УДК 343.9
ОБЩЕСОЦИАЛЬНОЕ ПРЕДуПРЕЖДЕНИЕ ПРЕСТуПЛЕНИЙ В КРЕДИТНОЙ СФЕРЕ
© Костюченко М. А., 2016
Иркутский институт (филиал) Всероссийского государственного университета юстиции (РПА Минюста России), г. Иркутск
Обсуждаются вопросы, связанные с общесоциальным предупреждением кредитных преступлений. Автор приходит к выводу, что оно осуществляется через всю совокупность крупномасштабных мероприятий, обеспечивающих развитие общества, отношений людей в экономической, политической, духовной, семейно-бытовой и других сферах, охватывает глобальные, имеющие долговременный характер виды социальной практики в самом широком смысле этого слова.
Ключевые слова: предупреждение преступности; экономические преступления; кредитные преступления; незаконное получение кредита; злостное уклонение от погашения кредиторской задолженности.
Общесоциальное предупреждение преступности представляет собой основу для реализации различных усилий по предупреждению преступлений, хотя непосредственной целью имеет решение более глобальных задач, стоящих перед обществом и обусловленных потребностями его развития. Указанные меры, как известно, не преследуют непосредственной цели предупреждения преступлений. Они обычно рассчитаны на длительное действие, осуществляются в широких масштабах при решении проблем, имеющих большое социальное значение. Предупреждение преступности здесь достигается позитивным развитием общества, совершенствованием его экономических, политических, социальных и иных институтов, устранением из жизни кризисных явлений и диспропорций, питающих преступность. Однако именно такой характер указанных мер предопределяет исключительную их важность и для решения проблем предупреждения кредитной преступности.
К общесоциальным мерам относят комплекс социальных, экономических, правовых, организационно-управленческих и ряд других мер, направленных на повышение материального уровня жизни населения, стабилизацию, снижение социальной напряженности в обществе, улучшение воспитательной работы, повышение культуры и сознательности граждан и т. д. И в число первоочередных, общегосударственных мер по предупреждению кредитной преступности, составляющим компонентом которой
являются и общественно опасные деяния, предусмотренные ст. 176, 177 УК РФ (незаконное получение кредита и злостное уклонение от погашения кредиторской задолженности), входит укрепление роли государственной власти, повышение доверия к ее институтам, рационализация механизмов выработки решений и формирования экономической политики в сфере кредитно-финансовых отношений.
Таким образом, общесоциальная профилактика преступлений в кредитной сфере направлена на решение общих задач: выход страны из системного экономического кризиса, стабилизация экономики, рост производства, разрешение существующих противоречий в экономической, социальной и других сферах общественной жизни. И, как справедливо указывает ряд исследователей, без комплексного осуществления мер по оздоровлению экономики, без усиления ее социальной направленности специальные меры вряд ли изменят сложившуюся ситуацию в сфере экономических отношений [1].
Общесоциальные меры воздействия на кредитную преступность классифицированы на меры в социально-экономической, политической, нравственно-духовной, организационно-управленческой и правовой сферах жизни общества.
К социально-экономическим мерам противодействия кредитной преступности относятся следующие. Во-первых, повышение эффективности использования ресурсного потенциала экономики. Это означает, что если в результате реформ показатели итого-
вой эффективности использования производственных и природных ресурсов ухудшаются, а в перспективе ближайших трех-пяти лет экономический рост замедляется, то резко уменьшаются возможности общества для обеспечения нормального процесса расширенного воспроизводства и решения важнейших социальных задач. Такое положение дел свидетельствует о неэффективности принятых решений, которые требуют немедленного пересмотра. Низкая эффективность экономики напрямую связана с ростом кредитной преступности.
Во-вторых, обеспечение эффективной управляемости экономикой. Сфера экономической деятельности в условиях существования развитых рыночных отношений — очень тонкий и сложный механизм. Как и в отношении демократии в целом, любые грубые вмешательства, излишние ограничения, регламентация и запреты здесь недопустимы. Осуществляя меры по борьбе с преступлениями в этой сфере, следует помнить о том, чтобы это вмешательство не навредило, иначе, добиваясь минимального уровня криминализации, можно парализовать сами рыночные отношения.
