УДК 343.98
КОРРУПЦИОННЫЕ ПРЕСТУПЛЕНИЯ В СФЕРЕ БЛАГОУСТРОЙСТВА И КОММУНАЛЬНОГО ХОЗЯЙСТВА КАК ОБЪЕКТ КРИМИНАЛИСТИЧЕСКОГО ИССЛЕДОВАНИЯ
М.А. Новикова
Рассмотрены понятие и сущность коррупционных преступлений в сфере благоустройства и коммунального хозяйства как объект криминалистического исследования.
Ключевые слова: коррупция, коррупционные преступления, жилищно-коммунальное хозяйств и благоустройство.
На сегодняшний день коррупционные преступления относятся к наиболее общественно-опасным преступлениям. Такие деяния подрывают авторитет власти, наносят серьезный ущерб экономике страны, подрывают демократические ценности и моральные устои.
Коррупция является одной из «вечных» проблем развития человеческого общества. Это сложное комплексное явление, в котором выделяются политические, экономические, социальные, моральные и собственно правовые аспекты. В толковом словаре С.И. Ожегова и И.Ю. Шведовой дается такое определение: «Коррупция - моральное разложение должностных лиц и политиков, выражающееся в незаконном обогащении, взяточничестве, хищении и срастании с мафиозными структурами» [1].
В Стратегии национальной безопасности Российской Федерации 2015 года коррупция названа одной из угроз государственной и общественной безопасности и особое внимание уделяется искоренению причин и условий, порождающих коррупцию, которая является препятствием устойчивому развитию Российской Федерации и реализации стратегических национальных приоритетов. В этих целях реализуются Национальная стратегия противодействия коррупции и национальные планы противодействия коррупции, в обществе формируется атмосфера неприемлемости данного явления, повышается уровень ответственности за коррупционные преступления, совершенствуется правоприменительная практика в указанной области [2].
При обсуждении вопроса о коррупции следует в первую очередь определиться с самим этим понятием. Термины «коррупция», «коррупционные преступления» прочно вошли в юридическую науку в 90-х годах прошлого столетия, а обозначаемые ими явления продолжают оставаться одним из актуальнейших направлений научных исследований до сих пор [3, с. 316 - 327]. Не исключением является и криминалистическая наука, длительное время изучающая различные виды коррупционных преступлений и разрабатывающая рекомендации по их расследованию, раскрытию и предупреждению.
Тем не менее, можно констатировать, что в криминалистике до сих пор не сформировался окончательный подход к криминалистическому пониманию коррупционной преступной деятельности и отдельных разновидностей таких преступлений, в том числе в сфере благоустройства и коммунального хозяйства.
Коррупционные преступления - это правовое понятие, включающее в себя общественно опасные противоправные деяния, совершаемые при непосредственном участии в самом посягательстве должностного лица, использующего с корыстной целью свои служебные права, полномочия, служебное положение.
При анализе понятия «коррупционных преступлений» нельзя не учитывать международный опыт его нормативного определения. Важнейшим событием создания правовой базы в сфере борьбы с коррупцией стало подписание Россией Конвенции ООН «Против коррупции» в г. Мерида (Мексика). Эта Конвенция ратифицирована Федеральным законом от 8 марта 2006 г. Позитивным шагом российского законодателя является также ратификация Федеральным законом от 25 июля 2006 г. N 125 -ФЗ Конвенции Совета Европы об уголовной ответственности за коррупцию (Страсбург, 27 января 1999 г.), которая вступила в силу с 7 июля 2002 г. [4].
В 2006 г. во время саммита G8 в Санкт-Петербурге Россия присоединилась к антикоррупционной Инициативе по борьбе с коррупцией среди высших должностных лиц. Россия 1 февраля 2007 г. официально вступила в «Группу государств против коррупции» (ГРЕКО).
Конвенции обязывают стран-участниц предусмотреть
антикоррупционные положения в своем внутреннем законодательстве. Это требование относится, прежде всего, к административному законодательству, которое в целом не носит антикоррупционный характер.
В целом международно-правовые определения коррупции, использующиеся в документах ООН и СЕ, выглядят следующим образом: коррупционные преступления - это преступления, совершенные путем злоупотребления государственной властью для получения выгоды в личных целях, в целях третьих лиц и групп. В соответствии с этим определением коррупция выходит за пределы взяточничества и подкупа и охватывает также многочисленные формы незаконного присвоения публичных средств для частного использования [5].
