Научная статья на тему 'Предприятия малого и среднего бизнеса как фактор устойчивого социально-экономического развития: финансово-кредитные аспекты'

Предприятия малого и среднего бизнеса как фактор устойчивого социально-экономического развития: финансово-кредитные аспекты Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
182
19
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
малый бизнес / кредитование бизнеса / банковская деятельность / социально-экономическое развитие / кредитная кооперация / микрофинансирование

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Н М. Космачева

В статье рассматриваются вопросы становления малого и среднего бизнеса в мире и России, в том числе анализируются современные тенденции и диспропорции развития малого и среднего бизнеса в сравнении с крупным бизнесом, предлагается авторское видение причин диспропорционального развития, подробно рассматривается деятельность банков и иных финансовых институтов, позволяющих осуществлять необходимое для дальнейшего развития малого и среднего бизнеса финансирование.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Предприятия малого и среднего бизнеса как фактор устойчивого социально-экономического развития: финансово-кредитные аспекты»

ФИНАНСЫ И КРЕДИТ

УДК 334.012.63/64:658.14 ББК 65.290.31

Н. М. Космачева

Предприятия малого и среднего бизнеса как фактор устойчивого социально-экономического развития: финансово-кредитные аспекты

В статье рассматриваются вопросы становления малого и среднего бизнеса в мире и России, в том числе анализируются современные тенденции и диспропорции развития малого и среднего бизнеса в сравнении с крупным бизнесом, предлагается авторское видение причин диспропорционального развития, подробно рассматривается деятельность банков и иных финансовых институтов, позволяющих осуществлять необходимое для дальнейшего развития малого и среднего бизнеса финансирование.

Ключевые слова: малый бизнес, кредитование бизнеса, банковская деятельность, социально-экономическое развитие, кредитная кооперация, микрофинансирование.

Общепризнанно, что развитие малых и средних предприятий (МСП) играет большую роль для решения социально-экономических задач. Увеличение численности МСП позволяет создать большое количество рабочих мест, способствует росту национального дохода, конкуренции в стране и конкурентоспособности экономики в целом.

В настоящее время в России наблюдаются значительные диспропорции между крупным, средним и малым бизнесом, несмотря на то, что в основе их взаимодействия лежат не только взаимные интересы, но и единые цели. Исторически это можно объяснить тем, что в советской плановой экономике приоритет был отдан крупным промышленным и сельскохозяйственным предприятиям, которым директивно устанавливались объемы производства и ассортимент выпускаемой продукции.

В рыночных условиях общая эффективность производства товаров и услуг (затраты, качество, обновление ассортимента и др.), их доведение до потребителей во многом зависят от взаимосвязей малого и крупного бизнеса. Поэтому в структуре национальных экономик развитых стран постоянно увеличивается доля малых и средних предприятий, совершенствуются механизмы их взаимодействия с крупными корпорациями, вынужденными адекватно реагировать на глобальную дифференциацию рынков.

В установлении взаимодействия крупного и малого бизнеса особую роль играет государство, которое предоставляет льготы малому и среднему бизнесу, делая его привлекательным для крупного предпринимательства, поскольку размещение заказов на малых предприятиях позволяет сократить производственные издержки.

Во всех странах с рыночной экономикой каждая крупная производственная компания сотрудничает с десятками и даже сотнями мелких предприятий.

Кооперация малого и крупного бизнеса в основном осуществля -ется по отраслевому и территориальному признакам. Следовательно, достижение взаимного соответствия этих сфер предпринимательства во многом зависит от местных и центральных органов власти и негосударственных организаций (союзов, ассоциаций и др.), координирующих работу отдельных групп крупных, средних и мелких предприятий.

В российских условиях взаимодействие крупного и малого предпринимательства исключительно важно для перевода экономики на инновационный путь развития.

Ход мирового экономического развития выявил два принципиально важных обстоятельства:

• решающим инновационным фактором материального производства становятся научные знания;

• непрерывно растет доля малых форм предприятий в предпринимательском секторе экономики, отражая тенденцию к расширению и децентрализации как наиболее соответствующим потребностям человека в его творческой самореализации, о чем

35

свидетельствует следующее: сегодня в малом секторе мировой экономики заняты 60-70 % всех работающих, а число малых и средних предприятий превышает 90 % общего числа предприятий.

