55
ПРАВОПОРЯДОК: ИСТОРИЯ, ТЕОРИЯ, ПРАКТИКА № 2 (5) 2015
ТЕОРИЯ И ПРАКТИКА ПРОТИВОДЕЙСТВИЯ ПРЕСТУПНОСТИ
УДК 343.85 А.А. Вешний
A. Velikiy
НЕКОТОРЫЕ МЕРЫ ПО ПРОТИВОДЕЙСТВИЮ КОРРУПЦИИ
В статье рассматриваются вопросы противодействия коррупции в Российской Федерации. Дай краткий анализ Национального плана противодействия коррупции на 2014 2015 годы, акцентировано внимание на мерах по противодействию коррупции в сфере .жилищно-коммунального хозяйства и роли институтов гражданского общества в этом процессе, предложены меры по противодействию коррупции.
Ключевые сюва: противодействие коррупции, гражданское общество, жшищно-коммуналь-ное хозяйство.
SOME MEASURES FOR CORRUPTION COUNTERACTION
The article considers the questions of corruption counteraction in the Russian l'ederation. The short analysis of the National plan for corruption counteraction 2014-2015 is given, the attention is focused on measures for corruption counteraction in the sphere of municipal housing economy and the role of institutes of civil society in this process, measures for corruption counteraction are offered.
Keywords: corruption counteraction, civil society, municipal housing economy.
В осуществлении противодействия коррупции важное место занимает право как социальное явление. Правовое регулирование того или иного общественного отношения служит основой прочного правового порядка, целью которого является установление определенной социальной справедливости, поддержания баланса публичных и частных интересов, которые признается, обеспечивается и защищается. В праве отражаются наиболее важные публичные и частные интересы, получающие всеобщее признание и гарантирующие участникам общественных отношений реализацию всего комплекса их прав и обязанностей.
В последние годы пристальное внимание государства обращено именно на правовые аспекты противодействия коррупции, что подтверждается большим количество федеральных законов и иных нормативных актов, направленных на противодействие этом\ негативном} явлению. Вместе с тем растет понимание того, что одними лишь мерами принимаемыми государственными органами проблем} не решить в связи с чем актуальным становится вопрос об активной роли в этом процессе различных институтов гражданского общества.
Статья 13 Конвенции ООН против коррупции от 31 октября 2003 г. |2|, определяет, что государство призвано принимать надлежащие меры в пределах своих возможностей и в соответствии с основополагающими принципами своего законодательства для содействия активном}' участию отдельных лиц или групп за пределами поличного
сектора, таких, как гражданское общество, неправительственные организации и организации, функционирующие на базе общин, в предупреждении коррупции и борьбе с ней и для углубления понимания обществом факта существования, причин и опасного характера коррупции, а также создаваемых сю угроз. В связи с чем необходимо применение следующих мер:
усиление прозрачности и содействие вовлечению населения в процессы принятия решений;
обеспечение населению эффективного доступа к информации;
проведение мероприятий по информированию населения, способствующих созданию атмосферы нетерпимости в отношении коррупции, а также осуществление программ публичного образования, включая }-чсбныс программы в школах и высших учебных заведениях;
поощрение и защита свободы поиска, получения, опубликования и распространения информации о коррупции.
В настоящие время в России создано целая система законодательных актов, направленных на противодействие коррупции, в частности федеральные законы от 25 декабря 2008 г. № 273-ФЗ «О противодействии коррупции» |6|, от 17 июля 2009 г. № 172-ФЗ «Об антикоррупционной экспертизе нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов» |7|, ряд указов Президента РФ об особых требованиях к государственным служащим (предоставление сведений о доходах, расходах и др.), а также законов субъектов РФ в данной сфере, например Закон
56
№ 2 (5) 2015 ПРАВОПОРЯДОК: ИСТОРИЯ, ТЕОРИЯ, ПРАКТИКА
Челябинской области от 29 января 2(Х)9 г. № 353-30 (рсд. от 26 июня 2014 г.) «О противодействии коррупции в Челябинской области».
В статье 1 Федерального закона «О противодействии коррупции» устанавливается следующее понятие коррупции - злоупотребление служебным положением, дача взятки, получение взятки, злоупотребление полномочиями, коммерческий подкуп либо иное незаконное использование физическим лицом своего должностного положения вопреки законным интересам общества и государства в целях получения выгоды в виде денег, ценностей, иного имущества или услуг имущественного характера, иных имущественных прав для себя или для третьих лиц либо незаконное предоставление такой выгоды указанному лицу другими физическими лицами, а также совершение этих действий от имени и в интересах юридического лица |6|.
