This article reviews and analyzes characteristics of obtaining forensic relevant verbal information in cases of inappropriate use of budget funds. It also gives recommendations how to improve developing necessary investigative actions.
Key words: inappropriate use of a budget funds, interrogation, confrontation, evidence.
УДК 328.185:332.8
М.А.Новикова, ассист., +7(920) 747-33-70,
(Россия, Тула, ТулГУ)
КОРРУПЦИЯ В СФЕРЕ ЖИЛИЩНО-КОММУНАЛЬНОГО ХОЗЯЙСТВА: ПОНЯТИЕ И ВИДЫ
В статье рассмотрены проблемы определения понятия коррупции, проводится анализ основных коррупционных схем в сфере жилищно-коммунального хозяйства в Российской Федерации.
Ключевые слова: коррупция, жилищно-коммунальное хозяйство, коррупционные схемы, ресурсные компании.
Коррупция является одной из «вечных» проблем развития человеческого общества. Это сложное комплексное явление, в котором выделяются политические, экономические, социальные, моральные и собственно правовые аспекты. В толковом словаре Ожегова и Шведовой дается такое определение: "Коррупция - моральное разложение должностных лиц и политиков, выражающееся в незаконном обогащении, взяточничестве, хищении и срастании с мафиозными структурами" [1, С.36].
Коррупция (от латинского слова соггитреге - растлевать, подрывать, подкупать) - термин, обозначающий как правило использование должностным лицом своих властных полномочий и доверенных ему прав в целях личной выгоды, противоречащее законодательству.
Согласно ст. 1 Федерального закона от 25.12.2008 № 273 - ФЗ «О противодействии коррупции» коррупция представляет собой злоупотребление служебным положением, дачу взятки, получение взятки, злоупотребление полномочиями, коммерческий подкуп либо иное незаконное использование физическим лицом своего должностного положения вопреки законным интересам общества и государства в целях получения выгоды в виде денег, ценностей, иного имущества или услуг имущественного характера, иных имущественных прав для себя или для третьих лиц либо незаконное предоставление такой выгоды указанному лицу другими физическими лицами, а также от имени или в интересах юридического лица [2].
Законодательством Российской Федерации на сегодняшний день не дано определение коррупционного преступления, однако, исходя из вышеуказанного
определения коррупции и понятия преступления, закрепленного в ч. 1 ст. 14 УК РФ, под коррупционным преступлением понимается виновное совершенное физическим лицом общественно опасное деяние с незаконным использованием им своего должностного положения вопреки законным интересам общества и государства в целях получения выгоды в виде денег, ценностей, иного имущества или услуг имущественного характера, иных имущественных прав для себя или для третьих лиц либо незаконное предоставление такой выгоды указанному лицу другими физическими лицами, в том числе от имени или в интересах юридического лица, запрещенное Уголовным кодексом РФ под угрозой наказания [3].
Совместным указанием Генпрокуратуры РФ N 450/85 и МВД РФ N 3 от 28.12.2010 «О введении в действие Перечней статей Уголовного кодекса Российской Федерации, используемых при формировании статистической отчетности» определен перечень преступлений коррупционной направленности
[4].
Так, к наиболее распространенным преступлениям коррупционной направленности относится дача взятки (ст. 290 УК РФ), получение взятки (ст. 291 УК РФ), коммерческий подкуп (ст. 204 УК РФ), мошенничество, присвоение или растрата, совершенные лицом с использованием своего служебного положения (ч. 3 ст. 159, ч. 3 ст. 160 УК РФ), злоупотребление и превышение должностными полномочиями, совершенные с корыстным мотивом (ст.ст. 285, 286 УК РФ).
Сфера проявления коррупционной деятельности в общественных отношениях весьма широка и, как правило, протекает в скрытой, неочевидной форме (так как зачастую сопровождается сокрытием при помощи иных преступлений или злоупотреблений). В основе существования коррупции также лежит наличие системы иерархии должностей, системы разрядов должностных окладов.
