О наиболее высоком уровне владения речевой деятельностью свидетельствует наличие третьего навыка — навыка трансформации стилей. Следует отметить, что в профессиональной деятельности инженеров навык трансформации стилей, навык быстрого переключения от одного стиля к другому, является исключительно важным. В некоторых ситуациях общения коммуникация происходит почти одновременно на двух или нескольких уровнях функционального стиля. (Например, в ситуации, когда происходит разбор ситуации, или инструктаж перед выполнением задания и др.) Выделение А.Н. Васильевой в речевых стилях трех подвидов (например, в научном - разговорно-научного, нейтрально-научного, сугубо-научного) содействует наиболее полной реализации задач формирования устной и письменной коммуникации [8].
Выводы. На основе данных нашего исследования можно условно спроектировать следующий алгоритм методической стратегии:
I. Создать атмосферу профессионального общения для стимулирования интереса к предмету (интересные тексты, новые проблемы, новая методика).
II. Дать иностранному учащемуся возможность убедиться в необходимости занятий языком (противоречие между тем, что знает, и тем, что должен знать).
III. Создать наряду с общей программой индивидуальные программы для слабо успевающих (корректировка) и для хорошо успевающих обучающихся (углубление).
IV. Добиваться педагогической совместимости между членами группы и преподавателем с учетом индивидуальных особенностей обучаемых.
V. Выбрать оптимальную методику обучения русскому языку в зависимости от специальности и уровня обучения учащихся.
VI. Организовать регулярный итоговый контроль за усвоением материала, чтобы обучаемые убедились в своем продвижении.
VII. После итогового контроля внести коррективы в индивидуальные планы пилотов и техников.
На зачетах и экзаменах дать иностранным учащимся возможность участвовать в реальной речевой деятельности (диспут, профессиональное общение, выступления по услышанному и т. д.).
Активное отношение самого иностранца к процессу обучения является отличительной чертой высшей школы сегодняшнего дня. Это предполагает постоянное усовершенствование содержания и методики вузовского курса русского языка как иностранного.
Литература:
1. Леонтьев А.А. Теория речевой деятельности на современном этане и ее значение для обучения иностранцев русскому языку // Научные основы и практика преподавания русского языка и литературы: Доклады советской делегации. - М.: 1976. С. 100-112 / Третий конгресс МАПРЯЛ.
2. Фюмадель, М. Мотивация и преподавание иностранных языков. В кн.: Методика преподавания иностранных языков за рубежом - Вып. 2. - М., 1976.
3. Аппельт В. Мотивация, мотивы и мотивирующие факторы в преподавании иностранных языков // Психологические основы ускоренного обучения взрослых: материалы симпозиума. - М., 1982, с. 3.
4. Зимняя И.А. Психологические аспекты обучения говорению на иностранном языке: Кн. для учителя.-2-е изд. - М.: Просвещение,1985. - 160 с.
5. Зимняя И.А. Психология обучения неродному языку (на материале русского языка как иностранного). - М.: Рус. яз., 1989. - 219 с.
6. Черемисина Н.В. Научные основы практического курса русского языка // Русский язык в национальной школе, 1976, № 6, с. 22.
7. Глаголев Н.В. Экстралингвистическая основа конструирования предложений в речи // Филологические науки, 1974, № 2, с. 49—55.
8. Васильева А.Н. Курс лекций по стилистике русского языка. М.: Русский язык, 1976. — 192 с.
Педагогика
УДК 378.22
кандидат педагогических наук, доцент Кириллова Инна Константиновна
Московский государственный строительный университет (г. Москва); студент Мельников Даниил Дмитриевич
Башкирский государственный университет (г. Уфа)
ИНЖЕНЕРНЫЕ ИННОВАЦИИ И ТВОРЧЕСТВО (НА ПРИМЕРЕ ИНЖЕНЕРНОЙ ИГРЫ НА
ЗАНЯТИЯХ ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА)
Аннотация. В данной работе рассматриваются понятия «инновации», «инженерные инновации», «творчество» в контексте инновационной инженерной деятельности. Предложен вариант инженерной игры, которая была проведена с целью вовлечения студентов в инновационную инженерную деятельность и, на основе которой, мы попытались соотнести понятия «творчество» и «инновации».
