Педагогика
УДК: 3.35.355.1
старший преподаватель Швец Антон Анатольевич
Краснодарское высшее военное авиационное училище летчиков имени А. К. Серова (г. Краснодар)
РОЛЬ ЭСТЕТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ В ФОРМИРОВАНИИ СОЦИАЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ
БУДУЩЕГО ОФИЦЕРА
Аннотация. Данное исследование посвящено изучению проблемы роли эстетического воспитания в формировании социальной активности будущего офицера. В работе актуализируется необходимость формирования социальной активности курсантов в процессе их профессиональной подготовки. В статье изучены основные проблемные аспекты эстетической воспитанности в воинской среде.
Ключевые слова: эстетическое воспитание, эстетический вкус, формирование социальной активности, будущий офицер, курсант, направления воспитательной деятельности.
Anmtation. This study is devoted to the study of the problem of the role of aesthetic education in shaping the social activity of the future officer. The work actualizes the need to form social activity of cadets in the process of their professional training. The article examines the main problem aspects of aesthetic education in the military environment.
Keywords: Aesthetic education, aesthetic taste, the formation of social activity, the future officer, cadet, the direction of educational activities.
Введение. В современном обществе проблема профессиональной подготовки будущего офицера является актуальной, так как в вооруженных силах страны растет потребность в высококвалифицированных кадрах. Одной из важнейших сторон подготовки будущего офицера является воспитание в нем личности творческой и социально активной. Социальная активность как процесс системного становления личности актуализируется динамичными изменениями, которые происходят в современном обществе во всех сферах жизни общества. В настоящее время предъявляют высокие требования к активности, самостоятельности и ответственности. Социальная активность личности предполагает гармоничное сочетание в себе духовного богатства, физического совершенствования и моральных и нравственных качеств. Развитие эмоционально-чувственной сферы духовного мира военнослужащего необходимо на современном этапе. К основным направлениям эстетического воспитания курсанта военного вуза можно отнести формирование эстетического отношения к военной службе, воинскому долгу, воинской среде, субъектам и объектам профессиональной деятельности. Важно привить будущим офицерам эстетическое отношение к военной форме одежды, повышать эстетическое содержание воинских ритуалов, развить героико-патриотическую и военною тематику в современном искусстве, знакомить курсантов с художественно-творческой жизнью Вооруженных Сил, творчеством военных художников, писателей, композиторов и поэтов, приобщать к военной проблематике в театральной жизни, кино, литературных источниках, живописи.
Изложение основного материала статьи. Эффективность эстетического направления воспитательной деятельности предполагает раскрытие эстетического идеала в реальной жизненной ситуации и связь с формирование всесторонней и гармонически развитой личности военнослужащего.
Проанализировав психолого-педагогическую литературу по проблеме эстетического воспитания можно сделать вывод, что в истории педагогики и в современных исследованиях прослеживается огромный интерес к данному вопросу.
Проблема эстетического воспитания личности анализируется в философско-методологическом аспекте (Н.А. Бердяев, М.С. Каган, А.Ф. Лосев, Е.Г. Яковлев и др.), в психологическом понимании эстетического восприятия (Б.Г. Ананьев, Л.С. Выготский, С.Л. Рубинштейн, Б.М. Теплов и др.), в выделении основных направлений исследования эстетического воспитания (Е.И. Коротеева, Н.И. Киященко, И.В. Кошмина,
A.Ф. Лобова, Л.П. Печко В.Н. Шацкая и др.), в развитии эстетических способностей (Г.Н. Кудина,
B.С. Кузин, Т.Я. Шпикалова), во влиянии эстетического воспитания на социально активное отношение к жизни и воинской службе (А.В. Барабанщиков, Н.Ф. Феденко, Н.А. Данилюк).
В научной литературе имеются различные подходы к определению понятия «эстетическое воспитание», выбору различных технологий, форм и методов эстетического воспитания.
Так Г.А. Карцева, Е.Ю. Игнатова рассматривают эстетическое воспитание как многогранный процесс, и однозначного определения до сих пор не существует. Эстетическое воспитание - организованный и целенаправленный процесс формирования у детей развитого эстетического сознания, художественно-эстетического вкуса, способности воспринимать и ценить прекрасное, возвышенное, трагическое, комическое в общественной жизни, природе, искусстве [1].
