аск&сти
истария, теория., нрлЫфШса,
А. Ю. Пиджаков
Коррупция в таможенных органах — угроза национальной безопасности России
Как социально негативное явление коррупция известна очень давно. В переводе с латинского коррупция (соггирйо) означает подкуп, подкупность и продажность общественных и политических деятелей, государственных чиновников и должностных лиц с целью личного обогащения. Еще в римском праве термин «соггитреге» трактовался как повреждать, ломать, разрушать, подкупать и означал противоправные действия в судебной практике. Этот термин произошел от сочетания латинских слов «согш» - несколько участников в одной из сторон обязательственного отношения по поводу единственного предмета, и «гитреге» - ломать, повреждать, отменять. В результате этого сочетания образовался самостоятельный термин, который в римском праве предполагал участие в деятельности нескольких (не менее двух) лиц, целью которых являлась порча или повреждение нормального хода судебного процесса или процесса управления делами общества. Такое определение понятия коррупции актуально и по сей день, в том числе и для нашей страны. Взгляды общества на коррупцию в целом представляют огромный разброс мнений. Они могут существенно различаться в зависимости от многих факторов. Различны также мнения и о значении, причинах и влиянии этого явления на социально-экономические, культурные, национальные и другие процессы в жизни общества. Литература по этому предмету обширна и разнообразна, особенно иностранная.
Прежде всего, необходимо проанализировать имеющиеся на сегодняшний день определения коррупции.
Первое в истории европейской философии объяснение коррупции дал Платон. Он считал, что корыстолюбие - это один из важнейших социальных пороков, который совершенно недопустим не только для правителей, но и для воинов. Этим пороком считается собственность, поэтому пока те, кто обладает властью и силой, должны быть лишены собственности, а те, которые производят материальные блага, не име-
ют силы и власти, тогда государство процветает. В противном случае происходит его вырождение1.
Современное понятие коррупции начинает складываться на рубеже Нового времени, когда шли процессы образования централизованных национальных государств, существующих сейчас правовых систем, решались вопросы государственного строительства. Существенный импульс в разработке проблем коррупции в нынешнем понимании можно найти в трудах выдающегося мыслителя этой эпохи Н. Макиавелли. Он был первым, кто в научном плане поставил этот вопрос. Проанализировав большой фактический материал, понимая это явление достаточно широко, в социально-политическом смысле он сравнивал коррупцию с болезнью, которую вначале трудно распознать, но легче лечить, однако, если она запущена, то ее легко распознать, но трудно лечить. Если же она запущена так, что всякому видно, то никакое лекарство уже не поможет. По Н. Макиавелли, коррупция — это использование публичных возможностей в личных интересах. В работе «Государь», характеризуя советников государей, т. е. должностных лиц, он, в частности, писал: «Есть один безошибочный способ узнать, чего стоит помощник. Если он больше заботится о себе, чем о государе, и во всяком случае ищет своей выгоды, он никогда не будет хорошим слугой государя, и тот никогда не сможет на него поло-житься»2. В этой же работе он подчеркивает: если та часть подданных, расположения которых ищет государь, развращена (соггойа), то и государю следует действовать соответственно.
В более позднее время акцент в понятии коррупции переносится с социально-политического аспекта на криминологическую, уголовно-правовую сторону. Так, уже Т. Гоббс, выдающийся представитель раннебуржуазной мысли, живший век спустя, писал в своем «Левиафане» о суде присяжных и подчеркивал: «Если судьи выносят решение, не согласованное с мнением консультанта (юриста-профессионала), то они не подлежат за это наказанию, если не будет доказано, что они вынесли это решение против своей совести или что они были подкуплены (коррумпированы)»3.
Строго говоря, социально-политический момент присутствует и здесь, ибо именно «люди, кичащиеся своим богатством, смело совершают преступления в надежде, что им удастся избежать наказания путем коррумпирования государственной юстиции или получить прощение за деньги или другие формы вознаграждения»4. К ним же
1 Платон. Государство, III, 417.6.
2 Макиавелли Н. Государь. М., 1999.
3 Гоббс Т. Левиафан или материя, форма и власть государства церковного и гражданского. М., 1936, с. 220.
4 Там же. С. 229.
он относит людей, «имеющих много могущественных родственников или популярных людей, завоевавших себе высокую репутацию». Все они осмеливаются нарушать законы в надежде, что им удастся оказать давление на ту власть, которой подлежит заботиться о приведении законов в исполнение.