В российском законодательстве отсутствует официальное определение коррупционных преступлений, что несколько затрудняет понимание их сущности.
В ч. 1 ст. 1 Федерального закона № 273 - ФЗ «О противодействии коррупции» от 25 декабря 2008 года коррупция определяется как «злоупотребление служебным положением, дача взятки, получение взятки, злоупотребление полномочиями, коммерческий подкуп либо иное незаконное использование физическим лицом своего должностного положения вопреки законным интересам общества и государства в целях получения выгоды в виде денег, ценностей, иного имущества или услуг имущественного характера, иных
368
имущественных прав для себя или для третьих лиц либо незаконное предоставление такой выгоды указанному лицу другими физическими лицами, а также совершение указанных деяний от имени или в интересах юридического лица» [6].
Законодательное определение коррупции носит собирательный характер, применимо только в узком смысле и не содержит точного определения признаков коррупции, и, как отмечают некоторые ученые, не охватывает многие преступные деяния, имеющие коррупционную сущность [7, с. 218.].
Как следствие, отсутствие четкого законодательного определения коррупции и коррупционных преступлений повлекло появление различных научных взглядов на данное явление, в том числе и в криминалистике.
Анализ научных трудов позволяет выделить наиболее распространенный подход к дефиниции коррупционных преступлений как виновно совершенных общественно опасных деяний, непосредственно посягающих на авторитет или охраняемые законом интересы государственной власти, местного самоуправления, государственной и негосударственной службы, выражающихся в незаконном получении лицом, имеющим статус должностного лица или служащего в государственном, муниципальном образовании, либо лицом, выполняющим управленческие функции в коммерческой или иной организации, каких- либо благ в корпоративных, узкокорпоративных или личных интересах, если имеет место использование должностного, служебного положения как составной части механизма преступления.
В юридической литературе, предпринята попытка раскрыть признаки коррупционных преступлений:
- они всегда представляют собой сделку между должностным или служащим лицом и лицом, заинтересованным в их определенном поведении;
- эта сделка носит обоюдно возмездный характер — от нее выигрывают обе стороны;
- эта сделка заведомо незаконна, так как она противоречит позитивному законодательству;
- эта сделка в большинстве случаев предопределяет поведение должностного лица или служащего при исполнении им своих служебных обязанностей, вне зависимости от того, действует ли он в соответствии с этими обязанностями, или нарушает их [8].
Указанная позиция носит дискуссионный характер. Понятие «сделка» определяется как наиболее часто встречающийся юридический факт, на основе которого возникают гражданские права и обязанности. В сделках выражаются разнообразные имущественные отношения как между организациями, так и между этими организациями и гражданами, а также между гражданами. То есть сделка- это законное нормативное действие. В коррупционных преступлениях видится более целесообразным использование термина «незаконная договоренность».
Применительно к нашему исследованию, такую незаконную договоренность можно определить как выраженную ее участниками
369
волеизъявление или согласие на совершение коррупционных действий (бездействий). При этом одной из сторон такой незаконной договоренности выступает лицо, способное выступать субъектом преступлений коррупционной направленности.
Указанная договоренность, способы ее достижения и реализации выступают важнейшим элементом механизма коррупционной деятельности, закономерности которого выявляются и изучаются криминалистической наукой. Это обстоятельство указывает на необходимость выработки единого криминалистического подхода к пониманию коррупции как специфической разновидности преступной деятельности и составляющих ее отдельных видов преступлений.
Как известно, криминалистика познает различные свойства и особенности преступлений с позиций системно-деятельностного подхода.
Системно-деятельностный подход рассматривается не только как определенная форма социальной деятельности людей, порождающая адекватные воздействию изменения окружающей среды, но и совокупность средств, целей, результатов и прочих элементов человеческой деятельности.
Перспективы развития деятельностного подхода в криминалистической науке в первую очередь связываются с исследованием проблем криминалистического анализа механизма преступления, с оптимизацией и алгоритмизацией собственно криминалистической деятельности.
