Научная статья на тему 'Исследование зарубежных моделей финансово-кредитной поддержки малого предпринимательства и возможности их адаптации в России'

Исследование зарубежных моделей финансово-кредитной поддержки малого предпринимательства и возможности их адаптации в России Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
2112
468
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Финансы и кредит
ВАК
Область наук
Ключевые слова
МАЛЫЕ ПРЕДПРИЯТИЯ / ФИНАНСОВО-КРЕДИТНАЯ ПОДДЕРЖКА / ПРОГРАММЫ КРЕДИТОВАНИЯ / МАЛЫЙ БИЗНЕС

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Заболоцкая В. В.

В статье исследованы современные модели финансово-кредитной поддержки субъектов малого предпринимательства промышленно развитых стран, проведен сравнительный анализ схем и программ кредитования малых предприятий. Определены возможности по адаптации передового зарубежного опыта в России при формировании отечественной модели финансово-кредитной поддержки малого бизнеса.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Заболоцкая В. В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Исследование зарубежных моделей финансово-кредитной поддержки малого предпринимательства и возможности их адаптации в России»

Удк 336.273.3

исследование зарубежных моделей финансово-кредитной поддержки малого предпринимательства и возможность их адаптации в России

В. В. ЗАБОЛОЦКАЯ, кандидат экономических наук, доцент кафедры мировой экономики и менеджмента Е-mail: zvikky@hotmail. com Кубанский государственный университет

В статье исследованы современные модели финансово-кредитной поддержки субъектов малого предпринимательства промышленно развитых стран, проведен сравнительный анализ схем и программ кредитования малых предприятий. Определены возможности по адаптации передового зарубежного опыта в России при формировании отечественной модели финансово-кредитной поддержки малого бизнеса.

Ключевые слова: малые предприятия, финансово-кредитная поддержка, программы кредитования, малый бизнес.

Одно из важных направлений исследования проблемы финансово-кредитной поддержки малого бизнеса - системное изучение передового опыта зарубежных стран, достигших наилучших результатов в данной сфере. Оно имеет особое значение для России с точки зрения выработки долговременной стратегии развития и формирования собственной модели финансово-кредитной поддержки малого предпринимательства.

В мировой экономике наиболее эффективны три модели финансово-кредитной поддержки малого бизнеса:

- модель США;

- модель Германии;

- модель Франции.

Американская модель финансово-кредитной поддержки предусматривает:

- прямую поддержку малого бизнеса за счет государственных средств;

- независимое существование его государственного и частного финансирования.

В США среди различных по типу финансовых компаний и институтов поддержки наибольшее распространение получили:

- традиционные партнерства, зачастую создаваемые состоятельными семьями с целью «агрессивного распоряжения» частью семейных средств путем вложения их в малые предприятия;

- фонды, управляемые профессионалами, функционирующие как традиционные формы социального партнерства и распоряжающиеся деньгами различных организаций;

- инвестиционные банковские компании, периодически формирующие объединения инвесторов для поиска привлекательных венчурных предприятий;

- страховые компании, обычно более консервативные и зачастую требующие у малого предприятия определенной доли акционерного капитала как средства защиты от инфляции.

Коммерческие банки в США, как правило, предлагают малому бизнесу варианты быстрой оборачиваемости средств, т. е. краткосрочные кредиты. Такие средства обычно используются для накопления запасов или финансирования покупателей, приобретающих товар в кредит. Предприниматель в этом случае погашает задолженность, продав запасы или получив от потребителей причитающиеся ему деньги.

Краткосрочный кредит служит для удовлетворения временных потребностей предпринимателя в денежных средствах, называемых самоликвидирующимися. Поскольку подобные кредиты предоставляются на малый срок (до одного года), под них часто не требуется обеспечение. В данном случае залог не является обязательным, поскольку банк полностью полагается на кредитоспособность предпринимателя.

В удовлетворении постоянной потребности малых предприятий в денежных средствах большую роль играют долгосрочные кредиты. Они предоставляются на срок свыше одного года и дают возможность предпринимателям финансировать приобретение основных фондов длительного пользования:

- зданий;

- сооружений;

- оборудования;

Рис. 1. Схема кредитования малого бизнеса в США [7]: 1 — малое предприятие представляет кредитору документы на получение кредита; 2 - кредитор вносит заявку на рассмотрение SBA; 3, 4 - если согласие на кредитование получено, то SBA выступает гарантом по кредиту для малого предприятия и одновременно страхует кредитный риск кредитору (причем плату за услугу берет как с кредитора, так и с заемщика); 5 - кредитор предоставляет денежные средства малому предприятию.

