Научная статья на тему 'Общесоциальное предупреждение экономических преступлений, совершаемых в сфере проведения безналичных расчетов, производимых с использованием банковских карт'

Общесоциальное предупреждение экономических преступлений, совершаемых в сфере проведения безналичных расчетов, производимых с использованием банковских карт Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
2247
194
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ ПРЕСТУПЛЕНИЙ / ОБЩЕСОЦИАЛЬНОЕ ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ / ВИКТИМОЛОГИЧЕСКИЙ АСПЕКТ / ПРОФИЛАКТИКА ПРЕСТУПНОСТИ / КРИМИНОГЕННОСТЬ / PREVENTION OF CRIMES / ALL-SOCIAL PREVENTION / VIKTIMOLOGICHESKY ASPECT / CRIME PREVENTION / KRIMINOGENNOST

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Васюков С. В.

В статье изучаются меры общесоциального предупреждения преступлений, дается определение предупреждения экономических преступлений, совершаемых в сфере проведения безналичных расчетов, производимых с использованием банковских карт, рассматриваются конкретные направления профилактики преступлений, совершаемых в сфере проведения безналичных расчетов, производимых с использованием банковских карт.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Васюков С. В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE ALL-SOCIAL PREVENTION OF THE ECONOMIC CRIMES MADE IN THE SPHERE OF CARRYING OUT CLEARING SETTLEMENTS, BANK CARDS MADE WITH USE

In article measures of the all-social prevention of crimes are studied, defi nition of the prevention of the economic crimes made in the sphere of carrying out clearing settlements, bank cards made with use is made, the concrete directions of prevention of the crimes made in the sphere of carrying out clearing settlements, bank cards made with use are considered.

Текст научной работы на тему «Общесоциальное предупреждение экономических преступлений, совершаемых в сфере проведения безналичных расчетов, производимых с использованием банковских карт»



ПРАВО

С.В. ВАСЮКОВ

доцент кафедры уголовного права и уголовного процесса Орловского государственного университета

Е-mail: s.vasukov@mail.ru Тел. (4862) 75 21 18

ОБЩЕСОЦИАЛЬНОЕ ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ ЭКОНОМИЧЕСКИХ ПРЕСТУПЛЕНИЙ, СОВЕРШАЕМЫХ В СФЕРЕ ПРОВЕДЕНИЯ БЕЗНАЛИЧНЫХ РАСЧЕТОВ, ПРОИЗВОДИМЫХ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ БАНКОВСКИХ КАРТ

В статье изучаются меры общесоциального предупреждения преступлений, дается определение предупреждения экономических преступлений, совершаемых в сфере проведения безналичных расчетов, производимых с использованием банковских карт, рассматриваются конкретные направления профилактики преступлений, совершаемых в сфере проведения безналичных расчетов, производимых с использованием банковских карт.

Ключевые слова: предупреждение преступлений, общесоциальное предупреждение, виктимологический аспект, профилактика преступности, криминогенность.

Анализ состояния и динамики экономических преступлений, совершаемых в сфере проведения безналичных расчетов, производимых с использованием банковских карт, личности преступников, их совершающих, причинного комплекса исследуемой группы преступлений выступает необходимым условием целенаправленного предупреждения как отдельных экономических преступлений, совершаемых в сфере проведения безналичных расчетов, так и экономической преступности в целом. Такое предупреждение, по мнению известного криминолога В.Д. Малкова, по своей сути состоит «в воздействии на негативные факторы, обусловливающие появление и воспроизводство преступлений, способствующие их совершению, нейтрализации влияния указанных факторов или их устранения».[12]

Учитывая общественную опасность исследуемой группы экономических преступлений, которые захлестнули практически все сферы хозяйствования, и масштабы внедрения использования безналичных расчетов как на территории Российской Федерации, так и за рубежом, их предупреждение, нейтрализация должны стать стратегическим, приоритетным направлением государственной политики в области борьбы с преступностью на современном этапе, и представлять собой сложный, многогранный процесс, включающий применение экономических, финансовых, организационно-управленческих, правовых, технических, культурно-воспитательных и других мер. При этом предупреждение может быть успешным только при комплексном воздействии на криминогенные факторы, порождающие экономические преступления, совершаемые в сфере проведения безналичных расчетов, производимых с использованием банковских карт.