Вывод, который делал Гоббс в середине XVII в., оказывается вполне современным и сегодня. Одно и то же противозаконное действие является большим социальным злом, если имеет место коррупция, т. е. преступление проистекает из того, что человек, полагаясь на свою силу, богатство или друзей, надеется оказать сопротивление «агентам исполнения закона». Первый случай, связанный с коррупцией, т. е. попытка избежать наказания с помощью силы, по Гоббсу, «есть корень, из которого вырастает во все времена и при всяких соблазнах презрение ко всем законам»5.
Когда французская революция объявила борьбу с коррупцией, она рассматривала ее как «нарушение целостности исполнения общественных обязанностей с помощью взяток и покровительства»6.
Поскольку государственная коррупция стала одним из тормозов развития не только отдельных стран, но и мирового хозяйства в целом, она начала рассматриваться, начиная примерно с 1980-х, как одна из главных забот международной политики.
Цели борьбы с коррупцией могут выбираться по-разному: немедленное повышение эффективности в частном секторе, долгосрочная динамическая эффективность экономики, ее рост, социальная справедливость, политическая стабильность. Соответственно избранной цели используют наиболее подходящие меры по борьбе с коррупцией.
В качестве наиболее простого инструмента часто выбирают реформы законодательства - не только и не столько ужесточение наказаний за коррупцию, сколько упрощение и уменьшение государственного контроля (уменьшение частоты проверок, понижение налогов) для снижения самих возможностей злоупотреблять служебным положением. В арсенале государственных мер по борьбе с коррупцией есть и довольно простые меры по элементарному ужесточению контроля. В постсоветской Грузии, например, введена система, в соответствие с которой правительственные чиновники обязаны декларировать свои доходы, когда они вступают в должность, так же как и тогда, когда они покидают свои посты.
Коррупция - поистине универсальное явление! Сегодня она стала одной из приоритетных тем обсуждения во всех странах мира. Какую страну ни возьми, борьба с коррупцией непременно являет-
5 Там же. С. 234.
6 Cartier-Bresson J. Elements analise pour une economie de la courruption, Revtiers-Monde, 1993. No. 131. P. 587.
ся одним из пунктов политической программы практически каждой партии. Более того, коррупция неизменно на повестке дня заседаний правительств, парламентов, она постоянно обсуждается в средствах массовой информации, о ней много говорят политики, ученые, предприниматели и общественные деятели.
В настоящее время Россия уже ратифицировала Конвенцию ООН против коррупции и Конвенцию Совета Европы об уголовной ответственности за коррупцию, а также стала участницей объединения государств против коррупции.
Д.А. Медведев буквально с первых дней своего президентства объявил о национальном плане по противодействию коррупции в нашей стране, назвав коррупцию одной из самых острых проблем, главной угрозой для существования государства, поскольку она разлагает деловую среду, снижает дееспособность страны, отражается на ее имидже, подрывает доверие граждан к власти. По мнению главы государства, к решению проблемы коррупции необходимо подходить системно. Антикоррупционный план включает в себя целый ряд системных мер. Это, во-первых, юридические меры. То есть подготовка ряда специальных законов, в том числе и отдельного закона о противодействии коррупции.
Следует заметить, что в числе первых указов после вступления его в должность главы государства, Д.А. Медведев подписал указ «О мерах по противодействию коррупции», а в конце июля одобрил план по борьбе с коррупцией. 3 октября президент России внес в Госдуму пакет законов в рамках антикоррупционного плана. В него вошли четыре законопроекта, поправки в закон о правительстве РФ и два закона, вносящие изменения и поправки в 25 федеральных законов.
В Федеральный конституционный закон о правительстве вводится норма, которая обязывает председателя правительства, его заместителей, федеральных министров декларировать свои доходы, имущество и имущественные обязательства. Эта обязанность распространяется на членов семей должностных лиц, под которыми подразумеваются супруги и несовершеннолетние дети.
Во-вторых, это экономические институты, которые должны блокировать коррупционные проявления, это создание экономической мотивации у должностных лиц к тому, чтобы не совершать коррупционных преступлений.
И, наконец, в-третьих, - это правосознание, выработка у людей так называемой антикоррупционной модели поведения, то есть стереотипа к правильному, законопослушному поведению.