По программе CDC/504 (-------►):

1 — частная некоммерческая корпорация (CDC) находит кредитора, выполняя функции

посредника между SBA и частными заимодавцами; 2 - малое предприятие подает документы кредитору на получение кредита; 3 - кредитор вносит заявку на рассмотрение SBA; 4, 5 - если согласие на кредитование получено, то SBA выступает гарантом по кредиту для малого предприятия и одновременно страхует кредитный риск кредитору (причем плату за услугу берет как с кредитора, так и с заемщика); 6 - кредитор предоставляет кредитные ресурсы малому предприятию

- земли;

- автотранспорта и т. д.

Возмещение задолженности осуществляется, как правило, из прибыли малого предприятия.

Источниками заемного капитала для малых предприятий также могут быть:

- крупные предприятия с высокой конкурентоспособностью;

- государственные финансово-кредитные учреждения (Администрация малого бизнеса и Министерство торговли США).

Администрация малого бизнеса США (Small Business Administrationr - SBA) - это наиболее важный и успешно функционирующий институт финансовой поддержки малого бизнеса.

Ежегодно SBA выдает свыше 60 тыс. кредитных гарантий на сумму около 10 млрд долл. США. Причем

около 90 % всей финансируемой помощи осуществляется в виде гарантий. В качестве платы за предоставление гарантий SBA берет (с коммерческого банка или его заемщика) всего 1 % от суммы займа [6], что, на взгляд автора, довольно выгодно для заемщика.

Действующие программы в рамках SBA ежегодно обновляются, создаются новые направления развития поддержки малого бизнеса. В общем виде программную деятельность SBA с точки зрения коммерческих банков, обращающихся за гарантией при кредитовании того или иного малого предприятия, можно представить в виде обобщенной схемы (рис. 1).

Как показывает анализ данных, представленных на рис. 1, коммерческие банки, внеся заявку на кредитование малого предприятия и получив одобрение SBA,

предоставляют кредит малому предприятию-заемщику на обычных условиях. Если предприниматель просрочит выплату по кредиту более чем на 60 дней, то коммерческий банк, выдавший ссуду, может предложить SBA осуществить покрытие этого долга. Затраты организации на покрытие таких долгов компенсируются доходами фонда SBA.

По программе CDC/504 в организации процесса кредитования существенную роль играет частная некоммерческая корпорация (CDC), которая осуществляет содействие экономическому развитию малого предпринимательства. CDC занимается поиском частных кредиторов и выполняет функции посредника между SBA и заимодавцами c целью обеспечения долгосрочного финансирования малого бизнеса.

Каждая программа SBA имеет:

- клиентов;

- конкретные цели;

- сегмент реализации;

- условия участия.

Наиболее известны программы:

- 7а;

- CDC/504;

- Microcredit loans.

По программе 7а предприниматель может получить гарантии, если он по каким-то причинам не способен

Программы SBA

предоставить банку залог самостоятельно. Так, для суммы не более 750тыс. долл. гарантия предоставляется на 75 % займа, на 100 тыс. долл. - 80 %. Сроки предоставления гарантии составляют до 10 лет на оборотный капитал и до 25 лет на основной, при этом процентная ставка не должна превышать 2,75 пп. займа [7].

По программе CDC/504 предоставляется долгосрочный кредит с фиксированной ставкой на покупку земли. В том числе на:

- покупку зданий;

- благоустройство улиц, автостоянок;

- строительство новых объектов или модернизацию;

- ремонт;

- преобразование существующих объектов;

- приобретение машин и оборудования.

По данной программе бизнес квалифицируется как малый, если его собственный капитал не превышает 7,5 млн долл., а средний чистый доход не выше 2,5 млн долл. после уплаты налогов за предыдущие два года. Гарантия предоставляется в зависимости от вида кредита и составляет 40-100 % займа, максимальная ее сумма варьируется от 1 до 4 млн долл. [4].

В обобщенном виде особенности программ кредитования SBA и виды кредитов представлены в табл. 1.

Таблица 1

и их особенности

Программа Виды кредитов в рамках программы краткая характеристика

7а Специальная программа кредитования малого предпринимательства, включающая финансовую помощь для предприятий, имеющих особые требования

Экспресс 8ВЛ и пилотные программы Предлагают усовершенствованный и ускоренный вариант процедуры кредитования для отдельных групп заемщиков (в частности, для военнослужащих, ветеранов и заемщиков от проблемных общин)

Кредитные программы развития экспорта Оказывают финансовую помощь экспортерам сферы малого бизнеса, предоставляя ряд кредитных программ, специально разработанных для стимулирования экспорта в стране

Сельские бизнес-кредиты Предназначены для оказания финансовой поддержки фермерам и микробизнесу. Особенность программы - упрощенная процедура кредитования и оптимизации процесса оформления и обработки кредитной заявки

CDC/504 Программа предоставления долгосрочного кредитования с фиксированной ставкой для приобретения основных фондов в целях расширения или модернизации. В рамках программы дополнительно осуществляется финансирование для пополнения оборотного капитала, консолидации, погашения или рефинансирования долга

Кредит под залог от частного кредитора Предоставление кредита под залоговое обеспечение частного кредитора, залог которого покрывает до 50 % от стоимости проекта

Кредит под залог CDC Вид кредитования с участием CDC, при котором 100 %о от стоимости проекта покрыто. SBA предоставляет полную гарантию долговых обязательств (100 %о) при залоговом обеспечении, покрывающем до 40 %о от стоимости проекта. Вклад от заемщика составляет не менее 10 %о от стоимости проекта

Microloans Программа микрокредитования предоставляет небольшие краткосрочные кредиты малому бизнесу. Максимальная сумма кредита составляет 50 000 долл. (средний размер микрокредита - 13 000 долл.)