Место и роль малого предпринимательства (МП) в цивилизованной рыночной экономике определяют его функции. Сегодня во многих промышленно развитых странах малое предпринимательство (МП) обеспечивает следующее:

• производство основной части ВВП (до 55 % в среднем по странам ЕС, 51 % в Японии, 52 % в США);

• создание рабочих мест для большинства трудоспособного населения (72 % в среднем по странам ЕС, 78 % в Японии, 75,3 % в Южной Корее, 54 % в США);

• осуществление большей части всех инноваций, содействующих развитию научно-технического прогресса;

• непосредственное воздействие на формирование «среднего класса», являя собой важнейший фактор социальной и политиче -ской стабильности общества.

В России вклад МСП в ВВП страны составляет всего 11,2 %.

Построение новой модели государственной поддержки МСП и конкретных механизмов её реализации может дать положительные результаты только в том случае, если будет исходить из того, что МСБ является целью и средством (инструментом) развития рыночной экономики, а не побочным или сопутствующим продуктом рыночных отношений.

Сегодня государственное содействие развитию МСБ частично носит комплексный и системный характер, когда используются механизмы как прямого, так и косвенного воздействия. Если механизмы прямого воздействия должны быть направлены непосредственно на субъекты МП, то косвенные - на создание благоприятных внешних условий для развития малого бизнеса, содействие структурам, обслуживающим малое предпринимательство, прежде всего, финансово-кредитным институтам и страховым компаниям, образовательным и консультационным организациям, другим субъектам поддерживающей инфраструктуры.

36

Принятые в последнее время Правительством России решения по малому бизнесу носят в основном конструктивный и комплексный характер. Однако до тех пор, пока основой хозяйственного механизма в стране не станет производственное предпринимательство, а государство всеми доступными ему экономическими, правовыми, социальными, организационными мерами не создаст условия для формирования предпринимательской среды с приоритетом производственного предпринимательства, малый бизнес не сможет реализоваться в полной мере и будет развиваться однобоко (например, только в форме торгово-посреднической деятельности). Причем эту ситуацию только усугубляет мировой экономический кризис.

Сегодня можно констатировать, что, во-первых, накоплен всесторонний опыт создания условий развития малого предпринимательства, позволяющий обосновано выбрать наиболее эффективные направления и формы его развития; во-вторых, создан производственный потенциал; в-третьих, многие отстающие сферы экономики могут успешно развиваться только на базе малого бизнеса; в-четвертых, созрел довольно значительный слой населения, способный и желающий заниматься малым бизнесом.

Как следует из мирового опыта, существенен также социально-экономический аспект, заставляющий государство уделять внимание малому бизнесу. Крупные предприятия широко привлекают на субподрядной основе мелкие узкоспециализированные предприятия, производящие для них отдельные детали и узлы. Вокруг крупных фирм, особенно в наиболее монополизированных отраслях (машиностроение, электронная промышленность и т. п.), группируются обычно тысячи мелких предприятий, которые пользуются финансовой и технической помощью монополий. Для хозяев монополистических объединений такие мелкие субподрядчики очень удобны и выгодны: они поставляют свою продукцию по довольно низким ценам, их производственные, социальные и другие проблемы не затрагивают монополии. Но в период неблагоприятной конъюнктуры и других осложнений монополии разрывают связи со

своими мелкими поставщиками, оставляя их на произвол судьбы, особенно в экономические кризисы.

Это явилось одной из причин того, что во многих индустриальных странах усилилась тенденция к объединению мелких предприятий на основе кооперации и специализации производства в крупные отраслевые консорциумы, которые сейчас производят большие объемы разнообразной продукции, в том числе высокого технического и технологического уровня, и довольно успешно конкурируют на рынках с крупными компаниями и даже с монополиями.

Общепризнанно, что темп реализации предпринимательского потенциала зависит от трех факторов: качества институциональной среды, социальных связей и личных характеристик. Ключевой фактор, на который влияет государство - институциональная среда (рис. 1).

Престиж предпринимательской деятельно сти

Общественная защита прав предпринимателей

Законодательная основа малого предпринимательства

Администр ативные барьеры

Доступ к финансовым ресурсам

Доступ к коммунальной инфраструктуре и эле ктро сетям

Рис. 1. Институциональная среда развития малого бизнеса

Система налогообложения малого бизнеса к настоящему времени получила вполне законченный вид. Действуют три специальных налоговых режима для субъектов малого предпринимательства:

• единый сельскохозяйственный налог;

• упрощенная система налогообложения;

• система единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности (ЕНВД).

К числу приоритетных направлений, принятых Правительством РФ, относятся:

• создание и развитие бизнес-инкубаторов - организаций, предоставляющих на льготных условиях рабочие места стартующим предпринимателям и оказывающих им комплексные услуги;

• поддержка субъектов малого предпринимательства, производящих товары (работы, услуги), предназначенные для экспорта;

• развитие системы кредитования субъектов малого предпринимательства;

• создание и развитие инфраструктуры поддержки малых предприятий в научно-технической сфере.

