5. Интересы иностранных инвесторов не всегда совпадают с интересами развития отечественной промышленности. Фактический опыт приобретения акций иностранными компаниями предприятий целлюлозно-бумажной, пищевой и лёгкой промышленности, машиностроительных заводов свидетельствуют о стремлении их к устранению российских производителей с зарубежных рынков и вывозов прибыли из России.
Ситуация с иностранными инвесторами в Республике Дагестан отличается от общероссийской, причём в худшую сторону. По данным Госкомстата России в Дагестане в 2000 году функционировало всего восемь предприятий с участием иностранного капитала, или 0,2% от общего количества предприятий. Для сравнения в Краснодарском крае таких предприятий было 188, в республике Башкортостан 134, в Республике Татарстан 111 предприятий.
Основные проблемы привлечения иностранных инвестиций связаны в первую очередь с экономической и политической нестабильностью в России и отсутствием надлежащих нормативных и правовых актов, регулирующих этот вид инвестиционной деятельности. Федеральный закон об иностранных инвестициях в РФ №160-ФЗ от 9 июля 1999 года содержит ряд основных положений, но полностью не отвечает на вопросы, связанные с установлением различных льгот по налогообложению, страхованию, гарантий Правительства РФ и других мер, стимулирующих иностранных инвесторов.
В нормативно-правовых и других законодательных актах Российской федерации недостаточно чётко прописаны требования к иностранным инвесторам в части вывоза прибыли за рубеж, вытеснения отечественных товаропроизводителей с внутреннего рынков, закрытия производств по выпуску конкурентоспособной продукции. Перечисленные недостатки в значительной мере относятся и к законодательным актам в части иностранных инвестиций, принятым в Республике Дагестан.
Мудунова А.Ю., Цахаева К.Н.
Кредитование малого бизнеса за рубежом
Введение. Во всем мире кредитование малого бизнеса является весьма сложной проблемой. Это обусловлено особенностями данного сектора экономики, затрудняющими его кредитование по общепринятым схемам. Малые предприятия несут три вида рисков, которых в силу своей величины и рыночной диверсификации лишены крупные предприятия.
Во-первых, это риск создания нового дела, которое, как правило, в недостаточной мере обеспечено ресурсами, не имеет надежных рынков сбыта и деловой репутации. Во-вторых, это трудности роста. Небольшие компании с высокими темпами развития наиболее уязвимы перед случайностями и непредвиденными обстоятельствами. Третий риск связан с недостаточной диверсификацией малых и средних предприятий. Эти фирмы, как правило, опираются на единственный рынок сбыта и имеют ограниченную клиентуру, в связи с чем даже незначительный спад конъюнктуры рынка может поставить такие компании в тяжелое финансовое положение.
Кроме того, обслуживание большого числа небольших компаний требует от банков более высоких операционных расходов, чем обслуживание меньшего количества крупных фирм. Стоимость обработки информации и оценки степени риска гораздо выше при небольших объемах кредитования.
Все вышеперечисленные факторы и определяют стремление банков работать с крупными клиентами. Поэтому, как правило, и плата за равнозначный кредит для малого предприятия выше, чем для крупного, и, кроме того, малое предприятие обычно может получить кредит, лишь заручившись соответствующей гарантией платежеспособности, что представляет для него значительную сложность.
В последние десятилетия в мировой экономике наблюдались тенденции, в целом направленные на улучшение ситуации с кредитованием малого и среднего бизнеса. Когда в кризисные 70-е годы многие крупные компании подверглись дорогостоящей структурной перестройке, открылась в новом качестве значимость малых фирм, способных оперативно обеспечивать выпуск новых товаров и создавать дополнительные рабочие места. В банковской сфере осознали, что наиболее перспективными клиентами завтрашнего дня могут стать именно динамично и гибко развивающиеся малые и средние предприятия. К тому же развитие новых механизмов инвестирования позволило крупным компаниям шире удовлетворять свои потребности в финансовых ресурсах на рынках ценных бумаг, не прибегая к заемному банковскому капиталу, в результате чего у банков появилась потребность в замене уходящих крупных клиентов более мелкими. Однако проблема кредитования малых и средних предприятий продолжает оставаться острой.
В целом со стороны банковской системы сохраняется тенденция выработать единое универсальное решение, единый механизм финансирования для всех компаний, несмотря на серьезные различия в специфике финансирования малых предприятий и крупных корпораций. Поскольку подобный механизм до сих пор не выработан, в мировой практике применяются различные схемы решения этой проблемы.
Существует три варианта финансовой поддержки малых предприятий: прямое финансирование, снижение стоимости кредита, обеспечение гарантиями на получение кредита.
Прямое финансирование небольших фирм обеспечивается чаще всего путем создания государственными структурами фондов развития, задача которых - аккумулировать необходимые инвестиционные средства с целью поощрения банков в кредитовании малых предприятий.
Одним из вариантов решения проблемы уменьшения стоимости кредитных ресурсов может быть предоставление банкам налоговых льгот по средствам, направляемым на кредитование малого бизнеса, что позволяет выдавать кредиты небольшим фирмам на более выгодных условиях.
Но даже в таких случаях малые фирмы сталкиваются со значительными трудностями в обеспечении кредитов надежными гарантиями, так как у них отсутствует необходимое материальное обеспечение. В большинстве западных стран выход из подобной ситуации находят в организации коллективных публичных гарантий для данной группы заемщиков.
Привлечению средств частных инвесторов в малый бизнес и сведению их рисков к минимуму способствуют использование специализированных фондов и соответствующее законодательство, регулирующее их деятельность. Одним из основных источников средств для государственных и региональных фондов могут стать капиталы частных инвесторов, аккумулируемые через облигационные займы. Однако облигации под малый бизнес могут быть привлекательными для частных (особенно иностранных) инвесторов только в том случае, если малые предприятия имеют существенные налоговые льготы. В противном случае доходность подобных облигаций возможна только за счет построения финансовых пирамид.
