В.В. Заболоцкая, Н.О. Старкова
ЗАРУБЕЖНЫЕ МОДЕЛИ ФИНАНСОВО-КРЕДИТНОЙ ПОДДЕРЖКИ МАЛОГО БИЗНЕСА Аннотация
Произведен анализ основных зарубежных моделей финансово-кредитной поддержки малого предпринимательства с участием коммерческих банков, дана их сравнительная оценка в области построения схем, программ и условий кредитования и микрокредитования в США, Германии и Франции. Предложены и обоснованы рекомендации по адаптации передового опыта зарубежных моделей для развития системы финансового обеспечения малого предпринимательства в Российской Федерации.
Annotation
The article is devoted to the analysis of general models of financial and lending support of small business with the participation of the commercial banks. It is presented the comparative estimations of forming the schemes, programs, terms and conditions of crediting and microcrediting in the U.S., Germany and France. The authors developed the directions and recommendations of adaptations of the best foreign practice in the sphere of developing the system of financial provision of small businesses in Russia.
Ключевые слова
Модели финансово-кредитной поддержки, малое предпринимательство, программы кредитования и микрокредитования, коммерческий банк.
Key words
Models of financial and lending support of small businesses, small business, credit and microcredit programs, commercial bank
Важнейшим условием стабильного и прогрессивного развития малого предпринимательства в России является формирование эффективной системы финансово-кредитной поддержки. В настоящее время в отечественной практике не сложилось единого механизма финансового взаимодействия государства и частного бизнеса в этой области.
Одним из важных направлений исследования проблемы финансовокредитной поддержки малого бизнеса является системное изучение передового опыта зарубежных стран, достигших наилучших результатов в данной сфере.
Наибольшего интереса в качестве базы исследования на сегодняшнем этапе развития мировой экономики заслуживают модели финансово-кредитной
поддержки МБ США, Германии и Франции.
Американская модель финансовокредитной поддержки предусматривает обширное использование как прямой поддержки МБ за счет государственных средств, так и существование всевозможных форм совместного государственного и частного финансирования. Наибольший интерес среди различных по типу финансовых организаций и институтов поддержки представляет Администрация Малого Бизнеса США (Small Business Administration (SBA)).
SBA- это наиболее важный и успешно функционирующий институт финансовой поддержки МБ, который ежегодно предоставляет свыше 60 тыс. кредитных гарантий на сумму около 10
млрд дол. США. В качестве платы за предоставление гарантий SBA берет (с коммерческого банка или его заемщика) всего 1% от суммы займа [1], что довольно выгодно для заемщика.
Действующие программы в рамках SBA ежегодно обновляются, создаются новые направления развития поддержки МБ. В общем виде программная деятельность SBA с позиции коммерче-
ских банков, обращающихся за гарантией при кредитовании того или иного малого предприятия (МП), представлена на рисунке 1 (см. ниже).
Каждая программа SBA имеет конкретные цели, клиентов, сегмент реализации, условия участия. К наиболее известным относят программы «7а», «CDC/504» «Microcredit loans» [1] (табл.1) (см. ниже).
Малое 1 ► Кредитор
предприятие 4 5 (коммерческие банки,
частные заимодавцы)
»
4
CDC- частная некоммерческая корпорация
----------х-----
SBA- Администрация малого бизнеса США
2
1
3
4
5
3
2
По программе «7а» и «Microloans»:___________^
1- малое предприятие предаставляет в кредитору документы на получение кредита;
2- кредитор вносит заявку на рассмотрение SBA;
3,4- если согласие на кредитование получено, то SBA выступает гарантом по кредиту для малого предприятия и одновременно страхует кредитный риск кредитору (причем плату за услугу берет как с кредитора, так и с заемщика);
5- кредитор предоставляет денежные средства малому предприятию.
По программе «CDC/504»: ►
1- частная некоммерческая корпорация (CDC) находит кредитора, выполняя функции посредника между SBA в поиске частных заимодавцев;
2- малое предприятие подает документы кредитору на получение кредита;
3- кредитор вносит заявку на рассмотрение SBA;
4,5 - если согласие на кредитование получено, то SBA выступает гарантом по кредиту для малого предприятия и одновременно страхует кредитный риск кредитору (причем плату за услугу берет как с кредитора, так и с заемщика);
6- кредитор предоставляет кредитные ресурсы малому предприятию.
