Научная статья на тему 'Противодействие коррупции в таможенных органах (на примере Хабаровской таможни)'

Противодействие коррупции в таможенных органах (на примере Хабаровской таможни) Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
2368
359
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОРРУПЦИЯ / УГРОЗА БЕЗОПАСНОСТИ / ПРОТИВОДЕЙСТВИЕ / МЕРОПРИЯТИЯ

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Смирнова Надежда Александровна

В статье дается понятие коррупции, рассматриваются основные направления противодействия коррупции на примере Хабаровской таможни.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Противодействие коррупции в таможенных органах (на примере Хабаровской таможни)»

ПРАВООХРАНИТЕЛЬНЫЙ АСПЕКТ

Н.А. СМИРНОВА

Противодействие коррупции в таможенных органах

(на примере Хабаровской таможни)

В статье дается понятие коррупции, рассматриваются основные направления противодействия коррупции на примере Хабаровской таможни.

Ключевые слова: коррупция, угроза безопасности, противодействие, мероприятия.

Согласно данным Национального антикоррупционного комитета, объем коррупции в России составляет около 300 млрд долл. США. В международном рейтинге коррумпированности Transparency International Россия в 2011 г. находилась на 143-м месте (исследованы 182 страны). Коррупция является одной из системных угроз безопасности Российской Федерации, поэтому борьба с ней является приоритетным направлением деятельности всех государственных органов, в том числе и таможенных.

Процесс формирования современного понятия коррупции охватывает несколько тысячелетий в истории цивилизации. Так, упоминания о коррупции чиновников можно встретить в архивах Древнего Вавилона (вторая половина XXIV в. до н.э.). Однако собственно термина «коррупция», либо его эквивалента в данном историческом периоде еще не было.

Распространение явления коррупции, приобретение им относительно массового характера начинается в период раннего Средневековья, что связано с быстрым развитием товарно-денежных отношений, ростом численности государственного аппарата, сращиванием ветвей государственной власти вопреки принципам римского права. Формируется понятие коррупции как антисоциального явления, пронизывающего все общество сверху донизу. Коррупция рассматривается как первооснова любого отступления от закона.

СМИРНОВА Надежда Александровна — начальник отдела инспектирования и профилактики правонарушений Хабаровской таможни, г. Хабаровск.

С развитием в Европе централизованных государств и правовых систем и усилением борьбы за власть коррупция не только становится важнейшим фактором угрозы безопасности государства, но и превращается в один из наиболее эффективных инструментов захвата власти.

Современное значение понятия коррупции окончательно утверждается в ХУ-ХУ1 вв. Начиная с этого времени под коррупцией уже обычно понимаются подкупаемость и продажность чиновников (государственных должностных лиц), а также общественно-политических деятелей.

В настоящее время в дискуссию о сущности и формах коррупции вовлечены философы, экономисты, криминологи, юристы, и др.

В России большим шагом в рамках работы по противодействию коррупции явилось законодательное закрепление понятия коррупции. Согласно федеральному закону от 25.12.2008 № 273-Ф3 «О противодействии коррупции», коррупция — это злоупотребление служебным положением, дача взятки, получение взятки, злоупотребление полномочиями, коммерческий подкуп либо иное незаконное использование физическим лицом своего должностного положения вопреки законным интересам общества и государства в целях получения выгоды в виде денег, ценностей, иного имущества или услуг имущественного характера, иных имущественных прав для себя или для третьих лиц либо незаконное предоставление такой выгоды указанному лицу другими физическими лицами; совершение вышеуказанных деяний от имени или в интересах юридического лица.

Противодействие коррупции — это деятельность федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, институтов гражданского общества, организаций и физических лиц в пределах их полномочий:

а) по предупреждению коррупции, в том числе по выявлению и последующему устранению причин коррупции (профилактика коррупции);

б) по выявлению, предупреждению, пресечению, раскрытию и расследованию коррупционных правонарушений (борьба с коррупцией);

в) по минимизации и (или) ликвидации последствий коррупционных правонарушений.

Основными принципами противодействия коррупции являются:

1) признание, обеспечение и защита основных прав и свобод человека и гражданина;

2) законность;

3) публичность и открытость деятельности государственных органов и органов местного самоуправления;

4) неотвратимость ответственности за совершение коррупционных правонарушений;

5) комплексное использование политических, организационных, информационно-пропагандистских, социально-экономических, правовых, специальных и иных мер;

6) приоритетное применение мер по предупреждению коррупции;

7) сотрудничество государства с институтами гражданского общества, международными организациями и физическими лицами.