Еще одним направлением деятельности SBA является содействие экспорту, в том числе товаров (услуг) предприятий малого бизнеса. В связи с этим совместно с Министерством торговли США созданы центры содействия развитию экспорта.

Следующее направление деятельности SBA -информационная поддержка и обучение предпринимателей в рамках тренингов и курсов.

Особую значимость представляют центры женщин-предпринимателей (Woman Business Centers (WBCs)), специализирующиеся на подготовке бизнес-леди для управления малым бизнесом. Финансирование данной организации осуществляется Правительством США.

Таким образом, деятельность SBA целиком направлена на поддержку малого бизнеса, что приносит следующие результаты:

-расширяется доступ малых предприятий к кредитам;

- снижается риск частного ссудного капитала;

- страна опосредованно получает выгоды в виде прибыли и увеличения доли малого бизнеса в ВВП США.

Другим довольно крупным институтом поддержки малого бизнеса является Association of America^s Small Business Development Centers (ASBDC). В рамках ASBDC по всей стране функционируют ее филиалы, различные межрегиональные подразделения и около 1 000 местных центров, называемых Small Business Development Centers (SBDCs), которые финансируются Федеральным правительством. Такие центры оказывают комплекс услуг, связанных с конкретными проектами в различных сферах мелкого и малого предпринимательства:

- бизнес на дому;

- техническое и информационное содействие;

- анализ заявок на получение кредита;

- пропаганда малого бизнеса и т. д. [6].

Очевидно, что американская система финансово-кредитной поддержки довольно эффективно сочетает государственные и частные формы финансирования малого бизнеса.

Немецкая модель финансово-кредитной поддержки основана на государственном финансировании частных финансовых институтов, осуществляющих кредитование малого бизнеса. Финансирование и кредитование осуществляют органы государственной власти на уровне федерации, федеральных земель, городских и земельных округов, общин, а также Комиссии Евросоюза в Брюсселе.

Для разгрузки органов государственного управления и повышения эффективности поддержки развития малого бизнеса функции по оказанию ему помощи государство делегировало ряду институтов публичного права. В частности специализированным банкам:

- Kreditanefalt fur Wiederaubrau (KfW bank),

- Deutsche Ausgleichsbank (Dta).

А также торгово-промышленным палатам (ТПП) [3].

Банк KfW - наиболее значительная специализированная кредитная организация, осуществляющая на федеральном уровне поддержку малого бизнеса в Германии. Основным направлением его деятельности является оказание кредитной поддержки малым предприятиями посредством бизнес-банков. Так, в рамках данной схемы KfW bank контролирует кредитные заявки, передает их указанным банкам и выплачивает малым предприятиям запрошенную денежную сумму (рис. 2).

Такая схема позволяет KfW bank гибко осуществлять льготное финансирование в соответствии с рыночной конъюнктурой, сохраняя при этом нейтральную позицию в отношении конкурирующих между собой бизнес-банков. Бизнес-банки принимают на себя минимум 50 % рисков, связанных с невозвратом кредита. Оставшуюся часть рисков KfW bank берет на себя. Причем чем больше рисков

Малое предприятие

Кичнег-бянк

KfW bank

3

Рис. 2. Схема финансово-кредитной поддержки малого бизнеса в Германии с участием KfW bank:

1 - малое предприятие предоставляет в бизнес-банк кредитную заявку; 2 - бизнес-банк анализирует заявку и передает документы в KfW bank с расчетом доли риска, который банк готов взять на себя (минимум 50 % риска); 3 - KfW bank рассматривает документы заемщика, соглашается страховать оставшуюся долю риска и предоставляет льготный кредит бизнес-банку; 4 - бизнес-банк,

получив льготный кредит от KfW bank, предоставляет средства малым предприятиям под заранее оговоренный процент

1

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

4

берет на себя бизнес-банк, тем большую маржу он получает как посредник KfW bank.

Основные характеристики программ финансово-кредитной поддержки KfW bank представлены в табл. 2.

Банк Dta также оказывает финансовую поддержку малому бизнесу с участием государственных структур Германии. Он кредитует как start-up предприятия, так и предприятия, находящиеся в процессе развития своего бизнеса. На оказание финансовой поддержки может претендовать любое предприятие, зарегистрированное в Германии, независимо от отрасли, в которой оно функционирует, и формы его регистрации. Для получения кредита необходимо обратиться в любой местный банк или сберкассу и оформить кредитную заявку.