Размещение стартующих предпринимателей в бизнес-инкубаторе значительно повышает их шансы на выживание. По числу действующих бизнес-инкубаторов Россия заметно отстает от развитых стран. Так, в США действует 981 бизнес-инкубатор, в Чили - 400, в Германии - 380. Однако темп создания бизнес-инкубаторов дает надежду на быстрое сокращение отставания от развитых стран.

В дополнение к программе создания сети региональных бизнес-инкубаторов актуальным является вопрос создания студенческих инновационных бизнес-инкубаторов при ведущих российских высших учебных заведениях.

Следует отметить, что многие субъекты малого предпринимательства (СМП) вносят немалый вклад и в научно-техническое развитие страны.

Американские ученые, исследуя 500 значительных технологических нововведений и изобретений, зарегистрированных в последние двадцать лет в ведущих индустриальных странах, обнаружили важную роль малых фирм даже в группе «существенных технологических нововведений» (табл. 1.).

Таблица 1

Доля технологических нововведений на различных фирмах наиболее развитых стран в 90-е годы, %*

Страна Малые фирмы Средние фирмы Крупные фирмы

США 35 15 50

Великобритания 24 9 67

Германия 26 11 63

Япония 4 16 80

Франция 31 25 44

Канада 50 0 50

Всего 31 14 55

Малые и средние фирмы занимаются разработкой и освоением нововведений в тех отраслях, которые крупному бизнесу представляются или неперспективными, или слишком рискованными.

Таблица 2

Сравнительные конкурентные преимущества малых предприятий и корпораций*

Факторы конкурентных преимуществ Малые предприятия Корпорации

Оперативность реагирования на изменения рыночной конъюнктуры + -

Накладные издержки, отнесенные на себестоимость продукции + -

Затраты на содержание персонала + -

Возможности оперативного обновления технологий + -

Скорость осуществления инноваций + -

Доступность адресных поддержек + -

Возможности обновления основных фондов - +

Доступ к заемным финансовым ресурсам - +

Возможности системных маркетинговых исследований и активной рекламы - +

* См.: иКЬ: www.nasbic.org

* См.: иРЬ: www.ventureeconomics.com

40

Малые инновационные предприятия имеют более высокие показатели эффективности НИР. В частности, по некоторым оценкам, отношение числа нововведений к численности научного персонала в них выше в четыре раза, чем в больших организациях, а число нововведений на один доллар затрат на НИР - в 24 раза1.

Одним из ключевых элементов институциональной среды, влияющих на развитие малого предпринимательства в России, является обеспечение и расширение доступа к финансовым ресурсам. В связи с этим уделим данному вопросу особое внимание.

По данным Всемирного банка, по объему кредитования малого и среднего бизнеса Россия занимает скромное 148 место в мире. Основные причины, препятствующие увеличению объема кредитования малого предпринимательства банков:

• высокие риски. Эту причину назвала половина опрошенных Ассоциацией региональных банков «Россия» коммерческих банков;

• отсутствие надежного заемщика - также половина опрошенных банков;

• недостаточная ресурсная база - 22 % банков (рис. 2).

Доступ субъектов малого предпринимательства к финансовым ресурсам

Ключевые проблемы ^б

Недостаточное

залоговое

обеспечение

V создание региональных и муниципальных фондов гарантий > V предоставление гарантий по кредитам субъекта малого предпринимательства через банки-агенты

Обязанность для банков формировать резервы при выдаче кредитов

V исключение ссуд, предоставленных потребительским ' кооперативам, фондам поддержки малого предпринимательства, иным финансовым организациям, из категории сомнительных ссуд

Ограничения для банков по формированию резервов по портфелю однородных небольших сумм

Несовершенная нормативная правовая база

V увеличение норматива, используемого для отнесения к портфелю однородных ссуд с 0,1 % от собственного капитала до 0,5 %

V совершенствование законодательства, связанного с деятельностью небанковских депозитно-кредитных

^организаций (НДКО)

V расширение объектов финансовой инфраструктуры

Рис. 2. Проблемы финансирования малого бизнеса (с позиций банков)

Потребность малых предприятий в кредитных ресурсах оценивается в 25-30 млрд долларов США.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Три ключевые проблемы препятствуют росту объемов кредитования малого бизнеса:

1) недостаток у малых предприятий ликвидного обеспечения;

2) жесткие нормативные требования Центрального банка к коммерческим банкам:

- обязанность для банков формировать резервы (от 21 до 50 % от суммы основного долга) при выдаче кредитов малому бизнесу в связи с тем, что большинство таких предприятий относится к 3-й группе надежности: так называемые сомнительные заемщики;

- ограниченная возможность банков, кредитующих малый бизнес, по формированию резервов по портфелю однородных неболь -ших ссуд - в среднем 250 тыс. руб.;

3) относительно высокая стоимость кредитов для малых пред -приятий: в полтора раза выше, чем у других заемщиков.