Вместе с тем положительный предупредительный эффект будет иметь и повышение исполнительной дисциплины, обеспечение стабильно высокого уровня сбора налогов и страховых взносов, полная ответственность государства по всем своим финансовым и иным обязательствам, бюджетная и кредитная дисциплина, проведение эффективной технической политики, направленной на развитие научного, производственного и кадрового потенциала, конкурентоспособных производств в области высоких технологий и т. д.
В-третьих, обеспечение социальной, экономической, экологической и правовой защищенности российских граждан. Это значит, что курс преобразований не должен выходить за допустимые границы спада производства, снижения жизненного уровня, загрязнения окружающей среды, социальной обеспеченности, уменьшения бюджетных ассигнований на поддержание и развитие науки, культуры, образования и здравоохранения, развития социальной инфраструктуры. Восстановление рубежей благосостояния большинства граждан, которые были обеспечены им в дореформенный период, — одна из главных задач ближайших лет.
Но одновременно должна решаться и долгосрочная задача — достижение такого уровня и качества жизни населения, который соответствует национальным идеалам и стандартам экономически развитых стран, в том числе в области образования, здравоохранения, пенсионного обеспечения, оплаты труда, чистоты окружающей среды, воспитания детей, обеспечения экономических прав и свобод граждан, защиты от преступности и др., и, конечно же, должно осуществляться обеспечение населения достаточной заработной платой, для того чтобы люди могли рассчитаться по кредитам. Безусловно, занятость населения и своевременная выплата денежных средств влияют на это.
К политическим необходимо отнести меры по созданию надежных технологий контроля за функционированием различных звеньев политической системы государства. Особенно важен с точки зрения борьбы с преступлениями контроль за финансовыми средствами, обеспечивающими выборные кампании.
Комплекс предупредительных мер в указанной сфере следует направить на противодействие коррупции в государственном аппарате и органах муниципального самоуправления. Здесь важно ликвидировать разрыв между денежным содержанием государственных служащих, служащих органов муниципального самоуправления и рыночными ценами на товары, услуги. Низкая оплата труда этой категории служащих создает статус наибольшего благоприятствования их коррумпированию.
Другой комплекс мер, ориентированных на политическую сферу, должен быть посвящен преодолению кризиса конституционно-правовой системы. Следует уточнить и четко разделить исключительную компетенцию государственно-конституционных органов, а также детально определить их совместные полномочия и процедуры их реализации. Разрешение конституционно-правового кризиса повысит эффективность государственной деятельности и контроля во всех сферах общества.
В качестве организационно-управленческих мер, направленных на борьбу с рассматриваемыми преступлениями, можно выделить следующие:
• повышение заработной платы работникам правоохранительных органов, возможно до уровня содержания государственных служащих;
• повышение уровня технического обеспечения правоохранительных органов, внедрение современных информационных технологий;
• проведение кадрового обновления правоохранительных органов за счет выпускников юридических вузов и — в пределах необходимого — лиц, имеющих высшее образование иного профиля, если соответствующие должности требуют дополнительных познаний в иной отрасли;
• возобновление деятельности сети забытых, в связи с отсутствием финансирования, курсов повышения квалификации и практических семинаров, на которых бы проводился обмен опытом работы по борьбе с преступностью, подготовка по проблемам уголовного права и криминологии, уголовного процесса и криминалистики, оперативно-разыскной деятельности;
• организация стажировок российских специалистов в страны, в которых успешно реализованы программы борьбы с преступностью в целом и с кредитной преступностью в частности [2].
Меры борьбы с кредитными преступлениями в духовно-нравственной сфере представляют собой выработку единой государственной идеологии, ориентирующей на правомерное решение проблем, связанных с легальным приобретением собственности. Из сознания граждан необходимо постепенно вытеснять проникший в него культ обогащения незаконным путем, а из жизни российского общества — распространенность в нем традиций, правил и иных атрибутов криминальной субкультуры.