В зависимости от кредитных потребностей малого бизнеса в Dta разработаны различные программы:

- ERP v Eigenkapitalhilfr (EKH) - для инвестиций в первые 2 года после регистрации малого предприятия;

- ERP Existenzgruendung (ERP-Ex) - финансирование в первые 3 года;

- Dta Existenzgruendung (Dta-Ex) - на 8 лет;

Таблица 2 Программы кредитной поддержки малого бизнеса в KfW bank

- Dta-Ex-Betriebsmittelvariante - на срок более 8 лет.

Процентные ставки по кредитным программам составляют 6-8 %, т. е. они являются более низкими, чем в среднем на кредитном рынке Германии. Максимальный объем кредитования колеблется от 500 до 2 млн евро. Срок рассмотрения кредитной заявки - до 4 недель1. В 2002 г. Dta разработал программу микрокредитования для оказания помощи микропредприятиям.

Анализируя опыт Германии, следует акцентировать внимание на том, что именно льготное кредитование - наиболее часто используемый инструмент государственной поддержки. Льготные кредиты выступают в данном случае скрытой формой финансовой помощи. Среди других видов скрытой финансовой помощи в Германии можно выделить:

- гарантии по кредитам;

- долевое участие инвестиционных компаний в капитале малых предприятий.

Популярной программой в Германии является федеральная программа гарантий и поручительств поддержки малого бизнеса. Специализированные гарантийные банки берут на себя риск невозврата до 80 % суммы кредита путем предоставления гарантий и поручительств новым и уже существующим малым предприятиям. При этом коммерческие банки, участвующие в кредитовании малого бизнеса, заключают с государственным банком договор о рефинансировании кредитов, а предоставление данных кредитов в рамках всех государственных программ осуществляется по единым и транспарентным правилам банковского кредитования. То есть кредиты выдаются только кредитоспособным клиентам, что вызывает определенный интерес с точки зрения возможности использования опыта Германии в разработке единых методических подходов к оценке кредитоспособности малых предприятий.

Кроме того, в Германии разработана федеральная программа кредитной поддержки начинающих предпринимателей. До 40 % инвестиций при создании предприятий могут быть профинансированы без предоставления гарантии, посредством системы особо льготных кредитов. В Германии такие кредиты бывают беспроцентными (в течение первых 2 лет) либо с 10-летним освобождением от возврата кредита при максимальной сумме кредита 1 млн евро.

'По данным банка Deutsche Ausgleichsbank (Dta).

Программа Характеристика

StartGeld loan Кредиты могут быть использованы для финансирования инвестиций и оборотных средств, связанных с организацией бизнеса, а также для расширения существующих малых предприятий. Кредиты предоставляются в размере до 50 000 евро для каждого проекта со сроком погашения до 10 лет и льготным периодом до 2 лет. 81аг1СеЫ нацелена на обеспечение долгосрочного финансирования в небольших масштабах вновь создаваемых и созданных более мелких компаний, тем самым осуществляется поддержка сегмента рынка, в котором доступ к долгосрочному внешнему капиталу часто трудно получить

Micro-credit Программа микрокредитования начинающих предпринимателей (в том числе квалифицированных безработных) и очень небольших компаний, имеющих менее чем 10 сотрудников. Микрокредиты предоставляются на сумму до 25 000 евро со сроком погашения до 5 лет и льготным периодом в 6 мес. Кредиты предоставляются для инвестиций и оборотного капитала

Таким образом, данные виды кредитов заменяют собой собственный капитал начинающего предприятия, поскольку государство в полном объеме берет на себя риск невозврата кредита.

В целях содействия созданию и развитию мелких предприятий в Германии также используются:

- бесплатное предоставление необходимой информации;

- консультационные услуги;

- финансовая поддержка;

- предоставление кредитов с относительно низкой ставкой процента и льготными условиями погашения;

- налоговые льготы;

- стимулирование роста собственного капитала и др.

Научный интерес вызывает опыт West Landes Bank (WestLB), который является частью системы банков Landesbank, функционирующих по всей Германии. West LB - одна из ведущих банковских групп в Германии. Она входит в десятку крупнейших финансовых институтов Европы и TOP-200 крупнейших банков мира. Данная банковская группа помимо традиционной кредитной поддержки малому бизнесу имеет возможность предлагать предпринимателям разнообразные акции и связанные с ними банковские продукты, а также специальные факторинговые и ABS-модели. Однако, несмотря на широкий спектр оказываемых услуг, WestLB в период мирового финансового кризиса находился на грани банкротства, что привело к слиянию с NRW bank2.