Ключевые слова: инновации, инженерные инновации, творчество, инженерная игра, инновационная инженерная деятельность, инновационные умения.
Annotation. In this work, the concepts of "innovation", "engineering innovation", "creativity" in the field of innovative engineering activity are considered. A variant of the engineering game is proposed, which should be aimed at attracting students to innovative engineering activities. On the basis of this engineering game we are trying to relate the concepts of "creativity" and "innovation".
Keywords: innovations, engineering innovations, creativity, engineering game, innovative engineering activities, innovative skills.
Введение. В выступлениях Президента Российской Федерации, Председателя Правительства и Министра образования и науки Российской Федерации, а также видных ученых и представителей бизнеса России неоднократно отмечалась необходимость в подготовке специалистов инновационного типа. В настоящее время уровень и динамика развития инновационных технологий стали определяющими характеристиками производительных сил национальной экономики. Так как профессия современного
инженера подразумевает продуктивную творческую деятельность, то использование инженерных игр позволяет задать предметный и социальный контексты профессиональной деятельности, определить условия развития теоретического и практического мышления инженера. В данной статье мы попытались представить роль инженерной игры в процессе становления современного специалиста технической направления.
Изложение основного материала статьи. По мнению многих исследователей, творчество есть деятельность по созданию культурных ценностей и их интерпретации, которая является оригинальной, неповторимой и уникальной в общественно-историческом смысле и всегда предполагает наличие субъекта творческой деятельности (творца). Н.Г. Багдасарьян дает глобальное определение этой категории.
Большинство авторов сравнивают инновацию с творчеством, а инновационный процесс с творческим. В то же время, творчество несколько иная категория.
Мы рассматриваем творчество как деятельность субъектов по созданию новых материальных процессов и систем, которые способствуют разнообразию, которое обеспечивает устойчивость и распространение субъектов этого вида во Вселенной. Внедренческий успех и прибыльность являются целью промышленной инноватики. Ценностные ориентации руководителей предприятия и его работников, идеология государства -вот что делает инноватику позитивной. Зарубежные психологи - Дж. Гилфорд, Ф. Джексон, Дж. Гетцельс, Е.П. Торренс (МТТМ - Миннесотские тесты творческого мышления), отечественные психологи С.О. Гризенберг, П.К. Энгельмейер занимались проблемами творчества и творческих способностей человека. (МТТМ - Миннесотские тесты творческого мышления), ставшие основой системы измерения творческих способностей. Дж. Гилфорд говорил о противопоставлении логического и творческого мышления, он же ввел понятие «креативность», после чего понятия «интеллектуальные» и «творческие» способности стали рассматривать как два независимых явления. Такие качества как точность, гибкость, быстроту, оригинальность он выделяет на основе определения им творческого мышления как дивергентное продуктивное мышление.
«Инновация (нововведение) - конечный результат инновационной деятельности, получивший реализацию в виде нового или усовершенствованного продукта, реализуемого на рынке, нового или усовершенствованного технологического процесса, используемого в практической деятельности».
Инновация в российской практике характеризуется направлением научно-технического прогресса, с внедрением результатов научных исследователей и разработок в практику.
Зарубежные исследователи полагают, что инновация является категорией комплексной и относящейся не только к инструментально-технологической, но и к социальной, экономической, и даже личностной сферам деятельности.
А.Я. Мельникова предлагает классификацию инноваций в зависимости от специфики и места их возникновения и использования:
- технологические инновации
- экономические инновации
- инновация товара
- финансовая инновация
- социальные инновации
- результативная инновация
- управление инновациями в кадровой работе
- юридические
- методические инновации
- организационные инновации
- управленческие инновации
- инженерные инновации - разработка и создание новой техники и технологии, результатом которой является товарная продукция, которая обеспечивает новый социальный и экономический эффект, а потому конкурентоспособна.