Увеличению кредитования будут способствовать меры по повышению ликвидности малых предприятий. На это направлена федеральная программа содействия формированию региональных и муниципальных гарантийных фондов для малого бизнеса. Этой же цели служит механизм банковских гарантий по кредитам субъектам малого предпринимательства с участием банков-агентов. Эта мера более долгосрочная и эффективная, чем предоставление государственной гарантии. Подтверждением служит опыт «Российского банка развития».

В 2004 г. для целей развития кредитования малого бизнеса была предоставлена государственная гарантия Российской Федерации на сумму 3 млрд руб. по заимствованиям ОАО «Российский банк развития».

За счет привлеченных под гарантию средств малым предприятиям предоставлено свыше 2 400 кредитов, из них 63 % кредитов предоставлено на срок два года по средней ставке 16,8 % годовых, что ниже рыночной ставки кредитования малого бизнеса.

Изменение нормативно-правовой базы Центрального банка Российской Федерации также будет способствовать расширению кредитования малого бизнеса. Центральный банк уже принял решение об увеличении в пять раз размера кредитов для включения в портфель однородных ссуд. Готовятся изменения, сокращающие резервирование ресурсов коммерческих банков для целей программ поддержки малого предпринимательства.

Большую роль в повышении доступа малых предприятий к финансовым ресурсам может сыграть развитие различных форм микрофинансирования (микрокредитования), а также лизингового финансирования.

Нет полного единства и в отношении понятия «микрофинансирование». Во многих странах грань между микрофинансированием и другими формами финансирования СМП проводится в зависимости от максимального размера ссуды конечным клиентам, которую все еще можно считать «микро». В развивающихся странах в качестве потолка обычно называют сумму в 500 долл. США (на практике она нередко достигает 1 тыс. долл. и выше), а в промышленно-развитых -

5 тыс. долл. США или 5 тыс. евро обычно считается микроссудой. Выл

двигается предложение ввести этот стандарт и в России'.

К организациям, которые осуществляют микрофинансовую деятельность, чаще всего относят те из них, которые действуют на некоммерческих началах, иначе говоря, считаются некоммерческими. Они действуют в соответствии с законом «О некоммерческих организациях», а также законами, регулирующими деятельность потребительских кооперативов. В соответствии с Гражданским кодексом РФ существует пять возможных форм некоммерческих организаций: потребительские кооперативы, общественные организации, фонды, учреждения и ассоциации2.

2 Пункт 3 ст. 50 ГК РФ.

Существенное значение для организации процесса микрофинансирования и расширения его объема имеют фонды государственной поддержки малого предпринимательства.

Федеральный фонд поддержки малого предпринимательства -это государственная организация, имеющая основную задачу, сформулированную законом - финансовое обеспечение государственной политики поддержки малого предпринимательства на территории РФ. Вся система фондов строилась, подчиняясь этому принципу. В настоящее время насчитывается около 30 активно действующих фондов с кредитным портфелем, составляющим в среднем 10-12 млн руб.1 Основные функции, которые выполняют фонды поддержки малого предпринимательства - это микрофинансирование, операции лизинга, разработка механизмов предоставления гарантий по кредитам, которые будут выдавать банки малому бизнесу.

По данным группы, которая разработала проект «Поддержка развития малого предпринимательства СМЕРУС 9803», основными поставщиками ресурсов для микрофинансирования в России являются:

• Фонд помощи международному сообществу (ФИНКА);

• Opportunity International;

• Сеть организаций микрофинансирования женщин России (СМЖР);

• Международная организация развития сельскохозяйственных кооперативов/ Волонтеры помощи зарубежным кооперативам (МРСК/ВПЗК);

• Counterpart International.

Учреждения микрофинансирования этих категорий отличают следующие характеристики. Во-первых, они являются негосударственными и привлекают средства как зарубежных фондов, так и российских инвесторов. Во-вторых, все они были созданы недавно. В связи с небольшими масштабами операций себестоимость в расчете на один рубль кредита весьма высока.