Важную роль в системе поддержки малого бизнеса в Германии играет налоговая политика, включающая более 180 налоговых льгот, в числе которых:

- сокращение налога на доход от коммерческой деятельности;

- освобождение от налога корпораций;

- скидка с имущественного налога и налога на наследство;

- систематическое снижение подоходного налога и др.

Таким образом, исследование немецкой модели финансово-кредитной поддержки МБ показало, что в Германии широко используется механизм льготного и инвестиционного кредитования, субсидирования, дотирования (на подготовку персонала и оказание финансовых и информационных услуг). В целом

2На основе данных WestLB банка.

система поддержки малого бизнеса в Германии имеет четко выраженный протекционистский характер, что позитивно сказывается на темпах экономического роста и уровне благосостояния страны.

Французская модель финансово-кредитной поддержки малого бизнеса. Во Франции действует четко отработанная структура организации малого бизнеса и его финансово-кредитного обеспечения. В этой стране существует Общество взаимных гарантий (ОВГ) - организация, учредителями которой являются малые предприятия, а также другие заинтересованные предприятия и организации. Сфера деятельности ОВГ - малый бизнес. Около 30 % объема деятельности ОВГ приходится на промышленность и строительство, 27 % - на магазины, транспорт, туризм, 20 % - на торговлю [1].

Поскольку выдача кредитов малому бизнесу весьма рискованна, банки Франции осуществляют кредитование малого бизнеса в тесном контакте с ОВГ. ОВГ решает следующие задачи:

- выступает в качестве поручителя для малых предприятий;

- определяет целесообразность получения кредита конкретным предприятием;

- составляет на него «досье», которое передает в банк.

В результате своей деятельности ОВГ распределяет риск одного клиента на многих.

Малое предприятие для получения кредита должно представить в банк смету расходов. Банк проверяет, не завышена ли смета (это невыгодно банку ввиду нерационального использования его ресурсов) и не занижена ли она (в этом случае предприятию может не хватить средств). Для обеспечения своевременности возврата кредитных средств банк потребует гарантии (залог) от малого предприятия. Основными формами залога могут быть:

- ипотека (залог земли);

- залог движимого имущества;

- поручительство.

В качестве поручителя для малых предприятий выступает ОВГ. За счет взносов членов - участников данного общества создается так называемый гарантийный фонд. Он служит для возмещения убытков членов ОВГ, а также покрытия кредитного риска банку. ОВГ предоставляет в банк досье на своих клиентов (без досье банк не рассматривает по существу вопрос о предоставлении кредита). Но прежде чем представить в банк досье на клиента, ОВГ оценивает риск конкретной финансовой операции

и решает вопрос о целесообразности получения кредита.

Как было отмечено, ОВГ распределяет риск одного клиента на многих. Однако если не хватает финансовых средств гарантийного фонда, оно может использовать свой первоначальный капитал, который был сформирован в момент его создания.

Другой группой организаций, играющих немаловажную роль в финансовой поддержке малого бизнеса, является Государственно-акционерная компания по страхованию кредитных рисков малых и средних предприятий (Sofaris) и Специализированный банк развития малого и среднего предпринимательства (Bank for Development of SMEs - BDPME). BDPME имеет 40 филиалов на территории страны, в том числе несколько филиалов за рубежом.

Их деятельность финансируется правительством Франции, Caisse des Depots et Consignation (CDC), Европейской комиссией и местными органами (институтами поддержки). При этом государство, вкладывая свои средства в страхование кредитного риска, не вмешивается ни в деятельность банка, который работает с малым бизнесом, ни в деятельность Sofaris [5].

Компания Sofaris - это крупнейший институт взаимного поручительства Франции, который являлся важной формой смешанной экономики3. Sofaris не имеет прямых связей с малым предприятием, а только с банками. Sofaris - это общество смешанного типа:

- 34 % - государственный взнос;

- 22 % - банки;

- 22 % - страховые учреждения;

- 22 % - кредитные учреждения [5].

Причем Sofaris разделяет ответственность за

кредитный риск между государством, банками и страховыми компаниями. Компания не анализирует кредитный риск, а делегирует эти полномочия банкам. Банки готовят досье на клиентов, чей кредитный риск должен страховаться Sofaris. Если риск не оправдан, то Sofaris не возмещает ущерб, что может привести банк к банкротству.

3В 2005 г. осуществлена интеграция организаций BDPME, Sofaris и Агенства по инновациям (ANVAR) в новую интегрированную систему финансово-кредитной поддержки OSEO.