На примере инженерной игры «Реклама - двигатель прогресса» попробуем соотнести понятия творчество и инновации. Основой эксперимента явилось определение содержания, структуры, методики, эффективности реализации инженерной игры в процессе обучения материаловедению. Игра проводится на занятиях английского языка. Образовательный ресурс дисциплины «Английский язык» заключается в том, что в процессе игры студенты овладевают умениями планировать действия в связи с решением конкретной задачи на основе иноязычных и профессионально значимых умений; соотносить профессионально ориентированный иноязычный материал, знания и умения с их практическим применением; определять свою роль и место в решении задач в заданной ситуации и намечать стратегию и тактику поведения в ходе обыгрывания ситуаций; самостоятельно или по аналогии прогнозировать и разрабатывать игровую модель ситуации, при этом соотносить конкретную ситуацию с реальной жизнью.
За несколько дней до игры, студентам сообщается тема и выдается задание. Команды образуются без воздействия преподавателя, но одного студента-эксперта в каждую команду преподаватель назначает сам. Мы дали им частичную свободу выбора в назначении ролей в команде. На полную свободу действий мы не решились пойти. Задание следующее:
1. Из приведенного списка материалов, выбрать один более понравившийся:
- superconductors;
- intelligent materials;
- implants made of biocompatible carbon-carbon composites;
- biocompatible, environmentally friendly and biodegradable materials;
- structural materials based on titanium intermetallic compounds;
- a new class of high-strength oxidation-resistant materials based on carbon-silicon.
2. Подготовить рекламу материала с применением различных методов и технологий.
Во все время подготовительной работы студент-эксперт находящейся в команде оценивает поведение каждого его члена. Он наблюдает за тем, как складывается работа в группе и кто какие роли исполняет. Затем эти данные отдаются преподавателю, он анализирует и делает вывод.
Студенту-эксперту была дана таблица (таблица 1), в которой он по ходу игры отмечал показатели проявляющиеся у игроков. В помощь ему была дана таблица оценки сформированности инновационных умений.
Таблица 1
Фамилия и имя студента-эксперта
Имя студента Умения Показатели Уровень сформированности
Рассмотрим, как проводилась данная игра со студентами группы Управление качеством Башкирского государственного университета.
После сообщения задания, ребята сразу начали делиться на команды. Деление происходило по критерию близости общения. Мы надеялись, что это не помешает игре. И не вмешивались. После разделения, посовещавшись, они выбрали материал. Игра началась.
Студент-эксперт первой команды, после истечения подготовительного этапа предоставил следующие данные:
1. В его команду входили: Александр, Руслан, Розалия, Катя.
2. Виктор - студент - эксперт на первом же этапе проявил инициативу. Он начал набирать команду, по его совету был выбран материал, и по его установке действовала вся команда на подготовительном этапе. Лидер был определен. Как настоящий руководитель он сразу выделил задания, которые нужно будет выполнить. И ребята сами выбрали себе занятие по интересу. Руслан решил искать необходимую информацию о материале в сети Internet. Розалия составила ему компанию. Александр решил заняться выбором из всей найденной информации, более интересной и актуальной. Катя и Виктор выбрали творческий этап. Они решили заняться разработкой проекта рекламы. В технических моментах все участники команды им помогали.
3. Во время выступления, все ребята работали слажено, каждый выполнял свою роль и не мешал остальным. В итоге ребята победили.
После окончания игры преподаватель, основываясь на полученные данные, может оценить уровень сформированности инновационных умений.
По результатам игры, мы не получили однозначного соотношения понятий творчество и инновационность. Здесь мы согласны с В.Н. Дружининым, который принципиально противопоставляет творчества и деятельности. Инновационность в создании продукта и новизна в познании мира - это отличительные особенности понятия деятельности от понятия творческой деятельности.