В ряде исследований под эстетическим воспитание понимается система мероприятий, направленный на формирование личности способностей чувствовать, воспринимать, переживать и ценить прекрасное в действительности и искусстве.
В истории педагогики важным аспектом формирования личности человека в различных сферах общественной деятельности было гармоничное сочетание физической, нравственной, эстетической воспитанности. В системе подготовки воинов актуальным считается то, чтобы эстетическое воспитание позволило приобрести чувство прекрасного на всю жизнь.
Принципиальной особенностью военной школы является постоянное и глубокое внимание к эстетическому воспитанию. Важно приобщить молодёжь к литературе и искусству, красоте окружающего личность мира. Показатели эстетической воспитанности зависят от социально-экономического уровня развития современного общества. Становление творческих сил и способностей является первейшим условием формирования, как каждой личности, так и современного общества в целом. Актуальность эстетического воспитания в различных проявлениях определенных возможностей является фактором становления духовно-нравственной парадигмы бытия в современном мире. Однако, в профессиональном становлении будущего офицера эстетическому развитию ещё не уделяется должного внимания, хотя актуальность проблем эстетического воспитания ни у кого не вызывает сомнений.
Данная проблема позволит осуществить определение главных задач: улучшить художественное образование и эстетическое воспитание курсантов; развить чувство прекрасного, формировать высокие
эстетические вкусы, понимать и ценить произведения искусства, памятники истории и архитектуры, красоту и богатство родного края.
Важность эстетического воспитания будущих офицеров несомненна. В сборнике «Основы военной психологии и педагогики под ред. Н.А. Данилюк и С.Ф. Барковского под эстетическом воспитанием понимается соствсная часть воспитания в целом, одно из его направлений, которое формирует у будущих офицеров эстетические взгляды, понятия, вкус, чувства, умение чувствовать, понимать и оценивать прекрасное в искусстве и жизненном пространстве. Эстетическое воспитание призывает стремится к созданию и защите прекрасного, борьбе с проявлением безобразия [3].
Эстетика как область научного знания учит целостному восприятию окружающего мира, формированию эстетического вкуса, развитию способности к эмпатии, переживанию и сопереживанию, способности сравнивать культурные ценности в своей жизни с эстетическими идеалами.
Формирование у курсантов эстетических представлений, понятий и вкусов является сложной педагогической задачей. Элементарным эстетическим представлениям и суждениям они овладели еще в школе. Основная задача в военной среде вооружить будущего офицера необходимыми способностями к более глубокому пониманию искусства и развить чувство переживания и сопереживания прекрасного.
В процессе эстетического образования используются различные образовательные методы и технологии:
- обеспечивающие эстетическое оптимальное восприятие, повторное восприятие, которые личность эстетическими впечатлениями;
- предполагающие практическое использование в рамках определенные упражнений, занятий;
- осуществляющие художественно - творческую деятельность, выполнение различных творческих заданий, критический анализ литературных и художественных произведений.
В процессе осуществления эстетического воспитания используются данные методы и технологии неразрывно с методами педагогического воздействия, что дает возможность преподавателям и будущим офицерам вместе решать вопросы эстетического воспитания.
В связи с актуальностью осмысления в эстетическом воспитании и развитии художественных представлений, понятий и суждений важное значение приобретает деятельность по переосмыслению взаимосвязи, осуществляемой в различных видах искусств в отображении жизни. Поэтому важно сочетать культурологические и литературно-художественные знания с использованием произведений музыки и изобразительного искусства.
Актуальной в военной практике является проблема формирования у курсантов эстетического вкуса, умения отличать художественные поделки, примитивное ремесленничество от подлинного искусства.
Н.И. Киященко отмечает: «В своей совокупности эстетический вкус и воображение представляют собой реальную основу выработки в становящейся творческой личности интеллекта. При этом нельзя не отметить тот факт, что воображение само по себе есть образная составляющая в формируемом интеллекте, которая составляет интеллектуальную составляющую образного, теперь уже творческого, мышления любой художественной и - шире - эстетической его деятельности» [2, с. 133].
Эстетический вкус и воображение становится важнейшим аспектом в культурном самосовершенствовании человека. С другой стороны формирование творческой личности способствует развитию интеллектуальных способностей. Творческое и интеллектуальное мышление переплетаются в формировании и закреплении личностных качеств будущего офицера.
Успешному эстетическому развитию курсанта способствует сенсорная культура (музыкальный слух, чувство цвета, чувство ритма и др.), образное мышление, эмоциональное реагирование на культурные ценности.
