Научная статья на тему 'Криминологические меры предупреждения экономической преступности в Республике Беларусь'

Криминологические меры предупреждения экономической преступности в Республике Беларусь Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
1884
157
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРЕСТУПНОСТЬ / ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ПРЕСТУПНОСТЬ / ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ПРЕСТУПНОСТИ / ОБЩЕСОЦИАЛЬНЫЙ УРОВЕНЬ ПРЕДУПРЕЖДЕНИЯ / СПЕЦИАЛЬНО-КРИМИНОЛОГИЧЕСКИЙ УРОВЕНЬ ПРЕДУПРЕЖДЕНИЯ / CRIME / ECONOMIC CRIMES / PREVENTION OF ECONOMIC CRIMES / GENERAL SOCIAL PREVENTION / SPECIAL CRIMINOLOGICAL PREVENTION

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Казакевич Светлана Михайловна

Проанализирована этимологическая составляющая дефиниций, касающихся предупреждения преступности. Обосновывается целесообразность предупреждения экономической преступности на общесоциальном и специально-криминологическом уровнях. Автор обращает внимание на то, что в предупреждении данной разновидности преступности необходимо делать акцент именно на меры общесоциального предупреждения. Высказывается мнение, что предупредительное воздействие со стороны государства на общесоциальном уровне должно быть направлено прежде всего на реализацию комплекса мероприятий социально-экономического, политического, идеологического и правового характера.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Criminological Measures taken to Prevent Economic Crimes in the Republic of Belarus

The paper traces back the etymology of definitions related to crime prevention. It is proved reasonable to prevent economic crimes on the general social and special criminological levels. It is argued necessary to focus on the measures of social prevention in preventing this type of crimes. According to the author preventive influence from the state must target the set of measures of socially economical, political, ideological and legal character.

Текст научной работы на тему «Криминологические меры предупреждения экономической преступности в Республике Беларусь»

Научное обеспечение

противодействия правонарушениям

Scholarly Provisions for Counteracting Offences

УДК 343.37 © С. М. Казакевич, 2018

Криминологические меры предупреждения

экономической преступности в Республике Беларусь

С. М. Казакевич, Академия МВД Республики Беларусь. E-mail: kazakevich.bel@gmail.com

Проанализирована этимологическая составляющая дефиниций, касающихся предупреждения преступности. Обосновывается целесообразность предупреждения экономической преступности на общесоциальном и специально-криминологическом уровнях. Автор обращает внимание на то, что в предупреждении данной разновидности преступности необходимо делать акцент именно на меры общесоциального предупреждения. Высказывается мнение, что предупредительное воздействие со стороны государства на общесоциальном уровне должно быть направлено прежде всего на реализацию комплекса мероприятий социально-экономического, политического, идеологического и правового характера.

Ключевые слова: преступность; экономическая преступность; предупреждение экономической преступности; общесоциальный уровень предупреждения; специально-криминологический уровень предупреждения.

Criminological Measures taken to Prevent Economic Crimes in the Republic of Belarus

S. M. Kazakevich, the Academy of the Interior Ministry of the Republic of Belarus. E-mail: kazakevich.bel@gmail.com

The paper traces back the etymology of definitions related to crime prevention. It is proved reasonable to prevent economic crimes on the general social and special criminological levels. It is argued necessary to focus on the measures of social prevention in preventing this type of crimes. According to the author preventive influence from the state must target the set of measures of socially economical, political, ideological and legal character.

Keywords: crime; economic crimes; prevention of economic crimes; general social prevention;

special criminological prevention.

Подход к преступности как негативному явлению предполагает соответствующую стратегию борьбы с ней. Приоритетным и наиболее перспективным направлением такой борьбы выступает воздействие на детерминанты, ее порождающие. Наряду с термином «предупреждение» в криминологии используются и такие, как «профилактика», «борьба с преступностью», «воздействие на преступность». Анализ литературных источников по данной про-

блематике показывает, что до настоящего времени нет единого подхода к толкованию указанных дефиниций [1, с. 334-342; 2, с. 125-126; 3, с. 377].