Деятельность по предупреждению исследуемой группы экономических преступлений может осуществляться в различных масштабах. Она может проводиться на федеральном и региональном уровнях, в рамках отдельных предприятиях, в том числе банковских и кредитных учреждениях, так и в отношении отдельных граждан (индивидуальных предпринимателей, руководителей или работников коммерческих организаций). В этой связи традиционно различают общесоциальные и специально-криминологические меры предупреждения.

Общесоциальные меры предупреждения предполагают, прежде всего, проведение государством такой экономической, в том числе банковской политики, которая была бы свободной от криминальных издержек, сужающей возможности «теневой» экономики.

Таким образом, определяющая роль в предупреждении экономических преступлений, совершаемых в сфере проведения безналичных расчетов, производимых с использованием банковских карт, принадлежит общегосударственным мероприятиям по устранению системного кризиса в обществе, в первую очередь по стабилизации отношений в банковском и финансовом секторе, а также различных сферах социальной жизни, по разрешению присущих им противоречий, демонополизации экономики и формированию конкурентной среды, развитию инфраструктуры рынка, укреплению гарантий частной собственности, снижению уровня безработицы, социальной защите наиболее уязвимых слоев населения, совершенствованию законодательства, прогнозированию появления новых видов экономических преступлений и программированию их предупреждения.

© С.В. Васюков

УЧЕНЫЕ ЗАПИСКИ

В систему общесоциальных мер входит и криминологический прогноз, который позволяет предсказать возможные криминогенные последствия определенной экономической политики и выработать стратегию по их устранению, локализации или нейтрализации. В основе такого прогноза лежит осуществляемая криминологами экспертиза нормативно-правовых актов с точки зрения их воздействия на преступность, ее детерминанты, систему мер борьбы с ней.

Не менее существенное значение имеют и меры, способствующие оздоровлению отношений в духовно-нравственной сфере среди населения, т.е. меры, направленные на формирование культуры и моральных норм, чувства гражданственности и позитивных интересов.

Значительным потенциалом при этом обладает и виктимологический аспект профилактической деятельности. В данном случае имеется в виду, что часть населения в силу низкой осведомленности о правилах и процедурах совершения сделок и других хозяйственных операций часто становится жертвой обмана. Однако, к сожалению, обращение к потенциальным жертвам в целях профилактики совершаемых в отношении них преступлений пока используется крайне редко.

Целью предупреждения экономических преступлений в сфере проведения безналичных расчетов является сдерживание и возможное последующее их сокращение, снижение уровня их общественной опасности, воспрепятствование ухудшению структуры и другим негативным тенденциям их развития. Но достигнуть указанные цели возможно только в том случае, если правильно подобраны средства и способы, которые не имеют внутренних противоречий и отличны от других, имеют длительную историю существования, что позволит говорить об устойчивости и повторяемости выявленных закономерностей.

В современных условиях, как нам представляется, должна быть выработана новая система воздействия на преступность, выражающаяся в установлении социально-правового контроля в банковском секторе, управлении этим негативным социальным явлением, характеризующаяся, прежде всего, высоким уровнем правовой защищенности личности, ее прав и свобод, общества в целом. Подобная система предполагает применение не только взаимосвязанных правовых и организационных мер, но и одновременного осуществления мероприятий социального характера, направленных на локализацию негативных социальных процессов, регенерирующих различного рода криминогенные факторы. В этой связи представляется,

что собственно эти мероприятия применительно к противодействию преступности в банковской сфере и должны, по нашему мнению, составлять содержание основных направлений в сфере предупредительного воздействия на преступность, относящихся традиционно к общему или общесоциальному предупреждению и специальному или специально-криминологическому.

Первое из этих направлений предполагает совершенствование экономической, идеологической, организационно-управленческой сфер жизнедеятельности общества. Очевидно, что во всех этих сферах представители криминального мира зачастую действуют эффективнее и прагматичнее, чем представители государственных органов.