Оценивая роль эстетического воспитания в формировании личности будущего офицера, важно отметить, что творческий комплекс и эстетический вкус оказывают положительное влияние на развитие определенных свойств, которые входят в творческий потенциал личности.
Устойчивые моральные и нравственные представления и понятия у курсантов способствует качественной оценке эстетической ценности литературных произведений, произведений живописи и искусства. Взаимосвязь нравственного и эстетического направлений воспитательной деятельности актуальна в воинской среде.
Большое время в профессиональной подготовке курсантов отводится физической подготовке, так как защитник Родины должен быть сильным и выносливым. Физическое воспитание находится в тесной взаимосвязи с эстетическим воспитанием. Нельзя себе представить физическое воспитание без познания прекрасного в целях, содержании и процессе физического труда, вместе с тем, нельзя себе представить и эстетическое воспитание, оторванное от активной физической деятельности.
Курсанты должны видеть красоту физического труда, научиться трудиться на общую пользу для того, чтобы физический труд стал для них потребностью. При этом большое внимание уделяется воспитанию чувства прекрасного, желание своими руками сделать что-то красивое, необходимое социуму.
Социальная активность курсанта представляется преобразованием действительности «по законам красоты» и примерами прекрасного через различные направления воспитательной деятельности: трудовая, физическая, нравственная, эстетическая. Эстетический аспект практической деятельности военнослужащего тесно связан с активным преобразованием жизненного пространства: соблюдение чистоты и порядка в подразделении, бережное отношение к военной форме, оружию, технике, создание своими руками уюта и комфорта. Важно, чтобы курсанты самостоятельно и творчески предметы для организации досуговой деятельности, изготовляли стенды, панно, баннеры. Творчество, в данном случае, будет способствовать обнаружению и реализации возможностей собственной активности, получения удовлетворения от продуктов собственного труда, которые должны отвечать эстетическим критериям.
Эстетическое совершенствование должно осуществляться в соответствии с развитием умственных способностей. Создание определенного эстетического продукта способствует развитию творческого мышления, расширению общего кругозора и культуры человека, что является одним их показателей социальной активности личности.
Проанализировав ряд педагогических исследований, становится очевидным, что через воспитательную деятельность педагога-наставника, который выполняет образовательную функцию, социальная активность средствами эстетического воспитания проявляется в значительной мере.
Выделяются функции воспитательной деятельности педагога в условиях подготовки курсантов:
- преобразующая функция нацелена использовать закономерности развития, образования для формирования социальной активности личности. Данная функция тесно связана с процессами социализации, коррекции, адаптации, педагогической и психологической поддержки. Примером использования поддерживающей функции можно считать проведение квестов на темы: « Найти прекрасное в армейской жизни», «В чем возвышенность и благородство подвигов во имя Отчизны?», «Эстетический идеал вашей военной профессии»;
- информационная функция ставит своей задачей способствовать обмену культурными ценностями и опытом между поколениями. Реализация данной функции осуществляется посредством использования различных форм воспитывающего обучения, взаимосвязи эстетического, нравственного, умственного образования. Важным аспектом является общение педагога с воспитанниками. Примером использования информационной функции можно считать лекции на эстетическую тематику, проведение занятий, диспутов, бесед о воинской атрибутике, об истории воинских ритуалов и церемоний Российской Армии;
- коммуникативная функция осуществляется посредством педагогического взаимодействия участников образовательного процесса. Общение на эстетические темы активизирует личность будущего офицера, способствует развитию творческого совершенствования. В рамках реализации коммуникативной функции возможен анализ презентаций на военную тематику;
- организаторская функция предполагает организацию деятельности в рамках эстетического воспитания, а также управление развитием воспитательных систем и воспитательного пространства, которое способствует формированию социальной активности личности. Примером использования организаторской функции можно считать организацию и посещение театра, картинной галереи, краеведческого музея, красивых мест малого города;
- демонстрационная функция обусловлена требованием эталонности действий педагога, который должен своим примером передавать курсантам эстетический вкус и воображение. В рамках реализации демонстрационной функции преподаватель готовит курсантов к созданию презентаций о литературных и художественных произведениях, об отечественном и зарубежном искусстве, живописи и скульптуре.
Реализация выше обозначенных функций будет способствовать формированию социальной активности будущего офицера посредством эстетического воспитания.