В Толковом словаре русского языка С. И. Ожегова и Н. Ю. Шведовой слова «предупреждение», «предупредить» означают «заранее принятыми мерами отвратить, опередить, сделать что-нибудь ранее, чем что-нибудь произошло» [4, с. 582]. Синонимом «предупреждения» является «предотвраще-

ние» — «заблаговременно устранить то, что угрожает помешать осуществиться чему-либо, предупредить» [5, с. 387]. Близким по значению к предупреждению и предотвращению является слово «профилактика», что означает «совокупность мероприятий, предупреждающих или предохраняющих от чего-либо» [4, с. 626].

Проанализировав лексическую составляющую обозначенных дефиниций, полагаем, что применительно к экономической сфере деятельности наиболее приемлемым будет использование термина «предупреждение преступности». В широком смысле предупреждение экономической преступности означает деятельность государства и общества, направленную на нейтрализацию или устранение причин и условий, ее порождающих. Обусловлена данная позиция тем, что именно формулировка «предупреждение преступности» наиболее точно отражает направление законодательной, правоприменительной, социальной деятельности государства, ориентированной на предотвращение преступности в сфере экономики.

В зависимости от иерархии причин и условий преступности выделяются способы, виды или уровни предупреждения. Некоторые криминологи (например, А. И. Долгова [3, с. 439-452], В. Н. Бурлаков [6, с. 185-187]) считают, что в системе предупреждения преступности следует выделять три вида предупреждения: общесоциальный, специально-криминологический и индивидуальный.

Иной точки зрения придерживаются Е. П. Не-лезина [7, с. 17] и П. А. Кабанов [8, с. 41], которые полагают, что в систему предупреждения преступности входят лишь общесоциальный и специально-криминологический виды. Применительно к предупреждению экономической преступности следует согласиться с такой позицией ученых, поскольку индивидуальное предупреждение направлено на оказание непосредственного воздействия на лиц, склонных к совершению противоправных деяний. Однако с учетом того, что экономическая преступность является высоколатентной (проведенный специалистами Академии МВД Республики Беларусь опрос руководителей органов внутренних дел показал, что, по их оценкам, скрытая часть экономической преступности в 3-5 и более раз превышает зарегистрированную), определить категорию лиц, склонных к совершению преступлений экономического характера, чрезвычайно сложно. В результате этого объектами индивидуального предупреждения в большей части являются детерминанты, связанные с участниками отношений в той или иной сфере экономики.

Таким образом, предупреждение экономической преступности целесообразно рассматривать на общесоциальном и специально-криминологическом

уровне. На общесоциальном уровне, как правило, реализуется система мер социально-экономического, политического, идеологического и правового характера. Указанные меры специально не направлены на предупреждение преступности, а нацелены на совершенствование уклада жизни общества, оздоровление криминологической обстановки в стране в целом. В свою очередь, на специально-криминологическом уровне реализуются мероприятия, которые непосредственно направлены на выявление и устранение факторов, способствующих совершению тех или иных видов преступлений в рассматриваемой сфере деятельности.

Специфика причинного комплекса, обусловливающего совершение преступлений в сфере экономики, дает основание полагать, что в предупреждении данной разновидности преступности целесообразно делать акцент именно на мерах общесоциального уровня предупреждения, поскольку от реализации обозначенных выше мероприятий напрямую зависят: стабилизация экономики страны; корректировка нравственных устоев общества в части снижения криминализации сознания лиц, деятельность которых затрагивает сферу экономики; изменение системы потребностей как отдельных граждан, так и населения страны в целом; изменение системы ценностей, связанных с иждивенчеством, ожиданием неких благ от государства. Кроме того, реализация мер предупредительного характера на общесоциальном уровне способствует нейтрализации детерминант, вызывающих совершение конкретных видов преступлений экономического характера, обеспечив тем самым снижение общего количества преступлений в сфере экономики. Таким образом, продуманная и четко выстроенная система мер предупредительного характера на общесоциальном уровне позволяет в некоторой степени нивелировать необходимость осуществления мероприятий предупредительного характера на специально-криминологическом уровне, касающихся в большей части предупреждения совершения конкретных видов преступлений в сфере экономической деятельности.