В соответствии с пп. 1 п. I ст. 5 Федерального закона от 25 декабря 2008 г. № 273-ФЗ У казом Президента РФ от 11 апреля 2014 г. № 226 |4|, утвержден Национальный план противодействия коррупции на 2014-2015 годы (далее - Национальный план), который вступил в силу с 19 апреля 2014 г.
Помимо прочих указаний. Президент РФ рекомендовал Общественной палате. Торгово-промышленной палате. Общероссийской общественной организации «Ассоциация юристов России», политическим партиям, саморсгулиру-смым организациям, общественным организациям, объединяющим промышленников и предпринимателей, продолжить работл по формированию в обществе нетерпимого отношения к коррупционному поведению.
Национальный план содержит различные мероприятия антикоррупционной направленности. В частности, мероприятия Национального плана направлены на решение таких основных задач, как:
совершенствование организационных основ противодействия коррупции в субъектах РФ;
обеспечение исполнения законодательных актов и управленческих решений в области противодействия коррупции в соответствии с пп. «б» п. 6 Национальной стратегии:
активизация антикоррупционного просвещения граждан:
реализация требований ст. 13.3 Федерального закона от 25 декабря 2008 г. № 273-ФЗ «О противодействии коррупции», касающейся обязанности организаций принимать меры по предупреждению коррупции, и ст. 19.28 КоАП РФ, предусматривающей ответственность
за незаконное вознаграждение от имени юридического лица.
В целях решения названных задач организации исполнения Федерального закона № 273-ФЗ и реализации Национальной стратегии Национальный план содержит различные поручения органам государственной власти. В их числе Правительство РФ, Генеральная прокуратура, МВД, МИД, Минюст, федеральные органы исполнительной власти, гос\ дарственные органы субъектов РФ, Банк России, ПФР, ФСС, ФФОМС и др. Таким образом, в практической реализации поставленных задач по борьбе с коррупцией буд}т задействованы практически все государственные органы как федеральной власти, так и субъектов РФ.
К основным положениям плана относятся мероприятия по анализу коррупционных рисков в сфере жилищно-коммунального хозяйства, потребительского рынка, строительства, а также при реализации крупных инфраструктурных проектов, внедрению комплекса мер, направленных на снижение уровня коррупции в данных сферах.
Анализируя коррупционные риски применительно к сфере ЖКХ, можно выделить два вида потенциальных угроз:
во-первых, это угрозы по линии взаимоотношений гос}дарственных органов и муниципалитета, с одной стороны, и участников рынка обслуживания жилья - с другой;
во-вторых, еще один вид потенциальных угроз связан с участниками рынка обслуживания жилья, с одной стороны, и собственниками жилых помещений, нанимателями жилых помещений -с другой.
Сообразно данным угрозам можно говорить о выстраивании линии противодействия коррупционным проявлениям.
Говоря о первом виде угроз, можно сказать, что противодействие в данном случае заключается в работе с государственными органами и органами местного само} правления, с государственным гражданскими служащими и муниципальными служащими в соответствии со стандартной практикой, преду смотренной законами о госу дарственной и му ниципальной службе.
В нынешних условиях потенциальной угрозой может стать лицензирование деятельности управляющих компаний.
Основным принципиальным изменением в области жилищного законодательства стало введение лицензирования предпринимательской деятельности по у правлению многоквартирными домами (МКД), под которой понимаются
57
ПРАВОПОРЯДОК: ИСТОРИЯ, ТЕОРИЯ, ПРАКТИКА № 2 (5) 2015
выполнение работ и (или) оказание услуг на основании договора управления домом (ч. 2 ст. 192 ЖК РФ). Одновременно в предмет договора управления МКД включены работы и услуги по управлению им. Соответствующие изменения внесены в ч. 2 и п. 2 ч. 3 ст. 162 ЖК РФ. Начиная с 01 сентября 2014 г. работы и услуги по управлению МКД будут таким же элементом обязательств по договор} управления, как и работы и услуги по содержанию и ремонт} общего имущества. коммунальные услуги.
Однако переход на лицензирование, который должен быть обеспечен большим количеством новых подзаконных нормативных правовых актов, назначен на 01 мая 2015 г.