В последние годы важным внешним источником финансирования малого бизнеса, помимо средств государственных программ, различных фондов и коммерческих банков, становятся частные или спонсорские средства. Особое значение приобретает в этом плане деятельность венчурных компаний, которые берут на себя риск конструкторской, технологической и проектной разработки принципиально новых технологий, опытного и промышленного их освоения. Главный стимул венчурного инвестирования - прибыль от прироста стоимости акций компании, быстро освоившей серийное производство новой оригинальной продукции. В этом случае инвестор, купивший акции новой фирмы, сможет их выгодно реализовать.
Еще одной формой поддержки разработок, осуществляемых малыми предприятиями, является совместное финансирование. Например, в Германии банками и страховыми организациями создаются специальные фирмы, участвующие в капитале малых и средних предприятий.
Широкое распространение в последние годы получил такой источник финансирования малых и средних фирм, как привлечение капиталов с помощью выпуска и размещения акций и иных ценных бумаг при посредничестве инвестиционных институтов. Однако этот способ чреват возможностью частичной или полной утраты финансируемым предприятием-эмитентом самостоятельности, если контрольный пакет акций достанется внешним инвесторам.
Определенную роль в решении проблем финансирования малого и среднего бизнеса играют торгово-промышленные палаты, которые выступают своего рода гарантом кредита, давая коммерческим банкам или специальным фондам свои рекомендации по кредитованию отдельных предприятий после соответствующей проверки их финансового состояния, что значительно снижает требования к залоговому обеспечению вплоть до выдачи кредита без залога.
И тем не менее, несмотря на появление в последние десятилетия новых финансовых схем и механизмов, позволяющих привлекать в малый и средний бизнес частные инвестиционные ресурсы, главенствующую роль в финансировании данного сектора экономики продолжает играть поддержка со стороны государства. В разных странах подходят к этому по-разному, но практически везде особое место в решении данной проблемы принадлежит государству.
Соединенные Штаты Америки. По данным отдела социальной защиты Информационного центра федерального финансирования, в 1996 году правительство США выделило на развитие малого и среднего бизнеса 197,5 млрд. долларов. Эти средства направлялись в основном на поддержку деловой активности женщин и представителей национальных меньшинств, развитие экспортоориентированного производства, оказание помощи в научно-исследовательской работе. В том же финансовом году предприятия, созданные представителями национальных меньшинств, получили около 6% от общей суммы федеральных дотаций, а фирмы, принадлежащие женщинам, - 2%.
В США действенную помощь малым предприятиям в получении кредитов и гарантированных займов оказывает Администрация по делам малого бизнеса, созданная Конгрессом в 1953 году и финансируемая за счет средств федерального бюджета. Помимо бесплатных информационных услуг, это учреждение для повышения заинтересованности в предоставлении кредитов малым фирмам дает кредиторам государственные гарантии в размере до 90% заемного капитала, уменьшая тем самым их риск. Кредиты непосредственно за счет средств этой организации выдаются лишь тем предприятиям, владельцы которых являются ветеранами вооруженных сил или представителями национальных меньшинств, а также фирмам, находящимся в районах с высокой безработицей.
В 1999 году выделенные Администрацией по делам малого бизнеса ассигнования составили 15,3 млрд. долларов, что на 15% больше, чем в 1998 году. Из этих средств 72% было направлено на кредитование по программе, цель которой - предоставление гарантий открывающимся малым предприятиям, не имеющим возможности получить кредит обычным путем через банк. В зависимости от срока, цели и размера займа гарантия предоставляется на 75% от общей суммы займа (в том случае, если она не превышает 750 тысяч долларов) и на 80% (при сумме не более 100 тысяч долларов). Срок предоставления гарантий - до 10 лет на оборотный капитал и до 25 лет - на основной. Процентная ставка не должна превышать 2,75 пункта размера займа.
Другая крупная программа, осуществляемая Администрацией по делам малого бизнеса, -помощь в расширении и модернизации действующих малых предприятий. По этой программе предоставляются долгосрочные кредиты с фиксированной ставкой для покупки недвижимого имущества, оборудования, технологий под гарантии со стороны Администрации в размере 40% от общей суммы займа при максимальной сумме гарантии не более 1 млн. долларов. Эта программа отличается не только низкой себестоимостью предоставляемых
услуг, но и предусматривает дополнительную помощь в поиске и приобретении оборудования, в осуществлении строительных работ по возможно более низким расценкам, в других аспектах. На эту программу выделяется до 19,6% от общего бюджета Администрации.
В числе других направлений расходования средств Администрацией по делам малого и среднего бизнеса - финансирование малых предприятий, создаваемых совместными усилиями двух и более компаний (7,2%), и выдача микрокредитов, которые, как правило, бесприбыльны, а то и вовсе невозвратны (на них выделяется 0,5% средств).
Несмотря на то, что 85% из общего количества малых предприятий, получающих помощь от Администрации по делам малого бизнеса, в течение года разоряются, дальнейшая деятельность вставших на ноги фирм, как считают эксперты Администрации, полностью восполняет вкладываемые средства.
Кроме поддержки, оказываемой малым предприятиям в финансировании, в США под контролем федерального правительства организовано множество компаний по инвестированию малого бизнеса (КИМБ), которые участвуют в собственности или предоставляют долгосрочные кредиты, помогают малым фирмам в управлении. Вопросами малого бизнеса также активно занимаются фонды начального капитала.
Весьма широко распространены в США и различные программы поддержки малого бизнеса на уровне штатов, отдельных городов и отдельных организаций. В качестве примера можно привести деятельность Центра поддержки бизнеса и развития кредитования компаний в г. Сиэтле (побратиме Ташкента), организованного двумя некоммерческими организациями при поддержке Банка Сиэтла. Цель этой программы - объединение и координация усилий общественных и частных организаций, направленных на поддержку малого бизнеса преимущественно в низкодоходных, отстающих в своем развитии районах города посредством кредитного обслуживания малых предприятий как на этапе создания, так и в процессе их дальнейшей деятельности. Как правило, это оказание тренинговых услуг, технической и прочей помощи на кредитной основе.