Экономическая преступность — негативное социальное явление, при котором массовое преступное поведение связано с формированием криминального мировоззрения граждан, активно участвующих в экономических процессах. Именно поэтому важно, чтобы государство стремилось к созданию таких систем управления экономикой, обеспечения социальной стабильности в обществе, которые создавали бы оптимальный баланс частного и общественного интереса, не допускали бы ни произвола крайнего эгоизма, ни подавления свободы личности. Например, резкий рост преступлений в сфере банковского кредитования в период скачкообразного реформирова-

ния отечественной экономики в 90-е гг. ХХ в. можно связать с общими просчетами социального реформирования: несистемным преобразованием общества, когда не придавалось значения социальным и другим последствиям экономических реформ; резким переходом к рынку при фактическом сохранении элементов административно-командной, централизованной системы управления экономикой. Экономические процессы, с одной стороны, приобрели ярко выраженный рыночный характер и рыночную психологию, с другой — обесценили все вклады населения, которые гарантировали социальную стабильность в обществе. Государством не принимались никакие меры по поддержке малого и среднего бизнеса, добросовестного предпринимательства.

На современном этапе развития национальной экономики можно констатировать сбалансированность государственных и общественных интересов. Однако излишняя государственная поддержка предпринимательства и поощрение деловой инициативы часто приводят к бесконтрольности и вседозволенности, что вызывает развитие теневого сектора экономики. Разрешение противоречий общественного развития, его проблем и трудностей, ошибок в социальном управлении есть не что иное, как социально-экономическая, политическая, идеологическая и правовая основа для устранения, ослабления и нейтрализации процессов и явлений, детерминирующих экономическую преступность. Отсюда следует, что для стабилизации функционирования процессов, происходящих в обществе при осуществлении экономических отношений, предупредительное воздействие со стороны государства на общесоциальном уровне должно быть направлено на реализацию комплекса мер социально-экономического, политического, идеологического и правового характера.

Социально-экономические меры предупреждения экономической преступности нацелены на нейтрализацию криминогенных предпосылок функционирования самой экономической сферы. Переход экономики Республики Беларусь в сферу рыночных отношений на первоначальном этапе повлек за собой ряд негативных последствий в социальной сфере, характерных для всех государств, переходящих к рыночной экономике: рост безработицы, расслоение населения на богатых и бедных, на определенном этапе — рост преступности. В настоящее время, благодаря консолидированным усилиям государства и гражданского общества, многие негативные последствия устранены: реализуется политика социально ориентированной экономики страны, снижается общий уровень преступности и т. д.

Сегодня экономическая преступность приобрела новое качество и выступает в форме универсальной угрозы для общественной и государствен-

ной жизни, проявляясь во всех ее сферах и системно воздействуя на государство и общество в целом, все его структуры и отдельную личность. Концепция национальной безопасности Республики Беларусь определяет не только источники угрозы национальной безопасности, но и методологическую основу совершенствования национального законодательства в различных сферах национальной безопасности, в том числе экономической.

Говоря о политических мерах предупреждения экономической преступности, следует отметить, что принципы государственной политики борьбы с преступностью едины и обязательны для каждой из ветвей власти: законодательной, исполнительной и судебной. Неукоснительное их соблюдение призвано обеспечить согласованность в деятельности всех государственных органов. Нарушение принципов государственной политики должно повлечь личную ответственность должностных лиц, по вине которых оно было допущено. Контролировать рост преступности может только сильное государство. Необходимо преодолеть распространенное заблуждение относительно того, что либеральное, демократическое общественное устройство несовместимо с сильной, при необходимости жесткой государственной властью. Политическая воля к решительному противодействию преступности не может быть претворена в жизнь без наведения порядка в структурах власти и управления. Слабая, плохо организованная власть не способна мобилизовать антикриминогенный потенциал общества, эффективно управлять сложными процессами борьбы с преступностью, особенно в условиях резкого обострения криминогенной ситуации. Политический и экономический кризис на Украине — яркий тому пример. Слабость власти, системная коррупция, резкое расслоение общества привели к политическому и социальному взрыву, последствия которого трудно прогнозировать как в социально-экономическом, так и в политическом плане.

