ПРАВОВАЯ ПОЛИТИКА
СОВРЕМЕННЫЕ ВЗГЛЯДЫ НА ПРОТИВОДЕЙСТВИЕ КОРРУПЦИИ В ТАМОЖЕННЫХ ОРГАНАХ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Ахметов Миннегалей Гизятович
кандидат военных наук, доцент, член-корреспондент РАВН, доцент кафедры международного бизнеса и таможенного дела РЭУ им. Г. В. Плеханова.
Адрес: ФГБОУ ВО «Российский экономический университет имени Г. В. Плеханова», 117997, Москва, Стремянный пер., д. 36. E-mail: amg3300@mail
В статье исследован системный подход к противодействию коррупции в таможенных органах Российской Федерации. Раскрыты основные проблемные вопросы коррупции, которая в современных условиях стала проблемой большинства стран мира, в том числе России. Освещены основные меры противодействия коррупции в таможенных органах в современных условиях, среди которых на первое место поставлены мероприятия по профилактике коррупции. Автором сделан вывод, что, несмотря на большую практическую работу таможенных органов по противодействию коррупции, коренного перелома в этой сфере не произошло. Выработаны рекомендации по совершенствованию деятельности таможенных органов по противодействию коррупции.
Ключевые слова: таможенное дело, Федеральная таможенная служба, коррупция в таможенных органах, противодействие коррупции.
TODAY'S VIEWS ON COUNTERACTING CORRUPTION IN CUSTOMS BODIES OF THE RUSSIAN FEDERATION
Akhmetov, Minnegaley G.
PhD, Assistant Professor, Corresponding Member of the Russian Academy of Military Sciences, Assistant Professor of the Department for Customs of the PRUE. Address: Plekhanov Russian University of Economics, 36 Stremyanny Lane, Moscow, 117997, Russian Federation. E-mail: amg3300@mail
The article investigates the system approach to corruption counteracting in customs bodies of the Russian Federation. It discloses the key features of corruption, which in today's conditions has become a serious problem for the majority of countries, including Russia. The author highlights steps of counteracting corruption in customs bodies, where the first place is taken by preventive measures. The author came to the conclusion that in spite of practical work of customs bodies aimed at corruption counteracting a radical change has not been achieved.
Recommendations for enhancing the work of customs bodies against corruption were developed.
Keywords: customs bodies, Federal customs service, corruption in customs bodies, corruption counteraction.
Коррупция является существенной системной проблемой для большинства стран мира. Она наносит многомиллиардные убытки международной торговле. Именно это стало одной из причин роста интереса к проблеме международной коррупции в последние десятилетия. Это послужило принятию Кодекса поведения должностного лица по поддержанию правопорядка Генеральной ассамблеей ООН в 1979 г., где коррупция определена как «злоупотребление служебным положением для достижения личной или групповой выгоды, а также незаконное получение государственными служащими выгоды в связи с занимаемым служебным положением». В последующем была принята Конвенция ООН против коррупции (UNCAC) - первый международно-правовой документ против коррупции, принятый на заседании 58-й сессии Генеральной Ассамблеи ООН 31 октября 2003 г. и вступивший в силу 14 декабря 2005 г. Для ее реализации 9 декабря 2003 г. на Политической конференции в Мериде (Мексика) Конвенция ООН против коррупции была открыта для подписания, поэтому 9 декабря был объявлен Международным днем борьбы с коррупцией.
* Составлено по данным Transparency International.
Из таблицы видно, что по состоянию на 2016 г. ИВК в России составлял 29 баллов и по своему положению в рейтинге стран мира значительно уступал не только ми-
На проблематичность исследуемого вопроса указывает то, что в настоящий момент к Конвенции присоединились 176 государств мира. Государства-участники приняли на себя обязательства по внедрению антикоррупционных мер в области законодательства, государственных институтов и правоприменения.
Для оценки уровня коррупции в стране на международном уровне используется индекс восприятия коррупции (ИВК) (Corruption Perceptions Index - CPI) - субъективный показатель, отражающий оценку уровня восприятия коррупции аналитиками и предпринимателями. ИВК представляет собой цифровой показатель распространенности коррупции в отдельно взятой стране (районе), формируется на опросах и оценивании сложившейся политической и экономической ситуации. Так, максимальный уровень коррупции равен 0, а минимальный - 100. ИВК составляется ежегодно с 1995 г. международной неправительственной организацией по борьбе с коррупцией и исследованию уровня коррупции по всему миру Transparency International. Данные ИВК по России приведены в таблице.