Мелкие ссуды малые фирмы могут получать в кредитных союзах, которые специализируются в основном на обслуживании малосостоятельных слоев населения. Являясь по своему статусу потребительскими кооперативами, кредитные союзы в США относятся к категории бесприбыльных организаций и освобождены от федерального подоходного налога. Определенные преимущества при выдаче ссуд кредитные союзы имеют ввиду того, что их учредителями нередко являются предприниматели или профсоюзы. Благодаря кооперативному характеру этих учреждений, их управляющие в большинстве случаев имеют информацию о том, где заемщики собираются изыскивать средства на погашение ссуд, а выплаты на погашение зачастую могут вычитаться из зарплат или сберегательных вкладов участников кредитных союзов.
Таким образом, американский опыт показывает, что ключевым моментом в формирования механизма кредитования малого и среднего бизнеса является создание государством условий, при которых для малых фирм были бы широко доступны финансовые ресурсы из самых различных источников.
Вместе с тем, несмотря на столь значительные возможности в получении финансовой поддержки, в США, как отмечают эксперты, малые предприятия в отличие от крупных компаний больше полагаются на собственные финансовые средства, чем на внешний капитал, используя его лишь время от времени,
Европейский Союз. В ЕС на общеевропейском уровне осуществляются три программы финансовой поддержки малых и средних предприятий.
Программа "Объединение коммерческих предприятий" была задействована с 1985 года и нацелена на образование межстрановых синдикатов коммерческих предприятий для поддержки малых предприятий, вовлеченных в инновационные проекты.
Программа "Начальный капитал" была организована, чтобы увеличить финансовые возможности вновь создаваемых малых предприятий и повысить коэффициент их выживаемости на начальных стадиях осуществления проектов. В рамках этой программы действует 24, фонда начального капитала, которые предоставляют малым предприятиям (имеющим менее 10 служащих, с объемом годовой продажи менее 100 тыс. экю и общим размером уставного капитала на начальной стадии менее 1,5 млн. экю) ссуды преимущественно от 25 тыс. до 100 тыс., но не более 350 тыс. экю.
Фонд "Евротех-капитал" является ведущей программой по частному финансированию транснациональных проектов, демонстрирующих высокую степень технологического прогресса. Этот фонд предназначен для предприятий, 50% капитала которых принадлежат акционерам ЕС, с приоритетом для фирм, где менее 500 служащих, объем основных средств -менее 75 млн. экю и не более одной трети капитала является собственностью крупных компаний,
Великобритания. Основными источниками финансирования малого бизнеса в Великобритании служат сбережения частных лиц и банковские кредиты. Значительную роль в обеспечении малых предпринимателей финансовыми ресурсами играет сформировавшийся в начале восьмидесятых годов рынок ценных бумаг компаний, не зарегистрированных на фондовой бирже. Широко распространены специальные фирмы, финансирующие малый бизнес. Свыше 20% всех английских малых предприятий получают кредиты в Корпорации финансирования промышленных и торговых предприятий (ИКФК), контролируемой Банком Англии и клиринговыми банками.
Государственная политика в Великобритании направлена на то, чтобы заинтересовать коммерческие банки в кредитовании малого и среднего бизнеса. Основной правительственной программой в этом направлении является "Loon Quarantie Scheme", которая позволяет коммерческим банкам финансировать те виды бизнеса, представители которого не в состоянии взять кредит самостоятельно. По этой программе правительство гарантирует до 70% невозврата кредита, а в неблагоприятных районах - до 85%. Процентная ставка при
такой гарантии составляет 2,5% годовых, а в неблагоприятных районах - 2%. Гарантии правительства по этой программе охватывают 70-80% кредитов, выдаваемых коммерческими банками малому бизнесу. На покрытие гарантий из государственного бюджета ежегодно выделяется около 50 миллионов фунтов стерлингов.
В результате такой политики кредитование малых фирм практически полностью перешло к банкам, которые реализуют собственные программы в этом направлении. Работа крупных коммерческих банков с малым и средним бизнесом приносит им определенные преимущества. Так, 4 крупнейших британских банка контролируют 90% операционного пространства малого бизнеса через разветвленную сеть своих филиалов.
Кроме создания условий для заинтересованности банков в финансировании малого и среднего бизнеса, государство осуществляет и ряд конкретных целевых программ, обеспечивающих финансовую помощь малым предприятиям
Программа "Агентства помощи предприятиям местного значения" представляет собой ассоциацию примерно 200 самостоятельных бюро, поддерживающих малые фирмы на региональном уровне. Программа "Схема содействия в создании предприятий" предусматривает финансовую помощь безработным, намеренным начать собственное дело. Согласно "Программе гарантирования кредитов" выплачиваются страховые премии от имени преуспевающих бизнесменов. С начала 90 -х годов Конфедерацией британской промышленности реализуется "Программа расширения бизнеса", которой предусмотрен дополнительный источник финансирования малого бизнеса путем взимания специального взноса с юридических и физических лиц, связанных с данным бизнесом и заинтересованных в его развитии. Специальные программы обеспечивают помощь молодежи при создании или расширении бизнеса, подготовку предпринимателей для малого бизнеса, содействие муниципальным властям в развитии малого бизнеса на местах.
Однако, несмотря на столь мощную поддержку со стороны правительства, банков и крупных компаний, малые фирмы довольно часто разоряются. Одна из главных причин этого -неплатежи. По данным Конфедерации британской промышленности, каждая пятая фирма прекращает свое существование именно из-за несвоевременной оплаты товаров и услуг. В 1992 году для борьбы с неплатежами была создана специальная группа, которая в законодательном порядке взимает проценты с фирмы, не погасившей в срок свою задолженность.
Италия. Значительное место в итальянской системе государственной поддержки малых предприятий занимает целевое субсидирование и льготное кредитование. На оба эти направления расходуется ежегодно около 600 млрд. лир.