Масштабная антикоррупционная кампания в России только запущена, в то время как уровень коррупции в нашей стране остается край-
не высоким. В 2007 г., по официальной статистике, расследовано более 10,5 тыс. дел в этой сфере, однако эти показатели, как отметил президент России Д. А. Медведев, являются лишь «вершиной айсберга»7.
В современной России объем рынка коррупции превышает 240 млрд. долл. США8. Согласно оценкам фонда ИНДЕМ, эта величина еще выше: только в деловой сфере России объем коррупции вырос между 2001 и 2005 гг. примерно с 33 до 316 млрд. долл. США в год9.
26 сентября 2007 г. международная неправительственная организация по противодействию коррупции Transparensy International опубликовала свой очередной рейтинг состояния коррупции в мире. Согласно данным исследования, наименее подвергнуты коррупции Дания, Новая Зеландия и Швеция. Замыкают список Ирак, Мьянма и Сомали. США заняли 18-е место. Россия занимает в нем 143-е место из 180 (считая, что 180 - это самая коррумпированная страна) с рейтингом 2,3 балла. По мнению руководителя российского отделения организации Елены Панфиловой, на сегодняшний момент в России существует «коррупционная стабилизация», вследствие чего позиции России в рейтинге не сильно меняются (в 2005 г. - 2,4 балла и 126 место из 158, в 2006 г. - 2,5 балла и 121 место из 163). Председатель Национального антикоррупционного комитета России Кирилл Кабанов считает, что никакой борьбы с коррупцией в России нет: аресты чиновников среднего звена систему взяточничества не нарушают, политика по противодействию коррупции не выработана10.
На сегодняшний день коррупции подвержены все области государственного аппарата: от дачи взяток для поступления ребенка в детский сад, откупа от службы в вооруженных силах, до уровня высших государственных чиновников. На сегодняшний день коррупция является привычной составляющей для всех социальных слоев. К сферам деятельности, которые в наибольшей степени подвержены коррупции в России, относятся, к сожалению, и таможенные службы: пропуск через границу запрещенных к перевозке товаров; возврат конфискованных товаров и валюты; занижение таможенных пошлин; необоснованные отсрочки таможенных платежей11.
В чем причина этого? Перенесемся, мысленно, на 15 лет назад. 18 июня 1993 г. был принят Таможенный кодекс РФ, который впервые в новейшей истории России определил правовые, экономические и организационные основы таможенного дела.
7 http://www.politjournal.ru./preview.
8 Lederman D., Loayaza N.V., Soares R.R. Accountability and corruption: political institutions matter //Economics&Politics.2005. Vol.17.No 1. P.1.
9 Исследование фонда ИНДЕМ «Диагностика российской коррупции 2005».
10 Исследование фонда ИНДЕМ «Диагностика российской коррупции 2005».
11 Латухина К., Баусин А. Двойка за взятки //Ведомости, № 182 (1956), 27 сентября 2007 г.; Фроловская Т., Котов А. Битва понарошку //РБК daily, 27 сентября 2007 г.
Важнейшая роль, которую отвело государство таможенной политике, определила особую ответственность работников таможенных органов. Ведь в федеральном бюджете ежегодно до 70% доходной части (и более) должно формироваться за счет таможенных платежей и налогов. однако, по самым скромным оценкам специалистов, в бюджет государства не поступает от 30 до 50% подлежащих уплате таможенных платежей и налогов (в США эта цифра составляет 15%)12.
Председатель Национального антикоррупционного комитета Кирилл Кабанов напомнил данные последних исследований комитета, согласно которым объем коррупции в таможенных органах превосходит объем коррупции во всех «низовых» звеньях госструктур в три раза: 25-30 млрд долл. США против 10 млрд13.
Говоря о развитии таможенных органов в РФ, следует отметить, что распоряжением Правительства Российской Федерации от 14 декабря 2005 г. № 2225-р «О Концепции развития таможенных органов Российской Федерации» была одобрена указанная Концепция14. В ней, в частности, отмечалось: «Вступление в силу с 1 января 2004 г. Таможенного кодекса Российской Федерации создало необходимые предпосылки для формирования практически новой, соответствующей мировым стандартам правовой базы таможенного дела и условий для определения приоритетов развития таможенных органов Российской Федерации»15. Однако, как отмечалось в Концепции, остаются нерешенными отдельные проблемы, связанные с деятельностью таможенных органов Российской Федерации, в том числе «остается высокий уровень коррупции в таможенных органах Российской Фе-дерации»16.