ровым лидерам (Дании и Финляндии - 90, Швеции - 89), но и соседним странам (Эстонии - 70, Литве - 59, Грузии - 57, КНР и Беларуси - 40). Приведенные данные ука-
Место России в мире по индексу восприятия коррупции*
Год Балл Место/из стран
2000 21 82/90
2005 24 126/159
2010 21 154/178
2015 29 119/167
2016 29 131/176
зывают на то, что Россия является одной из коррумпированных стран мира, в которой коррупцией охвачены все основные сферы жизни, в том числе и государственное управление.
Слабыми местами государственного управления в России остаются честность в назначении (выборе) должностных лиц во всех ветвях государственной власти; независимость судебной системы; смешивание полномочий законодательной и исполнительной власти; надежность услуг полиции и других правоохранительных структур; организованная преступность и др. Для России характерны усиление бюрократии на основе укрепления вертикали власти и протекционизма, значительная доля теневой экономики, разрыв между правовыми нормами и социальной практикой.
Уровень коррупции в России с введением экономических санкций против нашей страны стремительно вырос. По данным Росстата, ущерб от коррупции составил в 2015 г. 38,3 млрд рублей; в 2016 г. -111,3 млрд рублей.
Основными причинами жизнеспособности коррупции в России являются низкий уровень развития экономики страны (по результатам 2016 г. по ВВП - 12-е место, по ВВП на душу населения - 48-е место в мире); отсутствие политической конкуренции и несменяемость руководства; несовершенное законодательство и судебная система; большой разрыв уровня доходов разных групп населения (по данным ООН, коэффициент Джини в России в 2016 г. составлял 39,9); слабость или отсутствие общественных институтов (пока действие института гражданского общества не достигло уровня развитых стран); безнаказанность чиновников высокого уровня.
Российская Федерация подписала Конвенцию ООН против коррупции в 2003 г., а ратифицировала - в 2006 г. Федеральный закон о ратификации (№ 40-ФЗ) содержит заявления по отдельным статьям и пунктам, по которым Россия обладает юрисдикцией и обязательностью для исполнения. В этот список не вошли, например,
статья 20 «Незаконное обогащение», статья 26 «Ответственность юридических лиц», статья 54 «Механизмы изъятия имущества посредством международного сотрудничества в деле конфискации», статья 57 «Возвращение активов и распоряжение ими». Это указывает на то, что в настоящее время российское антикоррупционное законодательство не в полной мере соответствует Конвенции ООН, что позволяет уйти от ответственности за коррупцию целому ряду как государственных служащих, граждан, так и юридических лиц.
Коррупция отрицательно влияет на все сферы жизни страны, но по социальной стратификации определенным кругам высшего слоя населения это выгодно, поэтому они отстаивают статусы неприкосновенности, неподсудности, несменяемости в органах государственной власти и другие привилегии.
Из мировой практики известно, что важнейшими принципами противодействия коррупции являются публичность органов власти; подконтрольность органов власти обществу; реальное обеспечение прав и защиты частной собственности; неотвратимость наказаний за совершение коррупционных действий; презумпция виновности чиновников в коррупции; защита свидетелей в уголовных и гражданских судебных разбирательствах против коррупционеров; профилактика совершения коррупционных действий и др.
В России в постсоветское время так и не установилось ни государственной идеологии, ни устойчивой власти, ни экономики, ни социальной жизни населения, а положение стабилизируется авторитарной системой управления. Поэтому социально-экономические условия для коррупции создаются самой системой государственного управления, хотя большинство населения страны осознают, что так бесконечно продолжаться не может.
Коррупция проявляется и в Федеральной таможенной службе России (ФТС), так как она обладает рядом особенностей:
- во-первых, это федеральный орган исполнительной власти, поэтому его сотрудники и государственные гражданские служащие являются должностными лицами государства, осуществляющими свои полномочия от его имени, т. е. их незаконные деяния могут попасть под понятие коррупции;
- во-вторых, это одна из основных бюджетообразующих служб государства, так как через таможенную границу ежегодно перемещаются многомиллиардные товары и транспортные средства, что притягивает стремления граждан, стремящихся к дополнительным финансовым и материальным выгодам;
- в-третьих, она предоставляет таможенные услуги участникам внешнеэкономической деятельности (ВЭД) и околотаможенным структурам по перемещению товаров и транспортных средств через таможенную границу, которые заинтересованы в их упрощении или бесконтрольности с целью получения дополнительной прибыли;
- в-четвертых, она имеет обособленные правила подбора, обучения, расстановки и продвижения по службе кадров - сотрудников и федеральных государственных гражданских служащих, их последующего социального обеспечения, в которых могут быть задействованы принципы как добросовестного исполнения долга, так и родства, телефонного права и коррупции;
- в-пятых, как полувоенизированная структура, она ограничена от общественного контроля, т. е. предусматривает государственный контроль другими органами.
