the competitive activity.

Methods and structure of the study. The methods applied were as follows: analysis and generalization - to identify the attitudes towards the formation of athletes' physical fitness; structural and systemic analysis - to determine the structure and components of athletes' physical fitness; "goal tree" method and conceptual modeling - to structure athletes' physical fitness. Results and conclusions. The authors showed that athletes' physical fitness is a complex and multi-level structure of physical qualities, types (forms) of manifestation of these qualities, their complex forms, special physical qualities - peculiar manifestations of physical qualities and their complex forms during competitive activities. The conceptual basis for physical fitness structuring consists in the principle of priority of the competitive activity relative to sports training and principle of unity, interrelationship of the competitive activity and physical fitness structures, patterns of development of athletes' physical abilities.

Therefore, the structural components of athletes' physical fitness are overall and special physical fitness, as well as the basic and special physical qualities forming it. Physical fitness structuring is the formation of its structure. The overall and special physical fitness and its components are developed up to the required levels and shares with regard to the physical training tasks set in the annual sports training periods. The factor that determines the share of the overall and special physical fitness and its components is their increasing demand during competitive activities.

Keywords: physical training, physical fitness structuring, basic physical qualities, special physical qualities.

Введение. В настоящее время актуализируется проблема структурирования физической подготовленности атлета, в основе которой лежит формирование ее структуры с заданными соотношениями ее компонентов [1, 2, 4, 7].

Цель исследования - поиск подходов к формированию структуры физической подготовленности атлета, востребованной соревновательной деятельностью.

Результаты исследования и их обсуждение. Под структурированием физической подготовленности нами понимается формирование оптимальных соотношений общей и специальной физической подготовленности, а также общих и специальных физических качеств. При этом важно

учитывать задачи физической подготовки в циклах спортивной тренировки и стратегию многолетней подготовки атлета, не допуская чрезмерного повышения доли одного из указанных компонентов в ущерб другим компонентам, иначе возможна односторонность физического совершенствования спортсмена, что, в свою очередь, вызовет снижение уровня тактико-технического мастерства [4-6].

Физическая подготовленность формируется согласно принципам первичности соревновательной деятельности относительно спортивной тренировки [3] и единства, взаимосвязи структур соревновательной деятельности и подготовленности спортсмена [5, 9].

□ и

£ г. CL

ч—

О 0J и

CL ' -о с га

Ii

О (U .с Н

Физические качества, виды, формы их проявления и интегрированные формы этих качеств, а также специальные физические качества по-разному развиваются в зависимости от задач физической подготовки на этапах периодов годичного цикла тренировки атлета и на протяжении многолетней спортивной его подготовки.

Так, на общеподготовительном этапе они первоначально развиваются по отдельности, а затем в комплексе общей физической подготовленности. Это создает должный фундамент для решения задач других видов подготовки атлета. Поэтому здесь на общую физическую подготовку отводится больший объем времени и средств, чем на специальную физическую подготовку.

Такая тенденция по-особому проявляется и в подготовительных периодах годичных циклов многолетней спортивной подготовки - объем времени и состава средств общей физической подготовки год от года уменьшается, а специальной физической подготовки - увеличивается. Возможна и волнообразная их динамика, если учитывать индивидуальные особенности атлета, специфику вида спорта и варианты построения годичных циклов тренировки.

Специальноподготовительный этап следует за общеподготовительным и предшествует этапу предварительной подготовки к состязаниям. Поэтому физическая подготовка на этом этапе переориентируется с преимущественного формирования общей физической подготовленности на развитие специальной физической подготовленности атлета. Исходя из этого, объем времени и средств общей физической подготовки уменьшается, а специальной физической подготовки -возрастает до 75-85 % с учетом вида спорта, этапа годичной тренировки, многолетней подготовки атлета, его индивидуальных особенностей. Это соответствует принципу единства и взаимосвязи структур соревновательной деятельности и подготовленности спортсмена [5] и обеспечивает становление спортивной формы атлета на этапе предварительной подготовки к соревнованиям. Ее фундаментальные предпосылки оптимизируются на этапе непосредственной подготовки к соревнованиям и сводятся воедино как гармонические компоненты готовности спортсмена к целевым достижениям [4].