В ходе изучения роли эстетического воспитания в формировании социальной активности личности нами была проведена опытно-экспериментальная работа. Целью нашего исследования является теоретически обосновать и экспериментально апробировать программу эстетического воспитания будущего офицера.
В рамках констатирующего эксперимента проведена диагностика влияния эстетической воспитанности курсантов на саморазвитие личности.
Использовалась анкета «Роль прекрасного в моей жизни». Данная анкета разработана нами с целью выяснения влияния эстетической воспитанности курсантов на саморазвитие личности. Анкетирование включало вопросы о накоплении знаний литературных и художественных произведений, знаний об искусстве, изобразительном творчестве. Результаты опроса показали, что курсанты 1 и 2 курсов владеют знаниями в области эстетического образования. 75% курсантов регулярно читают художественную литературу, знакомятся с культурным наследием. 67% посещают театр, картинную галерею, краеведческий музей, красивые места малого города.
Полученные результаты позволили разработать систему мер по формированию социальной активности личности будущего офицера посредством эстетического воспитания. Данная программа предполагает трансляцию личностного опыта и реализацию практической деятельности в создании эстетического продукта, которая способствует развитию творческого мышления.
Выводы. Социальная активность военнослужащего должна развивать посредством множества направлений. Одним из ведущих направлений воспитательной деятельности в данном вопросе отводится эстетическому воспитанию.
В процессе осуществления эстетического воспитания используются определенные методы и технологии, которые дают возможность преподавателям и будущим офицерам вместе решать вопросы эстетического воспитания.
Эстетическое воспитание нацелено на формирование социальной активности личности, как в эстетическом плане, так и в умственном, нравственном и физическом. Эта задача реализуется посредством: овладения военнослужащими знаниями художественно-эстетической культуры, развития у них эстетических, психологических качеств, которые выражены эстетическим восприятием, чувством, оценкой, и другими психическими категориями эстетического воспитания.
Конечной целью эстетического воспитания будущего офицера является сформированность у него социальной активности, которая будет способствовать дальнейшему профессиональному совершенству.
Вся система эстетического воспитания курсанта должна обеспечивать целостное эстетическое развитие, связанное с обогащением личности художественно-эстетическими знаниями, пониманием произведений искусства, обучением навыкам самостоятельной деятельности в искусстве, развитием с помощью занятий искусством природных сил, музыкального слуха, художественной зоркости, творческого воображения, оригинальности мышления, сформированности устойчивого эстетического сознания.
Таким образом, эстетическое воспитание будущего офицера нацелено на формирование его общественной активности во всех сферах его профессиональной деятельности.
Литература:
1. Карцева Г.А., Игнатова Е.Ю. К вопросу об эстетическом воспитании // Аналитика культурологии -2014. - №3. - С. 134-140.
2. Киященко Н.И.Трансформация эстетического воспитания в эпоху глобализации и смены цивилизаций // Век глобализации - 2010. - №2. - С. 133.
3. Основы военной психологии и педагогики: Понятийно-категориальный аппарат / Под ред. Н.А. Данилюк, С.Ф. Барковского. - Даугавпилс, 1989. - 49 с.
Педагогика
УДК 37.036
кандидат педагогических наук, доцент Шевченко Григорий Иванович
Мурманский арктический государственный университет (г. Мурманск)
ВОПРОСЫ РАЗВИТИЯ ТВОРЧЕСКОЙ АКТИВНОСТИ СТУДЕНТОВ В ПРОЦЕССЕ МУЗЫКАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКИ
Аннотация. В статье рассматриваются вопросы формирования творческой активности в аспекте становления будущего педагога-музыканта. Автор раскрывает некоторые особенности организации самостоятельной учебной деятельности как необходимой предпосылки творческого развития студентов, предлагает типологию самостоятельных заданий по степени сложности решения творческих задач. Анализу подвергаются содержательный и процессуальный аспекты выполнения самостоятельных творческих заданий.
Ключевые слова. Творчество, творческая активность, виды музыкальной деятельности, музыкально-педагогическая деятельность, степень обобщенности музыкальных понятий, музыкальные способности, самостоятельные задания.
Annotation. The article deals with the formation of creative activity in the aspect of the formation of the future teacher-musician. The author reveals some features of the organization of independent learning activities as a necessary prerequisite for the creative development of students, offers a typology of independent tasks according to the degree of complexity of solving creative tasks. The content and procedural aspects of performing independent creative tasks are analyzed.
