УДК: 343.35:347:339.543 ГРНТИ: 72.15.39
СТИМУЛИРОВАНИЕ АНТИКОРРУПЦИОННОГО ПОВЕДЕНИЯ ДОЛЖНОСТНЫХ ЛИЦ ТАМОЖЕННЫХ ОРГАНОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Е. В. Трунина, Т. Ф. Рузанкина
Мордовский государственный университет имени Н.П. Огарёва Россия, 430005 г. Саранск, ул. Большевистская, 68
ЕЗ Рузанкина Татьяна Фёдоровна - ruzankina.tanya@mail.ru
Статья посвящена анализу коррупции в таможенных органах Российской Федерации, а также механизму противодействия ей. Рассматриваются доктринальные подходы к определению коррупции. Показана статистика роста возбужденных уголовных дел коррупционной направленности в таможенных органах Российской Федерации за последние пять лет. Исследуются причины, порождающие коррупцию в таможенных органах, в числе наиболее серьезных из которых, по мнению авторов, является отсутствие личного примера среди руководящего состава таможенных органов. Делается вывод, что в стимулировании антикоррупционного поведения должностных лиц таможенных органов ведущее место должно быть отведено убеждению, подкрепленному системой поощрительных и стимулирующих мер. В числе последних авторами предлагается введение выплат за отсутствие фактов коррупции, служебный рост при антикоррупционном поведении, улучшение уровня социальной защищенности и материального положения служащих таможенных органов.
Ключевые слова: коррупция, таможенные органы, должностные лица, служащие, противодействие, антикоррупционное поведение.
STIMULATION OF ANTI-CORRUPTION BEHAVIOR OF CUSTOMS OFFICIALS OF THE RUSSIAN FEDERATION
E. V. Trunina, T. F. Ruzankina
Ogarev Mordovia State University 68 Bolshevistskaya St., 430005 Saransk, Russia
El Ruzankina Tatiana - ruzankina.tanya@mail.ru
The article is devoted to the analysis of corruption in the customs bodies of the Russian Federation, as well as to the mechanism of counteraction to it. The doctrinal approaches to the definition of corruption are considered. The statistics of the growth of criminal cases of corruption in the customs bodies of the Russian Federation over the past five years is shown. The reasons for corruption in customs bodies are investigated, among the most serious of which, according to the authors, is the absence of a personal example among the leading members of customs bodies. It is concluded that in stimulating the anti-corruption behavior of customs officials, a leading position should be given to a belief reinforced by a system of encouragement and incentive measures. Among the latter, the authors suggest the introduction of payments for the absence of corruption facts, career growth in anti-corruption behavior, improving the level of social security and financial position of employees of customs authorities.
Keywords: corruption, customs authorities, officials, employees, counteraction, anti-corruption behavior.
Коррупция относится к числу наиболее опасных явлений, которая в соответствии со Стратегией национальной безопасности является препятствием устойчивому развитию Российской Федерации (далее - РФ), а также угрозой государственной и общественной безопасности [3].
Среди российских ученых вопрос о понятии коррупции вызывает немало дискуссий. Существует несколько подходов к определению коррупции: узкий и широкий. Сторонники узкого подхода характеризуют коррупцию как подкупность должностных лиц, которая проявляется в получении ими взяток, при этом делается акцент на высокую степень опасности взяточничества. Сторонники широкого подхода к определению коррупции обращают внимание на любое корыстное проявление в деятельности представителей власти, они видят коррупцию в злоупотреблении должностными лицами своими властными полномочиями. Представляется, что узкий подход к понятию коррупции значительно снижает ее негативную роль, так как не учитывает достаточно много иных преступлений коррупционной направленности [7, с. 106].
В международном праве коррупция рассматривается как различного рода неправомерное преобладание, включая и неимущественного характера. В российском законодатель-
стве понятие коррупции связывается с получением лишь материальных благ [11, с. 6].
Высокий уровень коррупции в органах государственной власти значительно снижает эффективность их функционирования. Таможенные органы, входящие в список наиболее коррумпированных, не являются исключением. Подтверждением сказанному является статистика за последние пять лет. Так, по материалам Федеральной таможенной службы (далее - ФТС) России в 2012 году было возбуждено 113 уголовных дел по преступлениям коррупционной направленности; в 2013 году - 177 уголовных дел; в 2014 году - 155; в 2015 году - 195; в 2016 году - 230 [12]. Таким образом, в таможенных органах РФ наблюдается тенденция роста количества возбужденных уголовных дел коррупционной направленности. Данный факт указывает на то, что действующие механизмы противодействия коррупции в таможенных органах неэффективны и требуют изменений.