Инновационный процесс включает творческую составляющую в процессе поиска нового решения, разработки нового решения и внедрения нового решения в реальность.
Однако, являясь актом более свободным от внешних условий и требований, творчество не требует обязательного полезного использования своего конечного продукта.
В то время как непременным этапом инновационной инженерной деятельности является производственное освоение товарного продукта на базе результатов научно-технической деятельности, совершенствование существующих и внедрение новых технологий с целью обеспечения качественных характеристик выпускаемой продукции и удовлетворения общественных потребностей, ну и, конечно, получения прибыли. По признаниям руководителей успешных инженерных фирм рентабельность инновации должна быть не меньше 80%.
Выводы. В ходе эксперимента применялись инженерные игры, которые повышали интерес студентов к содержанию занятий, активизировали их смысло-поисковую деятельность, которая стимулирует практическое применение знаний в новых условиях. Участие студентов в игровых ситуациях различных видов способствовало формированию у них эмоций, потребностей и мотивов, а также проявлению профессионально значимых личностных качеств будущего специалиста. Эти выводы мы сделали на основе наблюдений за студентами в учебном процессе и результатов опроса.
Литература:
1. Guilford, G.P. The Nature of Human Intelligence / G.P. Guilford. - New York: McGraw Hill, 1967. - 41 p.
2. Jakson, P. Life in Classrooms / P. Jakson. - N.Y.: Holt, 1968. - p. 273.
3. Torrance, P. Causes for Concern. Creativiti. Selected Readings / Edited by P.E. Vernon. Harmondsworth: Richard Clay (The Chauser Press) Ltd, 1975. - p. 442.
4. Багдасарьян, Н.Г. Профессиональная культура инженера: механизмы освоения / Н.Г. Багдасарьян. -Москва: Изд-во МГТУ им. Н.Э. Баумана, 1998. - 247 с.
5. Дружинин, В.Н. Психология общих способностей: 3-е изд., расш. и доп. / В.Н. Дружинин. -СПб.: Питер, 2007. - 368 с.
6. Кириллов Н.П. Инновационная модель инженерного образования: метафора тройной спирали / Н.П. Кириллов, Ю.С. Плотников // Проблемы упр. в соц. системах. - 2012 - Т. 4, вып. 6 - с. 74-86.
7. Кириллова И.К., Модель развития проектировочных умений бакалавров технического профиля при изучении иностранных языков // Приволжский научный журнал - 2014, № 1 (29), С. 228 - 232.
8. Кириллова И.К., Применение рабочих тетрадей в подготовке бакалавров технического профиля / И.К. Кириллова, А.Я. Мельникова // Проблемы современного педагогического образования. - 2018. № 61- 3., С. 97 - 101.
9. Кириллова И.К., Engineering materials. Their properties and application. Конструкционные материалы. Их свойства и применение / И.К. Кириллова, А.Я. Мельникова, В.В. Райский // - М: Издательство МИСИ-МГСУ, 2016
10. Мельникова, А.Я. Инженерные игры в теории, методике и практике профессионального образования / А.Я. Мельникова, И.Д. Белоновская. - М.: Дом педагогики, 2008. - 280 с.
11. Шукшунов, В.Е. Роль высших учебных заведений в формировании инновационного пути развития отечественной промышленности: сб. статей «Инновации в высшей технической школе России: Состояние и проблемы модернизации инженерного образования» / В.Е. Шукшунов. - М.: МАДИ (ГТУ), 2002. - Вып. 1. -С. 125-135.