Для реализации проектов создания новых фирм кредиты выдаются на 15 лет, а в случаях модернизации или расширения действующих фирм - на 10 лет. Процентная ставка с учетом размера кредита составляет 36-60% рыночной. Особые льготы предоставляются молодым предпринимателям, но при этом предусматриваются периодический аудиторский контроль за их деятельностью и отмена льгот в случае грубого нарушения законодательства.
Для содействия венчурному предпринимательству создан Закрытый инвестиционный фонд малых предприятий, который может вкладывать средства только в предприятия, не зарегистрированные на фондовой бирже. При этом капитал фонда не может быть инвестирован в государственные облигации или акции, выпущенные другими закрытыми фондами. Основным источником получения прибыли фондом является продажа акций компаний, учрежденных при долевом участии фонда. С целью поддержки наукоемкого бизнеса, научно -исследовательской деятельности и конструкторских разработок действуют Инновационно-технологический фонд и Фонд прикладных исследований.
Испания. В национальном масштабе малые и средние предприятия Испании обеспечивают 64% занятости и 65% торгового оборота. МП считаются основными генераторами занятости населения и наиболее динамичным сектором экономики. Несмотря на свою экономическую, производственную и социальную значимость, малые и средние предприятия испытывают большие трудности в конкуренции с крупными компаниями. Прежде всего это выражается в ограниченных возможностях доступа к новым технологиям и слабой информационной базе. Кроме того, небольшие размеры предприятий затрудняют переговоры с финансовыми организациями и получение кредитов, что в конечном счете заставляет малые и средние предприятия платить более высокую цену за кредит. С другой стороны, если раньше средства, выделенные на эти цели, уходили в основном в виде безвозвратных дотаций, то теперь акцент делается на так называемое льготное финансирование, заключающееся в предоставлении малым и средним предприятиям под конкретные проекты и программы кредитов на более выгодных по сравнению с кредитным рынком условиях.
В настоящее время в Испании действуют более ста различных программ поддержки малого и среднего бизнеса европейского, общегосударственного и регионального уровня. Региональные программы имеют наибольший удельный вес (по количеству) и предлагают в общей сложности 70 линий финансирования, отдавая приоритет созданию предприятий, генерирующих занятость и развитие слаборазвитых районов и областей, и поддерживающих стратегически важные для данного региона отрасли. Общегосударственные программы направлены прежде всего на поддержку районов с наметившимся спадом производства, развитие новых технологий и содействие испанским предприятиям в выходе на международный рынок. Другой тенденцией последнего времени является увеличение доли общеевропейских программ в финансовой поддержке испанского малого и среднего бизнеса. Европейский Союз предлагает около 20 программ, делая акцент на крупные проекты, развитие высоких технологий, международное экономическое сотрудничество и проекты аудиовизуальной промышленности.
Среди организаций по предоставлению финансовой поддержки испанским предприятиям малого и среднего бизнеса следует выделить четыре основные:
1. Г енеральная дирекция по политике в области малого и среднего предпринимательства Министерства экономики Испании.
Основные цели и задачи: поднять уровень конкурентоспособности малых и средних предприятий, таким образом повысить общий объем экономической активности и, в конечном итоге, содействовать росту занятости в стране. Данная организация в 1997 году располагала бюджетом в размере 11 млрд. песет (около 75 млн. долларов США), из которых 4,6 млрд. песет формируются из испанских источников и 6,4 млрд. песет - из фондов FEDER. На 1998-1999 годы только по линии фондов FEDER предусматривается бюджет в размере 29 млрд. песет. Генеральная дирекция может оказать экономическую поддержку любому предприятию с количеством работающих до 250 человек, объемом продаж до 40 млн. ЭКЮ, бухгалтерским балансом до 27 млн. ЭКЮ и долей участия крупных компаний не более 25%. Этой помощью имеют право пользоваться также организации, не преследующие целей извлечения коммерческой выгоды, и предприятия, предоставляющие услуги малому и среднему предпринимательству.
2. Государственный институт кредитования
Эта организация сочетает в себе государственное агентство финансирования, с одной стороны, и банк инвестиций и развития, - с другой. По ее линии финансируются три основные программы: 1) содействие испанским инвестициям за рубежом, 2) план замены промышленных транспортных средств, 3) финансирование основных фондов малых и средних предприятий, деятельность которых направлена на генерирование новых инвестиций. Наиболее важной считается программа поддержки малых и средних предприятий "Linea PYME", на которую в период с апреля 1993 года по декабрь 1997 года было выделено 880 млрд. песет (около 6 млрд. долларов США). По оценкам руководства 1СО за этот же период времени, благодаря названной программе, было создано около 172 тысяч новых рабочих мест.
3. COFIDES
По статусу эта организация является государственным акционерным обществом, в число акционеров которой входят различные государственные учреждения и пять частных коммерческих банков.
COFIDES содействует осуществлению проектов испанских фирм в развивающихся странах. Малый и средний бизнес входит в число ее приоритетов, хотя данная организация финансирует и более крупные фирмы. В настоящее время СОРГОЕ8 финансирует 63 испанских проекта в 26 странах мира. Объем финансирования одного проекта составляет от 85 до 104 млн. песет.
4. CDTI
Эта государственная организация имеет своей целью поддержку развития новых технологий и их практическое внедрение в производственный процесс.
Что же касается непосредственно дотаций, то несмотря на прилагаемые усилия по замене структуры финансовой поддержки и происходящие изменения, дотации малым и средним предприятиям продолжают занимать весомое место в бюджете экономической поддержки испанского малого бизнеса. Европейский Экономический Союз в поисках путей снижения дотаций в пользу повышения других видов поддержки малого предпринимательства также очень пристально следит за случаями выделения дотаций. Большинство стран Европейского Союза осуществляют политику, аналогичную испанской, делая акцент на льготном финансировании малых и средних предприятий. Но даже в таких условиях смены политики и ужесточения контроля за дотациями, существует около 1600 программ подобного типа.