Коррупционные проявления в системе таможенных органов наносят значительный вред авторитету таможенной службы, а также качественному обеспечению экономической безопасности России [5, с. 156]. В настоящее время действует Национальный план противодействия коррупции на 2016
36
Juvenis scientia 2017 № 6 | Юридические науки и политология
- 2017 годы, в котором содержатся обязательные для исполнения указания различным государственным органам, должностным лицам, направленные на противодействие коррупции, что позволяет конкретизировать действия субъектов противодействия, а значит повысить эффективность применяемых антикоррупционных механизмов [2].
В таможенных органах постоянно ведется работа по предупреждению коррупционных преступлений. Периодически проводятся профилактические беседы, лекции, способствующие предотвращению коррупции. В ФТС России функционирует Управление по противодействию коррупции, основными направлениями которого являются: защита экономического суверенитета и экономической безопасности РФ, осуществление оперативно-розыскной деятельности в целях выявления, предупреждения, пресечения и раскрытия преступлений коррупционной направленности и иных преступлений против интересов государственной службы в таможенных органах и т. д. [4]. К сожалению, несмотря на то, что происходит постоянное совершенствование законодательных норм в части противодействия коррупции, применяемые административно-правовые средства зачастую оказываются неэффективными, что во многом, на наш взгляд, является следствием того, что причины, порождающие коррупцию не устраняются.
Выделяется достаточно много причин, которые так или иначе порождают коррупцию в целом и в таможенных органах в частности. Прежде всего, это сложность различных технологий в деятельности таможенных органов; отсутствие конкретной регламентации действий служащих таможни; низкий уровень социальной защищенности таможенников; недостаточный личный пример высших должностных лиц таможенных органов и т. д. [6, с. 68].
На наш взгляд, отсутствие личного примера среди руководящего состава таможенных органов следует отнести к числу наиболее серьезных причин коррупционных действий должностных лиц таможенных органов. Ярким примером является возбуждение в прошлом году уголовного дела о контрабанде алкогольной продукции, по которому по факту причастности проводились обыски у являющегося на тот момент главы ФТС России А. Ю. Бельянинова. В отношении него было подозрение, что он способствовал незаконному перемещению через границу алкогольной продукции в крупном размере и неуплате обязательных таможенных платежей [15].
Нередкими фактами становится возбуждение уголовных дел коррупционной направленности в отношении иных руководителей таможенных органов, в частности, в отношении начальников таможенных постов по фактам получения взятки [13; 14].
Представляется, что важным направлением стимулирования антикоррупционного поведения должностных лиц таможенных органов должно стать совершенствование правового регулирования государственной службы в таможенных органах, в направлении устранения причин и условий, детерминирующих коррупционные деяния. Так, серьезной проблемой является разделение должностных лиц на сотрудников и гражданских служащих. Специалистами отмечалось, что произошедшее в 2002 году разделение не имело под собой четких критериев, произошло не с учетом выполняемых функций, а выборочно [10, с. 144]. При этом стоит учитывать, что правовой статус гражданских служащих, которые составляют основу кадрового состава таможенных органов, значительно проигрывает в сравнении с сотрудниками таможенных органов. Последние имеют более широкий перечень социальных гарантий, а также денежное довольствие, в разы превышаю-
щее денежное содержание гражданских служащих. Данный факт не только разобщает коллектив таможенных органов, влечет за собой нездоровую морально-психологическую обстановку в таможенных органах, но и создает условия для коррупционных правонарушений со стороны гражданских служащих таможенных органов. Однако в правовом регулировании государственной службы сотрудников таможенных органов также не все безоблачно. Так, наличие широких пределов административного усмотрения начальников таможенных органов при реализации полномочий по заключению контрактов о службе в таможенных органах на новый срок и определению срока заключения контракта, способствующие активному проявлению субъективного фактора в служебных отношениях, могут приводить к необоснованному и бесконтрольному увольнению сотрудников таможенных органов со службы [8, с. 738-745].
Немаловажным фактором, направленным на противодействие коррупции в таможенных органах РФ, должно стать устранение коррупциогенных факторов в законодательстве РФ о таможенном деле, а также установление законодательных рамок широких дискреционных полномочий таможенных органов и их должностных лиц [9, с. 210].
С недавнего времени в таможенных органах началось внедрение автоматического выпуска товаров. При осуществлении данной технологии не участвуют служащие таможенных органов, что позволяет исключить человеческий фактор, а также ускорить процедуру таможенного декларирования товаров. На наш взгляд, дальнейшее совершенствование данной технологии, распространение ее на совершение иных таможенных операций, позволит значительно сократить коррупционные проявления среди должностных лиц.