По мнению Р.С. Белкина, событие преступления есть один из материальных процессов действительности и как таковой находится в связи и во взаимообусловленности с другими процессами, событиями и явлениями, отражается в них и сам является отражением каких-то процессов [9]. Другими словами, с позиций системно-деятельностного подхода система преступной деятельности включает не только действия (бездействие) преступника по непосредственному совершению преступления, но и действия по подготовке и сокрытию следов преступления, которые находят отражение в окружающей среде и образуют определенные последствия.
Как считает А.Ю. Головин, применение системного подхода в криминалистических исследованиях деятельности по раскрытию и расследованию преступлений предполагает рассмотрение ее внутренних механизмов, взаимосвязей и взаимодействий различных сторон. Основным объектом деятельности по раскрытию и расследованию преступлений выступает преступная деятельность, включающая в себя действия по подготовке, совершению преступления, противодействию его раскрытию и расследованию [10, с. 3-12].
Со всей очевидностью положения системно-деятельностного подхода могут быть использованы при изучении коррупционных преступлений в сфере благоустройства и жилищно-коммунального хозяйства.
В целом, в системе преступной деятельности выделяется ряд элементов, необходимых для познания их криминалистической сущности и механизма совершения. Применяя указанный общий научный подход к познанию системы коррупционных преступлений в сфере благоустройства и коммунального
370
хозяйства, можно сделать вывод, что указанные преступления представляют собой сложную систему, в рамках которой ключевое значение играют такие элементы как:
- субъект - коррупционер;
- соучастники;
- посредники;
- исполнители и иные лица, в отношении которых совершены действия коррупционного характера;
- лица и организации, потерпевшие от коррупционных действий;
- способы совершения указанных преступлений, в том числе особенностей их подготовки, реализации преступного замысла и сокрытия таких деяний;
- время, место, обстановка;
- особенности предмета коррупционных действий;
- специфика корреляционных связей и зависимостей между перечисленными элементами в рассматриваемых преступлениях при достижении преступного результата.
При всем различии правовых характеристик и квалификации преступлений коррупционной направленности, все названные выше элементы входят в одну родственную в криминалистическом отношении группу преступлений. При этом для них характерно сходство не только в части ряда важных элементов и признаков криминалистических характеристик, но и принципов, подходов, средств их расследования.
Во многих случаях для преступной деятельности коррупционной направленности в сфере благоустройства и жилищно-коммунального хозяйства характерны все основные признаки организованной преступной деятельности, выделяемые в криминалистической науке. Рассматриваемая коррупционная деятельность в сфере благоустройства и жилищно-коммунального хозяйства носит масштабный характер и в силу реализуемых способов совершения и других элементов таких преступлений предполагает групповой характер их совершения, наличие соратников и посредников.
Очевидна взаимосвязь между коррупцией и организованными преступными формированиями. Такие формирования делают ставку на подкуп должностных лиц разных уровней государственной власти, местного самоуправления, финансовых, контрольно-ревизионных органов, что значительно затрудняет выявление совершенных ими преступлений. Весьма точным является утверждение, что если обычная преступность наступает на общество, действуя против его институтов, в том числе государства, организованная преступность в этом наступлении старается опираться на институты государства и общества, использовать их в своих целях. Массовый характер приобрели факты незаконного выделения, получения и использования льготных кредитов, перелива капиталов в теневую экономику и зарубежные банки, отмывания денег, полученных преступным путем. Эти действия неизбежно сопровождаются разного рода корыстными злоупотреблениями должностными полномочиями, значительными суммами взяток.
371
Например, Центральным районным судом г. Комсомольска-на-Амуре (Хабаровский край) 01.04.2014 осужден Б. по ч.4 ст. 159, ч.3 ст. 30, ч.5 ст.291 УК РФ к 4 годам 6 месяцам лишения свободы с отбыванием в ИК строгого режима. Уголовное дело рассмотрено в особом порядке при заключении с обвиняемым досудебного соглашения о сотрудничестве.
Б., являясь директором МУП «Горводоканал» в составе организованной группы, состоящей из 4-х человек, при использовании тремя лицами своего служебного положения, заключили фиктивный договор с коммерческой организацией (ООО) на поставку несуществующих задвижек предприятию МУП «Горводоканал», реализовав который, похитили деньги предприятия на сумму 2 887 600,00 рублей.
Он же, в составе группы лиц по предварительному сговору, намеревался дать взятку в виде денег в сумме 9 000 000 рублей через посредника должностному лицу УМВД РФ за незаконные действия - необоснованное прекращение уголовного дела.