Рис. 3. Схема кредитования малого бизнеса во Франции: 1 - малое предприятие обращается в банк с просьбой о предоставлении кредита и передает комплект документов на кредит; 2 - коммерческий банк

передает документы в Общество взаимных гарантий; 3 - ОВГ, проверив документы, дает согласие на кредитную сделку и становится поручителем малого предприятия; 4 - коммерческий банк отправляет документы на кредит для рассмотрения в Sofaris; 5 - при согласии на сделку Sofaris страхует кредитный риск коммерческого банка; 6 - банк выдает кредит

Другими словами, если малое предприятие не возвращает вовремя кредит в связи со своей неплатежеспособностью, то банк извещает об этом Sofaris и просит покрыть ему застрахованный риск. В свою очередь Sofaris сообщает банку, чтобы тот по застрахованному кредиту произвел определенное возмещение ущерба за счет малого предприятия (использование залогового права, продажа части ценностей предприятия и пр.). Sofaris компенсирует только те убытки, которые невозможно возместить другими методами. При этом возмещается и процент по ссуде. Обычно по инвестициям Sofaris возмещает убыток, когда примерно 50 % капитала потеряно. Модель кредитования малого предпринимательства во Франции можно представить в виде схемы (рис. 3).

Основные программы Sofaris в сфере оказания финансово-гарантийной поддержки малым предприятиям представлены в табл. 3.

В 2005 г. произошла интеграция BDPME, Sofaris и Агентства по инновациям (ANVAR), что привело к созданию новой интегрированной системы OSEO, которая участвует в финансировании и предоставляет гарантии. Она оказывает поддержку малому бизнесу на всех стадиях его жизненного цикла с целью облегчения доступа малых предприятий к финансированию банками-партнерами и инвесторами акционерного капитала.

OSEO концентрирует свою деятельность в трех направлениях [8].

1. Поддержка инноваций и финансирования: для передачи технологий и инновационных техно-

Таблица 3

Основные программы Sofaris в сфере оказания финансово-гарантийной поддержки

малого предпринимательства

Программа Характеристика

Medium and long-term loan for innovative SMEs (среднесрочные и долгосрочные займы для инновационных малых предприятий) При кредитовании малого (среднего) инновационного предприятия Sofaris увеличивает долю риска на гарантированные заемные средства (60 вместо 40 % от суммы инвестиций). Кроме того, гарантии Sofaris часто используют некоторые банки как замену залога в финансировании нематериальных вложений

Financing of Biotechnology (финансирование биотехнологий) Программа сочетает в себе кредит и схему гарантии на капитал

Guarantee of venture capital fund (программа гарантии фонда венчурного капитала) Предоставление гарантии фонду венчурного капитала «DMveloppement Technologique FCPI / FCPR», а также предоставление контргарантии Европейским инвестиционным фондом (EIF)

Counter-guarantee of banking guarantee (программа контргарантии на банковскую гарантию) Sofaris разрабатывает схему гарантии, направленную на поощрение намерений крупных корпораций доверить выполнение своих ключевых проектов инновационным малым предприятиям. Суть программы: Sofaris предоставляет контргарантии банку, который платит клиенту договорную сумму в случае банкротства малого и среднего бизнеса. Предоставление контргарантии Sofaris должно помочь малому предприятию получить банковские гарантии для того, чтобы выступать в качестве более надежного заемщика

логических проектов с реальными перспективами маркетинга.

2. Обеспечение гарантиями финансовых ресурсов, предоставленных банками и инвесторами акционерного капитала.

3. Финансирование инвестиций и оборотного капитала малых предприятий вместе с банками.

Структура OSEO - холдинг с государственным статусом, деятельность которого контролируется Министерством экономики, финансов и промышленности Франции и Министерством высшего образования и научных исследований Франции.

Гарантии OSEO снижают риск: от 40 до 70 % в зависимости от операций, осуществляемых финансовым институтом (банк, фонд венчурного капитала и т. д.). При предоставлении финансовой гарантии используются различные источники и субсидии (от Национального гарантийного фонда, местных органов власти, регионов, CDC и Европейского Союза).

Виды гарантийных схем разработаны для решения большинства задач малого предпринимательства:

- создание, увеличение капитала;

- инновации;

- развитие;

- международное сотрудничество;

- биотехнологии;

- энергетика.

Также OSEO может предоставлять:

- гарантии по облигациям, выпущенным во Франции;

- гарантии на экспортные операции;

- гарантии в связи с финансированием государственных заказов и др.

Холдинг OSEO охватывает всю цепочку инновационного финансирования, поддержки научных исследований и программ развития, а также других инвестиций для обеспечения устойчивого роста инновационных малых и средних предприятий в партнерстве с венчурными фондами и банками. Через свою региональную сеть он охватывает все районы Франции, тем самым успешно реализуя такое приоритетное для страны направление, как развитие малого предпринимательства.

Другими важными аспектами поддержки малого бизнеса во Франции являются налаживание партнерских отношений с клиентами и оказание им консалтинговых и обучающих услуг. В практике банковского обслуживания малых предприятий наблюдается формирование долговременных отношений банков с представителями малого бизнеса даже в случае перехода малого бизнеса на высший уровень хозяйственной деятельности.