В соответствии с Концепцией развития таможенных органов Российской Федерации, одобренной распоряжением Правительства Российской Федерации от 14 декабря 2005 г. № 2225-р, а также Положением о ФТС России, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 26 июля 2006 г. № 459, правоохранительные функции сохраняются за таможенными органами. Среди основных направлений их деятельности следует отметить борьбу с проявлениями коррупции и должностными преступлениями в таможенных органах.
Напомним, что в ФТС России подотчетность определена ст. 402 Таможенного кодекса Российской Федерации, устанавливающей систему таможенных органов. Ведомственный контроль в таможенных
12 Исследование фонда ИНДЕМ «Диагностика российской коррупции 2005».
13 Ларичев В. Д., Гильмутдинова Н. С. Таможенные преступления. - М., 2001. С. 3.
14 Коммерсантъ. 17.04.2008.
15 Там же.
16 Российская газета. 18 января 2006 г.
органах установлен ст. 412 Таможенного кодекса Российской Федерации и осуществляется в виде плановых и внеплановых комплексных проверок по решению начальника таможенного органа, в результате которых нередко вскрываются коррупционные деяния. Так, в результате проверок в 2005 г. было возбуждено 252 уголовных дела по коррупционным мотивам17.
имеются единичные факты покупки должностей. Так, в августе 2005 г. при получении взятки в 2000 долл. США за решение вопроса трудоустройства гражданина в Выборгскую таможню с поличным был арестован начальник отдела кадров Выборгской таможни. В отношении него было возбуждено уголовное дело по ст. 290 Уголовного кодекса Российской Федерации с увольнением со службы в таможенных органах и осуждением на 3 года условно.
Самыми распространенными видами коррупционных преступлений, совершаемых таможенниками, называются: получение взятки, превышение должностных полномочий и халатность.
Кстати, только в 2005 г. по материалам управления собственной безопасности ФТС против сотрудников таможенных органов было возбуждено 530 уголовных дел (из них 252 - коррупционной направленности). Еще более сотни уголовных дел было возбуждено по материалам других правоохранительных структур.
Так, только в отношении должностных лиц таможенных органов КР СЗТУ за период 2005-2006 гг. по материалам ССБ (КР) СЗТУ было возбуждено 31 уголовное дело, а также проведен ряд профилактических мероприятий. По инициативе ССБ (КР) СЗТУ ряд должностных лиц перемещены на другие должности, а также уволены из таможенных органов: начальник Калининградской таможни В.А. Бо-рисенко (уволен в декабре 2005 г.), начальник Багратионовской таможни О. Е. Майоров (уволен в мае 2006 г.), заместитель начальника Багратионовской таможни по правоохранительной деятельности А.Э. Случанко (уволен за попытку дачи взятки руководству СЗТУ по КР за ускорение продвижения по службе)18.
Отделом собственной безопасности Сочинской таможни, совместно с кадровой службой, в качестве одной из мер борьбы с коррупцией в таможенных органах применяется ротация, в результате которой 8 должностных лиц таможенного поста были переведены в другие подразделения таможни.
Начальнику поста В. Г. Якимову было отказано в заключении контракта на новый срок. В отношении сотрудника таможенного поста «Морской порт Сочи» Е.Э. Бетко было возбуждено уголовное дело.
17 Российская газета. 18 января 2006 г.
18 Там же.
В июне 2006 г. была пресечена попытка контрабандного перемещения через таможенный пост «Морской порт Сочи» товаров народного потребления и плодоовощной продукции. Возбуждено уголовное дело по ст. 188 УК РФ. Были уволены из таможенных органов начальник Сочинской таможни В. В. Новиков и начальник таможенного поста «Морской порт Сочи» С. В. Шмаков. Начальник отдела таможенных досмотров А. В. Быков был переведен на должность, не связанную с таможенным оформлением19.
Относительно недавно у таможенников появилась еще и специальная аналитическая программа «Борьба с проявлениями коррупции и должностными преступлениями в таможенных органах на период 2007-2009 гг.». Она была утверждена приказом ФТС РФ от 05.10.2006 № 96420.
Согласно одобренной программе, впредь борьба с коррупцией в рядах таможенных органов будет вестись по следующим направлениям: широкое внедрение электронного декларирования и отделение таможенника от участников внешнеэкономической деятельности (ВЭД) в процессе принятия решений по таможенному оформлению и контролю товаров, а также ротация кадров и повышение профессионализма сотрудников подразделений собственной безопасности таможенных органов. Кроме того, предполагается улучшить денежное содержание сотрудников, усилить контроль за ними, а также обеспечить неотвратимость наказания провинившихся.