Анализ современного законодательства в сфере жилищно-коммунального хозяйства показывает, что создаваемые управляющие компании наделяются значительными полномочиями в плане регулирования финансовых взаимоотношений основных участников рынка жилищно-коммунального хозяйства: ресурсных компаний и потребителей услуг. В то же время контроль за этим важнейшим звеном рынка жилищно-коммунального хозяйства еще не налажен должным образом и характерным признаком наличия коррупции в этой сфере является растущее недовольство населения бесконтрольным ростом платежей за услуги жилищно-коммунального хозяйства.
По данным фонда ИНДЕМ, приведенным в докладе «Диагностика российской коррупции: социологический анализ», риск коррупции во взаимоотношениях с жилищно-коммунальным хозяйством составляет 32 %, то есть почти одна треть обращений граждан в жилищно-коммунальные хозяйства подвергается коррупционному воздействию. Это четвертый показатель среди шестнадцати областей возможной бытовой коррупции во взаимоотношениях граждан и власти. Выше коррупционный риск только во взаимоотношениях с ГИБДД, сферой здравоохранения и военкоматами. При этом объем рынка
229
коррупционных услуг в данной сфере, то есть количество денег, затрачиваемых гражданами России в год на взятки жилищно-коммунальной службе, составляет 22, 7 млн. долларов - двенадцатый показатель из шестнадцати возможных. Эти данные позволяют предположить, что незначительная в сравнении с другими сферами взаимодействия граждан и власти сумма взяток в жилищно-коммунальном хозяйстве при их повсеместном распространении приводит к так называемому опривычиванию коррупции [5].
За последние годы на рынке жилищно-коммунальных услуг сложилась ситуация когда на смену муниципальным жилищным службам пришли частные компании. Если муниципальным службам было невыгодно экономить полученные средства, то приход в сферу содержания жилья частных компаний повернуло все прямо наоборот. Частному предпринимателю выгодно получить максимальную прибыль от своей работы, а она максимально в коммунальной сфере образуется только тогда, когда за полученные на содержание определённых услуг средства эти услуги не оказываются, а деньги остаются у предпринимателя.
Можно отметить, что в сфере жилищно-коммунального хозяйства сложилось несколько коррупционных схем, которые можно разделить на следующие виды:
1) взимание платы за услугу, которая не оказывается либо двойное взимание за одну и ту же услугу, необоснованное завышение тарифов.
2) коррупция на этапе подключения к коммуникациям;
3) коррупция в садоводческих объединениях. Особенностью данного типа жалоб является то, что фактически, садоводческие объединения превращаются в жилые поселки с соответствующей жилищно-коммунальной инфраструктурой, находящейся в собственности садоводческих объединений; Коммунальная инфраструктура, находящаяся в собственности садоводческих хозяйств, является инструментом давления на собственников дачных участков и домов. Отсутствие прозрачности и государственного контроля за деятельностью такой коммунальной инфраструктуры приводит к массовым хищениях и злоупотреблениям, поскольку садоводческие объединения являются, фактически, посредниками между собственниками и поставщиками ЖКУ;
4) ограничение в предоставлении услуг жилищно-коммунального хозяйства с целью захвата недвижимого имущества;
5) коррупция при введении в эксплуатацию жилых объектов. Суть схемы заключается в том, что на стадии строительства объектов строительные компании, как правило, осуществляют закладку коммуникаций, строительство подъездных путей. Распространена схема, когда при продаже многоквартирных домов, домов в коттеджных поселках в собственности строительных компаний остаются все коммуникации и подъездные пути, что является грубым нарушением градостроительных норм [6].
Коррупция - главная причина плачевного положения в сфере жилищно-коммунального хозяйства по мнению большинства парламентариев.
Выявлены системные проблемы, характерные для всех регионов России: отсутствие гражданского контроля за деятельностью органов власти, отсутствие независимых СМИ, политической конкуренции, непрозрачность деятельности органов власти при гражданском контроле за ними.
По мнению Президента России Дмитрия Медведева, в жилищно-коммунальной сфере злоупотребления, хищения в ряде случаев вышли на уровень эпидемии, что очень сильно дестабилизирует ситуацию.
Для решения этих проблем Д.А. Медведев потребовал от реформированных органов внутренних дел решительно бороться с коррупцией, особенно в сфере жилищно-коммунального хозяйства, и каждое дело доводить до конца, не только наказывая нарушителей, но и отслеживая эффективность использования бюджетных средств [7].
