УДК 343.98
КОРРУПЦИОННЫЕ ПРЕСТУПЛЕНИЯ В СФЕРЕ БЛАГОУСТРОЙСТВА И КОММУНАЛЬНОГО ХОЗЯЙСТВА КАК ОБЪЕКТ КРИМИНАЛИСТИЧЕСКОГО ИССЛЕДОВАНИЯ
М.А. Новикова
Проанализированы понятия «коррупция» и «коррупционные преступления» с точки зрения Российского и международного законодательства, а также криминалистической науки. Рассмотрена позиция авторов, определяющих коррупционные преступления как сделку между должностным или служащим лицом и лицом, заинтересованным в их определенном поведении, сделан вывод о дискуссионности подобных определений, предложено использование термина «незаконная договоренность». Высказано мнение о том, что положения системно-деятельностного подхода могут быть использованы при изучении коррупционных преступлений в сфере благоустройства и жилищно-коммунального хозяйства. Сделан вывод о том, что названные преступления входят в одну родственную в криминалистическом отношении группу преступлений, для расследования которой возможно применение единой частной методики.
Ключевые слова: коррупционные преступления, благоустройство и коммунальное хозяйство, объект криминалистического исследования.
На сегодняшний день коррупционные преступления относятся к наиболее общественно-опасным преступлениям. Такие деяния подрывают авторитет власти, наносят серьезный ущерб экономике страны, подрывают демократические ценности и моральные устои.
Коррупция является одной из «вечных» проблем развития человеческого общества. Это сложное комплексное явление, в котором выделяются политические, экономические, социальные, моральные и собственно правовые аспекты. В толковом словаре С.И. Ожегова и И.Ю. Шведовой дается такое определение: "Коррупция - моральное разложение должностных лиц и политиков, выражающееся в незаконном обогащении, взяточничестве, хищении и срастании с мафиозными структурами"[1].
В Стратегии национальной безопасности Российской Федерации 2015 года коррупция названа одной из угроз государственной и общественной безопасности и особое внимание уделяется искоренению причин и условий, порождающих коррупцию, которая является препятствием устойчивому развитию Российской Федерации и реализации стратегических национальных приоритетов. В этих целях реализуются Национальная стратегия противодействия коррупции и национальные планы противодействия коррупции, в обществе формируется атмосфера неприемлемости данного явления, повышается уровень ответственности за коррупционные преступления, совершенствуется правоприменительная практика в указанной области[2].
Термины «коррупция», «коррупционные преступления» прочно вошли в юридическую науку в 90-х годах прошлого столетия, а обозначаемые ими
явления продолжают оставаться одним из актуальнейших направлений научных исследований до сих пор[3]. Не исключением является и криминалистическая наука, длительное время изучающая различные виды коррупционных преступлений и разрабатывающая рекомендации по их расследованию, раскрытию и предупреждению.
Впрочем, несмотря на это, в криминалистике не сформировался окончательный подход к криминалистическому пониманию коррупционной преступной деятельности и отдельных разновидностей таких преступлений, в том числе в сфере благоустройства и коммунального хозяйства.
Коррупционные преступления - это правовое понятие, включающее в себя общественно опасные противоправные деяния, совершаемые при непосредственном участии в самом посягательстве должностного лица, использующего с корыстной целью свои служебные права, полномочия, служебное положение.
При анализе понятия «коррупционных преступлений» нельзя не учитывать международный опыт его нормативного определения. Важнейшим событием создания правовой базы в сфере борьбы с коррупцией стало подписание Россией Конвенции ООН «Против коррупции» в г. Мерида (Мексика). Эта Конвенция ратифицирована Федеральным законом от 8 марта 2006 г. Позитивным шагом российского законодателя является также ратификация Федеральным законом от 25 июля 2006 г. N 125-ФЗ Конвенции Совета Европы об уголовной ответственности за коррупцию (Страсбург, 27 января 1999 г.), которая вступила в силу с 7 июля 2002 г. [4]
В 2006 г. во время саммита G8 в Санкт-Петербурге Россия присоединилась к антикоррупционной Инициативе по борьбе с коррупцией среди высших должностных лиц. Россия 1 февраля 2007 г. официально вступила в «Группу государств против коррупции» (ГРЕКО).
Конвенции обязывают стран-участниц предусмотреть
антикоррупционные положения в своем внутреннем законодательстве. Это требование относится, прежде всего, к административному законодательству, которое в целом не носит антикоррупционный характер.
В целом международно-правовые определения коррупции, использующиеся в документах ООН и СЕ, выглядят следующим образом: коррупционные преступления - это преступления, совершенные путем злоупотребления государственной властью для получения выгоды в личных целях, в целях третьих лиц и групп. В соответствии с этим определением коррупция выходит за пределы взяточничества и подкупа и охватывает также многочисленные формы незаконного присвоения публичных средств для частного использования [5].