В отношении противодействия коррупции необходимо стремиться к повышению личного примера, т. е. искоренению коррупции среди руководящего состава таможенных органов. Важно, чтобы должностные лица таможенных органов, ориентируясь на антикоррупционное поведение руководства, не допускали любого факта проявления коррупционных действий и даже старались их пресекать. При этом меры по противодействию коррупции должны быть направлены на усиление мотивации к антикоррупционному поведению у должностных лиц. Наиболее эффективными мерами в стимулировании антикоррупционного поведения должностных лиц таможенных органах, на наш взгляд, являются:
- повышение административно-правового статуса должностных лиц таможенных органов, прежде всего, в части улучшения уровня социальной защищенности и материального положения гражданских служащих таможенных органов;
- введение поощрительных выплат за отсутствие факта коррупции;
- гарантированный служебный рост при неукоснительном выполнении требований к служебному поведению, и прежде всего при отсутствии фактов совершения коррупционных деяний.
Таким образом, в стимулировании антикоррупционного поведения должностных лиц таможенных органов необходимо от принуждения перейти к убеждению, подкрепляемому системой поощрительных и стимулирующих мер. Отсутствие фактов совершения коррупционных деяний при добросовестном исполнении должностных обязанностей должно становиться гарантом успешной служебной карьеры, достойного социального и материального положения. Именно в этом направлении необходимо совершенствовать действующее
законодательство о государственной службе в РФ, правоприменительную практику в сфере противодействия коррупции
в таможенных органах.
ЛИТЕРАТУРА
1. О противодействии коррупции : Федеральный закон от 25.12.2008 № 273-Ф3 // Собрание законодательства РФ. 2008. № 52(ч.1). Ст. 6228.
2. О национальном плане противодействия коррупции на 2016 -2017годы : Указ Президента Российской Федерации от 01.04.2016 № 147 // Собрание законодательства РФ. 2016. №14. Ст. 1985.
3. О стратегии национальной безопасности Российской Федерации : Указ Президента Российской Федерации от 31.12.2015 № 683 // Собрание законодательства РФ. 2016. № 1 (часть II). Ст. 212.
4. Об утверждении Положения об Управлении по противодействию коррупции : приказ ФТС России от 9.02.2017 № 207. URL : http://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/71513764.
5. Александрова Л.И. Проблемы противодействия коррупции в таможенных органах // Коррупция: состояние противодействия и направления оптимизации борьбы. 2015. С. 155-161.
6. Баранник И.Н. Состояние и эффективность борьбы с коррупцией в таможенных органах // Таможенная политика России на Дальнем Востоке. 2011. №2(55). С. 64-70.
7. Будатаров С.М. Понятие коррупции в российском законодательстве и юридической литературе // Вестник Томского государственного университета. 2012. № 359. С. 106-110.
8. Трунина Е.В. Вопросы законности и справедливости расторжения контакта о службе в таможенных органах РФ // Админи-
стративное и муниципальное право. 2016. №9. С. 738-745.
9. Трунина Е.В. Коррупциогенные факторы в законодательстве РФ о таможенном деле (на примере определения компетенции таможенных органов РФ) // Сборник материалов международной научно-практической конференции «Таможенные чтения - 2016». 2016. С. 205-212.
10. Трунина Е.В. Правоохранительная и гражданская службы в таможенных органах Российской Федерации (проблемы совершенствования): монография. Волгоград : Изд-во Волгогр. ин-та экон., социол. и права, 2011. 260 с.
11. Штатина М.А. Влияние глобализации на становление административно-правовых механизмов противодействия коррупции // Глобализация и публичное право. Материалы IV Международной научно-практической конференции. 2015. С. 3-11.
12. Ежегодный сборник «Таможенная служба Российской Федерации». URL : http://customs.ru/index.php?option=com_content&view =article&id=7995&Itemid=1845.
13. Информационные материалы о результатах работы подразделений по противодействию коррупции таможенных органов Российской Федерации за 1 квартал 2017 года. URL : http://www.customs. ru/index.php?option=com_content&view=article&id=25073:1-2017-&catid=76:2011-01-25-08-23-45.
14. Информационные материалы о результатах работы подразделений по противодействию коррупции таможенных органов Российской Федерации. URL : http://www.customs.ru/index. php?option=com_content&view=article&id=21902:2015-10-27-05-59-51&catid=76:2011-01-25-08-23-45&Itemid=1856.
15. Таможню предъявили к досмотру // Коммерсантъ. URL : http:// www.kommersant.ru/doc/3048276.
Поступила в редакцию 26.05.2017