Обобщая все вышеизложенное, можно сделать вывод, что сфера жилищно-коммунального хозяйства является одной из наиболее коррумпированных, что, безусловно, негативно влияет на ее развитие и функционирование. Это обстоятельство, в свою очередь, ставит приоритетные задачи перед криминалистической наукой по разработке методических рекомендаций по раскрытию и расследованию преступлений коррупционной направленности в сфере жилищно-коммунального хозяйства.
Список литературы
1. Ожегов С.И., Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка: 80000 слов и фразеологических выражений / Российская академия наук. Институт русского языка им. В.В. Виноградова. - 4-е изд., доп. - М.: Азбуковник, 1999. -944 с.
2. Федеральный закон от 25.12.2008 № 273-ФЗ «О противодействии коррупции» (в редакции от 11.07.2011) // Российская газета № 266 от 30.12.2008.
3. Уголовный кодекс Российской Федерации от 13.06.1996 № 63-ФЗ (в редакции от 07.12.2011) // Российская газета N 113 от 18.06.1996.
4. Указание Генпрокуратуры РФ N 450/85 и МВД РФ N 3 от 28.12.2010 «О введении в действие Перечней статей Уголовного кодекса Российской Федерации, используемых при формировании статистической отчетности» -[Электронный документ]. - URL:
http://base.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc;base=LAW;n=121257 (по состоянию на 20.02.2012).
5. Выдержки из доклада «Диагностика российской коррупции: социологический анализ», подготовленного фондом ИНДЕМ.- [Электронный документ]. - URL: http://www.indem.ru/corrupt/Uc2004/Glava2.pdf (по состоянию на 20.02.2012).
6. Выдержки из доклада Ассоциации Адвокатов России за Права Человека «Коррупция в России: независимый годовой отчет Всероссийской антикоррупционной общественной приемной «Чистые руки» (2 августа 2010 -1 августа 2011). - [Электронный документ]. - URL:
231
http://www.rusadvocat.com/node/39 (по состоянию на 17.01.2012). 7. Совещание с руководящим составом Министерства внутренних дел РФ 22 октября 2011 г. - [Электронный документ]. - URL: http://www.stopcorruption.ru/item 1386.htm (по состоянию на 15.02.2012).
Novikova M.A.
CORRUPTION IN THE FIELD OF HOUSING AND COMMUNAL SERVICES: CONCEPT TYPES The article considers the problem of the definition of corruption, an analysis of major corruption schemes in the area of housing and communal services in the Russian Federation.
Keywords: corruption, housing and communal services, corruption schemes, resource companies.
УДК 3.342
И.Е. Первак, канд. техн. наук, доцент, тел. 8-910-703-21-69, [email protected] (Россия, Тула, ТулГУ)
КОНТРОЛЬ И НАДЗОР ЗА СОБЛЮДЕНИЕМ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ В СФЕРЕ ОБРАЗОВАНИЯ
В статье рассмотрены вопросы выездных и камеральных проверок, проводимых с целью выявления нарушений законодательства Российской Федерации в сфере образования
Контроль, надзор, выездные и камеральные проверки, образование.
Полномочия по контролю в сфере образования в России возложены на Федеральную службу по надзору в сфере образования и науки (Рособрнадзор) образованную в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 9 марта 2004г. № 314 «О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти».
Контроль и надзор за соблюдением законодательства РФ в сфере образования осуществляется путем выездных и камеральных проверок.
Выездные проверки представляют собой комплекс мероприятий по установлению соответствия законодательству Российской Федерации в области образования деятельности проверяемых организаций и обеспечивающих их деятельность правовых актов. Проверки проводятся по месту нахождения и (или) ведения деятельности проверяемых организаций, к которым относятся образовательные учреждения (организации), научные организации, органы местного самоуправления, осуществляющие управление в сфере образования, иные организации, проверка которых входит в полномочия органа исполнительной власти субъекта РФ (далее - проверяемые организации). Целями выездных проверок являются:
1. Обеспечение соблюдения (исполнения) проверяемыми образовательными учреждениями, органами местного самоуправления,