В Хабаровской таможне, как и во всех таможенных органах, работа по противодействию коррупции проводится по следующим направлениям:

I. Реализация мероприятий, предусмотренных такими нормативными документами, как:

— Национальная стратегия противодействия коррупции и Национальный план противодействия коррупции на 2010-2011 гг., утвержденные указом Президента Российской Федерации от 13.04.2010 № 460;

— Перспективный план ФТС России по противодействию коррупции в таможенных органах Российской Федерации на период 2010-2012 гг.;

— План реализации государственной программы «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2011-2015 годы» в Федеральной таможенной службе, утвержденный 17.03.2011;

— План воспитательно-профилактической работы с должностными лицами Хабаровской таможни на соответствующий период.

II. Деятельность Комиссии Хабаровской таможни по соблюдению требований к служебному поведению государственных гражданских служащих Российской Федерации (далее — Комиссия) и урегулированию конфликта интересов (аттестационных комиссий).

Комиссия создана в мае 2008 г., основные ее задачи заключаются в следующем:

— содействие государственным органам в обеспечении соблюдения гражданскими служащими требований к служебному поведению;

— содействие государственным органам в урегулировании конфликта интересов, способного привести к причинению вреда законным интересам граждан, организаций, общества;

— содействие государственным органам в обеспечении соблюдения ограничений, налагаемых на граждан, замещавших должности гражданской службы, при заключении ими трудовых договоров.

Наряду с решением основных задач деятельность комиссии направлена на обеспечение соблюдения этических правил поведения должностными лицами Хабаровской таможни.

Основанием для проведения заседания Комиссии является получение от правоохранительных, судебных и иных государственных органов, организаций, должностных лиц или граждан информации о совершении гражданским служащим Хабаровской таможни поступков, порочащих его честь и достоинство, или об ином нарушении требований к служебному поведению, а также информации о наличии у гражданского служащего Хабаровской таможни личной заинтересованности, которая приводит или может привести к конфликту интересов.

Такая информация должна быть представлена в Хабаровскую таможню в письменном виде и содержать следующие сведения:

— фамилию, имя, отчество гражданского служащего и замещаемую им должность гражданской службы в Хабаровской таможне;

— описание нарушения гражданским служащим Хабаровской таможни требований к служебному поведению или признаков личной заинтересованности, которая приводит или может привести к конфликту интересов;

— данные об источнике информации.

В данную Комиссию могут быть представлены материалы, подтверждающие нарушение требований к служебному поведению или наличие личной заинтересованности гражданского служащего Хабаровской таможни.

В текущем году проведено восемь заседаний Комиссии, на которых рассмотрены нарушения 34 человек по следующим вопросам:

— заслушивание государственных гражданских служащих, имеющих родственников, проходящих службу в Хабаровской таможне (12 чел.);

— рассмотрение факта ненадлежащего соблюдения требований к служебному поведению по результатам служебной проверки (16 должностных лиц);

— подача заявления должностными лицами о невозможности по объективным причинам представить сведения о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своего супруга (супруги) и несовершеннолетних детей (3 должностных лица);

— заслушивание государственного гражданского служащего, имеющего родственника, который работает в организации, являющейся участником внешнеэкономической деятельности (1 чел.);

— рассмотрение заявления гражданина Российской Федерации, ранее проходящего службу в таможне, по вопросу о даче согласия на замещение должности в коммерческой организации;

— рассмотрение факта некорректного поведения должностного лица.

Кроме того, проведено заседание аттестационной комиссии по вопросу

невозможности по объективным причинам предоставить сведения о доходах, имуществе и обязательствах имущественного характера своего несовершеннолетнего ребенка одного сотрудника.

III. Проведение служебных проверок, в ходе которых устанавливается виновность должностных лиц, выясняются причины и условия, способствовавшие нарушениям служебной дисциплины, вырабатываются профилактические меры в целях недопущения аналогичных нарушений.

По состоянию на 12.09.2011 назначено проведение 54 служебных проверок, что на 12,9 % меньше, чем за аналогичный период 2010 г. (62 служебные проверки).