Проявления специальных физических качеств атлета в соревновательной деятельности зависят от того, как были развиты общие физические качества на общеподготовительном этапе. Поэтому можно сказать, что общие и специальные физические качества атлета тесно взаимосвязаны.

Структурирование физической подготовленности предполагает формирование заданных долей ее компонентов: общей физической подготовленности и специальной физической подготовленности; физических качеств; видов и форм проявлений физических качеств; интегрированных форм физических качеств; специальных физических качеств. Есть и другие специальные качества, но это предмет другого исследования.

Достичь заданных долей общих и специальных физических качеств можно, обеспечив должные уровни их развития, что, в свою очередь, будет возможно, если обосновать необходимые объемы времени и средств физической подготовки.

В связи с вышеизложенным возникает вопрос: «Какой фактор определяет необходимость формирования у спортсмена тех или иных уровней развития общих и специальных физических качеств и их долей в структуре целостной физической подготовленности?

В поисках ответа на него обратимся к И. В. Захаркину с со-авт. [6]. По их мнению, взаимосвязи и взаимозависимости отдельных физических качеств при их проявлении и развитии являются весьма сложными и нелинейными. Физические качества проявляются не по отдельности, а долями в их комплексе. Поэтому они и востребованы соревновательной деятельностью долями, которые обеспечивают достижение должного

спортивного результата. Таким образом, соревновательная деятельность востребует общие и специальные физические качества одновременно в системной взаимосвязи их долей, то есть в составе целостной физической подготовленности.

Из вышеизложенного следует, что фактором, определяющим уровень и доли общих и специальных физических качеств как компонентов физической подготовленности спортсмена, выступает востребованность в них соревновательной деятельности. При этом надо понимать, что и сама соревновательная неоднозначна. Ей, как известно, присуща цель, задачи, структура, содержание, характер, она определяется значимостью, масштабом, объемом и содержанием программы соревнований, составом их участников, видом спорта, зависит от индивидуальных особенностей спортсмена, его квалификации, пола и возраста. Все это будет влиять на варьирование значений долей физических качеств в процессе соревновательной деятельности [8].

Чтобы управлять формированием физической подготовленности спортсмена, необходимы критерии оценки уровня развития и проявления общих и специальных физических качеств. Сегодня таких критериев нет. В основу их целесообразно положить эквивалентные соотношения общих и специальных физических качеств.

Выводы. Структурными компонентами физической подготовленности спортсмена являются общая и специальная физические подготовленности, образующие их общие физические качества (физические качества, их виды, формы проявления, комплексные формы) и специальные физические качества (общие физические качества, своеобразно проявляющиеся в ходе соревновательной деятельности).

Структурирование как процесс формирования структуры физической подготовленности базируется на принципе первичности соревновательной деятельности по отношению к спортивной тренировке и принципе единства и взаимосвязи структур соревновательной деятельности и подготовленности спортсмена, а также на закономерностях развития физических способностей. Развитие общих и специальных физических качеств до требуемых уровней и формирование долей компонентов физической подготовленности спортсмена осуществляется с учетом задач физической подготовки в периодах годичного цикла спортивной тренировки.

Фактором, определяющим в целостной физической подготовленности атлета доли общей и специальной физической подготовленности и составляющих их физических качеств, видов (форм) проявления этих качеств, их комплексных форм, а также специальных физических качеств, степень востребованности в них соревновательной деятельности. При этом учитывается ее цель, задачи, структура и содержание, характер, а также значимость, масштаб, объем и содержание программ соревнований, состав их участников, вид спорта, индивидуальные особенности, квалификация, пол и возраст атлета.

Литература

1. Зациорский В.М. Физические качества спортсмена. Основы теории и методики воспитания / В.М. Зациорский. - М.: Советский спорт, 2009. - 200 с.

2. Красников А.А. Основы теории спортивных соревнований: учеб. пособие / А.А. Красников. - М.: Физическая культура, 2005. - 160 с.

3. Матвеев Л.П. Теория и методика физической культуры (общие основы теории и методики физического воспитания; теоретико-методические аспекты спорта и профессионально-прикладных форм физической культуры) / Л.П. Матвеев. - Учеб. для ин-тов физ. культуры. - М.: Физкультура и спорт, 1991. - 543 с.

4. Мокеев Г.И. Особенности организации и содержания тренировки боксеров в полученном макроцикле / Г.И. Мокеев, Г.В. Руден-ко // Теория и практика физ. культуры. - 2017. - № 5. - С. 72-74.