Вывод исследований, проведенных криминологами, однозначен: применительно к переходному периоду, в котором до сих пор находится российское общество, констатируется, по сути, тотальная (глобальная) криминализация общественных отношений, резкое обострение криминальной ситуации, превращение преступности в реальную угрозу национальной безопасности. Вопрос о том, стала ли Россия великой криминальной державой, звучит отнюдь не риторически. [5; С. 172-181]

Несмотря на разносторонний подход к определению предупреждения преступности, криминологами принята формулировка данного понятия, которая стала в науке традиционной: «Предупреждение преступности - это многоуровневая система государственных и общественных мер, направленных на выявление, устранение, ослабление или нейтрализацию причин и условий преступности». [20; С. 30] По мнению известного криминолога Г.А. Ава-несова, под предупреждением преступности следует понимать «исторически сложившуюся систему объективных и субъективных предпосылок ликвидации преступности, а также комплекс государственных и общественных мер, направленных на искоренение данного явления, причин и условий его порождающих». [4; С. 406]

Другой известный криминолог А.Э. Жалинский считал, что "предупреждение - это социальный процесс, основой которого является применение отвечающих требованиям общественной морали и законности специальных методов и приемов, знаний и навыков регулирования социальных отношений только в целях ликвидации тех их отрицательных последствий, которые могут вызвать совершение преступлений». [8; С. 105]

Фактически аналогичной точки зрения придерживаются и другие криминологи. В частности, В.С. Устинов под предупреждением преступности признавал «воздействие субъектов системы на

ПРАВО

комплекс негативных факторов, детерминирующих существование и функционирование преступности, направленное на устранение, уменьшение или нейтрализацию с целью стабилизации, снижения и ликвидации преступности». [21; С.16]

А.И. Долгова не без оснований полагает, что у данного определения много критиков, так как нельзя предупредить то, что уже существует, включая преступность. Однако, подчеркивая его уязвимость, она считает, что вряд ли имеет смысл революционно ломать устоявшийся понятийный аппарат, поскольку он давно вошел в научный оборот. [11; С. 320]

Мы разделяем позицию ученых, характеризующих предупреждение преступности как наиболее действенное направление социально-правового воздействия на это негативное явление, которое предполагает не только устранение, нейтрализацию негативных обстоятельств, но и использование, стимулирование позитивных процессов социальной жизни общества.

Предупреждение экономических преступлений, совершаемых в сфере проведения безналичных расчетов, производимых с использованием банковских карт - это всегда деятельность многоаспектная, состоящая из нескольких взаимосвязанных компонентов, образующих целостную систему. В эту систему входят субъекты, осуществляющие предупреждение криминальных проявлений, объекты, на которые направлено воздействие, содержание и средства обеспечения предупредительной деятельности. В этой связи представляется целесообразным сформулировать собственное определение предупреждения экономических преступлений, совершаемых в сфере проведения безналичных расчетов, производимых с использованием банковских карт. На наш взгляд, это многоуровневая система государственных и общественных мер, нацеленных на выявление, устранение и нейтрализацию причин экономических преступлений, совершаемых в сфере проведения безналичных расчетов, производимых с использованием банковских карт, направленных против собственности конкретных граждан - владельцев банковских карт, кредитных учреждений, а также иных участников безналичных расчетов единой платежной системы России, и условий, способствующих их совершению; осуществление уголовного преследования лиц, совершивших преступления в указанной сфере, а также оказание предупредительного воздействия на граждан, чей образ жизни свидетельствует о склонности к противоправному или виктимологическому поведению и совершению преступлений в сфере проведения безналичных расчетов, производимых с использованием банковских карт.

С учетом специфики вышеприведенного определения должна быть выработана новая система воздействия на экономическую преступность в целом и такой ее вид, как экономические преступления, совершаемые в сфере проведения безналичных расчетов, производимых с использованием банковских карт, выражающаяся в установлении социально-правового контроля, управления этим негативным социальным явлением, характеризующаяся прежде всего высоким уровнем юридической защищенности личности, ее прав и свобод, а также интересов общества и государства. Подобная система должна предполагать применение не только взаимосвязанных правовых и организационных мер, но и одновременного осуществления мероприятий социального и экономического характера, направленных на «локализацию негативных социальных процессов, регенерирующих различного рода криминогенные факторы в сфере экономики.

Традиционно криминологи выделяют три составляющие системы предупреждения преступности:

а) общее предупреждение (общесоциальный уровень);

б) специальное предупреждение (специальный уровень);

в) индивидуальную профилактику (индивидуальный уровень). [17; С. 18]

На уровне общего предупреждения преступности, как правило, определяются основные задачи этой деятельности и пути их реализации в целом. На этом этапе предлагаются решения общесоциальных задач, признается приоритетная роль социальных детерминант в причинном комплексе преступности. Поскольку преступность - явление социальное и вызывается к жизни целым комплексом причин, прежде всего, хозяйственно-экономического и социального характера, то ее преодоление должно базироваться на решении глобальных хозяйственно-экономических проблем. [13; С. 10] Хотя данные мероприятия специально не направлены на предупреждение преступлений, тем не менее они позитивно сказываются на состоянии борьбы с преступностью и устранении ее причин.