К дисциплинарной ответственности с начала 2011 г., с учетом служебных проверок, инициированных в 2010 г., привлечены 24 должностных лица,

объявлено 18 замечаний, 5 выговоров и 1 строгий выговор, что на 33 % меньше, чем за аналогичный период прошлого года.

IV. Правовое просвещение должностных лиц таможенных органов. По тематике «Противодействие коррупции на государственной службе» организуется изучение нормативных документов, проводятся семинары, организуется обучение в рамках профессиональной учебы на рабочем месте, проходит повышение квалификации.

V. Проведение в соответствии с указом Президента Российской Федерации от 21.09.2009 № 1065 «О проверке достоверности и полноты сведений, представляемых гражданами, претендующими на замещение должностей федеральной государственной службы и федеральными государственными служащими, и соблюдения федеральными государственными служащими требований к служебному поведению» проверок представленных сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера.

Проводимые мероприятия в таможне позволили достичь определенных результатов в области противодействия коррупции. Об этом говорят итоги проведенного анкетирования участников внешнеэкономической деятельности в 4 квартале 2010 г. и психологического обследования должностных лиц, проведенного в апреле 2011 г.

В анкетировании участников внешнеэкономической деятельности приняли участие 37 организаций. Данное анкетирование проводилось анонимно по 15 вопросам. Приведу некоторые выводы, касающиеся обсуждаемой нами темы:

— 75,68 % респондентов выразили полное доверие к должностным лицам Хабаровской таможни;

— 83,78 % указали, что должностные лица Хабаровской таможне не нарушают их права и законные интересы;

— у 83,78 % не возникает конфликтных ситуаций с должностными лицами Хабаровской таможни при совершении таможенных операций;

— 81,08 % на вопрос, «имеются ли в Хабаровской таможне такие негативные явления, как мздоимство, вымогательство, коррумпированность и превышение должностных полномочий», участники ВЭД ответили отрицательно;

— 81,08 % респондентов указали, что фактов, когда они подвергались надуманным обвинениям, угрозам, психологическому давлению со стороны должностных лиц таможенных органов, не было;

— 45,95 % основными внутренними причинами коррупции в таможенных органах назвали несовершенство действующего таможенного законодательства; незнание участниками ВЭД своих прав — 29,73 %, низкий уровень заработной платы — 27,03 %;

— 27,03 % показали, что устранению коррупции в рядах таможенников поможет ротация кадров внутри ведомства;

— введение дополнительного материального стимулирования должностных лиц таможенных органов со стороны государства — 56,76 %;

— 64,86 % участников ВЭД обратятся в ОСБ таможни или другие правоохранительные органы с заявлением о факте коррупционного поведения должностного лица Хабаровской таможни;

— 86,49 % респондентов знают порядок обжалования решений, действий (бездействий) должностных лиц таможенных органов в соответствии с ТК ТС.

В Хабаровской таможне в апреле 2011 г. на основании Плана работы Федеральной таможенной службы Российской Федерации на 2011 г., утвержденного приказом ФТС России от 30.12.2010 № 2725, в рамках развития антикоррупционной работы в таможенных органах по заданию Управления государственной службы и кадров ФТС России было проведено социально-психологическое исследование. Целью данного анкетирования явилась оценка уровня коррупции, определение эффективности проводимых антикоррупционных мероприятий в таможенном органе, выявление основных факторов, лежащих в основе коррупционных явлений в таможенных органах. В исследовании приняли участие 30 % (126 человек) личного состава от штатной численности, в том числе 80,95 % — федеральные государственные служащие (ФГГС), 10,32 % — сотрудники и 8,73 % — работники.

На основании анкетирования были сделаны следующие выводы:

1. Все меры предупреждения и пресечения коррупционных проявлений, предложенные в опросе, способствуют профилактике и предупреждению правонарушений, а также их искоренению:

— реализация мероприятий Перспективного плана ФТС России по противодействию коррупции в таможенных органах на период 20102012 гг. и соответствующих планов в таможенных органах;

— принятие порядка уведомления начальника таможенного органа обо всех случаях обращения к должностным лицам в целях склонения к совершению коррупционных правонарушений;

— работа комиссий по соблюдению требований к служебному поведению федеральных государственных служащих и урегулированию конфликта интересов (аттестационных комиссий);

— соблюдение требований Кодекса этики и служебного поведения должностных лиц таможенных органов Российской Федерации.