Целый комплекс мер, ориентированный на духовно-нравственную сферу, целесообразно посвятить вытеснению из сознания людей правового нигилизма. Это меры по усилению государственной власти, возрождению престижа закона как одной из высших социальных ценностей. В силу этого безотлагательное ужесточение мер ответственности и их реализации за кредитные преступления должно стать важным направлением кредитной политики государства. Следует принять меры по усилению пропаганды преимущества соблюдения законодательства в кредитной сфере, для чего должны быть задействованы средства массовой информации [3]. В духовной сфере нравственность всегда противостоит преступности. Если общество в целом, а также отдельные люди руководствуются
идеями добра и справедливости, то они могут противостоять криминогенному процессу экономической разрухи, социальных бедствий, другим криминогенным факторам базисного характера [4].
Значительное место в предупредительной деятельности должно отводиться и мерам воспитательного характера. И это не случайно, ибо в рассмотренных причинах определяющее место занимает негативное информационно-идеологическое воздействие на личность извне. Противопоставить этому влиянию, при отсутствии возможности полной ликвидации данной причины, может хорошо организованное воспитание, которое позволит значительно снизить восприимчивость отдельной категории граждан к негативному информационному потоку. Профилактический потенциал правового воспитания очень велик, несмотря на то что перестройка и переход к рыночным отношениям своими неожиданными глобальными проблемами заслонили воспитательно-идеологическую работу [5].
Формирование правосознания — результат длительного правового воспитания. Цель такого воспитания — превратить знания требований права в личное убеждение каждого гражданина, выработать у него навыки правомерного и социально активного поведения. Отсюда главные направления совершенствования правового воспитания: увеличение информативности о праве, формирование навыков правопослушного поведения, привитие нетерпимости к любым антиобщественным проявлениям.
Правовое воспитание должно быть приоритетным в сравнении с другими видами воспитания. Ведь их недостатки не влекут незамедлительно столь же очевидные негативные последствия. С учетом изложенного следует ввести комплекс профилактических, организационных, правовых и других мероприятий:
• усилить профилактическую направленность воспитательной, руководящей, управленческой, просветительной, нормо-творческой деятельности во всех звеньях, где формируется правосознание;
• углубить теоретическую разработку проблемы совершенствования правового воспитания молодежи с учетом ее региональной специфики;
• при организации правового воспитания молодых людей акцент следует делать на единстве прав и обязанностей;
• в ходе организации правовоспитательной работы целесообразно наладить связь правоохранительных органов со всеми средствами массовой информации. В свою очередь, активность населения в предупреждении преступности могла бы существенно повыситься, будь оно полнее ознакомлено с мерами, принимаемыми для раскрытия преступлений, привлечения виновных к ответственности, а также с уголовной статистикой преступности.
Наиболее перспективным и плодотворным представляется подход к правовому воспитанию как к деятельности, направленной не на правовое просвещение личности, а на развитие у нее правовой активности. Известно, что правовая активность включает в себя как комплекс личностных социально-правовых свойств субъекта, обусловливающих возможность его участия в правовой жизни, так и саму реальную жизнедеятельность личности в сфере отношений, урегулированных правом [6].
Правовые меры борьбы с преступлениями являются приоритетными, поскольку все иные меры требуют соответствующего нормативного закрепления. К правовым общесоциальным мерам воздействия на преступления в сфере кредитования прежде всего относится принятие комплекса законов и подзаконных актов, а также изменение уже имеющихся законодательных актов. Практика свидетельствует: процесс принятия законов, которые жизненно необходимы сегодня, может быть затянут на многие годы. Примером служит Уголовный кодекс 1996 г., обсуждение и принятие которого длилось семь лет. До настоящего времени не приняты такие законы, как: «О борьбе с организованной преступностью», «О внешнеэкономической деятельности, порядке осуществления лицензирования, квотирования, проведения экспортно-импортных операций», «О криминологической экспертизе» и др. Некоторые из этих законов неоднократно рассматривались на заседаниях Государственной Думы, Федерального Собрания, Президентом России.