Еще одной формой поддержки малого бизнеса в Испании являются Общества Взаимного Гарантирования (ОВГ), которые широко развиты в Испании и других странах Европейского Союза. ОВГ Испании осуществляют особый принцип поиска источников внутреннего финансирования малого предпринимательства. Это принцип добровольных взносов. Для того, чтобы стимулировать развитие ОВГ и повысить к ним доверие, правительство Испании приняло специальный закон, регулирующий деятельность ОВГ и предусматривающий определенные гарантии и финансовую помощь со стороны государства. Важно подчеркнуть, что общества взаимного гарантирования (ОВГ) отличаются от обществ взаимного финансирования (ОВФ). ОВГ не осуществляют операций по предоставлению кредитов, а только выдают гарантии финансовым учреждениям и банкам за своих членов при выдаче кредитов под конкретные предпринимательские проекты. При этом ОВГ проводят экспертную оценку проектов на предмет их реализуемости и рентабельности. Таким образом, ОВГ не выполняют финансовых операций, их деятельность регламентируется менее жесткими нормативными актами, и им не нужны солидные финансовые средства для начала деятельности. Законодательством Испании, регулирующим деятельность ОВГ, предусмотрено, что в случае крупных проектов, когда ОВГ не хватает собственных средств для гарантии финансовому учреждению, государство само выдает солидную гарантию.
Следует отметить, что по мере накопления капитала некоторые ОВГ постепенно начинают заниматься самостоятельным финансированием проектов и превращаться в Общества Взаимного Финансирования (ОВФ). В этой связи Законом от 11 марта 1994 года этим организациям придается уже статус финансовых учреждений и им разрешаются прямые операции с финансовыми средствами. Членом ОВГ может быть любое предприятие, отнесенное к категории малых и средних, для чего оно должно внести, как минимум, 25% вступительной квоты. После своего зачисления в ОВГ предприятие может обращаться с просьбой о выдаче гарантий для получения кредита в банке или другом финансовом учреждении. ОВГ сами не выдают кредитов, а только гарантируют финансовым учреждениям возвратность кредитов, заимствованных членами ОВГ.
В числе основных проблем - все еще долгий срок ожидания финансовой поддержки и большое количество бумаг, требующихся при оформлении. При предоставлении льготного кредита уже нет необходимости ждать по два года решения, как это было в случае дотаций. Тем не менее, и в этом случае решение принимается в течение 3-4 месяцев и примерно
столько же надо ждать получения денег после вынесения положительного решения. Другая проблема состоит в большом количестве документов, которые должно представить предприятие с заявкой на льготный кредит. По словам сотрудников Генеральной дирекции по политике в области малого и среднего предпринимательства, необходимо 28 различных документов для рассмотрения вопроса о предоставлении и оформлении кредита. Заявки часто сопровождаются папками с документами, насчитывающими десятки страниц. Многие организации запрашивают нотариально заверенные копии документов, оригиналы которых представляются их сотрудникам для ознакомления при подаче заявки. И все это оказывается напрасным, если в кредите отказывают. Поэтому выдвигаются идеи как уменьшения количества требуемых документов, так и предоставления большинства их уже после того, как принято положительное решение о выделении льготного кредита.
Германия. В Германии основные направления государственной финансовой поддержки малых предприятий включают предоставление ссуд на их расширение и реконструкцию, а также на приобретение и создание новых предприятий; привлечение для этих целей капитала крупных компаний; долгосрочные инвестиции в создание или сохранение рабочих мест; поручительства перед кредитными обществами; инвестиционную поддержку в проведении энергосберегающих мероприятий; субсидирование научно-исследовательских и опытноконструкторских работ; регулирование доходов и капитальных вложений предприятий посредством реализации специальных программ кредитования.
Разработана и осуществляется государственная программа поддержки малого бизнеса, согласно которой предпринимателю на первые два года деятельности выдается беспроцентный кредит, а в последующие годы - с незначительными процентами. Таким образом, стартовый капитал предпринимателю предоставляется практически бесплатно. Льготные кредиты на основании бизнес-плана выдаются государственной организацией, которая в последующем осуществляет жесткий контроль за целевым использованием кредита и требует подтверждения всех расходов соответствующими счетами. Малые предприятия, действующие в производственной сфере, по льготным ценам получают в аренду участки под застройку.
Франция. В начале девяностых годов во Франции была принята программа помощи малым и средним предприятиям по стимулированию производства и созданию новых рабочих мест. Всего кредитованием малого и среднего бизнеса во Франции занимаются около 50 крупных организаций, среди которых наиболее значительные - Национальный фонд гарантирования кредитов. Общество регионального развития, Институт развития промышленности, Компания по финансированию нововведений.
С 1996 года во Франции действует специальный Банк развития малых и средних предприятий, который имеет смешанную форму собственности и принадлежит государству и по-лугосударственной Кассе депозитов и управления активами. В число акционеров входят и частные финансовые организации. Банк предоставляет малым и средним предприятиям беспроцентные ссуды, а в некоторых случаях и субсидии размером до 30 тысяч франков. Один из основных принципов банка - работа на местах, поэтому большая часть операций совершается многочисленными региональными подразделениями в тесном сотрудничестве с местными филиалами коммерческих банков.
Учитывая, какое важное значение имеет для начинающего предпринимателя первоначальная финансовая поддержка, государство выделяет безработным, желающим открыть собственное дело, шестимесячное пособие, которое составляет 43 тысячи франков. Более четверти начинающих предпринимателей пользуются этим источником.
Кроме того, во Франции предоставляются налоговые льготы на вложение средств в фонды кредитования малого и среднего бизнеса и в лизинг оборудования для такого бизнеса.
Япония. По мнению экспертов, из всех стран Юго-Восточной Азии самая мощная поддержка, в первую очередь финансовая, оказывается малому и среднему бизнесу в Японии.
Там на это выделяются бюджетные средства в размере порядка 180 миллиардов иен в год. В сметах некоторых ведомств и министерств ежегодно по специальной статье предусматриваются средства для малых предприятий. Последние финансируются и по специальным бюджетным счетам в рамках программы государственных инвестиций и займов, доходную часть которой составляют средства пенсионных фондов, почтово-сберегательных касс, почтового фонда страхования, выпуска гарантированных правительством займов. Однако эти средства направляются малым фирмам не непосредственно, а на коммерческой основе через коммерческие кредитные учреждения. В их числе - Корпорация малого бизнеса, созданная при участии правительства Японии. Одним из основных направлений ее деятельности является предоставление государственных льготных кредитов малым предприятиям. В целом Корпорация ежегодно оказывает помощь на сумму в 20 миллиардов иен.