Keywords. Creativity, creative activity, types of musical activity, musical pedagogical activity, degree of generalization of musical concepts, musical abilities, independent tasks.
Введение. Процесс подготовки учителей для системы общего музыкального образования имеет особую логику, в которой возникают свои специфические сложности. Если мы возьмем лишь некоторые, необходимые умения учителя для успешной работы с детьми в школе, то увидим, что об одинаковой подготовке по всем компонентам профессиограммы учителя музыки говорить не приходится.
Все студенты разнятся по степени готовности к разным видам музыкальной деятельности (игра на инструменте, пение, дирижирование, словесно-логическая интерпретация музыки, музыкально-педагогический анализ и т.п.). Студенты приходят в вуз с разной степенью музыкальной подготовки, имеют разные музыкальные способности, разную мотивацию.
Бесспорно, каждый преподаватель в своем виде музыкальной деятельности, работая со студентами, пытается достичь наивысшего результата. Инструменталисты предлагают студентам программы, которые позволяют, как им кажется, развить оптимальные навыки игры на инструменте. Хоровики стремятся к формированию у студентов способностей руководить хором. Вокалисты ратуют за развитие голоса и вокальных навыков. Теоретики считают, что без осмысления всей полноты музыкальной культуры человечества учитель музыки не состоится. Все эти позиции верны. Но при всем при этом часто происходит не целостное формирование личности учителя музыки, а «разрозненный хор» не всегда связанных воздействий, мешающий воплощению основной идеи.
Процесс формирования творческой активности в системе музыкальных занятий получил отражение в исследованиях О. А. Апраксиной [1], Н. А. Ветлугиной [3], Н. Л. Гродзенской [4], Д. Б. Кабалевского [5], В. Н. Шацкой [7] и их последователей.
Главными показателями будущей успешности педагога-музыканта следует признать его искреннюю любовь к музыке, желание поделиться этой любовью с детьми, а значит, творчески проявляться в своей деятельности. «Действительно, творить - значит быть искренним, творить - значит любить» [2, с. 231]. Ведь без проникновения в творческую природу музыкального искусства, без вдохновенного отношения к нему оно непознаваемо. Именно поэтому выпускники успешно внедряются в учебный процесс школы в том случае, если они приобрели хотя бы некоторый опыт творческой деятельности, творческого взаимодействия со своими воспитанниками.
Изложение основного материала статьи. Эффективность творческого развития студентов зависит от важного условия: включенности их в самостоятельную музыкальную работу. Студент должен не просто фиксировать в своем сознании музыкальные знания, но уметь их трактовать, объяснять, применять; он должен самостоятельно добывать недостающие знания. Стимуляторами самостоятельной деятельности студентов по творческому овладению знаниями, умениями и навыками призваны стать самостоятельные задания.
Потенциальная возможность формирования музыкальных знаний, умений и навыков заложена в содержании предметов музыкально-эстетического цикла, где музыкальные знания зафиксированы в музыкальных понятиях, а необходимость оперировать понятиями выступает предпосылкой развития умений и навыков.
Именно понятия, являясь опорными точками в содержании обучения, могут стать основаниями типологизации самостоятельных заданий; ибо любое самостоятельное задание, имея свою дидактическую цель, должно основываться на логико-содержательной структуре познания музыки как целостного явления.
Это - содержательная сторона проблемы, для учета которой важно четко определиться в системе музыкальных понятий, т.е. увидеть их логику, степень обобщенности и соподчиненность. При этом следует учесть и то, что любой предмет учебного плана не имеет приоритетного значения для раскрытия содержательной сущности каждого конкретного музыкального понятия; ведь все музыкальные знания одинаково важны для всех видов музыкальной деятельности.
По степени обобщенности музыкальные понятия можно дифференцировать следующим образом.
Первый класс - понятия, раскрывающие сущность средств музыкальной выразительности. Это - понятия о звуке, мелодии, ритме, метре, размере, гармонии, ладе, тональности и т.п. Понятия данного класса представляют собой «элементарную» базу содержания музыкального искусства. Понятия данного класса обогащают память обучающихся знаниями материальных основ музыкального искусства. Они являются основой овладения многими исполнительскими и исследовательскими навыками, без которых немыслимо познание музыки. В опоре на данные понятия формируются музыкальные способности: звуковысотный слух,