Педагогика
УДК 347.147
доктор филологических наук, профессор Киуру Константин Валерьевич
Челябинский государственный университет (г. Челябинск);
кандидат педагогических наук, доцент Попова Екатерина Евгеньевна
Уральский государственный университет физической культуры (г. Челябинск)
КРЕАТИВНОСТЬ, КОЛЛАБОРАЦИЯ, КРИТИЧЕСКОЕ МЫШЛЕНИЕ И КОММУНИКАЦИЯ КАК ИНДИКАТОРЫ ВОВЛЕЧЕННОСТИ СТУДЕНТА В ПРОЦЕСС ОБУЧЕНИЯ
Аннотация. Статья посвящена проблеме формирования новых навыков и умений у студентов вузов в условиях дигитализации информационной среды. Для формирования конкурентоспособности выпускника вуза в глобальном сообществе, студенты должны обладать развитыми навыками коммуникации, креативности, критического мышления и коллаборации.
Ключевые слова: вовлеченность, высшее образование, образовательный процесс, креативность, коллаборация, критической мышление, коммуникация.
Annotation. The article is devoted to the problem of the formation of new skills and abilities of university students in the conditions of digitalization of the information environment. In order to form the competitiveness of a university graduate in the global community, students must have developed skills in communication, creativity, critical thinking and collaboration.
Keywords: involvement, higher education, educational process, creativity, collaboration, critical thinking, communication.
Введение. Профессиональная среда в XXI в. претерпевает постоянные преобразования, связанные с digital-технологиями, а потому требует, чтобы выпускники вуза обладали новыми навыками и умениями. Система высшего образования должна давать студентам навыки, которые будут актуальны на их будущем рабочем месте. Для этого высшая школа должна не только использовать преимущества цифровых технологий, но и сделать их главным принципом обучения.
Изложение основного материала статьи. В зарубежных исследованиях мы находим разные перечни навыков, необходимых в новых профессиональных условиях [7; 8]. Один из примеров - модель «четыре К»: креативность, коллаборация, критическое мышление и коммуникация. Они пришли на смену традиционным навыкам: чтению, письму и счету [5]. По мнению Национальной ассоциации работников образования США, «американская система образования была создана для экономики и общества, которых больше не существует. В экономических системах, основанных на промышленности и сельском хозяйстве, которые существовали 50 лет назад, достаточно было овладеть тремя основными навыками грамотности, т.е. научиться читать, писать и считать. В современном мире этих навыков просто недостаточно. Если сегодняшние студенты хотят быть конкурентоспособными в глобальном сообществе, они также должны обладать развитыми навыками коммуникации, креативности, критического мышления и коллаборации («четыре К») [5].
Растет спрос на так называемые корпоративные навыки — навыки презентации и решения проблем, креативность, критическое мышление. Это фактически те самые «четыре К». Кроме того, наблюдается чрезвычайно высокий спрос на цифровую грамотность и знание языков [5].
Современный мир предполагает совершение множества действий в цифровом формате, следовательно, обучение студентов этим релевантным навыкам возможно только с помощью новых педагогических приемов.
Безусловно, многие вузы активно используют интернет-технологии, однако традиционный подход к обучению и преподаванию сохраняет свои позиции. Суть традиционного подхода заключается в сосредоточении внимания на «пятом К» - контенте. В эпоху повсеместного распространения информации контент потерял былую значимость: запоминание и понимание становятся намного менее актуальными, чем умения высокого порядка, такие как навыки анализа и синтеза [6].
Современное преподавание должно обеспечивать студентам активное взаимодействие с различными источниками информации, а также развивать актуальные навыки. Ш. Янг [5, с. 34] сравнивает обучение в прошлом и сейчас (таблица 1).
Таблица 1
Обучение в прошлом и сейчас
Прошлое (аналоговое) Преподавание в прошлом Настоящее (цифровое) Преподавание в настоящем
Дефицит информации Передача материала лекции Повсеместная доступность информации Активное внедрение проблемного обучения
Авторитарность Запоминание, понимание, сдача экзаменов Авторитеты ставятся под сомнение Прикладные цели, анализ, оценка и креативность
Изоляция Разделение по дисциплинам, отсутствие поддержки групповой работы Формирование связей Междисциплинарный подход, совместная работа
Текстовые материалы Академическое образование Мультимедийные материалы Цифровая грамотность, визуальность, понимание культуры
Современные студенты ожидают получить в процессе обучения возможность взаимодействовать с цифровыми технологиями в том же объеме, в котором эти технологии присутствуют в других сферах жизни. Таким образом, тотальное распространение социальных сетей, зависимость современного человека от использования интернета в профессиональной деятельности диктуют необходимость интеграции цифровых технологий в образовательные практики.