Наряду с непосредственной государственной финансовой поддержкой проблема кредитования малых предприятий в Японии решается и через достаточно сложную систему кредитной гарантии и страхования деятельности малых предприятий, состоящую из 52 префектурных ассоциаций кредитной гарантии - общественных организаций, которые функционируют на коммерческой основе. Получая от малых фирм за предоставляемое им поручительство 1% от суммы кредита, такая ассоциация образует страховой фонд, который пополняется еще и за счет членских взносов. Выдав поручительство малому предприятию, ассоциация страхует до 4/5 от суммы гарантии и берет на себя соответствующую часть долга малого предприятия в случае его неплатежеспособности. В то же время у ассоциации кредитной гарантии остается право возмещения ущерба за счет малого предприятия. Благодаря действию этой системы малые предприятия могут получать кредиты даже при отсутствии залога, а лишь под гарантии ассоциации.
В японской банковской системе, отличающейся высокой степенью специализации, существует несколько видов банков, непосредственно работающих с малыми и средними предприятиями. В первую очередь к ним относятся местные банки, расположенные в главных городах префектур. Таких банков - 64, большинство из них небольшие и в основном обслуживают малые и средние предприятия. Другая категория банков, ориентирующихся на малый и средний бизнес, - Sogo banks, созданные на базе традиционных совместных кредитных
компаний, которых насчитывается 68. Их клиентура не превышает 300 человек, а прибыльность - 800 миллионов иен. Третья категория - Shikhin banks. Они представляют собой кооперативы, членами которых являются владельцы малых и средних предприятий. Эти банки обслуживают малые и средние предприятия и население, причем на кредитование нечленов таких кооперативов может выделяться не более 20% от общих объемов кредитов.
Корея. В Южной Корее на первых этапах становления современной экономики правительство уделяло главное внимание крупным корпорациям - "чеболям". Однако с восьмидесятых годов государство начало оказывать активную поддержку развитию малых и средних предприятий, в том числе и финансовую. Был облегчен доступ малых и средних фирм к кредитным ресурсам, им начали выдавать целевые ссуды на проведение научно -технических исследований и модернизацию, коммерческим банкам было вменено в обязанность выдавать не менее 30% от общего объема кредитов малым и средним предприятиям. Были созданы Банк малого и среднего бизнеса. Федерация малого бизнеса. Фонд страхования технологий.
В настоящий момент в Южной Корее государственная финансовая поддержка малых и средних предприятий осуществляется в основном через Фонд структурных изменений малых и средних предприятий. Фонд развития промышленности. Фонд социальной поддержки, Гражданский инвестиционный фонд и другие фонды. Правительство оказывает малым и средним предприятиям финансовую помощь для установки нового и замены устаревшего оборудования на льготных условиях. При этом малые и средние предприятия являются по существу единственными заемщиками кредитного гарантийного фонда Республики Корея, аккумулирующего финансовые ресурсы как правительства, так и специализированных коммерческих финансовых учреждений (на долю крупных предприятий приходится менее 1% общего объема займов, выдаваемых этим фондом). Если крупное предприятие может рассчитывать на кредитную гарантию в сумме до 15 млрд. вон при комиссионном сборе 1,5% годовых, то малые и средние - до 3 млрд. вон при комиссионном сборе до 1%. Кроме того, вложение малыми и средними предприятиями полученных от банковских учреждений средств в основные фонды автоматически страхуется на 70% от вложенной суммы в пределах до 1,5 млрд. вон.
Израиль. В Израиле существует Фонд поддержки малых предприятий, бюджет которого составляет 11 млн. шекелей. В его задачи входит не только прямое предоставление льготных кредитов. За счет средств Фонда оплачивается до 75% расходов на деловое сопровождение проектов, а также предоставляются государственные гарантии, которые обеспечивают 40% сумм ссуд, выдаваемых предпринимателям. К 1998 году Фонд получил от правительства 680 миллионов шекелей.
Фонд предоставляет кредиты, не превышающие 500 тысяч шекелей на срок не более 5 лет. Кредиты выдаются только для создания нового дела или расширения уже существующего. Запрещено использовать кредиты на приобретение недвижимости или уже существующего бизнеса. При получении кредита предприниматель обязан нести свою долю риска, внося не менее 25% собственных средств от суммы кредита, предоставляемого фондом. При организации экспортоориентированного бизнеса предоставляются целевые средства на изучение рынка, проведение маркетинговых мероприятий и даже на организацию рекламной компании.
С целью более интенсивного привлечения финансовых ресурсов в развитие малого и среднего бизнеса в Израиле предоставляются гарантии частным банкам по их рискам при выдаче кредитов малым предприятиям. Государственная гарантия составляет до 80% с каждой ссуды (ранее она составляла 100%) и до 30% от общего портфеля ссуд. При принятии решения о выделении финансовых средств предъявляются весьма серьезные требования к качеству бизнес-планов, к проработке проектов.
Польша. В польской модели развития малого и среднего бизнеса финансовая поддержка предпринимателей играет далеко не первую роль. Еще на первом, самом бурном этапе развития - в 1992 году - 77% финансирования предпринимательской деятельности осуществлялось за счет реинвестирования прибыли, 20% - за счет займов у компаньонов и партнеров. При этом эксперты отмечали, что небольшая доля банковского финансирования была связана не с нежеланием предпринимателей получать кредиты, а с высокими банковскими процентами, требованием большого залога и недоверием банков к независимым предпринимателям. Видимо, эти обстоятельства и способствовали поиску предпринимателями наиболее эффективных мер и направлений деятельности и быстрому развитию кооперационных связей в рамках частного сектора.