В криминологической литературе отмечается, что общесоциальные меры противодействуют общим причинам преступности, создают благоприятную обстановку для предупреждения преступлений на специально-криминологическом уровне. [20; С.34-35] Однако нельзя ограничиться одной лишь констатацией позитивного влияния общесоциальных мероприятий на преступность. Основную задачу криминологических исследований должна составлять выработка научных рекомендаций для оптимального учета и решения криминологических

УЧЕНЫЕ ЗАПИСКИ

проблем при разработке общесоциальных мероприятий. [15; С. 14]

Все предупредительные меры подразделяются на общесоциальные, которые частично и косвенно направлены на устранение причин и условий преступности; специальные, нацеленные исключительно и непосредственно на борьбу с преступностью и индивидуальные, основная цель которых - предупреждение преступлений отдельных категорий лиц.

Значение общесоциального предупреждения преступности подчеркивается всеми ведущими криминологами. В.Н. Кудрявцев отмечает, что «высшим уровнем общей профилактики является осуществление крупных социальных мероприятий в масштабах всей страны». [14; С. 88] А. С. Шляпочников относит к общесоциальным меры, направленные на обеспечение здорового нравственного климата и меры, осуществляемые на единичном уровне. [22; С. 8-9] И. И. Карпец в своих работах неоднократно подчеркивал: «Поскольку преступность - отрицательное социальное явление, постольку в борьбе с ней главное значение имеют социальные мероприятия, направленные на дальнейшее развитие и совершенствование общественных отношений. Естественно, что эти мероприятия не направлены непосредственно против преступности, но эти мероприятия косвенно оказывают существенное влияние на состояние преступности. Преступность преодолевается, прежде всего, путем мероприятий экономического, воспитательного и иного, в том числе правового порядка». [10; С. 139]

Определение ключевых мер превенции макро-социального характера и осуществление эффективной общесоциальной профилактики экономической преступности зависят от правильной оценки факторов, обусловливающих появление и воспроизводство этого вида преступности. Проводимая хозяйственная политика нередко сама может генерировать условия, благоприятствующие росту уровня криминализации экономических отношений. В этом смысле криминализацию российской экономики еще с середины 90-х гг. называют платой за «шоковую терапию».

Необходима серьезная корректировка курса рыночных реформ, предполагающая, с одной стороны, отказ от практики достижения целей реформирования любой ценой (включая открытие шлюзов для легализации криминальных капиталов) и с другой - поддержку на деле отечественных товаропроизводителей и всего реального сектора национальной экономики в целом и др. Провозглашая линию на восстановление и развитие цивилизованных товарно-денежных отношений, следует обеспечить безусловную реализацию важнейших рыночных

императивов функционирования современных хозяйственных систем: свободу предпринимательства; добросовестную конкуренцию; равенство стартовых условий для капиталов; адекватную защиту частной собственности, интересов капитала и интересов наемного труда; эквивалентность обмена и осуществление связанного с ним принципа социальной справедливости и др.

Сфера проведения безналичных расчетов, производимых с использованием банковских карт, в современных условиях объективно характеризуется повышенной криминогенностью. Результаты проведенного экспертного опроса руководителей территориальных органов внутренних дел и их структурных подразделений показали, что 85% опрошенных характеризуют криминальную ситуацию, сложившуюся в последнее время в указанной сфере, как серьезную криминологическую и экономическую угрозу.

Криминогенность сферы безналичных расчетов обусловлена как социально-экономическими, организационными, так и иными объективными и субъективными факторами, к числу которых необходимо отнести следующие.

1. Возможность быстрого и неконтролируемого использования платежных систем и отсутствием эффективных средств охраны, обеспечивающих полную безопасность банковских карт.