Рис. 1. Схема кредитования малого бизнеса в США
Таблица 1. Виды программ 8ВА и их особенности
Название программы Виды кредитов в рамках программы Краткая характеристика
Программа «7а» Специальная программа кредитования малого предпринимательства, которая включает в себя финансовую помощь для предприятий, имеющих особые требования
Экспресс SBA и пилотные программы Предлагают усовершенствованный и ускоренный вариант процедуры кредитования для отдельных групп заемщиков, (военнослужащих, ветеранов, заемщиков от проблемных общин).
Кредитные программы развития экспорта Осуществляют оказание финансовой помощи экспортерам сферы малого бизнеса.
Сельские бизнес-кредиты Предназначены для оказания финансовой поддержки фермерам и микробизнесу. Особенностью является упрощенная процедура кредитования и оптимизации процесса оформления и обработки кредитной заявки
Программа «CDC/504» Программа предоставления долгосрочного кредитования c фиксированной ставкой для приобретения основных фондов для расширения или модернизации. В рамках программы дополнительно осуществляется финансирование для пополнения оборотного капитала, консолидации, погашения или рефинансирования долга
Кредит под залог от частного кредитора Предоставление кредита под залоговое обеспечение частного кредитора, залог которого покрывает до 50 % стоимости проекта
Кредит под залог CDC Осуществление 100% покрытия стоимости проекта. SBA предоставляет полную гарантию долговых обязательств (100%) при залоговом обеспечении, покрывающем до 40 % стоимости проекта. Вклад от заемщика составляет не менее 10% стоимости проекта.
Программа “Microloans” Программа микрокредитования предоставляет небольшие, краткосрочные кредиты малому бизнесу Максимальная сумма кредита составляет $ 50000 (средний размер микрокредита $ 13000).
Другими направлениями деятельности SBA в отношении поддержки малого бизнеса является содействие экспорту, в том числе и товаров (услуг) МП, а также осуществление информационной поддержки и обучения предпринимателей. Деятельность SBA непосредственно направлена на поддержку МБ. Она расширяет малым предприятиям доступ к кредитам, снижает риск частного ссудного капитала и опосредованно приносит выгоды стране в виде прибыли и увеличения доли МБ в ВВП США.
Таким образом, американская система финансово-кредитной под-
держки довольно эффективно сочетает государственные и частные формы финансирования МБ.
Немецкая модель финансовокредитной поддержки предлагает государственное финансирование частных финансовых институтов, осуществляющих кредитование МБ. Финансирование и кредитование осуществляют органы государственной власти на уровне федерации, федеральных земель, городских и земельных округов, общин, а также Комиссии Евросоюза в Брюсселе. С целью разгрузки органов государственного управления и повышения эффективности поддержки развития МБ функции и полномочия по оказанию ему помощи государством были делегированы ряду институтов публичного права, в частности, специализированным банкам, среди которых наиболее успешно функционируют: «Kreditanefalt
fur Wiederaubrau» (KfW bank), «Deutsche Ausgleichsbank» (Dta) [2,4].
KfW -это наиболее значительная специализированная кредитная организация, осуществляющая на федеральном уровне поддержку МБ в Германии. KfW оказывает кредитную поддержку МП посредством Бизнес-банков. KfW bank контролирует кредитные заявки, передает их названным выше банкам и выплачивает малым предприятиям запрошенную денежную сумму (рис. 2). Такая схема позволяет KfW банку гибко осуществлять льготное финансирование
в соответствии с изменениями рыночной конъюнктуры, сохраняя при этом нейтральную позицию в отношении конкурирующих между собой Бизнес-банков, принимающих на себя минимум 50% рисков, связанных с невозвратом кредита, а оставшуюся часть риска KfW bank берет на себя. Причем чем больше рисков берет на себя Бизнес-банк, тем большую маржу он получает как финансовый посредник KfW bank. В таблице 2 представлены основные характеристики кредитных программ для МБ в KfW bank.
1- малое предприятие предоставляет в бизнес-банк кредитную заявку;
2- бизнес-банк анализирует заявку и передает документы в KfW bank с расчетом доли риска, которые банк готов взять на себя (минимум 50% риска);
3- KfW bank рассматривает документы заемщика, соглашаясь страховать оставшуюся долю риска, и предоставляет льготный кредит бизнес-банку;
4- бизнес-банк, получив льготный кредит от KfW банка, предоставляет средства МП под заранее оговоренный процент.
Источник: составлен автором по данным KfW банка, Германия.