На взгляд автора, данный подход весьма полезен для России, где слабо развиты консультационные и обучающие услуги банков. Это может дать отечественным банкам дополнительные преимущества, повысит лояльность предпринимателей к банку и его статус. Такой банк впоследствии способен стать «домашним» банком, где представители малого бизнеса пожелают хранить сбережения и накопления.

Таким образом, анализ зарубежного опыта финансово-кредитной поддержки и стимулирования

развития малого бизнеса показывает, что его роль в экономике стран с развитыми рыночными отношениями не только не ослабевает, но и усиливается. Это происходит именно благодаря финансово-кредитному стимулированию, которое осуществляется посредством льготного кредитования инвестиционных проектов малых предприятий при использовании различных механизмов государственных гарантий.

Итак, в промышленно развитых странах сложились две основные модели кредитования малого предпринимательства.

Первая (американская) модель предполагает параллельное существование государственной инфраструктуры поддержки малого бизнеса и коммерческих кредитных организаций, осуществляющих кредитование от своего имени и за свой счет.

Вторая (немецкая) модель предполагает опосредованное участие государства в финансировании малого бизнеса. Оно заключается в использовании коммерческих кредитных организаций в качестве

посредников при государственном кредитовании малого предпринимательства.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

В Российской Федерации финансово-кредитная поддержка до сих пор не получила такого развития, чтобы сформировать единую систему (модель). С одной стороны, государство развивает инфраструктуру поддержки малого предпринимательства, с другой - крупные государственные банки и международные финансовые институты осуществляют кредитование, используя коммерческие банки в качестве посредников (программы ЕБРР через Фонд поддержки малого бизнеса, фонд «США - Россия» Т^КЩ Международную финансовую корпорацию ШС, Агентство международного развития И8АГО). Однако единого механизма финансового взаимодействия государства и частного бизнеса в этой области все еще не выработано.

Исследование передового опыта поддержки и стимулирования развития малого бизнеса позволило сформулировать рекомендации по их адаптации в России (табл. 4). Общим для всех зарубежных

Таблица 4

Рекомендации по адаптации зарубежного опыта в области развития финансово-кредитной поддержки малого бизнеса в России

Страна-носитель опыта Участие государства в модели финансово-кредитной поддержки Участие коммерческих банков в модели финансово-кредитной поддержки Россия

Область применения Новые возможности и преимущества для коммерческих банков России

Франция Государство участвует в кредитовании малого бизнеса опосредованно, перераспределяя кредитные риски между государством, коммерческими банками и страховыми институтами Кредитные организации осуществляют кредитование малого предпринимательства за счет собственных средств. Потери возмещаются государством Развертывание сферы консультационных и обучающих услуг предпринимателям. Разработка и внедрение новых банковских продуктов для малых предприятий: факторинг, содействие в инвестиционном проектировании, предоставление коммерческой информации, страховые и гарантийные услуги. Формирование политики «сопровождения клиента» Укрепление имиджа банков, повышение их статуса и финансовой состоятельности, повышение лояльности и доверия со стороны предпринимателей, повышение статуса и финансовой состоятельности банков в лице предпринимателей

Создание на государственном уровне специализированного гарантийного института, осуществляющего страхование кредитных рисков малого предпринимательства, предоставление гарантий Формирование новых механизмов страхования, гарантий для частных заемщиков вследствие снижения общего уровня рисков при формировании финансовых отношений с малым бизнесом

Развитие механизмов государственных контргарантий путем организации на федеральном уровне государственного фонда контргарантий и на региональном уровне - обществ взаимных гарантий (ОВГ) Формирование новых государственных гарантийных механизмов для частных заемщиков для оптимизации кредитно-финансовой поддержки малого бизнеса

Окончание табл. 4

Страна -носитель опыта Участие государства в модели финансово-кредитной поддержки Участие коммерческих банков в модели финансово-кредитной поддержки Россия

Область применения Новые возможности и преимущества для коммерческих банков России

Германия Государство участвует в кредитовании малого бизнеса опосредованно, предоставляя финансовые ресурсы коммерческим банкам и другим кредитным институтам, занимающимся кредитованием малого бизнеса Коммерческие банки кредитуют малый бизнес за счет средств, предоставляемых государством, получая за свои посреднические услуги определенный доход Оказание информационной поддержки через экономические и технические консультации начинающим предпринимателям. Развитие системы льготного кредитования начинающих предпринимателей Решение проблемы стартового капитала для начинающих отечественных предпринимателей, не имеющих кредитной истории

США Государство участвует в кредитовании малого бизнеса путем предоставления кредитов через Администрацию малого бизнеса (БВА) Коммерческие банки осуществляют кредитование малого предпринимательства за счет собственных средств, независимо от государства Разработка и применение в отношении малого бизнеса новых инструментов управления прибылью и рисками. Создание единой базы данных по управлению рисками Разработка новых механизмов кредитования и совершенствование стратегического управления кредитной деятельностью банков. Снижение рисков кредитования за счет единой базы данных о клиентах

схем кредитования малых предприятий является активное участие государства как в обеспечении правовых гарантий деятельности субъектов кредитной сделки, так и в предоставлении конкретной финансовой помощи.