Игнорирование в процессе социально-политических преобразований особенностей экономической преступности как относительно самостоятельного, специфического и самодетерминирующего явления способно порождать различные антиобщественные отношения в сфере экономики и активно противодействовать той части общества, которая ориентирована на законопослушное поведение. Именно поэтому в числе первоочередных общегосударственных мер по предупреждению экономической преступности выступают укрепление роли государственной власти, повышение кредита доверия граждан к ее институтам, рационализация механизма выработки решений и формирования экономической политики государства, создание условий для включения

защитных механизмов, основанных на рыночном саморегулировании и препятствующих развитию дестабилизирующих тенденций.

Например, в Республике Беларусь предприняты определенные шаги для укрепления роли государства в контроле за экономикой, при этом соблюдается баланс интересов государства и бизнеса, который имеет четкие гарантии невмешательства в экономические процессы при условии соблюдения законодательства. В частности, презумпция добросовестности субъектов хозяйствования, саморегулирование бизнеса и минимизация вмешательства государственных органов, их должностных лиц в предпринимательскую и иную экономическую деятельность субъектов хозяйствования четко прописаны в Декрете Президента Республики Беларусь от 23 ноября 2017 г. № 7 «О развитии предпринимательства». Документом также определена приоритетная направленность работы контролирующих (надзорных) органов на профилактику правонарушений, одновременно законодательно закреплена персонализация ответственности руководителя за надлежащую организацию деятельности субъекта хозяйствования, исключающую причинение вреда государственным или общественным интересам.

Идеологические меры предупреждения экономической преступности направлены на формирование у населения антикриминального социального поведения, веры в успех дела борьбы с преступностью, снижение уровня страха перед преступным миром, опровержение укоренившегося в сознании значительной части граждан представления о полной и окончательной утрате государственного и общественного контроля над криминальной ситуацией. Говоря о последнем, следует отметить, что подобный подход реализован в Законе Республики Беларусь от 15 июля 2015 г. № 305-3 «О борьбе с коррупцией», который предусматривает общественный контроль в сфере борьбы с коррупцией. Граждане Республики Беларусь, организации и общественные объединения выполняют при этом важную фунцию не только общественного контроля и участия во всенародном обсуждении проектов нормативных правовых актов, но и в деятельности созданных в государственных органах и организациях комиссий по противодействию коррупции. Подобные комиссии являются эффективным инструментом и успешно функционируют именно в противодействии экономической преступности.

В целях нейтрализации детерминирующих факторов, обусловливающих экономическую преступность, государство постоянно принимает меры по уменьшению степени дифференциации населения по уровню доходов. Так, в Республике Беларусь постоянно увеличивается минимальный размер за-

работной платы, пенсионных выплат, повышаются стипендии, размеры помощи многодетным и малообеспеченным семьям, инвалидам и др. Принимаются меры по снижению уровня безработицы, организуется обучение по специальностям, востребованным на рынке труда. Кроме того, для предупреждения совершения экономических преступлений, в том числе и коррупционной направленности, государство стремится к обеспечению высокого уровня благосостояния добросовестно работающих бизнесменов, государственных служащих. При этом реализация социальной политики государства в данном направлении проводится при соблюдении принципов конституционных гарантий прав и свобод граждан, выбора профессии и места работы, равенства всех форм собственности, гарантий ее неприкосновенности, обеспечения зависимости благосостояния работника и результатов его труда, социального партнерства между государством, профсоюзами и союзами предпринимателей.

Снизить количество преступлений, совершаемых в сфере экономики, позволит также преодоление правового нигилизма лиц, деятельность которых непосредственно связана с управлением экономикой в различных отраслях хозяйства. Анализ изученных материалов уголовных дел показывает, что правовая и криминологическая подготовка указанной категории граждан явно недостаточна. В своей профессиональной деятельности они, как правило, руководствуются сложившимися традициями, экономическими или иными интересами, не учитывая при этом нормы права. На наш взгляд, в учреждениях высшего образования при обучении специалистов для ключевых сфер жизни общества, включая управленческую, необходимо предусмотреть возможность изучения учебных дисциплин, обеспечивающих общую правовую подготовку, в том числе по криминологии. При этом содержание этих учебных дисциплин целиком должно быть связано с той отраслью, в которой предстоит им работать в будущем.