Рис. 2. Схема финансово-кредитной поддержки МБ в Германии с участием KfW банка
Таблица 2. Программы кредитной поддержки МБ в KfW bank (составлено автором по данным [3])
Наименование программы Характеристика программы
StartGeld loan programme Кредиты могут быть использованы для финансирования инвестиций и оборотных средств, связанных с организацией бизнеса, а также расширения существующих малых предприятий. Кредиты предоставляются в размере до € 50 000 для каждого проекта, со сроком погашения до 10 лет и льготным периодом до 2 лет. Б1аг10еЫ нацелена на обеспечение долгосрочного финансирования в небольших масштабах вновь создаваемых и созданных более мелких компаний, тем самым поддержка сегмента рынка, в котором доступ к долгосрочному внешнему капиталу часто трудно получить (программа закрыта)
Продолжение таблицы 2
Micro-credit Программа микрокредитования начинающих предпринимателей (в том числе
квалифицированных безработных) и небольших компаний с менее чем 10 сотрудниками. Микрокредиты предоставляются на сумму до € 25000 со сроком погашения до 5 лет и льготным периодом в шесть месяцев. Кредиты предоставляются для инвестиций и оборотного капитала.______________________________
Dta банк также оказывает финансовую поддержку МБ с участием государственных структур Германии. Он кредитует как start-up предприятия на этапе их основания, так и МП в процессе развития своего бизнеса, независимо от отрасли функционирования и формы его регистрации. Для получения кредита необходимо обратиться в любой местный банк или сберкассу и оформить кредитную заявку. В зависимости от кредитных потребностей МП в Dta разработаны различные программы: ERP v Eigenkapitalhilfr (EKH) для инвестиций в первые 2 года после регистрации малого предприятия; ERP -Existenzgruendung (ERP - Ex) финансирование в первые З года; Dta -Existenzgruendung (Dta-Ex) - на В лет;
и, наконец, Dta-Ex-Betriebsmittelvariante
- на срок более В лет. Процентные ставки по кредитам ниже (6-В% в год), чем в среднем на кредитном рынке Германии. Максимальный объем кредитования колеблется от 5GG до 2 млн. евро. Срок рассмотрения кредитной заявки до 4 недель. С 2GG2 г. Dta успешно развивает программу микрокредитования для оказания помощи микропредприятиям [4].
Таким образом, именно льготное кредитование является наиболее распространенным инструментом государственной поддержки в Германии, выступая скрытой формой финансовой помощи. Другими видами финансовой помощи в Германии служат гарантии по кредитам, долевое участие инвестиционных компаний в капитале МБ. Весьма популярна федеральная программа гарантий и поручительств поддержки МБ. Специализированные гарантийные банки берут на себя риск невозврата до 80% суммы кредита путем предоставле-
ния финансовых гарантий и поручительств новым и уже существующим МП. При этом коммерческие банки, участвующие в кредитовании МБ, заключают с государственным банком договор о рефинансировании кредитов, а предаставление данных кредитов в рамках всех государственных программ осуществляется по единым и транспарентным правилам банковского кредитования, что вызывает определенный интерес с точки зрения возможности использования опыта Германии в разработке единых методических подходов к оценке кредитоспособности МП.
В Германии успешно функционирует федеральная программа кредитной поддержки начинающих предпринимателей, согласно которой до 40% инвестиций при создании МП могут быть профинансированы без предоставления гарантий, посредством системы особо льготных кредитов. Такие кредиты бывают беспроцентными (в течение первых 2 лет) либо имеют 10- летнюю отсрочку возврата кредита при максимальной сумме кредита 1 млн. евро. Указанные виды кредитов заменяют собой собственный капитал начинающего предприятия, а государство в полном объеме берет на себя риск невозврата кредита.
Таким образом, немецкая модель финансово-кредитной поддержки МБ характеризуется довольно широким использованием механизма льготного и инвестиционного кредитования, субсидирования, дотирования (на подготовку персонала, оказание информационных, консалтинговых услуг). В целом система поддержки малого бизнеса в Германии имеет четко выраженный протекционистский характер, что позитивно
сказывается на темпах экономического роста и уровне благосостояния страны.
Основу французской модели финансово-кредитной поддержки МБ составляет четко отработанная структура организации МБ и его финансовокредитного обеспечения.
Во Франции функционирует Общество взаимных гарантий (ОВГ), учредителями которого являются МП и другие заинтересованные предприятия и организации. Сфера деятельности ОВГ
- малый бизнес. Около 30% объема деятельности ОВГ приходится на промышленность и строительство, 27% - магазины, транспорт, туризм, 20% - торговлю [5].