1 Из выступления Лисина В.В., председателя правления Федерального фонда поддержки малого предпринимательства на IV Всерос. конф. представителей малых предприятий «Взаимодействие малого и крупного бизнеса».

44

Организация Opportunity Internationa! создала один из наиболее успешно действующих на территории России фондов - Fund Opportunity Russia (в русском варианте сокращенно Фора). Фонд ФОРА работает в 23 городах и 13 субъектах Федерации РФ1. За восемь лет работы, с 1994 г., получены следующие показатели: было выдано более 50 тыс. займов на сумму свыше 45 млн долларов, количество клиентов на начало 2003 г. составляло более 12 тыс., размер кредитного портфеля - более 7 млн долларов, риск портфеля -1,2 %, средний размер займа в целом по организации 900 долларов. Последняя цифра, кстати, свидетельствует, что займы этого фонда могут быть отнесены к разряду малых.

Фонд Фора ведет кредитную историю своих заемщиков (положительная история у 99 % клиентов) и сообщает о ней банкам. Это важно, потому что у Фонда есть ограничения на максимальные размеры займов, а у предпринимателей часто возникает спрос на более крупные займы

МФО активно сотрудничают с банками в регионах, например со Сбербанком, Альфа-банком, ВТБ и др.

Государственная поддержка малого предпринимательства в сельской местности также реализуется в рамках приоритетного национального проекта «Развитие АПК». Указанным проектом предусмотрено стимулирование малых форм хозяйствования в АПК через повышение доступности кредитных ресурсов для крестьянских (фермерских) и личных подсобных хозяйств, сельскохозяйственных потребительских кооперативов, а также развитие сети сельскохозяйственных потребительских кооперативов, включая кредитные.

Конкурировать с банками по выдаче ссуд МФО пока сложно, так как их ставки значительно выше. Средняя ставка по России в МФО -60 % годовых. Для сравнения: банки кредитуют малый бизнес под 18-20 % в рублях, кредиты на неотложные нужды выдаются под 1330 %.

1 Из выступления Аратюняна Э.А. на IV Всерос. конф. представителей малых предприятий «Взаимодействие малого и крупного бизнеса».

45

Сроки, на которые выдаются займы, как правило, составляют от одного месяца до 2-4 лет, средние суммы кредитов для частных лиц - от 5 до 300 тыс. руб., для предпринимателей - от 100 до 500 тыс. руб. Как и в банках, в МФО предусмотрены залоги и поручительства, однако в целом порядок выдачи займов существенно упрощен. Получить заем в МФО можно как наличными, так и безналичным переводом на счет клиента. Способ погашения долга устанавливается уставом МФО и законодательно не регламентируется, поэтому с МФО всегда можно договориться.

Для инновационных проектов, ориентированных, главным образом, на разработку новой продукции и новых технологий в стадии высокой производственно-коммерческой готовности, эффективной формой финансирования является венчурное финансирование. Формы предоставления малым инновационным предприятиям венчурного капитала весьма разнообразны: прямое финансирование, через специальные инвестиционные компании и в виде государственных субсидий. Венчурное финансирование разделяется на несколько этапов в соответствии со стадиями реализации самих венчурных проектов:

• финансирование команды исполнителей, подготовка детального предложения на основе первоначальной идеи;

• финансирование создания прототипа продукта, формирование команды сбыта;

• поступление средств из «нерисковых фондов», в том числе и выход на фондовую биржу.

Важнейшей функцией венчурных фондов является финансирование начальных стадий рисковых проектов, связанных с максимальной неопределенностью отдачи затраченных финансовых средств.

Во всех развитых странах государство оказывает малым инновационным предприятиям активную помощь. Ведущий инструмент такой помощи - государственные контракты на научные исследования и разработки. Контракт фактически содержит соглашения: о приобретении будущего результата. Обычно цена фиксируется до

46

начала работы, оплата - по завершении. Авансовое субсидирование используется в основном для радикальных рисковых проектов. Оценка заявок на гранты (субсидии) обычно основана на сведениях о творческом потенциале группы, опыте подобных работ, квалификации.

Большинство стран оказывает данной группе субъектов малого предпринимательства активную налоговую поддержку. Например, в соответствии с федеральным налоговым законодательством США расходы фирм на НИР в полном объеме исключаются из сумм, подлежащих подоходному налогообложению. Длительное время в США действовали законодательно закрепленные нормы полного освобождения малого венчурного бизнеса от уплаты каких-либо налогов на 5-10 лет.

В России венчурные фонды стали создаваться с января 1994 г. по инициативе Европейского банка реконструкции и развития (ЕБРР).