Бороться с коррупцией в своих рядах таможня намерена следующим образом: средняя зарплата таможенника повысится до 1000 долл. США, прямые контакты сотрудников таможни с бизнесменами сведут к минимуму, для этого предлагается ввести электронное декларирование грузов. Кроме того, будет усилена служба внутренней безопасности, а в 800 таможенных пунктах установят видеонаблюдение - в 400 пунктах пропуска через госграницу и 400 внутренних таможнях.
ФтС также предлагает набирать сотрудников по примеру ФСБ: новичку ответственные сотрудники будут давать рекомендации сроком на пять лет и нести за него ответственность. Кроме того, таможенников будут тестировать на детекторах лжи.
Еще одной мерой по борьбе с коррупцией в ФТС станет материальное поощрение таможенников за разоблачение их коллег.
В ФТС намерены анализировать на коррупционность все ведомственные нормативные акты и хозяйственные договоры, одной из сторон в которых выступают таможенные органы. В ФТС ожидают, что реализация программы позволит снижать коррупцию на 10-15% в год21.
19 http: //www.customs.ru
20 Там же.
21 См.: Следователь. 2006. № 8. С. 23-29.
Напомним, что наиболее распространенными видами коррупционных преступлений, совершаемых таможенниками, являются: получение взятки, превышение должностных полномочий и халатность. Указанные преступления оставляют больше половины от общего числа преступлений. Так, в 2004 г. они составили 64%, в 2005 г. - 67%22.
Коррупция - это принятие государственными должностными лицами лично или через посредников материальных и иных благ и преимуществ, запрещенных законом, с использованием ими должностного положения, или подкуп данных лиц путем противоправного представления им физическими и юридическими лицами указанных благ и преимуществ23.
К сожалению, сотрудников таможенной службы часто приводят в качестве примера в числе наиболее коррумпированных. Ведь для норм российского права, в том числе и таможенного законодательства, характерна высокая степень неопределенности и противоречивости, что благоприятствует коррупции, так как многие чиновники находят лазейки и остаются безнаказанными.
Например, в России не считаются коррупцией такие действия, как подкуп иностранного должностного лица, принятие решения в условиях конфликта интересов или незаконное обогащение должностного лица. также в законодательстве отсутствуют нормы, предусматривающие ответственность за незаконное предоставление налоговых и таможенных льгот или переход государственного служащего на работу в частную компанию, которая находилась в ведении этого чиновника. Помимо таких традиционных проявлений коррупции, как получение взяток и злоупотребление служебным положением, которые остаются самыми распространенными среди таможенников, некоторые из них грешат и тем, что непосредственно участвуют в коммерческой деятельности, используют служебное положение для «перекачки» государственных средств в «свои» коммерческие структуры и предоставляют им льготы.
«таможня уязвима для коррупции, поскольку значительное число ее сотрудников имеют свободу принятия решений и несут за них ответственность, они полномочны принимать решения о суммах пошлины/платежей или возможности осуществления импорта и экспорта. При этом трудно осуществить тщательный контроль за всей их деятельностью и получить отчет о ней», - подчеркивается в програм-ме24. Кроме этого, сотрудники таможен лицом к лицу работают с участниками внешней торговли. А высокие тарифы и сложные таможенные правила дают предпринимателям серьезный стимул попытаться
22 http: //www.rg.ru/2006/10/21/korrupda.htmL
23 http://interfax.ru
24 http://sartraccc.sgap.ru/Press/custom_corr.htm
уменьшить плату за импорт и ускорить транзакции. Поскольку зарплата таможенников невелика, у них возникает желание принимать или требовать взятки за выполнение своих обязанностей. Поэтому в том, что сотрудники найдут и используют многочисленные возможности для дополнительного заработка, если им не будет выплачиваться достаточное вознаграждение, сомневаться не приходится.
Средняя зарплата по таможенной службе составляет от 14 до 20 тыс. руб. Однако по сравнению с возможными нелегальными заработками таможенников, эта сумма не выглядит слишком впечатляющей. Поэтому сотрудникам таможенной и налоговой службы в федеральном бюджете предусмотрено наиболее значительное повышение заработной платы из всех госслужащих.