Современный преподаватель высшей школы должен переосмыслить свои педагогические подходы -перейти от изложения материала и проверки знаний к высокоуровневой вовлеченности студента в процесс обучения, к формированию взаимосвязей между учебными материалами и развитием навыков, требуемых информационной средой.
Проблема управления студенческой вовлеченностью в процесс обучения в условиях онлайн-образования поднимается в современных отечественных исследованиях [1; 2]. Управлять вовлеченностью студентов в условиях онлайн-образования можно через отказ от традиционных лекций, пассивно воспринимаемых студентами, и переход к активному обучению. В частности, может быть использована модель «перевернутого класса», в которой лекции заменяются видеоматериалами - заимствованными или специально созданными.
Значительный потенциал в управлении вовлеченностью студентов в процесс образования имеют MOOC (Массовые открытые онлайн-курсы). Они ориентированы на активное использование всех сервисов сетевого и мобильного взаимодействия, т.е. широчайшее использование технических и программных возможностей современных информационных технологий. В то же время они являются вызовом традиционному образованию, мотивируя его к инновационному развитию [4].
Мы проанализировали уровень овладения студентами навыками вовлеченности в образовательный процесс с позиции концепции «четыре К» - креативность, коллаборация, критическое мышление и коммуникация. Мы использовали перечень навыков вовлеченности студентов в образовательный процесс Н.Г. Малошонок [3]:
• аналитическое и критическое мышление
• навык ясного и понятного изложения письменной речи
• чтение и осмысление академического материала
• владение иностранным языком
• понимание конкретных предметных областей знания
• навыки математической и статистической обработки данных
• навык понятной и эффективной речи
• способность мыслить в международном масштабе
• лидерские качества
• работа на компьютере
• работа с интернетом
• работа с научной библиотекой
• другие исследовательские навыки
• подготовка и выступление с презентацией
• навыки межличностного общения
• способность ценить, уважать и принимать расовые и этнические различия
• способность ценить изящное искусство (картины, музыку, спектакли, танцы)
• способность ценить культурное и глобальное многообразие
• понимание важности личной социальной ответственности
• способность к рефлексии (пониманию себя).
Предложенные навыки были объединены в группы исходя из их соотношения с навыками, предложенными в условиях современного образования.
К навыку критического мышления мы отнесли следующие: аналитическое и критическое мышление; чтение и осмысление академического материала; понимание конкретных предметных областей знания; навыки математической и статистической обработки данных; работа с научной библиотекой; исследовательские навыки; работа на компьютере; работа с интернетом; способность к рефлексии.
К навыку коммуникации мы отнесли: навык ясного и понятного изложения письменной речи; владение иностранным языком; навык понятной и эффективной речи; навыки межличностного общения; подготовка и выступление с презентацией.
К навыку коллаборации были отнесены: лидерские качества; способность ценить, уважать и принимать расовые и этнические различия; способность ценить культурное и глобальное многообразие; понимание важности личной социальной ответственности.
К навыку креативности нами были отнесены следующие навыки: способность ценить изящное искусство (картины, музыку, спектакли, танцы); способность мыслить в международном масштабе; подготовка и выступление с презентацией; понимание важности личной социальной ответственности.
Таким образом, мы можем сделать вывод о том, что навыки вовлеченности студентов в образовательный процесс, предлагаемые в системе современного образования напрямую могут быть соотнесены с новыми, пришедшими на смену традиционным навыкам. Соответственно современная образовательная среда обладает потенциалом использования онлайн-обучения для внедрения проблемного обучения, использования междисциплинарного подхода и формирования цифровой грамотности.
В нашем исследовании мы просили респондентов просили оценить уровень их компетенций на момент начала обучения в вузе и в текущий момент. В качестве респондентов выступили студенты Челябинского государственного университета и Уральского государственного университета физической культуры. В анкете респондентам был задан вопрос: «Оцените, пожалуйста, уровень Вашего владения следующими навыками, на момент, когда Вы начали учиться в университете, и в настоящее время («Очень слабый», «Слабый», «Удовлетворительный», «Хороший», «Отличный»). Результаты исследования представлены в таблице 2.