л

Различают следующие источники венчурного капитала'. Прежде всего, они делятся на источники неформального сектора и источники формального сектора. К источникам неформального сектора относятся:

(1) личные сбережения предпринимателя;

(2) личные средства знакомых и друзей. В России оба эти источника незначительны;

(3) частные средства, данные в долг. Вследствие неразвитости института личных сбережений этот источник венчурного капитала в России также не развит;

(4) гранты. Система грантов начала развиваться в России только недавно;

(5) средства дарственных фондов;

(6) пожертвования меценатов;

(7) средства спонсоров, спонсорство. Благотворительные фонды и спонсорство в России не развиты, а если и создаются, то как средство ухода от налогов;

(8) средства специализированных фондов по поддержке науки, инноваций, развития технологий и т. д. В России средства этих фондов не так значительны, а, кроме того, количество таких фондов относительно невелико;

(9) средства академических и отраслевых базовых институтов, университетов, а также конструкторских бюро и иных научно-технических учреждений. Как правило, это инвестиции в виде предоставления площадей, испытательных стендов, аппаратуры, лабораторных установок, консультаций ученых и технологов, безвозмездного привлечения для участия в технических разработках студентов и аспирантов. Этот источник венчурного капитала в России находится в упадке, несмотря на все попытки возродить финансирование инноваций научно-техническими и высшими учебными заведениями.

(10) бизнес-инкубаторы. В России мало самостоятельных бизнес-инкубаторов, большинство инкубаторов, которых опять-таки относительно мало, входят в состав технопарков;

(11) средства бизнес-ангелов. Российские бизнес-ангелы предпочитают вкладывать свои средства скорее в спекулятивные, чем долгосрочные активы. Это связано с особенностями менталитета и деловой этики российских предпринимателей;

(12) синдицированные средства частных венчурных капиталистов. Поскольку в России их нет как таковых, то этот источник отсутствует.

Л V V

С институциональной точки зрения венчурный сектор представ -лен такими источниками, как:

• фирмы венчурного капитала;

• фонды венчурного капитала. Как первые, так и вторые в России крайне немногочисленны;

• специализированные фонды по поддержке малых компаний, работающих в научно-технической сфере. Таких фондов явно недостаточно, кроме того, они не в состоянии аккумулировать необходимое для полноценного венчурного финансирования количество средств;

• инвестиционные компании. Их в России на сегодняшний день мало;

• институциональные финансовые инвесторы (например, пенсионные фонды и страховые компании). Сегодня этот вид инвесторов находится на стадии развития. Российские страховые и пенсионные фонды только выходят на рынок венчурного капитала;

• нефинансовые корпорации. Российские нефинансовые корпорации предпочитают венчурному финансированию другие направления расходования собственных средств;

• финансово-промышленные группы. Российские ФПГ не готовы «замораживать» свои средства на относительно длительный промежуток времени и предпочитают быстрое получение прибыли;

• коммерческие банки. Выше уже говорилось о причинах, по которым российские коммерческие банки предпочитают не иметь дело с финансированием инвестиционных проектов СМП, тем более венчурного характера;

• транснациональные венчурные фонды.

Во всем мире основными источниками средств венчурного капитала - примерно 2/3 от общего объема капитализации фондов -являются банки, пенсионные фонды и страховые компании. В России изначально основные средства были предоставлены Европейским банком реконструкции и развития (ЕБРР), Международной Финансовой корпорацией (1РО) и фондами, финансируемыми американским правительством. Ситуация несколько изменилась после 2000 г., когда стали создаваться структуры с российским по происхождению капиталом. Однако на сегодняшний день доля российского капитала составляет не более 1 %, что чрезвычайно мало. И поэтому на данный момент одной из главных задач является привлечение российских инвестиционных структур в венчурный бизнес.

Осложняет деятельность венчурных фондов в России сильно развитая теневая экономика. Дело в том, что российскую компанию практически невозможно проанализировать только по ее официальной бухгалтерской отчетности, что очень сильно осложняет процесс

проведения due diligence. Поэтому и уровень доверия между компанией, инвестором и венчурным капиталистом очень невысок.

С развитостью теневой экономики связана и другая особенность деятельности российских венчурных фондов, которая заключается в том, что внутренний инновационный рынок в России не прозрачен. Это означает, что в момент выбора стратегии у субъектов инновационного процесса нет объективной информации..