Меры правового характера предупреждения экономической преступности в первую очередь должны быть ориентированы на повышение качества законотворческой деятельности, практики исполнения законов, усиления гражданско-правовых, экономических, корпоративных средств поддержания порядка в сфере экономики, упреждающих ее криминализацию.

Важное значение в борьбе с преступностью в целом и с экономической в частности имеет криминологическая экспертиза проектов нормативных правовых актов. Введение в Закон Республики Беларусь от 10 января 2000 г. «О нормативных правовых актах Республики Беларусь» ст. 49-1, предусматривающей обязательную криминологическую экспертизу про-

ектов нормативных правовых актов, позволило не только повысить качество принимаемых норм, регулирующих экономические отношения, деятельность субъектов хозяйствования, служебную деятельность должностных лиц, но и предотвратить возникновение криминогенных последствий от их применения, укрепить законность и правопорядок в рассматриваемой сфере деятельности.

Позволяют повысить эффективность деятельности правоохранительных органов по предупреждению экономической преступности и принятые на государственном уровне программы по борьбе с преступностью. Так, в настоящее время в стране действует Программа по борьбе с преступностью и коррупцией на 2017-2019 годы, утвержденная 26 мая 2017 г. решением республиканского координационного совещания № 16. В отличие от предыдущей (аналогичная Программа была принята решением республиканского координационного совещания № 26-07ркс-2013 от 15 марта 2013 г. и действовала в период с 2013 по 2015 гг.), в Программе намного шире представлен комплекс мер по противодействию преступлениям как экономической, так и коррупционной направленности. Так, в Программе по борьбе с преступностью и коррупцией на 2017-2019 годы нашли отражение меры организационно-правового характера, касающиеся разработки типовых правил служебного поведения и профессиональной этики государственных служащих, обозначена необходимость проведения анализа выявленных рисков криминогенного характера в ходе проведения обязательной криминологической экспертизы проектов нормативных правовых актов и ранее принятых (изданных) правовых актов, предусмотрен комплекс мероприятий, направленных на предупреждение и пресечение коррупции. Следует отметить, что разработчик Программы на ближайшие три года акцентировал внимание заинтересованных структур на реализации мероприятий по предупреждению и пресечению преступлений против собственности и порядка осуществления экономической деятельности, посвятив этому направлению отдельный подраздел в указанной Программе, чего не было в предыдущей версии.

Вместе с тем анализ запланированных мероприятий позволяет сделать вывод, что в совокупности они не образуют единого комплекса мероприятий, направленных на своевременное, адекватное и эффективное предупреждение преступлений в сфере экономики. В связи с этим на уровне государства следует разрабатывать целевые программы по предупреждению преступлений против порядка осуществления экономической деятельности, в кото-

рых самая активная роль отводилась бы правоохранительным и контролирующим органам. Полагаем, подобные программы должны содержать не только планируемые мероприятия, но и детальный механизм их проведения, включающий сроки, исполнителей, контроль за исполнением планируемых мероприятий, источники финансирования мероприятий программы. Программы должны строиться на основе прогноза развития криминологической ситуации в сфере экономики, иметь предупредительный характер, быть способными трансформироваться при изменении причин и условий, вызывающих совершение преступлений в указанной сфере.

При моделировании программ по предупреждению преступлений против порядка осуществления экономической деятельности важно четко определять: объекты, которым может быть нанесен ущерб в результате противоправной деятельности; субъекты, чья противоправная деятельность способна нанести ущерб экономической безопасности; признаки, свидетельствующие о возникновении угрозы или причинении ущерба экономической безопасности; способы и механизмы, позволяющие оперативно реагировать на изменяющиеся факторы в сфере экономики. Подобный шаг, на наш взгляд, вполне оправдан и подтверждается статистическими показателями отдельных преступлений экономической направленности. Так, в 2017 г. по сравнению с 2016 г. количество преступлений, связанных со взяточничеством, увеличилось на 53,3%, злоупотреблений властью или служебными полномочиями — на 22,5%, хищений путем присвоения либо растраты — на 9,5%, хищений путем злоупотребления служебными полномочиями — на 7,2% *.