Не принят до сих пор, к сожалению, и закон «Об основах государственной системы предупреждения преступлений», который, по мнению авторов его проекта, сыграл бы позитивную роль в оздоровлении общественной обстановки, в восстановлении системы социальной профилактики. Этот закон, с учетом его рамочного харак-
тера, позволил бы разработать нормативные правовые документы, регламентирующие деятельность по предупреждению преступлений, в том числе и в экономической сфере [7].
При работе над законодательной базой предупреждения кредитной преступности не следует отказываться от опыта зарубежных стран. Так, например, все чаще упоминается о том, что представители органов государственной власти, в том числе и члены Государственной Думы, лоббируют принятие ряда законов. Зачастую делается это небескорыстно и, как правило, в пользу преступных элементов. Данное обстоятельство, очевидно, занимает не последнее место в ряду причин непринятия ряда уже готовых законопроектов.
Сегодня назрела необходимость в изменении и дополнении:
• основ законодательства о государственной службе: введение ограничений приема чиновников на работу после увольнения с государственной службы в коммерческие организации, которые были им прежде подконтрольны или связаны с ними в соответствии с их компетенцией. Подобное ограничение должно распространиться и на лиц, избираемых в законодательные органы;
• действующего законодательства, в результате которого будут признаваться недействительными сделки, договоры, полученные от органов власти, лицензии и разрешения, если установлено, что они обязаны своим появлением коррупционным действиям;
• развития административного законодательства.
Особую озабоченность вызывает избирательное законодательство, которое подлежит серьезному пересмотру. Это связано с тем, что необходимо уменьшить влияние организованной преступности во взаимодействии с кредитной преступностью и коррупцией на процесс выборов.
Необходимо более четко отрегулировать и ужесточить контроль взносов на выборы и на другие политические цели со стороны отдельных предпринимателей, коммерческих и криминальных структур, которые предоставляют огромные средства в целях получения от такого избранного должностного лица доступа к власти, финансовых и иных преимуществ. Бесконтрольное использование кандидатами на государственные должности огромных и неучтенных
ресурсов со стороны и сверх предусмотренных лимитов разрушает демократический процесс и превращает избирательную кампанию в соревнование денежных мешков с применением дорогостоящих и грязных избирательных технологий, в подкуп выборных должностных лиц [8].
Особую значимость в решении задач противодействия кредитной преступности имеет качественное обновление правовой базы правоохранительной деятельности, устранение пробелов, коллизий и противоречий, доведение до соответствия федеральному законодательству правовых актов субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления. Цель таких мероприятий — создание оптимальной правовой базы противодействия кредитной преступности, учитывающей современную ситуацию, федеральные, региональные, местные интересы и особенности.
Правовая база правоохранительной деятельности наряду с основными положениями, обеспечивающими предупредительное воздействие, должна предусматривать отмену полностью или частично устаревших нормативных правовых актов, издание в соответствии с федеральным законодательством нормативных актов органов исполнительной и государственной власти субъектов Российской Федерации и местного самоуправления. Она должна содержать и специальные цели, в том числе системное регулирование однородных направлений противодействия кредитной преступности; юридические механизмы исполнения правовых решений, регулирующих противодействие кредитной преступности; формирование правовых предписаний, регламентирующих противодействие кредитной преступности в соответствии с международно-правовыми стандартами и международными обязательствами России; заключение и ратификацию международных конвенций, межгосударственных договоров и соглашений по вопросам противодействия кредитной преступности.
Но самое главное — необходимость четкой, продуманной и хорошо финансируемой программы противодействия кредитной преступности, которая была бы ориентирована на устранение всего комплекса факторов, приводящих к разрастанию и укреплению последней.
В этой программе должен быть предусмотрен весь комплекс стратегий борьбы с
преступлениями в сфере кредитования, в том числе и специально-криминологического характера [9].
Меры экономического, организационного и правового порядка, необходимые для устранения негативных явлений, должны быть направлены на то, чтобы: сбалансировать потребности человека и возможности общества; воспитать у людей нетерпимость к противоправному поведению, моральное осуждение таких деяний; улучшить работу соответствующих звеньев правовой системы; максимально повысить распространение нормативной информации справочного характера среди населения; последовательно осуществлять гласность, социальную справедливость и законность в экономической, политической, социальной и юридической сферах.