Таблица 2
Результаты исследования навыков вовлеченности в образовательный процесс
Оцените, пожалуйста, уровень Вашего овладения следующими навык учиться в университете, и в настоящее в) ами, на момент, когда Вы начали эемя
Когда начали Текущий момент
Аналитическое и критическое мышление Слабый - 20% Удовлетворительный - 24% Хороший - 17% Удовлетворительный - 15% Хороший - 32% Очень хороший - 12%
Навык ясного и понятного изложения письменной речи Слабый - 2% Удовлетворительный - 15% Хороший - 24% Очень хороший - 10% Отличный - 5% Слабый - 2% Удовлетворительный - 7% Хороший - 12% Очень хороший - 15% Отличный - 12%
Чтение и осмысление академического материала Очень слабый - 2% Слабый - 15% Удовлетворительный - 24% Хороший - 10% Очень хороший - 2% Отличный - 2% Удовлетворительный - 20% Хороший - 30% Очень хороший - 7% Отличный - 2%
Владение иностранным языком Очень слабый - 15% Слабый - 17% Удовлетворительный - 10% Хороший - 17% Очень хороший - 2% Очень слабый - 5% Слабый - 17% Удовлетворительный - 22% Хороший - 15% Очень хороший - 2%
Понимание конкретных предметных областей знания Очень слабый - 2% Слабый - 17% Удовлетворительный -17% Хороший - 22% Очень хороший - 2% Отличный - 2% Слабый - 2% Удовлетворительный - 15% Хороший -29% Очень хороший - 15% Отличный - 2%
Навыки математической и статистической обработки данных Очень слабый - 15% Слабый - 15% Удовлетворительный - 15% Хороший - 10% Отличный - 7% Слабый - 17% Удовлетворительный - 22% Хороший - 17% Очень хороший - 2% Отличный - 2%
Навык понятной и эффективной речи Слабый - 12% Удовлетворительный - 17% Хороший - 20% Очень хороший - 7% Отличный - 2% Слабый - 2% Удовлетворительный - 7% Хороший - 27% Очень хороший - 16% Отличный - 2%
Способность мыслить в международном масштабе Очень слабый - 5% Слабый - 15% Удовлетворительный - 32% Хороший - 7% Отличный - 2% Удовлетворительный - 15% Хороший - 32% Очень хороший - 10% Отличный - 2%
Лидерские качества Очень слабый - 5% Слабый - 10% Удовлетворительный - 22% Хороший - 15% Очень хороший - 10% Очень слабый -2% Удовлетворительный - 15% Хороший - 20% Очень хороший - 20% Отличный - 5%
Работа на компьютере Слабый - 10% Удовлетворительный - 12% Хороший - 20% Очень хороший - 10% Отличный - 7% Удовлетворительный - 12% Хороший - 22% Очень хороший - 17% Отличный - 7%
Работа с интернетом Очень слабый - 2% Слабый - 2% Удовлетворительный - 5% Хороший - 32% Очень хороший - 5% Отличный - 15% Удовлетворительный - 5% Хороший - 20% Очень хороший - 15% Отличный - 17%
Работа с научной библиотекой Очень слабый - 7% Слабый - 20% Удовлетворительный - 8 Хороший - 10% Очень слабый - 2% Слабый - 7% Удовлетворительный - 20% Хороший - 22% Очень хороший - 5% Отличный - 5%
Другие исследовательские навыки Очень слабый - 7% Слабый - 15% Удовлетворительный - 22% Хороший - 15% Слабый - 7% Удовлетворительный - 15% Хороший - 27% Очень хороший - 10%
Подготовка и выступление с Очень слабый - 2% Удовлетворительный - 10%
презентацией Слабый - 17% Удовлетворительный - 17% Хороший - 17% Очень хороший - 2% Отличный - 5% Хороший - 24% Очень хороший - 15% Отличный - 5%
Навыки межличностного общения Очень слабый - 2% Слабый - 7% Удовлетворительный -17% Хороший - 20% Очень хороший - 10% Удовлетворительный - 10% Хороший - 32% Очень хороший - 7% Отличный - 7%
Способность ценить, уважать и принимать расовые и этнические различия Очень слабый - 2% Слабый -2% Удовлетворительный - 2% Хороший - 22% Очень хороший - 12% Отличный - 17% Слабый - 2% Хороший - 15% Очень хороший - 22% Отличный -17%
Способность ценить изящное искусство (картины, музыку, спектакли, танцы) Слабый - 7% Удовлетворительный - 7% Хороший - 24% Очень хороший - 10% Отличный - 10% Удовлетворительный - 5% Хороший - 12% Очень хороший - 15% Отличный - 20%