Деятельность организованной преступной группы в сфере благоустройства и жилищно-коммунального хозяйства характеризуется долгосрочным характером, стойкими связями между должностным лицом -коррупционером и членами ОПГ.
При этом число раскрытых дел о коррупционных преступлениях в сфере благоустройства и жилищно-коммунального хозяйства, совершенных в составе ОПГ, незначительно, что свидетельствует о ее высокой латентности и сложности в расследовании. Полагаем, что статистические показатели выявления преступлений коррупционной направленности, совершаемых ОПГ, на фоне их широкого распространения не отражают действительного положения.
Таким образом, коррупцию в сфере благоустройства и жилищно -коммунального хозяйства с криминалистической точки зрения можно определить как самостоятельный вид преступной деятельности либо элемент организованной преступной деятельности более высокого уровня, включающий в себя одно или серию коррупционных преступлений, состоящих в злоупотреблениях любого рода должностными лицами органов государственной и муниципальной власти, коммерческих структур своими полномочиями в целях получения различных имущественных и неимущественных благ, выгод и преимуществ для себя лично или третьих (как юридических, так и физических) лиц. К числу таких коррупционных преступлений в сфере благоустройства и жилищно-коммунального хозяйства можно отнести получение/дача взятки, хищение путем присвоения, растраты, злоупотребления должностными полномочиями, служебный подлог, коммерческий подкуп и др. Указанная сфера является одной из важных отраслей экономики страны, которая обеспечивает население необходимыми услугами, а промышленность - важной инфраструктурой, оказывает непосредственное влияние на качество и уровень жизни и охватывает вопросы технического и санитарного содержания территории городов и других населенных пунктов.
Несмотря на продолжающуюся масштабную реформу в сфере ЖКХ, состояние системы коммунального обслуживания в настоящее время нельзя назвать стабильным, а уровень ее развития - достаточным. В системе коммунального обслуживания имеется ряд сложных социальных и организационно-экономических проблем, что нередко используется при достижении криминальных целей, совершении коррупционных деяний.
В состав сферы благоустройства и жилищно-коммунального хозяйства могут входить следующие основные отрасли и направления деятельности:
1) жилищный комплекс с ремонтно-строительными организациями;
2) дорожное хозяйство: ремонт и строительство дорог, мостов, путепроводов, подземных переходов, водостоков и т.п.;
3) теплоэнергетическое хозяйство;
4) газовое хозяйство;
5) инженерные коммуникации и системы связи, сигнализации, пожарной охраны;
6) водопроводно-канализационное хозяйство;
7) предприятия обслуживания инженерных сетей и сооружений;
8) электроснабжение и уличное освещение;
9) зелёное (садово-парковое) хозяйство: содержание и развитие зелёных насаждений, защитных лесополос, питомников растений;
10) зона отдыха, парки, бассейны;
11) содержание и развитие малых архитектурных форм: памятников, оград, фонтанов, остановочных павильонов, киосков, рекламных щитов и т.п.
12) гостиничное хозяйство, мотели;
13) банно-прачечное хозяйство;
14) санитарная очистка и уборка территории: сбор и удаление муниципальных (бытовых) отходов, уборка городских улиц, транспортировка, обезвреживание, хранение и переработка отходов;
15) объекты социальной сферы и бытового обслуживания;
16) транспортное обслуживание населения и др.
Взаимосвязь указанных отраслей и видов деятельности определяется их общей целевой направленностью на повышение уровня благоустройства территории, жизнедеятельности населения и решения ими вопросов местного значения. Успешное выполнение задач по содержанию, уборке и озеленению территории, вывозу и переработке бытовых отходов, уличному освещению позволяет улучшить условия жизни населения и повысить привлекательность города, как для проживания, так и для проведения хозяйственной деятельности, развертывания частной инициативы и т.п. Тем самым, создаются необходимые условия для развития других систем жизнеобеспечения населения города и других населенных пунктов в целом.