Таким образом, в современной России ФТС - это обособленный элемент государственной исполнительной власти, обладающий, с одной стороны, очень широкими обязанностями и полномочиями, а с другой - ограниченностью общественного контроля как в силу специфичности службы, так и нежелания кого-либо допускать для общественного контроля, что и создает объективные условия для коррупции.
Коррупция в первую очередь связана с отклонениями от установленных правил деятельности сотрудников и государственных гражданских служащих ФТС, которые обусловлены получением различного рода выгод, благ и преимуществ. Коррупционными проявлениями выступают деяния, совершенные должностными лицами с использованием своего служебного положения.
Правовую основу противодействия коррупции составляют Конституция Российской Федерации, принципы и нормы международного права, федеральные законы и нормативно-правовые акты Президента, Правительства, Минфина и ФТС. Кроме того, органы управления ФТС всех уровней на основе вышеуказанных нормативно-правовых актов разрабатывают локальные нормативные акты, которые являются более доступными для большинства должностных лиц таможенных органов.
Исходя из вышеизложенного основными принципами противодействия коррупции в ФТС являются признание, обеспечение и защита основных прав и свобод человека и гражданина в деятельности таможенных органов; законность, публичность и открытость деятельности таможенных органов; неотвратимость ответственности за совершение коррупционных правонарушений и др., а также специфические, присущие системам с единоначалием. Единоначалие заключается в наделении руководителей таможенных органов всей полнотой распорядительной власти по отношению к подчиненным и возложении на них персональной ответственности перед государством за все стороны жизни и деятельности каждого сотрудника и государственного гражданского служащего.
ФТС осуществляет противодействие коррупции в пределах своих полномочий, определенных Правительством Российской Федерации. Правоохранительные органы, иные государственные органы и их должностные лица обязаны информировать подразделения кадровых служб ФТС о профилактике коррупционных и иных
правонарушений и ставших им известными фактах несоблюдения таможенными служащими ограничений и запретов, требований о предотвращении или об урегулировании конфликта интересов либо неисполнения обязанностей, установленных в целях противодействия коррупции.
Профилактика коррупции - это самое главное направление в деятельности ФТС. Она должна осуществляться путем применения общеизвестных и специфических для ФТС профилактических мер, основными из которых могут быть:
- формирование в службе нетерпимости к коррупционному поведению, которое может быть только при достаточно высоком финансово-материальном обеспечении и морально-психологическом воспитании сотрудников и государственных гражданских служащих ФТС, при котором коррупционер окажется вне коллектива или одиночкой;
- антикоррупционная экспертиза правовых актов и их проектов от проведения «серых схем», уклонение от которой привело тому, что подведомственный ФТС ФГУП «Ростэк» в последние годы провел ряд коррупционных схем, в которых оказались замешаны должностные лица ФТС;
- заблаговременное предъявление квалификационных требований к гражданам, претендующим на замещение должностей государственной службы ФТС, а также информирование о проверке в установленном порядке представленных ими сведений;
- предупреждение об основании для юридической ответственности за непредставление сведений либо представление заведомо недостоверных или неполных сведений о своих доходах, расходах, имуществе и обязательствах имущественного характера;
- внедрение в практику кадровой работы ФТС правила, в соответствии с которым безупречное и эффективное исполнение таможенным служащим своих должностных обязанностей должно учитываться при назначении его на выше-
стоящую должность, присвоении ему специального звания, классного чина или при его поощрении;
- целенаправленное развитие институтов общественного контроля за соблюдением законодательства о противодействии коррупции.