Опыт США интересен с точки зрения подхода американских банков к операциям с малым бизнесом как со стратегическим сектором деятельности банков, а также с позиции разработки и применения в отношении малого бизнеса новых инструментов управления прибылью и рисками.

В частности, по опыту США целесообразно принять федеральный закон, в котором будет предусмотрено создание базы данных по управлению рисками. Это даст возможность банкам снизить риски при кредитовании малых предприятий.

Опыт Германии целесообразно использовать в связи с оказанием информационной поддержки путем экономических и технических консультаций начинающим предпринимателям, а также в сфере развития системы их льготного кредитования. Начинающим отечественным предпринимателям, не имеющим кредитной истории, развитие такой системы кредитования позволит решить проблему стартового капитала.

Опыт Франции для России может быть полезным в нескольких направлениях.

Первое направление связано с созданием на государственном уровне специализированной органи-

зации, которая участвовала бы своими средствами в страховании кредитного риска, не вмешиваясь в деятельность банка или другого финансового института, работающего с малым бизнесом (по типу организации Sofaris).

Второе направление - развитие сферы консультационных и обучающих услуг предпринимателям. Адаптация французского опыта может дать отечественным банкам такие дополнительные преимущества:

- усиление лояльности клиентов;

- повышение статуса и имиджа банков.

Весьма актуально для отечественных банков

развитие следующих направлений сотрудничества с малыми предприятиями:

1) разработка и внедрение новых банковских продуктов для малых предприятий:

- факторинг;

- содействие в инвестиционном проектировании;

- предоставление коммерческой информации;

- страховые и гарантийные услуги;

2) формирование политики «сопровождения клиента», что позволит повысить статус и улучшить имидж банка, усилить лояльность и доверие предпринимателей;

3) развитие системы предоставления государственных контргарантий и создание обществ взаимных гарантий (ОВГ), которые позволят:

- диверсифицировать функции отечественных гарантийных фондов;

- расширить спектр гарантийных услуг для малых предприятий.

Правительству РФ следует активизировать свою деятельность в сфере поддержки малого бизнеса. В настоящее время доля малого бизнеса в ВВП России не превышает 24 %, что в 5-6 раз меньше, чем в развитых странах [2]. Сменяющие друг друга правительственные среднесрочные концепции и программы пока еще незначительно влияют на реформирование национальной экономики. Нынешние меры по стимулированию малого бизнеса корректны, но не являются элементом какой-либо долгосрочной программы действий в области реструктуризации и подъема отечественных малых предприятий.

Поскольку малые предприятия осуществляют финансирование своих операций иначе, нежели крупные компании, знание источников и видов финансирования, выявление имеющихся в этой сфере проблем имеют существенное значение при проведении исследований и принятии соответствующих решений в области государственной экономической политики РФ.

Добиться высокой эффективности финансово-кредитного обеспечения малого бизнеса невозможно без глубокого знания объектов, на которые оно направлено. Недооценка реального положения малых предприятий и их нужд приводит к принятию неадекватных мер и законов.

В связи с этим целесообразно заимствовать опыт других стран в области малого предпринимательства, без которого невозможно проведение целенаправленной и эффективной государственной политики.

Список литературы

1. Зубченко Л. А. Тенденции во взаимоотношениях французских банков с малыми и средними предприятиями // Экономика. 2005. № 4.

2. Информационный бюллетень Торгово-промышленной палаты РФ по вопросам малого предпринимательства в Российской Федерации за сентябрь 2010 г. URL: http://smb. gov. ru/content/ download/attached, 987/download. php.

3. Семенцева Г. Формы финансирования малого инновационного бизнеса в США и Западной Европе // Российский экономический журнал. 2005. № 5-6.

4. Фадеев В. Ю. Малое предпринимательство в переходной экономике РФ: проблемы и перспективы. М.: Наука. 2005.

5. Nobile D. Le controle de gestion dans une enterprise d'assurances et reassurances. 1976. P. 6.

6. SBA Programs, USA. URL: http://www. sba.

gov.

7. Small Business Development Center. URL: http://www. sbdc. com.

8. URL: http://www. oseo. fr. Nobile D. Le controle de gestion dans une enterprise d'assurances et reassurances. 1976. P. 6.

ИЗДАТЕЛЬСКИЕ УСЛУГИ

Издательским дом «ФИНАНСЫ и КРЕДИТ»

занимается выпуском специализированных финансово-экономических и бухгалтерских журналов, а также

монографий, деловой и учебной литературы Минимальный тираж - 500 экз.

По вопросам, связанным с изданием книг, обращайтесь в отдел монографий

(495) 721-85-75 post@fin-izdat.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.