В настоящее время с учетом повышения активности хозяйствующих субъектов по осуществлению предпринимательской деятельности и усиливающейся криминогенности расчетной сферы, основанной в первую очередь на подделке и ненадлежащем оформлении и исполнении расчетных документов, возникает вопрос о защите информации о расчетах. Сегодня не прекращаются сделки с фальшивыми платежно-расчетными документами, а уровень мошенничества в России с расчетно-кредитными картами в 4-5 раз превышает среднемировой показатель и все чаще сопряжен с конвертацией крупных безналичных платежных средств в наличные деньги. [16]

2. Ослабление государственного и социального контроля за лицами, ведущими антиобщественный образ жизни и склонными к совершению преступлений, в том числе освобожденными из мест лишения свободы или находящихся под контролем уголовно-исполнительной системы, в том числе за отбывающими наказания в местах лишения свободы; создание объективных условий, позволивших представителям преступных структур криминализировать банковскую сферу.

3. Недостатки правового регулирования ответственности за различного рода правонарушения в сфере банковского обслуживания.

ПРАВО

4. Организационные, технические и ресурсные сложности обеспечения безопасности платежной системы.

Таким образом, мероприятия, направленные на устранение или нейтрализацию всех вышеуказанных факторов, и должны, по нашему мнению, составлять содержание основных направлений в сфере предупредительного воздействия на экономические преступления, совершаемые в платежной сфере с использованием банковских карт, относящихся традиционно к общему или общесоциальному предупреждению и специальному или специально-криминологическому.

13 июня 2012 г. Правительством Российской Федерации было принято Постановление № 5584 «Об утверждении положения о защите информации в платежной системе». [2]

В соответствии с вышеуказанным положением защита информации обеспечивается путем реализации операторами и агентами правовых, организационных и технических мер, направленных:

а) на обеспечение защиты информации от неправомерных доступа, уничтожения, модифицирования, блокирования, копирования, предоставления и распространения, а также от иных неправомерных действий в отношении информации;

б) на соблюдение конфиденциальности информации;

в) на реализацию права на доступ к информации в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Для проведения работ по защите информации операторами и агентами могут привлекаться на договорной основе организации, имеющие лицензии на деятельность по технической защите конфиденциальной информации и (или) на деятельность по разработке и производству средств защиты конфиденциальной информации.

В социально-экономической области меры предупреждения преступности общесоциального характера, на наш взгляд, выражаются в следующем:

- в коренной модернизации экономики в целом и в банковском секторе в частности, достижении устойчиво высоких темпов экономического роста на основе поддержки и защиты отечественного товаропроизводителя и использования внутренних факторов конкурентоспособности;

- в сбалансированности бюджетной системы, повышении эффективности ее функционирования с полным выполнением бюджетных обязательств;

- в существенном снижении налогового бремени и повышении эффективности налоговой и таможенной систем, создании благоприятной инвестиционной среды;

- в справедливом распределении и использовании государственной собственности;

- в сокращении уровня социальной незащищенности различных категорий граждан, бедности, безработицы и т.п.

Наряду с этим, учитывая объективно существующее экономическое, природоресурсное неравенство регионов России, в целях предупреждения преступности необходимо выработать концепции экономических преобразований отдельных регионов страны в соответствии с их социально-экономической спецификой в рамках общей программы экономических реформ в России, что позволит минимизировать последствия такого неравенства, сгладит его социальные и политические противоречия, тем самым будет способствовать выравниванию уровня жизни и установлению единых социальных стандартов среди населения страны.

На наш взгляд, в числе необходимых в настоящее время общепредупредительных мер борьбы с преступностью необходимо выделить также такие социально-экономические мероприятия, как: повышение реальных доходов населения, ликвидация либо существенное сокращение безработицы, увеличение минимального размера оплаты труда, развитие промышленности и сферы обслуживания населения. В масштабах всей страны представляется необходимым развитие производства на основе современных технологий, продуманная инвестиционная стратегия, укрепление национальной валюты, снижение инфляции и т.п.

Применительно к сфере экономики основная задача общепрофилактического воздействия должна заключаться в устранении ее криминальных теневых и полутеневых форм (серых зон). Следует определить в качестве основных направлений укрепления законности в сфере экономики следующие:

- повышение роли прокуратуры в правовом обеспечении реализации экономических реформ, формирования позитивных рыночных отношений, защиты добросовестного предпринимательства;

- организацию работы прокуроров по принципу осуществления раннего предупреждения процессов криминализации экономики, концентрацию усилий на выявлении и устранении правонарушений, пока они не переросли в преступление;

- вытеснение из сферы экономики теневых явлений, связанных с ее криминализацией, действиями организованной преступности по установлению контроля над финансовыми потоками хозяйствующих субъектов, легализации доходов, полученных незаконным путем.