Основными направлениями деятельности таможенных органов по повышению эффективности противодействия коррупции являются:
- участие в проведении единой государственной политики в области противодействия коррупции;
- совершенствование механизма взаимодействия таможенных и иных государственных органов по вопросам противодействия коррупции, а также ФТС с гражданами и институтами гражданского общества;
- совершенствование нормативных, административных и иных мер, направленных на привлечение таможенных служащих, а также граждан к более активному участию в противодействии коррупции, на формирование в обществе негативного отношения к коррупционному поведению;
- развитие антикоррупционных стандартов - установление для таможенной деятельности единой системы запретов и ограничений, обеспечивающих предупреждение коррупции;
- совершенствование унификации прав таможенных служащих, лиц, замещающих должности сотрудников и государственных гражданских служащих ФТС, а также устанавливаемых для указанных служащих и лиц ограничений, запретов и обязанностей;
- обеспечение доступа граждан и организаций к информации о деятельности ФТС;
- совершенствование организации деятельности правоохранительных и контролирующих органов ФТС по противодействию коррупции;
- совершенствование порядка прохождения государственной службы;
- обеспечение открытости, добросове-
стной конкуренции и объективности при осуществлении закупок товаров, работ, услуг для нужд ФТС;
- устранение необоснованных запретов и ограничений в области таможенной деятельности;
- совершенствование порядка использования государственного имущества и ресурсов;
- повышение уровня оплаты труда и социальной защищенности таможенных служащих;
- укрепление международного сотрудничества и развитие эффективных форм сотрудничества с таможенными службами иностранных государств и международными организациями в области противодействия коррупции;
- усиление контроля за решением вопросов, содержащихся в обращениях граждан и юридических лиц;
- сокращение численности таможенных служащих с одновременным привлечением на службу квалифицированных специалистов;
- повышение ответственности таможенных органов и их должностных лиц за непринятие мер по устранению причин коррупции;
- оптимизация и конкретизация полномочий таможенных органов и их работников, которые должны быть отражены в административных и должностных регламентах.
Одним из проблемных вопросов в противодействии коррупции является конфликт интересов - ситуация, при которой личная заинтересованность лица, замещающего должность, которая предусматривает обязанность принимать меры по предотвращению и урегулированию конфликта интересов, влияет или может повлиять на надлежащее, объективное и беспристрастное исполнение им служебных обязанностей.
Порядок предотвращения и урегулирования конфликта интересов заключается в том, что должностное лицо таможенных органов обязано уведомить в порядке, оп-
ределенном ФТС, о возникшем конфликте интересов или о возможности его возникновения, как только ему станет об этом известно. Предотвращение или урегулирование конфликта интересов может состоять в изменении должностного или служебного положения должностного лица, являющегося стороной конфликта интересов, вплоть до его отстранения от исполнения служебных обязанностей в установленном порядке и в отказе его от выгоды, ставшей причиной возникновения конфликта интересов.
Кроме того, как показывает анализ практики, одним из факторов коррупции является то, что должностные лица таможенных органов при увольнении с выходом на пенсию и по другим причинам в большинстве случаев, имея опыт работы и место жительства, устраиваются на работу в околотаможенные структуры (таможенные склады, склады временного хранения, фирмы по таможенному оформлению и таможенным перевозкам и др.), которые в определенной степени заинтересованы в них и могут быть посредниками между таможенными органами и участниками ВЭД.
Коррупционные действия в таможенной сфере всегда скрытны (латентны) и в наибольшей степени проявляются в форме дачи или получения взятки, подкупа должностных лиц в основном косвенным образом, т. е. через третьих лиц или целую цепочку лиц.
Таможенные органы Российской Федерации осуществляют свою деятельность в условиях функционирования ЕАЭС и членства во Всемирной таможенной организаций (ВТамО). Выявление коррупционных преступлений в таможенных органах России осуществляется во взаимодействии с подразделениями по противодействию коррупции ФСБ и МВД, а также органами Прокуратуры и СК России.
В целях повышения эффективности противодействия коррупции в ФТС разработан и внедряется в практику комплекс мер, которые можно объединить в группы:
- организационно-правовые - целесооб-
разно уточнить и конкретизировать требования к нормативным документам: указам, постановлениям, приказам и распоряжениям, инструкциям и памяткам для таможенных органов и таможенных служащих на основе Конституции Российской Федерации, Федерального закона № 273-ФЗ «О противодействии коррупции» и др.;
- организационно-кадровые - оптимизировать в ФТС подразделения по противодействию коррупции;
- организационно-технологические - конкретизировать порядок действий специальных подразделений и должностных лиц таможенных органов по выявлению, предупреждению и пресечению преступлений коррупционной направленности, а также порядок мониторинга деятельности по противодействию коррупции и анализ его результатов, таможенного оформления и контроля без контакта с участниками ВЭД;
- организационно-исполнительские - совершенствовать руководство повседневной деятельностью таможенных органов и должностных лиц по противодействию коррупции, для чего постоянно поддерживать взаимодействие с другими правоохранительными структурами по противодействию коррупции, информировать таможенных служащих, граждан и общественные организации о фактах таможенных правонарушений;
- аналитические - анализ результатов деятельности таможенных органов, подразделений и должностных лиц по противодействию коррупции, ущерба, нанесенного коррупционными действиями, и мер по их минимизации; составление справок, отчетов и профилей риска по коррупционным правонарушениям, а также определение направлений по дальнейшему совершенствованию противодействия коррупции.