Необходимо ориентировать общественное мнение на важность понимания и разъяснения социально-политической, экономической и исторической основы конкретных норм и принципов права, морали, традиций, обычаев, ритуалов, связанных с жизнью и здоровьем личности, раскрытие их объективных предпосылок и общественной необходимости. Эта задача должна решаться в процессе обучения и воспитания на всех уровнях — в школе, в вузе, на производстве, в досуговой сфере и т. д. Правовая пропаганда должна утверждать мнение о том, что правонарушения должны и могут быть изжиты при создании благоприятных социально-экономических условий, сплоченности и единстве граждан в нетерпимом отношении к антисоциальному поведению.
Таким образом, проанализировав общесоциальное предупреждение рассматриваемого вида преступности, можно отметить, что данная деятельность включает в себя определение, выработку и реализацию системы общегосударственных мер в экономической, социальной, духовно-нравственной, правовой областях жизни общества в целях изменения положения населения в сферах труда, быта, досуга и т. д. Е
1. Криминология. Особенная часть : учеб. пособие / под ред. В. Я. Рыбальской. Иркутск, 2001. С. 188.
2. Середа И. М. Преступления против налоговой системы: характеристика, ответственность, стратегии борьбы. Иркутск, 2006. С. 265.
3. Платонова Л. В. Криминологическая характеристика в сфере налогообложения // Следователь. 1997. № 3. С. 34-35.
4. Криминология / под ред. В. Я. Рыбальской. С. 194.
5. Сухарев А. Я. Феномен российской преступности в переходных период: тенденции, пути и средства противодействия : дис. ... д-ра юрид. наук. М., 1996. С. 50.
6. Елисеев С. А. О правовом воспитании как средстве предупреждения преступности против собственности // Актуальные проблемы правоведения в современный период. Томск, 1991. С. 179-181.
7. Об основах предупреждения преступлений / Г. М. Миньковский [и др.] // Уголовная политика и проблемы безопасности государства. М., 1998. С. 5.
8. Клюковская И. Н. Коррупция в России: Понятие, состояние и противодействие : дис. . канд. юрид. наук. Краснодар, 1999. С. 132.
9. Середа И. М. Преступления против налоговой системы: характеристика, ответственность, стратегии борьбы. Иркутск, 2006. С. 270.
Платонова Л. В. Криминологическая характеристика в сфере налогообложения / / Следователь. — 1997. — № 3.
Середа И. М. Преступления против налоговой системы: характеристика, ответственность, стратегии борьбы / И. М. Середа. — Иркутск : Ин-т законодательства и правовой информации, 2006. — 343 с.
Сухарев А. Я. Феномен российской преступности в переходных период: тенденции, пути и средства противодействия : дис. ... д-ра юрид. наук / А. Я. Сухарев. — М., 1996. — 230 с.
список литературы
Елисеев С. А. О правовом воспитании как средстве предупреждения преступности против собственности // Актуальные проблемы правоведения в современный период. — Томск, 1991. — 123 с.
Клюковская И. Н. Коррупция в России: Понятие, состояние и противодействие : дис. . канд. юрид. наук / И. Н. Клюковская. — Краснодар, 1999. — 190 с.
Криминология : учебник / под ред. А. И. Долговой. — М. : Юрайт, 2007. — 912 с.
Криминология. Особенная часть : учеб. пособие / под ред. В. Я. Рыбальской. — Иркутск : ИГЭА, 2001. — 307 с.
Об основах предупреждения преступлений / Г. М. Миньковский [и др.] // Уголовная политика и проблемы безопасности государства. — М., 1998. — 256 с.
General Social Prevention of Crimes in the Field of Credit
© Kostyuchenko M., 2016
This article describes the issues of General social prevention of crime credit. The author comes to the conclusion that General social prevention is carried out through the totality of large-scale events, ensuring progressive development of society, relations of economic, political, spiritual, family, household and other fields, covers global, enduring kinds of social practice in the broadest sense of the word.
Key words: crime prevention; economic crime; crime of credit; illegally obtaining credit; malicious evasion from repayment of accounts payable.