В частности, необходимо упомян}ть о реестрах информации, которые будут содержать сведения о лицензировании деятельности по управлению МКД (см. ст. 195 ЖК РФ). Всего три реестра: два из них будет вести федеральный орган исполнительной власти (сводный федеральный реестр лицензий и реестр дисквалифицированных лиц), третий - региональный (реестр лицензий субъекта РФ). Перечень сведений, содержащихся в реестрах, устанавливается Правительством РФ (ч. 4 ст. 195 ЖК РФ). Установление порядка ведения реестров отнесено к полномочиям органов государственной власти РФ в области жилищных отношений (п. 16.7 ст. 12 ЖК РФ).
Во вторых, это - противодействие коррупционным проявлениям со стороны участников рынка обслуживания жилья. Какие конкретные формы могут принимать коррупционные проявления во втором виде потенциальных угроз и как эти угрозы квалифицировать? На наш взгляд, можно говорить как о коррупционной составляющей, так и о недобросовестном поведении на рынке услуг ЖКХ. При этом коррупция будет проявляться прежде всего в коммерческом подкупе и ином незаконном использовании физическим лицом своего должностного положения вопреки законным интересам общества в целях получения выгоды в виде денег, ценностей, иного имущества или услуг имущественного характера, иных имущественных прав для себя или для третьих лиц либо незаконное предоставление такой выгоды указанному лицу другими физическими лицами, а также совершении этих действий от имени и в интересах юридического лица.
Недобросовестное поведение на рынке услуг ЖКХ может принимать различные формы недобросовестной конкуренции, под которыми прежде всего следует понимать любые действия хозяйству ющих су бъектов (гру ппы лиц), которые
направлены на получение преимуществ при осу ществлении предпринимательской деятельности, противоречат законодательству Российской Федерации, обычаям оборота, требованиям добропорядочности, разумности и справедливости и причинили или могут причинить убытки другим хозяйству ющим субъектам - конкурентам либо нанесли или могут нанести вред их деловой репутации.
Формами недобросовестной конкуренции являются:
распространение ложных, неточных или искаженных сведений, способных причинить у бытки другому хозяйствующему су бъекту либо нанести ущерб его деловой репу тации;
введение потребителей в заблуждение относительно характера, способа, места изготовления, потребительских свойств, качества товара;
некорректное сравнение хозяйствующим субъектом производимых или реализу емых им товаров с товарами других хозяйствующих су бъектов;
продажа товара с незаконным использованием результатов интеллектуальной деятельности и приравненных к ним средств индивиду али-зации юридического лица, индивидуализации проду кции, выполнения работ, услуг;
получение, использование, разглашение научно-технической, производственной или торговой информации, в том числе коммерческой тайны, без согласия ее владельца.
Однако, на наш взгляд, в вопросе эффективного противодействия корру пции следу ет обратиться за поддержкой общественных институ тов гражданского общества.
Г ражданскос общество рассматривается в современной науке как высшая форма самостоятельной организации народа. Оно трактуется нс как производное от госу дарства, а как социальный фу ндамент госу дарства. Гражданское общество и госу дарство - взаимосвязанные явления, где движущая роль в развитии принадлежит гражданскому обществу. Демократическая государственная власть нс подчиняет себе институ ты гражданского общества, а находится с ними в тесном взаимодействии, поэтому так велика значимость активного у частия институтов гражданского общества в борьбе с корру пцией.
Гражданское общество, сталкиваясь с проявлениями корру пции, так или иначе апеллирует к государству . Государство реагирует разными способами, вплоть до применения мер юридической ответственности. При очевидном ресурсном и компетенционном преимуществе государства только совместная работа с обществом может стать основой противодействия корру пции.
58
№2(5) 2015 ПРАВОПОРЯДОК: ИСТОРИЯ, ТЕОРИЯ, ПРАКТИКА
Консолидации усилий гражданского общества в борьбе с коррупцией служат добровольно создаваемые общественные институты Их условно можно разделить на несколько групп:
а) политические партии;
б) профессиональные союзы;
в) отраслевые ассоциации работников;
г) саморсгулирусмыс организации:
д) творческие союзы;
с) институты гражданской инициативы;
ж) ситу ационно-протестные институты;
з) религиозные организации |9|.
Применительно к противодействию коррупции в сфере ЖКХ, большую роль играют органы общественной самодеятельности, которые совместно с территориальными органами исполнительной власти призваны решать социальные проблемы по месту жительства, у чебы, работы. При этом возможно осу ществление общественного антикорру пционного контроля над реализацией актов органов исполнительной власти при решении локальных социальных задач |3, с. 6|.