Способность ценить культурное и глобальное многообразие Удовлетворительный - 9 Хороший - 15% Очень хороший - 7% Отличный - 15% Удовлетворительный - 15% Хороший - 17% Очень хороший - 7% Отличный - 24%
Понимание важности личной социальной ответственности Слабый - 10% Удовлетворительный - 7% Хороший - 20% Очень хороший - 10% Отличный - 10% Слабый - 2% Удовлетворительный - 7% Хороший - 17% Очень хороший - 15% Отличный - 20%
Способность к рефлексии (пониманию себя) Очень слабый - 2% Слабый - 10% Удовлетворительный - 15% Хороший - 10% Очень хороший - 7% Отличный - 10% Очень слабый - 2% Слабый - 2% Удовлетворительный - 7% Хороший - 17% Очень хороший - 20% Отличный - 7%
Выводы. Новая информационная среда требует переосмысления подхода к высшему образованию. Навыки высокого порядка, необходимые обществу, невозможно эффективно сформировать в рамках традиционных моделей обучения, которые основаны на передаче материала от преподавателя к студентам. Литература:
1. Агапов А.И. Модель управления студенческой вовлеченностью в процесс обучения в условиях онлайн-образования / А.И. Агапов, К.В. Киуру // Проблемы современного педагогического образования. Вып. 61. Ч. II. Ялта, 2018. - с. 6-10.
2. Киуру К.В. От учебной мотивации к студенческой вовлеченности: ответ на вызов новой парадигмы высшего образования / К.В. Киуру, Е.Е. Попова // Проблемы современного педагогического образования. Вып. 61. Ч. IV. Ялта, 2018. - с. 151-156.
3. Малошонок Н.Г. Студенческая вовлеченность как социальное явление: теория и методология исследования. Дисс. ... канд. социол. наук. М., 2014.
4. Попова Е.Е. Онлайн-образование в дигитализированной среде: сущность и особенности / Е.Е. Попова, К.В. Киуру // Педагогическая наука и образование. Челябинск: УралГУФК, 2019. - С. 201-206.
5. Янг Ш. От «подрыва» к инновациям: о будущем МООК / Ш. Янг // Вопросы образования. 2018. № 4. С. 21-42.
6. Armstrong P. Bloom's Taxonomy. https://cft.vanderbilt.edu/guides-subpages/blooms-taxonomy/
7. McGaw B. (2013) Developing 21st Century Competencies through Disciplines of Knowledge. Paper presented at an International Symposium on Education and 21st Century Competencies (Muscat, Sultanate of Oman, 22-24 September 2013). http://docs.acara.edu.au/resources/Developing_21st_century_competencies_Prof_Barry_McGaw.pdf
8. Lamb S., Maire Q., Doecke E. (2017). Key Skills for the 21st Century: An Evidence-Based Review. Melbourne: Victoria University. https:// education.nsw.gov.au/our-priorities/innovate-for-the-future/education-for-a-changing-world/research-findings/future-frontiers-analytical-report-key-skills-for-the-21st-century/Key-Skills-for-the-21st-Century-Analytical-Report.pdf
Педагогика
УДК 374.7
кандидат педагогических наук Козлов Вячеслав Александрович
Новосибирский военный институт имени генерала армии И. К. Яковлева войск национальной гвардии Российской Федерации (г. Новосибирск)
ИСТОРИКО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ФОРМИРОВАНИЯ НРАВСТВЕННЫХ ЦЕННОСТЕЙ У БУДУЩИХ ОФИЦЕРОВ В СИСТЕМЕ НРАВСТВЕННОГО ВОСПИТАНИЯ ВОЕННОСЛУЖАЩИХ ВНУТРЕННЕЙ (КОНВОЙНОЙ) СТРАЖИ РОССИЙСКОЙ ИМПЕРИИ В ПЕРИОД 1811 - 1917 Г.Г.
Аннотация. В данной статье приставлен историко-педагогический анализ формирование нравственных ценностей у солдат и офицеров армии Российской империи, внутренней и конвойной стражи, отдельного корпуса внутренний стражи как прообраз современных войск национальной гвардии Российской Федерации на фоне истории развития воинских формирования России в период с 1911 по 1917 г.г.
Ключевые слова: воины, солдаты, офицеры, нравственное воспитание, нравственные ценнсоти, нравственные отношения, внутренняя (конвойная) стража.