Проведение общепрофилактических мероприятий в экономической и политической сферах долж-

УЧЕНЫЕ ЗАПИСКИ

но повлечь за собой позитивные последствия и в социальной сфере. Большое антикриминогенное значение здесь имеет устранение масштабности социального расслоения общества, материальная поддержка малоимущих граждан, ограничение и нейтрализация негативных социальных последствий безработицы и вынужденной миграции людей.

Значительное место в предупредительной деятельности должно отводиться и мерам воспитательного характера. И это не случайно, ибо в рассмотренных причинах определяющее место занимает негативное информационно-идеологическое воздействие на личность извне. Противопоставить этому влиянию, при отсутствии возможности полной ликвидации данной причины, можно хорошо организованное воспитание, которое позволит значительно снизить восприимчивость отдельной категории граждан к негативному информационному потоку. Профилактический потенциал правового воспитания очень велик несмотря на то, что перестройка и переход к рыночным отношениям своими неожиданными глобальными проблемами заслонили воспитательно-идеологическую работу. Система правового всеобуча, создававшаяся в 70-е и начале 80-х годов большим трудом и затратами, была разрушена, как разрушено и многое другое, что представляется нам ценным в прошлом опыте борьбы с преступностью. [19; С. 50]

Наиболее перспективным и плодотворным представляется подход к правовому воспитанию как к деятельности, направленной не на правовое просвещение личности, а на развитие у нее правовой активности. Известно, что правовая активность личности включает в себя как комплекс личностных социально-правовых свойств субъекта, обусловливающих возможность его участия в правовой жизни, так и саму реальную жизнедеятельность личности в сфере отношений, урегулированных правом. [7; С. 179-181]

В этой связи важное значение имеет и развитие виктимологического направления в сфере предупреждения преступлений, совершаемых в сфере проведения безналичных расчетов, производимых с использованием банковских карт. Основу методов виктимологического предупреждения преступлений должна составить деятельность по дифференцированной девиктимизации социальных групп в сочетании с нейтрализацией негативных элементов образа жизни виктимной личности. В этой точке органично сочетаются и взаимодополняют друг друга меры общесоциального и специального (виктимологического) предупреждения, которое состоит из виктимологи-ческой профилактики (выявления и нейтрализации виктимогенных условий, а также выявления потен-

циально виктимных личностей), предотвращения и пресечения проявлений криминогенно виктимного поведения личности и ее ближайшего социального окружения. В отличие от предупреждения преступности, основным субъектом которой являются органы государственной власти, основным субъектом виктимологического предупреждения должны быть различные институты гражданского общества, включая органы местного самоуправления, специализированные общественные организации [6; С. 11], а зачастую и сами кредитные и банковские организации - эмитенты банковских карт.

В соответствии со ст. 27 Закона «О банках и банковской деятельности») определенной гарантией защиты денежных средств и иных ценностей юридических и физических лиц, находящихся на счетах и во вкладах или на хранении в кредитной организации (банке) (в том числе и банковских картах), служит обязанность банка не допускать ареста и обращения взыскания на них иначе, как с соблюдением установленного законом порядка, так и обеспечение безопасности от несанкционированного доступа к ним посторонних лиц. [1]

В число необходимых условий функционирования банка Закон «О банках и банковской деятельности» включил обязанность руководителя банка разрабатывать и обеспечивать эффективное функционирование внутренней системы обеспечения защиты интересов банка. Эта задача может быть решена путем разработки соответствующей нормативной базы банка, а также организацией внутреннего контроля за соблюдением сотрудниками банка законодательства, нормативных актов и стандартов профессиональной деятельности.

Справедливости ради следует отметить, что большинство пострадавших жалуются на то, что «не были предупреждены банком» о возможных информационных угрозах. Хотя схема, которую используют мошенники, почти всегда одна и та, или же очень похожая. Возможно, изучение клиентами информационных памяток, выпущенных банками клиентам под расписку, в которых подробно были бы расписаны все правила безопасности использования банковских карт, могли бы снизить риск держателей карт стать жертвой преступления. К сожалению, практика показывает, что читать правила, написанные мелким шрифтом на сайтах, у наших граждан привычки нет. Хотя там часто подробно написано, как именно пользоваться дистанционными банковскими услугами. Конечно, идеальной защиты не бывает, но, следуя минимальным требованиям в части информационной безопасности, выдвигаемыми банками к пользователям своих услуг, и используя все предоставленные механизмы защиты, можно се-

ПРАВО

рьезно снизить вероятность мошенничества.