В настоящее время в борьбе с экономической преступностью государство делает акцент на предупреждении преступлений коррупционной направленности, что также немаловажно для уяснения подлинных масштабов криминализации экономики и выработки эффективных мер по предупреждению негативных социальных проявлений указанного сегмента преступности. Ключевым элементом системы предупреждения экономической преступности в части преступлений коррупционной направленности является Закон Республики Беларусь от 15 июля 2015 г. № 305-3 «О борьбе с коррупцией». Кроме закрепления в его главах положений, имеющих предупредительное значение, существенной является гл. 3 «Предупреждение коррупции», непосредственно направленная на устранение причин и условий преступлений, носящих экономический характер. К ним относятся: требования к порядку принятия отдельных решений государ-

* Министерство внутренних дел Республики Беларусь: общая статистика за 2017 год. URL: http://mvd.gov.by/ru/main. aspx?guid=162163/ (дата обращения: 21.02.2018).

ственными органами и иными государственными организациями в сфере экономических отношений и, в частности, решений об оказании государственной поддержки юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям; проведение конкурсов или аукционов при принятии решений о привлечении юридических лиц и (или) индивидуальных предпринимателей к реализации государственных программ и государственных заказов; выбор поставщиков для государственных нужд и др.

Большое значение в предупреждении экономической преступности имеет применение норм уголовного законодательства к лицам, совершившим преступления в сфере экономики. Одной из мер предупредительного характера в отношении лиц, совершающих преступления указанной категории, должна стать угроза неотвратимости ответственности за каждое совершенное ими противоправное деяние. Реализовать данную меру можно не только путем освещения в средствах массовой информации конкретных примеров правоприменительной практики по выявлению фактов совершения преступлений против порядка осуществления экономической деятельности, но и в ходе проведения открытых судебных заседаний по рассмотрению дел указанной категории, обеспечения общедоступности судебных решений по экономическим делам посредством их опубликования на официальном интернет-портале системы судов общей юрисдикции. Как показывает

практика, наказание, примененное к конкретному лицу за совершенное им преступление, возникающие в результате негативные последствия, воздействуя на сознание и волю людей, чаще всего выступают сдерживающими факторами для лиц, в сознании которых зарождается умысел совершить то или иное преступление.

В заключение отметим, что предупреждение экономической преступности в Республике Беларусь следует рассматривать на двух уровнях — общесоциальном и специально-криминологическом. Однако специфика детерминации подобной преступности дает основание полагать, что в ее предупреждении целесообразно делать акцент именно на общесоциальный уровень предупреждения, т. е. на реализацию мероприятий социально-экономического, политического, идеологического и правового характера. Таким образом, продуманная и четко выстроеная стратегия предупреждения экономической преступности в Республике Беларусь на общесоциальном уровне направлена на оздоровление криминологической обстановки в стране, что позволяет в некоторой степени нивелировать необходимость осуществления мероприятий предупредительного характера на специально-криминологическом уровне, касающихся в большей своей части выявления и устранения факторов, способствующих совершению отдельных видов преступлений в сфере экономической деятельности.

Список литературы

1. Аванесов Г. А. Криминология : учебник М., 1984.

2. Бородин С. В. Борьба с преступностью: теоретическая модель комплексной программы. М., 1990.

3. Криминология : учебник для вузов / под общ. ред. А. И. Долговой. 2-е изд., перераб. и доп. М., 2001.

4. Ожегов С. И., Шведова Н. Ю. Толковый словарь русского языка / Рос. акад. наук. Ин-т рус. яз. 4-е изд., доп. М., 2003.

5. Даль В. И. Толковый словарь живого великорусского языка : в 4 т. М., 2003. Т. 3.

6. Криминология : учебник для юрид. вузов / под ред. В. Н. Бурлакова, В. П. Сальникова. СПб., 1998.

7. Нелезина Е. П. Уголовно-правовые и криминологические меры борьбы с присвоением и растратой в кредитно-банковской сфере : автореф. дис. ... канд. юрид. наук. М., 2001.

8. Кабанов П. А. Некоторые аспекты предупреждения политической преступности // Следователь. 1999.

№ 3.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.