Поскольку выдача кредитов МБ является весьма рискованной, то банки Франции осуществляют кредитование малого бизнеса в тесном контакте с ОВГ по следующей схеме. МП для получения кредита должно представить в банк для проверки смету расходов. Для обеспечения своевременности возврата кредитных средств банк требует гарантии от малого предприятия (залога земли, движимого имущества, поручительства). Поручителем для МП выступает ОВГ. За счет взносов членов-
участников данного Общества создается гарантийный фонд для возмещения убытков членов Общества и покрытия кредитного риска банку. ОВГ самостоятельно оценивает риск конкретной финансовой операции своего клиента и целесообразность получения кредита, после чего представляет в банк досье (без досье банк не рассматривает, по существу, вопрос о предоставлении кредита). Таким образом, ОВГ распределяет риск одного клиента на многих, однако, если у Общества не хватает финансовых средств гарантийного фонда, то оно может использовать свой первоначальный капитал, который был сформирован в момент его создания.
Другой организацией, играющей важную роль в финансовой поддержке
МБ, является холдинг с государственным статусом OSEO, деятельность которого контролируется Министерством экономики, финансов и промышленности и Министерством высшего образования и научных исследований Франции. OSEO создан в 2005 году вследствие интеграции ведущих финансовокредитных организаций Франции: Специализированного банка развития малого и среднего предпринимательства (Bank for Development of SMEs (BDPME), крупнейшего института взаимного поручительства Франции Sofaris и Агентства по инновациям (ANVAR). Региональная сеть OSEO охватывает все районы Франции, осуществляя поддержку и развитие малого предпринимательства МБ на всех стадиях жизненного цикла [6].
Основными направлениями деятельности OSEO являются: поддержка инноваций и финансирования: для передачи технологий и инновационных технологических проектов с реальными перспективами маркетинга; обеспечение гарантиями финансовых ресурсов, предоставленных банками и инвесторами акционерного капитала; финансирование инвестиций и оборотного капитала МП вместе с банками.
Основные программы OSEO в сфере оказания финансово-гарантийной поддержки МБ представлены в табл. 3 (см. ниже).
Гарантии OSEO снижают риск (от 40 до 70%) в зависимости от операций, осуществляемых финансовым институтом (банк, фонд венчурного капитала и др.). При их предоставлении используются различные источники и субсидии (Национального гарантийного фонда, местных органов власти, регионов, CDC и Европейского Союза). Виды гарантийных схем разработаны для решения большинства задач МБ: создания, увеличения капитала, инноваций, развития, международного сотрудничества, биотехнологии, энергетики. OSEO
также может предоставлять гарантии по рантии в связи с финансированием го-
облигациям, выпущенным во Франции, сударственных заказов и др.
гарантии на экспортные операции, и га-
Таблица 3. Основные программы OSEO в сфере оказания финансово-гарантийной поддержки МБ
Программа Характеристика программы
Medium and long-term loan for innovative SMEs (Среднесрочные и долгосрочные займы для инновационных МБ) При кредитовании малого (среднего) инновационного предприятия 08Б0 увеличивает долю риска на гарантированные (60% вместо 40% от суммы инвестиций). Кроме того, гарантии 08Б0 часто используют некоторые банки как замену залога в финансировании нематериальных вложений
Financing of Biotechnology (Финансирование биотехнологий) Программа сочетает в себе кредит и схему гарантии на капитал
Guarantee of venture capital fund (Программа гарантии фонда венчурного капитала) Предоставление гарантии фонду венчурного капитала «БеуеЬррешеШ: Technologique БСРІ / БСРЯ», а также предоставление контргарантии Европейским Инвестиционным фондом (БІР)
Counter-guarantee of banking guarantee (Программа контгарантии на банковскую гарантию) 08Б0 разрабатывает схему гарантии, направленную на поощрение крупных корпораций доверить выполнение своих ключевых своих проектов инновационными МП. Суть программы: Sofaris предоставляет контргарантии банку, который платит клиенту договорную сумму в случае банкротства малого и среднего бизнеса. Предоставление контргарантии Sofaris должно помочь МП получить банковские гарантии, для того чтобы выступать в качестве более "надежного" заемщика.
Другим важным аспектом поддержки МБ является опыт Франции в налаживании партнерских отношений с клиентами и оказании им консалтинговых и обучающих услуг. В практике банковского обслуживания малых
предприятий Франции наблюдается формирование долговременных отношений банков с представителями малого бизнеса, даже в случае перехода МБ на новый высший уровень хозяйственной деятельности. Данный подход может быть полезным для РФ, где слабо развиты консультационные и обучающие услуги банков. Долгосрочные тесные связи с МБ способны предоставить отечественным банкам дополнительные преимущества, повысив его статус и увеличив доверие и лояльность предпринимателей.