В российском законодательстве отсутствует официальное определение коррупционных преступлений, что несколько затрудняет понимание их сущности.
В ч. 1 ст. 1 Федерального закона № 273 - ФЗ «О противодействии коррупции» от 25 декабря 2008 года коррупция определяется как
«злоупотребление служебным положением, дача взятки, получение взятки, злоупотребление полномочиями, коммерческий подкуп либо иное незаконное использование физическим лицом своего должностного положения вопреки законным интересам общества и государства в целях получения выгоды в виде денег, ценностей, иного имущества или услуг имущественного характера, иных имущественных прав для себя или для третьих лиц либо незаконное предоставление такой выгоды указанному лицу другими физическими лицами, а также совершение указанных деяний от имени или в интересах юридического лица» [6].
Законодательное определение коррупции носит собирательный характер, применимо только в узком смысле и не содержит точного определения признаков коррупции, и, как отмечают некоторые ученые, не охватывает многие преступные деяния, имеющие коррупционную сущность [7].
Как следствие, отсутствие четкого законодательного определения коррупции и коррупционных преступлений повлекло появление различных научных взглядов на данное явление [8].
В целом, в юридических науках сформировался подход к коррупционным преступлениям как виновно совершенным общественно опасным деяниям, непосредственно посягающим на авторитет или охраняемые законом интересы государственной власти, местного самоуправления, государственной и негосударственной службы, выражающиеся в незаконном получении лицом, имеющим статус должностного лица или служащего в государственном, муниципальном образовании, либо лицом, выполняющим управленческие функции в коммерческой или иной организации, каких-либо благ в корпоративных, узкокорпоративных или личных интересах, если имеет место использование должностного, служебного положения как составной части механизма преступления.
В юридической литературе предпринята попытка раскрыть признаки коррупционных преступлений:
- они всегда представляют собой сделку между должностным или служащим лицом и лицом, заинтересованным в их определенном поведении;
- эта сделка носит обоюдно возмездный характер — от нее выигрывают обе стороны;
- эта сделка заведомо незаконна, так как она противоречит позитивному законодательству;
- эта сделка в большинстве случаев предопределяет поведение должностного лица или служащего при исполнении им своих служебных обязанностей, вне зависимости от того, действует ли он в соответствии с этими обязанностями, или нарушает их.
Указанная позиция носит дискуссионный характер. Понятие «сделка» определяется как наиболее часто встречающийся юридический факт, на основе которого возникают гражданские права и обязанности. В сделках выражаются разнообразные имущественные отношения, как между организациями, так и между этими организациями и гражданами, а также между гражданами. То есть
сделка - это законное нормативное действие. В коррупционных преступлениях видится более целесообразным использование термина «незаконная договоренность».
Применительно к нашему исследованию, такую незаконную договоренность можно определить как выраженную ее участниками волеизъявление или согласие на совершение коррупционных действий (бездействий). При этом одной из сторон такой незаконной договоренности выступает лицо, способное выступать субъектом преступлений коррупционной направленности.
Указанная договоренность, способы ее достижения и реализации выступают важнейшим элементом механизма коррупционной деятельности, закономерности которого выявляются и изучаются криминалистической наукой. Это обстоятельство указывает на необходимость выработки единого криминалистического подхода к пониманию коррупции как специфической разновидности преступной деятельности и составляющих ее отдельных видов преступлений.
Как известно, криминалистика познает различные свойства и особенности преступлений с позиций системно-деятельностного подхода.
Системно-деятельностный подход рассматривается не только как определенная форма социальной деятельности людей, порождающая адекватные воздействию изменения окружающей среды, но и совокупность средств, целей, результатов и прочих элементов человеческой деятельности.
Перспективы развития деятельностного подхода в криминалистической науке в первую очередь связываются с исследованием проблем криминалистического анализа механизма преступления, с оптимизацией и алгоритмизацией собственно криминалистической деятельности.
По мнению Р.С. Белкина, событие преступления есть один из материальных процессов действительности и как таковой находится в связи и во взаимообусловленности с другими процессами, событиями и явлениями, отражается в них и сам является отражением каких-то процессов. Другими словами, с позиций системно-деятельностного подхода система преступной деятельности включает не только действия (бездействие) преступника по непосредственному совершению преступления, но и действия по подготовке и сокрытию следов преступления, которые находят отражение в окружающей среде и образуют определенные последствия.