5. Мокеев Г.И. Экспериментальные исследования взаимосвязи тренировочных воздействий, состояния и соревновательной деятельности боксеров / Г.И. Мокеев, Г.В. Руденко, Е.Г. Мокеева и др. // Теория и практика физ. культуры. - 2015. - № 5. - С. 79-82.

106

http://www.teoriya.ru

№3^ 2021 Март | March

6. Павленко А.В. Информационные технологии как сегмент тренировочного процесса в спортивных единоборствах / А.В. Павленко, Н.А. Вахнин, С.А. Яковлев // Теория и практика физ. культуры. - 2020. - № 4. - С. 31-32.

7. Платонов В.Н. Система подготовки спортсменов в олимпийском спорте. Общая теория и ее практические приложения: учебник тренера высшей квалификации / В. Н. Платонов. - М.: Советский спорт, 2005. - 820 с.

8. Теория и методика физической культуры / Под ред. Ю.Ф. Курам-шина. - М.: Советский спорт, 2010. - 464 с.

9. Хуббиев Ш.З. Теоретические основы развития у мотокроссмена физических способностей, востребованных соревновательной деятельностью / Ш.З. Хуббиев, В.А. Столяров, В.Л. Пашута // Актуальные проблемы физической и специальной подготовки силовых структур. - 2020. - № 3. - С. 9-13.

References

1. Zatsiorskiy V.M. Fizicheskie kachestva sportsmena: osnovy teorii i meto-diki vospitaniya [Athlete's physical qualities: training theory and methodology fundamentals]. Moscow: Sovetskiy sport publ., 2009. 200 p.

2. Krasnikov A.A. Osnovy teorii sportivnykh sorevnovaniy [Foundations of theory of sports competitions]. Study guide. Moscow: Fizicheskaya kultura publ., 2005. 160 p.

3. Matveev L.P. Teoriya i metodika fizicheskoy kultury (obshchie osnovy teorii i metodiki fizicheskogo vospitaniya; teoretiko-metodicheskie aspekty sporta i professionalno-prikladnykh form fizicheskoy kultury) [Theory and methodology of physical education (general foundations of theory and methodology of physical education; theoretical and methodological aspects of sports and professionally applied forms of

physical education)]. Textbook for institutes of phys. cult.. Moscow: Fizkultura i sport publ., 1991. 543 p.

4. Mokeev G.I., Rudenko G.V. Osobennost organizatsii i soderzhaniya trenirovki bokserov v polugodichnom makrotsikle [Boxers' training process design and content within half-year training macrocycle]. Teoriya i praktika fiz. kultury, 2017. no. 5, pp. 72-74.

5. Mokeev G.I., Rudenko G.V., Mokeeva E.G., Panchenko I.A. Eksperi-mentalnye issledovaniya vzaimosvyazi trenirovochnykh vozdeystviy, sostoyaniya i sorevnovatelnoy deyatelnosti bokserov [Experimental studies of the relationship of training effects, conditions and competitive activity of boxers]. Teoriya i praktika fiz. kultury, 2015. No. 5. pp. 79-82.

6. Pavlenko A.V., Vakhnin N.A., Yakovlev S.A. Informatsionnye tekh-nologii kak segment trenirovochnogo protsessa v sportivnykh edino-borstvakh [Information technologies for martial arts training systems]. Teoriya i praktika fiz. kultury. 2020. No. 4. pp. 31-32.

7. Platonov V.N. Sistema podgotovki sportsmenov v olimpiyskom sporte. Obshchaya teoriya i ee prakticheskie prilozheniya [Olympic athletes training system. General theory and its practical applications]. Coach's textbook. Moscow: Sovetskiy sport publ., 2005. 820 p.

8. Kuramshin Yu.F. [ed.] Teoriya i metodika fizicheskoy kultury [Theory and methodology of physical education]. Moscow: Sovetskiy sport publ., 2010. 464 p.

9. Khubbiev Sh.Z., Stolyarov V.A., Pashuta V.L. Teoreticheskie osnovy razvitiya u motokrossmena fizicheskikh sposobnostey, vostrebovan-nykh sorevnovatelnoy deyatelnostyu [Theoretical bases of development of motocrossman's physical abilities needed for competitive activity]. Aktualnye problemy fizicheskoy i spetsialnoy podgotovki si-lovykh struktur. 2020. No. 3. pp. 9-13.