Активную помощь в решении этих проблем Польше оказали международные организации - такие, как фонд "РНАКЕ" (финансируемый ЕС и осуществляющий адресную финансовую поддержку малого и среднего бизнеса в странах Центральной Европы за счет выделения беспроцентных ссуд и предоставления гарантий при предоставлении кредитов), а также Всемирный банк, МВФ, ЕБРР. Только за 1990-1994 годы по линии "РНАКЕ" Польша получила 822 млн. экю для реализации проектов в 13 приоритетных областях. В 1994 году Агентство ФАРЕ подписало с Польским агентством регионального развития двухлетний договор, предусматривающий помощь в размере 76,6 млн. экю районам с высоким уровнем безработицы и существенным спадом производства. Значительно участие ФАРЕ и в поддержке польской системы бизнес-образования и консалтинговых компаний. Однако большинство предпринимателей так и не получило возможности взять кредит ввиду весьма жестких требований к залоговому обеспечению. Поэтому из общих объемов международной финансовой помощи, выделенной на развитие частного бизнеса на 1998 год, было освоено только 10%. Таким образом, в Польше одним из главных факторов сдерживания активности малых предприятий является труднодоступность финансовых средств. Банковские кредиты применяются весьма ограниченно из-за высоких процентных ставок и отсутствия гарантий для банков. Специальное обследование частного сектора показало, что большинство предпринимателей начинает свою деятельность за счет собственных средств или средств компаньонов. 45% предпринимателей при открытии собственного дела даже не обращаются в банки за ссудой. В настоящий момент только 15% малых и средних фирм пользуются банковскими кредитами.
Таким образом, как свидетельствует анализ зарубежного опыта, проблема обеспечения доступности кредитных ресурсов для малых и средних предприятий не имеет однозначного решения,
В наиболее развитых странах за длительный период формирования форм и методов государственной поддержки малых предприятий созданы условия, предоставляющие таким предприятиям различные источники кредитных ресурсов, а для банков, крупных фирм и частных инвесторов - стимулы активно вкладывать финансовые средства в развитие малого и среднего бизнеса. При этом для предприятий с наиболее высоким уровнем риска, имеющих не так уж много шансов на успех, сохраняется возможность получения льготных кредитов за счет специально выделяемых на это государством бюджетных средств.
В странах с переходной экономикой подобные условия практически нигде еще не созданы. Между тем развитие малого и среднего бизнеса - важнейшая стратегическая задача для этой группы государств. Это обусловлено тем, что к началу рыночных преобразований частный сектор, а следовательно, и финансовые накопления в этом секторе, практически отсутствовали. Другой важный момент - значительное влияние унаследованных от административно-командной системы монопольных тенденций и структур в экономике. Именно широкое и активное развитие малого и среднего бизнеса призвано способствовать созданию нормальной конкурентной среды. Еще один момент - необходимость формирования полноценного среднего класса частных собственников как социальной базы рыночной экономики и стабильного гражданского общества.
Поэтому в правительственной политике большинства стран с переходной экономикой уделяется особое внимание решению вопросов об источниках финансирования малого и среднего бизнеса. Тем не менее в большинстве таких стран данная проблема весьма далека от своего разрешения. Это прежде всего связано с отсутствием у правительств необходимых финансовых средств, которые можно было бы направить на финансовую поддержку развития малого и среднего бизнеса. Поэтому упор в финансовой поддержке малых и средних предприятий делается на привлечение средств зарубежных и международных организаций и на аккумуляцию средств через внебюджетные фонды с последующим направлением их на выдачу льготных кредитов. Причем первоначально в большинстве стран с переходной экономикой льготные кредиты выдавались фондами непосредственно предпринимателям. Однако в последние годы наблюдается отказ от подобной практики.
Россия. Сейчас в России зарегистрировано около миллиона малых предприятий (МП), 20% из них находится в Москве. Примерно 45% всех МП работает в области торговли и общественного питания, около 16% — в промышленности, столько же — в строительстве. В общей сложности на российских МП занято сейчас 7 млн. человек (это на 400 тыс. меньше, чем в начале нынешнего года), из них в Москве —1,7 млн. человек. Впрочем, по некоторым оценкам, реальная численность персонала на российских МП превышает официальные цифры по меньшей мере на треть.
В России кредитование малых предприятий за счет государственных средств осуществлялось сначала через Федеральный фонд поддержки малого предпринимательства; а с 1996 года - уже через отобранные на конкурсной основе банки-агенты по обслуживанию соответствующих программ. В дальнейшем наметился переход к использованию государственных средств только на предоставление гарантий по кредитам коммерческих банков малому бизнесу. При этом банки выступают не как передаточные центры государственных ресурсов, а в обычном режиме занимаются кредитованием, исходя из реальной оценки степени риска конкретных инвестиционных проектов с учетом предоставляемых им гарантий со стороны государства.
Питерский опыт. Пять с лишним лет назад в Санкт-Петербурге стартовали масштабные программы Инвестиционного фонда США - Россия (TUSRIF) и Европейского банка реконструкции и развития (ЕБРР) по поддержке малого бизнеса. За это время TUSRIF вложил в развитие малых предприятий Петербурга примерно 9 млн. долларов, ЕБРР - около 48 млн. Кредитование осуществляется через российские банки. Процент, который платит малое предприятие за пользование ссудой, иностранный донор и российский банк-партнер делят приблизительно пополам. С точки зрения финансистов опыт оказался успешным: почти все деньги, вложенные в малый бизнес, вернулись с прибылью. По словам вице-президента Инвестиционного фонда США - Россия, Ильи Карасева, возвратность кредитов в Петербурге составила около 92% - это выше, чем при осуществлении подобных программ в США.
В задачу TUSRIF и ЕБРР входило оказать косвенное влияние на экономическую и социальную среду. В итоге, международные доноры приучили российских банкиров обращать внимание на малый бизнес. До появления программ банки с этим сектором не работали и не собирались работать. Илья Карасев: "Вплоть до 1996 года нам приходилось преодолевать скепсис, преобладавший в среде банковских менеджеров по отношению к небольшим предприятиям. Первые кредиты, предоставленные в рамках нашей программы - на 5 тысяч долларов, - воспринимались как забавная нелепость, ведь ссуды меньше 500 тысяч долларов никто и близко не рассматривал... Постепенно сомнения исчезли, и сейчас перспективность кредитования малых предприятий осознало большинство банков".