Деятельность российских венчурных фондов особенна еще и в области осуществления экзитов. Для экзита существуют два традиционно возможных варианта: либо продажа акций на фондовом рынке, либо прямая продажа компании или ее части тому покупателю, который готов ее приобрести по цене, обеспечивающей инвестору запланированный им объем прибыли. В России же абсолютной популярностью пользуется «обратный» выкуп менеджментом и собственниками компаний. Экзит с помощью фондового рынка не является основным способом продажи акций, потому что предприятия, в которые инвестируют фонды, слишком малы, чтобы заинтересовать действующих игроков фондового рынка.

Географической особенностью деятельности российских вен -чурных фондов является тот объективный факт, что для России характерна концентрация венчурного капитала в конкретных регионах, и очень часто средства венчурного фонда используются для целей регионального развития. Так, например, наблюдается тяготение зарубежного венчурного капитала к промышленно развитому Северо-Западу России. Суммарный капитал венчурных фондов Санкт-Петербурга, Северо-Запада и Запада и Центральной России составляет 120 миллионов долларов, или 34 % заявленного капитала всех региональных фондов ЕБРР.

С целью расширения доступа малых инновационных предпри -ятий, обладающих значительным потенциалом роста на рынке, к источникам собственного (акционерного) капитала и инновационного развития регионов в 2005 г. стартовала программа создания сети частно-государственных региональных венчурных фондов (рис. 3).

Создание и развитие инфраструктуры поддержки малых предприятий в

научно-технической сфере

-

V расширение доступа малых инновационных компаний к источникам финансирования (венчурное финансирование)

V инновационное развитие регионов

Рис. 3. Программа развития региональных венчурных фондов

Управление фондами будет осуществляться отобранными на конкурсной основе профессиональными управляющими компаниям в течение 5-7 лет. По окончании срока действия фонда государственные средства направляются на формирование следующего частно-государственного венчурного фонда или возвращаются в доход бюджета субъекта Российской Федерации.

По итогам конкурса 2005 г. были отобраны первые шесть субъектов Российской Федерации, в которых будут созданы такие фонды. Это Москва, Республика Татарстан, Красноярский край, Томская, Московская и Пермская области.

Размер каждого фонда - от 120 до 800 млн руб. Со средствами внебюджетных инвесторов общий объем шести фондов составит не менее 2 240 млн руб. В течение срока жизни фондов из них будет профинансировано как минимум от 70 до 100 инновационных, коммерчески привлекательных бизнес-проектов.

Для участия в отборе на управление фондами по пяти регионам было представлено 19 заявок от 12 крупнейших российских управляющих компаний, часть из них - в партнерстве с профессиональными иностранными венчурными капиталистами.

Формирование первых пяти фондов завершено к сентябрю 2006 г., и с этого времени начался прием и рассмотрение бизнес-планов малых инновационных компаний. В 2006 г. количество заявок на создание фондов увеличилось в два раза. Еще 10 регионов готовы сформировать венчурные фонды, среди них Санкт-Петербург, Калужская, Самарская, Тюменская области.

По итогам 2005-2007 гг. всего будет создано 15-20 таких региональных и межрегиональных фондов общей капитализацией 78 млрд руб.

За период деятельности Фондом рассмотрено более 10 000 проектов, свыше половины которых из регионов России. Около 100 компаний достигли оборота 1 млн долл. США; оборот десятков компаний превышает 5 млн долл. США; трех компаний - более 30 млн долл. США. Малые предприятия - получатели данного вида поддержки - освоили свыше тысячи запатентованных изобретений.

Программа поддержки должна постоянно развиваться, подстраиваться под запросы малого бизнеса и регионов.

В рамках развития системы кредитования необходимо распространить субсидирование стоимости привлекаемых кредитов на сельскохозяйственные кооперативы второго уровня (т. е. кооперативы, учрежденные иными кооперативами). Именно эти кооперативы в настоящее время обладают достаточной ликвидностью для получения кредита. Кроме того, дополнительно к федеральным про -граммам очень важно начать совместное финансирование наиболее эффективных региональных программ поддержки малого бизнеса. Это позволит значительно расширить предложение поддержки малым предприятиям, в первую очередь в регионах, развивающих программы поддержки предпринимательства, но испытывающих недостаток бюджетных средств, а также создать условия для тиражирования лучших региональных программ (опыта) в

52

российском масштабе.

Другими формами финансирования МСБ являются различные формы кооперативного кредита, называемые также часто учреждениями малого кредита.

Кредитная кооперация представляет собой своеобразную форму взаимной финансовой поддержки кооперирующихся членов. Можно выделить две основные модели кредитной кооперативной системы: континентальную европейскую, образцом для которой служит Германия, и американскую. Принципы, на которых они строятся, едины. К ним можно отнести следующие.