ИЗ ПоРТФЕЛЯ РЕДАКЦИИ

АКТУАЛЬНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ИНДИВИДУАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ КОМАНД В ИГРОВЫХ ВИДАХ СПОРТА В УСЛОВИЯХ ПАНДЕМИИ КОРОНАВИРУСА

Доктор педагогических наук, профессор В.П. Губа1, 3 Кандидат педагогических наук, доцент А.В. Родин2

1Российский государственный университет физической культуры, спорта, молодежи и туризма (ГЦОЛИФК), Москва

2Смоленская государственная академия физической культуры, спорта и туризма, Смоленск

3Смоленский государственный университет, Смоленск УДК/UDC 796.015

Ключевые слова: спортивные игры, баскетбол, волейбол, пандемия, индивидуальная подготовка, коронавирус.

Цель исследования - определить актуальные направления индивидуальной подготовки команд в игровых видах спорта в условиях пандемии коронавируса.

Методика и организация исследования. Исследование проводилось с марта по ноябрь 2020 г на базе студенческих команд по волейболу и баскетболу Российского государственного университета физической культуры, спорта, молодежи и туризма (ГЦОЛИФК), Смоленской государственной академии физической культуры (СГАФКСТ). В исследовании приняли участие 12 тренеров и 48 спортсменов, которым были предложены вопросы анкеты, направленные на изучение мнения специалистов о применении инновационных подходов в подготовке команд в условиях самоизоляции. Мнения специалистов позволили выработать основные направления совершенствования процесса индивидуальной подготовки спортивных команд в условиях пандемии коронавируса.

Результаты исследования и их обсуждение. Исследования показали, что основным направлением, которое обеспечивает эффективную индивидуальную подготовку команд в режиме самоизоляции, по мнению большинства тренеров - 65,7 % и игроков - 70,3 %, является применение специализированной тренировки, обеспечивающей развитие силовых возможностей спортсменов (резиновые экспандеры), поддержание максимального двигательного режима (степ-станок), а также совершенствование технических приемов игры (передачи и прием мяча) за счет имитационных упраж-

ACTUAL DiRECTiONS OF iNDiViDUAL TEAM TRAINING iN TEAM

sports in context of Coronavirus pandemic

Dr.Hab., Professor V.P. Guba1 3 PhD, Associate Professor A.V. Rodin2 1Russian State University of Physical Education, Sports, Youth and Tourism (SCOLIPE), Moscow 2Smolensk State Academy of Physical Culture, Sport and Tourism, Smolensk 3Smolensk State University, Smolensk

Поступила в редакцию 28.12.2020 г.

нений с медицинболлами. Особо важное значение, по мнению 58,9 % тренеров и 78,3 % игроков в процессе индивидуальных занятий в режиме самоизоляции для спортсменов, специализирующихся в игровых видах спорта, является развитие координационных способностей за счет координационныхлестниц и полусфер, которые можно достаточно эффективно применять в достаточно ограниченном пространстве.

Результаты исследования показали, что решение различных тактических задач в виде конкретного теоретического задания, а также психологических ситуаций, встречающихся во время игры, по мнению 80,4 % тренеров и 72,6 % игроков, позволяет поддерживать в тонусе спортсмена в направлении технико-тактической подготовки, которая является определяющей для достижения соревновательного успеха.

Вывод. Таким образом, в результате индивидуальной подготовки команд в игровых видах спорта в условиях пандемии коронавируса остаются наиболее актуальными направлениями физическая, технико-тактическая и психологическая подготовка, которые позволяют не снижать и поддерживать высокий уровень подготовленности на протяжении проводимых занятий в режиме самоизоляции.

Использованная литература

1. Губа В.П. Психологические аспекты физической подготовки спортсменов в игровых видах спорта в режиме самоизоляции / В.П. Губа, А.В. Родин, Л.В. Булыкина // Подготовка спортивного резерва: матер. IV Всерос. науч.-практ. конф. с междунар. участ. по спорт. науке (Москва, 01-02 декабря 2020). - М.: ГКУ «ЦСТиСК» Москомспорта, 2020. - С. 129-133.

Информация для связи с автором: [email protected]

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.