Таким образом, анализ зарубежного опыта финансово-кредитной поддержки и стимулирования развития МБ показывает, что общим для всех зару-
бежных схем кредитования МП является активное участие государства как в обеспечении правовых гарантий деятельности субъектов кредитной сделки, так и в предоставлении конкретной финансовой помощи. При этом важно, что роль государства в экономике стран с развитыми рыночными отношениями постепенно усиливается. Это происходит именно благодаря росту финансово-кредитной поддержки, осуществляемой посредством льготного кредитования инвестиционных проектов МП при использовании механизмов государственных гарантий. Обобщение зарубежного опыта позволило выработать ряд рекомендаций (см. Приложение), способных составить основу для формулирования направлений, целей и мероприятий долгосрочной стратегии развития малого предпринимательства и формирования эффективной национальной модели финансово-кредитной поддержки МБ в России.
Приложение
Рекомендации по адаптации зарубежного опыта в области развития финансово-кредитной поддержки малого бизнеса в России
Участие государства в модели финансово-кредитной поддержки Участие коммерческих банков в модели финансовокредитной поддержки Россия
Область применения Новые возможности и преимущества для коммерческих банков России
Франция Государство участвует в кредитовании опосредованно, перераспределяя кредитные риски между государством, коммерческими банками и страховыми институтами Кредитование МБ за счет собственных средств. Потери возмещаются государством Разработка и внедрение новых банковских продуктов для МБ: факторинг, содействие в инвестиционном проектировании, предаставление коммерческой информации, страховые и гарантийные услуги Формирование политики «сопровождения клиента», заключающееся в развитии сферы консультационных и обучающих услуг предпринимателям Укрепление имиджа, лояльности и доверия к банкам в лице предпринимателей, повышение статуса и финансовой состоятельности банков (такие банки могут стать «домашними», где представители МБ станут хранить свои сбережения и накопления)
Создание на государственном уровне специализированного гарантийного института, осуществляющего страхование кредитных рисков МБ, предоставление гарантий Формирование новых механизмов страхования, гарантий для частных заемщиков вследствие снижения общего уровня рисков при формировании финансовых отношений с МБ
Развитие механизмов государственных контргарантий путем организации на федеральном уровне Государственного фонда контргарантий, а на региональном - обществ взаимных гарантий Формирование новых государственных гарантийных механизмов для частных заемщиков позволит оптимизировать кредитнофинансовую поддержку малого бизнеса
США Предоставление кредитов через Администрацию МБ (8БЛ) Банки осуществляют кредитование МБ за счет собственных средств Разработка и применение новых инструментов управления прибылью и рисками в МБ Создание единой базы данных по управлению рисками Разработка новых инструментов и методов кредитования и совершенствование стратегического управления кредитной деятельностью банков Снижение рисков кредитования за счет единой базы данных о клиентах
Германия Опосредованное. Предоставление финансовых ресурсов коммерческим банкам и другим институтам, кредитующим МБ Банки осуществляют кредитование МБ за счет средств государства, получая за свои посреднические услуги определенный доход. Оказание информационной поддержки через экономические и технические консультации начинающим предпринимателям Развитие системы льготного кредитования начинающих предпринимателей Решение проблемы стартового капитала для начинающих отечественных предпринимателей, не имеющих кредитной истории
Библиографический список
1. Сайт The U.S. Small Business Administration. URL:// www.sba.gov
2. Семенцева Г. Формы финансирования малого инновационного бизнеса в США и Западной Европе// Российский экономический журнал. - 2005. - №5 - 6. - С. 78 - 84.
3. Сайт Kreditanefalt fur Wiederaubrau. URL: //www.kfw.de/kfw
4. Сайт Deutsche Ausgleichsbank» (Dta). URL:// www.handelswissen.de
5. Зубченко JI.A. Тенденции во взаимоотношениях французских банков с малыми и средними предприятиями// Экономика. 2005. № 4. С.85 - 90.
6. Сайт OSEO. URL: http://www.oseo.fr.
о
Bibliographic list
1. Internet-site The U.S. Small Business Administration. URL:// www.sba.gov
2. Semenzheva G. Forms of financing of small innovation business in the USA and Western Europe // Russian economic journal. - 2005. - № 5 - 6. P. 78 - 84.
3. Internet-site Kreditanefalt fur Wiederaubrau. URL: //www.kfw.de/kfw
4. Internet-site Deutsche Ausgleichsbank» (Dta). URL:// www.handelswissen.de
5. Zubchenko L.A. tendencies in the interrelations of French banks with small and medium enterprises// Economika. 2005. №
4. P. 85 -90.
6. Internet-site OSEO. URL: http://www.oseo.fr.