Сфера благоустройства и жилищно-коммунального хозяйства относится к числу важных объектов государственного и муниципального управления и характеризуется разнообразными видами деятельности и значительным разнообразием предоставляемых благ и услуг. Её функционирование и развитие осложняется наличием многих острых проблем, в числе которых —
373
имущественные, управленческие, экономико-организационные, финансовые, экологические и другие. Все это создает условия для коррупционных проявлений, например, при проведении капитального ремонта многоквартирных домов общий объем средств, израсходованных с нарушениями составил 8 млрд. 78,7 млн. руб. в 26 регионах, при переселении граждан из аварийного жилищного фонда - 2 млрд. 64,5 млн. руб. в 16 регионах.
Данные нарушения, как правило, сопряжены с совершением преступлений коррупционной направленности, таких как дача, получение взятки, нецелевым использованием бюджетных средств, различного рода хищениями, служебным подлогом, незаконным предпринимательством, преступлениями, совершенными с использованием должностного положения.
Решение данной и связанных с ней задач предопределяют необходимость совершенствования методического обеспечения расследования преступлений в сфере благоустройства и ЖКХ. В связи с этим представляют особенную важность обобщение и систематизация следственной и судебной практики и разработка на их основе рекомендаций по повышению эффективности производства по делам о преступных деяниях рассматриваемого вида.
Особого внимания заслуживают признаки коррупционных преступлений, которые имеют значение для их выявления и раскрытия. Например, резкое изменение уровня жизни должностных лиц; выигрыши торгов на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг одними и теми же субъектами предпринимательской деятельности. Данные признаки помогут эффективно выявлять лиц, совершающих коррупционные преступления в сфере благоустройства и жилищно-коммунального хозяйства.
Подводя итог вышесказанному, можно сказать, что, несмотря на то, что уголовное законодательство Российской Федерации не использует непосредственно понятий коррупции и коррупционного преступления, обозначаемые ими явления требуют дальнейших активных исследований с позиций различных юридических наук, в том числе и криминалистики.
Список литературы
1. Ожегов С.И., Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка: 80000 слов и фразеологических выражений / Российская академия наук. Институт русского языка им. В.В. Виноградова. 4-е изд., доп. М., 1999. 944 с.
2. Указ Президента РФ от 31.12.2015 N 683 «О Стратегии национальной безопасности Российской Федерации» // СЗ РФ. 04.01.2016, N 1 (часть II), ст. 212.
3. Подробнее см.: Волженкин Б. В. Коррупция как социально -правовое явление, юридические понятия и характеристики //На пути к публичной политике. СПб., 2003.
4. Федеральный закон от 25 июля 2006 г. N 125-ФЗ «О ратификации Конвенции об уголовной ответственности за коррупцию» // Российская газета от 28 июля 2006 г. N 164.
5. Пластинина Е.А. Виды коррупционных преступлений и ответственность за них: анализ и практика // Вестник Пермского университета. Юридические науки. Вып. 1 (11). 2011.
6. Федеральный закон от 25 декабря 2008 г. N 273-ФЗ «О противодействии коррупции» // Российская газета от 30 декабря 2008 г. N 266.
7. Воробьев А.В. Современные подходы к понятию коррупции, коррупционной преступности и коррупционного преступления // Проблемы в российском законодательстве. Юридический журнал. Вып. 4. 2015.
8. Лопашенко Н.А. Противодействие российской коррупции: обоснованность и достаточность уголовно-правовых мер // http:// sartraccc. sgap.ru.
9. См., напр.: Белкин Р.С. Курс криминалистики: в 3 т. М., 1997. Т. 2: Частные криминалистические теории; Белкин А.Р. Теория доказывания. М., 1999.
10. Головин А.Ю. Криминалистические системы и классификации: вопросы практического использования // Известия Тульского государственного университета. Экономические и юридические науки. Вып. 1. Ч II. 2013.
Новикова Мария Алексеевна, ассистент кафедры правосудия и правоохранительной деятельности, mariya-novikova89@mail. ru, Россия, Тула, Тульский государственный университет
CORRUPTION IN THE FIELD OF CRIME AND PUBLIC SECTOR IMPROVEMENT AS OBJECT
OF FORENSIC INVESTIGA TION M.A. Novikova
The article describes the concept and essence of corruption crimes in the field of landscaping and communal services as an object of forensic investigation.
Keywords: corruption, corruption crime, housing and communal services and an accomplishment.
Novikova Maria Alekseevna, Assistant of the Department of Justice and Law Enforcement, mariya-novikova89@mail. ru, Russia, Tula, Tula State University