1. Оказание финансовой помощи преимущественно членам кредитного кооператива.

2. Полученные доходы в кредитном кооперативе в основном идут на увеличение его ссудного фонда от коммерческих банков.

3. Демократический характер управления.

4. Сочетание в деятельности низовых кооперативов кредитных, торговых, снабженческих функций.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

5. Формирование двух групп кооперативов: сельских и городских.

Основными преимуществами кредитных кооперативов по срав -нении с банками являются:

• возможность для членов кооператива активно влиять на его политику;

•большая доступность получения займов, поскольку в целом требования, предъявляемые к членам кредитного кооператива, не такие жесткие, как у коммерческих банков к своим клиентам;

• сам процесс получения займа в кредитном кооперативе занимает значительно меньше времени, чем в коммерческом банке;

• поскольку кредитные кооперативы поддерживаются различными фондами, как российскими, так и зарубежными, то издержки кредитования в них в среднем меньше, чем в банках;

• для кредитных кооперативов Центральный банк и другие орга -низации не устанавливают жестких нормативов, регулирующих раз-

решенные им виды деятельности, что существенно упрощает их работу.

Большинство малых и средних банков, особенно в регионах, считают своей жизнеобеспечивающей нишей именно обслуживание малого и среднего бизнеса.

Наиболее заметным игроком в данном сегменте, помимо Сбербанка, является ВТБ, выделивший на кредитование малого бизнеса более миллиарда долларов. Еще одним крупным игроком призван стать «Российский банк развития». Кроме того, о запуске собственных программ кредитования малого бизнеса заявили кредитные ор -ганизации, сотрудничающие с международными организациями-донорами: Европейским банком реконструкции и развития («Челин-дбанк»), Международной финансовой компанией («УралТрансБанк» и «НБД»), ивАЮ («Центр-Инвест», «Русский банкирский дом», СДМ-банк) и др. Специальная кредитная политика в отношении малого бизнеса разработана более чем в 100 банках.

Очевидно, что работа с малым бизнесом в наибольшей степени соответствует принципу диверсификации и дает банку гарантии то -го, что он не станет заложником крупных клиентов или заемщиков. Крупные предприятия и их проекты и программы чаще всего уже поделены, а сектор малого бизнеса остается пока относительно свободной нишей и может стать основой для деятельности малых и средних банков. Доходность от вложений в проекты малого бизнеса и его кредитования превышает аналогичный показатель в секторе крупного бизнеса. Этому способствует лучшая адаптация к изменению конъюнктуры рынка, более высокие налоговая дисциплина и инновационная активность, низкий уровень затрат.

Показательно, что во многих малых банках клиентов ведут не менеджеры, а «частные банкиры», наделенные правом самостоятельно принимать решения (по примеру частных швейцарских банков) и в то же время не выходящие за рамки четко прописанных во внутренних документах полномочий и ответственности. В банке при этом существует общая ресурсная политика, и каждая структура, в том числе и «частные банкиры», действуют в жестких рамках выде-

54

ленных финансовых лимитов. Структура управления крупного банка предполагает автономизацию отдельных направлений деятельности, стандартизацию операций и вариантов принимаемых решений, а поэтому не может быстро и нестандартно реагировать.

Малые банки более гибки и в отношении минимальных размеров ссуд. В небольших банках минимальная сумма кредитов может быть и 5 тыс. руб., у крупных она редко опускается ниже 1 млн руб.

Подтверждением тому, что доходность от вложений в проекты малого бизнеса и их кредитования превышает аналогичный показатель в секторе крупного бизнеса, служит процентная ставка. Так, по кредитам для малых предприятий она более чем в 1,5 раза выше среднегодового показателя по кредитам для нефинансовых организаций в среднем по России. Банки, работающие в рамках специальных программ (как, например, программа ЕБРР) и получающие льготные кредиты для работы с малыми предприятиями, варьируют величину процентной ставки.

УДК 339.727.244 ББК 65.268.42

Т. А. Чепикова

Эффективный валютный контроль как преграда «бегству» капитала из страны

В статье анализируются причины массового оттока капитала из страны и роста внешнего долга. Рассматривается действующая система валютного регулирования и валютного контроля и причины, в связи с которыми она не может приостановить массовый отток капитала из страны. Предлагается в качестве меры по совершенствования действующей системы валютного регулирования и валютного контроля, в том числе в условиях экономического кризиса, ужесточение контроля за проведением валютных операций движения капитала.

Ключевые слова: валютный контроль, валютное регулирование, капитал, бегство капитала, экономический кризис.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.