Зачастую клиенты сталкиваются со значительными трудностями при возбуждении уголовных дел и их расследовании. Следователи при решении вопроса о возбуждении дела требуют у банков определенные сведения и документы, которые те предоставить отказываются, ссылаясь на банковскую тайну. Сбор доказательной базы по таким видам преступлений крайне затруднителен не только в силу специфики информационного обмена, но и в силу того, что менеджмент и службы безопасности банков не заинтересованы в публичном распространении сведений о том, что программное обеспечение банка подвержено опасности проникновения на серверной стороне ПО либо на стороне клиента. В прошлом году, например, системы «банк-клиент» ряда российских банков подверглись атаке со стороны вирусов, что привело даже к прекращению работы некоторых систем на неопределенный срок. Однако по понятным причинам в публичном пространстве эти случае не освещались.

Об этой же проблеме на конференции по информационной безопасности «Антифрод» заявил начальник бюро специальных технических мероприятий МВД России Алексей Мошков. Он отметил в своем докладе две «болевые точки». Первая - банк готов поделиться информацией, если атакован он сам, и ни за что не поможет в расследовании, если в процессе мошенничества были задействованы другие банки. И вторая - клиент всегда виноват сам. [9]

В условиях, когда нет официальной статистики, каждый эксперт склонен верить своему жизненному опыту. К примеру, личная статистика начальника отдела компьютерных экспертиз и технологий МВД России Ольги Тушкановой такова: если в 2010 г. ей пришлось сделать 314 экспертиз по делам о компьютерных мошенничествах, то в 2011 г. - уже 2524.

Главными проблемами, мешающими бороться с киберпреступностью, участники опроса считают неготовность правоохранительных органов к расследованиям и беспечность самих клиентов банков. Тем не менее, количество пользователей, ограничивающих суммы на счету при использовании удаленных сервисов большинство. И 9% участников опроса уверены, что ни за что и никогда не станут доверять свои деньги компьютеру.

Генеральный директор компании Group IB Илья Сачков тут же привел в пример знаменитое дело компьютерного «злого гения» Леонида Куваева, который считается одним из опаснейших спамеров мира и имеет на этом $2,5 млн. ежемесячного дохода. Он был осужден американским судом за компьютерные грехи, но это никак не помешало ему тут же объявить себя гражданином России и даже

патриотом, вернуться из-за океана и продолжить свою деятельность. Сейчас Куваев содержится в Лефортово и ждет суда, но попал он туда вовсе не за компьютерные дела, его обвиняют в совращении несовершеннолетних. [18]

Сачков проанализировал недавно принятые поправки в Уголовный кодекс так, что стало очевидным, что, не успев вступить в действие, этот долгожданный документ уже устарел, потому что его формулировки дают адвокатам злоумышленников большой простор для увода своих клиентов от ответственности.

Вышеописанная ситуация свидетельствует о том, что важную профилактическую роль в качестве субъекта предупреждения преступлений в сфере проведения безналичных расчетов играет Центральный Банк Российской Федерации, который в рамках работы по информированию о рисках, связанных с использованием банковских карт, и повышению финансовой грамотности населения подготовил Памятку для держателей банковских карт о мерах безопасного использования банковских карт. [3]

В соответствии с вышеуказанным письмом территориальным учреждениям Банка России предлагается провести с кредитными организациями дополнительную работу, направленную на повышение информированности держателей банковских карт о мерах по сохранности банковской карты, ее реквизитов, персонального идентификационного номера (далее - ПИН) и других данных, а также на снижение возможных рисков при совершении операций с использованием банковской карты в банкомате, при безналичной оплате товаров и услуг, в том числе через сеть Интернет.

Соблюдение рекомендаций, содержащихся в Памятке, по мнению представителей Центрального банка РФ, позволит обеспечить максимальную сохранность банковской карты, ее реквизитов, ПИН и других данных, а также снизит возможные риски при совершении операций с использованием банковской карты в банкомате, при безналичной оплате товаров и услуг, в том числе через сеть Интернет.