2. При ответе на вопрос, «какие мероприятия в большей мере могут способствовать уменьшению коррупционных проявлений в таможенных органах», мнения респондентов разделились, но большинство посчитали, что совершенствование механизмов морального и материального стимулирования должностных лиц, обеспечение жильем нуждающихся, прозрачное законодательство в области таможенного дела могут способствовать уменьшению коррупционных проявлений в таможенных органах.

3. Уровень коррупции в таможенных органах, по мнению участвующих в опросе, не выше, чем в других государственных органах.

4. Основополагающим фактором в рамках работы по противодействию коррупции является повышение морально-нравственного потенциала должностных лиц таможенных органов, акцентирование внимания на формировании в обществе негативного отношения к коррупционному поведению.

Несмотря на достигнутые Хабаровской таможней определенные результаты в данной области, следует отметить, что работа по противодействию коррупции должна проводиться постоянно и системно, а также должны применяться новые методы воздействия в рамках поощрения антикоррупционного поведения должностных лиц и наказания в случаях нарушений.

Основные пути противодействия коррупции в таможенных органах, в том числе и в Хабаровской таможне:

— подбор кадров с полным использованием полиграфа, а также имеющихся психологических методов изучения моральных и деловых качеств кандидатов; проведение специальных проверочных мероприятий в отношении кандидатов;

— ротация не только руководящего состава, но и должностных лиц таможенных органов;

— широкое внедрение электронного декларирования;

— устранение коррупциногенных факторов в нормативно-правовых актах;

— неотвратимость наказания по правонарушениям коррупционной направленности, дифференцированная с учетом тяжести проступка;

— повышение профессионализма должностных лиц таможенных органов;

— использование в борьбе с коррупцией правовых средств, строгое следование закону;

— увеличение материального обеспечения должностных лиц, повышение уровня социальной защищенности таможенников.

Проблемы, возникающие в работе по противодействию коррупции:

1. Отсутствие морально-нравственных качеств у ряда должностных лиц таможенных органов.

Пути решения:

— искоренение бытовой коррупции;

— внедрение, начиная со средней школы, в программы обучения предмета, направленного на формирование высоконравственных личностей;

— отбор кандидатов на замещение должностей государственной службы с обязательным использованием полиграфа, психологических обследований, нормативное закрепление возможности отказа в замещении должности в случае установления рисков коррупционного поведения;

— применение долгосрочной дисквалификации должностных лиц, допустивших правонарушение коррупционной направленности.

2. Отсутствие ряда нормативных актов, механизмов реализации отдельных положений нормативных правовых актов, регламентирующих работу

по противодействию коррупции (например, в работе по проверке сведений о доходах, имуществе и обязательствах имущественного характера, ротация должностных лиц).

Необходимо:

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

— принятие необходимых правовых актов;

— законодательное закрепление ряда всех необходимых понятий, например «недостоверные сведения», «неполные сведения»;

— разработка механизмов проведения проверочных мероприятий в рамках реализации положений федерального закона № 273-ФЗ «О противодействии коррупции» и указа Президента Российской Федерации № 10651;

— ротация должностных лиц.

3. Наличие разнообразных рабочих групп, как ведомственных, так и межведомственных, принимающих похожие мероприятия в рамках работы по противодействию коррупции, как следствие увеличивается количество различных планов, часто между собой похожих. В конечном итоге все сводится только к бумажным отпискам.

Таким образом, работа по борьбе с коррупцией должна проводиться комплексно и системно, должны быть задействованы меры организационного, экономического, правового, информационного и кадрового характера, осуществлен охват федерального, регионального и муниципальных уровней. Все принимаемые меры должны, в первую очередь, быть направлены на устранение коренных причин коррупции в обществе.

Список литературы

1. Ванцев В. А. Основные этапы развития понятия коррупции // Следователь. 2006. № 8.

2. Кузьминов Я.И. Тезисы о коррупции. М., 2000.

1 О проверке достоверности и полноты сведений, предоставляемых гражданами, претендующими на замещение должностей федеральной государственной службы, и федеральными государственными служащими, и соблюдения федеральными государственными служащими требований к служебному поведению: указ Президента РФ № 1065 [Электронный ресурс]. иИЬ: http://base.consultant.ru/cons/cgi/online. cgi?req=

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.