Следует также отдельно у помяну ть о создании условий для антикоррупционного поведения. Основой таких у словий должна быть невыгодность совершения коррупционных преступлений, прежде всего невыгодность чисто экономическая. Можно говорить об у становлении ответственности юридического лица за совершения должностным лицом организации в его интересах коррупционного преступления. В этом слу чае можно также вспомнить о введении уголовной ответственности юридических лиц, о чем достаточно часто говорится в последние время.
В целом, зарубежный опыт свидетельствует о развитии административной ответственности за коррупцию. Так, французское антикорру пционное законодательство уделяет больше внимания административным мерам наказания в сфере государственной службы. Основная тенденция в данном процессе - предотвращение «недолжного соединения личных финансовых интересов и исполнения должностных функций государственного слу жащего» 11, с. 421. 1 2 3 4
Совершенствование российского административного законодательства связано с использованием иностранного опыта борьбы с коррупцией, в том числе в части внедрения новых составов административных правонарушений, о чем у поминалось в юридической литературе |5, с. 24; 8, с. 44|, но маю воплотилось в действу ющем законодательстве.
На основе вышеизложенного, можно прийти к следующим выводам и рекомендациям.
1. Следует отмстить, что роль институтов гражданского общества в сфере жилищно-коммунального хозяйства, в противодействии коррупции в ближайшие время только будет возрастать.
2. С целью организации противодействия коррупции учредить в качестве консультативного органа при органах местного самоуправления постоянно действующую рабочую группу по вопросам ЖКХ из числа представителей администрации, членов советов многоквартирных домов из числа собственников помещений в данных домах, представителей товариществ собственников жилья, жилищных кооперативов или иных специализированных потребительских кооперативов, представителей собственников помещений в многоквартирном доме, которые выбрали непосредственное управление.
3. Разработать программу помощи собственникам жилых помещений по переходу к таким способам у правления многоквартирным домом как непосредственное управление собственниками помещений в многоквартирном доме, количество квартир в котором составляет нс более чем шестнадцать, управление товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом.
4. Внедрить оценку работы управляющих компаний путем организации муниципального конку рса на лучшу ю у правляющу ю компанию соответствующего му ниципального окру га. Одной из форм оценки предусмотреть анонимное анкетирование граждан о работе УК.
----*-----
Примечания
1. Бочарников И. В. Зарубежный опыт противодействия коррупции // Аналитический вестник Совета Федерации Федерального Собрания РФ. - 2007. - № 6 (351). - С. 39-62.
2. Конвенции ООН против коррупции от 31 октября 2003 г. : федеральный закон от 08 марта 2006 г. № 40-ФЗ // Собрание законодательства РФ. - 2006. - № 26. - Ст. 2780.
3. Майоров В. И. Легальная правозащитная деятельность негосударственных организаций по защите прав человека // Правовое госу дарство: Теория и практика. - 2006. - № 4. - С. 5-8.
4. Национальный план противодействия корру пции на 2014-2015 годы : у каз президента РФ от 11 апреля 2014 г. № 226. // Собрание законодательства РФ. - 2014. - № 15. - Ст. 1729.
59
ПРАВОПОРЯДОК: ИСТОРИЯ, ТЕОРИЯ, ПРАКТИКА №2(5) 2015
5. Ноздрачсв А. Ф. Коррупция как правовая проблема в вопросах и ответах // Адвокат. - 2007. -№ 10.-С. 23-27.
6. О противодействии коррупции : федеральный закон от 25 декабря 2008 г. № 273-ФЗ // Собрание законодательства РФ. - 2008 г. - № 52 (ч. 1). - Ст. 6228.
7. Об антикоррупционной экспертизе нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов : федеральный закон от 17 июля 2009 г. № 172-ФЗ // Собрание законодательства РФ. - 2009. - № 29. - Ст. 3609.
8. Рамазанов Р. У. Административная ответственность за коррупционные правонарушения // Административное и муниципальное право. - 2011. - № 3. - С. 41 -45.
9. Участие институтов гражданского общества в борьбе с коррупцией : науч.-практ. пособие / отв. рсд. Ю. А. Тихомиров. - М., 2013. - 114 с.
ВЕЛИКИЙ Андрей Анатольевич, кандидат юридических наук, доцент кафедры права. Челябинский государственный университет, Троицкий филиал.
E-mail: vclikiy74V/ymail ru
VELIKIY Andrey, Candidat of Law , associate professor of the Chair of the right, Chelyabinsk state university, Troitsk branch.
E-mail: vcliki\ 74?/,mail.ni