Эффективным инструментом профилактики коррупционных проявлений является тщательный отбор кандидатов на вакантные должности в таможенные органы. Так, за период с 2015 по 2016 г. было
проведено более 17 тыс. проверок в отношении кандидатов на службу в таможенные органы, по результатам которых каждому пятому было отказано в приеме на службу. Всего психологи таможенных органов обследовали около 12 тыс. кандидатов. Было проведено более 4 тыс. исследований с применением полиграфа, в результате чего более тысячи кандидатов и должностных лиц отказано в приеме на службу в таможенные органы и назначении на другие должности, так как специализированная техника выявила у них наличие факторов риска.
В комиссии ФТС по соблюдению требований к служебному поведению государственных служащих и урегулированию конфликта интересов за период 20152016 гг. рассматривались материалы в отношении более 6,5 тыс. должностных лиц, в результате было выявлено более 25 тыс. нарушений, около 85% которых составили нарушения требований о достоверности и полноте представленных сведений о доходах, имуществе и обязательствах имущественного характера.
По итогам проверок сведений о доходах, имуществе и обязательствах имущественного характера, соблюдения ограничений, запретов и обязанностей, установленных в целях противодействия коррупции, и рассмотрения их результатов на комиссиях за выявленные коррупционные правонарушения к ответственности привлечены 382 и уволены из таможенных органов в связи с утратой доверия 14 должностных лиц.
За период реализации плана по противодействию коррупции должностные лица таможенных органов 190 раз уведомляли начальников таможенных органов о попытках склонить их к совершению коррупционных правонарушений. По результатам поступивших уведомлений 118 материалов были направлены в правоохранительные органы, возбуждено 83 уголовных дела. В результате служебных проверок к дисциплинарной ответственности
было привлечено 9 958 должностных лиц, из них 63 уволены из таможенных органов.
По материалам подразделений таможенных органов по противодействию коррупции в 2014 и 2015 гг. были возбуждены уголовные дела коррупционной направленности в отношении 163 таможенников и 117 взяткодателей. По результатам рассмотрения сообщений граждан о неправомерном поведении должностных лиц в следственные органы было направлено 86 материалов, возбуждено 20 уголовных дел. Наиболее распространенными видами преступлений коррупционной направленности, выявленных подразделениями по противодействию коррупции в указанный период, были получение взятки -74 уголовных дела, дача взятки - 34 уголовных дела, мошенничество, присвоение или растрата - 29 уголовных дел, злоупотребление должностными полномочиями -17 уголовных дел.
По инициативе подразделений по противодействию коррупции или с их участием проведено 372 служебные, функциональные, инспекторские и иные проверки. По результатам данных проверок проведены мероприятия по устранению причин и условий совершения выявленных нарушений, приняты меры дисциплинарного и иного характера: наказано в дисциплинарном порядке 369 должностных лиц таможенных органов, уволено по результатам проверок 5 должностных лиц.
Таким образом, в ФТС создана и действует система противодействия коррупции, которая способна решать задачи по профилактике, борьбе с коррупцией и минимизации ущерба от нее в соответствии с Федеральным законом № 273-ФЗ «О противодействии коррупции» и другими правовыми актами. Для достижения целей и решения задач противодействия коррупции в ФТС разработаны и претворяются в жизнь нормативно-правовые акты, планы по организации и проведению противодействия коррупции, систематически проводятся мониторинги, анализируются результаты и подводятся итоги. Созданы
специализированные подразделения по противодействию коррупции, однако по имеющимся данным трудно сравнить затраты на их содержание с результатами антикоррупционных действий. К сожалению, имеющиеся организационные технологии, направленные на минимизацию правонарушений, не полностью внедрены в жизнь.
Итоги работы таможенных органов России за 2014-2016 гг. показывают, что достигнуты определенные успехи в профилактике, выявлении, пресечении, расследовании нарушений и привлечении к ответственности правонарушителей. Однако коренного перелома в противодействии коррупции в ФТС так и не произошло, коррумпированность остается на достаточно высоком уровне.