Педагогика
УДК 347.147
доктор филологических наук, профессор Киуру Константин Валерьевич
Челябинский государственный университет (г. Челябинск);
кандидат педагогических наук, доцент Попова Екатерина Евгеньевна
Уральский государственный университет физической культуры (г. Челябинск)
КРЕАТИВНОСТЬ, КОЛЛАБОРАЦИЯ, КРИТИЧЕСКОЕ МЫШЛЕНИЕ И КОММУНИКАЦИЯ КАК ИНДИКАТОРЫ ВОВЛЕЧЕННОСТИ СТУДЕНТА В ПРОЦЕСС ОБУЧЕНИЯ
Аннотация. Статья посвящена проблеме формирования новых навыков и умений у студентов вузов в условиях дигитализации информационной среды. Для формирования конкурентоспособности выпускника вуза в глобальном сообществе, студенты должны обладать развитыми навыками коммуникации, креативности, критического мышления и коллаборации.
Ключевые слова: вовлеченность, высшее образование, образовательный процесс, креативность, коллаборация, критической мышление, коммуникация.
Annotation. The article is devoted to the problem of the formation of new skills and abilities of university students in the conditions of digitalization of the information environment. In order to form the competitiveness of a university graduate in the global community, students must have developed skills in communication, creativity, critical thinking and collaboration.
Keywords: involvement, higher education, educational process, creativity, collaboration, critical thinking, communication.
Введение. Профессиональная среда в XXI в. претерпевает постоянные преобразования, связанные с digital-технологиями, а потому требует, чтобы выпускники вуза обладали новыми навыками и умениями. Система высшего образования должна давать студентам навыки, которые будут актуальны на их будущем рабочем месте. Для этого высшая школа должна не только использовать преимущества цифровых технологий, но и сделать их главным принципом обучения.
Изложение основного материала статьи. В зарубежных исследованиях мы находим разные перечни навыков, необходимых в новых профессиональных условиях [7; 8]. Один из примеров - модель «четыре К»: креативность, коллаборация, критическое мышление и коммуникация. Они пришли на смену традиционным навыкам: чтению, письму и счету [5]. По мнению Национальной ассоциации работников образования США, «американская система образования была создана для экономики и общества, которых больше не существует. В экономических системах, основанных на промышленности и сельском хозяйстве, которые существовали 50 лет назад, достаточно было овладеть тремя основными навыками грамотности, т.е. научиться читать, писать и считать. В современном мире этих навыков просто недостаточно. Если сегодняшние студенты хотят быть конкурентоспособными в глобальном сообществе, они также должны обладать развитыми навыками коммуникации, креативности, критического мышления и коллаборации («четыре К») [5].
Растет спрос на так называемые корпоративные навыки — навыки презентации и решения проблем, креативность, критическое мышление. Это фактически те самые «четыре К». Кроме того, наблюдается чрезвычайно высокий спрос на цифровую грамотность и знание языков [5].
Современный мир предполагает совершение множества действий в цифровом формате, следовательно, обучение студентов этим релевантным навыкам возможно только с помощью новых педагогических приемов.
Безусловно, многие вузы активно используют интернет-технологии, однако традиционный подход к обучению и преподаванию сохраняет свои позиции. Суть традиционного подхода заключается в сосредоточении внимания на «пятом К» - контенте. В эпоху повсеместного распространения информации контент потерял былую значимость: запоминание и понимание становятся намного менее актуальными, чем умения высокого порядка, такие как навыки анализа и синтеза [6].
Современное преподавание должно обеспечивать студентам активное взаимодействие с различными источниками информации, а также развивать актуальные навыки. Ш. Янг [5, с. 34] сравнивает обучение в прошлом и сейчас (таблица 1).
Таблица 1
Обучение в прошлом и сейчас
Прошлое (аналоговое) Преподавание в прошлом Настоящее (цифровое) Преподавание в настоящем
Дефицит информации Передача материала лекции Повсеместная доступность информации Активное внедрение проблемного обучения
Авторитарность Запоминание, понимание, сдача экзаменов Авторитеты ставятся под сомнение Прикладные цели, анализ, оценка и креативность
Изоляция Разделение по дисциплинам, отсутствие поддержки групповой работы Формирование связей Междисциплинарный подход, совместная работа
Текстовые материалы Академическое образование Мультимедийные материалы Цифровая грамотность, визуальность, понимание культуры