An^taUm. In This article the historical-pedagogical analysis of formation of moral values at soldiers and officers of Army of the Russian Empire, internal and Konwar guards, separate corps of Internal guards as prototype of modern armies of the National Guard of the Russian Federation against the background of the development of military formations of Russia in the period from 1911 to 1917.
Keywords: warriors, soldiers, officers, moral education, moral relations, internal (convoy) guards.
Введение. Воспитанию, а особенно одному из важнейших его направлений - нравственному воспитанию, на всех этапах становления и развития вооруженных формирований Руси, Российской империи, СССР и современной России занимало и продолжает занимать одно из важнейших мест в системе их подготовки.
Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года определяет приоритетная задача Российской Федерации - формирование новых поколений, обладающих знаниями и умениями, которые отвечают требованиям XXI века, разделяющих традиционные нравственные ценности, готовых к мирному созиданию и защите Родины [7].
Морально-боевой дух армии и ее лучших представителей - офицеров, выковывался в течении многих веков воинами и полководцами разных поколений, поддержанием духовной связи с прошлым Отечества. Основы нравственного воспитания закладывались такими величайшими русскими полководцами и флотоводцами как Александр Невский, Дмитрий Донской, Петр I, П.А. Румянцев, А.В. Суворов, Ф.Ф. Ушаков, Г.А. Потемкин, М.И. Кутузов, П.С. Нахимов, М.В. Фрунзе и другими выдающихся государственными деятелями и военноначальниками [6, с. 20].
Изложение основного материала статьи. На начальном этапе возникновения вооруженных формирований Древнерусского государства процесс нравственного воспитания воинов носил стихийный характер и передавался из поколения в поколения в устных и практических формах, основанных на личном опыте.
С появлением письменных источников военно-педагогическая мысль находила свое отражение в летописных источниках, поучениях, государственных актах, а затем в военно-исторических и художественных произведениях.
В петровскую реформу, когда, по сути, была создана система подготовки будущих офицеров для регулярной армии и военно-морского флота, где уделялось огромное значение нравственному воспитанию обучающихся. Об свидетельствую указы петровской эпохи.
Подготовка будущих и действующих офицеров осуществлялась в военных школах и академиях, а для пехоты - в лейб-гвардии Преображенском полку. При этом, высшие нравственные ценности военной службы сохранялись. Главным девизом петровской эпохи великих преобразований для служивых людей, в особенности для офицеров, стал: «Усердие и верность Отечеству и к пользе оного любовь» [11]. Основу нравственного воспитания офицеров петровской армии составляло формирование морально-боевых качеств, способных обеспечить успех в бою.
Период правления Екатерины Великой связан еще с одним величайшим русским полководцем -А.В. Суворовым, чей вклад в развитие процесса нравственного воспитания воинов поистине неоценим. Военно-педагогические взгляды военного гения находят свое отражение в «Полковом учреждении» (1764-1765 гг.) [8], «Науке побеждать» (1795-1796 гг.) [1], ряде приказов, инструкций, писем и д.р.
Важнейшим этапом в становлении системы воспитания и обучения воинов русской армии становится Отечественная война 1812 года, где взаимное нравственное отношение офицеров и солдат формировались непосредственно на полях сражения. Этот период также важен для зарождения прообраза будущих войск национальной гвардии (внутренних войск). Так, императорским указом от 27 марта 1811 года губернские подвижные инвалидные команды роты, которые входили в состав военного ведомства и составляли резерв армии и преобразовывались во внутреннюю стражу. Руководить новой структурой императором Александром I, было доверено ученику, сподвижнику и продолжателю идей воспитания и обучения войск А.В. Суворова генерал-адъютанту графу Е.Ф. Комаровскому, который 30 марта 1813 года стал первым командиром отдельного корпуса внутренней стражи (далее - ОКВС).
Отечественная война 1812 года, дала большой опыт формирования нравственного воспитания солдат и офицеров, в основном, основанном на работе с верующими воинами. Она потребовала для отпора французской армии от всех сословий Российской империи огромного напряжения всех духовных и физических сил. Её история изобилует фактами, свидетельствующими об огромном значении православной веры как фундамента для формирования нравственных ценностей воинов русской армии [5].
Особую роль духовно-нравственное воспитание сыграло в подразделениях внутренней страже, где контингент составлял личный состав, ограниченный по состоянию здоровья, тем не менее, выполнял ответственные задания, чего требовало больших усилий и высокого патриотического настроя. Интересным является и тот факт, что ряд команд приняли непосредственное участия в разгроме наполеоновских войск. Они не только занимались доставкой лошадей и сопровождением рекрутов для действующей армии,