Положение ФТС в 2017 г. оказалось не столь оптимистичным, как ожидалось: перемены в таможне минимальны, а результаты деятельности пока ничем не примечательны.
По нашему мнению, наибольший успех могут принести:
- государственный подход к ограничению привилегий таможенных служащих высшего и среднего уровня, так как сегодня доходы таможенных чиновников высшего звена в разы превышают доходы непосредственных служащих на таможенных постах;
- обеспечение законности и повседневной требовательности руководителей таможенных органов всех уровней, их личный пример;
- подготовка, подбор и расстановка высококвалифицированных кадров, их периодическая ротация;
- уточнение перечня коррупционно рисковых должностей, систематический контроль за деятельностью должностных лиц таможенных органов без мелочного надзора и опеки;
- оптимизация кадровых, правоохранительных и контролирующих органов ФТС, дублирующих функций подразделений и должностных лиц, не несущих прак-
тически никакой ответственности в противодействии коррупции;
- обеспечение достаточно высокого материального, финансового и морального стимулирования сотрудников и государственных гражданских служащих, непосредственно занимающихся таможенным оформлением и контролем;
- обеспечение выполнения основных правил противодействия коррупции: прозрачности, контроля, автоматизации, ясности, конкурсности, справедливости, профилактики.
В заключение целесообразно отметить, что Федеральная таможенная служба - одна из составных частей исполнительной власти России, в которой коррупция должна быть исключением, а не системой. Коррупции нужно и можно системно противодействовать. Главное - это выполнение всеми органами управления и должностными лицами ФТС своих прямых служебных обязанностей, а также законов и других нормативных актов. Данная статья направлена не на дискредитацию таможенных органов, а на противодействие коррупции и процветание России.
Список литературы
1. Алиева Г. А. Некоторые вопросы взаимодействия следователя и оперативных сотрудников при расследовании взяточничества и коммерческого подкупа в ЖКХ // Экономика. Право. Общество. - 2016. - № 1 (5). - С. 55-60.
2. Буслаев С. И. Основные направления противодействия коррупции в Российской Федерации / / Экономика. Право. Общество. - 2016. - № 1 (5). - С. 75-83.
3. Крюкова Н. И. Понятие должностных преступлений, совершаемых в таможенной сфере / / Экономика. Право. Общество. - 2016. - № 2 (6). - С. 58-65.
4. Крюкова Н. И., Халиков Ф. З. Проблемы квалификации служебного подлога // Экономика. Право. Общество. - 2016. - № 1 (5). - С. 68-74.
5. Социально-экономическое развитие в современном мире: проблемы и направления : монография / под ред. М. И. Абакарова. - Махачкала, 2015.
References
1. Alieva G. A. Nekotorye voprosy vzaimodeystviya sledovatelya i operativnykh sotrudnikov pri rassledovanii vzyatochnichestva i kommercheskogo podkupa v ZhKKh [Collaboration of Investigator and Operative Officers in Investigation of Bribery and Commercial Graft in Public Utilities Sector]. Ekonomika. Pravo. Obshchestvo [Economics. Law. Society], 2016, No. 1 (5), pp. 55-60. (In Russ.).
2. Buslaev S. I. Osnovnye napravleniya protivodeystviya korruptsii v Rossiyskoy Federatsii [Key Directions of Corruption Counteraction in the Russian Federation]. Ekonomika. Pravo. Obshchestvo [Economics. Law. Society], 2016, No. 1 (5), pp. 75-83. (In Russ.).
3. Kryukova N. I. Ponyatie dolzhnostnykh prestupleniy, sovershaemykh v tamozhennoy sfere [Problems of Official Forgery Qualification]. Ekonomika. Pravo. Obshchestvo [Economics. Law. Society], 2016, No. 2 (6), pp. 58-65. (In Russ.).
4. Kryukova N. I., Khalikov F. Z. Problemy kvalifikatsii sluzhebnogo podloga [The Notion of Official Offence Committed in Customs Sphere]. Ekonomika. Pravo. Obshchestvo [Economics. Law. Society], 2016, No. 1 (5), pp. 68-74. (In Russ.).
5. Sotsial'no-ekonomicheskoe razvitie v sovremennom mire: problemy i napravleniya, monografiya [Social and Economic Development in Today's World: Challenges and Directions, monograph], edited by M. I. Abakarov. Makhachkala, 2015. (In Russ.).