Представленный анализ возможных мер профилактики преступлений, совершаемых в сфере проведения безналичных расчетов, производимых с использованием банковских карт, безусловно, не может осветить всех возможных направлений и мер профилактической деятельности. Однако очевидно, что успешная работа по предупреждению изучаемого вида корыстных преступлений в сфере безналичных расчетов требует многоаспектности, комплексности, значительных материальных, организационных и иных затрат, кооперации и координации усилий различных государственных и общественных структур.

--------- ^pk^l УЧЕНЫЕ ЗАПИСКИ

Библиографический список

1. Федеральный закон от 02.12.1990 N 395-1 «О банках и банковской деятельности» // Ведомости СНД РСФСР. 1990. № 27. Ст. 357.

2. Постановление Правительства Российской Федерации от 13 июня 2012 г. N 584 «Об утверждении положения о защите информации в платежной системе»// Собрание законодательства РФ. 2012. N 25. Ст. 3380

3. Письмо Центрального банка Российской Федерации от 2 октября 2009 г. № 120-Т «О памятке «О мерах безопасного использования банковских карт» // Вестник Банка России. 07.10.2009. N 58.

4. Аванесов Г.А. Криминология и социальная профилактика. М., 1980. С. 406.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

5. Алексеев А.И. Станет ли Россия криминальной страной? Россия на рубеже тысячелетий // Сборник трудов преподавателей ИМПЭ им. А.С. Грибоедова. М., 2000. С. 172-181.

6. Вышневецкий К.В. Криминогенная виктимизация социальных групп в современном обществе. Автореф. дисс. д.ю.н., М., 2008 г. С. 11

7. Елисеев С.А. О правовом воспитании как средстве предупреждения преступности против собственности // Актуальные проблемы правоведения в современный период. Томск. 1991. С. 179-181

8. Жалинский А.Э. Специальное предупреждение преступлений в СССР. Львов, 1976. С. 105.

9. История Аллы Тасиц стала символом того, как банки бросают своих клиентов на произвол мошенни-ков.28.02.2012 // http://bankir.ru/publikacii/s/rassledovaniya-bankir-ru-delo-no-5-delo-ally tasits-10001299 /#ixzz23oNJGNtD

10. Карпец И.И. Проблема преступности. М., 1970. С. 139.

11. Криминология. Учебник. Под ред. Долговой А.И. М., 2002. С. 320.

12. Криминология. Учебник. Под ред. В.Д. Малкова. М.: Юстицинформ, 2011.

13. Кудрявцев В.Н. Причинность в криминологии. М., 1966. С . 10.

14. Кудрявцев В.Н. Социологический аспект преступления.// Вопросы борьбы с преступностью. М., 1973. Вып. 18. С. 88.

15. Курс советской криминологии. Предмет. Методология. Преступность и ее причины. Преступник. М., 1985. С. 14.

16. Ольховская Н.П. Платежные документы и защита информации о расчетах// Журнал РОД «За права военнослужащих». 2006. № 9

17. Портнов И.П. Состояние городской преступности и вопросы ее предупреждения // Криминологические проблемы борьбы с преступностью в сверхкрупном городе. М., 1994. С. 18.

18. Рукосуева И. Детям не игрушка //http://bankir.rU/novosti/s/detyam-ne-igrushka-10012318/#ixzz23oRp4dJE

19. Сухарев А.Я. Феномен российской преступности в переходный период: тенденции, пути и средства противодействия // Дис...докт. юрид. наук. М. 1996. С. 50

20. Теоретические основы предупреждения преступности. М., 1977. С.30.

21. Устинов В. С. Система предупредительного воздействия на преступность и уголовно-правовая профилактика: Учеб. пособие. М., 1983. С.16.

22. Шляпочников А.С. К вопросу о классификации мер предупреждения преступности.// Вопросы борьбы с преступностью. М., 1972. Вып. 17. С. 8-9.

S.V. VASYUKOV

THE ALL-SOCIAL PREVENTION OF THE ECONOMIC CRIMES MADE IN THE SPHERE OF CARRYING OUT CLEARING SETTLEMENTS, BANK CARDS MADE WITH USE

In article measures of the all-social prevention of crimes are studied, definition of the prevention of the economic crimes made in the sphere of carrying out clearing settlements, bank cards made with use is made, the concrete directions of prevention of the crimes made in the sphere of carrying out clearing settlements, bank cards made with use are considered.

Key words:prevention of crimes, all-social prevention, viktimologichesky aspect, crime prevention, kriminogennost.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.