Как считает А.Ю. Головин, применение системного подхода в криминалистических исследованиях деятельности по раскрытию и расследованию преступлений предполагает рассмотрение ее внутренних механизмов, взаимосвязей и взаимодействий различных сторон. Основным объектом деятельности по раскрытию и расследованию преступлений выступает преступная деятельность, включающая в себя действия по подготовке, совершению преступления, противодействию его раскрытию и расследованию [9, с. 237].
Со всей очевидностью положения системно-деятельностного подхода могут быть использованы при изучении коррупционных преступлений в сфере благоустройства и жилищно-коммунального хозяйства.
В целом, в системе преступной деятельности выделяется ряд элементов, необходимых для познания их криминалистической сущности и механизма совершения [10, с. 132]. Применяя указанный общий научный подход к познанию системы коррупционных преступлений в сфере благоустройства и коммунального хозяйства, можно сделать вывод, что указанные преступления представляют собой сложную систему, в рамках которой ключевое значение играют такие элементы, как:
- субъект - коррупционер;
- соучастники;
- посредники;
- исполнители и иные лица, в отношении которых совершены действия коррупционного характера;
- лица и организации, потерпевшие от коррупционных действий;
- способы совершения указанных преступлений, в том числе особенностей их подготовки, реализации преступного замысла и сокрытия таких деяний;
- время, место, обстановка;
- особенности предмета коррупционных действий;
- специфика корреляционных связей и зависимостей между перечисленными элементами в рассматриваемых преступлениях при достижении преступного результата.
При всем различии правовых характеристик и квалификации преступлений коррупционной направленности, все они входят в одну родственную в криминалистическом отношении группу преступлений. При этом для них характерно сходство не только в части ряда важных элементов и признаков криминалистических характеристик, но и принципов, подходов, средств их расследования.
Таким образом, выделение коррупционных преступлений имеет значение для разработки частных методик расследования и создания программ криминалистического анализа указанных деяний.
Список литературы
1. Ожегов С.И., Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка: 80000 слов и фразеологических выражений / Российская академия наук. Институт русского языка им. В.В. Виноградова. - 4-е изд., доп. - М.: Азбуковник, 1999. -944 с.
2. Указ Президента РФ от 31.12.2015 N 683 «О Стратегии национальной безопасности Российской Федерации» // СЗ РФ. 04.01.2016, N 1 (часть II), ст. 212.
3. Волженкин Б.В. Коррупция как социально-правовое явление, юридические понятия и характеристики //На пути к публичной политике. СПб., 2003. С. 316 - 327;
4. Федеральный закон от 25 июля 2006 г. N 125-ФЗ «О ратификации Конвенции об уголовной ответственности за коррупцию»// Российская газета от 28 июля 2006 г. N 164.
5. Пластинина Е.А. Виды коррупционных преступлений и ответственность за них: анализ и практика // Вестник Пермского университета. Юридические науки. Вып. 1 (11). 2011.
6. Федеральный закон от 25 декабря 2008 г. N 273-Ф3 «О противодействии коррупции» // Российская газета от 30 декабря 2008 г. N 266.
7. Воробьев А.В. Современные подходы к понятию коррупции, коррупционной преступности и коррупционного преступления // Проблемы в российском законодательстве. Юридический журнал. Вып. 4. 2015. С.218.
8. Подробнее см.: Б.В. Волженкин, С.П. Кушниренко, В.Д. Пристанков, А.А. Лебедева, Д.Н. Маринкин, А.В. Шмонин и др.
9. Головин А.Ю. Теоретические основы и актуальные проблемы криминалистической систематики на современном этапе развития криминалистики. Дисс...д.ю.н. 2002.
10. Головин А.Ю. Криминалистическая систематика. 2002.
Новикова Мария Алексеевна, ассистент, [email protected], Россия, Тула, Тульский государственный университет
CORRUPTION OFFENSES IN THE FIELD OF LANDSCAPING AND COMMUNAL SERVICES AS AN OBJECT OF FORENSIC INVESTIGA TIONS М.А. Novikova
We analyzed the concept of "corruption" and "corruption offenses" from the point of view of the Russian and international legislation as well as forensic science. We consider the position of the authors, defining corruption offenses as a transaction between the officer or employee of the person and the person interested in their specific behavior, concludes the discussion of these definitions, it is proposed to use the term "illegal agreement." It expressed the view that the provisions of system-activity approach can be used in the study of corruption crimes in the sphere of improvement of housing and communal services. It is concluded that the above offenses are included in one mate in the forensic group against crime, for the investigation of which is possible to use a single private method.
Keywords: corruption-related crimes, landscaping and utilities, the object of forensic investigation.
Novikovа Maria Alekseevna, assistant, Maria-novikova [email protected], Russia, Tula, Tula State University