Еще один из самых эффективных механизмов противодействия коррупции является ротация госслужащих, которая давно используется в международной практике. Например, китайская версия ротации предусматривает перевод чиновников на другие должности, перемещение на аналогичную должность в другой местности или откомандирования для «закалки». Государственные органы всех ступеней обязаны иметь несколько вакантных мест для принятия должностных лиц в порядке ротации. Но в российских условиях такая схема трудно реализуема - ведь помимо высокой стоимости перемещений и недоступности получения должного уровня образования в отдаленных регионах, для этого необходимо постоянно иметь в наличии достаточное количество служебного жилья при нерешенности квартирного вопроса в России. Для безболезненной ротации руководящего состава, число служебных квартир имеющихся в собственности таможни, должно возрасти с 205 до 1169 в 2010 г25.
Другой действенный механизм искоренения взяточничества - неотвратимость наказания. Принимая взятку, любой чиновник должен осознавать, что коррупция будет выявлена и наказана. Санкции должны быть соизмеримы с серьезностью правонарушения, и о них должно быть широко известно. Это послужит средством профилактики правонарушений. А закон о борьбе с должностными правонарушениями должен одинаково распространяться на всех должностных лиц таможенных органов независимо от должности26.
В последнее время ФТС России особое внимание уделяет вопросу воспитательно-профилактической работы по борьбе с коррупционными проявлениями в таможенных органах.
В развитие аналитической программы ФТС России «Борьба с проявлениями коррупции и должностными преступлениями в тамо-
25 http://sartraccc.sgap.ru/Press/custom_corr.htm
26 http://sartraccc.sgap.ru/Press/custom_corr.htm
женных органах на период 2007-2009 гг.» и в соответствии с решением коллегии ФТС России от 3 июля 2007 г., утвердившей перспективный план работы Федеральной таможенной службы по совершенствованию предупредительной и воспитательно-профилактической работы по борьбе с коррупционными проявлениями в таможенных органах Российской Федерации, проводится серьезная работа по исполнению предусмотренных мероприятий.
Подготовлен ряд нормативных правовых актов, регламентирующих вопросы отбора граждан, изъявляющих желание поступить на службу в таможенные органы. Начата практика проведения обследования этих граждан с помощью компьютерного полиграфа (ОИП). Так, в 57 случаях опроса с использованием компьютерного полиграфа исследование показало, что у 30-40% опрашиваемых, прошедших процедуру ОИП, выявлены различные факторы риска, препятствующие поступлению и прохождению службы в таможенных органах.
В таможенных органах России созданы и активно функционируют комиссии по противодействию коррупции, должностным преступлениям и нарушению дисциплины. Эффективной формой предупреждения коррупционных деяний зарекомендовала себя практика применения Кодекса этики и служебного поведения должностных лиц таможенных органов Российской Федерации, который был принят на коллегии ФТС России в июле 2007 г.
Общее число нарушения дисциплины в первом полугодии 2008 г. уменьшилось на 3,8% в сравнении с аналогичным периодом 2007 г. В рамках реализации задач Перспективного Плана активно реализуется комплекс мер по совершенствованию взаимодействия с подразделениями других правоохранительных органов Российской Федерации.
Проблема коррупции зачастую заключается не только в нарушении сотрудниками таможенных органов своих функциональных обязанностей, но и в стремлении ряда участников внешнеэкономической деятельности обойти таможенное законодательство, провоцируя таможенников на нарушение. Например, в марте 2008 г. на МАПП «Крупец» Рыльского таможенного поста Курской таможни при попытке дачи взятки таможенному инспектору был задержан предприниматель, незаконно ввозивший на территорию России кондитерские изделия. Сотрудники отдела собственной безопасности Курской таможни задержали взяткодателя. В настоящее время по этому факту возбуждено уголовное дело.
В первом полугодии 2008 г. возбуждено 324 уголовных дела коррупционного характера. Для сравнения, по итогам работы за
аналогичный период 2007 г. на основании материалов Управления собственной безопасности ФТС России по коррупционным составам преступлений возбуждено 242 уголовных дела в отношении должностных лиц таможенных органов.
Работа по выполнению мероприятий перспективного плана Федеральной таможенной службы набирает силу. Новый импульс ей должна придать реализация Указа Президента Российской Федерации от 19 мая 2008 г. № 815 «О мерах по противодействию коррупции»27, выработка практических мер по реализации Национального плана противодействия коррупции.
27 Российская газета от 22 мая 2002 г., № 4665.