КОРРЕЛЯЦИЯ ПОКАЗАТЕЛЕЙ КАРДИОИНТЕРВАЛОГРАФИИ С НЕКОТОРЫМИ ПСИХОЛОГИЧЕСКИМИ ОСОБЕННОСТЯМИ ОБУЧАЮЩИХСЯ ПО РАЗЛИЧНЫМ ПРОГРАММАМ
Статуева Л.М., Сабурцев С.А., Крылов В.Н.
Арзамасский государственный педагогический институт им. А.П. Гайдара, кафедра зоологии, анатомии, физиологии человека и животных, г. Арзамас Нижегородский государственный университет им. Н.И. Лобачевского, кафедра физиологии и биохимии человека и животных, г. Нижний Новгород
Значительная интенсификация учебного процесса, широкое использование различных педагогических инноваций приводят к несоответствию учебной нагрузки функциональным возможностям организма детей и развитию напряжения адаптационных механизмов, что приводит к нарушению функционального состояния организма и, соответственно, ухудшению здоровья. При адаптации к изменяющимся условиям внешней среды решающей является вегетативная нервная система (ВНС), от которой зависит мощность адаптационных резервов организма, эффективность и выбор стратегии адаптации, работоспособность и успешность деятельности, а также некоторые свойства личности.
В исследовании принимали участие студенты Арзамасского государственного педагогического института двух факультетов: физико-математического и психолого-педагогического, а также учащиеся МОУ лицей г. Арзамаса и средней общеобразовательной школы № 2 (всего 142 человека). Нами была изучена зависимость выявленных изменений вегетативного статуса испытуемых от показателей их психо-эмоциональной сферы. Взаимозависимость показателей кардиоинтервалографии с относительными показателями числа испытуемых, показывающих средние значения объёма кратковременной памяти и показания «выше среднего» произвольного внимания у всех исследуемых оказалась слабой (гр > 0,5). Это позволяет предположить, что данные психологические показатели не зависят от функционального состояния сердечно-сосудистой системы и соответственно вегетативного статуса испытуемых. Эти характеристики могут зависеть от эмоционального состояния, окружающей обстановки и т. п. Проведённый регрессионный анализ показал, что тесно коррелируют между собой значения ИН и относительный показатель числа испытуемых, обладающих повышенным нейротизмом (гр= - 0,684, число степеней свободы равно 7, р<0,05), независимо от возраста и направленности обучения. Линейная зависимость между данными показателями удовлетворительно аппроксимируется уравнением: у=142,42-0,78х.
Значения АМо и относительный показатель числа испытуемых, обладающий повышенным уровнем нейротизма, также тесно коррелируют (гр= - 0,753, число степеней свободы равно 7, р<0,02). Линейная зависимость между этими показателями подтверждается уравнением: у=404,82-9,05х. Коэффициент ранговой корреляции Спирмена г8р= - 0,729, статистически достоверно при уровне значимости р<0,03.
Данные регрессионного анализа свидетельствуют о том, что в группах, содержащих большее число испытуемых, обладающих высоким уровнем нейротизма, показатели кардиоинтервалографии будут направлены в сторону преобладания у них парасимпатических влияний на сердечный ритм. На основании полученных результатов можно предположить, что люди с ваготоническим вегетативным тонусом обладают большей силой и скоростью смены нервных процессов.
Таким образом, результаты исследования позволили выявить, что показания кардиоинтервалографии тесно коррелируют с относительным показателем числа испытуемых, обладающих повышенным нейротизмом. Число испытуемых, показывающих средние значения объёма кратковременной памяти и показания «выше среднего» произвольного внимания, не зависят от функционального состояния сердечно-сосудистой системы.
ЛИТЕРАТУРА
1. Журнал научных статей. Здоровье и образование в XXI веке. 2007. Т. 9. № 4.
2. Журнал научных статей. Здоровье и образование в XXI веке. 2006. Т. 8. № 4.
3. Журнал научных статей. Здоровье и образование в XXI веке. 2005. Т. 7. № 4.
4. Журнал научных статей. Здоровье и образование в XXI веке. 2004. Т. 6. № 4.
5. Журнал научных статей. Здоровье и образование в XXI веке. 2003. Т. 5. № 4.
6. Журнал научных статей. Здоровье и образование в XXI веке. 2002. Т. 4. № 4.
7. Журнал научных статей. Здоровье и образование в XXI веке. 2001. Т. 3. № 4.
8. Журнал научных статей. Здоровье и образование в XXI веке. 2000. Т. 2. № 4.
9. Электронный научно-образовательный вестник «Здоровье и образование в XXI веке». ЦКЪ: Шр://е-риЪте^о^^и.Ыт! 2007. Т. 9. № 12.
10. Электронный научно-образовательный вестник «Здоровье и образование в XXI веке». ЦКЪ: Шр://е-риЪте^о^^и.Ыт! 2006. Т. 8. № 12.
11. Электронный научно-образовательный вестник «Здоровье и образование в XXI веке». ЦКЪ: Шр://е-риЪте^о^^и.Ыт! 2005. Т. 7. № 12.
12. Электронный научно-образовательный вестник «Здоровье и образование в XXI веке». ЦКЪ: Шр://е-риЬте^о^^и.Ыт!. 2004. Т. 6. № 12.
Материалы! IX международного конгресса «Здоровье и образование в XXI веке» РУДН, Москва
13. Электронный научно-образовательный вестник «Здоровье и образование в XXI веке». ЦКЪ: Шр://е-риЪте^о^^и.Ыт! 2003. Т. 5. № 12.
14. Электронный научно-образовательный вестник «Здоровье и образование в XXI веке». ЦКЪ: Шр://е-риЪте^о^^и.Ыт! 2002. Т. 4. № 12.
15. Электронный научно-образовательный вестник «Здоровье и образование в XXI веке». ЦКЪ: Шр://е-риЪте^о^^и.Ыт! 2001. Т. 3. № 1.
16. Электронный научно-образовательный вестник «Здоровье и образование в XXI веке». ЦКЪ: Шр://е-риЬте^о^^и.Ыт!. 2000. Т. 2. № 1.
Материалы! IX международного конгресса «Здоровье и образование в XXI веке» РУДН, Москва