Кроме того, международные программы дали банкирам инструментарий, необходимый для грамотного кредитования. Именно TUSRIF и ЕБРР ввели в практику российских финансовых институтов рассмотрение бизнес-планов и современные математические методы анализа проектов.
Число банков-участников кредитного похода множится. Для них участие в программах - это, прежде всего, возможность осуществлять кредитные операции "чужими" деньгами и с минимальным риском, а также обеспечение постоянных клиентов - после получения ссуды предприятие, как правило, становится партнером банка на долгие годы.
Объемы вложений в Петербурге со стороны международных доноров будут увеличиваться. TUSRIF добавил к программе поддержки малого бизнеса лизинговый проект. Основными заемщиками в рамках проекта являются все те же малые предприятия.
Как бы, однако, ни росли объемы, это все равно не решит проблему финансирования малого бизнеса в масштабах Петербурга. За пределами международных программ отношение банкиров к малым предприятиям остается весьма прохладным, так как собственными средствами малый бизнес в городе не кредитует практически никто. Ведь речь идет об очень рискованных и трудоемких операциях - требуется проводить мониторинг бизнеса предприятия, тщательно проверять залоги (нередко случалось, что фирма предоставляет один и тот же залог при получении ссуд в нескольких банках). Гораздо выгоднее и спокойнее ссужать деньги крупным заводам.
Таким образом, предоставленные кредиты - исключение, подтверждающее правило: в принципе, банковский бизнес не предназначен для финансирования небольших фирм. Одно только требование ликвидного залога отсекает 80% петербургского малого бизнеса. Большинство малых предприятий, особенно начинающие, подходящих залогов не имеют.
Если сравнивать с зарубежным опытом, где финансирование осуществляется через государство или венчурные фонды, то по первому пункту все ясно: государственных денег не будет. Что касается венчурного финансирования, то надежды на его появление теоретически имеются. Питерская корпорация прямых инвесторов, которая общается как с крупными зарубежными венчурными фондами, так и с российскими инвестиционными компаниями, отмечает интерес тех и других к проектам малого бизнеса. Как быстро интерес обернется реальными вложениями, неизвестно, но работать в этом направлении стоит.
Если говорить об общих проблемах российских МП, то их нормальной работе мешает не только сложность получения банковских кредитов, но и недостаток оборотных средств, крайне высокая арендная плата и неразвитость структуры сбыта. Малые предприятия особенно страдают из-за налогового законодательства, которое не только не дружественно малому бизнесу, но и враждебно ему. Существует ряд "безумных" налогов, которые малые предприниматели просто обходят. Так, сейчас доля налоговых поступлений от МП в общем объеме налоговых платежей по России составляет 9%. При этом, согласно опросу, проведенному Российским независимым институтом социальных и национальных проблем, МП платят лишь треть полагающихся налогов. Идут они и на другие нарушения: до 50% небольших фирм вообще не регистрируются, реальная зарплата превышает официально начисляемую на 90%, а показатели оборота занижаются в среднем на 70%. Как правило, малые предприниматели считают, что виной всему — несовершенство законов. Действительно, закон "О поддержке малого предпринимательства" уже морально устарел, поскольку в сопровождающие его законодательные акты внесены значительные изменения.
Багомедов М.А.
Совершенствование сбыта в промышленности региона на основе маркетинговых коммуникаций
В условиях свободного рынка наши товаропроизводители столкнулись с развитой конкуренцией товаров мировых товаропроизводителей, у которых природные и экономические условия производства несравненно лучше, чем в Дагестане, а, следовательно, и ниже себестоимость продукции. В таких условиях свободной конкуренции каждому предприятию необходимо определится с той квотой рынка, на которую оно может рассчитывать, и с вероятностями потерь от своих активных действий по расширению присутствия на рынке.
Одной из причин значительного (за 10 лет в десятки раз) снижения объемов производства в большинстве отраслей промышленности Дагестана является неподготовленность к работе в условиях свободного рынка и прежде всего несовершенство системы управления маркетингом на предприятии и в отрасли в целом. В России самая низкая зарплата и дешевые материалы, а промышленное производство не развивается. Маркетинг является ключом к конкурентоспособности предприятий в условиях рыночного регулирования. В советский период задача маркетинга для большинства предприятий промышленности отсутствовала. Государство своей социально-экономической политикой искусственно раздувало спрос, а все проблемы со сбытом предприятие решало, поставив свою продукцию на оптовые базы. Государственный план не ориентировался на спрос, а рассчитывался от достигнутого.
Органам местного и регионального управления необходимо также найти методы управляющего воздействия снижения общественных потерь от несовпадения коллизий структуры платежеспособного спроса с предлагаемой рынком номенклатурой производимых товаров.
По сути предприятия пользуются ограничениями средствами маркетинга, как реклама, у них отсутствуют долгосрочные цены, закрепленные в системе управления маркетингом на предприятии. Государство, в лице его органов также имеет незначительное управляющее воздействие на маркетинг. Вместе с тем цель государственного участия в управлении маркетингом двояка: с одной стороны, не допустить монополизма и диктата цен производителем продукции, с другой стороны. Предотвратить потери общества в целом и работников отдельного коллектива от производства не находящей спроса продукции. Ввиду слабости маркетинговых служб предприятий, государство могло бы в лице специально созданного органа рассчитывать структуру платежеспособного спроса и в соответствии с ней разрабатывать для базовых предприятий рекомендации: по расширению номенклатуры и объемов производства продукции, по освоению новых технологий, по выбору уровня показателя цены - качество, по качеству производимой продукции, по уровню специализации (на мировых рынках, межрегиональных, местных), по системе организации сбыта, по ориентации на потребности отдельных групп потребителей, не охваченных адекватным предложением.